Философия Скачать
презентацию
<<  Общество в социальной философии Путеводитель растерянных  >>
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА Кандидат
Содержание: 1.Предмет и функции философии образования
Содержание: 1.Предмет и функции философии образования
Философия образования
Философия образования
? Философия образования - это философия оправдания образования как
? Философия образования - это философия оправдания образования как
путь формирования философии образования - это приложение
путь формирования философии образования - это приложение
Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в
Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в
Современная система образования в своих основных чертах сложилась под
Современная система образования в своих основных чертах сложилась под
В России после основания по проекту М.В. Ломоносова Московского
В России после основания по проекту М.В. Ломоносова Московского
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
В настоящее время образу "человека знающего" противопоставляется
В настоящее время образу "человека знающего" противопоставляется
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Мир
Мир
Второй стороной основного вопроса философии
Второй стороной основного вопроса философии
Философия
Философия
Философия
Философия
Философия
Философия
– Философия ( и математика) – общая теория систем, теоретическая
– Философия ( и математика) – общая теория систем, теоретическая
Научное и ненаучное познание
Научное и ненаучное познание
Исторические типы рациональности
Исторические типы рациональности
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Структура личности
Структура личности
Структура личности
Структура личности
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Философия образования
Уровни взаимодействия личности и общества
Уровни взаимодействия личности и общества
1. Философия и образование
1. Философия и образование
Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М
Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // Хайдеггер М
Античное образование
Античное образование
Античное образование
Античное образование
Античное образование
Античное образование
Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах
Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах
Примерно в то же время (4-1 вв
Примерно в то же время (4-1 вв
Семь свободных искусств (лат
Семь свободных искусств (лат
Семь свободных искусств (лат
Семь свободных искусств (лат
Античная школа (от греч
Античная школа (от греч
Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в наше время
Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в наше время
Образование в эпоху средневековья
Образование в эпоху средневековья
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
В средние века термин "universitas" означал не универсальность
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
Образование в раннем Средневековье (5-11 вв
Образование феодалов
Образование феодалов
Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати
Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати
Образование в период развитого Средневековья (11-15 вв
Образование в период развитого Средневековья (11-15 вв
Именно в Западной Европе возник университет как специальная
Именно в Западной Европе возник университет как специальная
Учебный процесс Обучение в университетах происходило в несколько
Учебный процесс Обучение в университетах происходило в несколько
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год
Repetitio
Repetitio
Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в. требовало
Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в. требовало
с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии —
с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются гимназии —
представления о происхождении сознания: теория «tabula rasa» (чистая
представления о происхождении сознания: теория «tabula rasa» (чистая
В Англии философская программа Просвещения была сформулирована
В Англии философская программа Просвещения была сформулирована
Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837) критиковал
Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837) критиковал
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в грамотности крайне
В феодальной Москве письменность и образование были привилегией
В феодальной Москве письменность и образование были привилегией
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Глаголица Кириллица
Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной
Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Русское православное образование имело некоторые особенные черты
Киевская школа «книжного учения» 988
Киевская школа «книжного учения» 988
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
Бурса (от позднелат
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства, горожан,
Во второй половине XVII века, наконец, занялись реализацией решений
Во второй половине XVII века, наконец, занялись реализацией решений
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Московская духовная академия
Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное
Славяно-греко-латинская академия была создана как всесословное учебное
Образовательная реформа Петра Великого  Благодаря Петру в России
Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в России
Образовательная реформа Петра Великого  Благодаря Петру в России
Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в России
именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой
именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой
 Российское образование при Екатерине II   Екатерина изучала опыт
 Российское образование при Екатерине II Екатерина изучала опыт
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во
В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во
 Российское образование при Николае I в мае 1826 года императорским
 Российское образование при Николае I в мае 1826 года императорским
Образовательная реформа Александра II В 1864 году было принято
Образовательная реформа Александра II В 1864 году было принято
 Российское образование в конце XIX – начале XX века   С начала 70-х
 Российское образование в конце XIX – начале XX века С начала 70-х
Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в Москве
Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в Москве
синергетика - (греч
синергетика - (греч
системно-синергетическая педагогическая теория базируется на
системно-синергетическая педагогическая теория базируется на
Т.е. Синергетика теоретически восстановила, дописала не вполне
Т.е. Синергетика теоретически восстановила, дописала не вполне
Синергетика - это очередной шаг к пониманию феномена человека во всех
Синергетика - это очередной шаг к пониманию феномена человека во всех
необходимость мыслить категориями теории вероятностей, где событие не
необходимость мыслить категориями теории вероятностей, где событие не
Картинки из презентации «Философия образования» к уроку философии на тему «Философия»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока философии, скачайте бесплатно презентацию «Философия образования.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2116 КБ.

Скачать презентацию

Философия образования

содержание презентации «Философия образования.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1УЧЕБНИК по ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ШМАКОВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА 48особенностями людей. Адам Смит (1723 — 1790) - основы
Кандидат филос.наук, доцент кафедры социальной философии РГСУ. классической политэкономии. Просвещение во Франции связано с
Москва - 2009. именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи
2Содержание: 1.Предмет и функции философии образования. 2. Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Монтескье (1689 — 1755) -
Основные проблемы современной философии образования. 3. теория «разделения властей» Вольтер (1694 — 1778) - против
Философия как методология и аксиология теории и практики феодально-клерикального мировоззрения, дух сомнения и
образования. 4.Образование как процесс познавательного скептицизма, который способствовал формированию молодого
взаимодействия субъекта и объекта образования, процесс поколения вольнодумцев. Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В «Рассуждениях
творческой деятельности. 5. История и теория образования в о науках и искусствах» (1750) — конфликт между современным
Европе. 6. Образование и философия образования в России. 7. обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие
История и теория высшего образования. Идея университета. манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства
3Философия образования. Философия с самого начала своего удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и
возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или о Воспитании»
существование системы образования, но и сформулировать новые (1762) Руссо обрушился на современную систему воспитания,
ценности и пределы образования. (Платон, Аристотель, Августин, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека,
Руссо). Целый период в истории философской мысли даже называл пренебрежение к его естественным потребностям. В форме
себя Просвещением. Немецкая философия 19 века в лице Канта, философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных
Шлейермахера, Гегеля, Гумбольдта обосновала идею чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра.
гуманистического образования личности, предложила пути Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от
реформирования системы школьного и университетского образования. разлагающего влияния общества. «Рассуждение о начале и
И в 20 веке выдвигаются проекты новых образовательных основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном договоре»
институтов: В.Дильтей, М.Бубер, К. Ясперс, Д.Н. Уайтхед. (1762). Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика
выделение философии образования в качестве особого городской культуры и цивилизации, искажающих изначально
исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали
века: в Колумбийском университете (США) создается общество, цели влияние на общественную мысль и развитие образования.
которого - исследование философских проблем образования, 49Французский мыслитель и утопист Ш. Фурье (1772—1837)
налаживание сотрудничества между философами и теоретиками критиковал современную ему систему семейного и общественного
педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в воспитания. Особое его неприятие вызывали такие недостатки, как
колледжах и университетах, кадров по этой специальности, игнорирование индивидуальности детей, применение физических
философская экспертиза образовательных программ и др. наказаний, оторванность школы от жизни, фактическое отсутствие
4? Философия образования - это философия оправдания трудовой подготовки, несформированность практических умений и
образования как функции жизни. ? Философию образования можно навыков. «не школа, а мастерские, кухня, опера являются
рассматривать и в качестве условия выживания человечества. ? средствами воспитания детей». детские самоорганизации, в которых
Философия образования представляет собой динамически меняющееся дети разделены по характерам и склонностям: «маленькие орды»
самосознание изменяющейся культурной ситуации в мире. ? (шумные и бойкие дети) и «маленькие банды» (тихие и спокойные
Образование - главный институт воспроизводства дети). Английский социалист-утопист Р. Оуэн (1771—1858) -
интеллектуально-культурного потенциала общества. Britannica: общественные противоречия можно устранить путем распространения
"Философия образования - это область изучения, исследования знаний, а правильно поставленное воспитание есть ключ к решению
и практического применения, в которой философские методы социальных проблем. «Об образовании человеческого характера»
применяются к изучению проблем, тем и сущности образования.« В (1813—1814), - о соединении обучения с производительным трудом,
англоязычной литературе по философии образования -обсуждаемые которую применил на практике. создал Институт для формирования
темы: образование в меняющемся обществе; что такое свобода в характера . Данное учреждение включало четыре образовательные
школьном обучении, роль и место авторитетов в процессе познания. ступени: школу для маленьких детей (1—5 лет), дневную школу для
Основной подход - описание "по факту", анализ того, детей 5—10 лет, вечернюю школу для подростков (10—17 лет),
"что есть", а не того, что "хотелось бы, чтобы вечерние лекции для взрослых. В 1825 г. Оуэн организовал первую
было". коммунистическую колонию «Новая гармония» в Америке, построенную
5путь формирования философии образования - это приложение на принципе равенства людей. В школе, действовавшей в колонии,
фундаментальных философских принципов к образовательной была сохранена структура системы обучения и воспитания,
действительности и ее переосмысление, исходя из этих принципов. апробированная в Нью-Ланарке. Вместе с тем были и некоторые
Что Вы понимаете под философией образования?: А.Г. Асмолов нововведения: дневная школа разделена на общеобразовательную и
(заместитель министра образования России) - "Размышление о индустриальную. Система обучения обеспечивала умственное,
приоритетах и сущности образования как института развития физическое и нравственное развитие детей, прививала им трудовые
культуры, пытающихся в меру своих сил повлиять на стратегию навыки индустриального и сельскохозяйственного труда.
образования в современной цивилизации". В.А. Караковский 50С воцерковлением славян Киевской Руси потребность в
(член-корр. РАО, Москва) - "Философия образования это ветвь грамотности крайне возросла. Для многочисленных открывающихся
современной философии многомерного мира". И.Я. Лернер церквей для ведения богослужения по уставным книгам требовались
(академик РАО, Москва) - "Наиболее общие вопросы люди, умеющие читать. В древнерусской культуре понимание
образования, обусловливающие парадигму подхода к принципиальным «просвещенного человека» полностью совпадало с первоначальным
вопросам образования". Е.Г. Осовский (член-корр. РАО, смыслом слова «просвещенный», которое означало человека,
Саранск) – «Философия образования - это наука о существовании и освещенного светом Господнем. «Я есть свет мира, кто следует за
генезисе Человека в духовном и образовательном пространстве, о мной, тот не будет пребывать во тьме, но будет иметь свет жизни»
предназначении образования и его роли, влиянии на судьбы (Иоан. 8, 12). «Вы есть соль земли…, вы есть свет мира» (Матф.
личности, общества, государства…». 5, 13-14). В этой связи просветителем почитался тот, кто
6Философия образования рассматривает сущность и природу всех открывал язычникам истины христианского учения и активно
явлений в образовательном процессе: что такое образование само способствовал распространению веры. Само слово «просвещение» на
по себе, каким образом оно происходит, каковы природа и церковнославянском языке значит «крещение». А тот христианин,
источники ценностей образования, каким бывает и каким должно кто уверовал в Христово учение, постиг его суть и был начитан в
быть поведение участников образовательного процесса, какими «божественных книгах», считался образованным, то есть
бывают и какими должны быть методы содействия образовательному уподобившимся образу Христа.
процессу. 51В феодальной Москве письменность и образование были
7Современная система образования в своих основных чертах привилегией духовенства и знати. Мальчиков обучали «книжным
сложилась под влиянием определенных философских и педагогических хитростям» в монастырях, княжеских и боярских домах. Читали и
идей. Они были сформированы в конце 18 начале 19 веков светские произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину» и
Коменским, Песталоцци, Фребелем и, далее Гербартом, Дистервегом, др. На развитие просвещения значительно повлияло
Дьюи и в сумме образуют "классическую" модель возникновение в середине ХУ1 в. в Москве книгопечатания. 1 марта
образования. Однако до сих пор существуют сложности в выяснении 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец издали первую печатную
статуса философии образования, ее взаимоотношении с философией и книгу «Апостол». До конца XVII в. здесь было отпечатано свыше
с педагогической теорией и практикой. В наши дни положение дел 500 книг, в том числе и светских, таких как первый московский
начинает меняться. Создан Проблемный научный совет при букварь В.Ф. Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелентия
президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования Смотрицкого, «Считание удобное...» с таблицей умножения и
в Институте педагогических исследований РАО, выпущены первые простыми дробями, Большой и Малый буквари известного писателя
монографии и учебные пособия по философии образования. Кариона Истомина. Многие образованные московитяне хорошо владели
Представители разных философских направлений по-разному трактуют литературным слогом, риторикой, иностранными языками. Москва ХVI
содержание и задачи философии образования. — XVII вв. пользовалась в повседневном быту различными сводами
8В России после основания по проекту М.В. Ломоносова знаний — правилами поведения горожанина («Домострой»),
Московского университета в 1755г. складывается трехступенчатая географическими картами, сошными книгами с указаниями об
модель единой системы образования - "гимназия - университет измерении пашен и др. Жители Москвы знали об учении Н. Коперника
- академия". Впервые был сформулирован ряд важных положений — по книге «Позорище всея Вселенныя...».
в области образования, в частности: чтение лекций на русском 52Глаголица Кириллица.
языке и обеспечение тесной связи теории с практикой в обучении. 53Вместе с тем во всей домонгольской Руси неизвестно ни одной
в начале 19 века возникает новая философская концепция прогосударственной школы, инспирированной княжеской или
образования, делающая акцент на становлении самосознания церковной властями. Обучение в домашних школах киевской эпохи
личности, на самоформировании личности в актах самосознания состояло из научения письму, чтению, начальному арифметическому
культуры. Этот подход, в немецкой классической философии счету и основам христианского вероучения. Учителями по большей
(Гербер, Гумбольдт, Гегель) привел к гуманитаризации образования части были приезжие греки и болгары Только во втором поколении
и к утверждению права личности на образование: личность, понятая христиан на Руси появляется небольшой слой людей, знающих
как самосознание, формирует себя как субъект культуры. Если грамоту. В первую очередь это были верхи общества. «Став народом
основную тенденцию развития современной высшей школы можно христианским, мы вовсе не стали народом просвещенным.
обозначить как движение от деятельностно-центрированной Просвещение было вводимо и введено к нам, но оно у нас не
педагогики к педагогике личностно- центрированной, то главную принялось и не привилось и почти тотчас же после введения
тенденцию развития системы образования в России в 19 веке можно совершенно бесследным образом исчезло. После сего просвещением
описать как движение от созерцания и впитывания к деятельности, нашим в период домонгольский было то же самое, что и во все
освещенной светом индивидуальности. Личность ещё не могла стать последующее время старой Руси до Петра Великого, именно – при
центром образовательной системы того времени, но движение в этом совершенном отсутствии всякого действительного просвещения или
направлении обозначалось все яснее. научного образования одна простая грамотность, одно простое
9 умение читать..» (Голубинский Е.Е. История русской церкви. – Т.
10 1. Первая половина тома. С. 701. ).
11В настоящее время образу "человека знающего" 54Русское православное образование имело некоторые особенные
противопоставляется "личность", а цель образования - черты (помимо явных элементов язычества, например, вера в
сформировать полноценную творческую личность. человек знающий приметы, гадания). Византийское православие базировалось на
(специалист) - часть человека, есть и другие "части" - наследии философской культуры. На Руси, стране отсталой большое
тело (телесное существо), психика (психическое существо), дух значение придавалось слепому поклонению, вере в книгу, в то, что
(духовное существо), социальный индивид (родовое существо) и написано «мудрыми мужами». В силу общей невысокой культуры и
т.д. Образование должно создавать условия для развития человека образования в русском обществе, до конца XVII в. даже
как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и отсутствовала богословская культура, поэтому большое значение
духовного, и родового, - всесторонне развитой личности. придавалось внешней стороне исполнения обрядности, без
12 осмысления ее предназначения и смысла. В поучениях юношеству
13Мир. Философия как логически обоснованная система знаний о четко внедрялась идея вредности получения знаний и прославление
сущности мира и человека в нем. антигреческих настроений: «Братие, не высокоумствуйте, но во
14Второй стороной основного вопроса философии. является вопрос смирении пребывайте, по сему же и прочая разумевайте… Аще [если]
об отношении сознания к материи, миру как таковому в аспекте кто тя вопросит: веси ли всю философию? – Ты же ему противо того
познавательных возможностей сознания: познаваем ли мир Познаваем отвещай: учился буквам благодатного закона, еллинских
Чрезвычайно ограничены возможности познания Когнитивизм [греческих] же борзостей не текох, риторских астрономов не
Агностицизм (скептики, Кант, Юм). читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывах; философию ниже
15Философия. представляет собой единство трёх компонентов: очима видех. Учуся книгам благодатного закона, аще бы мощно моя
Теории (что?), объясняющей как устроен мир, природа, общество, грешная душа очистити от грех».
человек Метода (как?), рационально-логически, диалектически 55Киевская школа «книжного учения» 988.... Владимир...
анализирующей мир Цели (зачем?), ориентирующей на посылал... собирать у лучших людей детей и отдавать их в
смысложизненные идеалы истины, добра и красоты. обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не
16Философия. Высшая форма (ядро) мировоззрения, форма утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых. это
общественного сознания. Универсальная методология науки, школа, где преподавались науки, давалось систематическое
теоретическое обоснование научного знания. образование. Созданная князем школа «книжного учения» являлась
17Философия. – системный способ освоения действительности дворцовым учебным заведением. принятие новой веры и организация
(мира в целом), предельное обобщение обобщённых научных знаний о школы протекали одновременно. Со временем в древнерусском языке
мире, закономерностях его эволюции. Рефлексия над наукой (знание рядом с понятием «книжное учение» от глагола «учить» стал
знания). складываться термин «училище»( в карпатских говорах до сер. XIX
18– Философия ( и математика) – общая теория систем, в. употреблялось для названия школ слово «учило»). В 1836 г. М.
теоретическая кибернетика – наука педагогика теоретическая Шашкевич назвал свой учебник грамоты «Читанка для деток в
эмпирическая – опытные данные место философии в системе научного народных училах руських». В.И. Даль записал тверское диалектное
знания. Уровень всеобщего Уровень общего (междисцип-линарные — учельня — «всякое заведение для обучения чему-либо, школа». В
знания) Уровень общего, отдельного Уровень частного. древнерусской письменности термин «школа» впервые встречается в
19Научное и ненаучное познание. Система знаний о мире (в 1382 г.
гипотезах, аксиомах, теоремах, законах, принципах, понятиях, 56Бурса (от позднелат. bursa — сумка, кошелёк) - первоначально
теориях) Рациональный, логико- понятийный характер, строгие общежитие для бедных студентов при средневековых университетах.
нормы исследования, опора на экспериментальные данные. В юго-западной Руси одной из первых - бурса при
Несистематизированные знания обыденного прагматического и Киево-Могилянской академии. Позднее название «бурса» перешло на
морально-эстетического опыта Чувственно-образный, общежития при духовных учебных заведениях (семинариях,
рационально-иррациональный, здравый смысл. училищах), в которых учащиеся содержались на казенный счет
20Исторические типы рациональности. Классическая (бурсак — казеннокоштный семинарист). Суровый режим, телесные
рациональность 17 – н. 20 вв. Механистическая картина мира наказания, грубые нравы характеризовали бурсы в России.
механический детерминизм элиминация субъекта познания Киево-Могилянская академия. 1632—1819 (Киевская академия)—
(объективация знания: С-средства-О = результат познания первое высшее учебное заведение и крупный
абсолютизация устойчивости, отдельности = абсолютная истина культурно-просветительный центр восточнославянских народов XVII
строгость, формализация Неклассическая рациональность до 70 гг. — нач. XVIII вв. была образована по инициативе Киевского
20 в. Постнеклассическая рациональность. митрополита Петра Могилы на основе объединения киевских Братской
21 (осн. в 1615 г.) и Лаврской (1631) школ по образцу
22 западноевропейских гимназий академического типа.
23Структура личности. Личность – индивидуальное качество и 57В Киево-Могилянской академии учились дети духовенства,
степень развития нравст – венно-духовных творческих сил. идеалы горожан, казаков, крестьян. При ней имелся Сиротский дом
сознание и самосознание ценности нравственно- духовная знания, (Бурса). Академия делилась на 8 классов («школ»). После низших
умения сущность ------------------------------- личности классов ученики переходили в средние — риторики и поэтики.
характер = нравственность личности Студенты, решившие принять духовный сан, продолжали образование
------------------------------- психич. установки в высших классах: философии (2 года обучения) и богословия (4
бессознательное темперамент совесть. года). В академии преподавались астрономия, музыка, катехизис,
24 славянская и латинская словесность, славянский, польский,
25 греческий, латинский, древнееврейский, немецкий и французский
26Уровни взаимодействия личности и общества. Микросреда – круг языки, история, география, математика, экономика, медицина,
повседневных связей с тремя референтными группами социального архитектура, живопись, естественная история, нотное пение и
окружения: семьей трудовым коллективом, группой приятелей другие предметы. Изначально преподавание велось на латинском
Макросреда – страна, государство, культура обитания Мегасреда – языке; с 1784 года — на русском. Все преподаватели были
все мировое сообщество в его историческом развитии, представителями монашествующего духовенства. В академии
социально-психологическая атмосфера эпохи. По степени проводились публичные диспуты, ставились спектакли религиозного
индивидуального вклада личности в развитие каждой их этих сфер и нравственного содержания.
можно судить о масштабу личности. Мегасреда. 58Во второй половине XVII века, наконец, занялись реализацией
271. Философия и образование. Философия в образовании и решений Стоглавого собора 1551 года об организации серьезного
образование в философии. 2. Философские основы и предпосылки духовного просвещения на Руси. В 1664 году приехал в Москву
образовательной системы. 3. Цели и методы обучения (чему и как иеромонах Симеон Полоцкий (†1680), переводчик и полемист,
учить?). Проблема выбора и иерархия предпочтений. 4. закончивший Киевскую академию и Виленскую иезуитскую школу. Царь
Рефлексивные способы выстраивания образовательных стратегий. 5. поручил ему обучать в Заиконоспасском монастыре молодых подьячих
Философско-методологические ориентиры и тайного приказа и царских детей. Симеон написал для этого книгу
процедурно-операциональные методические регулятивы. Интерес и «Венец веры кафолической». В 1684 году иезуитам удалось
насилие. 6. Проблемы преподавания плюрализма. Как научить организовать школу в Москве, куда принимались дети из княжеских
разному? 7. Внутренняя свобода творчества и ее границы. Как и дворянских семей, царского дома. Протестанты создали
научить новому? 8. Организация метрики и топологии лютеранскую школу в Немецкой слободе. Россия нуждалась в
педагогического пространства-времени. Учебная коммуникация. развитии промышленности, а протестанты зарекомендовали себя как
Игра. 9. Средства реализации эстафетности. Объяснять или серьезные предприниматели и технологи, способные чему-то
показывать? Учить знанию или умению? 10. Социальные институты дельному научить русских. Появились (в посл.четв. 17 в.) первые
образования и внутренняя логика их развития. 11. православные школы при Андреевском, Чудовом и Заиконоспасском
Программируемость и спонтанность обучения. Проблема контроля за монастырях в Москве, ориентированные на греко-православные
результатами. 12. Социокультурный статус и функции образования в идеалы духовного образования, в качестве образца использовались
постиндустриальную информационную эпоху. Преодоление иллюзий и латинизированные программы литовских и малороссийских
идеалов Просвещения. 13. Философия как учебная дисциплина: цели православных школ. В 1682 году школа в Заиконоспасском монастыре
и проблемы. 14. Методики преподавания философии и их связь с становится Славяно-греко-латинской академией.
соответствующими концепциями. 15. Философское образование как 59Московская духовная академия. (Основана в 1685 г.) (До 1814
трансляция ценностей и продолжение традиции философствования. года она носила название «Славяно-греко-латинской академии» и
Формирование специалиста или формирование творца? 16. Эволюция размещалась в центре Москвы в Заиконоспасском монастыре.)
философского учебника и его перспективы. 17. Философия детей и Является крупнейшим центром духовного образования и первым
философия для детей. 18. Мировосприятие детей и миропонимание высшим учебным заведением в России. Ее выпускники — выдающиеся
взрослых: проблемы и противоречия. 19. Стратегии образования и проповедники и церковные писатели, историки, поэты, переводчики.
стратегии жизни в разных культурах и в разные эпохи. 20. (первый русский сатирик Антиох Кантемир, великий
Педагогические практики дзен: медитация и коаны. 21. Воспитание ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов, математик Л. Ф. Магницкий
в античности: пайдейа. 22. Современные концепции образования: и многие другие известные деятели русского просвещения). Со
телесность и власть. второй половины XIX века до начала ХХ века в Академии трудятся
28Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета // широко известные богословы и ученые: В. О. Ключевский, Е. Е.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. Ясперс Голубинский, М. Д. Муретов, священник Павел Флоренский и другие.
К. Тезисы к вопросу об обновлении высшей школы // 60Славяно-греко-латинская академия была создана как
Историко-философский ежегодник, 1994. М., 1995. Шелер М. Формы всесословное учебное заведение. Симеон Полоцкий составил в 1680
знания и образование // Избранные произведения. М., 1994. г. «Академический привилей» (учредительную грамоту), в котором
Коменский Я.А. Сочинения. М., 1997. Йегер В. Пайдейа. М., 1997. были определены задачи, содержание, формы обучения и права
Марру А.-И. История воспитания в античности. М., 1998. академии. Академия готовила образованных людей для
Педагогическая антропология. М., 1998. Философия образования. государственной службы и церкви, осуществляла цензуру книг
М., 1996. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. М., духовного содержания и суд над отступниками от православия. В
1993-1999. XVII в. в академии, объединявшей черты высшей и средней школы,
29Античное образование. Аристотель (384-322 д.н.э.). впервые преподавались греческий, латинский и славянский языки, «семь
сформулировав основные требования к образованию: необходимость свободных искусств», богословие , основное внимание уделялось
учета возрастной периодизации; рассмотрение воспитания как греческому языку. С начала XVIII в., после преобразований,
средства укрепления государства; обязательность государственного проведенных Стефаном Яворским, курс обучения расширился
характера образования, важнейшей задачей образования - (добавились немецкий и французский языки, медицина, физика,
воспитание интереса и любви к природе, обществу. Большое философия и др.); ведущее место занял латинский язык. С
внимание уделял нравственному воспитанию, считал, что «из учреждением Академического университета в Петербурге (1725) и
привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к Московского университета (1755) академия стала терять свое
совершению дурных поступков». воспитание как единство значение как общеобразовательное учебное заведение и
физического, нравственного и умственного, причем, физическое превратилась в высшую богословскую школу.
воспитание должно предшествовать интеллектуальному. 61Образовательная реформа Петра Великого Благодаря Петру в
30Представление об идеальном образце поведения существовало России возникла система профессионального образования. В 1701 г.
уже в мифах и поэмах Гомера, из которых было известно, что были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и
мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире и т.п., прививали 42 «цифирные школы», обеспечивавшие начальное обучение
понятия о геройстве и достоинстве. Основным методом воспитания математике. Гуманитарное образование обеспечивалось духовными
было подражание образцам, в т.ч. мифологическим. школами, преподавателей для которых готовила
31Примерно в то же время (4-1 вв. д.н.э.) в Древней Спарте Славяно-греко-латинская академия. Всего в России к 1725 году
сформировалась другая воспитательная модель, где было около 50 епархиальных школ. Уже после смерти Петра, в 1732
культивировались выносливость, беспрекословное послушание и г., возникли гарнизонные школы, дававшие не только начальное
умение побеждать. Основные признаки этой воспитательной системы военное, но и начальное математическое и инженерное образование.
(жестокость и суровость воспитания, множественные лишения и Часть духовных («архиерейских») школ расширили свой курс за счет
наказания воспитанников, их ранее отлучение от семьи). В наше «средних» и «высших» классов и стали именоваться «семинариями».
время существуют школы (особенно в Великобритании), где В них, кроме грамоты, изучались грамматика, риторика, философия
используются основные принципы спартанского воспитания: умение, и богословие.
послушание и стремление побеждать. 62именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки,
32Семь свободных искусств (лат. Septem Artes Liberales) — цикл которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский
дисциплин, которые составляли основу античной (греко-римской) и язык западноевропейских учебников, прежде всего по предметам
средневековой систем образования. Они включали в себя естественным, математическим и техническим – астрономия,
грамматику, диалектику (логику) и риторику (представлявшие собой фортификация и т.д. Любимым детищем Петра была Академия наук.
низшую ступень, «троепутье» познания — тривиум), а также При ней был учрежден первый российский университет в
арифметику, геометрию, музыку и астрономию (высшая ступень — Санкт-Петербурге, а при университете – гимназия. Профессуру
«четверопутье» или квадривиум). В Древней Греции целью приглашали в основном из Германии – среди профессоров были
образования было постижение учащимися всего круга знаний, то знаменитости европейского уровня, например, математики Бернулли
есть образование имело универсальный («энциклопедический») и Эйлер. Студентов в университете было сначала очень мало. В
характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных основном это были дети дворян или живших в России иностранцев;
искусств» было дополнено практикой интерпретации текстов однако уже вскоре были введены стипендии и особые места для
выдающихся поэтов, писателей и философов, а также сведениями «казеннокоштных» студентов (учившихся за счет государства). В
математического и естественно-научного характера. Римляне 1755 году аналогичный университет с двумя гимназиями (для дворян
расширили ее за счет введения новых дисциплин. В средневековой и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии
Западной Европе образованным человеком мог считаться только тот, включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию,
кто изучил курс семи свободных искусств. Они изучались в краткую философию и иностранные языки; в гимназии для
общеобразовательных школах; более глубоко — в университетах на разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению,
«факультетах искусств», которые составляли начальную ступень живописи, преподавали и технические науки. С 1747 года основным
высшего образования. языком обучения стал русский, изменилась и структура предметов.
33Античная школа (от греч. schole – досуг): начальная(чтение, В 1758—65 годах гимназию возглавлял М. В. Ломоносов: он составил
письмо, счет, спорт, музыка ) и средняя ( с 6 в. до н. э. «Регламент» ее учебно-воспитательной работы (1759 г.), учредил
сначала в Афинах). Возраст учеников - от 13 до 18 лет. Учебная ежегодные экзамены, обновил состав учебников (по грамматике,
программа предусматривала всестороннее развитие. Ее целью риторике, физике и истории России).
являлось общее среднее образование, называемое греками enkyklios 63Российское образование при Екатерине II Екатерина изучала
paideia (обучение по всему кругу знаний) и подразумевавшее опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и
изучение «artes liberales», т. е. семи «свободных искусств» важнейшие педагогические идеи своего времени. в России XVIII
(грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, века были хорошо известны труды Коменского, Фенелона, «Мысли о
астрономии, музыки). Плюс - занятия спортом. Центральное место воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач
занимали занятия по грамматике и риторике. Античная грамматика школы: не только учить, но и воспитывать. С другой стороны,
включала в себя уроки литературы, ставившие гл. задачей изучение воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной
крупнейших поэтов –Гомера, трагика Еврипида, автора комедий изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. За основу
Менандра и оратора Демосфена. Риторика считалась высшей ступенью были взяты прусская и австрийская системы образования.
среднего образования и охватывала теорию красноречия, заучивание Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ –
примеров и практич. упражнения (декламацию). Систематич. малые, средние и главные. В них преподавались
изучение риторики нередко становилось предметом последующего общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр,
высшего образования. Воспитать мышление, способность рассуждать, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая
развить известную духовную культуру – такова была цель античного школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская
среднего образования. Все три ступени античного учебного грамматика, всеобщая и русская история и краткая география
процесса (элементарная школа, средняя школа, высшее образование) России, а в главной – подробный курс географии и истории,
сохранились до наших дней. математическая география, грамматика с упражнениями по деловому
34Многие аспекты античной школы дают о себе знать и в наше письму, основания геометрии, механики, физики, естественной
время. В частности, можно отметить следующие: - способность к истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная
мышлению и получению новых знаний; - рациональный характер; - система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в
систематичность; - синкретизм и универсальность подготовки ( старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся
пайдейя - в соответствии с пр. космоцентризма), -диалектический самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась
характер восприятия знаний, калокагатичность образования. к заучиванию наизусть текстов из учебника. Екатерининская
35Образование в эпоху средневековья. Педагогика Средневековья реформа не была доведена до конца, но тем не менее она сыграла
(14-16 вв.) характеризуется двумя основными признаками: 1 значительную роль в развитии российского образования. За
использованием антчных философских систем для построения 1782–1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей (7%
реального образовательного процесса. 2 педагогические воззрения девочек). К началу XIX в. в России было около 300 школ и
находились под сильным влиянием религии. Схоластика, догматизм, пансионов с 20 тыс. учащихся и 720 учителями. Но среди них почти
механическое заучивание, обучение не на родном, а на латинском совсем не было сельских школ.
языке Университет и его становление Сам термин universitas 64В начале царствования Александра I группа молодых
первоначально означал «целостность», «совокупность».. Термин реформаторов во главе с М.М. Сперанским осуществила реформу
universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально, системы образования. Впервые была создана школьная система,
«совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических распределенная по учебным округам и замкнутая на университетах.
знаний (ремесла, военное дело, торговля). В то же время слово Эта система была подчинена Министерству народного просвещения.
universitas означало также «товарищество», «купеческая гильдия», Вводились три типа школ: приходские училища, уездные училища и
«цех», «коммуна» . Поэтому союз, «цех» преподавателей и учеников гимназии (губернские училища). Школы двух первых типов были
представлял своего рода «научный цех», («товарищество бесплатными и бессословными. Кроме того, были духовные училища и
преподавателей и учащихся») или же одним словом studentes семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища,
(учителя, учащиеся). В конце XII в. - начале XIII в. подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии
товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться (благотворительные) и военному министерству. Особую категорию
просто universitas, т.е. «университетами». Первым в Западной составляли элитные учебные заведения – Царскосельский и другие
Европе был основан университет в г. Болонья. Возникшая еще в XI лицеи и благородные пансионы. В губернских училищах изучался
веке высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа предмет, который ныне называется граждановедением или
в 1088г. получила статус университета. В нем читались лекции по обществоведением (по учебнику Янковича де Мириево «О должностях
римскому праву. За ней следует высшая медицинская школа в человека и гражданина», одобренному и отредактированному самой
Салерно, Парижский университет (1200), Кэмбриджский (1209), Екатериной), а также логика, психология, этика, эстетика,
Пражский, основаный Карлом IV в апреле 1348, Венский (1365), естественное и народное право, политическая экономия,
Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и физико-математические и естественно-научные предметы, коммерция
французские (особенно Парижский) университеты были образцами для и технология. Были открыты новые университеты – Казанский и
подражания и формирования университетов в других странах. Харьковский. Устав Московского университета, принятый в 1804 г.
Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что и ставший образцом для других университетских уставов,
объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора,
сами были студентами старших курсов. конкурсное избрание профессоров, особые права советов
36В средние века термин "universitas" означал не факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных
универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую планов. Начиная с 1817 года - откат этой системы на
корпорацию. К 14-му веку утверждается общее название - консервативные позиции. В гимназиях были введены Закон Божий и
universitas scolarium et magistrorum. русский язык, а также древние языки (греческий и латинский),
37Образование в раннем Средневековье (5-11 вв.) В этот период исключены философские и общественные науки, всеобщая грамматика,
практически все грамотные люди принадлежали к духовенству. Их экономика.
обучение проходило в школах: монастырских, соборных и 65Российское образование при Николае I в мае 1826 года
приходских. Приходские, внешние монастырские и соборные школы императорским рескриптом образован специальный Комитет
посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение на латыни, устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно
письмо, счет, церковное пение. Педагогики как таковой еще не ввести единообразие в учебную систему, «дабы уже, за совершением
было, ее заменяли мысли о религиозно - нравственном воспитании сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по
детей, содержавшиеся в богословской литературе. Во внутренних произвольным книгам и тетрадям». все школы были выведены из
школах образование было более широкое. Прежде всего, изучался подчинения университетам и переведены в прямое подчинение
латинский язык, сначала чтение, счет и церковное пение, затем администрации учебного округа (т.е. Министерству народного
грамматика. Пользовались учебниками Алкуина, Беды просвещения). изменено преподавание в гимназиях. Главными
Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Читали Катона, предметами стали греческий и латинский языки. Гимназии
Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили рассматривались лишь как ступень к университету. Именно из уст
читать платоновский диалог "Тимей". К текстам третьей министра народного просвещения С.С. Уварова (21 марта 1833 года)
ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Овидий, прозвучала знаменитая формула «православие, самодержавие,
Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Знатоков народность». «Русские профессора должны были читать теперь
греческого языка было немного. Риторические приемы не русскую науку, основанную на русских началах (П.Н. Милюков). В
использовались, к Цицерону обращались не часто. 1850 году новый министр, Ширинский-Шихматов, докладывал Николаю
38Образование феодалов. направлено в первую очередь на I, что «все положения науки основаны не на умствованиях, а на
воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств, религиозных истинах и связи с богословием». В университетах и
необходимых воину, и в меньшей степени, - светскому человеку. других высших учебных заведениях была отменена выборность
При этом даже элементарная грамотность долгое время не считалась ректоров, проректоров и профессоров – они теперь прямо
обязательной. Так крупный английский военачальник 15 века Джон назначались Министерством народного просвещения. Поездки
Талбот, граф Шусберри был неграмотен. В соответствии с семью профессоров за границу были резко сокращены, прием студентов
свободными искусствами существовали и семь рыцарских ограничен, была введена плата за обучение. Для всех факультетов
добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков: стали обязательными богословие, церковная история и церковное
умение ездить верхом; умение плавать; умение владеть копьем; право. Из учебных планов была исключена философия, признанная –
умение фехтовать; умение охотиться; умение играть в шахматы; «при современном предосудительном развитии этой науки
умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах. Все германскими учеными» – ненужной. Чтение курсов логики и
эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет психологии было возложено на профессоров богословия.
служили пажом, потом - оруженосцем. В 21 год происходило 66Образовательная реформа Александра II В 1864 году было
посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных рыцарей принято «Положение о начальных училищах», утвердившее
считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому общедоступность и внесословность начального образования. Наряду
времени языком придворных кругов. с государственными школами поощрялось открытие земских и частных
39Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной школ. В качестве основной школы вводились гимназии и
знати начали появляться в XII - XIII вв. Одно из наиболее прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные
известных - сочинение Винцента из Бовэ(XIII в.) "О (преобразованные в 1872 году в реальные училища). Формально
наставлении сыновей правителей и благородных людей", гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приемные
которое составлено в основном из выдержек из различных испытания. Доступ в университеты открывался только для
источников. Воспитание женщин оставалось сугубо домашним. Дочери выпускников классических гимназий или для тех, кто сдавал
феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и экзамены за курс такой гимназии. Выпускники реальных училищ
специальных воспитательниц. Эта традиция сложилась еще на заре могли поступать в неуниверситетские высшие учебные заведения
средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и (именно в это время были основаны Петербургский технологический
письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика институт, Московское высшее техническое училище, Петровская
отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские сельскохозяйственная академия в Москве). В 1863 году был принят
монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с новый университетский устав, возвращавший университетам
Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность автономию, дававший большие права университетским советам, и
женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было даже позволявший университетам выпускать бесцензурно (точнее, с
связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать собственной цензурой) научные и учебные издания. Ректоры и
влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в деканы вновь стали выборными, опять стали посылать профессоров
монастырях в духе религиозности. Не случайно в числе приданого за границу, были восстановлены кафедры философии и
были книги религиозного содержания. Воспитание девочек, государственного права, было облегчено и резко расширилось
принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось чтение публичных лекций, отменены ограничения на прием
приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным студентов.
наставлениям. 67Российское образование в конце XIX – начале XX века С
40Образование в период развитого Средневековья (11-15 вв.) начала 70-х гг., в особенности при Александре III, школа опять
Начали расширяться знания европейцев в области математики, стала сословной. Новый министр, И.Д. Делянов, в 1887 году издал
астрономии, географии, медицины и других наук. в городах циркуляр, где говорилось, что гимназии следует освободить «от
появляются городские школы (магистратские, цеховые, поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких
гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением
языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Но были разве одаренных необыкновенными способностями». Основное
необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому образование приобретало все более формальный характер,
начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так преподавание древних языков свелось к зазубриванию грамматики.
возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Земские школы были повсеместно заменены церковно-приходскими.
Болонье и Падуе. Резко растет необходимость в грамотных людях и Однако к концу века - приближены учебные планы гимназий и
специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего реальных училищ, отменены уроки латыни и греческого в младших
образования, т.е. к созданию университетов. Своей буллой папа классах гимназий и заменены уроками русского языка, географии,
римский выводит университет из-под контроля светской и, русской истории. Выросло число учащихся в гимназиях, причем
частично, местной церковной власти. Папы узаконивали процент детей дворян и чиновников в них упал до 35%.
существование университета. Важнейшей привилегией университета Университеты вновь получили автономию (официально это произошло
было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и в 1905 г.), женщины были допущены на некоторые факультеты. Перед
т.д.). Другие дипломы признавались только там, где существовала самой революцией 1917 года под руководством П.Н. Игнатьева были
власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А разработаны основы новой реформы, так и не состоявшейся. Ее
дипломы университетов признавались всем католическим миром. основными идеями были: привлечение общественности к управлению
Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой образованием; автономия школ и большие права органов местного
католической стране. самоуправления в сфере образования; поощрение частной
41Именно в Западной Европе возник университет как специальная инициативы; создание единой школы с преемственностью всех ее
организация для образования. Его специфику определяли три ступеней; отделение школы от церкви; содействие развитию
важнейших момента - автономия, выборность властей и дискуссия национального образования; отмена всех сословных, национальных и
как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета других ограничений; всеобщее обязательное начальное образование;
была его значительная независимость от властей. Власть в совместное обучение мальчиков и девочек; свобода преподавания и
университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, отмена цензуры учебников; обновление содержания образования.
завоеванный в дискуссиях. Университет обладал целым рядом прав и 68Красноречиво свидетельствуют о становлении образования в
привилегий: - право изучать не только семь свободных искусств, Москве некоторые даты, факты, цифры: • 1551 г. — Стоглавый собор
но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. - постановил увеличить число начальных школ и училищ для
право получать часть церковных доходов на обучение. - право подготовки служителей культа; • 1687 г. — основана первая в
обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом Москве высшая школа — Эллина-греческая академия с
университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi). преимущественно гуманитарным направлением образования (1701 г. —
- особая подсудность для школяров - по своему выбору или перед Славяно-латинская академия, 1775 г. — Славяно-греко-латинская
учителями или перед местным епископом. Так в Париже они академия, 1814 г. — Московская духовная академия); • 1701 — 1715
подлежали суду ректора или парижского прево (королевский гг. — в помещениях Сухаревой башни открылось новое специальное
наместник Парижа), но не местному суду горожан. - право издавать учебное заведение — Школа математических и навигацких наук (538
свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату учащихся в 1712 г.). Ведущую роль в ней играл Леонтий Магницкий,
труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные автор знаменитого учебника «Арифметика сиречь наука
нормы, порядок проведения экзаменов и т. д. Были и другие числительная...»; • 1703 г. — учреждены Пушкарская
привилегии, носившие в основном местный характер. Везде стало (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная (при военном
складываться общее обозначение "studentes": так госпитале) школы, работала Разноязычная школа, в которой
именовались не только учащиеся, но все, кто изучались кроме латыни новые западно-европейские языки; • 1755
"штудирует", т. е. посвящает себя научным занятиям, г. — по инициативе М. В. Ломоносова был открыт университет, в
учителя и ученики. К 1500 году в Европе существовало уже 80 который кроме дворян принимались дети разночинцев. При
университетов, численность которых была самая разная. В университете учреждались и другие учебные заведения: гимназия,
парижском университете в середине 14 века обучалось около трех Благородный пансион, Трехгодичная Учительская семинария; • 1866
тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в г. — по инициативе Н. Г. Рубинштейна на базе Московского
краковском - 904 человека. отделения Русского музыкального общества открыта Московская
42Учебный процесс Обучение в университетах происходило в консерватория; • для подготовки педагогических кадров
несколько циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов и организованы Высшие женские курсы; • 25 мужских и 49 женских
социальной значимости) был общеобразовательный факультет (больше частных) гимназий; • 14 реальных училищ; • 3 кадетских
(facultas artium) («факультет свободных искусств»), в дальнейшем корпуса; • 6 частных коммерческих училищ; • 2 частных женских
- это философский факультет, где проходило углубленное изучение коммерческих училища. В 1914/15 уч. году в Москве
«семи свободных искусств». Следующим был медицинский, затем работали: 752 общеобразовательные школы различных видов (140,2
юридический и, наконец, самый престижный - теологический. тыс. уч.); 22 средних специальных учебных заведения (6 тыс.
Методика преподавания на всех факультетах была строго уч.); 20 высших учебных заведений (33,9 тыс. уч.). После
канонизирована. Аксиоматический уровень образования на любом Октябрьской революции упраздняются духовные и частные учебные
факультете представлял собой строго определенный набор текстов. заведения, школа отделяется от церкви, преобразуются в единую
Текстуальным каноном на низшем факультете были логические трудовую школу. • 1918 г. — открыт первый советский детский сад
сочинения Аристотеля, так называемый «Органон», на медицинском (до революции в Москве было 12 частных детских садов, из них 2
факультете базисными текстами были работы Гиппократа и Галена, бесплатных для рабочих); • 1919 г. — при Институте народного
на юридическом – церковное право (canones et decreta) и римское хозяйства и Московском университете организованы первые рабфаки;
право (Кодекс Юстиниана), на теологическом - Священное писание и 69синергетика - (греч. sinergeia - совместное действие) -
прочие догматические тексты. Факультет 7 свободных искусств новая методология научного познания, ориентированная на
После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в постижение целостной картины мира, на поиск универсальных
15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на законов эволюции и самоорганизации открытых, неравновесных и
подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных нелинейных систем. 90-е гг. применение категориального аппарата
искусств" (septem artes liberales), состоявшие из двух синергетики в исследовании педагогических явлений педагогическая
циклов- "тривиум" (trivium - "перекресток трех синергетика, или самоорганизация в образовании и воспитании (Г.
путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и Шефер, Е.Н. Князева, С.С. Шевелева, М.В. Богуславский, Л.Г.
"квадривиум" (quadrivium - "перекресток четырех Вяткин, В.И. Андреев, СВ. Кульневич, В.Г. Виненко, Л.Я. Зорина,
путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). С.С. Амирова, М.Ю. Опенков, Ю.В. Талагаев, А.Ю. Ефремов и др.).
На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем 70системно-синергетическая педагогическая теория базируется на
примерно пять-семь лет. Проучившийся первые 2 года получал синергетической философии, выдвигающей задачу - обеспечить смену
степень бакалавра, прослушавший полный курс - магистра свободных философии образования. Синергетика как общая основа построения
искусств. Факультет Свободных искусств заканчивали примерно научного (учебного) знания. Построенная по-новому
треть студентов. Обучение медицине и праву занимало еще примерно (синергетически) информация. Новый способ мышления, понимания
шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение мира: мир как процесс эволюции к сложному - незакономерная
затягивалось на 15-16 лет. Только после изучения последовательность упорядоченных и хаотических состояний, где в
"философии" предоставлялось право поступать на старшие диалектическом взаимодействии конкурирующих порядка и хаоса
факультеты: юридический, медицинский, богословский. рождается все разнообразие относительно устойчивых и
43Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь неустойчивых состояний сложной системы. При этом на некоторых
учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется участках эволюционного пути проявляется автономность системы и
лишь к концу средневековья в германских университетах. Правда, ее способность к самоорганизации. В такой ситуации и избыточный
учебный год делился на две неравных части: большой ординарный порядок, и чистый случай следует рассматривать всего лишь как
учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с предельные состояния. Процесс качественных изменений происходит
середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный в зоне бифуркации (ветвления), где в точке бифуркации система из
учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Три множества альтернатив производит выбор своей новой структуры,
основные формы преподавания: Лекции. Полное, систематическое способной к диссипации, производству энтропии и дальнейшей
изложение учебного предмета, в определенные часы называлось эволюции. В целом процесс бифуркации и обретения системой новой
lectio. Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и структуры называют "выпадением или выходом" на
экстраординарные (дополнительные). Говорилось, что преподаватель аттрактор. В равновесных и слабо неравновесных состояниях
читает или студент слушает книгу. Для ординарных лекций, как поведение систем подчиняется детерминистическим законам. Такие
правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов системы могут описываться линейными уравнениями и считаются
утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы управляемыми.
слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 71Т.е. Синергетика теоретически восстановила, дописала не
6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1-2 часа. Перед вполне законченную картину эволюции. Воспроизведя
началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором последовательность природных эволюционно-адаптационных
определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. механизмов к которым, кстати, относятся и процессы обучения, она
Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить соединила ранее разорванные участки эволюционной цепи
различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. недостающими звеньями. К числу таких неизвестных до этого
Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного звеньев - открытие конструктивной роли хаоса, который, как
чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. оказалось, вопреки существовавшим ранее взглядам способен
Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные рождать порядок - так называемые диссипативные структуры. она
помещения, а с XIV века города стали создавать общественные сосредоточила свое внимание преимущественно на изучении сложных,
здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, открытых систем, механизмов их образования (усложнения),
группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы развития и распада, не отбрасывает неудобные для классической
(Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на динамики, сильно неравновесные и хаотические системы (или их
соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные состояния), которые не встраивались в классическое здание
столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала ньютоновской парадигмы. смысл синергетического подхода к
устраиваться на возвышении, под балдахином. управлению образовательными системами: нужно сместить акцент с
44Repetitio. Это подробное объяснение отдельного текста с традиционного вопроса "что делать?" (нужно дать
разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В возможность системе самоопределиться и по возможности помочь ей
Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к в этом), на вопрос: "каким образом это делать?« Не в духе
проблеме источников. В германских университетах они проходили в детерминистской однозначности, а в принципе дополнительности:
форме диалога между учителем и учеником. Учитель задавал вопросы никакое знание не может быть самодостаточным, и требует
и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма - дополнения. Или по-другому: противоположное высказывание может
повторение прочитанного. Диспут (disputatio). Именно диспуты быть правомерным. Нелинейность предполагает возможность на
должны были научить школяров искусству спора, защите определенных стадиях сверхбыстрого развития процессов. Изменения
приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась происходят не по экспоненциальному закону, а именно в режиме
диалектика. Темы диспутов были самые разнообразные. обострения, характерной особенностью которого является
Университетские власти стремились на диспутах к академизму. локализация (ограничение) времени обострения. В результате
Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не изменения (в частности, рост, возрастание величин) не происходят
менее диспуты действительно часто переходили в сражения бесконечно, а ограничиваются внутренней необходимостью системы.
магистров и школяров. По окончании обучения студент выдерживал Механизмы режимов с обострением, объясненные синергетикой,
экзамен. Его принимала группа магистров от каждой нации во главе значительно облегчают нам понимание многочисленных напряженных
с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные ситуаций, характерных для учебно-воспитательного процесса. Они
книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего раскрывают секреты радикальных механизмов адаптации, играющих
магистра и 3 общеуниверситетских). определенную роль и в напряженной творческой деятельности, и в
45Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII в. процессах обретения нового, в интенсификации познавательного
требовало создания новых типов школ, поиска новых подходов к труда. Они же служат причиной перегрузки учащихся и случаев
образованию. К началу XVII в. в Европе выделяются три типа школ: стрессовой патологии.
начальные (элементарные), средние школы повышенного типа и 72Синергетика - это очередной шаг к пониманию феномена
высшие школы. В начальных школах изучалось письмо, чтение человека во всех его разнообразных проявлениях, к раскрытию тайн
Катехизиса, церковное пение. С середины XVII в. в начальной всего многообразия человеческого творчества, познания, здоровья,
школе место учителя-священника занимает светский учитель, труд образования, коммуникации, встраивания человека в природную,
которого оплачивает община. Профессиональный уровень учителей, социальную и культурную среду. Синергетическая проблема влечет
работающих в начальной школе, был крайне низок. Средняя школа за собой новый диалог человека с природой (И.Р. Пригожин). Она
повышенного типа была представлена гимназиями, дворцовыми, приводит также к новому диалогу человека с другими людьми, в
грамматическими и латинскими школами. - изучали древние языки, основе которого такие качества личности, как склонность к
сочинения классических и национальных авторов, математику, компромиссам (толерантность), ответственность перед будущим.
церковное пение, диалектику, риторику. Классы формировались по Через синергетику достигается более глубокое понимание самых
уровню подготовки. Занятия для старшеклассников проводились в разных явлений природы и мира человека. Возможно приложение
виде лекций, диспутов на латыни. Особую активность в создании синергетики и к пониманию сложных феноменов психики и
школ проявляли протестанты. Мартин Лютер (1483—1546) креативности человека. Нелинейная ситуация, или состояние
сформулировал новую концепцию школы - демократизация школы; неустойчивости среды, чувствительности ее к малым воздействиям,
всеобщее начальное обучение; обучение на родном языке; связана с неопределенностью и необходимостью выбора, способность
совместное обучение мальчиков и девочек; религиозное воспитание. к которому следует считать жизненно важным качеством человека,
В XV—XVI вв. в Западной Европе расширяется сеть латинских школ, находящегося в критических ситуациях, аномальных условиях
готовивших к поступлению в университет. Эти учебные заведения, существования и выживания. Синергетика позволяет снять некие
помимо элементарного образования и религиозного воспитания, психологические барьеры, страх перед сложными системами. Она
обучали свободному владению латыни. помогает разрушить уходящий в глубокую древность стереотип
46с XVI в. в Германии на базе латинских школ открываются страха перед хаосом, увидеть красоту и двойственность природы,
гимназии — средние школы с 8—10-летним курсом обучения (на конструктивность и деструктивность хаоса.
основе классно-урочной системы). - древние языки и античная 73необходимость мыслить категориями теории вероятностей, где
литература - главные предметы. теоретиком гимназического событие не может быть выведено из детерминистического закона. К
образования был И. Штурм (1507—1589), осуществивший первый опыт заслугам основоположников синергетики справедливо относят
массового обучения в средней школе. Основанная им школа в открытие мира процессов, диалектически противоположного ранее
Страсбурге стала первой классической гимназией, имевшей детально известному миру траекторий, мира, о котором необходимо мыслить
составленный учебный план и работавшей на основе классно-урочной категориями теории вероятности, где "событие", по
системы. Он описал учебный процесс в гимназии, разработал самому своему определению, не может быть выведено из
методику преподавания древних языков, составил учебники и детерминистического закона. Событие означает, что происходящее
хрестоматии. не обязательно должно происходить, оно может быть представлено
47представления о происхождении сознания: теория «tabula rasa» только в терминах вероятностей. Некоторые события должны
(чистая доска сознания) Джона Локка и теория «естественного обладать способностью изменять ход эволюции, т.е. становиться
состояния» Жан-Жака Руссо –позволяли надеяться на возможность исходным пунктом нового развития. Синергетика подняла значимость
переустройства мира благодаря образованию людей. «мы рождаемся второго начала термодинамики (закона возрастания энтропии) как
невеждами во всем», а ум наш от рождения – незаполненный чистый фундаментального закона природы, где оно рассматривается как
лист (Локк), «пока ребенок еще ничего не знает, есть время новый принцип отбора, приводящий к нарушению симметрии, к
подготовить все, что к нему приближается, показывая ему только необратимости, который через объединение динамики и
такие предметы, которые следует видеть» (Руссо). термодинамики придает второму началу фундаментальное значение
48В Англии философская программа Просвещения была эволюционной парадигмы естественных наук. Цель синергетического
сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704), подхода в области образования состоит - в осмыслении
провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на педагогического наследия как творческого синергетического
жизнь, свободу и собственность. все человеческое знание процесса, что исключает механистическое его толкование.
проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает Самоорганизация в области творческого мышления есть восполнение
среда. Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс недостающих звеньев, "перебрасывание мостов",
(1588—1679) увидел в геометрии и механике идеальные образцы самодостраивание целостного образа. Главным объектом для
научного мышления, природа - совокупность протяженных тел, приложения синергетических знаний мыслится учащийся как система
различающихся величиной, фигурой, положением. Дэвид Юм (1711 — обучаемая и самообучающаяся, воспитываемая и
1776) - о нравственности. этика занимается мотивами поступков, самовоспитывающаяся.
которые в конечном итоге обусловливаются психологическими
«Философия образования» | Философия образования.ppt
http://900igr.net/kartinki/filosofija/Filosofija-obrazovanija/Filosofija-obrazovanija.html
cсылка на страницу

Философия

другие презентации о философии

«Смысл жизни» - Премудрый. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево.». Б.Ясенский «Заговор равнодушных»: Пискарь? Пескарь? А бойся равнодушных.». И.С.Тургенев писал: «СЕБЯЛЮБИЕ – самоубийство. «В чём смысл жизни?» (по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»). Неверно Неверно Неверно Верно Верно Неверно.

«Смысл жизни человека» - Считать себя совершенным - значит убить себя» Геббель Ф. 3.Потребление удовольствия как смысл жизни. Вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек. Смысл жизни каждого человека совершенно уникален. 5.Смысл жизни – жизнь ради близких.

«Свобода в деятельности человека» - 2. «Свобода» по словарю С. И. Ожегова. 3 э т а п. Осознанная. С в о б о д а. 2 э т а п. Свобода в деятельности человека. 3. «Свобода» в Советском энциклопедическом словаре. 1. Образовательные: Сформировать знания учащихся по теме «Свобода в деятельности человека. Основополагающий вопрос: Что означает для человека слово «Свобода»?

«Общественное сознание» - Какие факторы влияют на формирование общественного сознания? Наука. Формирует эстетическое сознание. Религия. Обслуживает социальные группы, обосновывая политические идеи. Включает нравственные принципы общества, нормы поведения. Как формируется и в чем особенность общественного сознания? Выполняет мировоззренческую, познавательную функцию.

«Сущность человека» - Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным. Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека. 10. Учебный материал Понятия философской антропологии. Для всех специальностей. 11. Требования к знаниям, умениям и навыкам.

«Философия жизни» - Гадамер Х.Г. Истина и метод. Неклассическая философия: А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей. Совместно: «Манифест коммунистической партии». Дильтей В. Сущность философии. Психоанализ: З.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг, Адлер. Характерные черты и основные направления философии XIX-XXвв. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.

Урок

Философия

19 тем
Картинки
Презентация: Философия образования | Тема: Философия | Урок: Философия | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по философии > Философия > Философия образования.ppt