Русский быт Скачать
презентацию
<<  Русская изба Русский быт  >>
Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском доме»
Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском доме»
Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском доме»
Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском доме»
Традиционный быт в русском доме
Традиционный быт в русском доме
Дом 100
Дом 100
Дом 100
Дом 100
Поселения часто возникали в лесистых местах, по берегам рек, озёр, так
Поселения часто возникали в лесистых местах, по берегам рек, озёр, так
Дом 200
Дом 200
Дом 200
Дом 200
Самый древний и простой тип русских построек состоит из «клетей» –
Самый древний и простой тип русских построек состоит из «клетей» –
Дом 300
Дом 300
Дом 300
Дом 300
1. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил
1. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил
Дом 400
Дом 400
Дом 400
Дом 400
Потолок (2) в избе делался из тёса (то есть из досок, вытесанных из
Потолок (2) в избе делался из тёса (то есть из досок, вытесанных из
ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы
ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы
ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы
ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы
В крестьянской избе каждый угол имел своё значение
В крестьянской избе каждый угол имел своё значение
Быт 100
Быт 100
Быт 100
Быт 100
Самое почетное место в «красном углу», кроме божницы, у сходящихся
Самое почетное место в «красном углу», кроме божницы, у сходящихся
Быт 200
Быт 200
Быт 200
Быт 200
Слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только немного пропускали
Слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только немного пропускали
Быт 300
Быт 300
Быт 300
Быт 300
В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка»
В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка»
Быт 400
Быт 400
Быт 400
Быт 400
«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из
«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из
Быт 500
Быт 500
Быт 500
Быт 500
На Руси полотенца развешивали в избе для праздничного убранства
На Руси полотенца развешивали в избе для праздничного убранства
Пища 100
Пища 100
Пища 100
Пища 100
Так что же такое «масло» на самом деле
Так что же такое «масло» на самом деле
Пища 200
Пища 200
Пища 200
Пища 200
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка,
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка,
Пища 300
Пища 300
Пища 300
Пища 300
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются
Пища 400
Пища 400
Пища 400
Пища 400
Не только зерновые культуры возделывали наши предки
Не только зерновые культуры возделывали наши предки
Пища 500
Пища 500
Пища 500
Пища 500
У русских уже в давние времена появилась и прочно вошла в быт так
У русских уже в давние времена появилась и прочно вошла в быт так
Труд 100
Труд 100
Труд 100
Труд 100
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания
Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания
Труд 200
Труд 200
Крестьяне жили в окружении прекрасной, но суровой природы
Крестьяне жили в окружении прекрасной, но суровой природы
Труд 300
Труд 300
Труд 300
Труд 300
Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал людей, наши
Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал людей, наши
Труд 400
Труд 400
Труд 400
Труд 400
Всё необходимое для домашнего хозяйства крестьяне делали сами
Всё необходимое для домашнего хозяйства крестьяне делали сами
Труд 500
Труд 500
Труд 500
Труд 500
В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины
В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины
Ремесло 100
Ремесло 100
Ремесло 100
Ремесло 100
Орудия труда, предметы домашней утвари, одежду и обувь, которыми
Орудия труда, предметы домашней утвари, одежду и обувь, которыми
Ремесло 200
Ремесло 200
Ремесло 200
Ремесло 200
Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал самые разные стороны
Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал самые разные стороны
Ремесло 300
Ремесло 300
Ремесло 300
Ремесло 300
Одним из важнейших ремёсел было кузнечное дело
Одним из важнейших ремёсел было кузнечное дело
Ремесло 400
Ремесло 400
Ремесло 400
Ремесло 400
Одним из самых древних на земле является гончарное ремесло
Одним из самых древних на земле является гончарное ремесло
Ремесло 500
Ремесло 500
Ремесло 500
Ремесло 500
Рукодельными работами – прядением пряжи, вязанием крючком и спицами,
Рукодельными работами – прядением пряжи, вязанием крючком и спицами,
До новых встреч
До новых встреч
Картинки из презентации «Дома на Руси» к уроку истории на тему «Русский быт»

Автор: Пользователь. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Дома на Руси.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2383 КБ.

Скачать презентацию

Дома на Руси

содержание презентации «Дома на Руси.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском 28праздничных столов: курники -- на свадьбах, пироги, блины -- на
доме». Главная страница. масленицу, «жаворонки» из теста -- в весенние праздники и т. д.
2Традиционный быт в русском доме. Выход. Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из
3Дом 100. Как выбирали наши предки места проживания и всевозможных круп: различные каши, крупеники, овсяные кисели,
строительный материал для дома? Ответ. запеканки. В более северных краях нашей страны особое значение
4Поселения часто возникали в лесистых местах, по берегам рек, имеют блюда, приготовленные из пшена. Просо служило сырьем для
озёр, так как водные пути были тогда естественными дорогами, получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и
которые связывали многочисленные города Руси. В лесу зверь и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее
птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы, «Возле леса жить – время. Каша была повседневной едой и трёх основных видов –
голодному не быть» говорили на Руси. Жизненное пространство рассыпчатая, вязкая и жидкая; в неё добавляли молоко, жир,
раньше славяне отвоёвывали себе у леса, подсекая и обрабатывая масло, яйца, грибы и т.д. На Руси их более двадцати: гречневая
ниву. Строительство начиналось с валки леса и на расчищенной простая, гречневая с горохом, пшённая, овсяная, пшеничная,
земле появлялось поселение - «деревня». Слово «деревня» морковная, репная, гороховая и т.д. Ели каши и с различными
образовано от слова «дервь» (от действия «дърати») – то, что добавками из селёдки, семги, белуги. Особым блюдом на Руси была
выдирается с корнем (лес и заросли). Строились не день и не два. «кутья», её готовили из зёрен пшеницы с добавлением мёда. Назад.
Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, Таблица.
рубили, корчевали лес. Так возникла «заимка» (от слова 29Пища 400. Какие овощные культуры возделывали на Руси? Ответ.
«занимать»), а первые постройки назывались «починками» (от слова 30Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из
«почин», т.е. начало). Селились рядом родственники и просто древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на
соседи (те кто рядом «сели»). Для строительства дома наши предки нашем огороде такие культуры, кaк, кaпуcтa, свёкла, репа,
рубили деревья хвойных пород (наиболее стойкие к загниванию) и брюква, тыква, морковь, горох, лук, чеснок. Наиболее широко
брали только те, которые падали верхушками на восток. Молодые и применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно
старые деревья, а также сухостой были непригодны для этого. сохранять до нового урожая. Капуста служила незаменимой
Священными считались одиночные деревья и рощи, выросшие на месте закуской, приправой к разным блюдам. Щи из различных видов
разрушенной церкви, поэтому их тоже не брали для постройки дома. капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни,
Рубили в морозы, потому, что дерево считалось в это время хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально
мертвым (древесина в это время суше). Именно рубили, а не выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения
пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится. Брёвна и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на
складывали в штабеля, весной с них снимали кору, выравнивали, Русь после принятия на Руси христианства. Репа в России до конца
собирали в небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня
иногда и до следующей весны. Только после этого приступали к картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили
выбору места и строительству дома. Таков был опыт многовекового множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали
деревянного строительства. Назад. Таблица. как начинку для пирогов, из неё готовили квас. Репка содержит в
5Дом 200. «Не для лета изба рубится, а для зимы» - как своем составе очень ценные биохимические соединения серы,
назывался крестьянский срубный дом и как выбирали место для являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными
него? Ответ. иммуностимуляторами. Позднее репа стала выходить из употребления
6Самый древний и простой тип русских построек состоит из , но появился картофель и пословица - «Картофель – хлебу
«клетей» – небольших четырёхгранных срубов. Одна из клетей подмога», стали культивировать помидоры, огурцы. Тыква на Руси
обогревалась «очагом» и поэтому называлась «истьба», от слова появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян
«истобка», отсюда и появилось название русского дома – «изба». благодаря своей урожайности, неприхотливости, полезности и
ИЗБА – деревянный (бревенчатый) срубный жилой дом. Дома способности к длительному хранению. Свекла считалась
строились большие, все вместе под одной крышей жили деды и отцы, исключительно целебным продуктом, с ранней весны до поздней
внуки и правнуки – «Семья сильна, когда над ней крыша одна». осени употребляли в пищу и корнеплоды, и ботву растения. Назад.
Избу рубили обычно из толстых брёвен, складывая их в сруб. Сруб Таблица.
складывался из «венцов». Венец – это четыре бревна, уложенные 31Пища 500. «Когда в печи жарко – тогда и варко» - как
горизонтально в квадрат или прямоугольник и по углам связанные устроена русская печь? 4. 2. 5. 1. 3. 6. Ответ.
врубками (углубления, чтобы брёвна плотно «садились» одно на 32У русских уже в давние времена появилась и прочно вошла в
другое). От земли до крыши таких «венцов» надо было собрать быт так называемая «русская печь» (1). Хорошая печь – гордость
около 20. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в хозяина., святая святых дома. Огонь горевший в печи, давал свет
обло» (от слова «облый» – круглый), при котором круглые и тепло, на нём готовили пищу. Это уникальное сооружение играло
бревенчатые концы брёвен врубали друг в друга и они немного роль своего рода жизненного центра семьи. Русские печи всегда
выходили за пределы стены, углы такого дома не промерзали. ставили на «опечке». Это небольшой сруб в три – четыре венца из
Брёвна сруба связывались так плотно, что даже лезвие ножа не круглых брёвен. Поверх него устраивали горизонтальный «накат»,
проходило между ними. Место для дома выбирали очень тщательно. который засыпали песком и мазали толстым слоем глины. Эта глина
Никогда не строили избу на месте старой, если прежнее жильё служила «подом» для печи. В «подпечье» хранили ухват, кочергу,
сгорело, разрушилось от бед. Ни в коем случае не ставили избу совок, считалось, что там же живёт домовой. Печь складывали из
«на крови» или «на костях» - там, где на землю упала хотя бы камня (кирпича), а сверху обмазывали глиной, она должна была как
капля человеческой крови или нашли кости, бывало и такое! можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. С
Нехорошим считалось место, где однажды опрокинулся воз (в доме конструкцией печи связана и форма глиняной посуды, в которой
не будет богатства), или когда-то проходила дорога (по ней в дом готовили пищу (так называемые «славянские горшки». Дело в том,
могли прийти несчастья), или росло кривое дерево. Люди старались что в этой печи посуда нагревается с боков и потому должна иметь
приметить, где любит отдыхать скот: это место сулило удачу большую боковую поверхность. Кроме того, форма горшков наилучшим
владельцам построенного там дома. Назад. Таблица. образом приспособлена для ухватов. По размерам печь была почти
7Дом 300. Как называются основные элементы декоративного кубической: длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м.
убранства избы? 1. 4. 2. 3. Ответ. Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для
81. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил. Конек лежания. Внутреннее пространство печи – «топка» (2), «горнило» –
вытёсывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с делали большим: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со
корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы. сводчатым потолком и плоским дном – «подом» (3). Прямоугольное
Коньки смотрят в небо и защищают дом не только от непогоды. Конь отверстие в передней части горнила - «чело», «устье» (4)- плотно
в древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце закрывали большой «заслонкой» (5), во избежание потери тепла.
по небу везут крылаты невидимые кони, вот и громоздили на крышу Перед устьем устраивали площадку - широкую доску - «шесток» (6),
конька, чтобы поддержать солнышко. 2. Из – под конька спускалась на неё ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть её в печь.
искусно вырезанная доска – «Полотенце», названная так за Справа и слева от шестка располагались «зольники», где год
сходство с вышитым концом настоящего полотенца, и хранились горячие угли. Назад. Таблица.
символизирующая солнце в зените, слева от неё такая же доска 33Труд 100. Развитие каких видов деятельности определило
символизировала восход солнца, и справа символизировала закат. обилие лесов на Руси? Ответ.
3. Фасад дома –это стена выходящая на улицу, - уподоблялась лицу 34Древнейшие занятия людей были связаны с местами их обитания.
человека. На фасаде располагались окна. Слово «окно» произошло Жизнь в лесах и около водоемов определила главные виды
от древнего названия глаза – «око», и окна считались глазами на деятельности славян – «рыболовство», «охота» и «бортничество».
лице дома, поэтому деревянные резные украшения окон называются Лесные промыслы были большим и существенным дополнением в
«Наличниками». Часто окна дополнялись «ставнями». В южных избах хозяйстве наших предков. В лесах было много всяких зверей:
до окон можно было дотянуться руками, а вот на севере дома медведей (от слов «ведать мёд»), оленей, лосей. Их шкуры служили
ставились на высоком «подклете» (то, что под клетью). Поэтому и одеждой и одеялом. Охотились на рябчиков, диких уток, зайцев,
для закрывания ставней устраивались специальные обходные галереи гусей и другую дичь. Использование даров леса в старину играло
– «гульбища», которые опоясывали дом на уровне окон. Окна раньше большую роль в питании человека. Ореховое масло было одним из
закрывались слюдой или бычьими пузырями, стёкла появились в XIV самых распространенных жиров. Ядра орехов толкли, добавляли
веке. Свету такое окно пропускало мало, зато зимой в избе лучше немного кипятка, завертывали в тряпицу и клали под гнет. Масло
сохранялось тепло. 4. Крыша дома с передней и задней стенками в постепенно стекало в миску. Ореховый жмых тоже использовали в
виде бревенчатых треугольников символизировала «лоб» на лице пищу - добавляли в каши, ели с молоком, с творогом. В лесах
дома, древнерусское название лба звучит как «чело», а обитало много диких пчёл, собирательство их мёда называлось
выступающие из-под крыши резные доски – «Причелины». Назад. «бортничеством» (происходит от слова «борть» – дупло дерева, где
Таблица. жили дикие пчёлы). Мёд использовали в пищу, и в качестве
9Дом 400. Что символизировали и как были устроены верхняя и лекарства. Из меда приготовляли различные сладкие блюда и
нижняя границы в жилом пространстве избы? 1. 2. 3. Ответ. напитки - медки. Занимаясь бортничеством крестьяне сами стали
10Потолок (2) в избе делался из тёса (то есть из досок, делать ульи и разводить пчёл рядом с домом. Наши предки были
вытесанных из брёвен). Верхней границей избы служил потолок. прекрасными рыболовами. Орудием ловли служил «гарпун»
Доски поддерживались «Матицей» (1) – особенно толстым брусом, (метательное оружие), а позже сплетённые «неводы» - сети. Людей,
который врубали в верхний венец, когда был поставлен сруб. занятых рыбным промыслом, тогда принято было называть ловцами, а
Матица проходила поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой торговцев рыбой - рыбаками. Трудно перечислить все виды рыб
стены, потолок и основание кровли. Для дома матица была тем же, русских озер и рек. Наиболее высоко по вкусовым качествам
чем для дерева корень, а для человека мать: началом, опорой, ценились осетровые - так называемая «красная рыба». Это название
основой. К матице подвешивались различные предметы. Сюда осетровым дано в том смысле и значении, в каком красным в
прибивался крюк для подвешивания очепа с колыбелью (гибкая старину называли все редкое, дорогое, красивое: «красная
жердь, даже при легком толчке, такая колыбель качалась). Только девица», «красное солнышко». Назад. Таблица.
тот дом считался полноценным, где скрипит очеп под потолком, где 35Труд 200. «Один день - год кормит» - почему для земледельца
детишки подрастая нянчат младших. С матицей связывались сроки обработки земли имели важное значение? Ответ.
представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, 36Крестьяне жили в окружении прекрасной, но суровой природы.
отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу. Их жизнь зависела от засухи и дождей, количества работников в
Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. семье, сохранности урожая. Главным их занятием постепенно
Пол (3) – это граница, отделяющая людей от «нелюдей»: домовых и становится «земледелие». Сначала зимой вырубали участок леса.
др. Пол в доме настилали из половинок брёвен (отсюда и слово Весной его выжигали, зола служила удобрением. После этого
«половицы», и он опирался на толстые балки, врубленные в нижние рыхлили мотыгой, смешивая золу с землёй, а затем поле засевали.
венцы сруба. Сами половицы связывались с идеей пути. Постель (а На большей части России основным пахотным орудием была «соха»
в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить или «плуг», наряду с сохой была известна «косуля», применявшаяся
поперёк половиц, иначе человек уйдёт из дома. А сваты при для поднятия нови (необработанной почвы). Для разрыхления земли
сватовстве старались сесть так, чтобы смотреть им вдоль половиц, после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав
тогда сговорятся и уведут невесту из дома. Назад. Таблица. использовали «бороны - суковатки» (так называли большую ветвь
11ДОМ 500 Каким был внутренний мир русской избы? 1. 2. 3. 4. дерева с не до конца обрубленными сучьями). Для сеяния зерна,
Ответ. семян льна и конопли по всей России применялись корзины -
12В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное «севалки», для жатвы – «серпы», они были самым распространённым
пространство избы занимала печь (1). Печь делали из глины с орудием уборки хлебов, для обмолота зерновых культур – «цепы»,
добавлением в толщу камней. Русскую печь использовали для для обмолота льна и конопли – «вальки», для веяния – «лопаты»,
отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и для переработки зерна в муку в домашних условиях – «жернова».
освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для Крестьяне сеяли просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, гречиху,
стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи коноплю, лен, реже бобы и горох. Хлеб славяне называли «житом»
мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и (от слова «жить»), потому что прожить без него не могли: это был
взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, лук, главный продукт питания. В каждой деревне были свои знатоки ,
чеснок, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что которые определяли сроки сельскохозяйственных работ. Нужный
рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались момент «спелости» земли для пахоты крестьянин определял по
вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «Печной угол» вековому опыту своих предков: взяв в горсть землю и крепко сжав
или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома - её в кулаке, выпускал. Если ком рассыпался при падении – значит
царство женщины (2), здесь стояла вся нехитрая посуда, которая земля готова для сева, если падал комом – ещё не поспела (т.е.
была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала, растила детей. не просохла). В июне начинался сенокос, в июле и августе –
Рядом с печью на гибкой жерди, закреплённой на матице, висела тяжёлая пора уборки хлебов. Назад. Таблица.
колыбель. Здесь у самого окна всегда ставили ручные жернова – 37Труд 300. Откуда возникла пословица: «Посеешь лён, а пожнёшь
мелющее устройство (два больших плоских камня), поэтому угол ещё золото»? Ответ.
назывался «Жерновым».Парадной частью избы был «Красный угол» 38Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал
(3). Как бы не располагалась в избе печь (справа или слева от людей, наши предки с уважением говорили о нём: «Посеешь лён, а
входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё. В пожнёшь золото». Для переработки стеблей льна в волокно, из
самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, волокна в нить использовали «мялки», «трепала», «гребни»,
отчего угол получил ещё название «Святого». «Задний угол» «валёк», «прялки», «самопрялки», «веретёна». Прялка была
исстари был мужским (4). Здесь помещали «конник» («кутник») - необходимым предметом крестьянского обихода: это и орудие труда,
короткую широкую лавку в форме ящика с откидной плоской крышкой, и украшение избы, и свадебный подарок. Веками технология
в нём хранили инструменты. От двери он отделялся плоской доской выращивания и обработки льна оставалась неизменной. Созревший
, которой часто придавали форму конской головы. Это было место лён теребят, то есть выдёргивают из земли, причём вместе с
хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, корнями. Затем его высушивают, освобождают от семенных головок
ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети и т.д. (очёсывают), молотят, вымачивают, что позволяет отделить волокно
Назад. Таблица. от древесной части стебля, мнут и треплют. Трёпанный лён
13Быт 100. В чём предназначение и местоположение стола в расчесывают и получают закрученную тонкую ленту – ровницу. Из
русской избе? Ответ. неё долгими зимними вечерами женщины пряли льняную пряжу –
14Самое почетное место в «красном углу», кроме божницы, у скручивали в нить волокна льна на веретенах или прялках. Во
сходящихся лавок (долгой и короткой) занимал стол. Стол время прядения пальцы левой руки приходилось смачивать, чтобы
обязательно покрывался скатертью. В XI – XII веках стол делали придать нити «крепость». Прядение – довольно сложная и
глинобитным и неподвижным. Тогда –то и определилось его однообразная работа, чтобы веселее было работать, девушки
постоянное место в доме. Подвижные деревянные столы появляются собирались в какой-либо избе, там пели и вели беседы, но и о
лишь к XVII – XVIII векам. Стол делали прямоугольным по форме и работе не забывали. Все старались работать как можно лучше, ведь
располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое по тому , какая нить получиться, будут судить о мастерстве
выдвижение его оттуда могло быть связано только с обрядовой или девушки. Получив достаточное количество ниток, из них делали
кризисной ситуацией. Стол никогда не выносили из избы, а при ткань на ручном ткацком станке. Лён на Руси выращивали не только
продаже дома стол продавался вместе с домом. Особую роль играл для того, чтобы из него получать очень ценную по своим свойствам
стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к льняную ткань. Известно о том, что в древней Руси из льняной
свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к муки, получаемой из размолотых семян льна, пекли вкусный хлеб и
венцу, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и лепёшки, льняное масло в постные дни добавляли в пищу, а жмых,
невестой стола и благословление их. Новорождённого обносили после извлечения масла, шёл на корм скоту. Назад. Таблица.
вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны 39Труд 400. Какой материал использовали для изготовления
были выходить с той стороны с какой заходили. Вообще, стол посуды на Руси? Ответ.
осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу 40Всё необходимое для домашнего хозяйства крестьяне делали
почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, сами. Посуду изготавливали из коры деревьев (кузовки, чаши,
за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи ведра, бочки), вырезали из дерева (ложки, чашки, тазы), лепили
на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так из глины, обжигая затем на огне в печи. По разному называлась
и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное посуда одного назначения, но изготовленная из разного материала:
время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, сосуд из глины – «горшок», из чугуна – «чугунок», из меди –
завернутый в скатерть, и солонка с солью. Постоянное пребывание «медник». Для приготовления пищи очень долго служили людям
хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие глиняные горшки, кувшины. Горшки изготавливались самых разных
дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого размеров. Главным достоинством горшка была его прочность. В
домочадца было своё место за столом, которое зависело от хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Если треснул горшок,
семейного положения. Самое почетное место за столом – во главе его оплетали берестяными лентами и хранили в нём крупы. Позже на
стола – занимал хозяин дома. Назад. Таблица. смену горшку пришли чугуны – луженые металлические сосуды, они
15Быт 200. При помощи чего и как освещали внутреннее сохранили форму горшка. На протяжении веков было создано
пространство избы? Ответ. огромное множество изделий из дерева, глины, металла. Среди них
16Слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только немного было немало истинно художественных творений, когда бытовой
пропускали свет и избу приходилось дополнительно освещать. Самым предмет, не теряя своих утилитарных качеств, вместе с тем
древним устройством для освещения избы считается «камелёк» - становился произведением высокого эстетического уровня.
небольшое углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари,
горящую лучину, хорошо просушенная лучина давала яркий и ровный накапливавшейся десятилетиями. «Утварь» – это посуда для
свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, сосны, осины, заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол –
дуба, ясеня, клёна. Чуть позже камелька появилось освещение горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши,
лучиной, вставленной в «Светец». Для получения тонкой (менее 1 корчики (из них пили мёд, квас, пиво) и т.д.; всевозможные
см) длиной (до 70 см) щепы полено распаривали в печи над ёмкости для сбора ягод и грибов – корзинки, кузова, туеса и др.;
чугунком с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором, различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов
затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей;
Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома –
на одном конце и остриём на другом. Этим остриём светец огнива, светцы, подсвечники и многое другое. Назад. Таблица.
вставляли в щель между брёвнами избы. В развилку вставляли 41Труд 500. Расскажите для какой работы был нужен ткацкий
лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто с стан? Ответ.
водой. Позже появились кованые светцы, в которых горело 42В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали
несколько лучин. По большим праздникам для полноты света в избе женщины. Учились они этому с раннего детства, и годам к
зажигали дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в шестнадцати девушка была настоящей мастерицей. Получив
сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на «гумне» достаточное количество ниток прядением, из них делали ткань на
(крытая площадка для молотьбы). Свечи были сальными и восковыми. ручном ткацком станке. Каждая крестьянская семья в старину имела
Сальные свечи чаще были «маканцами». Для их изготовления брали «ткацкий стан». В прошлом мастерицы владели множеством приёмов и
говяжье, баранье, козье сало, растапливали его и макали в него видов ткачества. Работа на ткацком стане проходила следующим
фитиль перекинутый через лучину, замораживали и так несколько образом: ткачиха садилась на скамеечку перед первым «навоем»,
раз, получали «маканцы», которые часто выходили тощими и нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой «нит» шёл
неровными. Восковые свечи выделывали катанием. Воск разогревали вниз, увлекая за собой один из двух рядов «нитей основы». В
в горячей воде, раскатывали в валик, плющили его в длинную образовавшийся «зев» прокидывался «челнок с уточной нитью».
лепёшку и, положив на край лепёшки фитиль из льна или пеньки, Затем крестьянка нажимала вторую подножку, происходило
вновь закатывали в валик. Назад. Таблица. чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние
17Быт 300. Как использовались в доме кочерга, ухват, помело и поднимались наверх. В образовавшийся «зев» пропускался челнок, а
хлебная лопата? Ответ. затем нити утка прибивались «бердом». За зиму хозяйка должна
18В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до
печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего следующей зимы, так как все ходили в одежде сшитой своими руками
пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. из домотканой ткани. Изготовленную ткань кипятили в русских
Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как печах в больших чугунах со щёлоком из золы. Полоскали в проруби,
только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно затем расстилали по снежному насту, оставляя на ночь холсты,
отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно. Ткали
поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему женщины не только ткань из тонких нитей, годную на бельё,
приходит все та же кочерга. «Ухватом» вносили в русскую печь скатерти и полотенца, но и более грубую, которая шла на мешки и
чугунки (от полутора до десяти литров). Прежде чем отправить портянки. Крестьянки часто окрашивали ткани в разные цвета.
чугунок в печь, его ставили на шесток около устья и подводили Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ чистоты,
под его тулово рога ухвата. Рядом с чугунком под рукоятку ухвата красный – символ солнца и чёрный – символ земли и покоя. Для
подкладывали подходящего размера каток (круглое поленце). Нажав окраски использовали природные материалы: листья, кору, камни.
на конец рукоятки, чугунок слегка приподнимали и, опираясь Назад. Таблица.
ухватом на каток, вкатывали в печь и ставили в намеченном месте 43Ремесло 100. В чём смысл пословицы «Ремесло – не коромысло:
пода. Без сноровки это сделать было непросто. Ухваты, как и плеч не отдавит, а век пропитает»? Ответ.
горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их 44Орудия труда, предметы домашней утвари, одежду и обувь,
берегли и они долго служили людям. «Помело» неизменно находится которыми пользовались крестьяне, должен был кто-то создавать.
при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и Уже с древности на Руси были известны своим мастерством люди,
пода. Чаще всего под в печи подметали перед тем, как печь занимавшиеся изготовлением самых разнообразных предметов. Их
пироги. Помело предназначалось исключительно для печи. называли «ремесленниками». Центром ремёсел становятся города,
Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. В где можно было обменять или продать всевозможные изделия.
старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»
праздникам — пироги, при печи полагалось иметь широкую гласит русская пословица. Среди крестьян выделялись люди,
деревянную «лопату» на длинном черенке. Лопатой, сделанной из которые умели прекрасно работать топором. В каждый построенный
доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала дом они вкладывали не только своё мастерство, но и душу. Об этом
почтительного к себе отношения. Её ставили только ручкой вниз. можно судить по избам, которые были срублены «без единого
Назад. Таблица. гвоздя» и стоят уже не одну сотню лет, по храмам на Русском
19Быт 400. Где хранилась одежда, ткани и ценные предметы Севере, например в Кижах. Настоящий «плотник» любил свой
домашнего быта ? Ответ. инструмент и бережно с ним обращался. Настоящий мастер так
20«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный работал топором, что он казался продолжением рук. «Топор всему
ящик из пиленых досок с крышкой на петлях, закрывающийся на голова», топором и лес валили и если было нужно, то плотник
замок. В нём русские люди хранили одежду и ценные вещи. лезвием топора мог побриться, ложку выстругать, изготовить
Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли люльку и игрушку для малыша: повозку и целую тройку со всей
важную часть интерьера крестьянских изб, его выставляли на упряжью. Плотники кроме топора имели поперечную пилу, ножовку,
видное место свидетельствуя о богатстве семьи. Сундуки в которых долото, бурав, струг, скобель. Плотницкий труд многообразен.
хранили приданное невесты зачастую были очень больших размеров и Подросток начинал постигать его с топорища. Сделать топорище –
вносились в дом только единожды - при его строительстве. На значит сдать первый экзамен. Иногда мальчишка немало перепортит
Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить поленьев, пока добьётся успеха. Топорище надо насадить, и
приданое – это называлось «нагнетать сундуки». Приданое было правильно расклинить, чтобы топор не слетел, и хорошо
залогом успешного брака. После замужества девушка оставляла отшлифовать. Всё это требовало терпения, навыков и смекалки. У
родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, каждого мастера были свои инструменты, одалживать их было не
перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), принято. Назад. Таблица.
одежду, домашнюю утварь, украшения. Во многих домах сундуки 45Ремесло 200. «Только лапоть на обе ноги плетётся, а
разного размера выставляли в виде горки, т.е. ставили один на рукавички – розни» - во что и как одевались на Руси? Ответ.
другой, иногда их численность достигала потолка. В крестьянском 46Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал самые
доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и разные стороны крестьянского быта, в том числе изготовление
служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для одежды и обуви. Для крестьян главной одеждой была «рубаха», как
дневного послеобеденного сна. Сундуки, подголовники, ларцы, для мужчин, так и для женщин. Считалось, что все уязвимые места
скрыни, шкатулки - богато декорировались. Обычно их оковывали человеческого тела должны были быть укрыты. У каждого были
для прочности полосами железа, лужёного или воронёного. рубахи повседневные и праздничные. Повседневные только обшивали
Заказчики предъявляли сундучным мастерам определённые по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злу.
художественные требования: сундуки должны быть не только Праздничные рубахи богато украшались вышивкой. Считалось, что
вместительными, прочными, но и красивыми. Для этого сундуки языком узора человек передаёт Богу свои просьбы. В разных
расписывали темперными красками, разводившимися на яичном районах Руси на рубаху одевали «понёву» или «сарафан»,
желтке. На сундучных изделиях часто встречались изображения льва «передник» или «душегрею» , их всячески украшали. Головной убор
или грифона, они считались зверями сильными, мужественными, у русских всегда являлся важной частью костюма. Девушки носили
хорошими защитниками нажитого человеком добра. Назад. Таблица. «ленты», а замужние женщины покрывали голову платком или прятали
21Быт 500. Какое значение имело вышитое полотенце в их под кокошник, который в разных местах назывался по-разному:
крестьянском быту? Ответ. кика, ряска, каблучок. Мужчины носили широкие штаны – «порты» и
22На Руси полотенца развешивали в избе для праздничного «рубашки-косоворотки». Всю одежду подпоясывали «кушаком». На
убранства. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, голове носили «картуз». Зимой и летом крестьяне обували на ноги
придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем «лапти». Их плели из внутренней части липовой или берёзовой коры
окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, – лыка. Лапти обычно надевали на холщовые (летом), шерстяные или
стены. В старом крестьянском быту полотенцем называли - суконные (зимой) подмотки («онучи»). Онучи закрепляли на ноге
полотнище белой ткани домашнего производства, отделанное «оборами» - кожаными или конопляными верёвками, их прикрепляли к
вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного лаптю, обвивали ими ногу и завязывали под коленом. Плелись лапти
ситца, кружевом и т.д. Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина без различия правой и левой ноги. Будничные лапти без
36—38 см. Оно украшалось, как правило, на концах, полотнище дополнительных приспособлений имели срок годности от трёх до
орнаментовалось редко. Особенно богато украшалось большое десяти дней. Плетением лаптей занимались, в основном, старики.
«рукобитное» полотенце, так называемое «стеновое» (длиной в Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Назад.
стену) . Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею. Таблица.
Это означало, что невеста просватана, и жених кидал полотенце 47Ремесло 300. «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!» -
своей родне. Им украшали божницу на все время свадьбы, а при почему кузнечное мастерство считалось самым уважаемым на селе?
поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. «Дарные» Ответ.
полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше 48Одним из важнейших ремёсел было кузнечное дело. Люди,
украшались, чем рукобитные. Полотенцем (а сверху шалью) которые занимались им, назывались «кузнецами». Кузнецы делали
покрывали невесту, когда везли в церковь. Полотенцем связывали различные предметы, необходимые для жизни людей в доме и в поле:
жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной косы, серпы, плуги, подковы, для лошадей, замки, топоры,
жизни. Значительную роль полотенце играло в родильных и молотки, иглы, рукомойники, колокольчики для коров и другое. По
крестильных обрядах, а также в похоронной и поминальной народным поверьям, кузнец куёт свадьбу, куёт судьбу; наши предки
обрядности. По обычаю, богато орнаментированные полотенца верили , что первый плуг сковали Св. Кузьма и Демьян,
являлись необходимой частью девичьего приданого. На второй день покровители кузнечного искусства и 14 ноября, в день памяти
свадьбы молодуха развешивала свои рукотворные полотенца в избе святых, отмечается праздник кузнецов («Кузьминки»). Кузнецы
поверх полотенец свекрови, чтобы все гости могли полюбоваться на единственные мастера по изготовлению подков. В ранние века
ее работу. Полотенце присутствовало во многих обычаях и обрядах железо было настолько дорогим, что любая вещь из него считалась
русской семьи. Такое предназначение полотенца исключало большой ценностью. А в крестьянском хозяйстве было ещё большей
использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было
пользовались «рукотерником или утиркой». Назад. Таблица. что-либо изготовить для дома – нож, скребок или просто гвоздь,
23Пища 100. Какие растительные и животные масла изготавливали действительно было удачей. Поверье говорит, что злой дух не
на Руси? Ответ. проникает в дом, если на двери подкова. Но её нужно правильно
24Так что же такое «масло» на самом деле? Что ни говори, подвешивать: «клещами» вверх, т.е. раскрытой частью вверх к
любишь – не любишь, а без жира, составляющего основу масла, небу. А объясняется это тем, что добрые силы, спустившись с
жизнь человека была бы невозможна, так как каждая клеточка неба, зайдут в подкову и останутся в доме. Если же «клещи»
нашего организма окружена защитной жировой пленкой. Наиболее смотрят вниз, то добрые силы уйдут в землю. Работали кузнецы в
часто употребляемыми на Руси растительными маслами всегда были кузнице, которая строилась на краю деревни. В кузнице был
льняное и конопляное. А привычное нам подсолнечное масло вошло в полумрак, чтобы можно было определить степень нагрева железной
употребление значительно позже, в начале 19-го века. заготовки «на глазок», по цвету раскаленного металла. Большая
Употребление растительных масел было разрешено даже во время печь в кузнице называется горном. Меха, горн, наковальня, молоты
самых строгих многодневных постов, поэтому его второе «народное» и кувалды разной величины – вот и всё оборудование кузницы.
имя - масло постное. Конопляное масло — жирное растительное Изготовление каждой железной вещи требовало большого труда,
масло, получаемое из плодов растения конопли, обычно путём сноровки и умения, а без кузнеца ни коня подковать, ни светец
выжимки, оно обладает великолепными питательными, защитными и сделать. Поэтому и уважали кузнецов . Назад. Таблица.
регенерирующими свойствами. К сожалению, в наше время конопля 49Ремесло 400. «Не Боги горшки обжигают», - а кто? Ответ.
воспринимается, как наркотическое растение и запрещена к 50Одним из самых древних на земле является гончарное ремесло.
выращиванию. Льняное масло не уступало конопляному и всегда было Настоящим открытием для человека было свойство глины
одним из наиболее ценных и важных продуктов питания. Масло льна превращаться на огне из мягкой в твёрдую, как камень. «Гончары»
- это и пища, и лекарство, и косметика. Но, если льняное масло обычно работали в избах. Орудиями их производства были гончарные
обладает специфическим запахом, то тыквенное и кедровое ручные и ножные круги и деревянный нож, которым после формовки
относятся к самым вкусным. В медицинских целях часто применяли на круге поправляли и счищали изделие, сглаживая неровности.
масло шиповника и ореха. Масло животного происхождения на Руси Гончары сначала мнут глину, затем лепят на гончарном круге из
сбивали из сливок, сметаны и цельного молока. Наиболее мягкой глины посуду, а потом обжигают её в печи или в горне.
распространенным способом приготовления масла было Гончарное искусство развивалось в тех областях, где имелись
перетапливание сметаны или сливок в русской печи. Отделявшуюся белые, синие, красные глины, залегающие крупными массивами, и
маслянистую массу остужали и сбивали деревянными мутовками, лес, использовавшийся для обжига готовых изделий. В сёлах и
лопатками, ложками, а зачастую и руками. Готовое масло промывали небольших городах работали гончарные мастерские, производившие
в холодной воде. Поскольку свежее масло не могло долго необходимую в крестьянском хозяйстве утварь: горшки, кринки,
храниться, крестьяне перетапливали его в печи, получая топлёное миски, блюда, корчаги и даже сковороды и противни. В Древней
масло. Назад. Таблица. Руси помимо утилитарной, у горшка была и иная служба. Строители
25Пища 200. Почему на Руси говорили - «Без соли, без хлеба - использовали горшок для усиления звука в каменных церквах и
половина обеда»? Ответ. называли такой горшок – «голосником» (обычный горшок вставляли в
26На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла стену так, чтобы его горлышко было обращено в помещение). Одним
солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки из видов гончарных промыслов было изготовление глиняной игрушки.
верили, что соль защищает от враждебных сил. В старину, когда Русская народная игрушка тесно связана с древнеславянскими
господствовало натуральное хозяйство, соль была у восточных культовыми обрядами и верованиями. Например женская фигура
славян едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была символизировала «Мать – землю», конь – «Солнце», птица –
очень дорога, и ее берегли. Этим объясняется и широко «Воздушную стихию». Предполагают, что происхождение различных
распространенная примета, что просыпать соль — не к добру - глиняных свистулек берёт своё начало от древнего обряда, когда
последует наказание. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свист считался средством отпугивания злых сил. Свой хрупкий
свадебный стол, его дарили на новоселье, с ним приходили к товар гончары продавали на ярмарках, проходивших в ближайших
новорожденному ребёнку, как с благословлением, а отправляющемуся сёлах, или развозили по окрестным деревням, обменивая на муку,
в дорогу путнику и дорогому гостю при встрече подносили хлеб – зерно, масло, яйца. Назад. Таблица.
соль, с пожеланием богатства и благополучия, тем самым выражали 51Ремесло 500. Какой вид рукоделия входил в разряд
своё расположение к ним. Давным - давно слово «каравай» обязательных занятий крестьянских девушек и женщин? Ответ.
произносили и писали, как «коровай». Очень давно люди, чтобы 52Рукодельными работами – прядением пряжи, вязанием крючком и
задобрить Богов, приносили в жертву домашних животных (коров), спицами, плетением кружев, вышиванием, аппликациями лентами,
но жизнь не позволяла расстаться с коровой кормилицей. Вот тогда басмой, позументом – обычно занималось женское население
и стали лепить коров из теста, а позже – хлеб с рожками, который деревни. При этом девушкам не полагалось изготавливать те вещи,
называли «коровай». Так как основной зерновой культурой была которые использовались в повседневном обиходе: дерюги, половики,
рожь, то и пекли, в основном, ржаной хлеб. На Руси издревле наматрасники и т.п. – они должны были только готовить себе
ржаной хлеб был основным продуктом питания, замешивался он на приданое. Всю семью обшивали и одевали замужние женщины. Старухи
натуральной закваске и был трех сортов: 1) пушной, или мякинный, пряли и ткали полотно на продажу. Девочки в крестьянской семье
из плохо провеянной ржи и непросеянной муки; 2) решотный — из приучались к рукоделию с 7-8 лет. В произведениях народного
ржаной муки, просеянной через очень редкое сито (решето); 3) творчества – в пословицах, загадках, песнях умение вышивать
ситный — из ржаной муки, просеянной через обычное частое сито. расценивалось как то, что девушка «вошла в ум – разум» и готова
Но там где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим к браку. Следует отметить, что, согласно народным
считался «кирпичатый» – хлеб, выпеченный из хорошо просеянной представлениям, вышивание – это не простая «украса», а
пшеничной муки. Помол муки, тщательность её просеивания сакральный процесс. В традиционной народной культуре
определяли вкус хлеба. Назад. Таблица. орнаментальные композиции выполнялись с целью создания оберега –
27Пища 300. «Хороша кашка, да мала чашка» - любили каши на магического средства охранить владельца от болезней, бед,
Руси, а из каких круп их готовили? Ответ. напастей. Именно это, прежде всего и способствовало тому, что
28Ещё со времён средневековой древности в нашей стране традиционные сочетания элементов орнамента в течение долгого
возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, гречиха. времени не изменялись даже тогда, когда стал забываться
Сегодня в нашей стране из этих злаков вырабатывают следующие первоначальный смысл какого-либо символа. Вышитым орнаментом
виды круп: из гречихи – ядрицу и продел; из проса – пшено украшали одежду, полотенца, скатерти, подзоры простыней, рубахи,
шлифованное; из овса – крупы: недробленую, плющеную, хлопья и головные уборы, ширинки – небольшие платки. Вышивка выполнялась
толокно; из ячменя – крупу перловую и ячневую; из твердой обычно красными или белыми нитками по белому полотну домашней
пшеницы при помолах вырабатывают манную крупу. Давно наши предки выделки. Для вышивания использовалась короткая стальная игла и
заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» пяльцы – круглая или прямоугольная рама, на которую натягивалась
выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в ткань. В разных областях России получили распространение разные
пище наших предков существенное значение имеют пироги, технические приёмы вышивки: роспись, гладь (атласник), набор,
расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. тамбур . Назад. Выход. Таблица.
Многие из этих изделий издавна стали традиционными для 53До новых встреч ! Таблица. Главная страница.
«Дома на Руси» | Дома на Руси.ppt
http://900igr.net/kartinki/istorija/Doma-na-Rusi/Doma-na-Rusi.html
cсылка на страницу

Русский быт

другие презентации о русском быте

«Школы на Руси» - Н.Богданов-Бельский «Устный счёт». Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Как учились на Руси. Когда появились первые школы? Где могли учиться дети, когда не было школ? Зачем на Руси стали нужны школы? Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира. Что нужно для урока? В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие.

«Русские обычаи» - Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам. В понедельник Масленицу встречали. Молодожены ездили к своим родителям, дарили подарки – полотенца, платки, пряники). Назовите главный христианский праздник? Зимние святки начинались с колядования. Молодые невестки принимали у себя родных.

«Изба» - К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Гость должен был ритуально отказываться от места. 6-стенная изба-связь. Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы.

«Дольмен» - Дольме?н — в переводе с бретонского языка означает «каменный стол». Название применяется во Франции, России и некоторых других странах. Общий вес: от 6795 до 25190 кг. Типы дольменов: Познакомить учащихся с дольменной культурой , классификацией и конструкцией дольменов. Отверстие чаще всего круглые, но бываю овальные или арочные.

«Святки» - Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Тинку алина. Что такое святки? Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет.

«Русская национальная кухня» - Древнерусская кухня IX—XVI вв.1. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Общерусская национальная кухня 60-е годы XIX — начало XX вв. Главное место на русском столе, особенно на народном, занимал и занимает хлеб. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 2.

Урок

История

147 тем
Картинки
Презентация: Дома на Руси | Тема: Русский быт | Урок: История | Вид: Картинки