Мировая художественная культура
<<  Тест по культурологии «фепо» Лекция 1. Основные понятия культурологии  >>
Тема № 5 Основные школы и направления в культурологии
Тема № 5 Основные школы и направления в культурологии
Основные школы:
Основные школы:
Антропологическая школа
Антропологическая школа
Антропологическая школа
Антропологическая школа
Венская школа
Венская школа
Венская школа
Венская школа
Историческая школа
Историческая школа
Историческая школа
Историческая школа
Компаративистика – это сравнительные исторические и культурные
Компаративистика – это сравнительные исторические и культурные
Компаративистика – это сравнительные исторические и культурные
Компаративистика – это сравнительные исторические и культурные
Культурно-историческая школа
Культурно-историческая школа
Культурно-историческая школа
Культурно-историческая школа
Культурно-историческая школа
Культурно-историческая школа
Культурно-эволюционная школа
Культурно-эволюционная школа
Культурно-эволюционная школа
Культурно-эволюционная школа
Расово-антропологическая школа
Расово-антропологическая школа
Расово-антропологическая школа
Расово-антропологическая школа
Структурализм (от лат
Структурализм (от лат
Структурализм (от лат
Структурализм (от лат
Теория культурных кругов
Теория культурных кругов
Школа «Анналов»
Школа «Анналов»
Школа «Анналов»
Школа «Анналов»
Функционализм
Функционализм
Функционализм
Функционализм
Картинки из презентации «Основные школы и направления в культурологии» к уроку МХК на тему «Мировая художественная культура»

Автор: Vov@n. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока МХК, скачайте бесплатно презентацию «Основные школы и направления в культурологии.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 589 КБ.

Основные школы и направления в культурологии

содержание презентации «Основные школы и направления в культурологии.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Тема № 5 Основные школы и направления 9основателей школы, Ж.-А. де Гобино,
в культурологии. различал три «чистые» расы (белую, желтую
2Основные школы: Антропологическая и черную) и многочисленные смешанные типы,
школа Венская школа Историческая школа возникшие в результате исторических и
Компаративистика Культурно-историческая культурных контактов. Расы неравноценны:
школа Культурно-эволюционная школа белая (арийская) раса обладает большой
Расово-антропологическая школа культурной одаренностью и является
Структурализм Теория культурных кругов единственной творческой силой в истории.
Школа «Анналов» Функционализм. Низшие расы не способны самостоятельно
3Антропологическая школа. в подняться до вершин цивилизации. Идеи
культурологии сложилась в Великобритании в Гобино не получили признание во Франции,
1860-е гг. Ее основные представители - Э. но были восприняты в Германии В начале XX
Тэйлор, А. Лант, Дж. Фрейзер, в России - в. школа была подвергнута серьезной
Н.Ф. Сумцов, А.И. Кирпичников, А.Н. научной критике, в ходе которой выяснилась
Веселовский. Исследователи из этой школы эмпирическая несостоятельность большинства
объясняли сходство материальной и духовной ее положений и выводов. Большую роль в
культуры, в том числе фольклора народов, этой критике сыграли работы В. Боаса, Г.
не находящихся между собой в этническом Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца и др. Ж.А.
родстве или экономических, политических и Гобино. Х. Чемберлен.
культурных связях. В основу своих 10Структурализм (от лат. Structura -
концепций они ставили общую человеческую строение). направление в гуманитарном
природу людей, сходство их психики и знании, сформировавшееся в 20-х XX в. и
мышления, отмечали соответствие духовной и связанное с использованием структурного
материальной культуры. Эта школа метода, моделирования, элементов
доказывала, что возникнув, сходные сюжеты семиотики, формализации и математизации в
стали вечными спутниками (пережитками) лингвистике, литературоведении,
культуры. Представители Антропологической этнографии, истории и др. Объект
школы пришли к выводу, что все народы исследования структурализма - культура как
проходят общие ступени развития культуры, совокупность знаковых систем (язык, наука,
и что последующие ее периоды сохраняют в искусство, мифология, мода, реклама).
себе пережитки предшествующих. Но она не Основа структурного метода - выявление
могла дать объяснение сходству сюжетов, структуры как относительно устойчивой
так как отрывала творчество народов от их совокупности отношений; признание
социально-экономического развития и методологического примата отношений над
конкретной истории. Дж. Фрейзер. Э. элементами в системе. В более узком смысле
Тэйлор. - научно-философское течение, получившее
4Венская школа. направление в наибольшее распространение в 1960-х годах
этнографии в начале XX в. Представители: во Франции (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Р.
В. Шмидт, И. Генкель, В. Копперс, М. Барт, Ж. Деррида; особое течение - так
Гузинде и др., объединившись вокруг называемый генетический структурализм Л.
журнала «Антиропос» (1906-1915), стояли на Гольдмана). К. Леви-Стросс. М. Фуко.
позициях культурно-исторической школы. 11Теория культурных кругов. учение в
Диффузионная модель Гребнера применялась к этнографии и культурологии (Л.Фробениус,
анализу истории религии, права, Ф. Гребнер и др.), согласно которому
хозяйственной деятельности, мифоэпического сочетание ряда признаков в определенном
мышления. В. Шмидт. И. Генкель. географическом районе позволяет выделить
5Историческая школа. возникла в русской отдельные культурные провинции («круги»).
фольклористике (конец XIX- начало XX вв.); «Культурный круг» представляет
Представители: В.Ф. Миллек, искусственно созданное по произвольно
Н.С.Тихонравов, Б.М. и Ю.М. Соколовы. отобранным элементам понятие, не
Историческая школа истолковывала народно- развивается во времени, а лишь
поэтические произведения (преимущественно взаимодействует с другими «кругами» в
- былины и исторические песни) как географическом пространстве. Если культура
отражение определенной исторической перенесена в иные природные условия, ее
реальности. Локальное и историческое развитие пойдет по другому пути и из
приурочение Достигалось обычно посредством взаимодействия старых культур могут
выявления параллелей в письменных возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение
памятниках по сходству имен, бытовых в теории культурных миграций. История
Деталей, географических названий, реже цивилизации предстает как ряд культурных
исторических событий. Систематизировала кругов, в основании которого лежит
сюжетный состав и создала историческую изначальная, исходная культура.
географию народного эпоса. М.С. 12Теория культурных миграций. концепция
Тихонравов. В.Ф. Миллер. в антропологии, согласно которой
6Компаративистика – это сравнительные культурные явления, однажды возникнув,
исторические и культурные исследования. многократно перемещаются, чем объясняется
Время возникновения - в литературоведении сходство культур или их отдельных
XIX века. Основные представители – Д. элементов. Теория культурных миграций
Мелон, Ф.И. Буслаев, А.Н. Всеволодский, В. тесно связана с теорией культурных кругов
Фридерих, И. Гердер, Дж. Бенфей и др. Ф.И. и диффузионизмом. Распространение
Буслаев Использовала культурных элементов или культурных
сравнительно-исторический метод для комплексов в пространстве осуществляется в
выявления общего и особенного в результате миграций или смещений. Другими
исторических явлениях, ступени и тенденции словами, элементы одного «круга» могут
культурного развития. А.Н. Всеволодский распространяться путем диффузии и
Широкое распространение накладываться на элементы другого «круга».
сравнительно-исторический метод получил в Сменяющие друг друга во времени культурные
исторической науке, языкознании, круги образуют культурные слои. Вся
литературоведении. Значительный вклад в история культуры - это история перемещения
развитие сравнительного метода внесли Дж. нескольких «культурных кругов» и их
Фрейзер и Э. Тэйлор, последний из которых механического взаимодействия
суммировал данные о 350 народах в виде («напластование»).
таблиц как основы для сопоставительного 13Школа «Анналов». («новая историческая
анализа культурных черт. наука»), научное направление, возникшее во
7Культурно-историческая школа. Ф. Боас. Франции , члены которого сгруппировались
в этнографии и антропологии, направление в вокруг основанного М. Блоком и Л. Февром
начале XX в., возникшее как альтернатива журнала, выходившего под названием
эволюционизму. В США к представителям «Анналы» (1929-39): «Анналы социальной и
Культурно-исторической школы относятся экономической истории» (1939-41); «Анналы
Ф.Боас, К. Уисслер, Кребер, Р. Лоули, и социальной истории» (1941-1945);
др., в Европе - Ф.Ратцель, Ф. Гребнер, непериодические «Сборники социальной
Л.Фробениус и др. Ими разработаны теории истории»; «Анналы. Экономики. Общества.
культурной миграции (культурного Цивилизации» (1945-94); с 1994 г. -
диффузионизма) и теория культурных кругов. «Анналы. История, социальные науки».
Представители культурно-исторической школы Постепенно вокруг них сформировалась
сосредоточили свои исследования на плеяда выдающихся ученых-культурологов: Ф.
ограниченных историко-географических Бродель, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби Э, Леруа
территориях, которые изучались на Ладюри и др. Новое в предлагаемой
протяжении определенного отрезка времени, методологии научного исследования
с использованием статистического метода, заключалось в замене классической
методов лингвистики и т.д. Анализ культуры «истории-повествования» современной
должен был показать, какие черты, элементы «историей-проблемой», когда объектом
и культурные комплексы развивались в изучения становится не деятельность
пределах данного региона и какие были великих людей, не описание событий, а
заимствованы (благодаря диффузии) извне. исследование всего общества как
Ф. Ратцель. Крёбер. совокупности экономических,
8Культурно-эволюционная школа. социополитических и культурных связей.
направление неоэволюционизма в Школа «анналов» стала заметным явлением в
американской культурной антропологии, культурной и научной жизни Европы и мира,
сформировалось в 1960-е гг. из оказав влияние на развитие многих
последователей и учеников Л. Уайта (Д.Ф. национальных культурологических школ. Ж.
Аберле, Р.Н. Адаме, Р. Андерсон, Р. Ле Гофф. Ф. Бродель.
Карнейро, Т.Е. Докул, М. Харрис, Б. 14Функционализм. это научное направление
Меггере, М.К. Оплер, М.Д. Салинс, Э.Р. в зарубежной этнографии, сложившееся в
Сервис и др.). Определяющую роль в 1920-х гг. главным образом в
развитии направления сыграли идеи Л. Великобритании и ее бывших доминионах.
Уайта. Центральная проблема -выявление Основателями и главными теоретиками этого
основных закономерностей, логики и этапов направления являются английские
эволюции культуры. Эволюционный подход исследователи Б.К. Малиновский и А.Р.
использовался для общего (стадиального) Радклифф-Браун. Они при изучении культуры
изучения культуры, а также для этносов первые использовали функциональный
исследования параллелизма и особенностей подход в качестве методологической основы.
развития конкретных обществ, сочетания Б. Малиновский. А. Радклифф-Браун.
случайных факторов в истории, условий 15Б. Малиновский, Радклифф-Браун и их
среды обитания и т.д. Представители последователи предлагали рассматривать
культурно-эволюционной школы внесли культуру каждого народа не как
весомый вклад в развитие теории культуры, механическое сочетание пережитков и
в частности, повлияли на исследования в заимствований, а как единую систему
экологической антропологи и (Р. Вайда, этнических норм, обычаев, верований,
Р.А. Раппопорт, Д. Андерсон). Р. Карнейро. каждый элемент которых (одежда, орнамент,
Р. Андерсон. религия, ритуалы, обычай и др.) выполняет
9Расово-антропологическая школа. свою функцию. Нарушение какой-либо функции
Течение в социологии и антропологи 2-й приводит к разрушению социального
половине XIX - начале XX в. (Ж.А. Гобино, организма в целом. Каждая деталь культуры
Ж. Лапуж, X. Чемберлен, О. Амон, Ф. исследуется не в качестве случайного
Гальтон, К. Пирсон). Эта школа переносила элемента или ненужного пережитка, а как
на человеческое общество биологические системная единица, выполняющая совершенно
законы борьбы за существование и определенную задачу, функцию в
естественного отбора, рассматривала социокультурной системе. Таким образом,
общественное развитие с точки зрения важнейшая задача функционального подхода,
понятий наследственности, борьбы «высших» как считают функционалисты, заключается в
и «низших»! рас и классов, признавала разложении культуры как целого на
решающее воздействие расового фактора на составные части и выявлении зависимостей
культурное развитие народов. Один из между ними. КОНЕЦ.
Основные школы и направления в культурологии.ppt
http://900igr.net/kartinka/mkhk/osnovnye-shkoly-i-napravlenija-v-kulturologii-176318.html
cсылка на страницу

Основные школы и направления в культурологии

другие презентации на тему «Основные школы и направления в культурологии»

«Культурология» - В учебном пособии изложены рекомендации по повышению уровня культуры любого дома. Мировая культура и искусство. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века). Мировая художественная культура. Культура дома. Культурология.

«Культурология как наука» - Специализация Востока. Студенты знакомятся с особенностями восточного менталитета, религиозными, этическими и эстетическими нормами народов Востока, получают навыки перевода и общения с носителями культуры. Курсы, которые читают на кафедре История культуры Философия культуры Теория культуры История музыки История театрального искусства Основы менеджмента культуры Основы медиакультуры История этикета.

«Культурология» - Кафедра культурологии Уральского государственного педагогического университета. Международная научная конференция «Судьба России: вектор перемен». Китай: традиции и современность. Кафедра культурологии Уральского государственного технического университета. Теоретико-методологическая и методическая работа с молодыми учеными- культурологами.

«Массовая культура» - Субкультура. Типы культур: Культурология. Духовная культура: Живопись. Архитектура. Elitarian culture. Основные черты массовой культуры: Духовная и материальная Массовая и элитарная Социальная Профессиональная. Мифологическая Религиозная Научная уфологическая. Элита - от фр.Elite - избранное. Профессиональная культура:

«Совокупность художественных культур» - Классификация, предложенная философом. Цельность и гармония. Классификация культурных памятников. Художественная культура. Искусство как компонент культуры. Искусство. Мировая художественная культура как совокупность художественных культур. Художественный стиль. Процессы, связанные с искусством. Устойчивые формы существования.

«МХК и ИЗО» - Заполнить пустые рамы. 7.П. Федотов. Качественные преимущества использования мультимедиа-технологии. Безграничные информационные возможности. М.Козловский. Этапы учебного процесса. 8. Е. Чарушин. Растет познавательная активность учащихся и интерес к предмету. Фрагмент урока МХК, 5 класс. Использование мультимедиа – технологии и интерактивного оборудования в образовательной области «Искусство».

Мировая художественная культура

15 презентаций о мировой художественной культуре
Урок

МХК

58 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по МХК > Мировая художественная культура > Основные школы и направления в культурологии