Святые
<<  Бездна Божьей любви и святости Что и как мы узнали на приходе святителя Николая в Заяицком  >>
Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца
Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
История иконографии святителя Николая Чудотворца
В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования
В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования
В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования
В 1953 году, при вскрытии гробницы святителя научные исследования
Наиболее древнейшие из сохранившихся изображений святителя Николая
Наиболее древнейшие из сохранившихся изображений святителя Николая
Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в
Самое раннее изображение святителя на Руси – в росписях Святой Софии в
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке
Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы
Древнейшая из сохранившихся до наших дней — чудотворная икона Николы
Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в
Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в
Появление каждой новой иконы связано с конкретными случаями
Появление каждой новой иконы связано с конкретными случаями
Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом
Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом
Нимб – символ святости
Нимб – символ святости
Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,
Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы,
Лик святителя Николая Чудотворца
Лик святителя Николая Чудотворца
При этом святой Николай византийского круга более суров, славянский
При этом святой Николай византийского круга более суров, славянский
Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в
Облик Николы был настолько характерен и хорошо известен, что в
Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами,
Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами,
Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда
Выражение глубокой сосредоточенности, подчеркнутое направление взгляда
Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь,
Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь,
Со временем мягкий, с лучезарной улыбкой, идущей откуда-то из глубины,
Со временем мягкий, с лучезарной улыбкой, идущей откуда-то из глубины,
Увлечение современных мастеров натурализмом превратили лик святителя в
Увлечение современных мастеров натурализмом превратили лик святителя в
На нас смотрит лицо совсем простое, обычное, взятое как будто из давно
На нас смотрит лицо совсем простое, обычное, взятое как будто из давно
Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г
Никола Липенский Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 г
Священные одежды святителя Николая Чудотворца
Священные одежды святителя Николая Чудотворца
Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов,
Древняя фелонь имела форму одежды с прорезью для головы, без рукавов,
Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони
Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони
Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит
Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит
Омофор епископы носят как символ заблудившейся и найденной пастырем
Омофор епископы носят как символ заблудившейся и найденной пастырем
Вместе со стремлением к натурализму идет забвение и исторической
Вместе со стремлением к натурализму идет забвение и исторической
Но и в фелони не узнаем древней верхней ризы, а видим нынешнюю
Но и в фелони не узнаем древней верхней ризы, а видим нынешнюю
Обыкновенно он изображается при этом в нынешней архиерейской митре
Обыкновенно он изображается при этом в нынешней архиерейской митре
Сверх фелони на нем – современного образца широкий омофор и на груди
Сверх фелони на нем – современного образца широкий омофор и на груди
Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе
Простой же русский народ в своем стремлении приблизить к себе
Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая
Изображения Иисуса Христа и Богоматери на иконах святителя Николая
Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот
Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот
Наиболее распространены поясные изображения Христа и Богоматери,
Наиболее распространены поясные изображения Христа и Богоматери,
Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более
Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более
Например Спаситель и Богородица помещены в облачных сегментах: прием,
Например Спаситель и Богородица помещены в облачных сегментах: прием,
Поясные изображения святителя Николая Чудотворца
Поясные изображения святителя Николая Чудотворца
Одним из наиболее значительных и древних произведений является образ
Одним из наиболее значительных и древних произведений является образ
Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения,
Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения,
Различают способы сложения пальцев благословляющей десницы
Различают способы сложения пальцев благословляющей десницы
Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные
Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные
Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает
Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает
В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай
В левой руке, прикрытой омофором, перед грудью, святитель Николай
К менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым
К менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым
Еще более редким является изображение руки, которой святитель
Еще более редким является изображение руки, которой святитель
Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца
Ростовые изображения святителя Николая Чудотворца
В русской иконописи получает распространение особое изображение
В русской иконописи получает распространение особое изображение
К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего
К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего
На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго
На иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго
Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке
Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке
На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой
На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой
Вариантом иконографического типа Зарайского в XIII веке становится
Вариантом иконографического типа Зарайского в XIII веке становится
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с
Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская
Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская
Оплечные изображения святителя Николая Чудотворца
Оплечные изображения святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор
Святитель Николай изображен на них так, что виден только белый омофор
Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным
Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным
Редкий иконографический оплечный тип представляет образ Николы
Редкий иконографический оплечный тип представляет образ Николы
Святитель Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево
Святитель Николай представлен с крупными глазами, скошенными влево
Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в
Часто на иконе изображаются пальцы благословляющей руки святого, в
Житийные изображения святителя Николая Чудотворца
Житийные изображения святителя Николая Чудотворца
Выделяются три основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте,
Выделяются три основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте,
Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о
Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о
Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало
Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника иногда превышало
Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца
Деисусные изображения святителя Николая Чудотворца
Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие -
Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие -
Прочие изображения святителя Николая Чудотворца
Прочие изображения святителя Николая Чудотворца
Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари
Перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари
Никола и Иоанн Предтеча Ангел пустыни с Сошествием во ад
Никола и Иоанн Предтеча Ангел пустыни с Сошествием во ад
Никола Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Великий XV век Новгород
Никола Чудотворец, Иоанн Милостивый и Василий Великий XV век Новгород
Картинки из презентации «Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского» к уроку религии и этики на тему «Святые»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 7224 КБ.

Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского

содержание презентации «Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Иконографические типы изображения 39епископского сана. Никола Чудотворец в
святителя Николая, Чудотворца житии (деталь) XIII век, Египет (Синай).
Мирликийского. 40Такие изображения известны в русской
2История иконографии святителя Николая иконописи с конца XIII в. Этот сюжет
Чудотворца. Нимб – символ святости. Общие объясняется преданием из жития святого о
особенности иконографии святителя Николая чуде на Никейском соборе 325 г. Никола
Чудотворца. Лик святителя. Священные Чудотворец, в житии, с Космой и Дамианом
одежды. Изображения Христа и Богоматери. (средник иконы) XIV век.
Типы икон святителя Николая Чудотворца. 41В 325 году святитель присутствовал в
Поясные изображения. Ростовые изображения. числе 318 отцов Церкви на Первом
Оплечные изображения. Житийные образы. Вселенском соборе в Никее. На этом соборе
Деисусные изображения. Другие изображения. разбирался вопрос об учении Ария,
3История иконографии святителя Николая утверждавшего, что Иисус Христос имел
Чудотворца. Иконные изображения святителя только Божественное естество, а
Николая, как и его жития, появились вскоре человеческого не имел. Это учение было
после кончины этого святого, жившего в определено как еретическое, ложное. Святой
первой половине IV века. Не исключено, что Николай так отстаивал чистоту
ранние иконы святого сохраняли его христианского учения, что не сдержался и
портретные черты. Фрагмент иконы из сделал еретику Арию “заушение”, т. е.
Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), ударил его по щеке. Отцы собора сочли этот
которая, как считается, была написана на поступок дерзким и недостойным
основе прижизненного изображения святого. архиепископа; посоветовавшись, они лишили
Дар св.вкм.Стефана Уроша Дечанского, царя Николая архиерейского достоинства, отобрав
Сербского в 1327 г. у него Евангелие и омофор. Но Христос и
4В 1953 году, при вскрытии гробницы Богородица, взирая свыше на подвиг
святителя научные исследования показали, Николая, не осудили, а благословили его за
что иконография Святого полностью ревность в вере. Многим отцам собора было
соответствует его восстановленному по чудесное видение: с одной стороны святого
черепу портретному изображению. Российские появился Христос, а с другой — Богоматерь,
художники, опираясь на иконографический которые протягивали угоднику Божию отнятые
образ Николая Чудотворца и используя у него принадлежности. Возвратив ему
современные компьютерные технологии, Евангелие и омофор, они восстановили и как
попытались воссоздать внешний вид великого бы навсегда укрепили его в епископском
святого. Реконструкция внешности cвт. звании.
Николая. 42Наиболее распространены поясные
5Наиболее древнейшие из сохранившихся изображения Христа и Богоматери,
изображений святителя Николая относятся к помещенные прямо на фоне или заключенные в
VII-VIII векам: синайский диптих, печать медальоны. Икона начала XIV века.
митрополита Комитского, сирийская 43Постепенно на смену поясным
ставротека (Нью-Йорк), фреска в церкви изображениям приходят другие, более
Санта Мария Антиква в Риме. В Византии свободные и разнообразные способы их
иконография святителя складывается в Х-XI размещения. Икона XVI века (деталь),
вв. (мозаика Константинопольского собора Вологда.
Святой Софии). Реконструкция внешности 44Например Спаситель и Богородица
cвт. Николая. помещены в облачных сегментах: прием,
6Самое раннее изображение святителя на известный по ряду памятников XVII в. Икона
Руси – в росписях Святой Софии в Киеве XVI века (деталь), Вологда.
(середина XI в.). Мозаика Святителя 45Поясные изображения святителя Николая
Николая в Киевском Софийском соборе. Чудотворца. Древнейшим и наиболее
7Первые иконы Николая Чудотворца на распространенным типом икон святого
Руси появились в XII веке. Многие из них Николая являются его поясные образы,
были привезены из Византии. Никола Мокрый. которые складываются в византийском и
8Первое чудо святителя Николая на Руси русском искусстве в ХI—ХIII вв. St.
связано с образом Николы Мокрого. Эта Nicholas. Author Theodoros Cyprus
византийская икона находилась в Киеве в Cathedral of St Sophia.
Никольском приделе Софийского собора. В 46Одним из наиболее значительных и
1943 году, во время немецкой оккупации, древних произведений является образ св.
она исчезла. Образ Николы Мокрого через Николая с Деисусом и избранными святыми на
Польшу попал в Америку и находится ныне в полях. Икона из монастыря св. Екатерины
Троицком храме в Бруклине. Выяснилось (Синай) 10 века.
также, что это не византийская икона, а 47Десница (правая рука) святителя
образ XIV века, написанный с древнего поднята в жесте благословения, обращенного
византийского подлинника и принявший на к этому миру. Икона середины XIII века Из
себя его чудотворные свойства. Свято-Духова монастыря в Новгороде.
9Древнейшая из сохранившихся до наших 48Различают способы сложения пальцев
дней — чудотворная икона Николы благословляющей десницы. Когда большой
Дворищского. Отличительный признак этой палец соединен с безымянным и мизинцем, а
иконы — ее круглая форма. В XVI веке икону указательный и средний сомкнуты и подняты
поновили. От древнейшего изображения вверх, такой способ называют древним
сохранились одежды, а лик относится к перстосложением. Деталь иконы Никола
более позднему времени. Липенский Петров Александр (Алекса)
10Название иконы связано с Ярославовым Новгород, 1294 г.
дворищем — княжеским двором, где в 1113 49Если большой и безымянный пальцы
году был построен Никольский собор, в образуют кольцо, а остальные несомкнутыми
котором находился чудотворный образ. подняты вверх, причем указательный и
История обретения иконы и строительства средний слегка перекрещиваются, это —
Николо-Дворищского собора отражена в именословное перстосложение. Круг (кольцо)
новгородских летописях и в сказании об обозначает вечность, а вытянутые три
иконе. Храм построил князь Мстислав пальца — символическое изображение имени
Владимирович, сын Владимира Мономаха, Иисуса Христа в греческом начертании.
после одержанной им победы над Чудью и Деталь иконы Николая Чудотворца 17 века.
исцеления от иконы Николая Чудотворца. 50Именнословное перстосложение особенно
Князю Мстиславу, тяжко заболевшему широкое распространение получает в связи с
расслаблением, то есть параличом, было во реформами патриарха Никона, активного
сне явление св. Николая, обещавшего ему проводника «правильного» сложения трех
исцеление и повелевшего послать в Киев за перстов, взамен «неправильного»
его иконой, которая должна быть найдена на двуперстия. Федор Зубов, 1677 г.
хорах Софийского собора. Святитель точно 51В левой руке, прикрытой омофором,
описал икону круглой формы и указал ее перед грудью, святитель Николай держит
размер. Посланцы князя, едва выехав из Евангелие — знак принесенного людям учения
города, попали в бурю на Ильмень-озере и, Христа. Традиционными являются изображения
пристав к острову Липно, три дня ждали святителя Николая с закрытым Евангелием к
погоды. На четвертый день они увидели руках. Никола Чудотворец со святыми Илией
плавающую в воде икону, точно Пророком и Георгием Победоносцем Икона XV
соответствующую описанию, и вернулись с века.
нею в Новгород. Впоследствии на острове 52К менее распространенным относятся
был основан Липенский Никольский иконы святителя с раскрытым Евангелием,
монастырь. хотя такие образы в русской иконописи
11Икон круглой формы на деревянной доске известны с XIII века. На страницах книги
среди памятников византийского и помещается начало текста службы святителю
древнерусского искусства не сохранилось. Николаю. Икона начала XIV века Псков.
Тем не менее круглые иконы, тип которых 53Еще более редким является изображение
восходит к глубокой древности, еще могли руки, которой святитель поддерживает
существовать в конце XI – начале XII вв., книгу, не прикрытой омофором либо платом.
хотя были в то время уже большой 54Ростовые изображения святителя Николая
редкостью. Известно, что imagines Чудотворца. Другим древнейшим типом
clipeatae, т. е. изображения, вписанные в являются ростовые изображения святителя. В
круглое обрамление, которое имитирует греческих памятниках при ростовых
форму щита (clipeus), были широко изображениях епископов использовался тип с
распространены в позднеантичном и прижатыми к торсу руками. Икона XII века.
раннехристианском искусстве. Их круглая 55В русской иконописи получает
форма символизировала как триумф, победу, распространение особое изображение святого
так и принадлежность к иному, высшему Николая с разведенными в стороны руками, в
миру. В медальонах, включенных в основную позе, напоминающей оранта. Этот тип
композицию, помещались Спаситель, известен в Византии, но встречается там
благословляющая Десница Божия, ангелы, те крайне редко. Икона из Базилики св.
или иные святые, т.е. те, кто незримо Николая в г. Бари (Италия), которая, как
участвовал в изображаемых событиях. Есть считается, была написана на основе
основания полагать, что иконы круглой прижизненного изображения святого. Дар
формы еще находились в обращении в IX в., св.вкм.Стефана Уроша Дечанского, царя
или, во всяком случае, о них сохранялась Сербского в 1327 г.
живая и яркая память, и их абрис сохранял 56К ХIII веку относится изображение
в глазах иконопочитателей свой высокий Святого Николая, получившего название
символический смысл. Иначе трудно было бы Зарайского. Одна из древнейших
объяснить наличие множества миниатюр в сохранившихся икон такой иконографии -
византийских послеиконоборческих Псалтирях «Никола и апостол Филипп». Никола
IX в. – Хлудовской и из монастыря Зарайский и апостол Филипп Новгород.
Пантократор, где изображались иконы, как Первая половина XIV в. Происходит из
правило, круглой формы, которые служат Карельской АССР, древнего Обонежья, из
объектом поругания со стороны иконоборцев часовни с. Телятникова близ Кижей.
и защиты со стороны иконопочитателей. 57Полагают, что этот иконографический
12Наиболее ранние изображения святителя тип восходит к древней (не сохранившейся)
на Руси появляются в новгородских землях, иконе св. Николая, привезенной из Корсуни
затем в Москве, необычайно широко он (Херсонеса) в Рязанское княжество.
почитался на Русском Севере. XIII век, Согласно русской летописи «Повесть о
Новгород. Николае Заразском» икону эту перенес
13Появление каждой новой иконы связано с священник Евстафий, которому было видение
конкретными случаями благодатной помощи Николы, сказавшего: «Астафий, возьми мой
Великого Чудотворца. По местам чудотворный образ Корсунский, супругу свою
прославления икон или чудесам от них Феодосию и сына своего Астафия и иди в
образы Николы получали различные названия землю Рязанскую. Там хочу пребывать, и
- «Никола Мокрый», «Никола Липенский», чудеса творить, и место то прославить». В
«Никола Зарайский», «Никола Можайский», 1225 году Евстафий после долгого
«Никола Бабаевский» и др. Никола Можайский путешествия достиг Новгородка на Осетре
Икона ХVII века. (современный Зарайск) в Рязанском
14Списки и копии с них распространялись княжестве, где образ поместили в
по всей русской земле в большом специально для него построенный собор. В
количестве, и таким образом, 1512 году икону из-за татарского набега на
сформировались устойчивые изводы Рязанские земли перенесли в Коломну и
иконографии Николая Чудотворца. Николай сообщили о ней великому князю Василию III,
Чудотворец Икона ХIV века. который не раз совершал паломничества к
15Нимб – символ святости. Вокруг головы святыне, молясь о рождении наследника.
Николы Чудотворца изображается круглый Культ Николы Зарайского широко
нимб, символ святости. По православным распространился в 1531–1533 гг., когда
иконографическим канонам на поле нимба Василий III ездил на богомолье в Зарайск.
святых не должно быть ни надписей, ни 58На иконах Никола Зарайский представлен
украшений. Николай Чудотворец (поясной) с в полный рост, строго фронтально,
избранными святыми. Конец XII — начало облаченным в фелонь-ризу (длинная и
XIII вв. широкая священническая одежда без
16Однако, на иконах с изображением рукавов), поверх фелони — крестчатый
Николая Чудотворца встречаются нимбы, поле омофор. Никола Зарайский XV век.
которых украшено стилизованным 59Правая рука поднята в благословляющем
растительным орнаментом. Никола Липенский двуперстно жесте, в левой руке он держит
Петров Александр (Алекса) Новгород, 1294 закрытое Евангелие на уровне плеча, в
г. Икона написана для монастырской церкви некоторых случаях и выше, как бы
Николы на Липне под Новгородом, где благословляя двумя руками. Поза и жест
являлась храмовым образом. святого, таким образом, в точности
17Лик святителя Николая Чудотворца. В повторяет действия священника во время
житие святителя Николая говорится, что по Малого входа на литургии, когда он выходит
древнему преданию, архиепископ имел из алтаря и обращается к пастве для чтения
ангельский лик, исполненный святости и соответствующего дню евангельского текста.
благодати. От него исходило некое Никола Зарайский XV век Новгород.
пресветлое сияние, как от лица пророка 60На Руси такие образы считались
Божьего Моисея. Этими преданиями, в наделенными особой охранительной силой.
основном, и руководствовались иконописцы. Никола Зарайский 1531 г. Новгород.
Икона середины XIII века (деталь) Из 61Вариантом иконографического типа
Свято-Духова монастыря в Новгороде. Зарайского в XIII веке становится Никола
18При этом святой Николай византийского Можайский (в народе часто называемый —
круга более суров, славянский Николай «Никола с мечем и градом»). Никола
одновременно строг и милостив. Никола Можайский, с праздниками и избранными
Чудотворец, в житии. Икона XIII века святыми (средник иконы) XVI век.
(деталь), Синай. Никола Чудотворец. Икона 62Иконы Николая Чудотворца с мечом в
XIV века (деталь), Новгород. правой руке и городом в левой восходят к
19Облик Николы был настолько характерен чудотворному образу святителя,
и хорошо известен, что в иконописных прославившемуся в городе Можайске. Над
подлинниках (руководствах по иконописи) воротами можайской крепости, в особом
при описании разных святых указано: «власы киоте с килевидным завершением, стояло
и брада, аки Николина», «сед, аки Никола», резное деревянное изображение святого
или просто «аки Никола». Никола Чудотворец Николы, защищавшее город от вражеских
Мозаика XIIIвека (деталь) Греция. нашествий. Чудо от этого образа,
20Лик святителя с высоким челом, послужившее спасению города от вражеской
обрамленным негустыми седыми волосами, рати, положило начало его прославлению и
небольшой округлой слегка вьющейся распространению его изображений. По
бородой, удлиненным, правильной формы преданию, в начале XIV века напавшие на
носом и выразительными глазами отличается Можайск татары были остановлены
благородной красотой. Никола Чудотворец устрашившим их видением стоящего в воздухе
Икона конца XIV - начала XV веков (деталь) над городом святителя Николая с мечом в
Новгород. правой и изображением града в левой руке.
21Выражение глубокой сосредоточенности, Наибольшее распространение образы св.
подчеркнутое направление взгляда, скорбным Николы Можайского получают в XVI—XVII вв.,
изломом бровей, плотно сомкнутыми устами, причем как в скульптуре, так и в
вызывает чувство благоговения перед иконописи. Этот образ имеет многочисленные
значительностью духовного созерцания, повторения, как резные, так и иконные,
открывающегося внутреннему взору встречаются также шитые изображения Николы
святителя. Никола Чудотворец Икона XIV Можайского.
века (деталь) Ярославль. 63Монументальная, прямостоящая фигура
22Это человек огромного духовного опыта, святого дана в полный рост, с отведенными
надежный, верный пастырь, который «путь в сторону руками. В правой руке он держит
показал человекам правый и спасительный». поднятый обнаженный меч, в левой — храм
Никола Чудотворец Двухсторонняя икона (иногда крепость, монастырь). Никола
(деталь) Тверь. Первая четверть XV в. Можайский XVI век.
23Со временем мягкий, с лучезарной 64Святой стоит на подножии, за которым
улыбкой, идущей откуда-то из глубины, условно изображена городская стена, над
святой был постепенно вытеснен фигурой святителя изображается арка, часто
холодноватым и официальным святым килевидной формы. Никола Можайский XVII
архиереем Николаем. Федор Зубов, 1677 г. век.
1790 г. 1800 – 1850 гг. Москва. Середина 65Оплечные изображения святителя Николая
XVI в. Чудотворца. Оплечные образы святого
24Увлечение современных мастеров Николая известны начиная с XV в. Икона XV
натурализмом превратили лик святителя в века.
лик, совершенно чуждый древней 66Святитель Николай изображен на них
иконографии, – какого-то русского старца. так, что виден только белый омофор с
25На нас смотрит лицо совсем простое, темными крестами и небольшой треугольный
обычное, взятое как будто из давно фрагмент ворота, украшенный драгоценными
знакомой, всегда окружающей нас среды. камнями. Святитель Николай Москва Третья
Возвышенности, приподнятости его над четверть XVI в.
обыкновенной человеческой природой не 67Лик крупный с высоким и широким лбом,
замечается никакой. крупными глазами, тонким длинным носом и
26Никола Липенский Петров Александр небольшим ртом. Николай Чудотворец Палех
(Алекса) Новгород, 1294 г. XVII в.
27Священные одежды святителя Николая 68Редкий иконографический оплечный тип
Чудотворца. Священные одежды святителя – представляет образ Николы Отвратного (или
темная древняя фелонь без вырезов, узкий Миколы Строгого).
омофор, хитон и поручи. Хитон. Омофор. 69Происхождение этого образа неясно.
Фелонь. Поручи. Икона Х века из монастыря Однако иконы св. Николая Отвратного
св. Екатерины (Синай). появляются не ранее конца XVIII — начала
28Древняя фелонь имела форму одежды с XIX в. и распространены в старообрядческой
прорезью для головы, без рукавов, длинной среде, являя собой вновь прославленный
до пят, плотно и высоко прилегающая к шее. чудотворный образ после раскола церквей.
Поручи. Фелонь. Омофор. Хитон. Значение этого образа как отвращающего
29Другой вариант иконографии святителя припадающих к нему от зла и всякой скверны
Николая – в крестчатой фелони заложены в его названии «Отвратный».
(полиставрии), богослужебном одеянии Очевидно, что оно происходит не от места
митрополитов и патриархов, хотя святитель нахождения иконы, а от ее действия.
не был ни тем, ни другим. Такие одежды 70Святитель Николай представлен с
более распространены в ростовых крупными глазами, скошенными влево
изображениях, но встречаются и в поясных зрачками и небольшим поворотом головы
образах. Икона XIV века Ярославль. Икона вправо. Его голова увеличена и приближена
XIV века. к краю доски, что придает образу особую
30В древности фелонь была богослужебным психологическую напряженность и огромную
одеянием священников и всех епископов, силу воздействия.
вплоть до патриархов. До ХI-ХII веков 71Часто на иконе изображаются пальцы
святители не имели никаких других благословляющей руки святого, в жесте,
богослужебных одеяний. Отличием патриарших который можно рассматривать как
и митрополичьих фелоней были изображаемые напоминание или предупреждение.
на них кресты, чего не имели на подобных 72Житийные изображения святителя Николая
одеяниях даже архиепископы и епископы. Чудотворца. Сам житийный цикл святителя
Фелонь патриархов и митрополитов сплошь Николая складывается еще в ХI-ХII веках.
покрывали изображениями крестов, а потому Сцены из жития располагались тогда на
называли полиставрий (греч. - створках триптихов. Классические житийные
многокрестие). Некоторым архиепископам и иконы, включающие средник и
епископам в виде особого патриаршего четырехстороннюю рамку из сюжетных сцен,
благословения дозволялось носить фелони с появляются лишь в начале XIII века. Никола
четырьмя крестами. После того как в XII Великорецкий XVI век.
веке Константинопольские патриархи стали 73Выделяются три основные группы
носить саккос как верхнее богослужебное сюжетов: рождение и обучение грамоте,
одеяние, полиставрий стал входить в обиход поставление в священники, помощь в бедах.
архиереев, и в XV веке он был одеянием Никола Бабаевский XVI век.
всех епископов. Впоследствии, для 74Традиционно завершает повесть о жизни
удобства, спереди на подоле стали делать и деяниях святителя рассказ о перенесении
вырез, в настоящее время доходящий до мощей св. Николая итальянскими купцами из
пояса. Современная русская фелонь завоеванных турками Мир Ликийских в
отличается от восточных наличием северо-итальянский город Бари в 1087 г.
приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была Никола Гостунский XVI век.
также богослужебным облачением архиереев - 75Количество житийных клейм в иконах
на востоке до XVI в. и в России до начала Николая Угодника иногда превышало 20.
XVIII в. Никола Зарайский с житием (84 клейма) XVI
31Сверху фелони, на плечах, спускаясь по век.
левой стороне груди, лежит омофор (греч. — 76Деисусные изображения святителя
наплечник). Это длинная, широкая полоса из Николая Чудотворца. Согласно
ткани, украшенная крестами; у епископа она иконографической традиции в Деисусе
лежит на плечах, одним концом опускаясь на Николай Чудотворец изображен в
грудь, другим — на спину. Икона конца XIV трехчетвертном повороте влево или вправо
- начала XV веков Новгород. (более почетное место). Никола Чудотворец
32Омофор епископы носят как символ (из деисусного чина) XV век Новгород.
заблудившейся и найденной пастырем овцы, Никола Чудотворец (из деисусного чина) XV
которую взял на Свои плечи Спаситель. век.
Икона XV века Тверь. 77Святитель поддерживает левой
33Вместе со стремлением к натурализму покровенной рукой Евангелие -
идет забвение и исторической обстановки отличительный знак епископского сана.
изображения, всех подробностей облачения и Правая рука святого обращена с молитвенным
священных принадлежностей святителя. жестом к центральному образу чина – Иисусу
Единственным признаком глубокой древности Христу. Облачен он в святительские одежды
первоисточника изображения на нынешних - крестчатую фелонь. Никола Чудотворец (из
иконах является фелонь вместо саккоса на деисусного чина) XVI век Ростов.
святителе. 78Прочие изображения святителя Николая
34Но и в фелони не узнаем древней Чудотворца. Среди множества икон святителя
верхней ризы, а видим нынешнюю Николая имеются и другие иконографические
священническую. Святитель и в ней типы, в том числе изображения св. Николая
напоминает епископа в полном современном среди избранных святых, в различных
облачении. сюжетных композициях. Рождество Николы
35Обыкновенно он изображается при этом в Чудотворца Бороздин Семен (Семейка) (конец
нынешней архиерейской митре. По XVI — начало XVII вв.) Строгановская
распространенной легенде, иконография школа.
Николы в митре особенно распространилась 79Перенесение мощей Николая Чудотворца
во времена царствования Николая I, который из Мир Ликийских в Бари.
как-то обратил внимание, что на иконе его 80Никола и Иоанн Предтеча Ангел пустыни
небесный покровитель изображен без с Сошествием во ад. XV век.
головного убора и сделал замечание 81Никола Чудотворец, Иоанн Милостивый и
духовенству. Икона конца XVIII - начала Василий Великий XV век Новгород.
XIX века Мастер Иван Горбунов. 82Использованная литература: Некоторые
36По свидетельству Феодора Вальсамона, иконографические типы святителя Николая
патриарха Антиохийского (ХII век), и Чудотворца Мирликийского в русской
блаженного Симеона, архиепископа иконописи XVI—XIX вв. (по произведениям
Солунского (XV век), митры в виде короны - иконописной коллекции ЦАК МДА) Т. Н.
богатого царского головного убора - Нечаева.
впервые стали носить в IV веке в http://nesusvet.narod.ru/ico/books/nechaev
неразделенной Церкви Римские папы. Затем .htm. Образ Николая Чудотворца на
на III Вселенском Соборе (431) святой меднолитых иконах. Черников В.А. (Херсон)
Кирилл Александрийский, представляя http://www.mycity.kherson.ua/journal/letop
Римского папу Целестина, надел в s4.html. Иконография Святителя Николая. Н.
удостоверение этого митру-корону. И вплоть Квливидзе.
до ХII века такие митры носили на Востоке http://halkidon2006.narod.ru/icons/720_kvl
лишь Александрийские патриархи, потом vidze_ikonografia.htm. Иконописное
стали носить Константинопольские. Другие изображение Николая Чудотворца.
предстоятели Церквей, митрополиты и http://schfive.narod.ru/proekt/icon.htm.
епископы носили митры-повязки (венцы) Перед иконой Святого Николая Чудотворца.
простого древнего образца, клобуки или Леонид Шкаруба, доцент НГУ им. В.А.
шапки. Сухомлинского
37Сверх фелони на нем – современного http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=5161.
образца широкий омофор и на груди панагия, 83В презентации использованы музыкальные
под фелонью – обычная палица и подризник. файлы: Тропарь святителю Николаю
38Простой же русский народ в своем Чудотворцу Кондак святителю Николаю
стремлении приблизить к себе святителя Чудотворцу Стихира святителю Николаю
Христова — грека, уроженца города Патар, Чудотворцу Величание святителю Николаю
пошел еще дальше и постарался обрусить его Чудотворцу Мужской хор Института певческой
даже в одеянии. По его представлениям, культуры "Валаам" дирижер
Никола Зимний должен быть в «шапке» И.Ушаков / Пошли нам, Господи, терпенье.
(митре), а Летний — с «открытой головою». Посвящение семье последнего Российского
39Изображения Иисуса Христа и Богоматери императора / http://www.radioblago.ru/.
на иконах святителя Николая Чудотворца. По Презентацию выполнила Рябчук С.М. для
обе стороны нимба святителя даны небольшие сайта «Светочъ. Основы православной веры в
фигуры Христа и Богородицы, протягивающих презентациях» http://svetoch-opk.ru.
ему Евангелие и омофор — знаки
Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского.ppt
http://900igr.net/kartinka/religii-i-etika/ikonograficheskie-tipy-izobrazhenija-svjatitelja-nikolaja-chudotvortsa-mirlikijskogo-138268.html
cсылка на страницу

Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского

другие презентации на тему «Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского»

«Создание графических изображений» - Поле ввода текста. Задание 4. Создать рисунок, состоящий из автофигур. Создание и редактирование графических изображений. Вставка ? Рисунок ? Из файла. Полотно. Вставка рисунка из файла. Вставить рисунок из коллекции в текст. Границы полотна. Положение графического изображения в тексте. Задание 2. Вставка картинки из коллекции Microsoft Word.

«Изображение головы человека» - Поистине мир и велик и чудесен! Какие бывают портреты? Цели урока: Есть лица – подобье ликующих песен. Другие - как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Рисунок головы человека. Н. Заболоцкий. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Пропорции лица человека.

«Векторная и растровая графика» - Векторные изображения могут быть легко масштабированы без потери качества. Одно из самых впечатляющих чувств человека - это зрение. Растровое изображение представляет из себя мозаику из очень маленьких элементов - пикселей. Векторные примитивы задаются с помощью описаний. Формирование изображений в векторных графических редакторах.

«Компьютерное изображение» - Обработка изображений. Основные принципы. Реконструкция сцены и фотомонтаж. Организация курса. Синтез изображений (Экранизация -- Rendering). Текстуры и тени (отражение в зеркале). Ортографическая проекция. Синтез изображений (экранизация). Интернет Лекции Цифровая библиотека Литература Конспекты Домашние задания Оценки.

«Редактирование изображений» - Исходное изображение Изображение после редактирования. Программа элективного курса «Создание и редактирование изображений». Исходная фотография. Дискета. Примеры рисунков. Просто «Пейзаж». Рисунки, выполненные средствами «Adobe Photoschop». Редактирование изображений.

«Святой Николай Чудотворец» - Церковь была обнаружена в нынешнем торговом центре города Демре во время раскопок в 1956 году. Первоначально Святой Николай был похоронен в церкви, где служил архиепископом в городе Мира, в Ликии. Там, где Европа соединяется с Азией находилась страна Ликия. Родился Святой Николай в 234 году нашей эры в городе Патара, в Ликии.

Святые

12 презентаций о святых
Урок

Религия и этика

23 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по религии и этике > Святые > Иконографические типы изображения святителя Николая, Чудотворца Мирликийского