Декоративно-прикладное искусство Скачать
презентацию
<<  Стеклянная мозаика Искусство витража  >>
Мозаика в наследии М.В.Ломоносова
Мозаика в наследии М.В.Ломоносова
Мозаика в наследии М.В.Ломоносова
Мозаика в наследии М.В.Ломоносова
Мозаичные картины
Мозаичные картины
Древняя мозаика Киевского собора
Древняя мозаика Киевского собора
Древняя мозаика Киевского собора
Древняя мозаика Киевского собора
История мозаики
История мозаики
История мозаики
История мозаики
Смальта
Смальта
Занятия рисованием
Занятия рисованием
Инструменты М.В.Ломоносова
Инструменты М.В.Ломоносова
Мастерская М.В.Ломонсова
Мастерская М.В.Ломонсова
Первые художественные работы
Первые художественные работы
Первые художественные работы
Первые художественные работы
Полтавская баталия
Полтавская баталия
Фрагмент "Полтавской Баталии"
Фрагмент "Полтавской Баталии"
Мозаика М.В.Ломоносова
Мозаика М.В.Ломоносова
Мозаика М.В.Ломоносова
Мозаика М.В.Ломоносова
Мозаики М.В.Ломоносова
Мозаики М.В.Ломоносова
Мозаики М.В.Ломоносова
Мозаики М.В.Ломоносова
Мозаичный портрет Екатерины Великой
Мозаичный портрет Екатерины Великой
Мозаичный портрет Екатерины Великой
Мозаичный портрет Екатерины Великой
Мозаичный портрет графа П.И.Шувалова
Мозаичный портрет графа П.И.Шувалова
Мозаичный портрет графа П.И.Шувалова
Мозаичный портрет графа П.И.Шувалова
Портрет
Портрет
Смальты Ломоносова
Смальты Ломоносова
Самые известные работы М.В.Ломоносова
Самые известные работы М.В.Ломоносова
Пётр I
Пётр I
Пётр I
Пётр I
Бог Отец
Бог Отец
Бог Отец
Бог Отец
Александр Невский
Александр Невский
Александр Невский
Александр Невский
Императрица Елизавета Петровна
Императрица Елизавета Петровна
Императрица Елизавета Петровна
Императрица Елизавета Петровна
Апостол Пётр
Апостол Пётр
Апостол Пётр
Апостол Пётр
Картинки из презентации «Мозаика М.В.Ломоносова» к уроку изо на тему «Декоративно-прикладное искусство»

Автор: дом. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Мозаика М.В.Ломоносова.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 752 КБ.

Скачать презентацию

Мозаика М.В.Ломоносова

содержание презентации «Мозаика М.В.Ломоносова.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Мозаика в наследии М.В.Ломоносова. 9Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный
2ТЕМА: Мозаика в наследии М.В.Ломоносова ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4
Познакомиться с историей мозаики и проанализировать наследие сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ
великого ученого-энциклопедиста М.В.Ломоносова в области был принят ею с «оказанием удовольствия». В особом рапорте,
художественного мозаичного творчества. ГИПОТЕЗА: Мозаичные представленном по сему случаю академической канцелярии,
картины, выполненные М.В.Ломоносовым и другими художниками в его Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной
мастерской под его руководством, стали яркой страницей в истории картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков
русского искусства. ЗАДАЧИ: 1.Познакомиться с историей стекла, поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения
мозаики, мозаичных смальт. 2.Составить представление о вкладе составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов не
М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства, только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает
познакомиться с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова. себе учеников, которых обучает мозаичному делу. В 1757 году из
3.Попытаться спроектировать и создать собственную мозаичную мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра
работу. Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Работая со своими
3Вступление. Оранта -Древняя мозаика Киевского собора Святой учениками, Ломоносов не идет проторенными путями. Он развивает и
Софии Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт совершенствует мозаичное искусство, ставит перед ним новые
— был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие художественные задачи, улучшает и значительно ускоряет технику
успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался набора мозаичных картин. Он хочет ввести это монументальное
его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении
и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его
а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих Родины, ратные подвиги и исторические деяния русского народа.
современников. Этому великому человеку, с его глубокой Ломоносов считает особенно важным, что «финифти, мозаики в век
проникновенностью во все окружающее, открылся мир искусства — хранят Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности грызение не
мозаичное монументальное художество, древнее и, вместе с тем, боятся».
вечно молодое, способное внести в жизнь красоту необычайной 10Полтавская баталия. В начале 1758г. Ломоносов разработал
силы. Древняя мозаика Киевского собора Святой Софии поразила проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I,
воображение молодого Ломоносова.(видео) Современники нередко который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе.
называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Еще до того Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим
как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он образом", подразумевая под ними начало правления Петра,
обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из "избавление от стрельцов", историю создания флота,
цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины. взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание
Русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую
мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов отказался от этого
нашей стране мозаичного искусства. Кстати, ещё при жизни учёного проекта, представив другой, более дешёвый. В нём по-прежнему
это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в сохранялась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы,
Италии. Выбранная тема интересна и актуальна, в первую очередь отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра.
тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как 11Фрагмент "Полтавской Баталии" - Петр1 на коне. В
физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Это, июне 1761 года после долгих проволочек Сенат окончательно
несомненно, было революционно в XVIII веке и вызывает огромный утвердил предложенный проект о сооружении монумента в
интерес и уважение в настоящее время. Петропавловском соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась
4История мозаики. Мозаика – не просто один из старейших роковой. В декабре 1761г. скончалась императрица Елизавета, а с
отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного середины 1762г. сошли с политической арены покровители
искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов. Всё это усложняло
итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее работу учёного, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. Но,
природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762г. Ломоносов с
прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». В
тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в декабре 1764г. мозаика была закончена, а в начале следующего
одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из года отшлифована, отполирована и вставлена раму. «Полтавская
вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта баталия»(— последняя работа, выполненная под руководством
цветной глиной. Апостол Петр - одна из последних работ Ломоносова. Замысел учёного изготовить другую картину этой же
мастерской М.В.Ломонсова Мозаика – монументальный вид искусства. серии — "Азовское взятие" остался неосуществлённым. В
Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на апреле 1764г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской
определенное расстояние. И чем обширнее мозаичная картина, тем с Академии Наук. С его достижениями в области мозаичного искусства
большего расстояния нужно любоваться ею. Именно поэтому она итальянских учёных познакомил М. И. Воронцов. Получив признание
всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь. своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон
Впрочем, цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над
монохромно отделанные поверхности создают в помещении "Полтавской баталией" наряду с огромной научной
праздничную атмосферу. Мозаика (от франц. mosaique, итал. деятельностью в других областях окончательно подорвала его
mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») здоровье. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в
представляет собой изображение или орнамент, выполненный из России. Тревога была не напрасной. Вскоре после смерти
однородных или различных по материалу частиц. Как способ Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был
оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Запаса
панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома созданной на ней смальты хватило на год работы. Мозаичная
богатых горожан Древнего Египта. Сохранились мозаики из глиняных мастерская формально продолжала существовать еще два
кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н.э.). В десятилетия, но после 1769 г. в ней не было создано ни одной
античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из мозаичной картины, что объясняется отсутствием не только
полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. смальты, но и спроса на них ввиду высокой стоимости. За
5Одним из лучших материалов для создания мозаики издавна восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней,
считается смальта - непрозрачное и очень плотное стекло согласно сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных
разнообразных цветов и оттенков. Именно с появлением смальты картин, из которых до нашего времени сохранились только 23.
мозаику стали применять в художественной отделке зданий, а самые 12
ранние мозаики датируются началом V века н.э. Ее уникальные 13Мозаики м.В.Ломоносова. Нерукотворный Спас-пробная мозаика
свойства - загадочное мерцание и блеск, насыщенность и М.В.Ломоносова 1753г. Первая, пробная мозаика Ломоносова очень
неизменность цвета позволяли создавать эффект Божественного декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный
сияния. Никакой другой материал не в состоянии был передать это Спас", которая довольно проста по исполнению Но затем
ощущение. В Византии убранство храмов отличалось обилием мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче.
золотистой и синей смальты, служившей фоном для изображения 14Мозаичный портрет Екатерины Великой. Увеличение палитры
святых. Византийская мозаика не подвергалась шлифовке, что Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по
усиливало глубину и звучание цвета. Полюбоваться ее великолепием силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего
можно и сегодня, побывав, например, в соборе Святой Софии в декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление.
Константинополе. На Руси смальта появилась в XI веке - с началом Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I"
строительства первых христианских храмов. Прекрасные мозаики или "...Заказ ( парадный мозаичный портрет Елизаветы
украшали, к примеру, Софийский собор и Златоверхий монастырь в Петровны) должен был поддержать и пропагандировать новое,
Киеве. Эти мозаичные панно были созданы мастерами, обучавшимися трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин,
в Византии, да и смальту привозили оттуда же. Но начиная с XIII организованное Ломоносовым...""...Сам он не решился
века ,храмы на Руси стали украшать росписью, которая постепенно делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был
вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков. Смальта ещё намечен оригинал в масляной живописи
позволяет прекрасно имитировать масляную живопись. Смальта по ""...Императрица на нём была изображена в рост...
сути - это просто цветное стекло, только непрозрачное. Оба Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями
материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка, теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в
добавляя в него оксиды разных металлов, выполняющих роль почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие
красителей. Но при изготовлении смальты, используют соль калия, цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет
а не натрия, да и минеральных добавок в смальте гораздо больше, Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в
чем в обычном стекле. Благодаря этому, смальта приобретает весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй.
повышенную ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к 15Мозаичный портрет графа П.И.Шувалова. Мастерски набранный -
агрессивным средам; не истирается и не выцветает. Интерес к гораздо более мелким, чем раньше, набором - мозаичный портрет
этому материалу возродился лишь в середине XVIII века стараниями Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных
М.В. Ломоносова. ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Его
6Возникновение у м.В.Ломоносова интереса к мозаичному прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского
искусству. Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его музея...""...Интересно, что Ломоносов избирает в
товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет,
течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей
рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской
развития своих способностей в изобразительном искусстве. М.В. голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как
Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. бы слой воздуха, окутывающий фигуру..."
Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в 16Заключение. Все выполненные при жизни Ломоносова в его
Марбурге. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов
мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные сознательным переводом на язык более обобщенной и лаконичной
и художественные дарования. Ломоносов обратил внимание на техники, рассчитанной на рассмотрение издалека, на выразительный
мозаику - древнее искусство составлять из цветных стеклянных силуэт и интенсивное цветовое пятно. Детали в его картинах
сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. Несколько никогда не заслоняют общего впечатления, не переходят в мелочную
мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил деталировку. Основным жанром созданных Ломоносова мозаик был
Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. портрет. Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила
Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских столько портретов, как ломоносовская, к тому же с большой
мастеров, доведших свою смальтовую "палитру" до уверенностью в трудной, непривычной технике. Декоративная
нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с
масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была достаточно точной психологической характеристикой
известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только портретируемого.
возродить это древнее искусство в России, но и снабдить его 17Таким образом, можно считать доказанной гипотезу
новым, совершенным материалом. исследования о том, что мозаичные картины, выполненные в
7Инструменты М.В.Ломоносова - химика. Приготовление смальт мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского
хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. искусства. Великому русскому учёному принадлежит заслуга в
Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный
и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт. приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Ещё
Живой, художественный и практический интерес к мозаике, при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного
овладевший Ломоносовым, сочетался с давно волновавшими его искусства - в Италии. За год до смерти Ломоносова в “Учёных
вопросами теоретической физики и химии. Флорентийских ведомостях” появилась статья, датированная 12
8Мастерская М.В.Ломонсова. Ломоносов разрабатывал теорию марта 1764 года, где сообщалось что Ломоносов “приготовил все
цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он необходимые цвета для такой мозаики, которые, будучи сравнены с
полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов - римскими, оказались не уступающими им ни в чём”. Смальты
красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо Ломоносова, являясь одним из главных достижений учёного, не были
не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи делом, заслонившим всё остальное. А остальное - это комплексный
цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно подход исследователя к проблемам оптики. Ломоносов разрабатывал
получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех широчайшую программу исследований по исследованию и получению
основных. Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с различных сплавов прозрачных и цветных стёкол, различных по
тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и технологии изготовления и многоцелевых по практическому
ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы использованию.
эфира. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей 18Самые известные работы М.В.Ломоносова: Нерукотворный Спас
происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — (Исторический Музей, Москва); [14] Пётр I 1754г.(Государственный
голубой. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы Эрмитаж);[15] Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва);[16]
первоначальных материй, тела составляющих». Это и является, по Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова);[17]
мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный
эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между Русский Музей);[18] Апостол Пётр 1761г. (Государственный
составом вещества и цветовым эффектом от него. Разрабатываемая Эрмитаж);[19] Екатерина II 1763г. (Государственный Русский
Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для Музей);[20] Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России,
развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия С.-Петербург).[21].
цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач 19Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж).
цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в 20Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва).
цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием 21Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова).
приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание 22Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный
трех основных. Русский Музей).
9Первые художественные работы. Портрет Петра1 Летом 1752 года 23Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж).
«Мозаика М.В.Ломоносова» | Мозаика М.В.Ломоносова.ppt
http://900igr.net/kartinki/izo/Mozaika-M.V.Lomonosova/Mozaika-M.V.Lomonosova.html
cсылка на страницу

Декоративно-прикладное искусство

другие презентации о декоративно-прикладном искусстве

«Художественное стекло» - Художественное стекло. Современное выставочное искусство. Изготовление изделий из стекла. Закончите фразы. Первый завод в России был построен в 1635 г. в Дмитровском уезде. Создать эскиз сувенира из стекла. Художественное стекло. Образцы художественного стекла. Стекло в интерьере. Физкультминутка. Украшение стекла.

«Мозаика М.В.Ломоносова» - Мозаичный портрет Екатерины Великой. Смальты Ломоносова. Апостол Пётр. Занятия рисованием. Портрет. Смальта. Императрица Елизавета Петровна. История мозаики. Мозаика в наследии М.В.Ломоносова. Мастерская М.В.Ломонсова. Самые известные работы М.В.Ломоносова. Мозаики М.В.Ломоносова. Инструменты М.В.Ломоносова.

«Образы народного искусства» - Образ матери-земли. Образ коня. Появилось в глубокой древности. Декоративно-прикладное искусство. Конь. Изображение женской фигуры. Разветвленное дерево. Крестьянское бытовое искусство. Образ древа жизни. Женская фигура. Птица. Солнце. Солярный знак. Русский крестьянин. Образ птицы. Солярные знаки и образы.

«Программа росписи по стеклу» - Основы композиции. Апрель. Январь. Ассоциативное восприятие пятна. Классификация, история росписи по стеклу. Программные требования к знаниям по окончании курса технологии росписи по стеклу. Май. Художественная роспись и украшение стеклянных изделий. Сентябрь. При росписи по стеклу применять национальный колорит.

«Стеклянная мозаика» - Михаил Васильевич Ломоносов. В настоящее время мозаику продолжают использовать для оформления современных архитектурных сооружений. Гальки. Русские мастера. 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым. Изображение. Сплав непрозрачного цветного стекла. Контурные изображения людей. Способ создания смальты.

«Русское прикладное творчество» - Палех. Что рисовали на подносах. Расписывают гжель синим по белому. Содержание. Вологодское кружево. Самый известный и любимый всеми российский сувенир. Изделия из бересты. Словарь. Русское декоративное творчество. Чем отличаются палехские миниатюры. Вологодское кружево плетут. Гжель. Матрёшки. Жостовские подносы.

Урок

Изо

31 тема
Картинки
Презентация: Мозаика М.В.Ломоносова | Тема: Декоративно-прикладное искусство | Урок: Изо | Вид: Картинки