Просвещение Скачать
презентацию
<<  Просвещение культура Культура Просвещения  >>
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Западноевропейская культура в XVlll веке»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Западноевропейская культура в XVlll веке»
XVlll век уже характеризовался кризисом религиозного мировоззрения
XVlll век уже характеризовался кризисом религиозного мировоззрения
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах
2. Понятие «Просвещение»
2. Понятие «Просвещение»
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в
Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в
Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др
Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и др
Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого
Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея здравого
3. Идеи просветителей XVlll века
3. Идеи просветителей XVlll века
Он был типичным представителем высших слоев "третьего сословия" -
Он был типичным представителем высших слоев "третьего сословия" -
Атеистические и антирелигиозные идеи Вольтера не достигают такой
Атеистические и антирелигиозные идеи Вольтера не достигают такой
В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований
В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных требований
Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общества -
Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общества -
Б) Гольбах Поль Анри Дитрих (1723 – 1789)
Б) Гольбах Поль Анри Дитрих (1723 – 1789)
Б) Гольбах Поль Анри Дитрих (1723 – 1789)
Б) Гольбах Поль Анри Дитрих (1723 – 1789)
Дидро, Гельвеций, Ламеттри и другие, менее видные писатели боролись с
Дидро, Гельвеций, Ламеттри и другие, менее видные писатели боролись с
В) Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)
В) Клод Адриан Гельвеций (1715-1771)
Позднее, вместе с другими посланиями, эссе и очерками, «Послание о
Позднее, вместе с другими посланиями, эссе и очерками, «Послание о
Г) Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
Г) Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
Г) Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
Г) Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
Его “Дух законов”(1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших
Его “Дух законов”(1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших
Д) Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Д) Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую власть и
Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую власть и
Но несомненно преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо,
Но несомненно преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо,
Е) Лессинг Готхольд Эфраим (1729 - 1781)
Е) Лессинг Готхольд Эфраим (1729 - 1781)
Е) Лессинг Готхольд Эфраим (1729 - 1781)
Е) Лессинг Готхольд Эфраим (1729 - 1781)
В философской драме «Натан Мудрый» 1(1779) Лессинг провозглашает не
В философской драме «Натан Мудрый» 1(1779) Лессинг провозглашает не
Лессинг был основателем национального немецкого театра
Лессинг был основателем национального немецкого театра
Ж) Гердер Иоган Готфрид (1744-1803)
Ж) Гердер Иоган Готфрид (1744-1803)
Ж) Гердер Иоган Готфрид (1744-1803)
Ж) Гердер Иоган Готфрид (1744-1803)
Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной
Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной
З) Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)
З) Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)
З) Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)
З) Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)
В литературно-эстетическом и научном творчестве Гёте принято различать
В литературно-эстетическом и научном творчестве Гёте принято различать
В своих философских поисках Гёте испытал влияние многих мыслителей:
В своих философских поисках Гёте испытал влияние многих мыслителей:
Основные идеи и принципы Просвещения: Существует единый порядок
Основные идеи и принципы Просвещения: Существует единый порядок
4. Энциклопедисты
4. Энциклопедисты
4. Энциклопедисты
4. Энциклопедисты
В написании отдельных статей участвовали ряд ведущих французских
В написании отдельных статей участвовали ряд ведущих французских
Создание «Энциклопедии» было основано на просветительском энтузиазме,
Создание «Энциклопедии» было основано на просветительском энтузиазме,
Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный
Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный
5. Деизм
5. Деизм
6. Научные открытия
6. Научные открытия
В Англии интенсивно работали химики — особенно известны имена Дальтона
В Англии интенсивно работали химики — особенно известны имена Дальтона
Значение колонизация Нового света
Значение колонизация Нового света
7. Литература
7. Литература
Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить
Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление приблизить
Д. Дефо первый представил современного ему буржуа как «естественного
Д. Дефо первый представил современного ему буржуа как «естественного
Картинки из презентации «Культура Просвещение» к уроку истории на тему «Просвещение»

Автор: катя. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Культура Просвещение.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 436 КБ.

Скачать презентацию

Культура Просвещение

содержание презентации «Культура Просвещение.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Западноевропейская культура в XVlll 25этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением
веке». Подготовила: студентка гр. Ф-06-2 Астафьева И.А. первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего
2XVlll век уже характеризовался кризисом религиозного Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности и
мировоззрения. Но даже те мыслители, которые не разделяли внутреннему миру ее чувств. Главные исследовательские интересы
крайностей атеизма, неизменно сходились на том, что ясное и мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии:
отчетливое мышление не найдет в мире ничего, кроме «природы», проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает
хотя человек под влиянием невежества и заблуждений сплошь и главный труд своей жизни - «Идеи к философии истории
рядом уклоняется от её повелений. Так возвращение к природе человечества», в которой основной акцент сделан на преодоление
стало средоточием идеологии Просвещения. 1. Социокультурная теологической картины истории, безраздельно царившей в
ситуация в Европе в начале XVlll века. социальной мысли Германии до конца 18 века. Философ осуществил
3XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений значительный вклад в развитие идей социального историзма; он
в странах Западной Европы. В этот период наблюдается становление четко, как никто до него, сформулировал идею общественного
и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории
в чисто производственных целях новые природные силы и явления: закономерный характер общественного развития.
строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины 26Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней
для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и церковной иерархии, Гердер смело выступил против телеологизма и
другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества,
в развитии конкретно-научного знания. В XVIII веке еще более выделив в качестве таковых целую совокупность естественных
закрепляется безграничная вера в науку, в разум. Если в эпоху факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о
Возрождения принималось, что разум безграничен в своих закономерном поступательной развитии человеческого общества,
возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом которые долгое время оставались непревзойденным образцом
стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние
благоприятное для человека переустройство как природы, так и на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля. Иммануил
общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс Кант оказал большое влияние на Гердера, хотя впоследствии Кант
начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения подвергал его сочинения критике, а их взгляды на философию и
общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к культуру не совпадали.
общественному благополучию. При этом принималось, что все наши 27З) Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832). Немецкий поэт,
действия, все поступки (и в производстве, и в переустройстве просветитель, ученый и философ, который, однако, не считал себя
общества) лишь тогда могут быть гарантированно успешными, когда принадлежащим к философскому цеху. Тем не менее, философия
они будут пронизаны светом знаний, будут опираться на достижения всегда была в центре духовных интересов Гёте, пронизывая все его
наук. Поэтому главной задачей цивилизованного общества творчество глубокими теоретическими размышлениями. Его философию
объявлялось всеобщее просвещение людей. можно считать самостоятельным философским учением, хотя и не
42. Понятие «Просвещение». Просвещение - необходимая ступень изложенном в виде целостной и завершенной концепции. Феномен
в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным Гёте являет собой яркий пример скорее возрожденческого, нежели
образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это просветительского универсализма, в котором тесно переплелись
культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании поэтическое творчество, научные изыскания (минералогия,
и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая ботаника, физика, остеология и т.д.) и
значительная культурно-историческая эпоха, Просвещение философско-мировоззренческие поиски.
сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с 28В литературно-эстетическом и научном творчестве Гёте принято
действительностью, осуществить как можно скорее и как можно различать три периода. Первый - "Бури и натиска",
полнее на практике. когда протест против классицизма приводит его к борьбе за
5Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в утверждение реализма в искусстве, а последнее понимается как
распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения подражание природе и жизни людей. Второй - начиная с 1780-х, во
победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской многом под влиянием путешествия по Италии: Гёте увлекся
мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что античностью, которая становится для него идеалом гармоничных
такое Просвещение?" И. Кант писал: Просвещение - это выход отношений между людьми, а высшей целью искусства, по Гёте,
человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он провозглашается красота. В это не очень плодотворное для поэзии
находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть время Гёте много занимается наукой: составляет первую
неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со геологическую карту Германии, выказывает догадки об эволюционном
стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - развитии растительного мира или так называемом, метаморфозе
это такое, причина которого заключается не в недостатке растения ("Метаморфоза растений", 1790); занимается
рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им. минералогией и анатомией. Третий период литературных,
6Термин «Просвещение» встречается у Вольтера, И. Гердера и эстетических и мировоззренческих исканий Гёте связан с
др. Он окончательно утвердился после статьи И. Канта «Что такое последними годами жизни мыслителя, разочаровавшегося в своем
Просвещение?» (1784). Историческая и философская наука 19 в. стремлении построить мир по античному образцу. На первый план в
стала характеризовать Просвещение как эпоху безграничной веры в его творчестве выступают реалистические черты его эстетики. Гёте
человеческий разум («век разума», «век философов»), в резко критикует немецкий романтизм за его отрыв от жизни и
возможность перестроить общество на разумных основаниях, как эру мистицизм. Именно в эти годы (1808) появляется знаменитый
крушения теологического догматизма, торжества науки над "Фауст", утверждающий недопустимость отрыва художника
средневековой схоластикой и церковным мракобесием. от действительности.
7Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения и идея 29В своих философских поисках Гёте испытал влияние многих
здравого смысла. С культом здравого смысла, разума связано мыслителей: Аристотеля, Плотина, Канта, Гердера, Гегеля и
стремление просветителей подчинить идеальному началу и особенно Спинозы с его знаменитой "Этикой", которая
общественный строй, государственные учреждения, которым, по их учила навсегда освободить ум от различного рода предрассудков.
словам, надлежало заботиться об "общем благе". Против Г. становится сторонником пантеизма, пытаясь соединить его с
феодально-абсолютистского государства была направлена теория идеей развития. Для мыслителя было характерно критическое
общественного договора, согласно которой государство отношение к господствовавшему тогда механицизму, неспособному
представляло собой институт, возникший путем заключения договора адекватно объяснить принципы развития природы. Все творчество
между людьми; эта теория давала право народу лишить власти Гете было поставлено на службу высшей цели: показать, на что
государя, нарушившего условия договора. Некоторые из способен, что может человек, как ему мыслить и действовать,
просветителей возлагали надежды на "просвещенного чтобы "очеловечивались вещи, а не овеществлялись
монарха", рассчитывая в дальнейшем на проведение люди". Гётевский пафос деятельности противостоит
необходимых реформ, - так возникла идея просвещенного филистерскому примирению с действительностью.
абсолютизма. 30Основные идеи и принципы Просвещения: Существует единый
83. Идеи просветителей XVlll века. А) Франсуа Мари Аруэ порядок природы, на познании которого основаны не только успехи
Вольтер (1694-1778) Чрезвычайно одаренный ,Вольтер вошел в наук и благополучие общества, но и морально-религиозное
историю культуры как один из великих писателей Франции, как совершенство Верное воспроизведение законов природы позволяет
психолог, философ культуры и философ истории . Могучий полемист, построить естественную нравственность, естественную религию и
сатирик ,памфлетист, публицист, он поднял звание журналиста, естественное право Разум, освобожденный от предрассудков,
литератора, ученого на высоту ,еще неизвестную феодальному является единственным источником знания, факты - единственный
обществу. В течение всей своей долгой жизни он неутомимо боролся материал для разума Рациональное знание должно освободить
против церкви и клерикализма, против религиозной и всякой иной человечество от социального и природного рабства; общество и
нетерпимости . Он ненавидел деспотизм и королей, и князей государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой
церкви. человека Теоретическое познание неотделимо от практического
9Он был типичным представителем высших слоев "третьего действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного
сословия" - рождающейся буржуазии. Как мыслитель и идеолог бытия. ПРОСВЕЩЕНИЕ, широкое культурное движение в Европе и
этого класса, он резко критически выступал против надстройки Северной Америке конца 17-18 вв., ставившее своей целью
феодального общества - феодальной идеологии, интегральным распространение идеалов научного знания, политических свобод,
элементом которой была религия. Четкая антиклерикальная общественного прогресса и разоблачение соответствующих
направленность пронизывает все творчество Вольтера. Однако его предрассудков и суеверий. Центрами идеологии и философии
антирелигиозная ориентация не выливается в отрицание религии как Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое
таковой. Вольтер не приходит к идее о необходимости ликвидации концентрированное выражение идеология Просвещения получила во
религии, он требует лишь религиозной свободы. И в этом отношении Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения
он был последовательным представителем своего класса. (siecle des lumieres).
10Атеистические и антирелигиозные идеи Вольтера не достигают 314. Энциклопедисты. Дени Дидро (1713-1784). «Французская
такой глубины, как идеи Ламетри, Гольбаха или Дидро. Выраженные энциклопедия» - закономерное выражение сущности Просвещения. В
живым и художественным образом, они в свое время 1751 году вышел первый том. «Французская энциклопедия» не была
распространились очень быстро. Однако оценка источников религии первым энциклопедическим изданием. Идея систематического
у Вольтера не переступает рамок общего просветительского изложения всей суммы приобретённых человечеством знаний
подхода. Источниками религии являются, по его представлениям, зародилось еще в античную эпоху. В XVI веке появляется и термин
невежество, фанатизм и обман. Весьма популярной в свое время «энциклопедия». Идея создания энциклопедии на французском языке
была идея Вольтера о том, что религия возникла тогда, когда возникла у книгоиздателя Шамбера, для чего он решил осуществить
встретились мошенник и глупец. Вольтер не вскрыл, и в то время перевод на фр. язык изданного в 1727 г. в Лондоне «Всеобщего
не мог полностью вскрыть, гносеологических и социальных корней словаря искусств и наук» и с таким предложением обратился к
возникновения религии. Человечество пришло к этому позже. Однако Дидро. Но, согласившись с идеей в принципе, Дидро усмотрел в
его критика клерикализма и религии сыграла выдающуюся роль. предполагаемом издании недостаток материалов по гуманитарным
11В философских трудах Вольтер выражает и одно из основных наукам и составил собственный план философского словаря с учетом
требований восходящей буржуазии - равенство людей. Однако в философского знания и других гуманитарных дисциплин, а затем,
отличие, например, от Руссо он понимает равенство людей лишь как заручившись согласием участвовать в работе математика Даламбера,
равенство политическое, равенство перед законом и правом. распространил проспект «Энциклопедии» и привлёк многочисленных
Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой подписчиков.
сохранения общественного равновесия и нормального развития 32В написании отдельных статей участвовали ряд ведущих
общества. Если Руссо в работе "О причинах неравенства" французских философов и ученых эпохи Просвещения, работающих в
выступил против частной собственности и требовал ее уничтожения, области естественных и общественных наук. Среди энциклопедистов
то Вольтер это требование с присущей ему иронией высмеял. мы находим наиболее известных представителей механистического
Свободу человека Вольтер также понимал лишь в чисто абстрактном материализма — Кондильяка, Гольбаха, а также Монтескье, Вольтера
правовом и политическом смысле. Свобода является, по его и Руссо. Активное участие в «Энциклопедии» принимали инженеры,
представлениям, прежде всего свободой воли, и эту свободу воли врачи, моряки, представители других профессий. Среди авторов
он понимает чисто индетерминистски. В позднейших философских были люди различных политических взглядов, но всех их объединяло
трудах ("Философском словаре") Вольтер, однако, видимо стремление преодолеть господство в умах ненаучной средневековой
под влиянием ньютоновского понятия детерминизма, отходит от схоластики, ненависть к католической церкви, защитить права
индетерминистских взглядов. третьего сословия. «Энциклопедисты» критиковали традиционное и
12Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство божественное право, противопоставляя ему естественное право,
общества - это те вопросы, которые в то время обсуждались не слепой вере противопоставляли опытное исследование природы и
только в философских дискуссиях, но и в практической человека. Много статей в «Энциклопедии» было уделено вопросам
каждодневной политике. И Вольтер в своих заметках о реформе воспитания и образования. «Энциклопедия» явилась великолепным
общества склоняется к иллюзии об "образованном инструментом популяризации научных знаний в области математики,
правителе". Однако в более позднее время он от этого идеала физики, механики, астрономии, биологии, ботаники и т.д.,
отходит. Все творчество Вольтера - философское, инструментом распространения новых знаний по всей Европе. Она
публицистическое, художественное (следует оценить также его была трибуной, с которой лучшие специалисты эпохи – математик
заслуги в области, историографии, в частности в истории Даламбер, химик Гольбах, врач Торшен, экономист Тюрго, блестящие
культуры) - является предвестием острых социальных конфликтов, теоретики Кондорсэ, Кондильяк и Гельвециус, - излагали свои
которые через несколько лет после его смерти выливаются в системы м отстаивали собственные идеи.
Великую французскую буржуазную революцию. Прогрессивность 33Создание «Энциклопедии» было основано на просветительском
философии Вольтера обусловлена и ограничена прогрессивностью энтузиазме, на убеждении в силе человеческого разума, в
общественного класса - буржуазии, представителем которой он был. необходимости все надежно познать и объяснить. Согласно
Труды Вольтера: “Письма об Англии” “Основы философии Ньютона” намерениям составителей, «Энциклопедия» не должна быть лишь
(1738) ряд философских произведении, в том числе “Кандид”, обзором достигнутого уровня человеческого познания, но наиболее
“Философский словарь” и др. В знаменитом “Кандиде” Вольтер систематической разработкой новейших научных подходов,
осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей опирающихся на прогрессивные философские концепции. Именно по
философии. этому поводу организаторы создания «Энциклопедии» столкнулись с
13Б) Гольбах Поль Анри Дитрих (1723 – 1789). Французский рядом трудностей. Трудности были вызваны не только официальным
философ, крупнейший систематизатор взглядов французских вмешательством правящих кругов тогдашней Франции, но весьма
материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений часто нерешительностью и перестраховкой буржуазных
отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды предпринимательских и политических кругов, которые материально
по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический обеспечивали организацию этого обширного издания.
социализм XIX века. Главное сочинение - "Система 34Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный
природы" (1770). Автор остроумных атеистических общественный прогресс. Поэтому такое большое внимание они
произведений . уделяли проблемам образования и воспитания, подчеркивали
14Дидро, Гельвеций, Ламеттри и другие, менее видные писатели определяющее значение «хороших законов». Значение, которое они
боролись с религией с самых различных точек зрения, касаясь придавали «Энциклопедии», было поэтому гораздо шире, чем эта
самых различных сторон теологии. Но среди этой блестящей плеяды работа на самом деле могла иметь. Они считали, что уже сам факт
Гольбаху принадлежит бесспорно первое место. Стоит только систематически представленного прогрессивного знания «приведет к
назвать его хотя бы более известные сочинения, направленные изменениям общественной действительности». На самом деле они
против религии и церкви, чтобы убедиться в этом: «Поповский пришли лишь к образованию идейных предпосылок этих изменений.
обман» 1777 г.; «Священная зараза» 1768 г.; «Дух церкви» 1767 Это, однако, ничуть не умаляет заслуг, которые энциклопедисты
г.; «Критическое рассмотрение защитников христианской религии» имели в деле развития прогрессивного философского и научного
1766 г.; «Разоблаченные попы» 1768 г.; «Разоблаченное мышления своего времени.
христианство» 1756 г.; «Здравый смысл» 1772 г. Этим перечнем 355. Деизм. (от лат. deus - бог) — философско-религиозное
далеко не исчерпывается все то, что Гольбах написал против учение, по которому бог есть безличная первопричина мира,
религии. В самом выдающемся произведении Гольбаха «Система находящаяся вне его и не вмешивающаяся в развитие природы и
природы» вся вторая часть посвящена разоблачению религии на общества. Истоки Деизма - в ср. век философии. В период духовной
основании тех материалистических положений, которые диктатуры церкви деистические учения служили формой выражения
формулированы в первой половине этой замечательной работы. Среди атеистических идей независимости природы от божьей воли,
всех материалистов, боровшихся со старым миром во имя нового, активности человека, неограниченной возможности познания им
буржуазного общества, Гольбах более всех ненавидел полную мира. Как философско-мировоззренческое направление, отражающее
нетерпимости и глупости человеконенавистническую идеологию интересы прогрессирующей буржуазии Нового времени, деизм
христианства. оформляется в 17 веке. Его родоначальником считается Чербери
15В) Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Выдающееся место в (Англия). Деизм не был однородным в филос. плане течением; к
истории французского Просвещения и материализма по праву нему примыкали материалисты, просветители (напр., Толанд, Локк,
принадлежит Гельвецию, одному из наиболее прозорливых и Вольтер, Руссо, Лессинг, Радищев) и идеалисты (напр., Лейбниц).
дальновидных мыслителей, сосредоточившему свои усилия главным Деисты отвергали традиционную «положительную» религию,
образом на проблемах социальной философии и этики. В 1737 г. противопоставляя ей «естественную религию разума». Они отрицали
вышло его первое произведение, написанное под влиянием Вольтера, божественное откровение, провидение, мн. религиозные догматы и
под названием «Послание о любви к знанию». В нём Гельвеций обряды, выступали против религиозной нетерпимости, за свободу
воспевает разум, его неограниченные творческие возможности, совести. Деисты стремились освободить науку и философию от
чтобы утвердить счастье людей; желает сразиться против засилья церкви, разум — от веры. Для материалистов Деизм есть
невежества и предрассудков, против туманных и ложных идей, «не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии».
которые не дают возможности человеку познать себя, поверить в 366. Научные открытия. В математике это было время выдающихся
свои силы, действовать во имя разумных социальных устоев на французских ученых Лагранжа, Монжа, Карно; в Германии
земле. Гельвеций отвергает и аскетический идеал, презрение к реформатором математики стал К.-Ф. Гаусс (1777-1855), труды
чувственным радостям и невзгодам. Он восторженно пишет о которого «Исследования по арифметике» (1801) и «Теория движения
человеческих страстях как деятельной силе огромного напряжения. небесных тел» (1809) до сих пор считаются классическими В
Но условием превращения страстей в созидательную силу Гельвеций небесной механике Лаплас создал свою гипотезу мироздания. Она
считает их повиновение разуму. изложена в шестнадцати книгах, объединенных в пять томов. Тома
16Позднее, вместе с другими посланиями, эссе и очерками, эти публиковались между 1799 и 1825 гг. Еще в 1796 г. Лаплас
«Послание о любви» вошло в главы поэмы "Счастье", выпустил в свет сочинение «Изложение системы мира», где
изданной уже после смерти автора, в 1772 г. в Лондоне. Там же, попытался представить на суд публики суть своего толкования
также в 1772 г., вышла книга "О человеке, его умственных небесной механики В физике необходимо отметить открытия Гальвани
способностях и его воспитании", посвященная важности и Вольта. В 1791 г. Гальвани, проведя свои знаменитые опыты над
образования. Во всяком случае, самой известной (и нашумевшей) мышечными сокращениями лягушки, опубликовал труд «Об
работой Гельвеция стала работа "Об уме" электрических силах мускульного движения». Гальвани утверждал,
(опубликованная в 1758 г.), направленная против основ что ему удалось открыть "животное электричество". В
феодального порядка, феодально-религиозной идеологии и Германии идеи Гальвани поддержал выдающийся ученый Александр фон
католической церкви. Книга вызвала такую волну ярости и протеста Гумбольдт (1769-1859), который в основном стремился, опираясь на
реакционных кругов, что была запрещена властями и сожжена достижения естествознания и математики, создать всеобъемлющую
палачом. научно-философскую концепцию единого природного космоса,
17Г) Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Одним из первых по приводимого в движение внутренними силами. Впоследствии он
времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. создал фундаментальный пятитомный труд «Набросок физического
Просветитель, правовед, философ. Уже его “Персидские письма” описания мира». В частности, в опытах Гальвани А. фон Гумбольдт
(1721) и “Рассуждения о причинах величия и падения римлян”(1734) усматривал одну из возможностей научно доказать внутренние связи
с восторгом читались и перечитывались современниками. и взаимодействия живой и неживой природы.
18Его “Дух законов”(1748) поставил Монтескье в ряд крупнейших 37В Англии интенсивно работали химики — особенно известны
политических и юридических умов не только Франции ,но и всего имена Дальтона (1766-1844), основателя атомной теории, и Дэви
мира. В “Рассуждениях” Монтескье идеализирует римский стоицизм. (1778-1829); основатель современной химии А.Л.Лавуазье
Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами (1743–1794) составил первый перечень химических элементов В
старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму медицине, особенно в хирургии, тоже был достигнут значительный
власти императоров. За восхвалением консервативной суровой прогресс благодаря таким знаменитым тогда врачам, как Биша
доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное (1771-1802); Бруссе (1772-1838), специалист по хроническим
осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчания и воспалениям; Корвизар (1776-1821), придворный врач Наполеона и
развращения нравов французского общества. В “Духе законов” авторитетный кардиолог; Леннек (1781-1826), изобретатель
Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм стетоскопа; Кабанис (1757-1808). Во главе французской
государства и общежития от законов, определяемых типом медицинской школы стояли сначала Дезо, а потом Дюпюитран
государственного строя - республиканским, монархическим или (1777-1835), известнейший анатом и хирург. Прорыв в области
деспотическим. Исходные понятия “Духа законов” отличаются техники (1769 г. — изобретение паровой машины низкого давления,
рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о 1767 г. — прядильной машины нового типа, знаменитой "прялки
необходимых отношениях ,вытекающих из природы вещей. Дженни"), что в свою очередь дало толчок промышленной
19Д) Жан-Жак Руссо (1712-1778). С именем Жан-Жака Руссо связан революции, особенно интенсивной в Англии и охватившей конец
целый этап в развитии просветительского движения Франции – XVIII в. и все следующее столетие Большой вклад в ботанику внес
радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал
идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские
воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот
эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк
подчинения личности благу общества. Французский философ, (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции.
просветитель, писатель, композитор, отстаивавший интересы 38Значение колонизация Нового света. Идея прогресса
народа. "Человек рожден свободным, а между тем повсюду он в существенным образом исказила в человеческом сознании реальный
оковах" - писал Руссо в своём основном труде исторический процесс – он превратился в непрерывное восхождение
"общественный договор". по прямой, на которой общество в каждой хронологически более
20Он решительно осуждал привилегии богатых, деспотическую высокой точке почти иррациональным образом оказывается выше и
власть и требовал уравнения собственности идеальным устройствам совершеннее, несмотря на очевидные длительные периоды «стояния»
государства Руссо считал демократическую республику. Философская и даже регресса, просто перестающие восприниматься сознанием. Не
система Ж.-Ж.Руссо сложна и многозначна. Его альтернативная случайно концепции «цивилизации» и «прогресса» превратились с
концепция о глубине человеческого существа и диалектике самого момента своего возникновения в основное орудие
социальной жизни сыграла важную роль в развитии философской новоевропейской культуры в её острейших конфликтах с культурами
мысли. Мировоззренческая система Ж.-Ж.Руссо представляет традиционными, а заложенное в их основе объективное отношение к
переплетение различных течений: дуализма, картезианства, человеку, воспринимаемому как средство и орудие, стало
сенсуализма, наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных питательной средой для оправдания с помощью этих концепций
воззрений. европейской колониальной экспансии по отношению к
21Но несомненно преобладание дуалистических взглядов, так как нецивилизованным, «диким» народам – основной почвой для рождения
Руссо, признавал объективное бытие материальной Вселенной, претензий на мессианскую роль новоевропейской культуры.
допуская существование в мире двух начал - духа и материи. Он 397. Литература. Просвещение находило выражение в разных
развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и художественных направлениях литературы, изобразительного
косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого искусства: просветительском классицизме, просветительском
движения и только в результате высшего воздействия приобретает реализме, сентиментализме (который многими гранями соприкасался
способность к механистическому передвижению в пространстве. Его с просветительским реализмом); ни одно из них не стало
произведения: «Новая Элоиза» - трагическая судьба героини, направлением, единственно выражавшим эпоху, в большинстве
погибающей в борьбе целомудрия с любовью и соблазном «Эмиль»- случаев они сосуществовали. Но все эти художественные
посвящено проблеме воспитания детей «Исповедание веры савойского направления несли просветительскую идейную нагрузку. Для них
викария» - исповедует теизм, т.е. не только признанет Бога как было характерно утверждение некой нормы и отрицание всего, что
первопричину, определяющую весь мировой порядок, но и её нарушает или искажает. Просветительский реализм исходил из
предполагает, что бог присутствует в любом творении, постоянно нормы, устанавливаемой разумом, нарушение её обличалось или
вмешиваясь в той или иной степени в ход событий и др. высмеивалось в сатирических жанрах литературы, утверждение же
22Е) Лессинг Готхольд Эфраим (1729 - 1781). Немецкий нормы (определённого этического или общественного идеала)
просветитель, философ, публицист, драматург, критик и теоретик олицетворялось в образах положительных героев семейно-бытового
искусства. Вся деятельность Лессинга была направлена на борьбу романа, т. н. мещанской драмы. Для сентименталистов нормой
против политики и идеологии феодальной реакции, за свободное, человеческого поведения было «естественное», поэтому они
демократическое развитие немецкого народа и его культуры. В признавали приоритет не разума, а чувства, что было своеобразной
философском произв. «Воспитание человеческого рода» (1780) формой протеста против сословных предрассудков, политического
Лессинг мечтал о будущем обществе, свободном от всякого насилия и иных форм нарушения нормы (естественных прав).
принуждения, в котором религия целиком уступит место Эстетика просветительского классицизма ставила проблему
просвещенному разуму. конфликта между идеалом человека и его реальным образом; «добрая
23В философской драме «Натан Мудрый» 1(1779) Лессинг природа» человека противопоставлялась человеку «социальному»,
провозглашает не только идею веротерпимости, но и право на «продукту среды», нарушающему этическую норму (идеал).
свободомыслие, утверждает равенство народов и призывает их к 40Для писателей эпохи Просвещения характерно стремление
дружбе. Выражая противоречивость просветительского движения в приблизить литературу к жизни, превратить её в действенный
Германии, его мировоззрение в конечном счете оставалось фактор, преобразующий общественные нравы. Литературу Просвещения
идеалистическим, но содержало в себе и материалистические отличало ярко выраженное публицистическое, пропагандистское
тенденции. В трудах «Лаокоон» (1766) и «Гамбургская драматургия» начало; она несла высокие гражданские идеалы, пафос утверждения
(1767-69), составивших эпоху в развитии мировой эстетической положительного героя и т.д. В наиболее выдающихся произведениях
мысли, отстаивал принципы реализма в поэзии, драматургии, просветительской художественной литературы известная
театре, развенчивая теорию и практику дворянского классицизма. ограниченность просветительского мышления, дидактичность,
Но в предмете изобразительных искусств Лессинг ограничивал лишь назидательность преодолевались. Яркие образцы просветительской
областью прекрасного. Он стремился определить объективные законы художественной литературы дали Вольтер, Руссо, Дидро,
творчества в различных видах, и жанрах искусства, однако не Просвещение О. К. Бомарше (Франция), Г. Э. Лессинг, молодые И.
видел исторического характера этих законов. Выступая против В. Гёте и Ф. Шиллер (Германия), С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Дж.
плоского морализирования, отстаивал нравственно-воспитательную Смоллетт, Р. Б. Шеридан (Англия) и многие др. Ведущую роль среди
роль искусства, особенно театра. Драматическое творчество литературных жанров играли сатирический и семейно-бытовой роман,
Лессинга знаменует начало немецкой классической литературы, а «роман воспитания», сатирико-нравоучительный.
его эстетические взгляды оказали плодотворное воздействие на 41Д. Дефо первый представил современного ему буржуа как
развитие последней. «естественного человека». К «Робинзону Крузо» (1719) восходят
24Лессинг был основателем национального немецкого театра. все последующие робинзонады буржуазной литературы, философии и
Общим направлением эстетики Лессинга, статус которой в культуре политической экономии, в которых отдельный изолированный (взятый
Германии аналогичен высокому статусу эстетики Дидро во вне общественно-исторических связей) индивид становился исходным
французской культуре, стало требование реализма, отказ от пунктом для построения всей системы общественных отношений. Дж.
подражания чужим образцам, отражение жизни своей страны. Но Свифт, веривший в добрую природу человека, считал, однако, что в
самым важным в его интеллектуальной реформе явилось новое реальном исторически сложившемся обществе не существует ни
понимание литературы и искусства вообще. В своей знаменитой гармонии, ни добродетели; идеальное «естественное состояние»,
"Гамбургской драматургии" (1767- 1768) Л. обосновал одухотворённое добродетельным разумом, он находит лишь в
право третьего сословия быть предметом художественного иронической утопии — царстве разумных лошадей («Путешествие
изображения. Такими стали его драмы: "Сарра Сампсон", Гулливера»). Борьба двух противоположных тенденций — вера в
"Эмилия Галотти", "Линна фон Барнхельм". благую природу человека и показ столкновения эгоистических
Вершиной драматического творчества Лессинга стала драма интересов в реальной жизни — пронизывает романы Г. Филдинга.
"Натан мудрый", главным героем которой явился даже не Идеализированный «естественный человек» с его добродетелями
немец, а еврей, отрицающий все положительные религии и одерживает в романах Филдинга верх над силами эгоизма и
проповедующий свободу совести и братской любви к людям. Театр своекорыстия. Но в творчестве Филдинга и особенно Т. Дж.
был главной сферой деятельности Л., но и в других областях Смоллетта, в романах которого не доброта, а эгоизм,
искусства он стал подлинным реформатором. беспринципность, жадность выступают как главные свойства
25Ж) Гердер Иоган Готфрид (1744-1803). Немецкий «человеческой природы», уже назревал кризис просветительского
философ-просветитель. Деятельность Гердера знаменует собой новый оптимизма.
«Культура Просвещения» | Культура Просвещение.ppt
http://900igr.net/kartinki/istorija/Kultura-Prosveschenie/Kultura-Prosveschenija.html
cсылка на страницу

Просвещение

другие презентации о Просвещении

«Художественная культура Просвещения» - Уильям Хогарт. Иоганн Вольфганг Гёте. Основные идеи просветителей. Токката и фуга. Вольтер. Дени Дидро. Пейзаж в окрестностях Бове. Затруднительное предложение. Адам Смит. Клятва Горациев. Иоганн Себастьян Бах. История. Модный брак. Пьер де Бомарше. Жак Луи Давид. Вольфганг Амадей Моцарт. Фридрих Шиллер.

«Культура Просвещения» - В литературно-эстетическом и научном творчестве Гёте принято различать три периода. Ж) Гердер Иоган Готфрид (1744-1803). Ф-06-2 Астафьева И.А. Д) Жан-Жак Руссо (1712-1778). Г) Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Немецкий философ-просветитель. 6. Научные открытия. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Западноевропейская культура в XVlll веке».

«Новое время» - Новое время и литература. Новое время и искусство. В России первый паровоз построили Черепановы в 1833- 1834 г. Проект урока представлен с помощью программы Microsoft PowerPoint. Вопросы к кроссворду Где жили рыцари? Работа с книгой. Резюме. Тест «Средние века: время рыцарей и замков». Телеграфная и телефонная связи.

«Наука и просвещение» - П.О. Бомарше. Вольтер. Титульный лист книги Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». «Безумный день, или женитьба Фигаро» (издание 18 в.). Джон Локк. «Гулливер в стране лилипутов». Л.В. Бетховен. Даниэль Дефо. Иоганн Себастьян Бах. Шарль Монтескье. «Лунная соната». Девиз просветителей: « Наука и Прогресс».

«Культура эпохи Просвещения» - Литература 18 века Даниель Дефо (1667 -1745). Живопись 18 века. Тип и задачи урока. Мастера искусства Просвещения считали себя наследниками гуманистов Возрождения. childs.inmsk.ru. 8. Литература. 12. 10. 11.

«Абсолютизм в Европе» - Время формирования абсолютизма. Причины формирования абсолютизма. Шаги Ришелье по утверждению абсолютизма. Вступил на престол в 4 года. Какие шаги предпринимались во Франции с целью установления абсолютной власти короля? Жан Батист Кольбер. Карл XI. Явилось продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени.

Урок

История

147 тем
Картинки
Презентация: Культура Просвещение | Тема: Просвещение | Урок: История | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по истории > Просвещение > Культура Просвещение.ppt