Жанры
<<  3 кита музыки Романс  >>
Учебное пособие к уроку «Толстой и музыка» Л. Н. ТОЛСТОЙ «КРЕЙЦЕРОВА
Учебное пособие к уроку «Толстой и музыка» Л. Н. ТОЛСТОЙ «КРЕЙЦЕРОВА
Биографическая справка Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Немецкий
Биографическая справка Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Немецкий
Биографическая справка Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Немецкий
Биографическая справка Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Немецкий
Рассмотрите иллюстрацию картины Рене Прине «Крейцерова соната»: «Дверь
Рассмотрите иллюстрацию картины Рене Прине «Крейцерова соната»: «Дверь
Картинки из презентации «Толстой и музыка» к уроку музыки на тему «Жанры»

Автор: Наташа. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока музыки, скачайте бесплатно презентацию «Толстой и музыка.pps» со всеми картинками в zip-архиве размером 204 КБ.

Толстой и музыка

содержание презентации «Толстой и музыка.pps»
Сл Текст Сл Текст
1Учебное пособие к уроку «ТОЛСТОЙ И 8Прочитайте отрывок из «Крейцеровой
МУЗЫКА» Л. Н. ТОЛСТОЙ «КРЕЙЦЕРОВА СОНАТА». сонаты». «После этого престо они доиграли
2Прочитайте отрывок из «Крейцеровой прекрасное, но обыкновенное, не новое
сонаты». «Она, музыка, сразу, andante с пошлыми варьяциями и совсем
непосредственно переносит меня в то слабый финал. Потом еще играли по просьбе
душевное состояние, в котором находился гостей то «Элегию» Эрнста, то еще разные
тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним вещицы. Всё это было хорошо, но всё это не
душою и вместе с ним переношусь из одного произвело на меня и 0,01 того впечатления,
состояния в другое, но зачем я это делаю, которое произвело первое. Всё это
я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы происходило уже на фоне того впечатления,
Крейцерову сонату, — Бетховен, ведь он которое произвело первое. Мне было легко,
знал, почему он находился в таком весело весь вечер. Жену же я никогда не
состоянии, — это состояние привело его к видал такою, какою она была в этот вечер.
известным поступкам, и потому для него это Эти блестящие глаза, эта строгость,
состояние имело смысл, для меня же значительность выражения, пока она играла,
никакого. И потому музыка только и эта совершенная растаянность какая-то,
раздражает, не кончает. Ну, марш слабая, жалкая и блаженная улыбка после
воинственный сыграют, солдаты пройдут под того, как они кончили. Я всё это видел, но
марш, и музыка дошла; сыграли плясовую, я не приписывал этому никакого другого
проплясал, музыка дошла; ну, пропели значения, кроме того, что она испытывала
мессу, я причастился, тоже музыка дошла, а то же, что и я, что и ей, как и мне,
то только раздражение, а того, что надо открылись, как будто вспомнились новые,
делать в этом раздражении, — нет. И оттого неиспытанные чувства. Вечер кончился
музыка так страшно, так ужасно иногда благополучно, и все разъехались». (Л. Н.
действует. В Китае музыка государственное Толстой, Собрание сочинений в 14 томах.
дело. И это так и должно быть. Разве можно Том 12. С. 62.) Почему «Крейцерова соната»
допустить, чтобы всякий, кто хочет, вызвала такие ощущения у Позднышева и его
гипнотизировал бы один другого или многих жены? Какие ощущения возникали у вас при
и потом бы делал с ними что хочет. И прослушивании этого произведения?
главное, чтобы этим гипнотизером был 9Прочитайте следующие фрагменты
первый попавшийся безнравственный человек. повести. «Мучался я особенно тем, что я
А то страшное средство в руках кого видел несомненно, что ко мне у ней не было
попало. Например, хоть бы эту Крейцерову другого чувства, кроме постоянного
сонату, первое престо. Разве можно играть раздражения, только изредка прорываемого
в гостиной среди декольтированных дам это привычной чувственностью, а что этот
престо? Сыграть и потом похлопать, а потом человек, и по своей внешней элегантности и
есть мороженое и говорить о последней новизне, и, главное, по несомненному
сплетне. Эти вещи можно играть только при большому таланту к музыке, по сближению,
известных, важных, значительных возникающему из совместной игры, по
обстоятельствах, и тогда, когда требуется влиянию, производимому на впечатлительные
совершить известные, соответствующие этой натуры музыкой, особенно скрипкой, что
музыке важные поступки. Сыграть и сделать этот человек должен был не то что
то, на что настроила эта музыка. А то нравиться, а несомненно без малейшего
несоответственное ни месту, ни времени колебания должен был победить, смять,
вызывание энергии, чувства, ничем не перекрутить её, свить из неё веревку,
проявляющегося, не может не действовать сделать из неё все, что захочет». (Л. Н.
губительно. На меня, по крайней мере, вещь Толстой, Собрание сочинений в 14 томах.
эта подействовала ужасно; мне как будто Том 12. С. 54.) «Надо сделаться посмешищем
открылись совсем новые, казалось мне, людей, если препятствовать близости на
чувства, новые возможности, о которых я не балах, близости докторов с своей
знал до сих пор. Да вот как, совсем не пациенткой, близости при занятиях
так, как я прежде думал и жил, а вот как, искусством, живописью, а главное —
как будто говорилось мне в душе. Что такое музыкой. Люди занимаются вдвоем самым
было то новое, что я узнал, я не мог себе благородным искусством, музыкой; для этого
дать отчёта, но сознание этого нового нужна известная близость, и близость эта
состояния было очень радостно. Все те же не имеет ничего предосудительного, и
лица, и в том числе и жена и он, только глупый, ревнивый муж может видеть
представлялись совсем в другом свете.» (Л. тут что-либо нежелательное. А между тем
Н. Толстой, Собрание сочинений в 14 томах. все знают, что именно посредством этих
Том 12. С. 61–62.) Какое влияние, по самых занятий, в особенности музыкой, и
мнению Толстого, музыка оказывает на происходит большая доля прелюбодеяний в
человека? нашем обществе». (Л. Н. Толстой, Собрание
3Биографическая справка Людвиг ван сочинений в 14 томах. Том 12. С. 56.)
Бетховен (1770–1827) Немецкий композитор. Согласны ли вы с Позднышевым, что музыка
Родился в семье фламандского способствует прелюбодеяниям?
происхождения. Дед Бетховена был 10Рассмотрите иллюстрацию картины Рене
руководителем придворной боннской капеллы, Прине «Крейцерова соната»: «Дверь в залу
отец — придворным певцом. Композиторская затворена, и слышу оттуда равномерное
деятельность Бетховена началась в 1782 arpeggio и голос его и ее. Прислушиваюсь,
(вариации для клавира на тему марша но не могу разобрать. Очевидно, звуки на
композитора Э. К. Дреслера). Бетховен фортепиано нарочно для того, чтобы
быстро завоевал известность и признание — заглушить их слова, поцелуи, может быть.
сначала как лучший в Вене пианист и Боже мой! что тут поднялось во мне! Как
вдохновенный импровизатор, а позже как вспомню только про того зверя, который жил
композитор. В расцвете творческих сил во мне тогда, ужас берет: сердце вдруг
Бетховен проявлял колоссальную сжалось, остановилось и потом заколотило,
работоспособность. В 1801–1812 появляются как молотком». Только ли жена Позднышева
такие выдающиеся произведения, как соната находилась во «власти» музыки?
до диез минор (т. н. «Лунная», 1801), 11Познакомьтесь с рассуждениями
юношески жизнерадостная 2-я симфония Шопенгауэра о музыке. «Музыка — это
(1802), «Крейцерова соната» (1803), непосредственная объективация и отпечаток
«Героическая» (3-я) симфония, сонаты всей воли, подобно самому миру, подобно
«Аврора» и «Аппассионата» (1804), опера идеям, множественное явление которых
«Фиделио» (1805), 4-я симфония (1806), составляет мир отдельных вещей. Музыка,
выражающая романтическое восприятие следовательно, в противоположность другим
природы. В 1808 Бетховен заканчивает одно искусствам, есть не отпечаток идей, а
из наиболее популярных симфонических отпечаток самой воли, объектность которой
произведений — 5-ю симфонию и одновременно представляют идеи; вот почему действие
«Пасторальную» (6-ю) симфонию, в 1810 — музыки настолько мощнее и глубже действия
музыку к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт», в других искусств: ведь последние говорят
1812 — 7-ю («апофеоз танца», по только о тени, она же – о существе.
определению Р. Вагнера) и 8-ю <…> …только мелодия обладает от
(«юмористическую», по выражению Р. начала до конца осмысленной и
Роллана) симфонии. С 27-летнего возраста целесообразной связностью. Она, таким
Бетховен страдал глухотой, всё время образом, рассказывает историю освещённой
прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта сознанием воли, отпечаток которой в
недуг ограничивал его общение с людьми, действительности есть ряд ее деяний; но
затруднял пианистические выступления и, она говорит больше: она раскрывает
наконец, заставил Бетховена совсем от них интимную историю воли, живописует всякое
отказаться. К концу жизни Бетховен побуждение, всякое стремление, всякое
испытывал тяжёлую материальную нужду и движение ее, все то, что разум объединяет
одиночество. Он не слышал даже самых под широким и отрицательным понятием
громких звуков оркестра, для общения с чувства и чего он не в силах уже
собеседниками пользовался тетрадями. воспринимать в свои абстракции. Поэтому и
Композитор находил поддержку только среди говорили всегда, что музыка – это язык
небольшого круга друзей, разделявших его чувства и страсти, подобно тому как слова
передовые взгляды. (По материалам статьи – это язык разума: уже Платон определяет
А. А. Альшванга из 2-го изд. БСЭ.) Крейцер ее как "движение мелодий, подражающее
(Крёйцер) Родольф (1766–1831) Французский волнениям души" (De leg. VIII), и
скрипач, композитор, дирижёр. Один из Аристотель говорит: "Почему ритмы и
основоположников французской скрипичный мелодии, будучи простыми звуками, тем не
школы 19 века. Бетховен посвятил ему менее оказываются похожими на душевные
сонату для скрипки и фортепиано (т.н. состояния?" (Probl. с. 19). <…>
«Крейцерову сонату»). (Советский Она [музыка] не выражает <…>
энциклопедический словарь п./ред. отдельной радости, той или другой печали,
Прохорова А. М. Москва. Изд. «Советская муки, ужаса, ликования, веселья или
энциклопедия», 1986). душевного покоя: нет, она выражает
4История создания повести Повесть радость, печаль, муку, ужас, ликование,
написана в 1887–1889 годах. Замысел её был веселье, душевный покой вообще, как
Толстому подсказан известным артистом В. таковые сами по себе, до известной степени
Н. Андреевым-Бурлаком, который рассказал in abstracto, выражает их сущность без
писателю, как в поезде железной дороги какого-либо побочного дополнения и без
«один господин сообщил ему своё несчастие мотивов к ним. Тем не менее мы понимаем ее
от измены жены». («Дневники С. А. Толстой. в этой извлеченной квинтэссенции в
1860–1891 гг., изд. М. и С. Сабашниковых, совершенстве. Отсюда и происходит, что
М. 1928. С. 160.) В. Н. Андреев-Бурлак наша фантазия так легко возбуждается
впервые был у Толстого 20 июня 1887 г. В музыкой и пробует оформить, облечь в плоть
октябре этого года и был сделан и кровь этот непосредственно говорящий
первоначальный набросок повести, который нам, незримый и притом столь оживленный
существенно отличался от окончательной мир духов… <…>
редакции: кратко и менее драматично 12Все возможные стремления, волнения и
рассказывается в нём о семейной жизни проявления воли, все сокровенные движения
Позднышева… В одной из промежуточных человека, которые разум объединяет в
редакций в повесть был введён мотив широкое отрицательное понятие
исполнения сонаты Бетховена, посвящённой "чувства", – все это поддается
Крейцеру, и художник переименован в выражению в бесконечном множестве
музыканта Трухачевского. Изменения эти возможных мелодий, но выражается всегда во
были сделаны весной 1888 года под всеобщности одной только формы, без
впечатлением исполнения сонаты скрипачом содержания, непременно в себе, а не в
Лясоттой и С. Л. Толстым в Хамовническом явлении, – как бы сокровенная его душа,
доме Толстых. После этого в работе над без тела. <…> …мир можно назвать как
повестью наступил длительный перерыв. 14 воплощенной музыкой, так и воплощенной
марта 1889 года Толстой писал Г. А. волей; этим и объясняется, отчего музыка
Русанову: «Слух о повести имеет основание. сразу же повышает значение всякой картины
Я уже года два тому назад написал начерно и даже всякой сцены действительной жизни и
повесть действительно на тему половой мира, – и конечно тем сильнее, чем
любви, но так небрежно и аналогичнее ее мелодия внутреннему духу
неудовлетворительно, что и поправляю, и данного явления». (А. Шопенгауэр. Мир как
если бы занялся этой мыслью, то начал бы воля и представление. Пер. Ю. И.
писать вновь». Возобновил работу над Айхенвальда. Собр. соч. в пяти томах, т.I.
«Крейцеровой сонатой» Толстой лишь 3 — М.: "Московский Клуб", 1992. —
апреля 1889 года, отметив в дневнике: § 52.) Подумайте Какое отражение в
«Хотел писать новое, но перечёл только все «Крейцеровой сонате» Льва Толстого находит
начала и остановился на «Крейцеровой учение Шопенгауэра?
сонате»… 9 сентября Толстой сообщал В. Г. 13Познакомьтесь с некоторыми фактами из
Черткову: «Повесть «Крейцерова соната», биографии Л. Н. Толстого. Л. Н. Толстой
или «Как муж убил жену», я почти кончил и познакомился с творчеством Шопенгауэра
рад, что написал это. Знаю, что то, что осенью 1868 года, когда завершал работу
там написано, нужно людям». (Л. Н. над «Войной и миром». Он отнёсся к его
Толстой. Собрание сочинений в 14 томах. учению с энтузиазмом. В письме А. Фету он
Том 12. С. 303–304.) Как вы думаете, назвал его «гениальнейшим из людей».
почему Толстой отказался от Портрет Шопенгауэра висел в его кабинете.
первоначального названия повести? Учение Шопенгауэра присутствует в эпилоге
5Познакомьтесь с воспоминаниями Н. Г. «Войны и мира», где Толстой, подводя итоги
Рубинштейна и С. А. Толстой, роману, размышлял о законах истории, о
рассказывающими о замысле Л. Н. Толстого. свободе воли, об исторической
Основатель и директор Московской необходимости, о роли личности и народа в
консерватории Н. Г. Рубинштейн истории. В эпилоге романа мысли Толстого о
рассказывал, почему Л. Н. Толстой дал мире как представлении, о явлении-событии,
своей знаменитой повести такое название: о волевом поступке, решение о котором
«Однажды граф Толстой обратился ко мне с принимаемое «сознанием», а осмысление,
вопросом: какое из ансамблевых осуществляемое разумом и представляемое
произведений для скрипки и фортепиано свободным, на самом деле подчинены
является, по моему мнению, самым месту-времени (здесь и теперь) и
значительным. Я тотчас ответил: думаю, что причинности и т.п., следуют за
соната Бетховена, ор. 47, так называемая Шопенгауэром, но ему не подчиняются. «Мои
«Крейцерова соната». Вскоре была мысли о свободе и зависимости и мой взгляд
опубликована под этим названием повесть на историю — не случайный парадокс, —
Толстого, вызвавшая большой интерес в писал Толстой историку М. П. Погодину. —
литературных и музыкальных кругах». (Л. Мысли эти — плод всей умственной работы
Ауэр. Интерпретация произведений моей жизни...». <…> Имя Шопенгауэра
скрипичной классики, гл. 4. «Крейцерова до самой смерти Толстого постоянно
соната» и «Романсы» Бетховена».) «Помню я, встречается в сочинениях, рукописях,
как Лев Николаевич говорил, что надо письмах. Но его мысль не была гомогенна
написать для Андреева-Бурлака рассказ от шопенгауэровской. В поисках собственного
первого лица и чтобы кто-нибудь играл в то пути он сплошь и рядом оспаривал теоремы
же время «Крейцерову сонату», а Репин чтоб немецкого мыслителя. <…>
написал картину, содержание которой 14Шопенгауэр глубоко не вникал в
соответствовало бы рассказу. «Впечатление превратности любви, называя страсти,
было бы потрясающее от этого соединения вздохи и трагедии иллюзорными перед зовом
трёх искусств», — говорил Лев Николаевич». рода. Толстой же видел в этих трагедиях
(Толстая С. А. Моя жизнь // Новый мир. — огромную нравственную проблему, он
1978. — № 8. — С. 69.). провозглашал воздержание, особенно для
6Прочитайте отрывок из «Крейцеровой мужчин, и апеллировал к равноправию
сонаты». «— Они играли Крейцерову сонату женщины и мужчины в браке и в общественной
Бетховена. Знаете ли вы первое престо? жизни. В XX веке женщина получила равные
Знаете?! — вскрикнул он. — У!.. Страшная права с мужчиной (в некоторых отношениях
вещь эта соната. Именно эта часть. И она даже стала «равнее» мужчины («я и баба
вообще страшная вещь музыка. Что это и мужик, я и лошадь, я и бык»...). Но
такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что проблема эта в результате так называемой
она делает? И зачем она делает то, что она сексуальной революции (равное право
делает? Говорят, музыка действует женщины на наслаждение и пр.) лишь
возвышающим душу образом, — вздор, приобрела большую остроту. <…>
неправда! Она действует, страшно Поздний Толстой в своей моральной
действует, я говорю про себя, но вовсе не проповеди соединяется с Шопенгауэром,
возвышающим душу образом. Она действует ни отрицающим волю. Подавление витальности,
возвышающим, ни принижающим душу образом, нравственное перерождение героев путем
а раздражающим душу образом. Как вам аскезы и самопожертвования («Отец Сергий»,
сказать? Музыка заставляет меня забывать «Воскресение») стали его любимыми темами.
себя, мое истинное положение, она Вл. Соловьев упрекал Толстого за
переносит меня в какое-то другое, не своё абстрактное морализирование, а В. Розанов
положение: мне под влиянием музыки видел в этом начало толстовства, которого
кажется, что я чувствую то, чего я, совершенно не принимал. В конце жизни эта
собственно, не чувствую, что я понимаю то, позиция распространилась и на учение
чего не понимаю, что могу то, чего не Толстого о непротивлении злу, чему резко
могу. Я объясняю это тем, что музыка противостоял И. Ильин. Исключением стал
действует, как зевота, как смех: мне спать «Хаджи-Мурат» (1904, опубликован
не хочется, но я зеваю, глядя на посмертно) — гимн жизнелюбию и воле.
зевающего, смеяться не о чём, но я смеюсь, (Андреева И. С., Гулыга А. В. Шопенгауэр.
слыша смеющегося». (Л. Н. Толстой, — М.: Мол. гвардия, 2003. — 367[1]с: ил. —
Собрание сочинений в 14 томах. Том 12. С. Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.; Вып.
61.). 846. С.333-336.). Сделайте вывод Повлияло
7ПР?СТО (ит. presto быстро) — муз. 1) ли учение Шопенгауэра на творчество Л. Н.
очень быстрый темп; 2) музыкальная пьеса Толстого?
или часть музыкального произведения 15Послесловие Повесть «Крейцерова
(сонаты, симфонии, квартета и др.) в таком соната» стала событием в
темпе. (Словарь иностранных слов — М.: западноевропейской и российской жизни
Рус. С 48 яз; 1987. — С.398.) СОНАТА (ит. последней четверти 19 века. Она, как
sonata < лат. sonare звучать) — до 17 никакое другое произведение позднего
в. — название всякой инструментальной Толстого, вызвала мощную волну
музыкальной пьесы в отличие от вокальной, полемических читательских откликов. А. П.
называвшейся кантатой; впоследствии — Чехов отмечал, что «Крейцерова соната» «до
музыкальное произведение для одного или крайности возбуждает мысль» (Чехов А.П.
двух инструментов, состоящее обычно из Письма: В 12 томах. — М., 1976. — Т. 4. —
нескольких контрастирующих частей С.18.) Какие мысли и чувства пробудила в
(три-четыре), объединённых общим вас «Крейцерова соната»?
художественным замыслом. (Словарь 16Составители: Лучкина Н. А., Лазарева
иностранных слов — М.: Рус. С 48 яз; 1987. Л. В., Овчинникова И. А., Панова М. Б.,
— С.464.) Прослушайте фрагмент Фролова Л. Н.
«Крейцеровой сонаты» Бетховена.
Толстой и музыка.pps
http://900igr.net/kartinka/muzyka/tolstoj-i-muzyka-84284.html
cсылка на страницу

Толстой и музыка

другие презентации на тему «Толстой и музыка»

«Лев Николаевич Толстой» - Толстой родился в имении Ясная Поляна. Л. Н.Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Могила Л. Н. Толстого. Он работал для детей и с детьми. Написал новую «Азбуку». Создал книги для чтения. За десяток дней до кончины он навсегда покинул свой дом. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Лев Николаевич Толстой (1828-1910).

«Толстой писатель» - Будущий писатель рано осиротел и остался на попечении своих теток. 2007 год. Толстой закончил свой второй роман- «Анна Каренина». Скамья Толстого в парке. Где жил Л.Н.Толстой? Кучерская изба. Толстой приезжает в Петербург. Толстой написал свой первый роман «Война и мир». 1828г. В 1863-1869г. Но главное – подробно анализирует собственные поступки и переживания.

«Татьяна Толстая» - Романсы в жизни Симеонова. «Мне интересны люди «с отшиба»…». Настоящее симеонова. Выучите записи, сделанные в тетради. Т.Н. Толстая факты биографии. Брат — Толстой, Михаил Никитич — известный физик, общественный деятель. Делаем выводы. «Река оккервиль». Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета.

«Рассказы Льва Толстого» - 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 (20) ноября 1910. Научно-познавательные. Продолжение действия Решение отца. Л.Толстой « Лев и собачка». Рассказ об отношении льва и собачки. Научно-познавательный рассказ- автор сообщает сведения, факты. «Прыжок» «Белка и Волк» «Два брата» «Лебеди». Развязка Прыжок.

«Толстой повесть Детство» - Словарь литературоведческих терминов Автобиография. Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Лев Николаевич Толстой. Autos – сам, bios– жизнь, grapho– пишу. Перечитайте лирические отступления, в которых говорится о матери. Почему заголовок главы сформулирован в виде вопроса?

Жанры

25 презентаций о жанрах
Урок

Музыка

27 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по музыке > Жанры > Толстой и музыка