Личность
<<  Психологические теории личности Тема: Социологическая концепция личности  >>
Картинок нет
Картинки из презентации «Тема 3: Проблема личности в социальной психологии» к уроку психологии на тему «Личность»

Автор: Departamentul de Pihologie ?i Asisten?? Social?. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока психологии, скачайте бесплатно презентацию «Тема 3: Проблема личности в социальной психологии.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 69 КБ.

Тема 3: Проблема личности в социальной психологии

содержание презентации «Тема 3: Проблема личности в социальной психологии.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Тема 3: Проблема личности в социальной 12Ребенок учится устанавливать различия
психологии. между другими людьми. В возрасте около
2План занятия. полутора лет ребенок начинает использовать
Социально-психологическая проблематика понятие "Я", осознавая при этом,
личности. Социально-психологические что он становится отдельным человеческим
качества личности. Я-концепция. Проблемы существом. Продолжая накапливать
личности и группы. Социальные ценности и социальный опыт, ребенок формирует образы
социально-психологические качества различных личностей и в том числе образ
личности. Процесс социализации. Проблема собственного "Я". Все дальнейшее
этапности процесса социализации. Основные формирование человека как личности - это
институты социализации. Сравнительный построение собственного "Я" на
анализ социализации детей и взрослых. основе постоянного сопоставления себя с
Понятие социальной роли. Виды ролевого другими личностями. Таким образом
конфликта: внутриролевой и межролевой. осуществляется постепенное создание
Маргинальная личность. Ролевое поведение, личности с уникальными внутренними
проблема взаимодействия личности и качествами и одновременно с воспринятыми
общества. Классификация принципов влияния общими для ее социального окружения
(Чалдини). Подчинение авторитету качествами, которые постигаются через
(Милграм). Феномен плюралистического групповое общение, групповой опыт.
невежества (Латане, Дарлей). Известны случаи, когда ребенок в детстве
Предрасположение в пользу собственного был лишен человеческого окружения и
«Я». Самопрезентация. Перспективы воспитывался в среде животных. Изучение
исследований личности в социальной восприятия подобными индивидами себя как
психологии. отдельного существа в окружающем мире
3Вопрос 1. Исследование я концепции. В показало, что они не имеют собственного
психологии первым исследованием была "Я", так как у них полностью
теория Уильма Джеймса (1842— 1910). отсутствует представление о себе как об
Определяя содержание эмпирического «Я» обособленном, отдельном существе в ряду
личности как «общий итог того, что человек других подобных им существ. Тем более
может назвать своим», Джеймс различает в такие индивиды не могут воспринимать свое
нем три элемента: 1) материальное «Я», различие и сходство с другими индивидами.
включающее в себя тело, одежду, семью и В данном случае человеческое существо не
собственность; 2) социальное «Я», т. е. может считаться личностью.
признание, которое индивид получает со 13Профессор Чикагского университета,
стороны окружающих; поскольку наше социальный психолог Джордж Мид разработал
окружение неоднородно, можно сказать, что теорию, в которой объясняется сущность
человек обладает столькими же различными процесса восприятия индивидом других
социальными «Я», сколько существует личностей и развития концепции
различных групп людей, мнением которых он "обобщенного другого«. В соответствии
дорожит; 3) духовное «Я», т. е. с концепцией Дж. Мида, "обобщенный
совокупность его психических особенностей другой" представляет собой всеобщие
и склонностей. ценности и стандарты поведения некоторой
4Другой аспект этой проблемы исследовал группы, которые формируют у членов этой
профессор Мичиганского университета Чарлз группы индивидуальный "Я"-образ.
Хортон Кули (1864—1929). Свой подход Кули Индивид в процессе общения как бы встает
называл «органическим», но не в смысле на место других индивидов и видит себя как
биологического органицизма, а потому, что другую личность. Он оценивает свои
он исходит из признания изначального действия и наружность в соответствии с
единства личности и общества. представляемыми оценками его
«Органическая точка зрения подчеркивает "обобщенного другого".
одновременно единство целого и особую 14Это осознание "обобщенного
ценность индивида и объясняет одно через другого" развивается через процессы
другое». Социальное сознание группы и "принятия роли" и
сознание индивида так же бессмысленно "исполнения роли". Принятие роли
рассматривать по отдельности, как это попытка принять на себя поведение
противопоставлять музыку всего оркестра по личности в другой ситуации или в другой
звучанию отдельных инструментов. роли. В детских играх их участники
«Личность» и «общество» не две разные принимают на себя различные роли,
сущности, а разные аспекты изучения живого например, при игре в дом (ты будешь мама,
процесса человеческого взаимодействия, ты - папа, ты - ребенок). Исполнение роли
который можно рассматривать либо со - это действия, связанные с действительным
стороны личности, ее самосознания, ролевым поведением, в то время как
динамики социального Я, либо со стороны принятие роли только претендует на игру.
общественных институтов и фиксированных 15Дж. Мид различал три стадии процесса
типов общения. обучения ребенка исполнению взрослых
5Признаком истинно социального существа ролей. Первая - подготовительная стадия (в
Кули считает способность выделять себя из возрасте от 1 до 3 лет), во время которой
группы, сознавать свое Я, свою личность. ребенок имитирует поведение взрослых без
Но непременное условие развития какого-либо понимания (например, девочка
самосознания — общение с другими людьми и наказывает куклу). Вторая стадия,
усвоение их мнений на свой счет. называемая игровой (в 3-4 года), наступает
Сознательное действие, по Кули, есть тогда, когда дети начинают понимать
всегда действие социальное. А действовать поведение тех, кого они изображают, но
социально — значит сообразовывать свои исполнение роли еще неустойчиво. В
действия с теми представлениями о своем Я, какой-то момент мальчик изображает из себя
которые складываются у других людей. Наше строителя и укладывает игрушечные блоки
Я формируется через суммирование тех один на другой, однако минутой позже он
впечатлений, которые, как нам кажется, мы начинает бомбардировать свои постройки,
производим на окружающих. затем становится милиционером, после чего
6Согласно концепции «зеркального Я» космонавтом. Третья - заключительная
Кули, человеческое Я включает в себя, стадия (в 4-5 лет и далее), в которой
во-первых, представление о том, «каким я ролевое поведение становится собранным и
кажусь другому человеку», во-вторых, целенаправленным и проявляется способность
представление о том, «как этот другой ощущать роли других актеров.
оценивает мой образ», в-третьих, 16Американский ученый-социолог А. Халлер
вытекающее отсюда специфическое в дополнение к теории Дж. Мида разработал
самочувствие вроде гордости или унижения. концепцию "значимого другого".
Каждый акт социального сознания, по Кули, "Значимый другой" - это та
есть одновременно акт самосознания. личность, одобрения которой данный индивид
Общество раскрывается индивиду в виде добивается и чьи указания он принимает.
социальных аспектов его собственной Такие личности оказывают наибольшее
личности. Но социальное сознание индивида влияние на установки индивидов и на
не совпадает с сознанием всего общества. формирование их собственного
Последнее выходит за пределы внутреннего "Я". В качестве "значимых
мира человека. Это более широкое сознание других" могут выступать родители,
(larger mind), которое Кули в противовес замечательные учителя, наставники,
индивидуальному сознанию иногда обозначает некоторые товарищи детских игр и,
термином «общественное сознание» (public возможно, популярные личности. Индивид
mind). стремится принять их роли, подражать им и
7Другие интерпретации Я-концепции даны таким образом осуществлять процесс
Дж. Мид, культурной ориентацией, социа-лизации через "значимого
социальным когнитивизмом, гумманистической другого".
психологией и др. Для анализа 17Два наиболее часто применяемых
возникновения и развития личностных черт термина, отражающих ощущение человеком
paздeлим факторы, оказывающие влияние на своего собственного "Я" и
формирование личности, на следующие типы: степень социализации личности, -это
1) биологическая наследственность; 2) идентичность и самоуважение. Под
физическое окружение; 3) культура; 4) идентичностью мы будем понимать ощущение
групповой опыт; 5) уникальный существования уникальной индивидуальности,
индивидуальный опыт. Проанализируем отделенной, отличной от других индивидов,
влияние этих факторов на личность. или ощущение себя как части уни-кальной
8Биологическая наследственность. В группы, отличной от других групп в
отличие от многих видов животных использовании групповых ценностей.
человеческое существо проявляет Ощущение индивидом идентичности с группой
сексуальность во все времена года, что в в значительной степени зависит от
большей или меньшей степени сказывается на индивидуальных или групповых потребностей,
деторождении. Ребенок рождается совершенно удовлетворение которых приводит к
беспомощным и остается таким первые годы повышению его престижа в глазах
своей жизни. Подобные биологические факты "обобщенного другого". Часто
закладывают основу социальной жизни людей. люди определяют идентичность по признаку
Кроме того, человек не имеет инстинкта расы, национальности, религии или роду
моногамной сексуальной жизни, и в каждом занятий. Наличие этих признаков у индивида
обществе эта особенность проявляется может означать низкий или высокий престиж
по-разному, сказываясь на формировании в глазах тех, кто имеет значение для
института семьи и на воспитании детей. данной личности, кто оказывает влияние на
Черты биологического наследия дополняются ее поведение.
врожденными потребностями человеческого 18В истории наблюдаются такие ситуации,
существа, которые включают потребности в когда индивиды ведут тяжелую и часто
воздухе, пище, воде, активности, сне, бесполезную борьбу на каком-либо поприще
безопасности и отсутствии боли, Если только из-за того, что они идентифицируют
социальный опыт объясняет в основном себя с другими индивидами и своим
сходные, общие черты, которыми обладает поведением стремятся заслужить их
человек, то биологическая наследственность одобрение и повысить свой престиж. Чувство
во многом объясняет индивидуальность самоуважения также социально обусловлено.
личности, ее изначальное отличие от других Личность уважает себя в зависимости от
членов общества. Вместе с тем групповые восприятия того, как она оценивается
различия уже нельзя объяснять другими, особенно теми другими, мнение
биологической наследственностью. Здесь которых для нее особенно важно. Если это
речь идет об уникальном социальном опыте, восприятие благоприятно, у человека
об уникальной субкультуре. Следовательно, развивается чувство самоуважения. В
биологическая наследственность не может противном случае он будет считать себя
полностью создать личность, так как ни недостойным и неспособным.
культура, ни социальный опыт не передаются 19Подводя итоги изложения данной темы,
с генами. следет отметить, что процесс социализации
9Физическое окружение. Некоторые личности протекает в основном под влиянием
исследователи придавали физи-ескому группового опыта. При этом личность
окружению решающее значение в развитии формирует свой "Я"-образ на
личности. Теории, разработанные этими основании восприятия того, как о ней
исследователями, являются хорошей основой думают, как ее оценивают другие. Для того
для оправдания этноцентрического, чтобы такое восприятие было успешным,
националистического сознания, однако не личность принимает на себя роли других и
могут оправдать решающего влияния глазами этих других смотрит на свое
физического фактора на развитие личности. поведение и свой внутренний мир. Формируя
Действительно, в сходных физических и свой "Я"-образ, личность
географических условиях формируются социализируется. Однако не существует ни
различные типы личностей, и, наоборот, одного одинакового процесса социализации и
очень часто бывает так, что схожие ни одной одинаковой личности, так как
групповые признаки личностей развиваются в индивидуальный опыт каждой из них уникален
разных условиях окружающей среды. В связи и неповторим.
с этим можно сказать, что физическое 20Вопросы для самоконтроля. Каковы
окружение может влиять на культурные современные научные концепции формирования
особенности социальной группы, но его человеческой личности? В чем их основной
влияние на формирование отдельной личности смысл и различие? На какие группы можно
незначительно и несравнимо с влиянием на разделить факторы, влияющие на
личность культуры группы, группового или формирование личности человека? В чем
индивидуального опыта. состоит роль биологических факторов в
10Культура. Прежде всего следует формировании личности? Почему мы не можем
отметить, что определенный культурный опыт сказать, что личность формируется в
является общим для всего человечества и не основном на биологическом уровне? В чем
зависит от того, на какой ступени развития состоит основной принцип теорий,
находится то или иное общество. Так, признающих решающую роль физического
каждый ребенок получает питание от старших окружения в формировании личности? Как
по возрасту, обучается общению через язык, культура влияет на развитие личности? Что
получает опыт применения наказания и представляет собой модальная личность?
вознаграждения, а также осваивает Опишите процесс формирования личности в
некоторые другие наиболее общие культурные результате группового опыта. Что
образцы. Вместе с тем каждое общество дает представляет собой процесс социализации
практически всем своим членам некоторый личности? Что означает понятие
особенный опыт, особенные культурные "обобщенный другой" в концепции
образцы, которые другие общества Дж. Мида? Какое значение имеет принятие
предложить не могут. Из социального опыта, других ролей в процессе форми-рования
единого для всех членов данного общества, личности? В чем сущность концепции
возникает характерная личностная "значимого другого" при усвоении
конфигурация, типичная для многих членов личностью социальных норм группы или
данного общества. Например, личность, общества? Что дает личности уникальный
сформировавшаяся в условиях мусульманской индивидуальный опыт? Как он дополняет
культуры, будет иметь иные черты, чем групповой опыт и каковы его последствия?
личность, воспитанная в христианской 21Библиография. Андреева Г.М. Социальная
стране. психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
11Вопрос 2. Социализация. Социализация - Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.
это процесс, посредством которого – СПб.: Питер, 2000. Крысько, В. Г.
индивидом усваиваются (интернализуются) Социальная психология. Изд-во «Владос
нормы его группы таким образом, что через Пресс», М, 2004. Майерс Д. Социальная
формирование собственного "Я" психология. – СПб.: Питер, 1999. Руснак С.
проявляется уникальность данного индивида Социальная психология. Тексты лекций в
как личности. электронном формате. Социальная
12Групповой опыт. В самом начале психология. Под ред. А. Л. Журавлева, M.,
жизненного пути человек не имеет своего 2002. Чалдини Р. Психология влияния. –
собственного "Я". Обособление СПб.: Питер, 2000. Шибутани Т. Социальная
личности сначала от физического мира, а психология. - Ростов-на-Дону, 2002.
затем от социального - довольно сложный Шихирев П. Современная социальная
процесс, который продолжается всю жизнь. психология. М., 2000.
Тема 3: Проблема личности в социальной психологии.ppt
http://900igr.net/kartinka/psikhologija/tema-3-problema-lichnosti-v-sotsialnoj-psikhologii-229954.html
cсылка на страницу

Тема 3: Проблема личности в социальной психологии

другие презентации на тему «Тема 3: Проблема личности в социальной психологии»

«Психология семьи» - Я считаю особенности взаимодействия в семье основой, моделью поведения человека в социуме. К настоящему времени реализована расширенная - вторая редакция программы. Содержание программы состоит из трех блоков. Разработана на кафедре психологии человека и утверждена в 2003 году. 2. Национально-региональный компонент.

«Рефлексия в психологии» - 6. Развитие рефлексивного мышления в профессиональном образовании. 6. Экспериментальные и прикладные исследования. Научные школы психологии рефлексии. 4. Типология рефлексии. Локк как наблюдение души за своими собственными состояниями. Философские трактовки. Психология рефлексии. Экспериментальная психология.

«Возрастная психология» - Модуль 2. Теоретические вопросы возрастной психологии. Ж.Ж.Руссо. 3.5. Общая характеристика подросткового возраста. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Эвтаназия: за или против?». М. Монтень. 3.1. Новорожденность. Содержание методического пособия направлено. Пьер Буаст. Старость плоха не нуждой…

«Психология и педагогика» - Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Логическое. Управление образовательными системами. Внешнее (со стороны). Юридическая. – Обучение. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Медицинская. Темперамент. Психология. Основные категории педагогики: Представители русской педагогической мысли:

«Социальные установки личности» - Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Личность. Функция установки/ Источник возникновения/Смысл установки. Методы воздействия. Психологические приемы. Несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой. Прогноз изменения социальных установок. В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются.

«Психология групп» - Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Вывод: Группа как целое; Предмет исследования. Законы жизни в группе. Тезис №2 (гештальт-психология). Тезис №3 (гештальт-психология). Тезис №4 (социальная психология). 2 основных проблемы социальной психологии: Метод: исследование (эксперимент) в когнитивной среде.

Личность

19 презентаций о личности
Урок

Психология

42 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по психологии > Личность > Тема 3: Проблема личности в социальной психологии