Новое время в России
<<  Классицизм в архитектуре 1 Классицизм в архитектуре Западной Европы  >>
План Зимнего дворца
План Зимнего дворца
Страницы истории
Страницы истории
Страницы истории
Страницы истории
Зимний дворец в XVIII веке
Зимний дворец в XVIII веке
Портрет Елизаветы Петровны
Портрет Елизаветы Петровны
Портрет Елизаветы Петровны
Портрет Елизаветы Петровны
Портрет Екатерины II
Портрет Екатерины II
Зимний дворец в XVIII веке
Зимний дворец в XVIII веке
Зимний дворец в XVIII веке
Зимний дворец в XVIII веке
Портреты Александра I, Николая I
Портреты Александра I, Николая I
Портреты Александра I, Николая I
Портреты Александра I, Николая I
Портрет Николая II
Портрет Николая II
Портрет Николая II
Портрет Николая II
Зимний дворец в ХIХ веке
Зимний дворец в ХIХ веке
Пожар в Зимнем дворце в 1837 году
Пожар в Зимнем дворце в 1837 году
Пожар в Зимнем дворце
Пожар в Зимнем дворце
Возрождение Зимнего дворца
Возрождение Зимнего дворца
Возрождение Зимнего дворца
Возрождение Зимнего дворца
Возрождение Зимнего дворца
Возрождение Зимнего дворца
Гербовый зал
Гербовый зал
Петровский зал
Петровский зал
Широкое применение металла при восстановлении дворца было новшеством в
Широкое применение металла при восстановлении дворца было новшеством в
Военная галерея 1812 года
Военная галерея 1812 года
В галерее помещены портреты представителей династии Романовых – от
В галерее помещены портреты представителей династии Романовых – от
Малахитовая гостиная
Малахитовая гостиная
Спальня
Спальня
Библиотека Николая II
Библиотека Николая II
Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор
Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор
Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор
Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал все, чтобы воссоздать декор
Портрет императрицы Марии Александровны
Портрет императрицы Марии Александровны
В 1834 г. А.П.Брюллов составил проект памятного зала в честь
В 1834 г. А.П.Брюллов составил проект памятного зала в честь
Большая церковь
Большая церковь
Белый зал
Белый зал
Октябрьская лестница
Октябрьская лестница
Зимний дворец с 1917 по 1925 годы
Зимний дворец с 1917 по 1925 годы
Зимний дворец в годы войны 1941-1945 г
Зимний дворец в годы войны 1941-1945 г
Зимний дворец в годы войны
Зимний дворец в годы войны
Зимний дворец в годы войны
Зимний дворец в годы войны
Зимний дворец в настоящее время
Зимний дворец в настоящее время
Зимний дворец в настоящее время
Зимний дворец в настоящее время
Картинки из презентации «Зимний дворец» к уроку МХК на тему «Новое время в России»

Автор: Галина. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока МХК, скачайте бесплатно презентацию «Зимний дворец.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2241 КБ.

Зимний дворец

содержание презентации «Зимний дворец.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Зимний дворец Выполнила ученица 11 20представлены парадные портреты, монархов
класса Алтухова Светлана Учитель Останкова союзных государств - Пруссии и Австрии.
Н.Н. 2014. Портреты фельдмаршала М.И.Кутузова и
2План Зимнего дворца. 1. Иорданская М.Б.Барклая де Толли находятся по сторонам
галерея /первый этаж/ 2. Парадная двери, ведущей в Георгиевский (Большой
(Иорданская) лестница 3. Фельдмаршальский тронный) зал. Во время пожара 1837 года
зал 4. Петровский (Малый тронный) зал 5. все портреты были спасены и возвращены на
Георгиевский (Большой тронный) зал 6. свои места в восстановленный В.П.Стасовым
Военная галерея 1812 года 7. Гербовый зал зал.
8. Большая церковь 9. Александровский зал 21В галерее помещены портреты
10. Залы военных картин 11. Большая представителей династии Романовых – от
гостиная 12. Белый зал 13. Октябрьская основателя Российской империи Петра
лестница 14. Золотая гостиная 15. Великого до последнего российского
Малиновый кабинет 16. Будуар 17. Учебная императора Николая II. Галерею, носившую
комната 18. Спальня 19. Ротонда 20. тогда название Помпейской, создал после
Библиотека Николая II 21. Малая (Белая) пожара 1837 г. В.П.Стасов, который
столовая 22. Малахитовая гостиная 23. поместил рядом с нею, над выходящим во
Большая Арапская столовая 24. Концертный двор Посольским подъездом, Зимний сад с
зал 25. Портретная галерея дома Романовых застекленным потолком. В 1886 г. в галерее
26. Большой (Николаевский) зал 27. было решено разместить картины, в связи с
Аванзал. чем по проекту дворцового архитектора
3Страницы истории. Зимний дворец – это Н.А.Горностаева изменили ее отделку. В
грандиозное строение, которое является выставочном зале, устроенном после Великой
старейшим зданием на Дворцовой площади, Отечественной войны на месте сада,
сооруженное в стиле барокко. Как и любое расположена экспозиция «Русская культура
здание в Санкт-Петербурге, Зимний дворец 17 в.». Романовская галерея.
окутан историями и мифами. Официально, 22Большой тронный зал (Георгиевский).
строительство Зимнего дворца по проекту Большой Тронный зал – главный зал Зимнего
Б.Ф.Растрелли, началось в 1754 году и дворца – завершает Большую парадную
завершилось в 1762 году, но история его анфиладу. Существовавший здесь до пожара
создания берет свое начало много раньше. Тронный зал был создан архитектором
На месте, ныне занимаемом дворцом в 1712 Кваренги в царствование Екатерины II и
году при Петре Великом, было запрещено освящен 26 ноября 1795 года в день Святого
отдавать участки земли лицам, не Георгия Победоносца – покровителя русского
принадлежавшим к морским чинам. Петр государства и армии. Отсюда возникло
Великий, желая построить на этом месте второе название зала – Георгиевский. Его
дворец для себя, получил разрешение на убранство полностью погибло в огне пожара.
постройку в качестве корабельного мастера Стасов оформил зал заново в строгом и
Петра Алексеева и выстроил там жилой величественном классическом стиле:
«маленький домик голландской архитектуры». грандиозное пространство (площадь зала 800
Перед его боковым фасадом в 1718 году кв.м), ряды белоснежных колонн, блеск и
прорыли канал, названный по дворцу Зимней тяжесть золоченой бронзы создают ощущение
канавкой. В 1711 году специально к свадьбе торжественности и великолепия. Здесь, в
Петра I и Екатерины архитектор Маторнови, присутствии государя и высших сановников
по приказу царя приступил к перестройке Двора, совершались важнейшие
деревянного дворца в каменный. Но в государственные акты, происходили главные
процессе работы архитектор Г.Маторнови был официальные церемонии. Основная тема
удален от дел и строительство возглавил оформления парадной резиденции российских
Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим императоров - величие и мощь империи,
семейством переехал из летней резиденции в Российского государства – нашла свое
зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был наивысшее выражение в художественном
переведен Сенат. решении Большого Тронного зала.
4Зимний дворец в XVIII веке. (Портрет 23Малахитовая гостиная. Отделка и
Анны Иоановны). Когда пришло царствование художественное убранство жилой половины
Анны Иоанновны, граф Бартоломео Франческо дворца после пожара 1837 года были
Растрелли, гениальный зодчий того времени, поручены А.П.Брюллову, который создал
предложил ей свой проект переустройства комплекс жилых половин, расположившихся на
Зимнего дворца. По его проекту требовалось всех трех этажах западной части Зимнего
приобрести, стоявшие в то время на месте, дворца. С особой роскошью и изысканностью
занимаемом нынешним дворцом, дома, он отделал комнаты императрицы Александры
принадлежавшие графу Апраксину, Морской Федоровны – анфиладу, обращенную окнами на
Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Неву и Адмиралтейство. Выдающийся
Иоановна проект одобрила, дома были талантливый архитектор, эрудит, знаток
скуплены, и началось строительство. В 1735 исторических стилей, в своих проектах он
году строительство дворца было завершено, умело, со вкусом и тактом использовал
и Анна Иоановна переехала в него на приемы и традиции архитектуры античной
жительство. Дворец выглядел несколько классики, европейского средневековья,
иначе, чем существует в настоящее время. Востока. Отделка интерьеров на половине
По мнению вошедшей на престол Елизаветы Александры Федоровны не сохранилась, но их
Петровны он не отвечал требованиям облик донесли до нас акварели. Таково было
официальной резиденции русской распоряжение, сделанное Николаем I: он
императрицы. По ее приказу в 1754 году, приказал зафиксировать в акварелях
граф Растрелли должен составить новый интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа.
проект Зимнего дворца. Растрелли, в Исполненные в 1850-х-1860-х годах
соответствии с пожеланием Елизаветы художниками К.А.Ухтомским, Э.П.Гауи
Петровны, старался создать дворец, которым Л.Премацци, акварели являются ныне
могла бы гордиться российская столица. бесценными документами, дающими точное и
Дворцу был придан тот внешний вид, который одновременно художественное представление
сохранился до настоящего времени. На об императорской резиденции XIX века.
работы было ассигновано 859555 рублей, что Единственный зал, отделка которого
по тому времени была сумма крайне скромная полностью сохранилась до наших дней, – это
для такого проекта. И, тем не менее, Малахитовая гостиная. Своей поистине
автору и его помощникам удалось сказочной роскошью зал обязан знаменитому
подчеркнуть богатство и разнообразие уральскому малахиту – редкому и необычайно
декора Зимнего дворца. Над его ценному камню зеленого цвета. В 1835 году
строительством трудились около четырех на уральских рудниках во владениях
тысяч человек. Удалось собрать лучших горнозаводчиков Демидовых было найдено
мастеров со всей страны. Ныне Дворцовая большое месторождение малахита. Более двух
площадь и Александровский сад были покрыты тонн малахита было пожертвовано Демидовым
шалашами, в которых жили рабочие. Дворец царю на отделку гостиной во дворце.
получился, как и задумали, не похожий на Малахитовая гостиная служила связующим
другие. звеном между парадными залами дворца и
5Портрет Елизаветы Петровны. комнатами императрицы. За Малахитовой
6Портрет Екатерины II. гостиной открывался ряд личных покоев
7Зимний дворец в XVIII веке. Его фасады Александры Федоровны: Столовая,
оформлены с присущим Растрелли расписанная по мотивам фресок, раскопанных
разнообразием, каждому из которых зодчий в Помпеях, в Италии, изящные Гостиные,
дал своеобразную трактовку. Сильно Спальня, уютный Будуар, романтический
выступающие крылья обращенного к Зимний Садик с журчащим фонтаном и
Адмиралтейству западного фасада образуют экзотическими растениями, изысканная и
парадный двор. Такое же архитектурное роскошная Ванная комната, оформленная в
решение было дано зодчим восточному торцу мавританском стиле, словно напоенная
дворца, скрытому зданием Малого Эрмитажа. пряными ароматами Востока.
Северный фасад, обращенный к Неве, богато 24Спальня. Комнаты императора
декорирован двухъярусными белыми располагались на третьем этаже. И только
колоннами, создающими эффектную игру рабочий кабинет Николая I находился внизу,
светотени. Главный – южный фасад, на первом этаже. Каждый вечер жители
ориентированный на Дворцовую площадь, столицы могли видеть свет в окне кабинета
прорезан тремя въездными арками. императора и склонившуюся над столом его
Светло-зеленая окраска стен выгодно фигуру. Здесь же стояла его походная
контрастирует с белизной колонн. раскладная кровать, на которой ему было
Декоративность здания усиливается суждено скончаться в 1855 году. За стеной
прихотливыми изгибами сложных карнизов и кабинета находились комнаты дочерей
многообразными наличниками окон. В их Николая I – Ольги и Александры. Эта
композицию включены головки амуров, небольшая анфилада просто, но изящно
львиные маски, причудливые завитки, отделанных помещений и после замужества
характерные для стиля барокко. 176 великих княжон продолжала оставаться
скульптурных фигур на крыше, чередуясь с княжеской «детской половиной».
вазами, оживляют силуэт дворца, 25Библиотека Николая II. Особые
подчеркивая динамику его форм. Здание апартаменты дворца предназначались для
поражает и своими масштабами. Внутри него наследника – цесаревича, будущего
1050 парадных и жилых залов площадью 46 императора Александра II. Эта Анфилада
тысяч квадратных метров, 1945 окон, 1786 покоев с окнами на Адмиралтейство была
дверей, 117 лестниц, 329 дымовых труб. создана архитектором Кваренги во времена
Общая протяженность главного карниза, Екатерины Великой специально для
окаймляющего здание, составляет почти два Александра I – тогда еще великого князя.
километра. Вся система внешних украшений Следуя указанию Николая I, Брюллов сделал
была призвана подчеркивать небывалую по все, чтобы воссоздать декор Кваренги в
тем временам высоту здания. Это великокняжеской половине. А в 1839 году, в
впечатление усиливалось за счет связи с предстоящим бракосочетанием
расположенных в два яруса колонн. Но наследника с принцессой
пожить в этом роскошном творении Гессен-Дармштадтской (будущей императрицей
архитектуры Елизавете не пришлось. Марией Александровной), А.П.Брюллову было
8Зимний дворец в XVIII веке. Портрет поручено оформление новой половины
Петра III. В 1762 году работы были наследника. Эта Анфилада начиналась от
завершены, а 6 апреля того же года Лестницы ее императорского величества,
Император Петр III переезжает на нынешней Октябрьской, идущей от
жительство в Зимний дворец. Он с Октябрьского подъезда со стороны Дворцовой
удовольствием наблюдает из окна дворца, площади. Брюллов сохранил классически
как городские жители растаскивают хлам сдержанное и элегантное убранство
оставшийся после строительных работ, тем лестницы, созданное Монферраном до пожара.
самым расчищают площадь перед дворцом, что От лестницы следовала череда роскошно
казалось невероятным. Это простое решение отделанных залов: парадный Белый зал (одна
подсказал Петру III генерал-полицмейстер из лучших работ Брюллова в Зимнем дворце),
Н.А.Корф. Но и Петру III не пришлось долго Гостиные, Спальня, Будуар. Это были личные
наслаждаться красотой Зимнего дворца. В покои супруги наследника, смыкавшиеся с
1763 году в него уже въезжала Екатерина его собственными комнатами. В середине
II, возвратившись из Москвы после 1850-х годов ряд комнат Марии
коронации. К ее приезду были завершены Александровны был заново оформлен
отделки всех внутренних помещений дворца известными архитекторами той поры:
со всеми имеющимися в нем украшениями. К А.И.Штакеншнейдером (1802-1865), много
концу XVIII в. во дворце насчитывалось до работавшим в эти годы в императорской
1500 комнат, среди которых по особой резиденции, и Ю.А.Боссе. Выдающийся мастер
роскошной отделке и собранным здесь архитектуры историзма, тонкий стилизатор,
произведениям искусства нужно выделить Штакеншнейдер создал самые нарядные
такие залы как: романовская галерея, помещения для Марии Александровны -
содержащая собрание портретов Государей Зеленую столовую и Малиновый кабинет. Вся
дома Романовых, начиная с Михаила жизнь императрицы Марии Александровны
Федоровича. Георгиевский зал, в котором прошла в этих апартаментах. Она любила
стоит золотой трон, с большим музыку и живопись. Малиновый кабинет, на
императорским гербом, вышитым золотом на штофе которого неслучайно были вытканы
красном бархатном фоне. Зал украшен изображения разных музыкальных
мраморными колоннами и шестью инструментов, служил местом домашних
великолепными люстрами, и многие другие концертов. На стенах кабинета висели
залы. Во дворце был создан и зимний сад, с картины, которые нередко приобретались
большими деревьями – тропическими и специально для императрицы, а впоследствии
северными. стали ценным достоянием Эрмитажа.
9Портреты Александра I, Николая I. 26Следуя указанию Николая I, Брюллов
10Портрет Николая II. сделал все, чтобы воссоздать декор
11Зимний дворец в ХIХ веке. Свое Кваренги в великокняжеской половине после
завершение Зимний дворец приобрел в пожара в 1837 году. В связи с предстоящим
царствование императора Николая I бракосочетанием наследника в 1839 году с
(1825-1855). Внук великой Екатерины II и принцессой Гессен-Дармштадтской (будущей
младший брат царя Александра I, Николай императрицей Марией Александровной),
вступил на престол, жестоко подавив А.П.Брюллову было поручено оформление
восстание 14 декабря 1825 года – первое некоторых залов наследника. В анфиладу,
организованное выступление против царизма. которая начиналась от Лестницы ее
Вся дальнейшая политика его царствования императорского величества, нынешней
была направлена на укрепление могущества и Октябрьской, входил и Малиновый кабинет.
авторитета самодержавной власти. Став Этот зал был оформлен А.П.Брюлловым в 1841
хозяином Зимнего дворца, Николай для г. и использовался как рабочий кабинет и
поднятия престижа главной императорской столовая Марии Александровны. В середине
резиденции отдает распоряжения по 1850-х годов ряд комнат супруги будущего
расширению парадной части дворца. Прежде императора Александра II был заново
всего, он осуществляет задуманную еще оформлен известным архитектором той поры –
Александром I идею создания во дворце А.И.Штакеншнейдером, много работавшим в
портретной галереи в память о победе над эти годы в императорской резиденции.
Наполеоном. Еще в 1819 году из Англии был Выдающийся мастер архитектуры историзма,
приглашен живописец Джордж Доу, которому тонкий стилизатор, Штакеншнейдер создал
было поручено написать портреты всех самые нарядные помещения для Марии
русских генералов – участников кампаний Александровны. В 1858 г. Штакеншнейдер
1812-1815 годов. Доу, которому помогали изменил проект Малиновой комнаты. Были
русские живописцы А.В.Поляков и удалены хранилища и переделан потолок;
В.А.Голике, написал 332 портрета тех, кто обивка была заменена, но цвет ее остался
был еще жив, и тех, кого уже не было в такой же – темно-красный. Немалая часть
живых и кого он писал по сохранившимся жизни Марии Александровны прошла в этих
прижизненным изображениям. В 1826 году апартаментах. Она любила музыку и
известный петербургский архитектор К.Росси живопись. Малиновый кабинет, на штофе
(1775/77-1849) построил в Зимнем дворце которого неслучайно были вытканы
галерею длиной 55 м, где разместили изображения разных музыкальных
написанные портреты. Так был создан инструментов, служил местом домашних
уникальный памятник воинской славы России концертов. На стенах кабинета висели
– Военная галерея 1812 года. картины, которые нередко приобретались
12Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. В специально для императрицы.
1828 году к работам в Зимнем дворце был 27Портрет императрицы Марии
привлечен О.Р.Монферран (1786-1858) – Александровны.
французский архитектор, приглашенный в 28В 1834 г. А.П.Брюллов составил проект
Россию Александром I в 1816 году. Работая памятного зала в честь Александра I,
над возведением Исаакиевского собора, который был осуществлен только после
которому суждено было стать одним из пожара. Архитектор нашел блестящее
грандиознейших сооружений середины XIX пространственное решение огромного
века, Монферран одновременно создает новые двусветного помещения. Оригинальные
апартаменты в царской резиденции. В перекрытия Александровского зала – веерные
1833-1834 годах рядом с Главной дворцовой своды, несущие пологие купола, – стали его
лестницей он строит два зала, завершивших главным архитектурно-художественным
формирование главной анфилады парадных акцентом. Обилие воздуха, грандиозность
залов Зимнего дворца, - Фельдмаршальский и подкупольных пространств позволяли
Петровский, посвященный памяти Петра современникам характеризовать зал как
Великого. Через три года все созданное выполненный в «византийском вкусе». Зал
Монферраном и его предшественниками в увековечивал память об Александре I: на
Зимнем дворце погибло в огне небывалого по торцовой стене был помещен портрет
масштабам пожара, произошедшего в декабре императора работы Дж. Доу, над ним –
1837 года. Пожары в те времена случались в барельеф с профильным изображением
Петербурге нередко, главным образом, по Александра «в виде славянского божества
причине печного отопления, которое было и Радомысла», олицетворяющего мудрость и
в царском дворце. В первом этаже, под храбрость. Фриз украсили увеличенные копии
Фельдмаршальским и Петровским залами, моделей Ф.П.Толстого, рассказывающие о
располагалась дворцовая аптека, в которой событиях Отечественной войны 1812 года, и
круглосуточно топилась печь. Вечером 17 символические фигуры Слав. Мемориальный
декабря 1837 года из душника в характер зала подчеркивали четыре огромных
Фельдмаршальском зале стали просачиваться батальных полотна Г.П.Виллевальде.
струйки дыма. Встревоженный дежурный Александровский зал.
персонал вызвал наряд пожарной роты. 29Большая церковь. Интерьер Большой
Обследовав душник, чердачные и подвальные церкви, созданный по проекту
помещения, пожарные нашли задымившуюся Ф.Б.Растрелли, был одним из самых пышных в
рогожу и обильно залили все водой из Зимнем дворце. Восстанавливая церковь
брайнсбойтов. Однако причина возникновения после пожара 1837 г. В.П.Стасов стремился
огня, который уже через несколько минут воссоздать ее первоначальный облик.
вырвался из-за рухнувшей деревянной Пространство разделено на три объема, два
перегородки зала, была иной... из которых - ближайший к входу и алтарная
13Пожар в Зимнем дворце. Сильное пламя часть - двусветны. Центральная часть
мгновенно охватило перекрытия: дворец увенчана куполом и акцентирована пилонами
заполыхал сверху. Спасти его оказалось со сдвоенными каннелированными колоннами
невозможным. Огонь стремительно коринфского ордера. Стены декорированы
распространялся по стенам, по резному пилястрами того же ордера, которые
дереву золоченых орнаментов, живописным чередуются с арочными проемами окон,
плафонам, вощеным паркетам. Сегодня освещающими церковь с двух сторон. Сильно
очевидно, что конструктивная ошибка профилированный и раскрепованный карниз
архитектора О.Р.Монферрана, разместившего отделяет первый ярус от верхнего ряда
душник в узком пространстве, отгороженном окон. Главную роль в художественном
перегородкой, и использование дерева как убранстве церкви играют золоченый лепной
основного строительного материала привели орнамент, выполненный из папье-маше, и
к трагическим последствиям. Очевидец живопись: плафон "Вознесение
происшествия А.П.Башуцкий красочно описал Христа" работы П.В.Басина в притворе
финал грандиозного пожара, бушевавшего и изображения четырех евангелистов на
более тридцати часов. «Торжественно парусах, созданные Ф.А.Бруни. Убранство
печальны были последние часы интерьера дополняли малиновые драпировки и
феникса-здания... Мы видели в выбитые позолоченные светильники.
окна, как огонь победителем ходил на 30Белый зал. Белый зал был создан
пустынном просторе, освещая широкие А.П.Брюлловым к свадьбе будущего
переходы, он то колол и обваливал императора Александра II в 1841 г. Этот
мраморные колонны, то дерзко зачернял выдержанный в белых тонах интерьер
драгоценную позолоту, то сливал в отличается богатством пластического
безобразные груды хрустальные и бронзовые декора: лепные орнаменты покрывают свод и
люстры художественной работы, то обрывал пилястры, лента фриза украшена фигурками
со стен роскошные парчи и штофы... ». путти, предающихся играм. В центральной
Когда вернувшемуся из театра Николаю I части зала, над изображениями доспехов,
стала очевидна невозможность остановить помещены барельефные фигуры древнеримских
разбушевавшуюся стихию, было принято богов; колонны с пышными коринфскими
решение: срочно выносить из дворца все что капителями увенчаны фигурами,
возможно. Мебель, посуда, хрусталь, олицетворяющими искусства. В интерьере
сундуки с одеждой, картины, ковры, книги, гармонично смотрятся живописные панно
альбомы и другая утварь – все было сложено французского пейзажиста 18 в. Г.Робера. В
прямо на снег Дворцовой площади. Чтобы зале расположена экспозиция мебели
огонь не перекинулся на Эрмитаж, переходы Д.Рентгена, знаменитого мастера эпохи
между ним и дворцом были сломаны, а стены, классицизма. Во время правления императора
за которыми хранились бесценные Александра II зал имел свое
художественные сокровища, держали под предназначение: проходившие тогда
напором воды. Пожар бушевал три дня. К праздничные приемы, проводились не в
вечеру 19 декабря от Зимнего дворца северной части дворца, как при Николае I,
остался один гигантский обгоревший остов. а в южной его секции, где располагались
14Возрождение Зимнего дворца. личные комнаты императора и императрицы.
Возрождение Зимнего дворца после пожара 31Октябрьская лестница. Эта парадная
1837 года – это, прежде всего заслуга двух лестница была восстановлена после пожара
выдающихся русских архитекторов XIX века – 1837 г. А.П.Брюлловым, сохранившим почти
В.П.Стасова (1769-1848) и А.П.Брюллова без изменений проект О.де Монферрана (нач.
(1798-1877). В.П.Стасов восстанавливал 1830-х гг.). Архитектурное решение
парадную часть дворца и руководил общими лестницы, примыкавшей к личным
строительными работами. Задача, стоявшая апартаментам, отличается строгостью и
перед ним, была очень сложна. В короткий ясностью, характерными для стилистики
срок архитектор должен был не просто классицизма. В декоре отчетливо звучит
вернуть дворцу его прежнее великолепие, но тема славы: на барельефе, расположенном
и придать всем парадным залам облик, поверх окон, изображено триумфальное
отвечавший художественным вкусам и шествие; в люнетах представлены
взглядам николаевской эпохи – времени аллегорические композиции из склоненных
наивысшего могущества Российской империи, перед двуглавым орлом женских фигур; в
ставшей после победы над Наполеоном нишах помещены статуи античных божеств.
великой европейской державой. На этой Интерьер богато декорирован гризальной
идейной стороне особенно настаивал царь живописью. В центре росписи свода помещен
Николай I, который лично составлял медальон с изображением колесницы
тематическую программу декоративного Аполлона. Название «Октябрьская» лестница
оформления восстановленных залов. Наконец, получила в память о революционных событиях
необходимо было предусмотреть все меры, октября 1917 года, когда отряды штурмующих
чтобы навсегда исключить возможность проникли по ней в Зимний дворец. По
нового пожара. Стасов блестяще решил эту Октябрьской же лестнице в 3 часа в ночь с
задачу, создав монументальный комплекс 25 на 26 октября 1917 г. выводили
парадных залов, объединенных благородством захваченных министров Временного
классического стиля и идеей величия правительства.
Российской империи. 32Зимний дворец с 1917 по 1925 годы.
15Возрождение Зимнего дворца. Эта идея Революционные потрясения 1917 года
нашла свое выражение в грандиозности кардинально отразились на судьбе Зимнего
залов, в пышности и одновременно строгой дворца. В июле его сделало своей
продуманности и рациональности украшений, резиденцией Временное правительство,
в богатстве использованных материалов, в которое разместилось в бывших покоях
мотивах и сюжетах стенных росписей, Николая II. Предвидя переворотные события
лепнины, картин, скульптур, декоративных в стране, ценное дворцовое имущество и
предметов, наконец, в торжественном ритме, коллекции Эрмитажа отправляются в Москву
в котором залы, следуя один за другим, для сохранения в Кремль. После взятия
выстраиваются в великолепные анфилады. Зимнего дворца штурмом в ночь с 25 на 26
Здесь проходили все главные официальные октября 1917 года, солдаты и матросы трое
дворцовые церемонии: торжественные приемы, суток бесчинствовали в царских
великосветские балы, высочайшие выходы. апартаментах, расхищая внутреннее
Залы вдоль Невы и Большую парадную убранство. Лишь спустя несколько дней, 30
анфиладу, идущую вглубь Зимнего дворца к октября 1917 года Зимний дворец именем
Большому тронному залу, соединяет Главная Российской Советской Республики новое
лестница. Сразу за Главной лестницей правительство объявило Государственным
располагался первый зал Большой анфилады – музеем. В 1925-1926 годах по проекту
Фельдмаршальский. Здесь обычно находились архитектора Государственного Эрмитажа
офицеры дворцовой гвардии и происходил А.В.Сивкова начали реконструкцию
развод дворцового караула. Украшенный многочисленных служебных помещений с целью
портретами российских фельдмаршалов, зал использования их для расширяющихся
должен был напоминать о военной славе и экспозиций Эрмитажа. Были уничтожены
мощи Российской империи. Стасов воссоздал антресольные этажи, искажавшие
Фельдмаршальский зал таким, каким его Растреллиевскую и другие галереи, и
построил Монферран. Кроме того, в коридоры, ряд внутренних лестниц, кухни,
соответствии с замыслом своего комнаты обслуживающего персонала,
предшественника, он реставрировал соседний позднейшие перегородки. Большим
Петровский (Малый тронный) зал. достижением реставраторов Зимнего дворца
16Возрождение Зимнего дворца. Следующий явилось воссоздание в 1938 году одного из
за Петровским Гербовый зал архитектор немногих сохранившихся растреллиевских
Стасов оформил по собственному проекту. Он интерьеров – Растреллиевской галереи. На
значительно увеличил длину зала, и площадь третьем этаже по восточному фасаду дворца,
Гербового зала (второго по величине в где раньше находились шестьдесят четыре
Зимнем дворце) теперь составляла 1000 фрейлинские комнаты, после реконструкции
кв.м. Используя характерную для русского первоначальной планировки образовалось
классицизма композицию колонного зала, семнадцать светлых залов.
архитектор добился торжественной 33Зимний дворец в довоенное время.
внушительности тяжелых, сплошь Одновременно с реконструкцией произвели
вызолоченных колонн роскошного коринфского текущую реставрацию Гербового,
ордера, лежащих на них верхних галерей и Александровского и Белого залов, Большой
портиков, обрамляющих входы. По обе церкви, Галереи 1812 года. К сожалению,
стороны от входов располагались при переделке и приспособлении бывших
скульптурные группы – русские витязи с апартаментов царской семьи для размещения
копьями, на которых были укреплены щитки с художественных коллекций демонтировали
гербами российских губерний. (Сейчас они камины и печи, представлявшие
укреплены по краям золоченых бронзовых художественную ценность. В 1930-х годах
люстр, украшающих зал.) Гербы и дали аммосовская система отопления была
название залу, который олицетворял собой ликвидирована, и Зимний дворец подключили
единение империи и императора: здесь к городской теплосети. В 1939 году
проходили приемы государем представителей комиссия, в которую вошли представители
городов, губернского дворянства, сословий. Отдела охраны памятников, главный
В наши дни Гербовый зал, как и многие архитектор Эрмитажа, другие
другие залы Зимнего дворца, является инженерно-технические работники, составила
выставочным помещением. В Гербовом зале акт о техническом состоянии Зимнего дворца
экспонируется богатейшая коллекция и определила перечень
западноевропейского серебра XVII-XVIII ремонтно-реставрационных работ. 10 мая
веков. 1941 года Ленгорисполком рассмотрел вопрос
17Гербовый зал. Каждый следующий зал о ремонте и окраске зданий, выходящих на
Анфилады становился еще одним звеном в Дворцовую площадь. Но все намеченные
сложной картине символов, прославляющих работы прервала война...
Отечество. Гербовый зал Зимнего дворца, 34Зимний дворец в годы войны 1941-1945
предназначенный для торжественных г. В первые дни Великой Отечественной
церемоний, был создан В.П.Стасовым в конце войны многие ценности Эрмитажа срочно
1830-х гг. в стиле позднего русского эвакуировали, часть из них укрыли в
классицизма. Изображения гербов российских подвалах. Для предотвращения пожаров в
губерний помещены на люстрах золоченой зданиях музея окна заложили кирпичом или
бронзы. Входы в зал фланкируют закрыли ставнями. В отдельных помещениях
скульптурные группы древнерусских воинов. паркеты укрыли слоем песка. Зимний дворец
Стройная колоннада, несущая балкон с был крупной мишенью. Большое число бомб и
балюстрадой, фриз с орнаментом из снарядов разорвалось вблизи него, а
акантовых листьев, а также сочетание несколько попало в само здание. Так, 29
золота с белым цветом создают впечатление декабря 1941 года снаряд врезался в южный
величия и торжественности. флигель Зимнего дворца, выходящий на
18Петровский зал. Петровский (Малый кухонный двор, повредив железные стропила
Тронный) зал увековечивает память об и кровлю на площади триста квадратных
основателе Российской империи - Петре I. метров, разрушив находящуюся на чердаке
Зал был создан в 1833 году по проекту установку противопожарного водопровода.
О.-Р. Монферрана (1786-1858) и Было пробито чердачное сводчатое
восстановлен после пожара В. П. Стасовым перекрытие площадью около шести квадратных
почти без изменений. Украшением зала стала метров. Другой снаряд, попавший в трибуну
композиция с аллегорическим полотном перед Зимним дворцом, повредил
"Петр I с Минервою" Дж. Амикони. водопроводную магистраль.
Элементы императорской атрибутики - 35Зимний дворец в годы войны. Несмотря
монограммы Петра Великого, короны, на тяжелые положение, существовавшие в
двуглавые орлы - занимают особое место в блокадном городе, Ленгорисполком 4 мая
убранстве зала. Живописные изображения 1942 года обязал строительный трест №16
знаменитых сражений Северной войны - произвести первоочередные
Полтавской баталии и битвы при Лесной - восстановительные работы в Эрмитаже, в
позволяли современникам воспринимать это которых приняли участие
помещение как "палладиум русского аварийно-восстановительные мастерские.
величия и славы". В зале Петра I Летом 1942 года перекрыли кровлю в местах
находится историческая реликвия - трон повреждения ее снарядами, частично
императрицы Анны Иоанновны, изготовленный исправили опалубку, установили в разбитые
мастером Н. Клаузеном в Лондоне в 1731 световые фонари или железные листы,
году. Деревянная основа трона оправлена в заменили разрушенные металлические
массивное вызолоченное серебро, на спинке стропила временными деревянными,
серебром вышит государственный герб отремонтировали водопроводную систему.
России. 36Зимний дворец в годы войны. 12 мая
19Широкое применение металла при 1943 года в здание Зимнего дворца попала
восстановлении дворца было новшеством в авиабомба, частично разрушившая кровлю над
строительной практике того времени. Георгиевским залом и металлические
Множество металлических конструкций, стропильные конструкции, а в кладовой
сложных элементов новой системы отопления, отдела истории русской культуры
заменившей печное, водопровода, повредившая кирпичную кладку стены. Летом
металлические детали архитектурных 1943 года, несмотря на обстрелы,
украшений были изготовлены для дворца на продолжали заделку просмоленной фанерой
петербургском Александровском заводе. кровли и перекрытий, световых фонарей. 2
Возглавлявший его талантливый инженер января 1944 года еще один снаряд попал в
М.Е.Кларк, используя новейшие достижения Гербовый зал, сильно повредив отделку и
современной технической мысли, блестяще разрушив два перекрытия. Снаряд пробил и
решил ряд сложных технических проблем, потолок Николаевского зала. Но уже в
возникших в ходе работ. Он разработал и августе 1944 года Советское правительство
впервые применил в Зимнем дворце систему приняло решение о восстановлении всех
безопорного перекрытия с помощью зданий музея. Реставрационные работы
металлических ферм и балок, к которым потребовали огромных усилий и растянулись
подвешивались потолки из медных листов. на много лет. Но, несмотря на все утраты,
Эта система позволила создать перекрытия в Зимний дворец остается выдающимся
таких больших залах, как Гербовый и памятником архитектуры барокко.
Большой Тронный зал. 37Зимний дворец в настоящее время.
20Военная галерея 1812 года. Военная Зимний дворец вместе со зданиями Малого,
галерея 1812 года - самое знаменитое из Большого и Нового Эрмитажей и Эрмитажного
мемориальных помещений дворца - была театра образуют единый дворцовый комплекс,
сооружена по проекту выдающегося зодчего которому мало равных в мировой
русского классицизма К.И.Росси архитектуре. В художественном и
(1775/77-1849) и торжественно открыта 25 градостроительном отношении он принадлежит
декабря 1826года, в годовщину изгнания к числу высших достижений русского
армии Наполеона из России. Здесь поместили зодчества VIII-XI веков. Ныне все залы
332 портрета генералов русской армии, этого дворцового ансамбля, возводившегося
участников войны 1812 года и заграничного на протяжении множества лет, занимает
похода 1813 - 1814 гг. В Галерее были Государственный Эрмитаж. Это крупнейший
оставлены места для 13 портретов погибших, музей мира, обладающий огромными
изображения которых найти не удалось. коллекциями произведений искусства.
Портреты были заказаны Александром I 38Зимний дворец в настоящее время.
художнику Джорджу Доу. Встреча русского Сегодняшний Зимний дворец хранит память о
императора и модного английского разных эпохах: произведения Растрелли
портретиста произошла в немецком городе поражают причудливостью архитектурных
Ахене, где осенью 1818 года состоялся фантазий; облик парадных помещений
первый конгресс Священного Союза стран - напоминает об официальных церемониях;
победительниц Наполеоновской армии. В оформление жилых покоев второй половины
глубине зала на торцовой стене расположен XIX века демонстрирует огромный диапазон
парадный портрет императора Александра I выбора архитектурных прообразов.
(исполненный Францем Крюгером). Рядом
Зимний дворец.ppt
http://900igr.net/kartinka/mkhk/zimnij-dvorets-74919.html
cсылка на страницу

Зимний дворец

другие презентации на тему «Зимний дворец»

«Зимний Дворец» - Первоначальной задачей для нас стал выбор экскурсии. Вывод. Мы выбрали Зимний дворец. Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Архитектурная ценность. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем.

«Зимние праздники» - Здравствуй, гостья зима! К стуже. В январе много сосулек -. Дым столбом -. Если зимой тепло -. Новый год. Летом холодно. К морозу. Зимние приметы. Лето дождливое. К теплу. Рождество. Сильно блестят зимой звёзды -. Зимняя сказка. Зимние праздники. И рады мы Проказам матушки зимы… Воробьи дружно чирикают -.

«Стихотворение Зимнее утро» - Чувства изменяются от печали до восторга. Научное предположение, определяющее направление исследований. ТЫ ПЕЧАЛЬНАЯ сидела. Вывод: Исследование № 2. Северная Аврора -. У родственников. Восторг, призыв разделить радость. Термины. Положительно окрашенные. Время и пространство в стихотворении. У т р о.

«Зимний лес» - Желаю вам красивых пейзажей о зиме! «Зимний лес».

«Пушкин Зимний вечер» - Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Буран – снежная буря, буран в степи, метель. Иллюстрация к стихотворению «Зимний вечер». А.С.Пушкин «Зимнее утро». Вьюга - снежная буря. Веретено – приспособление для прядения. Буря - ненастье с сильным разрушительным ветром.

«Зимние забавы детей» - План действия. Проблема. В рамках проекта мы реализовывали программу развития познавательных процессов дошкольников со слуховой депривацией. Задачи. Блоки. С Новым Годом!!! Знакомство с зимним видом спорта «Лыжи» - Изготовление лыж в макете. - Прогулка «Катание на санках». - Лепка и конструирование «Санки». - Экскурсия на каток.

Новое время в России

12 презентаций о Новом времени в России
Урок

МХК

58 тем
Картинки