Культура Скачать
презентацию
<<  Исчезающие языки Личность и культура  >>
Психологическое изучение культур (II): 1. Направление
Психологическое изучение культур (II): 1. Направление
«Культура-и-личность»: проблема взаимодействия культуры и личности
«Культура-и-личность»: проблема взаимодействия культуры и личности
Как действует, мыслит (познает, воспринимает) и чувствует индивид в
Как действует, мыслит (познает, воспринимает) и чувствует индивид в
Феномен детства как феномен культуры: (1) период усвоения культурных
Феномен детства как феномен культуры: (1) период усвоения культурных
Л.С. Выготский: Гипотеза интериоризации (внесения в индивидуальное
Л.С. Выготский: Гипотеза интериоризации (внесения в индивидуальное
М. Мид: типология культур «Культура и мир детства»
М. Мид: типология культур «Культура и мир детства»
Д. Хонигман: детство как форма усвоения культурных стереотипов,
Д. Хонигман: детство как форма усвоения культурных стереотипов,
Феномены-«паттерны», составляющие культуру (по Хонигману)
Феномены-«паттерны», составляющие культуру (по Хонигману)
КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (от лат
КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (от лат
Понятия/образы, которые являются результатом когнитивной организации:
Понятия/образы, которые являются результатом когнитивной организации:
Когнитивная модель - основание при осуществлении выборов и решений в
Когнитивная модель - основание при осуществлении выборов и решений в
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) "Функции мышления в низших обществах",
Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) "Функции мышления в низших обществах",
«<
«<
Концепция Леви-Брюля: Определяющим фактором коллективных представлений
Концепция Леви-Брюля: Определяющим фактором коллективных представлений
Пример "решения" вербальной задачи на понимание представителем
Пример "решения" вербальной задачи на понимание представителем
Гипотеза Э. Тайлора о специфике первобытного мышления и ее
Гипотеза Э. Тайлора о специфике первобытного мышления и ее
Жан Пиаже (1896-1980) "Речь и мышление ребенка" (1923); "Психология
Жан Пиаже (1896-1980) "Речь и мышление ребенка" (1923); "Психология
Психоантропология: изучение бессознательного на уровне групп индивидов
Психоантропология: изучение бессознательного на уровне групп индивидов
Говард (Howard) Стейн "Психоантропология американской культуры" (1985)
Говард (Howard) Стейн "Психоантропология американской культуры" (1985)
Стейн о “фантазиях группы”
Стейн о “фантазиях группы”
Жорж Деверё (Georges Devereux, 1908-1985): расширение границ
Жорж Деверё (Georges Devereux, 1908-1985): расширение границ
Уэстон Ля Барр (Raoul Weston La Barre, 1911-1996) статьи "Человеческое
Уэстон Ля Барр (Raoul Weston La Barre, 1911-1996) статьи "Человеческое
Ля Барр: культура оформляет биологические побуждения, внедряет в
Ля Барр: культура оформляет биологические побуждения, внедряет в
Ля Барр о «кризисных культах»:
Ля Барр о «кризисных культах»:
Эрих Фромм (1900-1980): концепция гуманистического психоанализа
Эрих Фромм (1900-1980): концепция гуманистического психоанализа
Э. Фромм: возможные пути разрешения дисгармонии человеческого
Э. Фромм: возможные пути разрешения дисгармонии человеческого
Созидательность и разрушительность как ответ на экзистенциальные
Созидательность и разрушительность как ответ на экзистенциальные
Три модели возможной организации культуры (по Фромму)
Три модели возможной организации культуры (по Фромму)
Спасибо
Спасибо
Спасибо
Спасибо
Картинки из презентации «Человек и культура» к уроку философии на тему «Культура»

Автор: kasutaja. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Человек и культура.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 212 КБ.

Скачать презентацию

Человек и культура

содержание презентации «Человек и культура.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Психологическое изучение культур (II): 1. Направление 14разуверить архаичного человека в его вере в колдовство, в тотем,
"Культура-и-личность" 2. Когнитивная антропология 3. фетиш, в мистические силы До-логический или пра-логический тип
Психоантропология. мышления: место законов логического мышления занимает в
2«Культура-и-личность»: проблема взаимодействия культуры и первобытном мышлении закон сопричастия - человек традиционного
личности. Р. Бенедикт "Конфигурации культур в Северной общества чувствует себя мистически единым со своим тотемом, со
Америке" (1932) и "Модели культур" (1934) К. своей «лесной» или «водной» душой и т.д. ("Первобытные люди
Клакхон & Г. Мюррей (ред.) "Личность в природе, смотрят теми же глазами, что и мы, но воспринимают не тем же
обществе и культуре" (1953) Д.Г. Херинг (ред.) сознанием, что и мы").
"Индивидуальный характер и культурное окружение" 15Пример "решения" вербальной задачи на понимание
(1949) Дж. Доллард & Н. Миллер (ред.) "Личность и представителем традиционной («примитивной») культуры (Из книги
психотерапия" (1950) Д. Уайтинг & И. Чайлд М. Коула и С. Скрибнер "Культура и мышление").
"Воспитание детей и личность" (1953) Д. Хонигман «Экспериментатор: Однажды паук пошел на праздничный обед. Ему
"Культура и личность" (1954) М. Мид «Культура и мир сказали, что прежде чем приступить к еде, он должен ответить на
детства» (1960-е гг.) и др. И др. один вопрос. Вопрос такой: "Паук и черный олень вместе
3Как действует, мыслит (познает, воспринимает) и чувствует едят. Паук ест. Ест ли олень? Испытуемый: Они были в лесу?
индивид в условиях различного культурного окружения? Два аспекта Экспериментатор: Да. Испытуемый: Они вместе ели?
единого процесса вхождения индивида в культуру: Социализация - Экспериментатор: Паук и черный олень всегда вместе едят. Паук
социальное научение, механизмы и практики вхождения человека в ест. Ест ли олень? Испытуемый: Но меня там не было. Как я могу
социальное пространство, помогающие ему овладеть различными ответить на такой вопрос? Экспериментатор: Не можете ответить?
видами социальной деятельности, усвоить нормы и ценности. Даже если вас там не было, вы можете ответить на этом вопрос
Процесс становления личности как активного субъекта социальных (повторяет вопрос). Испытуемый: Да, да, черный олень ест.
отношений и сознательной деятельности Инкультурация (от англ. Экспериментатор: Почему вы говорите, что черный олень ест?
enculturation) - "реальный процесс научения, как он Испытуемый: Потому что черный олень всегда весь день ходит по
происходит в специфической культуре" (Мид). Процесс лесу и ест зеленые листья. Потом он немного отдыхает и снова
приобщения человека к культуре, усвоение традиций, обычаев, встает, чтобы поесть».
ценностей, норм и стереотипов поведения (родной) культуры. 16Гипотеза Э. Тайлора о специфике первобытного мышления и ее
Процесс придания личности общей культурной компетенции по опровержение К. Леви-Строссом. "Тезис, который я
отношению к установлениям данного общества (семья, дошкольные осмеливаюсь поддержать при этом заключается просто в том, что
учреждения, система образования). Д. Хонигман, М. Мид: наблюдаемые ныне состояния дикости в известной степени
разработка теоретических и методологических посылок направления соответствуют раннему состоянию человечества, из которого высшая
“Культура-и-личность”. культура постепенно развивалась или распространялась через
4Феномен детства как феномен культуры: (1) период усвоения процессы, происходящие и теперь, как и в прежнее время. При этом
культурных стереотипов, традиций того общества, в котором в результате оказывается, что вообще прогресс далеко преобладал
человек рождается и взрослеет (2) влияние детства на специфику над регрессом". "Место магии в истории, в кратких
поведения уже взрослой личности. Мир, обладающий некоторой словах, следующее. Она — по своему основному принципу -
автономией и психологической ценностью Феномен, через призму принадлежит к самой низшей из известных ступеней цивилизаций. У
которого можно увидеть мир "взрослой" культуры примитивных обществ, которые очень мало участвовали в умственном
Процессы, происходящие в детстве, имеют фундаментальное значение развитии мира, она сохраняется еще во всей своей силе“ (Тайлор
для воспроизводства культуры (направленность деятельности «Первобытное мышление») К. Леви-Стросс (1908-2009): многообразие
человека на развитие, сохранение, воссоздание культуры, ее типов мышления в качестве модификации некой исходной
символов, смыслов) Детство ? это культура в культуре, сфера (инвариантной) модели. Первобытный тип мышления (а в широком
загадок и непознанных явлений Это мир фантазии и игр, смысле - первобытную культуру) нельзя рассматривать как
воспринимаемый как реальность Ребенок как преобразователь "детство" человечества. Эти народы прошли такой же
окружающей действительности Детство — период формирования длительный путь развития, как и так называемые цивилизованные
способности человека к созданию идеалов Детство - индивидуальный народы. Вся разница между ними заключается в различных способах
акт рождения культуры Детство - «своеобразный «культурный взрыв, адаптации к окружающему миру. Мифологическое мышление специфично
период бурного роста и овладения культурными навыками, для архаических обществ и противостоит индивидуальному так же,
приносящий непосредственную радость маленькому человеку, как бессознательное – сознательному. Миф – инструмент
входящему в безбрежный мир культуры» (А. Крёбер). первобытной логики, которая оперирует бинарными оппозициями
5Л.С. Выготский: Гипотеза интериоризации (внесения в (высокий / низкий”, “небо / земля”, “правый / левый”, “парный /
индивидуальное сознание) культуры. От лат. interior (внутренний) непарный”, “священный / профанный” и т. д.) («Мифологики»,
- формирование человеческой психики благодаря усвоению разных «Первобытное мышление» и др.).
аспектов внешней социальной деятельности Процессы, происходящие 17Жан Пиаже (1896-1980) "Речь и мышление ребенка"
в детстве, характеризуются тем, что "врастание нормального (1923); "Психология интеллекта" (1946). Гипотеза о
ребенка в цивилизацию представляет собой единый сплав с том, что интеллектуальный уровень представителей дописьменных
процессами его органического" развития «<...> культур равен уровню развития одиннадцатилетнего
культурное развитие приобретает совершенно своеобразный среднеевропейского школьника Межкультурные различия в мышлении
характер, поскольку носителем его является растущий, обусловлены неспособностью человека традиционного общества к
изменяющийся организм ребенка» Культурное развитие ребенка абстрактному мышлению Мышление ? это способность решать задачи в
осуществляется «путем врастания речевых форм общения людей во абстрактно-понятийной форме Культура есть эволюция в овладении
внутренний план индивидуального сознания и превращения их через логическими операциями: (1) сенсомоторный интеллект (от рождения
промежуточную форму "общения с самим собой" в до 1,5-2 лет) (2) до-понятийное мышление (2-4 года) (3)
собственно человеческие формы психической деятельности» наглядное мышление (4-8 лет) (4) конкретные операции (8-11 лет)
(Выготский 1960: 40-41). (5) формальное мышление, операции с понятиями (с 12 лет)
6М. Мид: типология культур «Культура и мир детства». Интеллект - "самая совершенная психическая адаптация",
Постфигуративная культура, в которой дети прежде всего учатся, "гибкое и одновременно устойчивое равновесие
перенимают опыт у своих предшественников - старшего поколения поведения"
("деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут 18Психоантропология: изучение бессознательного на уровне групп
представить для них никакого иного будущего, отличного от их индивидов, существующих в современной культуре (идеи, фантазии,
собственного прошлого"). Повторяющийся из поколения в идеологизированные концепции). Изучение взаимодействия
поколение круговорот одних и тех же жизненных процессов создает человеческого сознания и культуры, в которой живет индивидуум VI
ощущение вневременности - вся система постфигуративной культуры Международный конгресс антропологических и этнологических наук
существует «здесь и сейчас» Кофигуративная культура, в которой (Чикаго, 1973 г.) «Общество психологической антропологии» и
дети и взрослые учатся не только у старших, но и у своих журнал "Этос" (1977) Из сборника конгресса
сверстников. Кофигурация начинается там, где наступает кризис "Психологическая антропология" (1975):
постфигуративной системы (например, как результат технического "Психологическая антропология изучает судьбу индивидов в
прогресса, переселения, смены вероисповедания, революций и специфическом культурном контексте и интерпретирует полученные
т.д.). Люди учатся жить друг у друга, перенимая найденные данные различными психологическими теориями"
сверстниками пути к успеху и избегая совершенных ошибок. Те, чей 19Говард (Howard) Стейн "Психоантропология американской
опыт оказывается наиболее удачным, становятся образцами для культуры" (1985). Задача психоантропологии: "изучение
других представителей своего поколения Префигуративная культура, взаимоотношений между существующей бессознательной структурой и
в которой не только дети учатся у родителей, но и родителям осознанно проявляющимся содержанием, а также их отношением к
приходится учиться у своих детей. Темп развития современного реальности" Ключевое понятие психоантропологии ? «фантазия
общества становится настолько высоким, что прошлый опыт группы» как совокупность бессознательно разделяемых установок
оказывается не только недостаточным, но и мешающим творческому или положений в символической форме, дающих группе чувство
подходу к новым условиям («Дети стоят сегодня перед лицом реальности В. Вундт (1832-1920) в книге «Фантазия как основа
будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять искусства» рассматривал фантазии как объект «психологии
так, как мы это пытаемся делать сегодня, осуществляя изменения в народов»: «фантазия является для искусства, а также для религии
одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, и мифов тем же, чем выразительные движения для языка.
контролируемой старшими культуры, несущими в себе много Деятельность Фантазии есть первоисточник как творчества мифов,
постфигуративных элементов»). так и различных религиозных представлений и чувствований».
7Д. Хонигман: детство как форма усвоения культурных 20Стейн о “фантазиях группы”. Групповые фантазии человек
стереотипов, культурной традиции того общества, в котором защищает больше жизни К фантазиям относятся и психологические
ребенок растет "Культура и личность" (1954). Действия, состояния (состояние аффекта, бред), и идеологические концепции
мышление, чувства - связанные с усвоением культуры элементы Культура - "вместилище", в котором "представлены
«Паттерн» (модель, образец): "относительно закрепленный бессознательные фантазии, страхи и защиты против них"
способ активности, мышления или чувствования (восприятия)"; Посредством культуры мы «объективируем наши внутренние страхи» и
поведение, которое является общим для двух или более индивидов; «надежды на внешний контроль» «<...> роль реальности в
все, что делает человек, приобретается, поскольку он является культурных системах становится более проблематичной», «мир в
членом общества и находится под воздействием социокультурных большинстве своем ? фантастический объект», «восприятие этого
факторов Деятельность человека, идея или артефакт являются мира детерминировано бессознательным» "<...>
социально стандартизированными, если они связаны с членством в культура, включая способы отношения к миру, есть сама по себе в
определенной социальной группе «Стандартизация» - это не жесткие большинстве своем вторичный институт, проективно построенный,
предписания, регламентирующие деятельность человека, но производный от институтов сознания, определенных ранним
универсальная особенность социальной жизни. опытом" Концепция этничности (осознание этнической
8Феномены-«паттерны», составляющие культуру (по Хонигману). принадлежности) - фантазия, а не реальность. Стремление познать
Деятельность - социально стандартизированные действия Идеи - свои национальные корни - не что иное, как «нарциссические
социально стандартизированные мысли и чувства Артефакты - попытки быть постоянно в детстве».
социально стандартизированные артефакты (от лат. ars - искусство 21Жорж Деверё (Georges Devereux, 1908-1985): расширение границ
и factum - сделанное) - “созданная человеком характеристика методологии изучения культур "Реальность и сон"
окружения” «Культура указывает на социально стандартизированные (1951), "Терапевтическое образование" (1956),
действия, мысли, чувства и артефакты. <Исследователь> "Этнопсихоанализ" (1978). Нельзя ограничиваться
обычно имеет дело с этими несколькими классами элементов, так исключительно психоаналитической интерпретацией культуры Успех в
как они содержат в себе паттерны. <...> различные виды познании человека кроется во взаимодействии психоанализа,
деятельности, мысли, чувства и артефакты, характерные для данной этнологии и социологии В научном знании можно выделить следующие
группы людей, являются в некоторой степени взаимосвязанными. Как три уровня: (1) полевая и клиническая работа (эмпирический
результат, изменение в одной области культуры будет связано с уровень) (2) эпистемология (от фр. episteme ? знание, теория
изменением в других сферах. <Но> это не означает, что все познания) и методология (3) фундаментальная теория высокой
связано со всем непосредственно. <...> Большинство общности ? этот уровень должен быть создан на основе
областей культуры обладает некоторой степенью автономии по взаимодействия психологии и социологии.
отношению к другим областям. Это означает, что они могут 22Уэстон Ля Барр (Raoul Weston La Barre, 1911-1996) статьи
сопротивляться определенным изменениям в других частях системы, "Человеческое животное", "Призрачный танец:
прежде чем сами претерпят модификацию. <...> Грамматика, Происхождение религии", "Поющая голова"
значение правил для формирования слов и выражений являются Классический психоанализ - совокупность исходных принципов,
довольно стабильными в любой культуре и часто остаются понятий Изучение психологических механизмов защиты, существующих
относительно неизменяемыми, несмотря на радикальные и в человеческом обществе Понятие личности: «и наблюдаемое, и
революционные изменения в других областях ... жизни. С другой ненаблюдаемое поведение» Личность и культура (в смысле комплекса
стороны, слова языка (словарь) легко изменяются вместе с другими поведенческих моделей, а не комплекса артефактов) являются двумя
изменениями в культуре» Личность "означает культуру, аспектами одной системы, а не двумя отдельными
отраженную в индивидуальном поведении" взаимодействующими системами: «Я намеревался изучать
9КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, взаимодействие личности и культуры, как если бы они были
познание): особенности мышления и познания в условиях различных концептуально независимыми. Я использовал термин “культура” для
культур. Методологическая установка: мышление как важнейший обозначения системы артефактов, деятельности, идей, чувствований
элемент культуры Объект изучения: система организации элементов и мотиваций как принадлежащих обществу».
культуры, но не сами элементы культуры как таковые Общей для 23Ля Барр: культура оформляет биологические побуждения,
людей является не единая система мотиваций (от греч. motif, или внедряет в членов общества те или иные мотивы и определяет
от лат. moveo - двигаю - внешнее или внутреннее побуждение), а оттенки чувства. “У Североамериканской субарктической группы
их способность к переработке информации, выражающаяся в индейцев, которые обычно обнаруживают значительную сдержанность,
когнитивной функции, обеспечивающей регуляцию отношений индивида подавление эмоций, стоическое самообладание в межличностных
с окружением через селективность восприятия, научение, отношениях, и запретительную установку по отношению к сексу,
пользование языком и другими формами символической коммуникации, юность дает шквал гетеросексуальной активности. Сексуальное
а также за счет их изменения под влиянием интуитивных и поведение молодых людей, имеющее место поздно вечером,
креативных импульсов Когнитивная организация - упорядочение начинается с приставания или хулиганства со стороны юноши. В
представлений человека о самом себе и окружении. какой-то момент юная девушка убегает прочь, а мальчик ее
10Понятия/образы, которые являются результатом когнитивной преследует. Затем, в уединенном месте девушка может быть
организации: «роль», «я», «другой», «генерализированный другой» схвачена, и сексуальные отношения продолжаются. По-видимому
(Дж. Мид: высшая стадия социализации личности - формирование искренность желание девочки не оказаться пойманной может легко
социально-рефлексивного "Я", то есть способности одурачить кого-нибудь незнакомого с нормами поведения данного
индивида понимать и принимать роль «другого» - народа и заставить думать, что мальчик пытается ее изнасиловать.
"генерализированный другой" - и в соответствии с этим Как антрополог, анализирующий этот культурный паттерн (с
конструировать собственные действия) «образ тела» (П. Шилдер: латинского patronus – модель для подражания, узор, структура,
“Образ тела ? это изображение нашего собственного тела, которое форма), я рассматриваю его как символическое разыгрывание
мы рисуем у себя в голове, т.е. это то, каким образом тело амбивалентности. Индейцы рассматривают сексуальные отношения
представляется нам”; “Позиционная модель нашего собственного одновременно как приятные и как угрожающие. Я объяснял
тела связана с позиционной моделью тел других людей. Позиционные досупружеское сексуальное поведение молодых людей как
модели людей связаны между собой. Мы чувствуем образы тела мотивированное желанием преодолеть культурно обусловленный
других людей. Опыт, переживание собственного образа тела и опыт, барьер сдержанности и подавленной эмоциональности с целью
переживание тела других людей тесно переплетаются между собой. обеспечить любовь без вступления в слишком интенсивные
Также как наши эмоции и действия неотделимы от образа тела, отношения. Этот краткий пример психологического
также и эмоции и действия других неотделимы от их тел”) «картина антропологического мышления <...> я называю личностным
мира» (Р. Рэдфилд: картина мира различных народов раскрывается подходом” (La Barre 1978: 303-304).
через рефлексируемые образы культурного пространства; для 24Ля Барр о «кризисных культах»: Массовые аффективные,
каждого народа характерно собственное (уникальное) видение иррациональные движения, ставящие себе целью преодоление
окружающего мира и своего места в нем) «среда поведения» (А. трудностей, выход из тупика в условиях, когда решение задачи
Холлуэлл: “Culture not only constitutes our behavioural разумными способами невозможно или же требует от общества таких
environment, but also provides us with basic orientations that усилий и самоограничений, на которое оно пойти не готово.
enable us to act in an intelligible manner in a world so Участники кризисных культов не в состоянии избавить людей от
constituted: all these are orientations for the self, and serve раздражающих негативных явлений, но создают иллюзию избавления.
to give it its particular structure” (Hallowell 1971: 87). Кризисные культы претендуют на способность преодоления не только
11Когнитивная модель - основание при осуществлении выборов и частных трудностей (непосредственных причин, породивших то или
решений в «пространстве» предполагаемой активности. Каждый иное из подобных движений), но и на решение основных проблем
человек в каждый момент времени располагает определенным бытия (открытие смысла жизни). Ля Барр предложил обозначить
интегральным продуктом опыта своих отношений с окружением ? то понятием «кризисные культы» самые разные мессианские движения -
есть неким образом или когнитивной моделью, которая от культа карго («поклонение грузу») в Меланезии до нацизма.
упорядочивает все его разнокачественные представления о себе и 25Эрих Фромм (1900-1980): концепция гуманистического
внешнем мире Когнитивная модель представлений человека о себе, о психоанализа "Бегство от свободы" (1941),
мире и о себе в мире включает три измерения: (1) оценочное (цели "Психоанализ и религия"(1951), "Сказки, мифы,
и ценности) (2) дескриптивное (описательное - объекты) (3) сновидения" (1951), "Здоровое общество" (1955),
инструментальное (планы, способы, техника воздействий) Позиция “Человек для себя”, "Искусство любить» и "Иметь или
культурной антропологии: человеческое мышление - универсальный быть" (1976). Человек находится в условиях существования
язык, с помощью которого люди понимают друг друга; сам процесс фундаментальных противоречий - “экзистенциальных дихотомий”
общения, коммуникации основывается на единстве принципов (дихотомия ? двойное членение) Человеку необходимо постоянно
мышления человека. разрешать противоречия своего существования, находить более
12Люсьен Леви-Брюль (1857-1939) "Функции мышления в высокие формы единства с природой, с другими людьми и с самим
низших обществах", "Первобытное мышление" (1922), собой Если Фрейд считал либидо основной силой, движущей
"Сверхъестественное в первобытном мышлении" (1931). человеческими желаниями, то Фромм исходит из того, что наиболее
«Первобытными мы называем такие народности, как австралийцы, мощные силы, которые определяют поведение человека, берут начало
фиджийцы, туземцы Андаманских островов и т.д. Когда белые вошли в социокультурных условиях его существования Человек стремится к
в соприкосновение с этими народностями, те не знали еще стандартной системе культурных образцов, существующих в любом
металлов, и их цивилизация напоминала общественный строй обществе. В разных культурах они могут быть разными. Но их общей
каменного века. Отсюда и взялось название первобытных народов, основой для всего человеческого рода является необходимость
которое им было дано. Эта "первобытность", однако, единения, приобщения к деятельности других людей, сопричастности
весьма относительна» («Первобытное мышление») Тезис о так сказать себе подобным, в том числе с прошлыми и будущими
несовместимости мышления современного человека и человека поколениями.
доисторического: первобытный образ мышления был алогичен 26Э. Фромм: возможные пути разрешения дисгармонии
(нелогичность, парадоксальность), что находит подтверждение в человеческого существования. Приобщение к Богу, к миру,
мифологиях различных народов Предположение о том, что разным подчинение отдельной личности, социальной группе. Сопричастности
этапам в развитии общества и культуры соответствуют различные человек может достичь и при помощи власти над миром, посредством
типы мышления Мышление первобытного человека можно описать через господства над другими людьми Но все равно человек останется
понятие «коллективные представления» (впервые употребил Э. неудовлетворенным, тревожным и беспокойным, ибо нет предела для
Дюркгейм: идеи /верования, моральные понятия/, которые человек стремлений, и в конечном счете они приводят к крушению его
получает не из своего индивидуального жизненного опыта, а индивидуальности: человек попадает в зависимость от тех, кому
благодаря воспитанию, общественному мнению, обычаям) подчиняется, или над кем господствует Есть только одно решение
«Коллективные представления» по Леви-Брюлю: "Представления, проблемы: человек должен принять на себя ответственность за
называемые коллективными <...> могут распознаваться по самого себя. Полагаясь на собственные силы, человек может
следующим признакам, присущим всем членам данной социальной придать смысл своей жизни, став самим собой и для себя
группы: они передаются в ней из поколения в поколение, они Существует лишь один путь единения человека с миром, который
навязываются в ней отдельным личностям, пробуждая в них позволит ему сохранить и развить свою индивидуальность, быть
сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения самим собой и для себя – это любовь: “Любовь – это объединение с
и т.д. в отношении своих объектов, они не зависят в своем бытии кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения
от отдельной личности. Это происходит не потому, что обособленности и целостности своего собственного “Я”. Это
представления предполагают некий коллективный субъект, отличный переживание причастности и общности, позволяющее человеку
от индивидов <...> а потому, что они проявляют черты, полностью развернуть свою внутреннюю активность. Переживание
которые невозможно осмыслить и понять путем одного только любви делает ненужными иллюзии. Отпадает потребность
рассмотрения индивида как такового. Так, например, язык, хоть он преувеличивать значение другого человека или свою собственную
и существует, собственно говоря, лишь в сознании личностей, значимость”.
которые на нем говорят, тем не менее несомненна социальная 27Созидательность и разрушительность как ответ на
реальность, базирующаяся на совокупности коллективных экзистенциальные дихотомии. В стремлении преодолеть собственную
представлений" ограниченность человек всегда оказывается перед дилеммой: либо
13«<...> реальность, среди которой живут и действуют созидать, либо разрушать Деструктивность человеческого поведения
первобытные люди, сама является мистической. Ни одно существо, развивается из-за блокировки плодотворной энергии Созидание и
ни один предмет, ни одно явление природы не являются в разрушение, коренящиеся в природе человека, могут проявлять себя
коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они по-разному. И характер их взаимодействия обусловлен
кажутся нам. Почти все то, что мы в них видим, ускользает от их социокультурными факторами: “Созидание и разрушение, любовь и
внимания или безразлично для них. Зато, однако, они в них видят ненависть не являются инстинктами, существующими независимо друг
многое, о чем мы и не догадываемся. Например, для от друга. И то, и другое служит ответом на одну и ту же
"первобытного" человека, который принадлежит к потребность – преодолеть ограниченность своего существования. И
тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий стремление к разрушению неизбежно. Возникает в тех случаях,
объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, наделен когда не удовлетворяется стремление к созиданию. Удовлетворение
определенным влиянием на членов своего тотема, класса или потребности в созидании ведет к счастью, разрушительность – к
подкласса, определенными обязательствами в отношении их, страданию, и больше всех страдает сам разрушитель”.
определенными мистическими отношениями с другими тотемами и т.д. 28Три модели возможной организации культуры (по Фромму).
Так, у гуичолов* птицы, полет которых могуч, например, сокол и Первый тип, или система А - жизнеутверждающие общества. В этой
орел, видят и слышат все: они обладают мистическими силами, системе все идеалы, обычаи и нравы направлены на сохранение и
присущими перьям их крыльев и хвоста... эти перья, надетые развитие жизни во всех сферах общества. Основная идея этого типа
шаманом, делают его способным видеть и слышать все то, что общности ? коллективизм Второй тип, или система В - агрессивное
происходит на земле и под землей, лечить больных <…> общество. Здесь нет дружелюбия, характерного для обществ А. Его
низводить солнце с небес и т.д.» (Л. Леви-Брюль «Первобытное доминирующей чертой его является индивидуализм. Оно пронизано
мышление») --------------------- Гуичолы – индейцы племени мужской агрессивностью, однако не отличается чрезмерной
гуичол. враждебностью Третий тип, или система С - деструктивные
14Концепция Леви-Брюля: Определяющим фактором коллективных общества. Они агрессивны, жестоки, обладают разрушительными
представлений традиционных культур является вера в наклонностями как внутри, так и вне этнокультурных общностей.
сверхъестественные таинственные силы и в общение с ними: Большую роль в них играют соперничество и частная собственность
«дикарь» «не ищет объяснений явлений окружающей О современном обществе: в нем существуют различные формы
действительности. Они даются ему не в структурно-аналитической примитивных религий и культов. Среди массовых и могущественных
форме в виде отдельных сущностей, частей, элементов окружающей видов идолопоклонства - поклонение насилию, успеху и т.д.
жизни, а в едином (синкретическом) комплексе представлений о Существует множество индивидуализированных форм религии,
тайных силах, магических свойствах окружающего мира» Восприятие преимущественно невротической природы, но их можно
мира в "примитивных" культурах ориентировано не на "обозначить более респектабельными религиозными названиями
поиск объективных свойств, а на чувственные, мистические формы ? культ предков, тотемизм, фетишизм, ритуализм, культ чистоты
освоения, познания окружающего мира Первобытное мышление расы и т. д." ("Психоанализ и религия").
непроницаемо для опыта, не чувствительно к нему и не может 29Спасибо!
«Человек и культура» | Человек и культура.ppt
http://900igr.net/kartinki/filosofija/CHelovek-i-kultura/CHelovek-i-kultura.html
cсылка на страницу

Культура

другие презентации о культуре

«Духовная культура» - Чем отличается знание от научного знания ? Духовная культура. Духовная сфера жизни общества включает … Что относится к духовным ценностям? Чем отличается светлая духовность от темной духовности? Самопознание – изучение, исследование человеком самого себя. Дух «командует» душой! Докажи утверждение - «Человек существо целостное».

«Культурология» - Выпуск информационных региональных бюллетеней (альманахов). Межвузовский центр по преподаванию культурологии в технических вузах. Кафедра культурологии Уральского государственного технического университета. Международная научная конференция «Судьба России: вектор перемен». Создание культурологических словарей, хрестоматий.

«Человек и культура» - Переживание любви делает ненужными иллюзии. Ест ли олень? «Культура-и-личность»: проблема взаимодействия культуры и личности. Экспериментатор: Да. «Экспериментатор: Однажды паук пошел на праздничный обед. Д. Хонигман, М. Мид: разработка теоретических и методологических посылок направления “Культура-и-личность”.

«Элитарная культура» - Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». Особенности продукции массовой культуры. Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой». Массовая культура. Элитарная культура. «Апофеоз абстракции». Формы культуры. Илья Глазунов «Великий эксперимент». Молодежная субкультура. Ф. Ницше. Айвазовский «Девятый вал». Народная культура.

«Культура и мораль» - Духовная культура – знания, язык символы, ценности, правила и нормы поведения. Монотеизм. Анимизм. Шаманизм. Религия как феномен культуры. Мораль как регулятор общественного поведения. Функции культуры. Функции морали Регулятивная Воспитательная Коммуникативная познавательная. Виды культур. Пантеизм.

«Формы культуры» - Былины. Тестирование по теме. Формы культуры. Тема урока. 5. Частушки 6. Телевизионный сериал 7. Свадебный ритуал 8. Комиксы 9. Симфония Д.Д. Шостаковича 10. К какой из форм культуры относятся следующие произведения? Задание уровня В Найдите общие черты и различия массовой и народной культуры.

Урок

Философия

19 тем
Картинки
Презентация: Человек и культура | Тема: Культура | Урок: Философия | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по философии > Культура > Человек и культура.ppt