900igr.net > Презентации по литературе > Писатели > Казахская литература.ppt
РЕКЛАМА
<<  Татарские писатели
Все презентации
Литература казахская  >>
Казахская литература
Казахская литература
Казахская литература
Казахская литература
Костанайский строительный колледж
Костанайский строительный колледж
Костанайский строительный колледж
Костанайский строительный колледж
Содержание
Содержание
Введение
Введение
Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше»
Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше»
Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше»
Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше»
Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут)
Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут)
Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут)
Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут)
МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог,
МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог,
МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог,
МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог,
Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг
Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг
Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг
Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг
Аль-Фараби уже в средние века выступил страстным защитником
Аль-Фараби уже в средние века выступил страстным защитником
Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из
Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из
Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из
Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из
Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465
Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465
Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465
Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый
Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский
Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский
Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский
Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский
Бухар жырау
Бухар жырау
Бухар жырау
Бухар жырау
Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель
Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель
Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель
Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель
Если соберешься жениться - не зарься на красивую, зарься на умную
Если соберешься жениться - не зарься на красивую, зарься на умную
- Если он действительно Толе би, то разговор исчерпан
- Если он действительно Толе би, то разговор исчерпан
Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого,
Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого,
Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого,
Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого,
Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно
Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно
Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно
Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Знаменитые деятели среднего жуза
Земля казахов XVIIIвеке
Земля казахов XVIIIвеке
Земля казахов XVIIIвеке
Земля казахов XVIIIвеке
Картинки из презентации «Казахская литература» к уроку литературы на тему «Писатели»

Автор: 120-0. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Казахская литература.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2065 КБ.

Скачать презентацию
РЕКЛАМА


Казахская литература

содержание презентации «Казахская литература.ppt»
Слайд Текст Слайд Текст
1Казахская литература. Первые писатели казахскоЙ литературы. 10632 году, умирая, пророк обратился к народу с призывом найти
Автор. преемника, способного принять у него символ ислама – аманат.
2Костанайский строительный колледж. Казахская литература. Говорят, откликнулся Арстан-баба из рода шейхов, ведущий свою
Хасенов Данияр БаЙболович. Костанай, 2008г. родословную от Хазрета Али, зятя и сподвижника самого Мухаммеда.
3Содержание. Введение Первая поэма человечества Книга отца 11Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465. Имя
нашего Коркута Махмут кашгари Абу Наср аль-фараби Ахмет Яссави Асана Кайгы широко известно в казахской степи. Рассказы об Асане
Асан Каигы Мухамед Хайдар Дулати Кадыргали Жалаири Бухар Жырау широко бытуют в народе, ему приписываются многочисленные
Толе Алибекулы Казыбек Би Аитике Би Знаменитые деятели среднего афоризмы, крылатые слова и выражения. Имя его приобрело ореол
жуза Земля казахов. легендарности, он даже стал героем некоторых народных эпических
4Введение. Казахская литература формировалась в течение поэм. Древние легенды покрыли туманом исторический образ Асана.
длительного времени. Ее традиции восходят к далекому Мало достоверного знаем мы о его жизни. Как утверждают казахские
историческому прошлому – общему для развития многих литератур шежире, отца Асана звали Саятшы Сабит (Сабит-Сокольничий).
мира, в частности, к прототюркской и тюркской литературам. Казахский историк Курмангали Халит-улы, автор замечательной
Очагами цивилизации в древнем мире были долины крупнейших рек: книги «Тауарих хамса» (Казань, 1911), пишет, что Асан Кайгы —
Нила, Инда, Тигра и Ефрата. Здесь, последовательно сменяя друг прямой потомок в шестом поколении современника Чингиз-хана
друга, возникали и развивались древние государства Шумер, Аккад, знаменитого бия Майкы, про. которого сложена казахская поговорка
Персия и др. Не менее важным по вкладу в мировую культуру и «У всех слов один корень, отец этого корня — бий Майкы». По
литературу очагом цивилизации была так называемая Великая степь утверждению Курмангали Халит-улы, некоторые годы своей жизни
кочевых народов. В Великой степи тоже одни народы сменяли Асан Кайгы был в числе влиятельных его сановников сначала в
другие: уходили с исторической арены скифы (саки), появлялись Сарае, потом в Казани. По-видимому, накануне образования
сарматы, савроматы, затем гунны. Долины рек Орхона и Енисея, казахского ханства Асан появляется при дворе хана Джанибека.
Иртыша и Урала, Днепра и Дуная становились центрами архаических Неизвестна точная дата и место смерти Асана Кайгы. Согласно
государственно-племенных объединений. В древнюю эпоху жизнь этих одному преданию, он умер в Жидели Байсыне, на территории
кочевых народов и государств отражалась в первую очередь в современного Узбекистана. Другие предания говорят, что он
письменных памятниках соседних народов Междуречья, Древней похоронен на вершине горы Улутау. Чокан Валиханов писал, что
Греции, Древнего Китая. Литературными памятниками этих древних могила Асана находится в районе Иссык-Куля. Неизвестно, и
государств и народов являются эпос шумеров «Сказание о сколько лёт он прожил. В народных легендах это многое видевший
Гильгамеше», созданный, как предполагают ученые, в XYI веке до старец. В одной легенде ему 95 лет, а в другой уже 120 лет. Не
н. э., священная книга древних иранцев «Авеста» (1 тыс. до н. секрет, что в народных преданиях каждый мудрец изображается
э.), труды греческого историка Геродота, донесшего до нас аксакалом в глубокой старости, поэтому нельзя считать эти данные
сведения о философе из Скифии Анахарсисе, о массагетской царице точными. Но, видимо, Асан действительно прожил долгую жизнь. Еще
Томирис и т. д. VIII-I века до н.э. и первые пять веков н. э. до появления на берегах Чу вместе с ханом Джанибеком и Кереем,
Принято считать прототюркским периодом казахской литературы. когда Асан находился в свите Улуг Мухамеда, он был уже почтенным
Собственно тюркская литература возникла в VI-VIII веках н.э. старцем, аксакалом. Отсюда можно считать, что Асан Кайгы жил в
Дошедшие до нас литературные памятники этой и более поздней эпох пределах XV века.
отражают жизнь , быт, обычаи, традиции, культуру, миропонимание, 12Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати,
религию, фольклор предков современных казахов и других тюркских ученый стоявший у истоков казахской историографии, выдающийся
народов. С этого времени и вплоть до XIV века литературные писатель, поэт, родился в 1499 году в семье, принадлежащей к
памятники, созданные народами, населявшими громадные древнейшему казахскому роду Дулат. Мать будущего ученого и поэта
пространства Великой степи, носят общетюркский характер, их была дочерью моголистанского правителя Юнус-хана и родной
просто невозможно отнести к тому или иному тюркскому народу. сестрой матери знаменитого Бабура. Когда Хайдару Дулати
Написанные на арабском, латинском, согдийском, древнетюркском, исполнилось девять лет, в результате долгой междоусобной. вражды
китайском, фарси и других языках, они являются памятниками был убит его отец. Спасенный доверенным человеком отца, мальчик
тюркской и одной из наследниц – казахской литературы по оказался в Кабуле, где правил Бабур. Бабур окружил Хайдара
географическому, этническому, культурному, историческому теплом и заботой, дал ему прекрасное образование, которое Дулати
признакам. Со временем стали формироваться отдельные тюркские продолжил при дворе своего дяди султана Саидхана. Когда в 1514
этносы, в том числе и казахский. В XIV веке образовалась году султан Саидхан стал правителем Кашгарии, Хайдар практически
Казахская орда – первое казахское государство. С этого времени сразу же занял важные придворные и военные должности. После
начинается собственно казахская литература, у истоков которой смерти Саидхана на престол вступил его сын Абдаррашид, который
стояли Асан Кайгы и Казтуган жырау. устраивал гонения на членов рода Дулат. Попал в опалу и Хайдар
5Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше». Одним из Дулати, поэтому он был вынужден покинуть страну и бежать в
первых художественных письменных произведений является «Поэма о Индию. В 1540 году Дулати оказался в Кашмире у одного из сыновей
Гильгамеше». Это эпос шумеров, созданный в XXVI веке до н.э. Бабура. Здесь он служил при дворе Великих Моголов, был
Шумерский эпос о Гильгамеше был унаследован аккадскими участником многих походов, войн, а в 1541 году, не без помощи
государствами Вавилоном и Ассирией. В поэме два героя: Гильгамеш Бабуридов, Дулати завоевал Кашмир и до1551 года оставался его
- царь города Урука и Энкиду – степняк, богатырь, сотворенный правителем. Он погиб в Кашмире во время восстания местного
богами для соперничества с Гильгамешем. В эпических текстах населения. Это произошло в 1551 году. Муххамед Хайдар Дулати был
Гильгамеш – сын урукского правителя Люгальбанды и богини Нинсун. всесторонне образованным человеком и остался в памяти народа как
Энкиду – (тюрк. «энкейды»-поклоняющийся) первый в истории великий ученый, писатель, поэт, государственный деятель и
мировой культуры образ-персонаж прототюрка, жителя Великой военачальник. Ценные материалы и важные сведения содержатся в
степи. До нас дошли пять шумерских поэм об урукском правителе: его произведениях «Тарих-и-Рашиди» и «Джан-наме». Сочинения
«Гильгамеш и Агга» - о борьбе Гильгамеша с Аггой, правителем Дулати «История Рашида» - одно из самых значительных
шумерских городов. «Гильгамеш и гора бессмертия» - о походе исторических и литературных памятников средневековья, содержащих
молодых воинов во главе с Гильгамешем за кедрами, чтобы добыть сведения по истории, литературе, культуре народов Центральной
себе славное имя, о борьбе героя и его войска с хранителем Азии.
кедров. чудовищем Хувавой (Хумбабой). «Гильгамеш и небесный бык» 13Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири –
- о победе над чудовищным небесным быком. «Гильгамеш, Энкиду и казахский бии из рода жалаир (название рода служит и фамилией,
подземный мир» о том, как Гильгамеш убивает исполинскую птицу указывающей на родовую принадлежность). Он был наставником и
Анзуду и змею, поселившихся на волшебном дереве хулуппу в саду советником казахского султана Ураз-Мухаммеда, племянника хана
богини плодородия, покровительницы Урука Инанны. Из корней этого Тевеккеля. В 1587 году, во время ястребиной охоты на берегу
дерева Гильгамеш делает «пукку» и «микку» (по предположению Иртыша, вместе с султаном Ураз-Мухаммедом он был взят в плен
ученых, барабан и барабанные палочки),которые чуть позже русским воеводой Данилой Чулковым и отправлен в Москву. Здесь
провалились в подземный мир. Энкиду – в шумерских сказаниях Кадыргали Жалаири долгое время находился на положении почетного
является слугой Гильгамеша- берется вызволить пропавшие вещи из пленника и написал свое историческое сочинение «Джами –ат-
подземного мира. «Гильгамеш в подземном мире». Существует три Таварих» (Сборник летописей). В сборнике приводятся сведения о
версии аккадской поэмы о Гильгамеше. Наиболее полной из них родовых, племенных, патриархально-феодальных- отношениях в
является поэма «Сказание о Гильгамеше», автором которой считают казахском обществе, дается генеалогия казахских ханов и
урукского заклинателя Синликеуннинни. Она изложена в двенадцати султанов, описывается их общественная и политическая
песнях на глиняных «таблицах». Последняя песня представляет деятельность, указывается казахских племен, приводятся сведения
собой дословный перевод шумерской поэмы «Гильгамеш, Энкиду и о знаменитых биях. Есть данные и о Чингизхане и о династии.
подземный мир». Кроме того, он писал о русском царе Борисе Годунове и его
6Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут). «Книга племяннике – казахском султане Уразе – Мухаммеде. «Обширной
отца нашего Коркута» — литературный, эпический памятник тюркских земли христианской белый царь Борис Федорович, - писал
народов, отразивший его историю, быт, обычаи, образ мыслей и Кадыргали, - имеет в своем окружении шесть ханов, своим народом
характеры. Сказания Коркута складывались в VII—VIII веках в правит справедливо, заботится о сиротах, да бедным помогает
среде огуз-кыпчакских племен, живших на берегу Сырдарьи. известный всем славный хан».
Передаваясь от поколения к поколению в течение столетий, они и 14Бухар жырау (1668? – 1781) Бухар жырау Калкаманулы родился
по сей день не потеряли своего литературного, исторического, на территории нынешнего Баян-Аульского района Павлодарской
этнографического значения. Прежде всего интересна сама личность области, у подножья горы Далба. Отец поэта Калкаман-батыр, по.
Коркута. Сведения, основанные на исторических фактах и всей видимости, не был знатен и прославился исключительно
«преданиях старины глубокой», гласят, что Коркут, живший в VIII благодаря своей личной храбрости. Конкретных сведений о том, где
веке около Сырдарьи, был легендарной личностью. Он был учился поэт, какую жизненную школу он прошел, почти не имеется.
полководцем, известным сказителем, талантливым музыкантом и Известно только то, что выдвинулся из своей среды очень рано и
мудрым наставником. Благодаря своему происхождению (мать — из уже при хане Тауке (ум. В 1718) стал одним из влиятельных биев
племени кыпчаков, отец — огуз), Коркут принадлежит как кыпчакам, из его окружении. Однако ни с кем из последующих ханов и
так и огузам. Исторические материалы также свидетельствуют о султанов Бухар, так и не смог найти общего языка. Дальнейшая
том, что долгое время мудрый старец был государственным жизнь поэта прошла в лишениях. Судя по его собственным
деятелем, советником при трех правителях. О том, что он был произведениям и сведениям, собранным его первым биографом
непревзойденным музыкантом, свидетельствуют сохранившиеся в Машхур-Жусупом Копеевым, Бухар не имел даже самого необходимого
народной памяти музыкальные произведения Коркута «Кюй Коркута», для степняка скота. Он прожил уже шестьдесят лет тяжелой и
«Мелодия Коркута» и другие. Известные казахские акыны, певцы полной лишений жизни, когда среди правителей казахской степи
считали Коркута своим учителем. Согласно народным преданиям, выдвинулся султан Аблай. Энергичный молодой султан приблизил к
Коркут искал для своего народа землю обетованную, жил долго и, себе знаменитого поэта. С этого времени Бухар был признан не
хотя пришел к печальному заключению о том, что все имеет свой только как великий жырау, но и стал советником Аблая, главным
конец и обрел он бессмертие в музыке, мелодиях кобыза. И мечты идеологом Казахского ханства того времени. Время правления хана
его сбылись. Бессмертие обрели его творения: кюй, Аблая – это борьба против жунгарских захватчиков, попытка
слова-назидания, сказания, пережившие I тысячелетие и снискавшие достичь единства казахских жузов, желание и необходимость найти
всемирную славу. До нашего времени дошли только два варианта взаимопонимание с великими соседями: Россией и Китаем, Бухарским
рукописи «Книга отца нашего Коркута». Один из них хранится в и Хивинским ханствами – и в тоже время межродовые распри,
Дрезденской городской библиотеке, надпись на ее титуле гласит: угнетение народа и произвол. В своих произведениях Бухар
«Книга отца нашего Коркута» на языке племени огузов». призывал к единству, мирной жизни, проповедовал любовь к родной
Дрезденская рукопись включает 12 сказаний — огуз-наме. Коныр – земле, народу. Большую часть творчества поэт посвящал хану
музыка Коркута. Аблаю. Он воспевает действия правителя в борьбе с врагами, пишет
7МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — о нем как о прогрессивном общественном деятеле: Бiлгенге маржан.
великий филолог, автор «Диван лугат ат-турк» — первого толкового 15Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и
словаря на тюркском языке, известный путешественник. «Диван государственный деятель Толе Алибекулы был выходцем из Старшего
лугат ат-турк» является не только толковым словарем, но и жуза и во времена жунгарского нашествия, прозванного
подлинной энциклопедией народной жизни тюрков того периода. В "Годиной великих бедствий", когда над казахским
качестве иллюстраций для пояснения значения слов автор умело народом нависла смертельная опасность, стал организатором борьбы
использовал стихи, и песни, сказки и легенды, пословицы и с жунгарами, сплотившим не только Старший, но и все три жуза. В
поговорки. О Махмуде Кашгари сохранилось мало достоверных 1663 г. на берегу реки Чу родился Толе - младший сын Алибека.
сведений. Известно, что родился он в одном из культурных центров Толе рос среди многочисленной аульной детворы, учился у муллы
средневековья, в городе Баласагун. Он принадлежал к высшим Абушакира, довольно образованного мусульманина из Бухары. В
кругам караханидской знати.Отец Махмуда был эмиром, правителем детстве Толе был любознательным, понятливым мальчиком,
города, ко вре мени рождения сына переселился в Кашгар, отсюда внимательно слушал наставления опытных ораторов. Источником его
происхождение фамилии ученого. Будущий ученый основы знаний образования был фольклор. Рано возмужав, стал участвовать в
получил в Баласагуне и Кашгаре, затем продолжил обучение в делах сородичей, давать советы и выносить решения. Старые,
Самарканде, Бухаре, Нишапуре, Мерве и Багдаде. В годы учебы он опытные бии не сразу уступили ему дорогу, но вскоре его имя
особенно интересовался арабской философией, арабской и стало популярным. Кроме людей из рода Жаныс к нему стали
персидским языками, восточной поэзией. В течение длительного обращаться с жалобами казахи из племен дулат, ботбай, шымыр,
периода Махмуд Кашгари изучал язык, фольклор, этнографию сикым. К двадцати годам он уже стал известен всему роду дулат.
тюркских племен, их историю и обычаи. С этой целью он Толе известен своими мудрыми решениями спорных вопросов и как
путешествовал, объездил огромную территорию от Кашгара, непревзойденный оратор. По преданию, Толе был наставником многих
Семиречья, Хорезма, Мавераннахра, Древнего Рима, где проживали известных батыров, биев и даже ханов. Знаменитый батыр и оратор
тюркские племена и собрал ценнейший материал, который обобщил в Кошкарулы Жанибек, приехав к Толе би за советом, сказал: "Я
своем главном труде. Вот что об этом пишет сам Кашгари: «Хотя я собрал меткие ружья, быстрокрылых ловчих, хватких борзых, смелых
происхожу из тюрок, которые говорят на самом чистом языке, жигитов, резвых скакунов. Стать ли мне воином и совершать
...которые по происхождению и роду своему занимают самое первое подвиги или, поучившись у наставника, быть бием? "Не гони
место..., я пядь за пядью исходил все степи тюрок. Я полностью вола на гору - устанешь. Не обращая внимания на невежду -
запечатлел в уме всю живую рифмованную речь тюрок, туркмен, намаешься. Не ври другу - потеряешь к себе доверие, не говори
огузов, чигилей, ягма, кыргызов... И вот эту книгу — после столь тайну своему врагу - он погубит тебя. Не пускай кобыле жеребца
долгого изучения и поисков — я написал самым изящным образом, простой породы, любуясь косматой его гривой: не родится конь, на
самым ясным языком...» «Словарь тюркских наречий» — общее котором ты смог бы пойти в поход. Не хватай за ворот хорошего
духовное наследие всех тюркоязычных народов. В этом словаре из человека из-за дурного, но близкого тебе, ибо сузится круг твоих
всего многообразия лексики отобраны 6000 слов, понятные для всех друзей. Если нужно оружие - бери ружье, пойдешь пешком - посох,
тюрков. Вошедшие в словарь слова, пословицы, стихи дают полное проголодаешься - пищу. Если будешь охотиться с собаками и
представление об образовании новых слов, о правилах ловчими, станешь крикуном.
синтаксической сочетаемости. 16Если соберешься жениться - не зарься на красивую, зарься на
8Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг.) Абу Наср Мухаммед ибн умную. Соберешь вокруг себя хвастунов - опозорят. Строптивый
Тархан ибн Узлач аль-Фараби ат-Турки – величайший ученый, конь летом свалит с кручи, зимой - в сугроб. Конец простуды -
философ, математик, астроном, музыкант и врач, широко известный болезнь в легких, конец тумана -жут, только труд приведет к
на мусульманском Востоке как «Второй Учитель» (после благоденствию. Народу принесет счастье не бай, а би. Если
Аристотеля). Будущий Великий ученый родился в городе Фараб на выпадет снег по пояс, трудно будет атану и нару (верблюду). Если
Сырдарье, в семье одного из тюркских племен, которое враг нападет на страну, трудно будет батырам и биям. Чем сидеть
впоследствии вошло в этнический состав казахского народа. Он зря, занимайся полезным трудом. Без дела нет
происходил из. семьи знатного тюркского военачальника, что пропитания...". В этом завещании Толе в поэтической форме
явствует из термина «тархан», употребляемого в этом значении в перечислены правила поведения и даны советы жигитам, а также
памятнике Кюльтегину. Известно, что город Фараб позже стал определены нравственные принципы человека. Некий жадигер
называться Отраром, развалины которого сейчас находятся в Кулназар из Среднего жуза был убит жигитами Старшего жуза,
Южно-Казахстанской области. «В Отраре имелась библиотека, которые не хотели платить за убитого кун (выкуп). По этому
легенда о которой говорит, что она по числу книг была второй поводу из рода жадигер к Толе би приехали четыре человека, но
после знаменитой Александрийской библиотеки». Отрар X—XII вв. тот не захотел вести с ними переговоры. Выслушав жалобу одного
был крупнейшим экономическим и культурным центром на юге истца, он вытянул правую руку, послушав второго - вытянул левую
Казахстана. Не случайно, что из этого города вышли знаменитые руку. - О боже, неужели эти двое не сумели сказать как
ученые, поэты, музыканты, носившие также имя аль-Фараби. А надо?-подумал третий и тоже стал говорить. Тогда Толе би
именно: Абу Ибрагим Искан аль-Фараби, Исмаил аль-Жаупари оттопырил верхнюю губу. Когда говорил четвертый, он оттопырил
аль-Фараби, Бурхан ад-Дип Ахмад аль-Фараби, Абу-л-Касым нижнюю губу. Все четверо так и вернулись ни с чем, не получив
аль-Фараби, Махмуд аль-Фараби, Кауам ад-Дин аль-Фараби, Маула надлежащего ответа от Толе би. Когда они рассказали об этом,
Мухаммад аль-Фараби, Бадр ад-Дин аль-Фараби, Исмаил аль-Хусайни айдаболовец Едиге би сказал: - Толе би своим поведением дал
аль-Фараби. Имя Абу Насра аль-Фараби прочно вошло в историю оценку всем четверым. Когда говорили первые двое, он вытянул обе
мировой науки и культуры. Он оставил после себя богатое научное руки, тем самым дав понять, что вы оба дубины и забияки. Он
наследие, охватывающее самые раз­личные отрасли знаний. Ученый оттопырил губы, когда говорили последние, подчеркнув, что вы оба
написал около 160 трактатов по философии, этике, эстетике, способны только распространять сплетни. Он не стал с вами
логике, лингвистике, литературоведению, музыке, математике, беседовать, так как посчитал вас неспособными решать спорные
физике, астрономии и другим наукам. Имя аль-Фараби прославили вопросы. Тогда жадигерцы послали к Толе самого Едиге. В
такие труды, как «Слово о классификации наук», «Ответы на сопровождении десяти человек он приехал в аул к Толе би. Тот
вопросы философов», «Книга букв», «О том, что должно вышел навстречу. Поздоровавшись, би сказал: - Шея моя готова для
предшествовать изучению философии», «О значении слова твоего клинка, грудь моя готова для твоего объятия,- и,
интеллект», «Отношение философии к религии» и многие другие. отвернувшись, стал удаляться. - Би, не можешь ли ты подождать?-
9Аль-Фараби уже в средние века выступил страстным защитником промолвил Едиге. Но Толе проговорил: - Ваш приказ и мои
человеческого разума. Причем его убеждения основывались на приготовления.
солидарном фундаменте осмысления проблем экономики, политики, 17- Если он действительно Толе би, то разговор исчерпан.
государственного устройства, семьи и воспитания детей. Он Завтра он отдаст нам девушку с приданым,- сказал Едиге своим
высказал в свое время смелые суждения об условиях разумного спутникам. Так и вышло. Толе выплатил своим гостям кун
управления обществом. Среди наследия аль-Фараби большое место "большой девяткой" (во главе с верблюдом) для аргынов
занимают его труды по этике. Этику он определил как науку, из шести племен и "средней девяткой" (во главе с
позволяющую отличать Добро от 3ла. Важное место в эпической конем) для тортулов из четырех племен, а также девушку с
концепции аль-Фараби занимает категория добра: «Добро является приданым и юртой. В этих легендах прославляются честность и
атрибутом сущности, и оно заключено в самой материи, в отличие справедливость Толе, его ораторские способности. В преданиях
от добра зло связано с небытием» Особый интерес для нас подчеркиваются наблюдательность Толе и реалистичность взглядов
представляют его трактаты «Об искусстве поэзии», «Трактат о на общественную жизнь. Ему принадлежат слова:, Но если бы не
канонах.в искусстве поэзии». В этих трудах аль-Фараби рост, он был бы крепче стригунка. У человека, считающегося
высказывает ценные научные мысли по теории и истории литературы, умным, Слова не лучше, чем у другого (только он умеет выражать
объясняет сущность античного стихосложения, размышляет о их лучше) Толе также считал, что общество должно не стоять на
размере, ритме, жанре, средствах художественного изображения одном месте, а находиться в постоянном движении и изменении.
стихов. Кроме того в этих трактатах дается определение таких Толе би скончался на 93 году жизни, в 1756 г., в своей осенней
понятий, как трагедия, дифирамб, комедия, ямб, драма, айнос, резиденции в урочище Акбуркан. Его останки были погребены в
диаграмма, эпос и риторика, сатира, поэма, амфигенезис, акустика соответствии с завещанием в Ташкенте, рядом с мавзолеем Шайхан
и др. естественные и божественные науки (физика, метафизика), Таура.
гражданская наука и ее подразделы, юриспруденция и догматическое 18Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель
богословие. Этот труд аль-Фараби еще в X—XII вв. был переведен прошлого, внесший большой вклад в формирование казахского языка,
на древнегреческий и латинский языки, снискал широкую развитие устной словесности. Казыбек – бий Среднего жуза был
популярность среди европейских ученых. «Слово о классификации известен в народе как Каздауысты Казыбек («Казыбек, не
наук» справедливо считали энциклопедией средневековой науки. превзойденный в слове и слоге», буквально – Казыбек с
Большой интерес для современного читателя представляет книга непревзойденным голосом). Он родился на берегах Сырдарьи в семье
«Рассуждение Второго Учителя аль-Фараби о значениях слова известного бия. Каздауысты Казыбек вошел в историю как человек,
интеллект». Ряд работ аль-Фараби посвящен творческому осмыслению сумевший добиться мира между. казахским и калмыцким народами,
трудов греческих философов: «Об общности взглядов двух философов успешно выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию,
— божественного Платона и Аристотеля», «О целях книги Аристотеля девятнадцати лет от роду в составе делегации, возглавляемой би
«Метафизика», «О трактате Великого Зенона по (высшей) науке» и Тайкельтиром, он ездил к калмыцкому хану Галдану, отличился
др. смелостью и обнаружил незаурядный дар оратора. В значительной
10Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, мере благодаря Казыбеку казахские послы вели переговоры как
выходец из тюркоязычной среды, известный мыслитель исламского равные и вернулись на родину вместе с освобожденными из
мира, один из основоположников софистической литера­туры. Ахмед калмыцкого плена людьми и скотом. В слове Каздаусты Казыбека,
Яссави родился в городе Испиджаб (Сайрам). Год рождения поэта не обращенном к калмыцкому хану, прослеживается мысль о
известен, а умер он в 1166 г. Позже он поменял место жительства, необходимости жить в мире с соседями (калмыками). Но посол не
переехав в город Яссы (Туркестан). Ахмед Яссави учился у широко выпрашивает мир, а готов с честью отстоять его:
известных в мусульманском мире шейхов: Арыстан Баба и Юсуфа 19Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его
Хамадани, получил образование в Бухаре. Затем поэт возвратился в имя бережно хранится в памяти народа. Письменных документов о
Яссы. В мусульманских странах до сих пор ходят легенды, что жизни и ораторском искусстве Айтеке Байбекулы сохранилось мало.
основатель ислама , Мухаммед, незадолго до своей кончины передал Склонность к красноречию проявилась у него с детства.
своей дочери Фатиме хурму со словами, что плод этот должен быть 20Знаменитые деятели среднего жуза.
отдан святому по имени Ахмед, который обязательно на Востоке. В 21Земля казахов XVIIIвеке.
«Литература казахского народа» | Казахская литература.ppt
http://900igr.net/kartinki/literatura/Kazakhskaja-literatura/Literatura-kazakhskogo-naroda.html
cсылка на страницу

Писатели

другие презентации о писателях

«Родина в литературе» - О, родина моя, о сладость прежних лет! Лексика темы Родина в российской литературе. В.И.Кузьмина Орешкина Анна, Гаврилова Ирина Руководитель: Заиченко Александра Ивановна. Тема Родины; лексика, несущая мотивы детства, семьи. Существительные, глаголы, прилагательные Картины запустения, чувство тоски, горести.

«Писатели - фронтовики» - Бежал из плена, организовал партизанскую группу. К.Г. Паустовский награжден медалью «За отвагу». Федор Абрамов. «На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Евгений Носов. Юрий Нагибин ушел на фронт с началом войны. После окончания войны некоторое время был комендантом немецкого городка.

«Русские писатели» - Составить тесты, вопросы на знание основных произведений и героев . Толстой прожил в Казани шесть лет. Ученика 7 В класса Скоркина Алексея. Презентация на тему А.С.Пушкин (1799-1837). Памятники А.С. Пушкину. Ива?н Серге?евич Турге?нев (1818-1883). Улицы имени Горького. Урок Литературы и ИКТ. 1868 – 1936 г.

«Калининградские писатели» - Но не только о море и друзьях-моряках пишет поэт. Пантюхов Игорь Михайлович родился в 1937 году. Родился в Архангельске. Горбачёва Наталья Николаевна. Лауреат областной профессиональной премии «Признание». Известный российский мастер прозы. В 1998 году в Москве вышел роман Куранова «Дело генерала Раевского».

«Писатели и физическая культура» - Л.Н. Толстой.1903г. В 67 лет Лев Николаевич Толстой научился ездить на велосипеде и часто объезжал на нем окрестности имения, удивляя не только приезжающих журналистов и литераторов, но и своих домашних. Выяснить, какую роль в жизни писателей XIX века играла физическая культура. Актуальность: На прогулке по аллее.

«Военная литература» - Практикум для общеобразовательных учреждений. В.В.Агеносов, Москва, «Дрофа» 2001г. Вывод: Б. Васильев “А зори здесь тихие…” Издательство “Детская литература”, Москва 1987г. Война для необстрелянных юнцов - игра. Под редакцией Ю.И. Лыссого, Мнемозина, Москва 1998г. Использование К.Д. Воробьевым в повести “Убиты под Москвой” антитезы.



Реклама
Картинки
Презентация: Казахская литература | Тема: Писатели | Урок: Литература | Вид: Картинки