Религия
<<  Религия-один из источников экологической этики Религия Древнего Востока информационно-творческий проект  >>
Тема 1: Психология религии как область научного знания
Тема 1: Психология религии как область научного знания
1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей
1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей
Картинки из презентации «Психология религии как область научного знания» к уроку религии и этики на тему «Религия»

Автор: Vladimir. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Психология религии как область научного знания.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 392 КБ.

Психология религии как область научного знания

содержание презентации «Психология религии как область научного знания.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Тема 1: Психология религии как область 11интегральная социология,
научного знания. материалистическая социология религии, а
2Вопросы по теме: 1. также компаративно-типологическое,
Междисциплинарность психологии религии, ее структурно-функциональное,
отношение к общей психологии и феноменологическое направления и т. д.
религиоведению; 2. Специфика психологии 12Антропология религии – научная
религии и ее взаимосвязь с философией дисциплина, связывающая сущность религии с
религии, социологией религии, природой человека, его эволюционными,
антропологией религии; 3. Объект расовыми, этническими, культурными
исследования психологии религии; особенностями. Религия существует столько
31. Междисциплинарность психологии же, сколько существует человек (главное
религии, ее отношение к общей психологии и тому свидетельство – погребения людей).
религиоведению; Психология религии Религия представляет собой явление,
относительно молодая наука, возникновение которое эволюционирует вместе с человеком
которой относится большинством от простых форм к сложным. Природа религии
исследователей к рубежу ХIХ и ХХ веков. лежит в архаических представлениях о мире
Появление этой науки связано как с у предков современного человека.
внутринаучными тенденциями развития Антропология религии представляет собой
научного знания, так и с внешними сферу знания, изучающую антропологические
факторами функционирования науки. теории мифа, антропологические теории
Интегрирующим началом формирования ритуала, состояние и структуру народной
психологии религии является религиозности, когнитивные представления,
междисциплинарность. Даная наука возникает этологический подход и т. д.
на стыке существования ряда наук: общей 13Феноменология религии относительно
психологии, социальной психологии, молодая наука и отрасль религиоведения.
психологии личности, религиоведения, Она складывается в ХХ веке. Нельзя
социологии, антропологии и т. д. сказать, что ее предметное поле
4Психология религии ориентирована на представляет четкую ясность по сравнению с
изучение религиозного человека и те другими сферами религиоведения, тем не
проявления, которые выражают его менее, феноменология религии исходит из
религиозную сущность (особенности того понимания сущности религии, которое
религиозного сознания, структуру, функции стремиться выяснить ее с помощью
и типы религиозности, специфику проявлений последних. Главными понятиями
религиозного опыта, религиозных чувств, феноменологии религии являются такие, как
религиозной веры, религиозное развитие священное и профанное (их отличия). В
человека, также социально-психологические феноменологии религии соотносятся
факторы веры, психологические аспекты представления, идеи, цели, мотивы
жизни религиозных общин, религиозных практически взаимодействующих, находящихся
культов и многое другое). С одной стороны, в состоянии коммуникации индивидов с
такой предмет изучения предполагает позиции религиозных значений и смыслов. В
необходимость взаимосвязи с многими феноменологии религии сложилось две
науками, а с другой стороны, уточнение традиции изучения ее предмета:
специфики предмета психологии религии. Для дескриптивная и интерпретативная.
этого сначала следует уточнить место 143. Объект исследования психологии
психологии религии в системе религии. К психологическим факторам
психологических и религиоведческих наук. религии относятся состояния, процессы,
5Специализация научного знания, механизмы общественной, групповой и
характерная для нашего времени, затронула индивидуальной психологии, которые создают
и область психологии. Если в XIX веке речь возможность, благоприятную психологическую
шла, как правило, о психологии как единой почву для производства и усвоения религии.
научной дисциплине, то в XX веке Эти факторы действуют на базе социумных
происходит прогрессирующая дифференциация начал в связи с гносеологическими.
психологических наук. Ныне, наряду с общей Различают общественно-психологические и
психологией, существуют и успешно индивидуально-психологические
развиваются детская, педагогическая, детерминанты. Различение это условно: хотя
инженерная психология, патопсихология, феномены общественной и групповой
социальная психология. Указанные научные психологии сверхиндивидуальны, они не
дисциплины, имея общей задачей изучение могут протекать иначе как в психологии
человеческой психики, в то же время индивидов.
отличаются друг от друга как с точки 15Общественно-психологические
зрения своего предмета, так и в предпосылки религии составляют феномены
особенности с точки зрения своего подхода, психологии общества и групп. К ним
своей методологии и методики изучения относятся: кризисные состояния
психики. Поэтому, прежде всего, предстоит общественно-психологической атмосферы,
выяснить, какое место занимает психология превратный характер общения, общественное
религии в системе указанных научных и групповое мнение, механизмы внушения,
дисциплин, какая отрасль психологического подражания, психического заражения,
знания наиболее близка ей с точки зрения традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния
предмета и методологии. общественно-психологической атмосферы
6Изначально предмет психологии религии могут проявляться в настроениях
можно обозначить как изучение разочарования в прошлом и настоящем,
психологических особенностей религиозных тревожного ожидания будущего, в
людей, отличающих их от людей отягощенности исторической памяти,
нерелигиозных и реализующихся в их расшатывании общественных и групповых
поведении. Тогда возникает вопрос: на идеалов, падении общественных нравов,
каком уровне психологического массовых и групповых страхах и страданиях
исследования, с помощью какой науки можно и т.д.
выявить психологические особенности 16Индивидуально-психологические факторы
верующих? Неоднократно предпринимались действуют в психологии индивида. Это
попытки выявить их на физиологическом предпосылки переживания всесторонней
уровне. В XIX веке и в начале XX века зависимости от других людей, заданность
некоторые психологи писали о существовании механизмов психики и личностных свойств,
особого «религиозного инстинкта». личное страдание и горе (от неизлечимой
«Инстинктивистские» концепции в настоящее болезни, смерти близкого человека и т.
время не пользуются популярностью, ибо они д.), страх смерти, духовный распад
обнаружили свою полную несостоятельность. личности, чувства одиночества и
7Поскольку на уровне физиологии выявить заброшенности, ощущение индивидом
психологические особенности религиозных безысходности кризисной ситуации, в
людей проблематично, то, возможно, это которой он оказался, склонность к
можно сделать на уровне общей психологии, поклонению авторитетам, к делегированию
с помощью ее средств и методов воли и решимости, закостенелые стереотипы
исследования психики? Ответить на этот мышления. Совместная жизнь людей
вопрос позволит краткий анализ двух обусловливает многостороннюю зависимость
особенностей общей психологии, которые их друг от друга. В распоряжении других
имеют важное значение для определения находятся предметы удовлетворения
предмета психологии религии. Первая потребностей данного лица. Без поддержки
особенность состоит в том, что общая не добиться желаемого социального статуса.
психология изучает человеческую психику в Индивид нуждается в заботе окружающих, в
основном процессуально, функционально, а помощи с их стороны в делах, которые в
не содержательно. Это значит, что общую одиночку он выполнить не в состоянии.
психологию интересуют общие законы Потребность в утешении остро переживается
функционирования психических процессов: в страдании, в горе, в болезни, в
мышления, восприятия, эмоций, воли и т. д. уродстве, в неудачах и поражениях.
Происходит абстрагирование от вопроса о 17Таким образом, предмет психологии
том, каково содержание человеческих мыслей религии представляет собой изучение
или восприятии, какова направленность психологических закономерностей
чувств или воли личности. возникновения, развития и функционирования
8Вторая особенность общей психологии религиозных явлений индивидуальной,
заключается в том, что она рассматривает групповой и общественной психологии
последнюю в ее общих чертах и (потребностей, чувств, настроений,
закономерностях, свойственных людям любой традиций), содержание, структуру,
эпохи, принадлежащим к любому классу, направленность этих явлений, их место и
социальной группе и т. п. Она не изучает роль в религиозном комплексе и влияние на
те или иные социальные типы личности, внерелигиозные сферы жизнедеятельности
особенности психики каждого из этих типов, индивида, группы, общества. Общее
взаимодействие личности с социальной представление о предметном поле психологии
группой. А верующие представляют собой религии выражает собой совокупность
особый социальный тип личности, который следующих моментов: 1) учение о
может быть понят лишь в его социальном психологических основах религии; 2)
контексте, т. е. исходя из анализа совокупность положений, раскрывающих
определенной эпохи, социальной микро- и специфику религиозно-психологических
макросреды, роли и места верующего в явлений (свойств, процессов, состояний),
религиозной общине, психологического присущих личности и группе; 3) изучение
воздействия на него единоверцев. многообразия религиозно-психологического
9Все это говорит, что психологические опыта; 4) анализ психологических аспектов
особенности верующих нельзя выявить на религиозной деятельности и отношений –
основе общепсихологического исследования. культа, религиозной проповеди, обучения,
Параллельно в системе психологических наук воспитания, общения и т. д.; 5) методика
формировалась и другая позиция, которая психологических исследований
исходила из того, что психология религии религиозности.
может быть исследована на основе 18Однако следует сказать, что психология
социальной психологии. Но главный вывод, религии представляет особую отрасль знаний
который был сделан, заключается в том, что в ряду дисциплин, изучающих религию. Дело
раскрывать природу религии можно в том, что подавляющее большинство
исключительно на основе междисциплинарного концепций, интерпретирующих религию носит,
взаимодействия. И в первую очередь через социологический характер. Это
обращение к опыту религиоведческого действительно важно и необходимо для
анализа. исследований религии. Но психология
102. Специфика психологии религии и ее представляет собой ту перспективу изучения
взаимосвязь с философией религии, религии, которая позволяет по-новому
социологией религии, антропологией определить сущность последней. Такой
религии. Религиоведение изучает религию с подход представлен в литературе
точки зрения ее общих закономерностей и отечественным исследователем Е.А.
особенностей как формы общественного Торчиновым, который достаточно своеобразно
сознания. Здесь можно выделить несколько и оригинально обозначает предмет
разделов: история религии, теория религии психологии религии. Это не значит, что
(философские, социологические, выше обозначенные предмет и предметное
психологические, антропологические, поле психологии религии неверны, а значит,
феноменологические), типология религий и что в рамках психологии религии
т. д. Философия религии является базовым формируется новый подход в понимании
разделом религиоведения, поскольку в ее предмета этой дисциплины, который, если
рамках разрабатываются наиболее общие так можно выразиться, обозначает «чисто
понятия и концепции объекта изучения. Эти психологическую природу» религии.
понятия и концепции многообразны, а 19Под психологией Е.А. Торчинов понимает
интерпретация религии в них осуществляется не то, что обычно имеется в виду, когда
под углом зрения какого-то говорится о психологии религии. Под
субординирующего принципа – натурализма, психологией религии обычно подразумевается
материализма, экзистенциализма, исследование религиозных чувств,
прагматизма, позитивизма, персонализма, переживаний, жизненных установок и
неотомизма и т. д. ценностных ориентации верующих. Эти
11Социология религии является как важным вопросы, хотя и могут косвенно касаться
разделом религиоведения, так и нового понимания предмета психологии
самостоятельной наукой, оформившей свою религии, однако, никоим образом
самостоятельность на рубеже ХIХ и ХХ непосредственно не входят в его предмет.
веков. Социология религии исходит из того Под психологией отечественный
тезиса, что объяснить религиозный феномен исследователь понимает, прежде всего,
с позиции субъективного опыта не именно религиозный опыт в достаточно узком
представляется возможным в полной мере. смысле этого слова. Религиозный опыт – это
Религия рассматривается как общественная те переживания и состояния сознания,
подсистема. Она представляет собой которые обычно относятся религиеведением к
измерение социальной жизни, четко области мистики и которые являются
выражающее основы человеческого объектом достаточно пристального внимания
существования в его социальном бытии. со стороны представителей глубинной
Сегодня социология религии представлена психологии, прежде всего К.Г. Юнга, и
следующей структурой: понимающая трансперсональных психологов (С. Гроф, К.
социология, социология социального Уилбер и др.).
действия, формальная социология,
Психология религии как область научного знания.ppt
http://900igr.net/kartinka/religii-i-etika/psikhologija-religii-kak-oblast-nauchnogo-znanija-59865.html
cсылка на страницу

Психология религии как область научного знания

другие презентации на тему «Психология религии как область научного знания»

«Культура и религия» - Бахаи. Священное сооружение - Синагога. Политеизм. Мечеть. Коран – священная книга. Тора – священная книга. Символ Мира и религиозные культуры. Икона «Распятие с предстоящими». Икона «Троица». Христианство. Пагода Чайттийо. В Буддийском храме. Культура и религия. Даосизм. Сикхизм. Синтоизм. Православие.

«Мораль и религия» - Регулятором в духовной жизни является мораль. Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними. Система религиозных обрядов, ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии. Любая профессиональная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами.

«Курс истории религии» - Мероприятия в рамках ГЭП. Результаты экспериментальной деятельности в рамках ГЭП. Статьи по проблемам преподавания православной культуры. Благотворное воздействие курса на духовно-нравственное воспитание личности. Разработки уроков. Экспериментальная деятельность педагогов школы №225 сводится к следующему.

«Вера и религия» - Формы религий. Атеизм. Иудаизм (евреи). Глагол religare)- «связывать», «соединять». Смысл слова «религия». Буддизм VI-V в.в. до н.э. Роль религии в жизни общества. Функции религии. Молитва. Магия вера в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями. Вырабатывает систему вероучений и обрядов.

«География Религии» - Таиланд Аргентина Малайзия Вьетнам Франция Чили. Венгрия Турция Япония Кувейт Алжир Китай. Индуизм Индия, Непал, Шри-Ланка Конфуцианство Китай Синтоизм Япония. Мекка. География религий. Религия Ислам Католицизм Буддизм. Страны, в которых большинство верующего населения исповедует буддизм: Страна А) Венесуэла Б) Япония В) Монголия Г) Тунис.

«Религия Индии» - Ригведа – сборник древних гимнов. Сикхизм. Равенство все людей перед Богом. Законы Ману. Брахманизм. Яджурведа – жертвенные изречения. Шудры – слуги, зависимые. «Неприкасаемые». Джива – живое, духовное начало, обладающее вечной душой и сознанием. Все явления жизни. Презентация: Религии Индии. Вайшьи – крестьяне, ремесленники, торговцы.

Религия

34 презентации о религии
Урок

Религия и этика

23 темы
Картинки
900igr.net > Презентации по религии и этике > Религия > Психология религии как область научного знания