Русский портрет Скачать
презентацию
<<  Портреты Кипренского Русские портретисты  >>
«Неустанное служение истории
«Неустанное служение истории
«Неустанное служение истории
«Неустанное служение истории
«Неустанное служение истории
«Неустанное служение истории
Третьяковская галерея
Третьяковская галерея
Третьяковка
Третьяковка
Третьяковка
Третьяковка
Третьяковка
Третьяковка
Портрет П.М. Третьякова
Портрет П.М. Третьякова
Портрет П.М. Третьякова
Портрет П.М. Третьякова
Портрет П.М. Третьякова
Портрет П.М. Третьякова
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят
Василий Тропинин
Василий Тропинин
Василий Тропинин
Василий Тропинин
Цикл образов деятелей русской культуры
Цикл образов деятелей русской культуры
Цикл образов деятелей русской культуры
Цикл образов деятелей русской культуры
Портрет А.С.Пушкина
Портрет А.С.Пушкина
Портрет А.С.Пушкина
Портрет А.С.Пушкина
Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов
Островский
Островский
Островский
Островский
Достоевский
Достоевский
Достоевский
Достоевский
Даль
Даль
Даль
Даль
Николай Николаевич Ге
Николай Николаевич Ге
Николай Николаевич Ге
Николай Николаевич Ге
Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов
Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов
Валентин Александрович Серов
Ф.С. Рокотов
Ф.С. Рокотов
Ф.С. Рокотов
Ф.С. Рокотов
Портрет неоднократно копировался
Портрет неоднократно копировался
Портрет неоднократно копировался
Портрет неоднократно копировался
Портрет неоднократно копировался
Портрет неоднократно копировался
Карл Петрович Брюллов
Карл Петрович Брюллов
Портрет писателя Н. В. Кукольника
Портрет писателя Н. В. Кукольника
Портрет писателя Н. В. Кукольника
Портрет писателя Н. В. Кукольника
Портрет, показывающий нам довольно необычного Крылова
Портрет, показывающий нам довольно необычного Крылова
Портрет, показывающий нам довольно необычного Крылова
Портрет, показывающий нам довольно необычного Крылова
Крамской Иван Николаевич
Крамской Иван Николаевич
Портрет Л.Н.Толстого
Портрет Л.Н.Толстого
Портрет Л.Н.Толстого
Портрет Л.Н.Толстого
Портрет А.С . Грибоедова
Портрет А.С . Грибоедова
Портрет А.С . Грибоедова
Портрет А.С . Грибоедова
Некрасов
Некрасов
Некрасов
Некрасов
Некрасов
Некрасов
Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский
Орест Адамович Кипренский
У Кипренского был счастливый дар портретировать
У Кипренского был счастливый дар портретировать
У Кипренского был счастливый дар портретировать
У Кипренского был счастливый дар портретировать
Алексей Гаврилович Венецианов
Алексей Гаврилович Венецианов
Алексей Гаврилович Венецианов
Алексей Гаврилович Венецианов
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Композиторы в картинах
Бларамберг Павел Иванович
Бларамберг Павел Иванович
Бларамберг Павел Иванович
Бларамберг Павел Иванович
Бларамберг Павел Иванович
Бларамберг Павел Иванович
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский
Рубинштейн
Рубинштейн
Рубинштейн
Рубинштейн
Рубинштейн
Рубинштейн
Глазунов
Глазунов
Глазунов
Глазунов
Кюи
Кюи
Кюи
Кюи
Кюи
Кюи
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Серов
Серов
Серов
Серов
Булахов
Булахов
Булахов
Булахов
Прокофьев
Прокофьев
Прокофьев
Прокофьев
Прокофьев
Прокофьев
Прокофьев
Прокофьев
Кузмин
Кузмин
Кузмин
Кузмин
Даргомыжский
Даргомыжский
Даргомыжский
Даргомыжский
Даргомыжский
Даргомыжский
Рахманинов
Рахманинов
Рахманинов
Рахманинов
Бортнянский
Бортнянский
Бортнянский
Бортнянский
Шостакович
Шостакович
Шостакович
Шостакович
Чайковский
Чайковский
Творчество Чайковского
Творчество Чайковского
Творчество Чайковского
Творчество Чайковского
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Творчеству учитесь у творцов
Спасибо за просмотр
Спасибо за просмотр
Спасибо за просмотр
Спасибо за просмотр
Картинки из презентации «Портреты Третьяковской галереи» к уроку изо на тему «Русский портрет»

Автор: direktor. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока изо, скачайте бесплатно презентацию «Портреты Третьяковской галереи.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 1861 КБ.

Скачать презентацию

Портреты Третьяковской галереи

содержание презентации «Портреты Третьяковской галереи.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1«Неустанное служение истории. Портреты художников, 26восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвящённом
композиторов, писателей» (посвящается 180-летию со дня рождения Кипренскому. Любопытно, что современники узнавали Пушкина именно
П. М. Третьякова). Третьяковская галерея. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. по портрету Кипренского, впервые экспонированному на открывшейся
7. 8. 9. Начало через 10 сек. 1 сентября 1827 года в Академии художеств в Петербурге выставке,
2Третьяковская галерея. С годами живопись становится нужнее, где живописцу был предоставлен целый зал. Да и мы, когда хотим
Все остальное ускользает и течет. Стареет сцена и театры вместе представить себе внешний облик великого поэта, почти неизменно
с нею, Кино и музыка иные, что ни год. Одна лишь живопись вспоминаем его портрет кисти Кипренского. Портрет послужил
внушает нам надежду, Что неизменными останутся всегда И эти исходным материалом для многих художников и скульпторов
складки у пророка на одежде, И эта серая в промоинах вода. И последующих поколений, известен во всем мире. Любимец моды
мироздания распавшиеся звенья Соединяются в музейной тишине, Где легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал,
продлеваются летящие мгновенья, Запечатленные на сером полотне. волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над
Александр Городницкий. могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу,
3Третьяковка Рассказ И. Долгополовa Когда в мае 1856 года Но это зеркало мне льстит. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен
молодой московский купец Павел Третьяков впервые приобрел впредь мой будет вид...
картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось 27Третьяковская галерея. Алексей Гаврилович Венецианов.
нечто значительное. Возможно, что и сам Павел Михайлович не Автопортрет. 1811 г. Живописец, литограф. Мастер бытового жанра,
сразу осознал всю глубину движения своей души. Однако минуло портретист, пейзажист. Родился в семье небогатого купца. Учился
менее пяти лет, и представитель „темного царства", столь в частном пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к
ярко описанного Островским, составляет „Завещание", в рисованию, но сведений о его первоначальном художественном
котором говорится: „Я желал бы оставить национальную галерею... обучении не сохранилось. Особый интерес проявлял к портрету.
Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть Репин Илья Ефимович. Автопортрет. 1887 г. Живописец, мастер
лучшего желания, как положить начало общественного, всем исторических и жанровых композиций, портретист. Творчество И. Е.
доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим Репина теснейшим образом связано с демократическими идеалами
пользу, всем удовольствие«. С этого удивительного заявления до передвижничества. В своих масштабных полотнах он предстает
самой кончины почти сорок лет жизни Третьяков отдал все помыслы глубоко национальным художником, запечатлевшим многообразную и
и чаяния святому делу собирательства лучших творений русских многоликую жизнь России. Васнецов В.М. Автопортрет. 1873 г. В
мастеров. Это был подвиг. С завидным упорством и твердостью, творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие
истово, самозабвенно шел он к заветной цели. С поражающей этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке,
интуицией и вкусом, обладая особым художественным тактом и от станковой живописи к монументальной, от приземленности
чутьем, порою отвергая советы, невзирая на хулу, этот человек передвижников к прообразу стиля модерн.
менее чем за полвека создал фундамент собрания произведений 28Композиторы в картинах. Третьяковская галерея. Кто тронул те
русской школы, вложив в него само свое сердце. Спору нет, с божественные струны, Что в сладком единении встают? Их души
Третьяковым был его брат, их окружали преданные друзья: Стасов, вечно трепетны и юны, Вглядитесь: то они для нас поют.
Крамской, Репин, страстно веровавшие в успех галереи в 29Третьяковская галерея. Бларамберг Павел Иванович -
Лаврушинском переулке. Но запомним и повторим еще раз: всю композитор и журналист. Родился 14 октября 1841 года в
тяжесть собирательства, всю чашу ответственности Третьяков испил Оренбурге, Илья Репин. Склонность к музыке обнаружилась у
до конца сам. Третьяковская галерея. Государственная Бларамберга еще в детстве. В лицее он организовал из своих
Третьяковская галерея – художественный музей в Москве, сотоварищей струнный оркестр и дирижировал им, перекладывая для
основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну него нетрудные симфонии и сонаты немецких классиков, а иногда
из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного исполняя и свои собственные опыты (между прочим, отрывки из
искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI - оперы "Ундина"). Осенью 1869 г. он принял участие в
начала XX в» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью 7-м международном статистическом конгрессе в Гааге, в качестве
Всероссийского музейного объединения «Государственная официального представителя России. Выйдя в отставку, Бларамберг
Третьяковская галерея». Почётный гражданин Москвы Пожалуй, черты поселился на время за границей, где усиленно стал заниматься
на первый взгляд не очень располагающие. Пожалуй, вряд ли кому музыкой. До этого времени им было написано лишь несколько
захотелось бы сблизиться с таким педантом и «сухарем». Так романсов и других мелких вещей, а из более крупных - только
отчего же чуть не вся передовая художественная, литературная, музыка к "Воеводе" Островского (1865 г.; увертюра,
музыкальная Россия знала, любила, высоко ценила Павла впоследствии утраченная, 5 антрактов, один из которых тоже
Михайловича Третьякова, человека столь странного характера? утрачен, и несколько вокальных №). За два года пребывания в
И.Ненаркомова Москва, "Молодая гвардия", 1978 г. Брюсселе им написана большая кантата на сюжет Лермонтова -
4Третьяковская галерея. Этот холст Ивана Крамского "Демон" и половина первой его оперы "Мария
чрезвычайно напоминает гризайль. До того собранна гамма теплых Тюдор", в 1888 г. поставленной в московском Большом театре
золотисто - коричневых тонов. Но зато как просторно мысли, под названием "Марии Бургундской". Позднейшие его
духовности, царящей в портрете. Внимательный, задумчивый, с произведения: комическая опера "Скоморох" (3 д., на
тонким, чуть иконописным лицом, глядит на нас выдающийся сюжет Островского, "Комик XVIII столетия";
собиратель... Высокий лоб, осененный постоянной, не покидающей представлено только одно первое действие в ученическом оперном
думой. Необычайно живые, добрые карие глаза. В них смысл спектакле филармонического общества: 22 марта 1887 г.);
картины. Взор Третьякова словно проникает в душу. Ничто не одноактная опера "Девица-Русалка" (исполнена на таком
отвлекает от этого взгляда. Никакой манерности, цветистости. же спектакле 3 апреля 1888 г., впоследствии переделана и
Только свет деликатно очерчивает благородные черты создателя расширена); четырехактная опера "Тушинцы" (сюжет из
знаменитой галереи - одного из крупнейших и интереснейших драматической хроники Островского "Тушино", поставлена
собраний планеты. „Портрет П. М. Третьякова, Портрет П.М. на сцене Большого театра 24 января 1895 г.; двухактная
Третьякова 1876 г. И.Н.Крамской. Портрет не выделяется опера-идиллия "Волна" (исполнялись только отрывки в
темпераментностью кисти и живостью колорита. Репин понимает, что концертах); симфония для оркестра H-moll; (1886); симфоническая
сдержанность и скромность П. М. Третьякова мало гармонировала бы поэма "Умирающий Гладиатор" (1882), скерцо для
с более активной техникой и яркими красками. Художник нашел оркестра H-moll; фантазия для пения соло, женского хора и
сдержанную, суховатую манеру письма. Третьяков показан на фоне оркестра "Стрекозы" (1879), музыкальная картина для
своей любимой галереи. Он сидит, осторожно облокотившись на мужского хора и оркестра "На Волге" (1880; хоры a
мягкую спинку стула. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он capella премированы Императорским Русским Музыкальным
глубоко ушел в себя. Еще молодое лицо с правильными, строгими Обществом), хоровые переложения русских народных песен много
чертами и рыжеватой бородой выражает собранность, романсов. Портрет композитора П. И. Бларамберга. 1884.
организованность. Превосходно написана рука коллекционера – с 30Третьяковская галерея. Михаил Иванович Глинка (20 мая [1
красивыми длинными пальцами, лежащими на драпе купеческого июня] 1804 - 3 [15] февраля 1857) - русский композитор,
сюртука. И.Е.Репин Портрет П.М. Третьякова. 1883 г. основоположник национальной композиторской школы. Сочинения
5Их рук божественных созданья Со стен века на нас глядят. Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения
Третьяковская галерея. композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов
6Василий Тропинин. Третьяковская галерея. «Автопортрет» «Могучей кучки», П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке
проникнут торжественным настроением. Тропинин предстает перед его идеи. В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые
зрителем за главным занятием жизни, окруженный атрибутами своей выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на
профессии. Впрочем, этот портрет нельзя назвать сугубо парадным: многовековые традиции русской народной и профессиональной
обращенный к зрителю пристальный и внимательный взгляд художника музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка
придает работе камерность. Полотно включает собственно портрет, завершил процесс формирования национальной композиторской школы,
интерьер - часть мастерской, пейзаж - кремлевскую панораму за завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской
окном, а также своеобразный натюрморт - кисти, палитра, культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем
муштабель. Натюрморта в России как жанра тогда не было, но он творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени.
входил составной частью в портреты, интерьеры, сюжетные Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ.
композиции. Художник не случайно написал себя на фоне Кремля, Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество
подчеркивая этим свою привязанность к Москве. Тропинина можно по разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько
праву назвать одним из самых московских художников. Москвичи гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться,
говорили: «В Санкт-Петербурге Карл Брюллов, а у нас Василий открывая в нем все новые и новые совершенства. Портрет
Андреевич». Недаром Третьяков приобрёл для своей галереи много композитора Михаила Глинки. 1887. Илья Репин. Нам предстоит
портретов Тропинина. Биография Василия Андреевича Тропинина, задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить
подчиняясь законам романтической эпохи, складывается в стройную для оперной русской музыки новую дорогу. М. Глинка. Глинка... в
историю - историю таланта, который благодаря упорству и такой степени соответствовал потребностям времени и коренной
трудолюбию пробивается сквозь самые неблагоприятные сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в
обстоятельства. Василий Тропинин родился 30 марта в 1780 самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в
(1776) году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической
графа А.С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа жизни. В. Стасов.
И.И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей. 31Третьяковская галерея. Модест Петрович Мусоргский
Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, (1839-1881) - талантливый русский композитор. Родился в
однако без детей. Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль. Торопецком уезде Псковской губернии. Модест Петрович Мусоргский
1846 г. - один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный
7Василий Тропинин. Третьяковская галерея. В 1810-е годы композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное
Тропинин начал создавать обширный цикл образов деятелей русской влияние на развитие русского и европейского музыкального
культуры. Работа, прерванная лишь смертью художника, была начата искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема,
портретами П. П. Бекетова, И. И. Дмитриева и Н. М. Карамзина, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская
выполненными в период длительного пребывания художника в Москве общественная жизнь активно способствовала пробуждению у
с 1813 по 1818 год. В 1815 году Тропинин написал Н. М. художников национального самосознания, когда одно за другим
Карамзина, и тогда же этот переведенный в гравюру портрет был появлялись произведения, от которыхвеяло свежестью, новизной и,
помещен в собрании сочинений писателя. Сохранившиеся главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей
подготовительный карандашный набросок, натурный этюд и, наконец, русской жизни(И. Репин). Среди своих современников Мусоргский
чуть более позднее повторение портрета позволяют говорить о был наиболее верным демократическим идеалам, бескомпромиссным в
методе Тропинина. Карандашный набросок головы и особенно служении правде жизни, как бы ни была солона, и настолько
отмеченный быстротой исполнения прекрасный этюд передают одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто
непосредственное впечатление - ту острую характерность натуры, бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не
которая как бы погашена в завершенном произведении. Здесь Н. М. всегда одобряли их.. Портрет композитора Модеста Петровича
Карамзин предстает как великий современник: облик его очищен, Мусоргского. 1881. Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни
дух успокоен. Портрет Н.М.Карамзинa 1818 г. Высочайшего была солона, смелая, искренняя речь к людям... - вот моя
мастерства достигло в XIX веке портретное искусство. Если закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться. Из
окинуть мысленным взором галерею полотен от великолепных картин письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г. Какой
Ореста Кипренского до блистательных по живописи и глубочайших по обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! Из
тонкости психологического анализа холстов Валентина Серова, то письма М. Мусоргского А. Голенищеву-Кутузову от 17 августа 1875
нас поразит та несравненная мозаика людских характеров, г.
неоглядная перспектива полотен, изображающих великих 32Третьяковская галерея. РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
литераторов, композиторов, ученых и, что особенно отрадно, (1829–1894), русский композитор и пианист. Родился 16 (28
крестьян, трудового люда... ноября) 1829 в деревне Выхватинцы Подольской губернии. А.
8Василий Тропинин. Третьяковская галерея. Безусловно, это Рубинштейн - одна из центральных фигур русской музыкальной жизни
полотно - центральное в тропининской экспозиции. Признанное второй половины XIX в. В его лице сочетались гениальный пианист,
художественное и иконографическое совершенство, величайшее крупнейший организатор музыкальной жизни и композитор,
достижение тропининской кисти, лучший, наиболее достоверный работавший в разных жанрах и создавший ряд прекрасных
прижизненный портрет великого поэта. Портрет знаменателен еще и произведений, сохраняющих значение и ценность до наших дней. О
тем, что его биография изобилует загадками, тайнами, в которых том, какое место деятельность и облик Рубинштейна занимали в
исследователи не могут разобраться до сих пор. История отечественной культуре, свидетельствуют многие источники и
произведения - сюжет для детективной книги. В 1909 году совет факты. Его портреты написали B. Перов, И. Репин, И. Крамской, M.
Третьяковской галереи приобрел портрет Пушкина у наследников Врубель. Ему посвящено множество стихотворений - больше, чем
князя Оболенского. В 1937 году портрет был отправлен на какому-либо другому музыканту той эпохи. Он упоминается в
Всесоюзную Пушкинскую выставку в Ленинград - в Пушкинский дом. С переписке А. Герцена с Н. Огаревым. О нем с восхищением
1953 года портрет числится в собрании мемориального отзывались Л. Толстой и И. Тургенев... Портрет пианиста,
музея-квартиры А. С. Пушкина, что на Мойке, 12. В.А. Тропинин, дирижера и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1881.
"Портрет А.С.Пушкина", 1827 г. Илья Репин. Меня всегда интересовало исследовать, - может ли и в
9Третьяковская галерея. Василий Григорьевич Перов. какой степени музыка не только передавать индивидуальность и
Автопортрет. 1870 г. Живописец, один из родоначальников жанровой душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также
картины (1834, 23 декабря, Тобольск - 29 мая, 1882, село отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния
Кузьминки близ Москвы). Родился Перов в Тобольске в семье общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она
провинциального прокурора, человека либерального и может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей… А.
свободомыслящего.. Учился в Московском Училище Живописи, Ваяния Рубинштейн.
и Зодчества. 18-летним юношей он поступил в Московское училище 33Третьяковская галерея. Александр Константинович Глазунов -
живописи, ваяния и зодчества, и демократическая атмосфера этого русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель.
учебного заведения окончательно сформировала художественные Путь Глазунова в музыке охватывает около полувека. В нем были
взгляды и общественную позицию молодого живописца. Признанный подъемы и спады. Вдали от Родины Глазунов почти ничего не
публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно сочинял, за исключением двух инструментальных концертов (для
становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет саксофона и виолончели) и двух квартетов. Основной взлет его
мышление жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы творчества приходится на 80-90-е гг. XIX в. и начало 1900-х гг.
всегда можем представить, как изображённый им человек Несмотря на периоды творческих кризисов, на растущее число
разговаривает, ходит, какие у него привычки, кто его окружает. музыкально-общественных и педагогических дел, в эти годы
Семидесятые годы, сменившие проникнутые пафосом отрицания Глазунов создал множество масштабных симфонических сочинений
шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. (поэмы, увертюры, фантазии), среди которых "Стенька
Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это Разин", "Лес", "Море",
время Павел Михайлович Третьяков начинает заказывать портреты "Кремль", симфоническую сюиту "Из средних
лидеров русской культуры. Многие из портретов были написаны веков". Тогда же появляется большинство струнных квартетов
Перовым. (5 из семи) и других ансамблевых произведений. Есть в творческом
10Третьяковская галерея. Василий Григорьевич Перов. наследии Глазунова и инструментальные концерты (помимо
А.Н.Островский (1871). В 1870-е художник создал галерею упомянутых - 2 фортепианных и особенно популярный скрипичный),
портретов современников, деятелей передовой русской культуры, романсы, хоры, кантаты. Однако главные достижения композитора
отличающуюся глубокой психологической выразительностью образов. связаны с симфонической музыкой. Портрет композитора Александра
Пронзительно - проницательными глазами всматривается в мир Глазунова. 1887. Илья Репин. Глазунов создал мир счастья,
драматург А.Н.Островский. Художник не скрывает от зрителя веселья, покоя, полета, упоения, задумчивости и многого, многого
некоторую грузность фигуры, не причесывает, не заставляет другого, всегда счастливого, всегда ясного и глубокого, всегда
принять "величественную" позу, не наряжает в дорогие необыкновенно благородного, крылатого... А. Луначарский.
одежды, не пишет фона с колоннами, драпировками. Он пишет 34Третьяковская галерея. Цезарь Антонович Кюи - русский
Островского таким, какой он есть - в будничном халате-тулупчике, композитор и музыкальный критик, инженер-генерал Ц.А. Кюи
подбитом беличьим мехом, лысоватого, с неподстриженной рыжеватой родился 6 (18) января 1835 года в Вильно (ныне Вильнюс, Литва).
бородкой, – и открывает вдруг зрителю лицо, полное мудрого Цезарь Кюи - русский композитор, член балакиревского
внимания к жизни, со светящимся взглядом добрых, сочувственных, содружества, музыкальный критик, активный пропагандист идей и
все понимающих светлых глаз. В портрете Островского есть творчества «Могучей кучки», крупный ученый в области
завершенность и убедительность образа. В живом, светящемся умом фортификации, инженер-генерал. Во всех сферах своей деятельности
и острой наблюдательностью взгляде писателя, в позе его крепкой достиг значительных успехов, внес весомый вклад в развитие
коренастой фигуры чувствуется огромная внутренняя энергия. Его отечественной музыкальной культуры и военной науки. Музыкальное
внешне некрасивое лицо поражает своей значительностью и наследие Кюи чрезвычайно обширно и разнообразно: 14 опер (из них
интеллектуальностью. 4 детских), несколько сот романсов, оркестровые, хоровые,
11Третьяковская галерея. Василий Григорьевич Перов. Ф.М. ансамблевые произведения, сочинения для фортепиано. Он - автор
Достоевский (1872). Литература занимала центральное место в свыше 700 музыкально-критических работ. Портрет композитора Ц.
культуре того времени. Писатель воспринимался как живое А. Кюи. 1890. Илья Репин. В свете романтического универсализма с
воплощение общественной совести, он был "властителем его «культурой чувства» понятен не только весь ранний мелос Кюи
дум", к нему обращались за разрешением самых жгучих с его тематикой и поэтикой романса и оперы; понятно и увлечение
нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у молодых друзей Кюи (в том числе и Римского-Корсакова)
Перова Федор Достоевский. Мучительны раздумья о жизни, о действительно пламенным лиризмом «Ратклифа». Б. Асафьев.
человеческом страдании. В этом портрете художник создал образ 35Третьяковская галерея. Николай Андреевич Римский-Корсаков (6
русского интеллигента, «общественной совести» своего времени. В [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск,
портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор,
психологическое состояние, которое передает словесная формула педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик;
“уйти в себя”. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3
холста, изображена чуть сверху и сбоку. Поворот головы, симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты,
сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, Серов Валентин Александрович. Портрет композитора Н. А.
“страдания” мысли. Руки нервно сцеплены на колене - замечательно Римского- Корсакова. 1898. Илья Репин. Более 40 лет длился
найденный и, как известно, характерный для писателя жест, творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель
замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет -русское
Живопись Перова лишена колористических эффектов, едва ли не искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и
однообразна в проработке деталей, однако и в этом прочитывается музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова
стремление убеждать простой истиной факта. Но здесь перед нами многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и
“факт” особого рода: зная, кто изображен на портрете, можно рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и
понять, что скрыто за внешним аскетизмом образа. Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской
12Третьяковская галерея. Василий Григорьевич Перов. Не менее музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него
замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля - писателя, училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А.
этнографа, автора знаменитого "Толкового словаря живого Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А.
великорусского языка", созданного им в последний год жизни. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка
Сидящий в кресле сухой старик, покойно сложив руки, будто Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада»,
созерцает глубину прожитых лет. В облике Даля просвечивают «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития
образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а
ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о
столько среди служителей церкви, сколько среди интеллигенции. В. царе Салтане», цикл романсов «У моря» и др.) многое определили в
И. Даль (1872). пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.
13Третьяковская галерея. Николай Николаевич Ге. Интересна Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное
история знаменитого портрета Александра Ивановича Герцена, доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели.
работы художника Николая Николаевича Ге. Портрет был написан во Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого
Флоренции и доставлен в Россию тайно, под видом библейского человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли
пророка Моисея в 1869 году. Герцен изображен на темно-коричневом можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких
фоне. Только лицо, словно выхваченное ярким лучом света, великих художников и таких необычайных людей, как
выделяется на нем. Художник в образе писателя подчеркивает Римский-Корсаков? В. Стасов.
духовную мощь, могучий интеллект. Огромный высокий лоб пересечен 36Третьяковская галерея. Александр Николаевич Серов (11 (23)
энергичной складкой; взгляд умных, немного грустных глаз января 1820 - 20 января (1 февраля) 1871) - русский композитор и
сосредоточенный, пристальный; седоватая борода не скрывает музыкальный критик; отец живописца Валентина Александровича
твердой линии рта. Темный костюм почти сливается с общим фоном Серова. А.Н. Серов - известный русский композитор, выдающийся
портрета, и поэтому внимание зрителя концентрируется на лице, музыкальный критик, один из основоположников отечественного
которое привлекает своим обаянием, душевной красотой, богатством музыкознания. Его перу принадлежат 3 оперы, 2 кантаты,
внутренней жизни. «Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения,
одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет музыка к драматическим спектаклям, обработки народных песен. Он
картины». Творчество Ге проникнуто страстным протестом против автор значительного числа музыкально - критических работ. Серов
угнетения и подавления человеческой личности. Образ страдающего пропагандировал творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, В. А.
человека, стоящий в центре искусства Ге, призывал к Моцарта, Л. Бетховена и других выдающихся композиторов. А. Н.
переустройству жизни на началах справедливости: «Я лучше Серов был первым, кто во всей истории мировой музыки употребил
человека ничего не знаю и буду всегда верить: все, что моя термин «симфонизм». Валентин Серов Портрет композитора
радость, мое счастье, мое знание – все от людей». Александр А.Н.Серова. Вся жизнь его была служением искусству, и ему он
Иванович Герцен (1867). принес в жертву все остальное… В. Стасов.
14Третьяковская галерея. Виктор Михайлович Васнецов. Эта 37Третьяковская галерея. Пётр Петрович Булахов. Русский
картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в композитор, автор множества популярных романсов. Петр Петрович
нашем наследии изобразительного искусства. Своеобразие личности Булахов - автор мелодически привлекательных, широко популярных
Грозного, его значительность чувствуется во всем облике царя, в романсов и песен, близких городскому фольклору эпохи, в том
его лице. Выразительны руки, особенно та, что опирается на числе «Колокольчики мои», «В минуту жизни трудную», «И нет в
посох. Фигура Грозного в рост занимает по вертикали почти все мире очей», «Вот на пути село большое», «Не пробуждай
полотно, что при малой ширине картины усиливает впечатление воспоминаний», «Нет, не люблю я вас», «Тихо вечер догорает» и
величественности, доминирования над окружающим, но, господствуя, др. Одним из самых популярных произведений Булахова является
царь в то же время неразрывно с ним слит. Колорит картины романс для вокального дуэта «Тройка» на стихи Петра Андреевича
строгий, выдержанный. Золотистый тон парчового одеяния Грозного, Вяземского. Значительную часть жизни страдал от мучительной
покрытого темными цветами восточного рисунка, переходит с одной болезни, был парализован. Последние годы жизни вместе с семьей
стороны в темно-красный цвет бархата сапог, с другой – в провел на даче в Кусково - имении графа Шереметева - большого
ярко-зеленый тон рукавиц. Царь Иван IV Грозный. 1897 г. На поклонника творчества композитора. Василий Тропинин. Портрет
портрете, слева, художник изобразил окно в царских палатах, из композитора П. П. Булахова. 1823 г. Общее количество вокальных
узкого закругленного проема которого видна слободская улица произведений П. П. Булахова до сих пор неизвестно. Это связано
Москвы с шатровой колоколенкой и островерхими крышами деревянных как с печальной участью большого количества сочинений, погибших
домов. Эмоционально-лирическая нота, звучащая в этом пейзаже, во время пожара, так и с трудностями в вопросе установления
оживляет общее гретущее настроение картины. «Окно в реальный авторства Петра и Павла Булаховых. Однако те романсы,
мир» переносит наше воображение в точно обозначенное принадлежность которых перу П. П. Булахова бесспорна,
историческое время, служит дополнительным фактором для его свидетельствуют о тонком ощущении поэтической речи и щедром
характеристики. мелодическом таланте композитора - одного из самых ярких
15Третьяковская галерея. Валентин Александрович Серов. Петр I. представителей русского бытового романса второй половины XIX в.
1907. Картина написана по заказу издателя и книготорговца Иосифа Булахов! Ты сердце знаешь, Из него ты извлекаешь Голос
Николаевича Кнебеля для репродуцирования в серии "школьных сладостный - души.
картин" по русской истории. "Страшно, судорожно, как 38Третьяковская галерея. Сергей Сергеевич Прокофьев. Советский
автомат, шагает Петр... Он похож на Божество Рока, почти на композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР. Лауреат
смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Ленинской и шести Сталинских премий. Мальчик начал заниматься
Еле поспевают за ним испытанные, закаленные "птенцы", музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству.
с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки,
которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор
произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Сергей
грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой Прокофьев вошел в историю музыки как новатор, начавший вслед за
гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIX века. В
мир и даже стихии", -писал о картине Александр Бенуа. результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний,
"Гений - парадоксов друг" - Серов увидел Петра в том основанных на диссонирующих медных духовых и сложных
парадоксальном "двуединстве", которое у Бенуа выражено полифонических узорах струнной группы. В мае 1918 года Прокофьев
словами "спаситель и каратель ". Зрелище на дальнем выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на
плане - прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом восемнадцать лет. С начала 30-х годов музыкальный стиль
городе: Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм,
диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пылко, горделиво. импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю
...Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более
прекрасен, Он весь, как божия гроза. А.С. Пушкин. светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и
16Третьяковская галерея. Ф.С. Рокотов. Портрет графа Г. Г. традиционные приемы композиции. Прокофьев написал и
Орлова в латах долгое время приписывался Л. Токе, французскому симфонические сюиты - музыку к фильмам «Александр Невский»(1938)
художнику при дворе Елизаветы Петровны. А. В. Лебедеву и «Иван Грозный» (В двух сериях 1944-1945). Они выполнены в
принадлежит атрибуция произведения Ф.С. Рокотову и новая стилистике позднего романтизма, немного отличаясь от
датировка портрета. Исследователь справедливо отметил, что «Токе собственного стиля Прокофьева. Это свидетельствует о его
не мог написать портрета Орлова, так как художник уехал из исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать
России в 1758 г., когда Г. Орлов был еще„ самым низким армейским в разных академических стилях. Пётр Кончаловский. Портрет
офицером и не более как поручиком“ , находившимся на войне, и композитора С. С. Прокофьева. 1934 г. Зинаида Серебрякова.
изображение его в орденской ленте могло быть написано только Портрет композитора С. С. Прокофьева. 1926 г. Кардинальным
после возвышения, т. е. не ранее второй половины 1762 г. достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда
Рокотовский портрет соответствует именно этому периоду, так как были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу
на нем фаворит Екатерины щеголяет именно теми орденскими подражание, я ненавижу избитые приемы... Можно быть как угодно
знаками, которые он получил в 1762 г. Портрет графа Г. Г. Орлова долго за границей, но надо непременно время от времени
в латах. 1762-1763 г. возвращаться на Родину за настоящим русским духом. С. Прокофьев.
17Третьяковская галерея. Ф.С. Рокотов. Портрет писался в 39Третьяковская галерея. Михаил Алексеевич Кузмин. Русский
Москве во время коронационных торжеств. Он послужил этюдом для поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор. Семья
большого парадного портрета Екатерины II в коронационном наряде. Кузмина переехала в Петербург в 1884 году, где Михаил окончил
Ф. С. Рокотову это небольшое по размерам произведение, очевидно, 8-ю Санкт-Петербургскую гимназию, после чего несколько лет
было весьма важно - на обороте он оставил подробную запись, чего проучился в консерватории у Н. А. Римского-Корсакова и А. К.
никогда не делал (а многие свои портреты он вовсе не Лядова. Впоследствии М. Кузмин выступал как автор и исполнитель
подписывал): "сеi портретъ Iмператрицы Екатерины Алексеевны музыкальных произведений на свои тексты. Определённая
второй писан в 1763-м году месi маия 20 дня Писал живописец известность пришла к М. Кузмину после его музыкальных
академиi адъюнктъ федор рокотовъ За работу заплачено тридцать выступлений на “Вечерах современной музыки” - музыкального
рубевъ". Судя по тому, что портрет неоднократно отделения журнала “Мир искусства”. Большое влияние на Кузмина
копировался, Екатерине II понравилось ее изображение в оказала юношеская дружба и переписка с Г. В. Чичериным и
исполнении Ф. С. Рокотова. Портрета Екатерины II в коронационном путешествия по Египту и Италии, а затем по русскому Северу. По
наряде. 1763 г. некоторым данным, в 1905 году Кузмин вступил в Союз русского
18Третьяковская галерея. Карл Петрович Брюллов. Карл Петрович народа, во всяком случае, его устойчивый интерес к
Брюллов - выдающийся русский исторический живописец, портретист, националистическому движению хорошо засвидетельствован
пейзажист, автор монументальных росписей. Карл Брюллов. современниками. Александр Головин. Портрет поэта и композитора
Автопортрет. 1848. Перед нами – последний автопортрет Карла М. А. Кузмина. 1910 г. В 20-30-е гг. Михаил Алексеевич
Брюллова, написанный им вскоре после болезни, на закате вынужденно перестал печатать свои стихи и прозу, временами он
короткой, но яркой творческой жизни. Художник полулежит в принимал участие в театральных постановках в качестве
кресле, с подлокотника в бессилии опущена тонкая кисть его руки, музыкального руководителя, писал театральные рецензии. По
на матовой коже которой голубыми прожилками проступают вены. приглашению Максима Горького Кузмин участвовал в составлении
Простота композиции и импульсивная манера письма подкрепляют планов французской секции издательства «Всемирная литература»,
впечатление исповедальности. Вибрирующий мазок кисти эскизно переводил прозу Анатоля Франса и редактировал собрание его
намечает красную обивку кресла. Живопись взметнувшихся блестящих сочинений.
волос отличается особой стремительностью, воздушностью, лицо же 40Третьяковская галерея. Александр Сергеевич Даргомыжский.
вылеплено более тщательно: отмечены голубоватые тени на лбу и Константин Маковский. Портрет композитора А. С. Даргомыжского.
опавших щеках, где проступают пятна лихорадочного румянца. К 1869 г. Русский композитор, чьё творчество оказало существенное
моменту создания автопортрета Брюллов познал не только влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века.
европейскую славу и восторженные отзывы современников, но и Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством
горечь разочарований: Николай I, принявший на себя функции Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается
цензора, назойливо вмешивался в его творчество, докучали интриги основоположником реалистического направления в русской музыке,
завистливых академических коллег, неудачный брак – все эти последователями которого явились многие композиторы последующих
обстоятельства омрачали жизнь мастера. Из-за нездоровья Брюллов поколений. В 1845 году композитор увлекается изучением русского
был вынужден прервать работу над росписями Исаакиевского собора. музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в
В апреле 1849 года тяжело больному художнику было суждено романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица»,
покинуть Россию, чтобы уже никогда не возвратиться. Автопортрет «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую
- свидетельство того, как в строгом, пристрастном разговоре с композитор начал писать в 1848 году. «Русалка» занимает в
самим собою художник подводит итог без малого полувековой жизни. творчестве композитора особое место. Написанная на сюжет
Итог творческих исканий. Итог раздумий. Под внешней недвижностью одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина, она создавалась в
кроется напряженная работа мысли. Портрет написан с большим период 1848-1855 годов. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские
мастерством и свидетельствует о том, какой могучей творческой стихи в либретто и сочинил окончание сюжета. В 1859 году
энергией обладал, несмотря на болезнь, художник и каких вершин Даргомыжского избирают в руководство только что основанного
достиг он во владении всеми элементами живописи. Но мы знаем, Русского музыкального общества, он знакомится с группой молодых
что Брюллов не одинок... Об этом говорят сотни его великолепных композиторов. Даргомыжский задумывает написать новую оперу, и
творений. выбор композитора останавливается на «Каменном госте». Работа
19Третьяковская галерея. Карл Петрович Брюллов. С поэтом и над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно из-за
драматургом Нестором Кукольником (1809-1868) Брюллова свел М. начавшегося у Даргомыжского творческого кризис. Композитор вновь
Глинка, положивший на музыку несколько его стихотворений едет в Европу, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса
(особенно известно "Сомнение"). Втроем они образовали «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно
нечто вроде "братства", о котором по Петербургу ходило отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист. Вернувшись в
немало анекдотов. "Братья" часто устраивали шумные Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей,
собрания с привлечением к ним более или менее близких людей, с Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного
разговорами о высоком. В 1830-е годы трагедии Кукольника гостя». 5 (17) января 1869 года он умер, оставив оперу
пользовались шумным успехом, и драматург был всегда окружен неоконченной. Я не намерен снизводить ... музыку до забавы.
толпой поклонников его дарования. Приступая к созданию этого Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. А.
портрета, Брюллов, как принято считать, хотел дать обобщенный Даргомыжский.
образ "героя нашего времени", с множеством 41Третьяковская галерея. Сергей Васильевич Рахманинов. Русский
разнонаправленных душевных "векторов" и их композитор, пианист - виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём
"равнодействующей", которую можно определить как творчестве принципы петербургской и московской композиторских
"романтическое сомнение". Этот портрет стал первым школ и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии
по-настоящему психологическим портретом в русской живописи. влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Интерес
Портрет писателя Н. В. Кукольника. 1836. Брюллов сохранил в С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые
портрете особенности облика Кукольника, с его длинным лицом, уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена
темными насупленными бровями, узкими глазами и сутулой фигурой. учительница музыки А. Д. Орнатская. В возрасте 19 лет Рахманинов
Но красота творческого состояния преобразила писателя. Опираясь окончил консерваторию как пианист (у А. И. Зилоти) и как
на трость, романтически мечтательно сидит он на скамье, опустив композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась
голову. Его бледное лицо, обрамленное прядями волос, с мягким его первая опера - «Алеко» (дипломная работа) по произведению А.
блеском темных глав, высоким лбом и безвольными губами вызывает С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов,
представление о возвышенном поэте. Есть какая-то недосказанность пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор,
и таинственность в его облике, таящем неведомые чувства. Эту которая позднее стала одним из наиболее известных произведений
таинственность подчеркивает и погруженный в полутьму пейзаж с Рахманинова. Константин Сомов. Портрет композитора С. В.
догорающим закатом. Сильным светом Брюллов выделяет лицо и руки Рахманинова. 1925 г. Рахманинов рано приобрёл известность как
Кукольника. Поместив источник света наверху, слева, он достигает композитор, пианист и дирижёр. Однако его успешная карьера была
с его помощью замечательной рельефности фигуры, точно окутанной прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии
мягкой световоздушной средой. (дирижёр - А. К. Глазунов), которая окончилась полным провалом
20Третьяковская галерея. Карл Петрович Брюллов. Этот портрет, как из-за некачественного исполнения, так и - главным образом -
показывающий нам довольно необычного Крылова (его легендарного из-за новаторской сущности музыки. В 1901 году закончил свой
благодушия здесь и в помине нет), Брюллов написал стремительно - Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало
за один сеанс. Знаменитому баснописцу на нем 70 лет, но острый выход Рахманинова из кризиса и одновременно - вступление в
взгляд (Брюллов не однажды говорил, что его интересуют не глаза, следующий, зрелый период творчества. С 1918 по 1926 года у
а взгляд) обличает в нем человека очень живого. Проницательный и Рахманинова был творческий кризис. Лишь в 1926-1927 гг.
прозорливый, Крылов словно смотрит вам в душу, и его житейская появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские
мудрость высвечивает все глубины и тайные струны вашего песни. В течение жизни за рубежом Рахманинов создал всего 6
внутреннего мира. Портрет баснописца И.А.Крылова. 1839. Иван произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой
Андреевич Крылов - русский поэт, баснописец, переводчик, музыки. В 1941 году закончил своё последнее произведение,
писатель. В молодости Крылов был известен прежде всего как многими признанное как величайшее его создание, - Симфонические
писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и танцы. И у меня был край родной; Прекрасен он! А. Плещеев (из Г.
ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Гейне) Рахманинов был создан из стали и золота; Сталь в его
Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 руках, золото - в сердце. И. Гофман.
год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень 42Третьяковская галерея. Дмитрий Степанович Бортнянский.
большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения Российский композитор и дирижёр. Один из первых основателей
вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к классической российской музыкальной традиции. Создатель
произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий
сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Выдающийся
21Третьяковская галерея. Крамской Иван Николаевич. Крамской мастер хоровой духовной музыки. Автор опер «Сокол» (1786),
Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787), фортепианных сонат,
исторической и портретной живописи. «О, как я люблю живопись! камерных ансамблей. Звуками его произведений наполнялись храмы и
Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя хоть столько, аристократические салоны, его сочинения звучали и по случаю
сколько доступно моим способностям… Без живописи внутренняя моя государственных праздников. До сих пор Дмитрий Бортнянский
жизнь не может существовать. Живопись! В разговоре о ней я считается одним из самых славных русских композиторов, гордостью
воспламеняюсь до последней степени. Она исключительно занимает в и славой русской культуры, которого знают не только на родине,
это время все мое внутреннее существо - все мои умственные но и во всем мире. В италии он написал три оперы на
способности, одним словом, всего меня...». Эта страстность, мифологические сюжеты - «Креонт», «Алкид», «Квинт Фабий», а
отразившаяся в «Современных записках И.Крамского», выковала из также сонаты, кантаты, церковные произведения. Михаил Бельский.
малообразованного самоучки человека, ставшего олицетворением Портрет композитора Д. С. Бортнянского. 1788 г. После
целого поколения русских художников. Именно такой герой возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и
предстает перед зрителями в автопортрете 1867 года - собранный, директором Придворной певческой капеллы в Петербурге. В конце
сосредоточенный, готовый вступить на арену русской истории жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он
интеллигент-разночинец. Худое лицо аскета, рыжеватая бородка, написал гимн «Певец в стане русских воинов» на слова Жуковского,
длинные - почти до плеч - чуть взъерошенные волосы, небольшие, посвященный событиям войны 1812 года. В последние годы жизни
очень внимательные глаза, пронизывающие вас до самых глубин Бортнянский работал над подготовкой к изданию полного собрания
души. В грубоватых чертах лица - одухотворенность, но нет и своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но
малейшего следа претензии на «артистизм» богемного толка, порой так и не увидел его. Композитору удалось лишь издать лучшие из
проскальзывающий в фотопортретах Крамского ранней поры. Мы своих хоровых концертов, написанных в молодости, как «Духовные
видим, какую огромную работу над собой проделал Крамской - концерты на четыре голоса, сочиненные и вновь исправленные
художник и человек - менее чем за десятилетие. Как многие Дмитрием Бортнянским». Ты гимны дивные писал И, созерцая мир
разночинцы, он «выбился в люди» без чьей бы то ни было блаженный, Его нам в звуках начертал... Агафангел. Памяти
поддержки, собственным трудом. Иван Крамской. Автопортрет. 1867. Бортнянского.
22Третьяковская галерея. Крамской Иван Николаевич. В обширном 43Третьяковская галерея. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В
ряду портретов Толстого, выполненных многими художниками, конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное
портрет работы И. Крамского - один из лучших. Портрет выполнен в оркестровое сочинение-Скерцо fis-moll. Первая симфония
спокойной темноватой живописной гамме. Толстой в своей Шостаковича послужила его дипломной работой. На международном
просторной серовато-синей рубахе-блузе сидит на просторном конкурсе пианистов его игра не произвела впечатления. Однако
стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно собственное произведение Шостаковича, включенное в программу,
проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного понравилось судье Вальтеру. По его просьбе композитор сыграл
– выразительной головы Толстого с "мужицкими" чертами Первую симфонию. После успеха, она была исполнена в Берлине. Так
его типично русского лица и умными, проницательными глазами. в биографии Шостаковича была заслужена первая популярность.
Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Вторая, Третья, Четвертая симфонии, опера «Леди Макбет Мценского
Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и уезда» значительно отличались между собой. Пятая симфония особо
жизни. Личность Толстого увлекла Крамского своей понравилась советской власти. Шестая симфония Шостаковича была
целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом написана в 1939 году. В следующем году автор начинает работу над
и простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" - Седьмой симфонией. Для Шостаковича блокадная симфония (седьмая,
говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался написанная в блокадном Ленинграде) имела особое значение.
беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал Прозвучав в 1942 году, она призвана была разбавить военную
и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, жизнь, привнести в нее патриотичности, гордости за страну,
несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова желания бороться. В 1945 году, после завершения войны,
в романе "Анна Каренина", над которым в ту пору Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатирического
работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже гротеска по отношению к окружающей жизни. Творчество Шостаковича
сохраняет его облик. И.Н.Крамской. Портрет Л.Н.Толстого, 1873 г. последнего двадцатилетия его жизни неоднородно и неоднозначно. И
23Третьяковская галерея. Крамской Иван Николаевич. Рассказывая хотя несколько конъюнктурный характер носят созданная в 1957
историю создания портрета, М. И. Семевский, издатель журнала симфония № 11 «1905 год», симфония № 12 «1917 год», посвященная
"Русская Старина", близко знакомый с Крамским, писал: памяти Ленина, симфоническая поэма «Октябрь», цикл хоровых
"Пересмотрев и сличив между собой все гравированные баллад «Верность», все же и в этих произведениях Шостаковичу
портреты Грибоедова, Крамской принужден был остановиться на удавалось оставаться Шостаковичем. Иосиф Серебряный. Портрет
литографированном портрете, приложенном к изданному Е. композитора Д. Д. Шостаковича. 1964 г. Советский композитор,
Серчевским "Собранию сочинений Грибоедова" и снятом с пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР
акварели, рисованной по памяти артистом П. А. Каратыгиным. (1954), Герой социалистического труда (1966). Лауреат пяти
Сличив с этой литографией еще миниатюрный портрет на слоновой Сталинских премий и одной Государственной премии СССР. Первые
кости, снятый П. А. Каратыгиным с Грибоедова, художник на уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии
основании этих данных превосходно исполненным произведением нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в
постарался разрешить задачу трудную – написать первый частной музыкальной школе фортепианного педагога И. А. Гляссера.
действительно схожий портрет автора "Горя от ума". Среди первых сочинений Шостаковича - траурный марш памяти
Руководствуясь изустным рассказом П. А. Каратыгина о наружности руководителей партии кадетов, А. И. Шингарёва и Ф. Ф. Кокошкина,
Грибоедова, Крамской писал как бы "под диктовку" и убитых в январе 1918 года матросами и солдатами.
воскресил талантливою кистью наружность славного писателя. Желая 44Третьяковская галерея. Чайковский Петр Ильич. Петр Ильич
проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить Чайковский (7.5.1840, Воткинск Вятской губернии - 6.11.1893,
сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет еще Петербург) - российский композитор, дирижер, педагог,
на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Грибоедова, и все музыкальный деятель. В Третьяковской галерее есть портрет
они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и Чайковского работы художника Кузнецова Н.Д., запечатлевший черты
грации, которым дышали черты Грибоедова". Портрет А.С . пятидесятилетнего композитора. Высокий, выпуклый лоб обрамлен
Грибоедова. 1873 г. белыми, как снег, волосами. Из-под задумчиво сдвинутых бровей
24Третьяковская галерея. Крамской Иван Николаевич. Николай глаза смотрят как-то особенно нежно и внимательно, мечтательно и
Алексеевич Некрасов был тяжело болен и уже не вставал с постели. пытливо. Это взгляд человека, достигшего таких вершин, откуда
Он понимал, что болезнь его смертельна, торопился завершить можно сразу охватить минувшее и будущее, безотрадную пустыню и
начатое, писал свои «Последние песни» Работать Крамской мог буйно цветущую жизнь, героические деяния и смятенное
только урывками по десять-пятнадцать минут в день. Сначала он отступление, титанический взлет фантазии и мелочи
решил писать его в постели, но через неделю сообщил Третьякову: действительности, с жаром изученные, точно подмеченные и ревниво
«Когда я начал портрет, то убедился сейчас же, что так сделать сохраненные памятью. Кисть Кузнецова выдает и другие черты
его, как я полагал, на подушках, нельзя, да и все окружающие характера композитора: полуседая борода скрывает по-детски
восстали, говорят - это немыслимо, к нему нейдет, что Некрасова полный, трогательный рот. Рот много страдавшего взрослого
даже в халате себе представить нельзя, и поэтому я ограничился ребенка, который предпочитает словам молчание, а если непременно
одною головой, даже без рук...» Месяца через полтора портрет был надо говорить, то вполголоса, не любит приказывать, а только
готов, и, как всегда у Крамского, написан он был с поразительным просит. И как бы в противовес этим тонко обрисованным чертам,
сходством. Но в глубине души Крамской был разочарован: не таким Чайковский, на этом же портрете Кузнецова, опирается ладонью о
увидел он Некрасова, когда в первый раз вошел в его комнату. Он стол с такой силой, что все его тело наклонилось вперед в позе,
чувствовал, что не удалось ему уловить ту высокую человечность, полной внутренней энергии. Кузнецов Николай Дмитриевич Портрет
ту духовную силу и красоту поэта, которые так его поразили. П.И. Чайковского. 1893 г. Из века в век, из поколения в
Портрет Николая Алексеевича Некрасова. 1877 г. Он решил писать поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной
второй портрет так, как сложился он у него в первые минуты музыке, и в этом ее бессмертие. Д. Шостакович.
встречи. Некрасов сидит на постели, слегка откинувшись на 45Третьяковская галерея. Чайковский Петр Ильич. Творчество
подушки. Лицо измученное, строгое, скорбное. В руке листок Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых
бумаги, листы бумаги и на полу; рядом столик с лекарствами, на ведущее место занимают самые масштабные - опера и симфония. В
стене портрет Добролюбова... На портрете Некрасова авторская них нашла наиболее полное отражение художественная концепция
дата: 3 марта 1877 года - день, в который поэт продиктовал композитора, в центре которой — глубинные процессы внутреннего
сестре стихотворение «Баюшки-баю»: Борюсь с мучительным недугом, мира человека, сложные движения души, раскрывающиеся в острых и
Борюсь - до скрежета зубов... О муза! ты была мне другом, Приди напряженных драматических столкновениях. Однако и в этих жанрах
на мой последний зов! Могучей силой вдохновенья Страданья тела всегда слышна главная интонация музыки Чайковского - певучая,
победи, Любви, негодованья, мщенья Зажги огонь в моей груди! лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого
25Третьяковская галерея. Орест Адамович Кипренский. Кто шагнул чувства и находящая столь же непосредственный отклик у
совсем юным в искусство России на пороге XIX века и буквально в слушателя. С другой стороны, и остальные жанры - от романса или
десятилетие создал полотна, сразу показавшие Европе, что в фортепианной миниатюры до балета, инструментального концерта или
Петербурге появился талант силы необычайной? Это был Орест камерного ансамбля - могут быть наделены теми же качествами
Кипренский, первый из наших соотечественников, чей автопортрет симфонической масштабности, сложного драматического развития и
вошел в коллекцию знаменитой флорентийской галереи Уффици и глубокой лирической проникновенности. Чайковский работал и в
потряс итальянских коллег мощной светоносной живописью, области хоровой (в т. ч. духовной) музыки, писал вокальные
настолько неожиданной и непривычной для той эпохи, что маститые ансамбли, музыку к драматическим спектаклям. Традиции
мастера приняли однажды его картину за работу Питера Пауля Чайковского в различных жанрах нашли свое продолжение в
Рубенса. Кипренский словно шутя одолел вершины портретного творчестве С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А.
мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и Скрябина, советских композиторов. Музыка Чайковского, еще при
открыл своими холстами путь в европейское искусство. Василий его жизни получившая признание, ставшая, по словам Б. Асафьева,
Андреевич Жуковский (1783—1852) - поэт и переводчик, основатель «жизненной необходимостью» для людей, запечатлела огромную эпоху
романтического течения в русской поэзии, самый популярный поэт русской жизни и культуры XIX в., вышла за их пределы и стала
России 1800—1820 годов. Его основанные на немецких фольклорных достоянием всего человечества. Ее содержание универсально: оно
стихотворениях баллады «Людмила» и «Светлана» вызвали моду на охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства,
этот жанр. Портрет В.Жуковского во многом выражает собой окружающего быта, в нем обобщаются и по-новому раскрываются
стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания образы русской и мировой литературы - Пушкина и Гоголя, Шекспира
вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Музыка
творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры -
через энергичное сопоставление света и тени. Мечтательное лицо любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к
молодого поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и
тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, -
темнеют развалины замка. Живопись тонкослойная, с небольшим обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф.
количеством белил в светах. Красочный слой имеет разновременные Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается
тонировки. Портрет В.А. Жуковского. 1816. мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей,
26Третьяковская галерея. Орест Адамович Кипренский. У любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого
Кипренского был счастливый дар портретировать выдающихся русского композитора стал Международный конкурс его имени,
представителей русского общества в наиболее значительные минуты привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.
их жизни. И этот дар не изменил ему здесь. Он создал живописный 46ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в школе при Посольстве России в
портрет-памятник великого поэта. Полотно Кипренского стало самым Сербии. Творчеству учитесь у творцов! Копии с картин,
известным из всех изображений Пушкина. Портрет Александра размещенных в Третьяковской галерее, выполнены учащимися школы
Сергеевича Пушкина. 1827 г. Перед нами статичное изображение при Посольстве России в Сербии. Автопортрет на фоне окна, с
поэта, одетого в модный сюртук, изображение, приближенное к видом на Кремль. Тропинин В.А. В. Попович 8 кл. 2012 г. Портрет
зрителю и, казалось бы, камерное по своему характеру. Но взгляд Н.М.Карамзинa Белков Г. 3 кл. 2012 г. А.С. Пушкин Тропинин В.А.
Пушкина, устремленный вдаль, покоряющая духовная сила, исходящая Тимофеева Д. 5 кл. 2012 г. А.С. Пушкин О.А. Кипренский Белков Г.
от него, подчеркивают небудничный, вдохновенный облик поэта. 3 кл. 2012 г. Генерал А.И. Горчаков. Тропинин В.А. Автопортрет
Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на В.А.Серов. Сьеничич В. 5 кл. 2012 г.
плечи, - всё это характерные признаки романтического героя, 47Спасибо за просмотр! Школа при Посольстве России в Сербии.
отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Над проектом работали учащиеся: №. Фамилия, имя. Класс. 1.
Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и Попович Василия. 8. 2. Пичугин Василий. 10. 3. Козлов Илья. 10.
сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему 4. Пономарев Виталий. 11. Руководители: Ф.И.О. учителя.
голосу: «...минута - и стихи свободно потекут». Пушкин показан в Должность. Михайлова Марина Алексеевна. Учитель истории. Вранич
самый счастливый, светлый момент - момент творчества. Таким себя Светлана Владимировна. Учитель ИЗО. Сметанкина Ольга Николаевна.
Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол Учитель русского языка. Андреева Еена Витальевна. Учитель
поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), русского языка. Кичигина Наталья Олеговна. Зам. дир. по ВР,
который открылся проницательному художнику. Именно это особенно учитель музыки.
понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё
«Портреты Третьяковской галереи» | Портреты Третьяковской галереи.pptx
http://900igr.net/kartinki/izo/Portrety-Tretjakovskoj-galerei/Portrety-Tretjakovskoj-galerei.html
cсылка на страницу

Русский портрет

другие презентации о русском портрете

«Портреты Третьяковской галереи» - Николай Андреевич Римский-Корсаков. Портрет, показывающий нам довольно необычного Крылова. Портрет писателя Н. В. Кукольника. Василий Тропинин. Бларамберг Павел Иванович. Творчество Чайковского. Чайковский. У Кипренского был счастливый дар портретировать. Их рук божественных созданья со стен века на нас глядят.

«Русская портретная живопись» - Парсуна XVII век. Конец XIX века – начало XX века. Вторая половина XX века – начало XXI века. Особенности развития русской портретной живописи. Конец XVII века. Содержание. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.

«Портреты России» - Екатерина изображена в храме Фемиды. Смолянки. Боровиковский. Рокотов Федор Степанович. Портрет Екатерины II. Портрет неизвестного в треуголке. Портрет. Нимфы. Камерный портрет. Особое место в творчестве. Феодосия Ржевская. Венера и Амур. Екатерина Молчанова. Портрете А.Ф.Кокоринова. Портрет "М.И.Лопухиной".

«Портреты Чехова» - Фотопортрет, сделанный С.Линденом. И.Левитан (1860-1900). Портрет выполнен И.Левитаном. О.Книппер (1868-1959). Автопортрет. Портрет, выполненный братом писателя, Николаем Чеховым. А.П.Чехов. Портрет работы И.Э.Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве. А.П.Чехов (1860-1904). Ольга Книппер – жена писателя.

«Портреты Пушкиной» - Последний портрет Наталии Николаевны. Как же выглядела Наталия Николаевна, урожденная Гончарова, в замужестве Пушкина? Рисунок пером и чернилами на рукописи «Медного всадника». Художнику удалось запечатлеть на бумаге особенность натуры Наталии Николаевны. Рисунок на рукописи. Сохранилось много словесных описаний внешности Наталии Николаевны и ее художественных портретов.

«Портрет Грозного» - Н.В. Неврев «Опричники». Миниатюра из царского «Титулярника», 1672 год. Жалоба Кирибеевича. Глава 2. Алёна Дмитриевна говорит мужу о надругательстве Кирибеевича. Портрет Алёны Дмитриевны. Глава 1. Пир Ивана Грозного. Главная проблема «Песни…» – проблема долга и чести. Алёна Дмитриевна и Степан Парамонович.

Урок

Изо

31 тема
Картинки
Презентация: Портреты Третьяковской галереи | Тема: Русский портрет | Урок: Изо | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по изо > Русский портрет > Портреты Третьяковской галереи.pptx