Россия 18 век Скачать
презентацию
<<  Россия в 18 веке Россия на рубеже веков  >>
Оглавление
Оглавление
Оглавление
Оглавление
Литература
Литература
Классицизм - общеевропейское явление
Классицизм - общеевропейское явление
Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи
Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи
Живопись
Живопись
Живопись
Живопись
Во-первых, благодаря постоянному приглашению ко двору иностранных
Во-первых, благодаря постоянному приглашению ко двору иностранных
Однако неверно было бы думать, что русское искусство лишь послушно
Однако неверно было бы думать, что русское искусство лишь послушно
При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак царствования Анны
При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак царствования Анны
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура первой половины XVIII века: барокко
Архитектура первой половины XVIII века: барокко
Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский
Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается Петропавловский
Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. Mордвинов и И
Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. Mордвинов и И
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Музыка
Наука
Наука
Естественные науки
Естественные науки
Гуманитарные науки
Гуманитарные науки
Академические экспедиции
Академические экспедиции
Выдающиеся техники и изобретатели
Выдающиеся техники и изобретатели
Образование
Образование
Появились и первые профессионально-художественные училища
Появились и первые профессионально-художественные училища
Жилище
Жилище
Одежда
Одежда
Одежда
Одежда
Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и
Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные часы и
Питание
Питание
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Россия в XVIII веке
Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять
Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять
Картинки из презентации «Россия в XVIII веке» к уроку истории на тему «Россия 18 век»

Автор: Admin. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока истории, скачайте бесплатно презентацию «Россия в XVIII веке.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 1773 КБ.

Скачать презентацию

Россия в XVIII веке

содержание презентации «Россия в XVIII веке.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Оглавление. Литература. Живопись. Архитектура. Музыка. 15царя -реформатора — в 1725 году. Значительными были и средства,
Наука. Образование. Жилище. Одежда. Питание. отпущенные государством на нужды академии. В ее составе
2Литература. Литература XVIII века была подготовлена всей действовали не только обсерватория, физическая и химическая
предшествующей историей русской литературы, ходом развития лаборатории, но и музей, библиотека, типография, ботанический
общества и русской культуры. Она связана с лучшими традициями сад. В академии работали выдающиеся зарубежные ученые (например,
древнерусской литературы (представление о важной роли литературы выдающийся математик Л. Эйлер, историк Миллер и др.).
в жизни общества, её патриотическая направленность). Особенностью Академии наук России ‚было то, что она изначально
Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация была не только научным, но и учебным центром. При ней действовал
России, широкое государственное строительство, превращение академический университет, ставший центром подготовки первых
страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической отечественных научных кадров. В его стенах проходил обучение
системы - всё это нашло отражение в литературе того времени. крупнейший русский ученый энциклопедист ХVIII века Михаил
Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х Васильевич Ломоносов.
гг. 18-го века в русской литературе складывается новое 16Естественные науки. М. И. Шеин в 1744 году издал первый
литературное направление - сентиментализм. русский анатомический атлас. В 1756 году в Москве был основан
3Классицизм - общеевропейское явление. Но в разных странах он ботанический сад заводчиков Демидовых. В конце века в Москве и
имел свои особенности и определённую степень развития. Своего Петербурге были открыты первые медико-хирургические академии.
расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17-го Географическая наука получила материалы многих экспедиций,
века. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение которые позволили издать в 1745 году первый «Атлас Российской
идеи сильного независимого государства с абсолютной властью империи». Это было событие мирового значения, так как до этого
монарха. Поэтому основной конфликт в произведениях классицизма - подобный атлас имела только Франция, но ее размеры не шли ни в
конфликт между долгом и чувством. В центре этих какое сравнение с российскими просторами. В области геологии
произведений-человек, подчинивший личное общественному. Для него были накоплены богатые материалы о размещении месторождений
превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, угля, руд, нефти, минералов и горных пород (особенно в новых
государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь районах страны). В конце века появились первые геологические
монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и карты различных регионов. Астрономия была представлена в эти
прекрасного разум. В русской литературе классицизм появился годы именами крупнейших ученых — Л. Эйлера и М. В. Ломоносова.
позже, чем в западноевропейской, но был вызван сходными Они продолжали наблюдения за звездным небом, начатые еще в
историческими условиями - становлением сильного самодержавного начале века Брюсом. В стране была создана целая сеть
государства. Он был тесно связан с идеями европейского обсерваторий для наблюдения за звездами. К концу века их
Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых насчитывалось уже около 70. Выдающиеся открытия были сделаны
законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть русскими учеными в области физики. М. В. Ломоносов и Д. Бернулли
в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей создали кинетическую теорию газов. Г. В. Рихманом были сделаны
всех сословий. Основной конфликт 18-го века в России - конфликт первые шаги в создании электроизмерительной техники. Если работы
между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение М. В. Ломоносова в области химии носили теоретический характер,
крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под то его последователи в основном занимались практическими
руководством Е.И. Пугачёва. С 60-х гг. 18-го века крестьянская вопросами. Были созданы первые химические лаборатории на ряде
тема станет ведущей в русской литературе. Писатели-классицисты предприятий, где создавались красители, клеи, фильтры и т. д.
сочувственно относились к судьбам крепостных, осуждали 17Гуманитарные науки. Достижения исторической мысли были
жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному представлены именами М. В. Ломоносова и Василия Никитича
обращению с крестьянами. Татищева. Написанный Ломоносовым «Краткий российский летописец»
4Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на стал основным учебником по истории. «История Российская»
идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от Татищева была первым опытом научного освещения нашей истории. В
принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. области филологии крупнейшим событием стало открытие в 1783 году
Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, Росийской академии — научного центра для изучения русского языка
переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы и литературы. Позже она вошла в состав Академии наук как
произведений сентиментализма на Западе: "Кларисса" С. отделение русского языка и словесности. С ее помощью произошло
Ричардсона, "Страдания юного Вертера" И.В. Гёте. утверждение нового литературного языка, в основу которого был
Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. положен принцип: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут».
В повести "Бедная Лиза" Карамзин впервые открыл мир Первым президентом Российской академии стала Екатерина Романовна
чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Дашкова.
Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в 18Академические экспедиции. Одним из важнейших направлений
человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, развития науки в ХVIII веке стала организация академических
переживаниям независимо от положения в обществе. экспедиций для изучения новых, еще неизвестных науке территорий.
5Живопись. ХVIII век стал периодом расцвета отечественной В начале века в поисках торговых путей в Индию Петром I была
живописи и скульптуры. Картины отличались разнообразием жанров: направлена экспедиция, изучавшая восточное побережье Каспия,
от традиционных портретов и исторической живописи до театральных земли Хивы и Бухары. Важнейшим направлением последующих
декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни. экспедиций было сибирское. В 1719— 1721 годах была составлена
Наиболее известными мастерами исторической живописи были Антон подробная карта Камчатки и Курильских островов. В 1725 1729
Павлович Лосенко («Владимир перед Рогнедой») и Григорий Иванович годах состоялась Первая Камчатская экспедиция Беринга, задача
Угрюмов («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие которой состояла в доказательстве существования пролива между
Казани»). В развитии портретной живописи проявились две Азией и Америкой. Вслед за этим Беринг предпринял и Вторую
особенности: все большее внимание к повседневному быту людей и Камчатскую экспедицию, которая исследовала также часть Аляски и
повышение художественного мастерства. даже на парадных портретах Алеутских островов. Впервые участники экспедиции подразделили
крупные государственные деятели и царствующие особы представали Сибирь на Западную и Восточную как особые физикогеографические
простыми людьми. районы. Один из участников этой экспедиции, Степан Петрович
6Во-первых, благодаря постоянному приглашению ко двору Крашенинников, опубликовал в 1756 году крупное двухтомное
иностранных мастеров, привозивших с собой новые художественные «Описание земли Камчатки». Открытые русскими первопроходцами
веяния, русское искусство вовлекалось в орбиту движения земли Америки отошли к России, началось их освоение. В 1768—1774
европейского, проходило те же этапы развития стиля. Но, мало годах были снаряжены пять экспедиций, собравших большой материал
того, иностранцы были и непосредственными учителями русских не только о природе, но и о населении и хозяйстве различных
художников. Они прививали им те профессиональные навыки, без районов России. Масштабы и итоги экспедиций были настолько
которых невозможно настоящее развитие таланта. Нам неизвестен велики, что в 1739 году был учрежден специальный Географический
учитель И. Н. Никитина, но трудно сомневаться в том, что это был департамент.
заезжий мастер высокого класса, возможно, И. Г. Таннауер. В 19Выдающиеся техники и изобретатели. ХVIII век стал временем
зрелом возрасте Никитин был послан Петром в Италию, где в прорыва в научно-технической мысли России. Андрей Константинович
течение нескольких лет систематически дополнял свое Наргков построил первый токарный станок с суппортом (1729) и
художественное образование в стенах Флорентийской Академии под скорострельную батарею из 44 мортир (1741). Иван Федорович и
руководством Томмазо Реди. А. Матвеев учился в Амстердаме у А. Михаил Иванович Моторины в 1735 году отлили Царь-колокол — самый
Боонена, в Гааге у К. де Моора, а затем в Антверпенской большой в мире. Михаил Васильевич Ломоносов создал в 1745 году
Академии, где значился в списке лучших учеников. И. Я. Вишняков первую в мире действующую модель вертолета. Родион Глинков
сформировался как живописец под влиянием Л. Каравакка, выходца построил в 1760 году гребнечесальную машину, заменившую труд 30
из Марселя. Может быть, особенно замечателен случай А. П. человек. Выдающийся теплотехник Иван Иванович Ползунов (1728—
Антропова, который только в зрелом возрасте нашел свой 1766) в 1763 году разработал проект универсального парового
собственный стиль под влиянием итальянского живописца П. Ротари. двигателя непрерывного действия, а в 1765 году создал для
Наконец, И. П. Аргунов, крепостной человек графа П. Б. заводских нужд первую паровую машину. Выдающимся русским
Шереметева, учился у немецкого мастера Г.-Х. Гроота. гидротехником был Козьма Дмитриевич Фролов (1726—1800),
7Однако неверно было бы думать, что русское искусство лишь создавший в 70-х годах на Эмеиногорском руднике уникальную
послушно копировало европейское. Насущные потребности жизни установку в виде системы водяных колес, с помощью которых
страны и особенности национальной художественной психологии производилась откачка воды и подача руды из шахты. Это было
вносили в его развитие свои коррективы. Так, практическая настоящее чудо русской техники. Одним из крупнейших
ориентация и высокий пафос служения государству, свойственные изобретателей и механиков ХVIII века был Иван Петрович Кулибин
петровской культуре, способствовали реалистической (1735—1818). Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических
направленности тогдашнего искусства и вместе с тем его приборов и создал в 1773— 1775 годах уникальный микроскоп.
приверженности к официально пышным барочным формам. Рокайльный Разработал проект и создал модель одноарочного моста через Неву
стиль, представителем которого в России с 1716 года являлся с пролетом 298 м. Создал «зеркальный фонарь» — прототип
Каравак, вначале не получил распространения. Однако в прожектора. Изобрел семафорный телеграф. Был автором создания
царствование Анны Иоанновны и при Елизавете Петровне, когда «водоходов» (судов, способных двигаться против течения реки) и
многие начинания Петра I были заброшены и главным содержанием самобеглой (самодвижущейся) коляски». Особенно много Кулибин
придворной жизни стали бесконечные празднества и увеселения, смог сделать для двора: им были созданы уникальные дворцовые
Каравак занял ведущее положение в русском искусстве. Правда, при часы, разработан и построен для императрицы дворцовый лифт. Г.
этом тяжеловесная поступь российской действительности изменяет Р. Державин назвал Кулибина «Архимедом наших дней».
характер его живописи, которая утрачивает свою былую легкость, 20Образование. Основной формой обучения низших слоев населения
приобретая взамен несколько напыщенную и неповоротливую продолжали оставаться школы грамоты, обучение в которых вели в
торжественность. Ученик же Каравака, Вишняков, казалось бы, основном священники. Новым явлением стало зарождение
парадоксальным образом, на основе его стиля создает общеобразовательной школы. Сразу после открытия университета в
произведения, связанные с исконно русскими, национальными Москве при нем были открыты две гимназии — для дворян и
представлениями о духовном характере красоты, проникнутые, быть разночинцев. Начала формироваться и система закрытых учебных
может; несколько наивной, но высокой и светлой поэзией. заведений для дворянских детей. Были открыты Сухопутный
8При Елизавете, когда постепенно рассеивается мрак шляхетский корпус (1731), Морской шляхетский корпус (1752),
царствования Анны Иоанновны, в моду входят новые представители Пажеский корпус (1750), Смольный институт для девушек-дворянок
стиля рококо , Г.-Х. Гроот и П. Ротари, олицетворявшие в своем (1764). Создание этих учебных заведений превращало качественное
искусстве его непринужденную, хотя и несколько жеманную образование в одну из привилегий дворянства. Закрытые учебные
игривость, веселое изящество. Но устремления их русских учеников заведения были созданы и для детей купцов. На средства
А. П. Антропова и И. П. Аргунова основательней, серьезней. заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей
Легкость характеристики образа уступает место углубленности, купцов и мещан. Для девушек из этих сословий был открыт
светская шутливая беседа — важному, порой задушевному разговору. Екатерининский институт.
На смену пафосу официального служения Петровской эпохи приходит 21Появились и первые профессионально-художественные училища.
интерес к личности, частной жизни. Поэтому их произведениям Танцевальная школа в Петербурге, Балетная школа в Москве.
свойственны большая простота, а порой и как бы интимная, Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в
лирическая окрашенность. Наконец, немаловажным фактором в 1757 году Академия художеств. Крупнейшим событием в истории
развитии русского искусства был различный уровень отечественного образования стало открытие в 1755 году
профессиональной подготовки художников. Так, И. Н. Никитин и А. Московского университета. Инициатором его создания был М. В.
Матвеев, обучавшиеся в заграничных академиях, были ближе других Ломоносов, стремившийся сделать доступным высшее образование для
к европейским мастерам. Остальные порой страдали от отсутствия детей не только дворян, но и податных сословий. В отличие от
систематического художественного образования. Но в то же время зарубежных университетов в Московском не было богословского
недостаток европейской ремесленной выучки придает произведениям факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на
этих живописцев особое очарование, делает более явственными родном — русском — языке. Студенты учились вначале на трех
национальные черты; в них ощутим колорит эпохи, когда факультетах юридическом, философском и медицинском. Университет
образованное русское общество уже вполне уютно чувствовало себя вскоре стал крупнейшим научным и образовательным центром России.
в европейских одеждах, но еще не успело расстаться со многими При нем были созданы первые российские научные общества, стала
привычками косной боярской старины. выходить газета «Московские ведомости». Таким образом, ХVIII век
9Архитектура. Архитектура – явление производное от конкретной стал временем создания и развития основ российской
функциональной необходимости, зависящее как от фундаментальной науки и значительного расширения системы
строительно-технических возможностей (строительных материалов и образования.
конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых 22Жилище. Сословные различия в жилищном строительстве в ХVIII
художественными взглядами и вкусами народа, его творческими веке стали наиболее наглядными. Парадные дворцы российских
представлениями. При восприятии произведений русской архитектуры императоров в конце ХVIII века не имели ничего общего не только
независимо от времени их возведения и размеров, четко с царскими хоромами ХVII века, но и со скромными жилищами
прослеживается соразмерность соотношений между человеком и Петровской эпохи. Самыми крупными царскими дворцами были Зимний
зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или в Петербурге, Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в
другое здание – все они человеческого масштаба, что придает Петергофе, созданные по проектам В. В. Растрелли. Для освещения
русскому зодчеству гуманистический характер. лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20
10Архитектура первой половины XVIII века: барокко. тысяч свечей и 150 тысяч лампад. Построенные в стиле барокко,
Государственные и культурно-бытовые преобразования в Петровский они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями,
период вызвали к жизни промышленных и общественных зданий и зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. дворцы по
сооружений – фортификаций, верфей, заводов, производственных и приказу царей строились и для их фаворитов. По приказу Екатерины
гостиных дворов, коллегий, госпиталей, учебных и музейных II богатейший Мраморный дворец был построен для Г. Г. Орлова,
помещений, театров и жилых зданий. Застройка Петербурга Таврический — для Г. А. Потемкина (причем у него он был выкуплен
осуществлялась преимущественно по берегам Невы, ее рукавов и за 600 тысяч рублей и сразу вновь ему подарен). Анна Иоанновна
протоков, в силу сильной заболоченности почв и выхода к водным ради шутки приказала построить ледяной дворец для своего шута.
путям. С 1710 года стали строить только кирпичные дома. И в 1709 Изо льда было сделано все: ворота и скульптуры, решетки ограды и
году учреждается Канцелярия, ведавшая всеми строительными баня (которую топили ледяными дровами, обмазанными нефтью),
делами. При ней создается школа для начального изучения мебель и зеркала. Забава, обошедшаяся в десятки тысяч рублей,
зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики вскоре, по наступлению весны, растаяла. Старались не отставать
этой школы должны были получить в архитектурных командах в от царей и вельможи. Они строили себе по нескольку дворцов не
процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Причем
Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. Даже
столичное строительство. Петр I приглашает опытных архитекторов заводчик Прокофий Демидов построил себе дворец в Москве, богато
из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в украшенный фресками, мозаиками, соболиными и тигровыми шкурами.
строительство города. В новую столицу в 1710 году были В мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, а в позолоченных
приглашены: итальянцы Н.Микетти, Г.Киавери, К.Б.Растрелли, клетках сидели привезенные за тысячи километров канарейки и
француз Ж.Б.Леблон, немцы Г.Маторнови, И.Шендель, А.Шлютер, говорящие по французски попугаи.
голландец Г.Ван Болес. Они должны были не только строить, но и 23Одежда. Одежда крестьян. В одежде высших слоев российского
подготавливать русских архитекторов из учеников, работавших с общества в течение ХVIII века произошли огромные изменения.
ними. Из Москвы приехали итальянцы – М.Фонтана и Введенные Петром I западноевропейские фасоны платья и обуви,
инженер-фортификатор и архитектор Доменико Трезини. В Москве головных уборов и зимней одежды теперь уже никто не внедрял
успешно работали одаренные русские архитекторы И.П.Зарудный, насильно. Русское дворянство вначале выписывало модные одежды из
Д.В.Аксамитов, П.Потапов, М.И.Чочлаков, Я.Г.Бухвостов, Г.Устинов Европы, а вскоре стало приглашать модельеров из Франции,
и другие. Русские, итальянские, голландские, немецкие и Австрии, Голландии прямо в Петербург. Вместо длиннополой
французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие
дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие
имела общие художественные черты, определяющие архитектурный камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного
стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость
Петровским барокко. Крупнейшими сохранившимися до наших дней парадного платья Г. А. Потемкина составляла, например, 200 тысяч
общественными зданиями, созданными Д.Трезини, является рублей, что было примерно равно годовому оброку 40 тысяч его
Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий. крестьян. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на
11Из-под свода Петровских ворот четко вырисовывается невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, украшены даже
Петропавловский собор (1712-1733). В 1710 году Петр I издал бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости
указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. нескольких деревень с крепостными крестьянами.
Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. К 1725 году 24Обязательными предметами туалета были перчатки, карманные
возвели двухэтажный Нагорный дворец. В дальнейшем дворец часы и трости. Все это также было богато украшено золотом и
подвергся перестройке и был расширен в середине XVIII века. самоцветами. В обязательном порядке не только женщины, но и
Архитектором Растрелли. В этот же период у самого залива был мужчины должны были носить напудренные парики («львиные гривы»
выстроен небольшой дворец, состоящий из нескольких помещений для или «крысиные хвосты»). Не менее сложными и дорогими были и
Петра I и парадного зала – дворец Монплезир. Были построены женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который
павильон для уединения “Эрмитаж” и небольшой двухэтажный дворец женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на нее платье
“Марли”. Вместе с тем формальное художественное сближение (ее талия казалась теперь очень узкой). Нижняя часть платья,
архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.
зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось
заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в
дворец Ф.Я.Лефорта на Яузе (1697-1699 гг.); Старый Монетный Двор одном обществе. В связи с этим у дамы из высшего общества
(1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695-1699 гг.); церковь имелось всегда огромное количество платьев. У императрицы
Знамения в Дубровицах (1690-1704 гг.). Новое направление в Елизаветы Петровны, например, во время московского пожара
церковном зодчестве Москвы, ярко выраженное в архитектуре церкви сгорело четыре тысячи платьев. Когда же она умерла, после нее
Архангела Гавриила (Меньшикова башня), заключающееся в осталось еще 15 тысяч платьев. Украшались платья огромным
гармоничном сочетании традиционной русской количеством драгоценностей. Лишь знаменитое жемчужное ожерелье
объемно–пространственной композиции с формальными элементами дочери Алексея Орлова оценивалось в 600 тысяч рублей (стоимость
нового стиля, оставило в Москве интересный образец - церковь Таврического дворца). Для мелкопоместных дворян и бедных
Иоанна Воина (1709-1713) на Якиманке. чиновников такая роскошь была невозможной. Однако и они
12Из Петербурга в Москву были направлены архитекторы И. A. стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьянство
Mордвинов и И.Ф.Мичурин (1700-1763).Они занимались составлением же оставалось и одетым, и обутым так же, как и за сто лет до
планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с этого.
переездом царского двора в Москву и строительством по берегам 25Питание. Питание основной части населения Российской империи
Яузы дворцов придворной знати. Мичуриным в 1734-1739 был оставалось традиционным. Лишь во время эпидемии и голода в
составлен план Москвы, представляющий значительный Москве в 1765 году из Германии были выписаны 57 бочонков с
градостроительный документ Москвы XVIII века. В нем была неизвестным до тех пор картофелем. Однако, несмотря на голод,
запечатлена застройка города того времени. Продолжали внедрять его в рацион крестьян пришлось едва ли не силой, из-за
развиваться другие города России. Интересным примером чего случались и «картофельные» бунты. Для богатого и среднего
долговечности национальных архитектурных традиций в провинции городского населения в ХVIII веке привычными стали сосиски и
является Петропавловский собор в Казани (1726 г). В 1760-х годах сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен и
в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. главный принцип допетровской системы питания — «раздельное»
Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд.
величайшего представителя этого направления – зодчего Если раньше не только тушки птиц, но и животных зажаривались
Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся целиком на вертеле, на открытом огне, то теперь мясо жарили
в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей кусочками. Для этого впервые стали использовать плиты и
стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, сковороды. Больше всего перемены в пище коснулись высшего света.
развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и Здесь влияние западной кухни было огромным. Не было
образцов искусства античного мира и эпохи итальянского сколько-нибудь популярного в европейских странах рецепта,
возрождения. Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не который не попробовали бы русские вельможи. А некоторые повара,
менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и работавшие в России, стали родоначальниками новых, теперь
развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную традиционных блюд русской кухни. Так, повар-француз по имени
устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата,
империализма не стала их постепенно истирать. называемого на Западе его именем или просто « русским».
13 26
14Музыка. С XVIII века в России успешно утверждалась музыка 27Следование западной моде в питании привело к тому, что
европейского типа с нотной записью. Создавались домашние употреблять традиционную русскую пищу знать старалась лишь в
оркестры и театры. Были особенно знамениты крепостные театры домашней обстановке, без лишних глаз. С официальных приемов и
Шереметевых и Воронцовых. С 1730-х годов в Петербурге обедов исчезли щи, множество традиционных похлебок,
существовал придворный итальянский театр, для которого работали приготовляемых в русской печи, и т. п. Вместо них теперь
такие композиторы, как Бальтассаре Галуппи и Доменико Чимароза. подавали бульоны или супы, приготовленные на плите. А вместо
В 1780 в Москве был основан первый в России музыкальный любимых русских пирогов из дрожжевого теста — пирожки на
Петровский театр. С 1783 года музыкальные спектакли ставились в французский манер — из слоеного. Широкое распространение в ХVIII
Петербурге в Каменном театре. Этому примеру последовали веке получили званые обеды. Они обычно длились по 4—5 часов. Еще
провинциальные города. В 18 веке сложилась и русская до начала обеда (пока собирались гости) пришедшим предлагалась
композиторская школа, впитавшая вольнолюбивые просветительские водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же
идеи, интерес к народной песне. Максим Березовский и Дмитрий приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом
Бортнянский были блестящими оперными, инструментальными могли быть поданы 80—100 блюд. Вначале — до десяти различных
композиторами. Евстигней Фомин прославился в жанре супов. За ними следовали закуски — куриные и фазаньи рулеты,
"песенной" оперы на русские мотивы ("Ямщики на фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и
подставе" на текст Н.А. Львова) и в жанре оперы-трагедии осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам подавали красное, а к
("Орфей" на текст Я.Б. Княжнина). Скрипиач-виртуоз рыбным — белое вино. После этого выносили горячие мясные блюда —
Иван Хандошкин – автор очаровательно мелодичных сонат и вариаций ростбифы и антрекоты, салаты, фаршированных козлят и поросят. К
на русские народные темы. Осип Козловский завоевал популярность ним подавались специально приготовленные соусы. Затем следовали
патриотическими полонезами ("Гром победы, новые закуски -копченые языки, угри, раки и креветки, потроха
раздавайся!") и "российскими песнями". по-королевски, устрицы. В завершение всего подавали сладкий
15Наука. Академия наук. ХVIII век стал временем становления десерт. Завершался званый обед чаем и кофе, к которым предлагали
российской науки. Осенью 1724 года Петр I подписал указ о конфеты и торты, экзотические фрукты.
создании Академии наук. Ее открытие состоялось уже после смерти
«Россия в XVIII веке» | Россия в XVIII веке.ppt
http://900igr.net/kartinki/istorija/Rossija-v-XVIII-veke/Rossija-v-XVIII-veke.html
cсылка на страницу

Россия 18 век

другие презентации о России 18 века

«Россия в XVIII веке» - После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. К мясным блюдам подавали красное, а к рыбным — белое вино. Питание основной части населения Российской империи оставалось традиционным. Осенью 1724 года Петр I подписал указ о создании Академии наук. С 1783 года музыкальные спектакли ставились в Петербурге в Каменном театре.

«Русская культура XVIII века» - Открытие Смольного института благородных девиц в Петербурге (1764). Помещик растроган: простые люди, оказывается, не чужды европейского просвещения! Родился в семье мелкого торговца. Литература России XVIII в. Родился на Украине , в г. Глухове. Другая линия - любовная. Наука в России в XVIII в. Шубин Федот Иванович (1740-1805) - скульптор.

«Русская культура 18 века» - А.П.Струйской. 3. Для культуры XVIII века характерным был стиль… а). Классицизм. 4. Памятник Петру I создал… а). Фальконе. Архитектура барокко. И.П.Мартос. Горный институт. И. Е. Старов. Архитектура. Д. Кваренги. Андрей Никифорович Воронихин. Классицизм. Э.М.Фальконе; б). «Екатерининский дворец». Э. М .

«Россия XVIII век» - В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Культура России XVIII века. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины. Введение. Книгопечатание. Просвещение. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.

«Мода XVIII века» - А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор. Д. Левицкий В. Боровиковский Портрет А.П. Лапшиной Портрет А.С. Васильевой. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). Ф.Рокотов И.Аргунов Портрет Маркиной Л.А. Портрет Шереметьевой В.П. На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей.

Урок

История

147 тем
Картинки
Презентация: Россия в XVIII веке | Тема: Россия 18 век | Урок: История | Вид: Картинки