ГИА
<<  «Итоги государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2013-2014 уч Результаты пилотирования итоговой государственной аттестации (ига-9)  >>
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 3
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
Выполните задание
На бесконечном поле имеется горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена (длина стены
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена (длина стены
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена (длина стены
На бесконечном поле имеется длинная горизонтальная стена (длина стены
Черепашка (
Черепашка (
Робот (
Робот (
Исполнитель КАРАНДАШ (и почему не Черепашка
Исполнитель КАРАНДАШ (и почему не Черепашка
Выполните задание ЧЕРЕПАШКА
Выполните задание ЧЕРЕПАШКА
Источники информации
Источники информации
Источники информации
Источники информации
Источники информации
Источники информации
Картинки из презентации «На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить» к уроку педагогики на тему «ГИА»

Автор: я. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока педагогики, скачайте бесплатно презентацию «На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 443 КБ.

На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить

содержание презентации «На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1 40На бесконечном поле имеется длинная
2На Государственной итоговой аттестации горизонтальная стена (длина стены равна
Исполнители встречаются в различных видах чётному числу клеток). Длина стены
задач, например: задана система команд неизвестна. Робот находится в одной из
формального исполнителя, приведён клеток, расположенной непосредственно
конкретный алгоритм, результат работы сверху от стены. Напишите для Робота
которого требуется определить (Задания с алгоритм, закрашивающий все клетки,
выбором ответа) задана система команд расположенные выше и ниже стены и
формального исполнителя, приведён прилегающие к ней, причём через одну,
некоторый алгоритм, требуется составить начиная с первой нижней правой. 7).
алгоритм с меньшим числом шагов, 41ПОКА «Экзотика» Задания с выбором
приводящий к такому же результату (Задания одного ответа Черепашка № 9, Кузнечик №№
с кратким ответом) задана система команд 1, 2, 3, 4, Черепашка (?) 1.1, 1.2, 2,
формального исполнителя, требуется Робот (?) 1, Карандаш №№ 1, 2, Задания с
составить алгоритм, приводящий к кратким ответом Черепашка №№ 10 (I сп.),
конкретному результату (Задания с 10 (II сп.), 11, 12 Попрыгунчик №№ 1, 2,
развёрнутым ответом). Чертёжник Задания с развёрнутым ответом
3Содержание. №8. Задания с выбором Плиточник: задание 1), алгоритм, задания
одного ответа Черепашка №№ 1, 2, 3, 4, 5, 2)-3) Черепашка: задание и алгоритм
6, 7, 8 №16. Задания с кратким ответом Чертёжник.
Вычислитель 1, Делитель 1, Утроитель, 42Исполнитель Кузнечик живёт на числовой
Удвоитель №№ 1, 2, Вычислитель 2.1, 2.2, оси. Начальное положение — точка 0.
Конструктор 1.З, 1.Р № 23. Задания с Система команд Кузнечика: вперёд 3 —
развёрнутым ответом Робот №№ 1, 2, 3, 4, Кузнечик прыгает вперёд на 3 единицы;
5, 6, 7 ПОКА «Экзотика» Задания с выбором назад 2 — Кузнечик прыгает назад на 2
одного ответа Черепашка № 9, Кузнечик №№ единицы; закрась — текущая позиция
1, 2, 3, 4, Черепашка (?) 1.1, 1.2, 2, Кузнечика закрашивается в красный цвет.
Робот (?) 1, Карандаш №№ 1, 2, Задания с Условия могут быть следующими: чётное —
кратким ответом Черепашка №№ 10 (I сп.), проверка того, что текущее положение —
10 (II сп.), 11, 12 Попрыгунчик №№ 1, 2, чётное число, положительное — проверка
Чертёжник Задания с развёрнутым ответом того, что текущее положение — число >
Плиточник: задание 1), алгоритм, задания 0, отрицательное — проверка того, что
2)-3) Черепашка: задание и алгоритм текущее положение — число < 0.
Чертёжник Источники информации: перечень. 431) Кузнечик выполнил следующий
«Исполнители в заданиях ГИА». алгоритм 2 раза: вперёд 3 назад 2 ЕСЛИ
4№8. Задания с выбором одного ответа чётное ТО назад 2 закрась ИНАЧЕ вперёд 3
Черепашка. вперёд 3 ______________________________.
5Черепашка. Исполнитель Черепашка Определите, сколько точек на числовой
перемещается на экране компьютера, прямой будет закрашено в результате
оставляя след в виде линии. В каждый выполнения этого алгоритма. 1) 1 2) 2 3) 3
конкретный момент известно положение 4) 0. вперёд 3 назад 2 ЕСЛИ чётное ТО
исполнителя и направление его движения. назад 2 закрась ИНАЧЕ вперёд 3 вперёд 3.
СКИ исполнителя (две команды): Вперёд n 441) Кузнечик выполнил следующий
(где n — целое число), вызывающая алгоритм 2 раза: вперёд 3 назад 2 ЕСЛИ
передвижение Черепашки на n шагов в чётное ТО назад 2 закрась ИНАЧЕ вперёд 3
направлении движения. Направо m (где т — вперёд 3. Определите, сколько точек на
целое число), вызывающая изменение числовой прямой будет закрашено в
направления движения на m градусов по результате выполнения этого алгоритма. 1
часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда 2) 2 3) 3 4) 0. Решение. 0+3-2=1 чётное? –
1 Команда 2 Команда 3] означает, что нет ? ИНАЧЕ ? 1+3+3=7 7+3-2-8 чётное? – да
последовательность команд в скобках ? ТО ? 8-2=6 закрась Ответ: 1.
повторится k раз. 452) Кузнечик выполнил следующий
61). Черепашке дан для исполнения алгоритм 2 раза: вперёд 3 : назад 1 ЕСЛИ
алгоритм: Повтори 6 [Направо 60 Вперёд 15] отрицательное ТО вперёд 2 ИНАЧЕ назад 1 :
Какая фигура появится на экране? 1. закрась КОНЕЦ назад 1 : назад 1
правильный пятиугольник 2. правильный Определите, сколько точек на числовой
треугольник 3. правильный шестиугольник 4. прямой будет закрашено в результате
правильный двенадцатиугольник. Ответ: 3 выполнения этого алгоритма. 1) 1 2) 2 3) 3
Данные рассуждения не дадут положительного 4) 0. Ответ: 2 (а в сборнике 4(?)).
результата в №2!!! Решение. Выпуклый 463). Известно, что алгоритм, который
многоугольник называется правильным, если выполнил Кузнечик, состоит из 6 записей.
у него все стороны равны и все углы равны. Первой была запись: Повтори 35 [Вперёд 2
Черепашка шесть раз повторяет группу Назад 1] Остальные записи — это команды
команд, указанную в скобках. При этом она Назад 6. На какую одну команду можно
каждый раз поворачивает в одном заменить этот алгоритм, чтобы Кузнечик
направлении — направо, на один и тот же оказался в той же точке, что и после
угол и прочерчивает отрезки одинаковой выполнения алгоритма? Назад 5 3) Вперёд 1
длины. Выполнив весь алгоритм, Черепашка Вперёд 5 4) Назад 1. Ответ: 2. Решение 35
совершит поворот на 600 ? 6 = 3600. Сумма ? (+2 -1) + 5 ? (-6) = 35 – 30 = +5 ?
внешних углов многоугольника = 360°. Вперёд 5.
Следовательно, получается замкнутая 474). Известно, что начальное положение
ломаная, образующая правильный Кузнечика — точка 0 на координатной оси.
многоугольник, состоящий из шести равных Кузнечик выполнил алгоритм: Повтори 3
сторон, т.е. правильный шестиугольник. [Вперёд 2 Назад 1 Повтори 2 [Назад 2]]
72). Черепашке был дан для исполнения Повтори 4 [Вперёд 3] В какой точке на
следующий алгоритм: Ответ: 4. Повтори 8 координатной оси окажется Кузнечик после
[Направо 45 Вперёд 18 Направо 45] Какая выполнения алгоритма? 1) 0 2) 12 3) 3 4)
фигура появится на экране? восьмиконечная Назад 11. Ответ: 3.
звезда правильный восьмиугольник 48Черепашка (?) – только название. 1.1.
незамкнутая ломаная линия квадрат. Исполнитель Черепашка ползёт по клеткам
Решение. Если это правильный бесконечной вертикальной клетчатой доски,
многоугольник, то сумма его внешних углов переходя по одной из команд: вверх, вниз,
= 3600. Величина одного внешнего угла = вправо, влево — в соседнюю клетку в
450 + 450 = 900 3600/ 900 = 4 (делится указанном направлении. Черепашка выполнила
нацело) ? КВАДРАТ, а поскольку Повтори 8…, следующую программу: вправо вправо влево
квадрат нарисуется дважды по одному вверх вверх вниз влево вверх, — в
контуру. результате которой перешла из клетки а в
83). Черепашке был дан для исполнения клетку b. Укажите наименьшее возможное
следующий алгоритм: Ответ: 3. Повтори 3 число команд в программе, переводящей
[Направо 45 Вперёд 18 Направо 45] Какая Черепашку из начальной клетки а в конечную
фигура появится на экране? восьмиконечная клетку b. 1) 1 2) 2 3)3 4) 4. Ответ: 3.
звезда правильный восьмиугольник 49Черепашка (?) – только название. 1.2.
незамкнутая ломаная линия квадрат. Исполнитель Черепашка ползёт по клеткам
Решение. Если это правильный бесконечной вертикальной клетчатой доски,
многоугольник, то сумма его внешних углов переходя по одной из команд: вверх, вниз,
= 3600. Величина одного внешнего угла = вправо, влево — в соседнюю клетку в
450 + 450 = 900 3600./ 900 = 4 (делится указанном направлении. Черепашка выполнила
нацело) ? КВАДРАТ, НО!!! Повтори 3 , а следующую программу: вправо вниз вправо
нужно 4 как минимум! ? Ломаная не вниз вправо вверх влево вверх — в
замыкается. результате которой перешла из клетки а в
94). Ответ: 2. Черепашке был дан для клетку b. Укажите наименьшее возможное
исполнения следующий алгоритм: Повтори 4 число команд в программе, переводящей
[Направо 45 Вперёд 25 Направо 75] Какая Черепашку из начальной клетки а в конечную
фигура появится на экране? ромб правильный клетку b. 1) 1 2) 2 3)3 4) 4. Ответ: 2.
треугольник незамкнутая ломаная линия 50Черепашка (?). 2. Ответ: 3. — при
правильный восьмиугольник. выполнении каждой из которых он движется в
105). Ответ: 3. Черепашке был дан для соответствующем направлении на 1 см. Он
исполнения следующий алгоритм: Повтори 7 выполнил следующую программу: вправо вверх
[Направо 33 Вперёд 10 Направо 39] Какая вверх влево влево вниз. Укажите расстояние
фигура появится на экране? правильный (в см) от начальной до конечной точки. 1)
семиугольник правильный треугольник 6 2) 3) 4). Исполнитель Черепашка
правильный пятиугольник правильный перемещается на экране компьютера,
четырнадцатиугольник. оставляя след в виде линии. В каждый
11Повтори 5 [Вперёд 36 Направо 36 Вперёд конкретный момент известно положение
36 Направо 36] Какая фигура появится на исполнителя и направление его движения. У
экране? правильный треугольник исполнителя существуют четыре команды:
равнобедренная трапеция правильный вверх вниз вправо влево, 1. 1. Решение.
пятиугольник правильный десятиугольник. 51Робот (?). переходя на соседнюю клетку
6). Ответ: 4. ! в направлении, указанном в скобках. Если в
12! Исполнитель Черепашка перемещается этом направлении между клетками стоит
на экране компьютера, оставляя след в виде стена, то Робот разрушается. Робот успешно
линии. В каждый конкретный момент известно выполнил программу 4224231. Какую
положение исполнителя и направление его последовательность из трёх команд должен
движения. У исполнителя существуют две выполнить Робот, чтобы вернуться в ту
команды: Вперёд n (где n — целое число), клетку, где он был перед началом
вызывающая передвижение Черепашки на n выполнения программы, и не разрушиться вне
шагов в направлении движения; Налево m зависимости от того, какие стены стоят на
(где m — целое число), вызывающая поле? 1) 113 2) 131 3) 311 4) 133. Ответ:
изменение направления движения на m 1. Исполнитель Робот действует на
градусов против часовой стрелки. Алгоритм: клеточной доске, между соседними клетками
Повтори 5 [Команда1, Команда2] означает, которой могут стоять стены. Робот
что последовательность команд в скобках передвигается по клеткам доски и может
повторяется 5 раз. Черепашке был дан для выполнять команды: вверх вниз вправо
исполнения следующий алгоритм: Повтори 8 влево, —.
[Вперёд 10 Налево 40] Какая фигура 52Исполнитель КАРАНДАШ. перемещается по
появится на экране? незамкнутая ломаная плоскости, оставляя за собой след в виде
линия квадрат правильный девятиугольник линии. Система команд исполнителя: ВПЕРЁД
правильный восьмиугольник. 7). Ответ: 3. К, где К — количество шагов; и НАПРАВО Р,
13! 8. Ответ: 1. Черепашке был дан для где Р — поворот на Р градусов по часовой
исполнения следующий алгоритм: Повтори 9 стрелке. Для повторения последовательности
[Вперёд 10 Направо 60 Вперёд 10] Какая команд применяется команда ПОВТОРИ А, где
фигура появится на экране? правильный А — количество повторений. (С Черепашкой
шестиугольник незамкнутая ломаная линия по смыслу очень похоже!).
квадрат правильный девятиугольник 53Исполнитель КАРАНДАШ (и почему не
правильный треугольник. 600. 600. 600. Черепашка?). КАРАНДАШ получил для
600. 600. 600. Н. исполнения следующий алгоритм: ПОВТОРИ 3
14Черепашке был дан для исполнения (ПОВТОРИ 4 (ВПЕРЁД 10 НАПРАВО 90) НАПРАВО
следующий алгоритм: Повтори 3 [Повтори 4 120) Какая фигура будет нарисована (см.
[Вперёд 30 Направо 50 Вперёд 30 Направо рис.)? 1). Ответ: 4.
130] Направо 130] Какая фигура появится на 54Исполнитель КАРАНДАШ (и вновь не
экране? 9). Ответ: 2. Черепашка!). КАРАНДАШ получил для
1510.1. Решение (I способ). Угол исполнения следующий алгоритм: ПОВТОРИ 3
поворота Черепашки в вершине (ПОВТОРИ 3 (ВПЕРЁД 10 НАПРАВО 120) НАПРАВО
шестиугольника будет равен углу, смежному 120) Какая фигура будет нарисована (см.
с внутренним углом, т.е. n = 1800 – x. n. рис.)? 2). Ответ: 2.
x. n = 1800 – x = 1800 –1200 = 60°. Ответ: 55Исполнитель ПОПРЫГУНЧИК. 1). Ответ:
600. Сумма внутренних углов правильного Н2. перемещается по числовой оси по
шестиугольника вычисляется по формуле командам ВПЕРЁД Р (ВР) и НАЗАД Р (HP), где
(n-2)х1800, где n =6. ? ?величина одного Р — количество делений оси. Исполнитель
внутреннего угла x: Каким должно быть выполнил 21 команду Н2 и ВЗ, причём команд
значение n в цикле: Повтори 10 [Вперед 10 Н2 было на 5 больше. Какой одной командой
Направо n], чтобы на экране появился можно было бы заменить программу, чтобы
правильный шестиугольник? 600. 1200. исполнитель оказался в той же точке?
1610.2. Решение (II способ). Сумма Решение. XH2 + YВЗ =21 XH2 = YВЗ + 5. 2yвз
ВНЕШНИХ углов правильного многоугольника + 5 = 21 ? 2yвз = 16 ? yвз = 8 ? xh2 = 8 +
3600. У нас правильный шестиугольник ? n = 5=13. Т.о., 8ВЗ : Вперед 3*8=24 13H2:
3600/6 = 600. n. НО данные рассуждения НЕ Назад 2*13=26. ?26-24=2, т.е. НАЗАД 2.
подходят для звезды - угол поворота только 56Исполнитель ПОПРЫГУНЧИК. 2). Ответ:
через внутренний угол: Ответ: 600. Каким Н5. Исполнитель ПОПРЫГУНЧИК перемещается
должно быть значение n в цикле: Повтори 10 по числовой оси по командам ВПЕРЁД Р(ВР) и
[Вперед 10 Направо n], чтобы на экране НАЗАД Р( HP), где Р — количество делений
появился правильный шестиугольник? 600. оси. Исполнитель выполнил 15 команд Н2 и
1711. Решение. Угол поворота Черепашки в ВЗ, причём команд Н2 было на 5 больше.
вершине звезды будет равен углу, смежному Какой одной командой можно было бы
с внутренним углом, т.е. n = 1800 – x. n. заменить программу, чтобы исполнитель
x. вписанных углов 5 и они равны между оказался в той же точке? Решение. XH2 +
собой ? центральных углов 5. Сумма 5 YВЗ =15 XH2 = YВЗ + 5. 2yвз + 5 = 15 ?
центральных углов = 3600. ? 2?x = 3600 : 5 2yвз = 10 ? yвз = 5 ? xh2 = 5 + 5=10.
= 720 ? x= 360 ? n = 1800 – 360 = 1440. Т.о., 5ВЗ : Вперед 3*5=15 10H2: Назад
Ответ: 1440. Каким должно быть значение n 2*10=20. ?20-15=5, т.е. НАЗАД 5.
в цикле: Повтори 10 [Вперед 10 Направо n], 57Исполнитель ПЛИТОЧНИК. может
чтобы на экране появилась правильная перемещаться по клетчатой плоскости по
пятиугольная звезда? 1440. 360. Внутренний командам: ВВЕРХ, ВНИЗ, ВЛЕВО, ВПРАВО.
угол звезды является вписанным в Между соседними клетками может находиться
окружность. Соответствующий ему бордюр, пересечь который ПЛИТОЧНИК не
центральный угол вдвое больше вписанного, может. Поэтому при движении необходимо
т.е. 2?x. Звезда 5-угольная правильная ? проверять отсутствие бордюра или края
2x. 720. плоскости командами: СВЕРХУ СВОБОДНО,
18Черепашке был дан для исполнения СНИЗУ СВОБОДНО, СЛЕВА СВОБОДНО, СПРАВА
следующий алгоритм: повтори N [вперед 10 СВОБОДНО. Эти команды можно использовать
направо Х] Какими должны быть значения X и вместе с условием ЕСЛИ, которое имеет
минимальное N, чтобы на экране появился следующий вид: ЕСЛИ <условие> ТО
правильный девятиугольник? (выведите <последовательность команд> КОНЕЦ. В
результат через запятую). 12. Решение одном условии можно использовать несколько
Сумма внешних углов многоугольника = 360°, команд, применяя логические связки И, ИЛИ,
все углы правильного многоугольника равны НЕ. Для повторения последовательности
и ? равны его внешние углы N?9, т.к. иначе команд можно использовать цикл ПОКА,
ломаная не замкнётся! (9 сторон в который имеет вид: ПОКА <условие>
9-тиугольнике). Ответ: 40, 9. ДЕЛАТЬ <последовательность команд>
19Задания с кратким ответом Вычислитель. КОНЕЦ. Также у ПЛИТОЧНИКА есть две
201). Исполнитель Вычислитель имеет команды: УЛ0ЖИТЬ_К и УЛ0ЖИТЬ_С, — которые
следующую систему пронумерованных команд: укладывают красные и синие плитки
умножь на два; прибавь единицу. Первая соответственно.
умножает число на два, а вторая прибавляет 58Выполните задание ПЛИТОЧНИК. РИСУНКА
к числу единицу. Алгоритм, преобразующий НЕТ!!! Творим сами ? 1). Справа от
число 3 в число 26, записывается в виде бордюра, отступив вниз 3 клетки, нужно
последовательности команд 1121, что уложить 4 ряда красных и синих плиток в
соответствует: 1. умножь на два 3 ? 2 = 6 шахматном порядке. ПЛИТОЧНИК находится в
1. умножь на два 6 ? 2 = 12 2. прибавь клеточке слева от бордюра, длина бордюра
единицу 12 + 1 = 13 1. умножь на два 13 ? более 5 клеток, и до конца плоскости он не
2 = 26 Запишите порядок команд алгоритма, доходит. Алгоритм записать в текстовом
преобразующего число 3 в число 21, редакторе. Пример возможной обстановки.
содержащего не более пяти команд, указывая Это должно получиться. Н. Н.
лишь номера команд. Решение. 59Возможный алгоритм ПЛИТОЧНИК. В
21Подобные задачи принято решать «от сборнике пишут НЕКОРРЕКТНО: слева НЕ
ответа». Ответ: 22112. 1). «Обратная» свободно!!! Пока не справа св0б0дн0 делать
команда. Выполнение команды. 2. Вычти вверх конец вправо : вниз : вниз : вниз :
единицу. 21 - 1 = 20. 1. Дели на два. 20 : вниз пока не слева свободно делать
2 = 10. 1. Дели на два. 10 : 2 = 5. 2. ул0жить_с : вправо : уложить к : вправо :
Вычти единицу. 5- 1=4. 2. Вычти единицу. ул0жить_с : вправо : уложить_к вниз :
4-1=3. Решим обратную задачу: получить из влево : влево : влево если не слева
числа 21 число 3. Применяемые команды свободно то ул0жить_к : вправо : уложить_с
также должны быть обратными к заданным : вправо : ул0жить_к : вправо : уложить_с
командам исполнителя: дели на два; вычти конец вниз : влево : влево : влево конец.
единицу. Операция дели на два выполняется Н.
только для чисел, кратных двойке, иначе 60Выполните задания. 2); 3). ПЛИТОЧНИК
она не будет обратной исходной команде должен уложить через одну красные и синие
умножь на два. Для скорейшего получения из плитки снизу от бордюра, который находится
числа 21 числа 3 по возможности применяем на плоскости, пересекая её по горизонтали,
операцию деления, а если это невозможно — не доходя до краёв. Длина бордюра
операцию вычитания. Исходная задача: 3 ? неизвестна. ПЛИТОЧНИК находится в одной из
21 1. умножь на два; 2. прибавь единицу. клеток, расположенной непосредственно над
Результат решения обратной задачи — бордюром. ПЛИТОЧНИК должен уложить через
полученную последовательность команд — одну красные и синие плитки слева от
переписываем в обратном порядке для бордюра, который находится на плоскости,
получения ответа исходной задачи. пересекая её по вертикали, не доходя до
22Исполнитель Делитель. Ответ: 1211. У краёв. Длина бордюра неизвестна. ПЛИТОЧНИК
исполнителя Делитель две команды, которым находится в одной из клеток, расположенной
присвоены номера: 1. прибавь пять 2. непосредственно слева от бордюра. Его
раздели на два Первая команда увеличивает начальное положение также неизвестно.
число на экране на 5, вторая — уменьшает Плиточник по смыслу похож на ПАРКЕТЧИКА… О
его в 2 раза. Запишите порядок команд в некоторых средах программирования…
алгоритме получения из числа 1 числа 13, 61Плиточник по смыслу похож на
содержащем не более 5 команд, указывая ПАРКЕТЧИКА, на которого разработана среда
лишь номера команд. Например, программиро-вания.
последовательность 11221 соответствует http://prog.narod.ru/probl_parket.htm -
алгоритму, который преобразует число 7 в задачи к Паркетчику
8: 1. прибавь пять (12) 2. раздели на два http://prog.narod.ru/parket.htm Паркетчик
(6) 1. прибавь пять (11) 1. прибавь пять умеет: Перемещаться по клеточному полю.
(16) 2. раздели на два (8) Если таких Распознавать цвет плитки. Убирать и
алгоритмов более одного, то запишите любой ставить плитки. Распознавать наличие стен
из них. в соседних клетках. Выполнять несложные
23Исполнитель Утроитель. Ответ: 212. математические действия с целыми числами.
Запишите порядок команд в алгоритме Система команд Паркетчика 1. Шаг вправо 2.
получения из числа 9 числа 19, содержащем Шаг влево 3. Шаг вверх 4. Шаг вниз 5.
не более 3 команд, указывая лишь номера Положить (X) - в текущую клетку ложит
команд. Например, 21211 — это алгоритм: 1. плитку цвета Х. 6. Снять плитку - без
умножь на три 2. вычти 2 1. умножь на три комментариев. 7. А:=Х - переменной А
2. вычти 2 2. вычти 2, — который присваивает значение Х. 8. Запросить А -
преобразует число 2 в 8. У исполнителя требует ввести с клавиатуры значение
Утроитель две команды, которым присвоены переменной А - пользователь вводит
номера: 1. умножь на три 2. вычти 2 Первая числовое значение и нажимает Enter. 9.
из них утраивает число на экране, вторая Сообщить А - выводит на экран значение А.
уменьшает его на 2. 10. Пауза Х - приостанавливает выполнение
24Исполнитель Удвоитель. 1). Ответ: 121. программы на Х миллисекунд. 11. Перейти на
Запишите порядок команд в алгоритме (Х,Y) - переходит на ячейку с координатами
получения из числа 11 числа 13, содержащем X,Y. 12. Стоп - остановка программы.
не более 3 команд, указывая лишь номера Каждая команда заканчивается знаком (;) -
команд. Например, 212111 — это алгоритм: точка с запятой. Группа команд, которая
умножь на 2 вычти 3 умножь на 2 вычти 3 должна выполняться как один оператор,
вычти 3 вычти 2, — который преобразует заключается в фигурные скобки: {оператор}
число 5 в 8. Если таких алгоритмов более - обычно используется в циклах и
одного, то запишите любой из них. У ветвлениях. Перед закрывающей скобкой }
исполнителя Удвоитель две команды, которым ставить точку с запятой (;) необязательно.
присвоены номера: 1. вычти 3 2. умножь на Начинается описание программы с объявления
2 Первая из них уменьшает число на экране переменных. Переменные у Паркетчика двух
на 3, вторая — удваивает его. типов: целые и цвет. С переменными целого
25Исполнитель Удвоитель. 2). Ответ: типа все ясно. Переменные типа цвет могут
11212. У исполнителя Делитель две команды, принимать только два значения: красная,
которым присвоены номера: вычти три умножь зеленая. Если переменных нет, объявление
на два Первая команда уменьшает число на их можно пропустить. За переменными идет
экране на 3, вторая — увеличивает его в 2 раздел описания подпрограмм. Если их нет -
раза. Запишите порядок команд в алгоритме этот раздел можно так же пропустить.
получения из числа 16 числа 34, содержащем Дальше идет главная часть программы,
не более 5 команд, указывая лишь номера которая начинается с зарезервированного
команд. Например, последовательность 22121 слова Программа - оно обязательно.
соответствует алгоритму, который Исполнительная часть программы заключается
преобразует число 2 в 7: 2. умножь на два в скобки - {…}.
(4) 2. умножь на два (8) 1. вычти три (5) 62О некоторых средах программирования…
2. умножь на два (10) 1. вычти три (7). http://yudenisov.livejournal.com/8463.html
Если таких алгоритмов более одного, то «Сегодня скачал и опробовал работу
запишите любой из них. некоторых программ для обучения
26Исполнитель Вычислитель. 2). У информатики в школе: «Роботландию», «Лого
исполнителя Вычислитель три команды, Миры» и «Паркетчик». Первые две
которым присвоены номера: вычти 1 умножь распространяются под лицензией «demoware»,
на 3 прибавь 3 Первая из них уменьшает а последняя — «freeware». Для некоторых
число на экране на 1, вторая — утраивает программ есть версии под DOS и Windows.
его, а третья увеличивает на 3. Запишите Перехожу к более детальному описанию
порядок команд в алгоритме получения из пакетов. Роботландия. Набор программ для
числа 5 числа 23 за наименьшее число операционной системы MS-DOS, для обучения
команд. Например, 211 — это алгоритм: 2. информатики в младших классах. Будет
умножь на 3 1. вычти 1 1. вычти 1,— интересна для школьников с 3 по 6 класс.
который преобразует число 7 в 19. Решение. Содержит в себе тренажёры, обучающие игры
27Исполнитель Вычислитель. Ответ: 321. и примеры из школьного курса информатики.
2). вычти 1 умножь на 3 прибавь 3 Запишите Интерфейс простой, графика примитивная. В
порядок команд в алгоритме получения из «демонстрационной версии» часть программ
числа 5 числа 23 за наименьшее число не запускается — требуется ключ для
команд. Для решения данной задачи полезно разблокировки. Программа запускается в
построить дерево. Строим! 5. +3. -1. *3. Windows 7 и ALT Linux только в виртуальной
I. 4. 15. 8. -1. -1. -1. +3. +3. +3. *3. машине DOSBox, и уже в нём работает в
*3. *3. II. 3. 12. 7. 14. 45. 18. 7. 24. «оконном режиме» эмулятора. Замечание:
11. -1. +3. *3. III. 23. демонстрационную версию программы не
28Исполнитель Конструктор. 1.З. У удалось скачать с официального сайта.
исполнителя Конструктор две команды, Пришлось задействовать поиск в Интернете.
которым присвоены номера: 1. приписать 2 Лого Миры. Набор программ для операционной
2. разделить на 2. Первая из них системы Microsoft Windows, для обучения
приписывает к числу на экране справа цифру программированию в средних классах (от 11
2, вторая – делит его на 2. Запишите лет и старше). Содержит в себе редактор и
порядок команд в алгоритме получения из среду программирования на языке «Лого»
числа 1 числа 16, содержащем не более 5 (рисование черепашками). Интерфейс мне
команд, указывая только номера команд показался нестандартным, однако есть
(например, 22212 – это алгоритм: разделить нормальная инструкция и демонстрационные
на 2 разделить на 2 разделить на 2 примеры к программе. Программа
приписать 2 разделить на 2, который распространяется по лицензии «demoware»,
преобразует число 8 в число 6.) Если таких без покупки ключа невозможно сохранить и
алгоритмов более одного, запишите любой из распечатать результаты работы. Работает на
них. Решение. всех компьютерах с 32-х разрядной Windows
29Исполнитель Конструктор. Ответ: 12212. и под управлением wine в Linux. Программа
1.Р. СКИ: 1. приписать 2 2. разделить на выложена для скачивания на сайте
2. Получить из числа 1 число 16 (максимум разработчика. Паркетчик. Программа для
за 5 команд). обучения программированию с примерами из
30Задания с развёрнутым ответом Робот. учебника Гейн. Представляет собой
3123. Исполнитель Робот умеет реализацию языка: «упрощённый Лого».
перемещаться по лабиринту, начерченному на Программа широко применяется в школе,
плоскости, разбитой на клетки. поэтому её бесплатную («freeware») версию
Последовательность команд — это одна или выложили на сайт издательства
несколько любых команд Робота. Например, «Просвещение», откуда автор её и скачал.
для передвижения на одну клетку вправо, Интерфейс программы простой и понятный.
если справа нет стенки, можно использовать Программа существует в версии Windows 32 и
такой алгоритм: если справа свободно то MS-DOS, работает одинаково хорошо как в
вправо все В одном условии можно Windows, так и на эмуляторах Wine и
использовать несколько команд, используя DOSBox. Установка и настройка программ не
логические связки: «и», «или», «не». должна вызвать серьёзных проблем. Что
Например, если (справа свободно) и (не касается приобретения полных версий, тут
снизу свободно) то вправо все Для автор рекомендует сначала протестировать
повторения последовательности команд можно продукты, а потом принимать решения по их
использовать цикл «пока», имеющий покупке. Цена «Роботландии» составляет
следующий вид: нц пока <условие> где-то в районе 600 рублей, примерно
последовательность команд кц Например, для столько же запрашивают за «Лого Миры».
движения вправо, пока это возможно, можно «Паркетчик» во всех версиях
использовать следующий алгоритм: нц пока распространяется бесплатно.».
справа свободно вправо кц У Робота есть 6323. И вновь ЧЕРЕПАШКА. Исполнитель
команда закрасить, закрашивающая клетку, в Черепашка перемещается на экране
которой находится Робот в настоящий компьютера. В каждый конкретный момент
момент. У Робота есть четыре команды известно положение исполнителя и
перемещения: вверх вниз влево вправо. При направление его движения. У исполнителя
выполнении любой из этих команд Робот существуют две команды: Вперёд n (где n —
перемещается на одну клетку целое число), вызывающая передвижение
соответственно: вверх ?, вниз ?, влево ?, Черепашки на п шагов в направлении
вправо ?. Между соседними (по сторонам) движения; Налево m (где m — целое число),
клетками может стоять стена, через которую вызывающая изменение направления движения
Робот пройти не может. Если Робот получает на m градусов по часовой стрелке. по —
команду передвижения через стену, то он (перо опустить) выполнение команд,
разрушается. Четыре команды проверяют оставляя след в виде линии на экране. пп —
истинность условия отсутствия стены у (перо поднять) выполнение команд без следа
каждой стороны той клетки, где находится на экране. Запись Повтори k [Команда1
Робот: сверху свободно снизу свободно Команда2 КомандаЗ] означает, что
слева свободно справа свободно. Эти последовательность команд в скобках
команды можно использовать с условием повторится k раз. Запись на Листе
«если», имеющим следующий вид: если Программ. Каждая программа начинается со
<условие> то последовательность слова «Это», после которого следует имя.
команд все. На листе программ исполнителя Черепашка
32Выполните задание. Решение. 1). На записывают программы и подпрограммы.
бесконечном поле имеются две длинные (Подпрограмма — это часть программы,
горизонтальные стены одинаковой длины. содержащая описание определённого набора
Длина стен неизвестна. Расстояние между действий.) Подпрограмму можно вызывать из
ними — две клетки. Робот находится в одной другой программы. Имя подпрограммы может
из клеток, расположенной между стен. быть любым. В примере ниже имя
Начальное положение Робота неизвестно. подпрограммы — «цифра». Это цифра Команда1
Одно из возможных положений Робота Команда2 Конец Пример вызова подпрограммы
приведено на рисунке (Робот обозначен «цифра» из программы «число»: Это число
буквой «Р»): Напишите для Робота алгоритм, цифра Команда1 Конец В Поле команд
закрашивающий все клетки, расположенные записывается окончательная программа.
между стенами. Робот должен закрасить 64Выполните задание ЧЕРЕПАШКА. Напишите
только клетки, удовлетворяющие данному для Черепашки алгоритм, при выполнении
условию. Например, для рисунка выше Робот которого получится заданная фигура Листы
должен закрасить следующие клетки: Программы это луч вперед 50 налево 45
Конечное расположение Робота может быть повтори 4 [вперед 20 налево 90] налево 135
произвольным. Алгоритм должен решать вперед 50 налево 180 налево 72 конец Поле
задачу для произвольного размера стены и команд по повтори 4 [повтори 5 [луч]
любого допустимого начального положения налево 90 вперед 150].
Робота. Алгоритм напишите в текстовом 65Чертёжник. Исполнитель Чертёжник умеет
редакторе и сохраните в текстовом файле. перемещаться по листу бумаги. Направление
33Возможный вариант алгоритма: 1). алг движения Чертёжника при необходимости
Закраска нач если сверху свободно то вверх отмечается стрелкой. Ниже приведено
все нц пока сверху не свободно не сверху описание основных команд Чертёжника:
свободно влево кц вправо нц пока сверху не Установить_точку Прыгнуть Повернуть_налево
свободно не сверху свободно закрасить При выполнении команды Установить_точку
вправо кц вниз влево нц пока снизу не Чертёжник устанавливает точку в том месте,
свободно не снизу свободно закрасить влево где он находится. При этом данная точка
кц кон. соединяется прямой линией с предыдущей
34Выполните задание. Решение. На установленной точкой (если она есть на
бесконечном поле имеется прямоугольник из листе). При выполнении команды Прыгнуть
стен. Длина противоположных стен Чертёжник перемещается на 1 см по
прямоугольника неизвестна. Расстояние направлению движения, не оставляя за собой
между противоположными стенами — не менее линии. При выполнении команды
двух клеток. Робот находится в одной из Повернуть_налево исполнитель
клеток, расположенной внутри разворачивается на 90° против часовой
прямоугольника из стен. Начальное стрелки. Команда впереди_не _край
положение Робота неизвестно. Одно из проверяет истинность условия отсутствия
возможных положений Робота приведено на перед Чертёжником края бумаги. Эту команду
рисунке (Робот обозначен буквой «Р»). можно использовать с условием «если»,
Напишите для Робота алгоритм, имеющим следующий вид: если
закрашивающий все внутренние угловые <условие>, то: последовательность
клетки прямоугольника из стен. Робот команд иначе: последовательность команд
должен закрасить только клетки, конец_ветвления Последовательность команд
удовлетворяющие данному условию. Например, — это одна или несколько любых команд
для исходного рисунка Робот должен Чертёжника. Например, для передвижения на
закрасить клетки, заштрихованные на один сантиметр по направлению движения
рисунке ниже. Конечное расположение Робота Чертёжника, если по ходу его движения нет
может быть произвольным. Алгоритм должен края листа, можно использовать такой
решать задачу для произвольного размера алгоритм: если впереди_не_край, то:
стены и любого допустимого начального Сделать_шаг конец_ветвления пока
расположения Робота. Алгоритм напишите в <условие>, повторять:
текстовом редакторе и сохраните в последовательность команд конец_цикла
текстовом файле. 2). Например, для рисования прямой линии, пока
35Возможный вариант алгоритма: Нц пока это возможно, можно использовать следующий
слева свободно влево кц нц пока сверху алгоритм: пока впереди_не_край, повторять:
свободно вверх кц закрасить нц пока справа Сделать_шаг конец_цикла Выполните задание
свободно вправо кц закрасить нц пока снизу Чертёжник находится в произвольной точке
свободно вниз кц закрасить нц пока слева листа, отстоящей от любого из её краёв
свободно влево кц закрасить. 2). более чем на 3 см. Составьте алгоритм,
36Выполните задание. На бесконечном поле выполнив который он нарисует прямоугольную
клеток имеется вертикальная стена. Длина рамку, отстоящую от края на расстоянии
стены неизвестна. Робот размещён в одной двух шагов.
из клеток непосредственно справа от стены. 66Чертёжник. Чертёжник находится в
Точная начальная позиция Робота произвольной точке листа, отстоящей от
неизвестна. Возможное начальное положение любого из её краёв более чем на 3 см.
Робота приведено на рисунке буквой Р. Составьте алгоритм, выполнив который он
а)Напишите для Робота алгоритм, нарисует прямоугольную рамку, отстоящую от
закрашивающий все клетки, расположенные края на расстоянии двух шагов. 1) Сначала
справа от стены и прилегающие к ней. Чертёжник может двигаться вперёд (по
Например, для приведённого начального направлению своего движения, не проводя
значения Р Робот должен закрасить линии), пока не дойдет до края листа: пока
следующие клетки (см. рис.): Конечное впереди_не_край, повторять: Прыгнуть
положение Робота может быть произвольным. конец_цикла 2) Теперь Чертёжник должен
Алгоритм должен решать задачу для переместиться назад на два шага, чтобы
произвольного размера стены и любой находиться на расстоянии двух шагов до
допустимой начальной позиции Робота. края бумаги: Повернуть_налево
Запишите алгоритм в текстовом редакторе и Повернуть_налево Прыгнуть Прыгнуть
сохраните на рабочем столе в текстовом Развернём Чертёжника так, чтобы
файле с именем «алгоритм». 3). направление его движения осуществлялось
37Выполните задание. На бесконечном поле вдоль края листа (при этом дальнейший
клеток имеется вертикальная стена. Длина обход Чертёжником листа будет
стены неизвестна. Робот размещён в одной осуществляться по часовой стрелке):
из клеток непосредственно справа от стены. Повернуть_налево Чертёжник устанавливает
Точная начальная позиция Робота точку, которая соединяется прямой с
неизвестна. Возможное начальное положение предыдущей точкой (если она есть):
Робота приведено на рисунке (символом Р). Установить_точку Далее последовательности
а)Напишите для Робота алгоритм, команд 1), 2) и 3) следует выполнить 6
закрашивающий клетки через одну, начиная с раз. (В результате выполнения этого
самой нижней клетки, расположенные справа алгоритма некоторую часть одной из стен
от стены и прилегающие к ней. Например, Чертёжника может закрасить два раза. Чтобы
для начального положения Р Робот должен избежать этого, можно сначала установить
закрасить следующие клетки: Конечное Чертёжника в точку, отстоящую от двух из
положение Робота может быть произвольным. сторон на расстоянии 2 см, а затем
Алгоритм должен решать задачу для выполнить предложенный алгоритм.
произвольного размера стены и любой 67Задание с кратким ответом. Чертёжник.
допустимой начальной позиции Робота. Ответ: 10. Исполнитель Чертежник имеет
Запишите алгоритм в текстовом редакторе и перо, которое можно поднимать, опускать и
сохраните на рабочем столе в текстовом перемещать. При перемещении опущенного
файле с именем «алгоритм». 4). пера за ним остается след в виде прямой
38На бесконечном поле имеется линии. У исполнителя существуют следующие
горизонтальная стена. Длина стены команды: сместиться на вектор (a,b) -
неизвестна. От правого конца стены вверх исполнитель перемещается в точку, в
отходит вертикальная стена также которую можно попасть из данной, пройдя a
неизвестной длины. Робот находится в углу единиц по горизонтали и b единиц по
между вертикальной и горизонтальной вертикали; Запись Повторить 5 [Команда 1
стеной. На рисунке указана один из Команда 2] означает, что
возможных способов расположения стен и последовательность команд в квадратных
Робота (расположение Робота обозначено скобках повторяется 5 раз. Чертежник
буквой «Р»): 5). Напишите алгоритм для находится в начале координат. Чертежнику
Робота, закрашивающий все клетки, дан для исполнения следующий алгоритм:
расположенные выше горизонтальной стены и сместиться на вектор (5, 2) сместиться на
левее вертикальной стены и прилегающие к вектор (-3, 3) Повторить 3 [Сместиться на
ним. Робот должен закрасить только клетки, вектор (1, 0)] сместиться на вектор (3, 1)
удовлетворяющие заданному условию. На каком расстоянии от начала координат
Например, для приведённого рисунка Робот будет находиться исполнитель Чертежник в
должен закрасить следующие клетки: результате выполнения данного алгоритма?
Конечное расположение Робота может быть 68Источники информации. Информатика и
произвольным. Алгоритм должен решать ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011/Под
задачу для произвольного размера поля и редакцией Ф.Ф. Лысенко, Л.Н. Евич. –
любого допустимого расположения стены Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. – 272с. –
внутри прямоугольного поля. При исполнении (ГИА-9) Информатика: ГИА:
алгоритма Робот не должен разрушиться. Учебно-справочные материалы для 9 класса
Алгоритм напишите в текстовом редакторе и (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / С. М.
сохраните в текстовом файле. Название Авдошин, Р. 3. Ахметсафина, О. В.
файла и каталог для сохранения вам сообщат Максименкова, И. Н. Лесовская, М. В.
организаторы экзамена. Курак, Н. П. Липкин, С. А. Семикина.— М.;
39На бесконечном поле имеется длинная СПб.: Просвещение, 2011.— 252 с: ил.
горизонтальная стена. Длина стены ГИА-2011 : Экзамен в новой форме :
неизвестна. Робот находится в одной из Информатика : 9-й кл. : Тренировочные
клеток, расположенной непосредственно варианты экзаменационных работ для
сверху от стены. Одно из возможных проведения государственной итоговой
положений Робота приведено на рисунке аттестации в новой форме / авт.-сост. Д.П.
(Робот обозначен буквой «Р»). Напишите для Кириенко, П.О. Осипов, А.В. Чернов. — М.:
Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, ACT: Астрель, 2011. — 112,[16] с. —
расположенные ниже стены и прилегающие к (Федеральный институт педагогических
ней, причём через одну, начиная с измерений). Демоверсии ГИА 2009, 2010 г.г.
последней (?). Например, для приведённого Сайт http://kpolyakov.narod.ru Полякова
рисунка Робот должен закрасить следующие К.Ю.
клетки. (?). (?). 6). 69
На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить.ppt
http://900igr.net/kartinka/pedagogika/na-gosudarstvennoj-itogovoj-attestatsii-ispolniteli-vstrechajutsja-v-razlichnykh-vidakh-zadach-naprimer-zadana-sistema-komand-formalnogo-ispolnitelja-privedjon-konkretnyj-algoritm-rezultat-raboty-kotorogo-trebuetsja-opredelit-121582.html
cсылка на страницу

На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить

другие презентации на тему «На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить»

«Алгоритм уроки» - Например, распорядок дня. Соблюдаем правила дорожного движения при переходе через улицу. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! Так делают программисты. Бывает, что над алгоритмом трудятся сразу несколько человек. Графического описания алгоритма. Примером может быть богатырь на распутье из русских сказок.

«Алгоритм задачи» - ЗАДАЧА: составить графический алгоритм действий сказочного персонажа. Воткнуть морковку между угольками. Какой алгоритм называют линейным? ЗАДАЧА: составить графический алгоритм наполнения ведра водой из бочки. Исполнитель Кузнечик прыгает вдоль числовой оси на заданное число делений. Как ты думаешь, что выберет Иван-царевич?

«Задания по теме алгоритмы» - 2. Вылить из 8 литрового кувшина в 5-литровый 5 литров. Разработать алгоритм может только человек! 1. Набрать 3-х литровый кувшин. Подумайте, все ли задачи могут быть решены? Перед Вами задачи, для которых нужно составить алгоритм. Составь алгоритм, в котором описывается, как должна действовать падчерица.

«Государственная итоговая аттестация по математике» - Открытый банк заданий по математике. Ответы на задания первой части фиксируются непосредственно в тексте работы. Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Задание с кратким ответом. Все необходимые вычисления, преобразования и пр. выполняйте в черновике. Из инструкции по выполнению работы.

«Конкретный смысл умножения» - Прочитайте по-разному: Пальчиковая гимнастика. Сколько всего поленьев? Совет Белоснежки. Обменяйтесь карточками и запишите суммы в виде произведения. Умножение. Вторник. Запишите короче, используя знак умножения. Конкретный смысл умножения. Каждому из вас Среда приготовил по 3 вишенки. Мы наши пальчики сплели И вытянули ручки.

«Схема алгоритма» - Разветвляющийся алгоритм (полная форма). Обозначим время буквой t. Дома я поем, сделаю уроки и сяду играть на компьютере. Разветвляющийся алгоритм. Пример: Разветвляющийся алгоритм (неполная форма). Графические объекты блок-схемы: Возвращаюсь домой. Линейный алгоритм. Схема алгоритма. Самостоятельно: Если на улице пойдет дождь, то необходимо открыть зонт.

ГИА

39 презентаций о ГИА
Урок

Педагогика

135 тем
Картинки
900igr.net > Презентации по педагогике > ГИА > На Государственной итоговой аттестации Исполнители встречаются в различных видах задач, например: задана система команд формального исполнителя, приведён конкретный алгоритм, результат работы которого требуется определить