Писатели Скачать
презентацию
<<  Казахская литература Автор  >>
Устное творчество и литература Казахстана второй половины XIX века
Устное творчество и литература Казахстана второй половины XIX века
Развитие устного творчества
Развитие устного творчества
Тематика, художественные формы песен-состязаний были весьма
Тематика, художественные формы песен-состязаний были весьма
Призывы к труду, знанию, осуждение лени, безынициативности, гнета и
Призывы к труду, знанию, осуждение лени, безынициативности, гнета и
Шортамбай выступал против новых порядков, утверждавшихся в Казахстане;
Шортамбай выступал против новых порядков, утверждавшихся в Казахстане;
Картинки из презентации «Литература казахская» к уроку литературы на тему «Писатели»

Автор: . Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Литература казахская.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 99 КБ.

Скачать презентацию

Литература казахская

содержание презентации «Литература казахская.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Устное творчество и литература Казахстана второй половины 4реакционным певцам, восхвалявших феодалов, ханов, народные акыны
XIX века. Школа No 1 1998 г. Тян Альберт. создавали и распространяли песни о Исатаи, Махамбете, Бекете,
2Развитие устного творчества. Айтысы Акынов. Устное народное Суранши и других батырах, Отстаивавших свободу народа,
творчество казахов во второй половине XIX в. сохраняло свои отображали борьбу казахских трудящихся против колониального
лучшие традиции и продолжало развиваться. Яснее стала гнета. Жаяу-Мусса, Ногайбай, Джамбул и другие акыны слагали
обозначаться творческая индивидуальность поэтов, акынов, песни о тяжелом положении трудящихся казахов, обличали
певцов-импровизаторов ; их поэтическая деятельность постепенно эксплуататорские устремления баев, произвол местной царской
начала принимать профессиональный характер. Изменения в администрации. Джамбул Джабаев ( 1846 - 1945 ) в песнях того
экономике, все большее проникновение товарно-денежных отношений времени рассказывал о жизни и быте казахской молодежи, о
в аул, открытие русско-казахских школ, появление поэтов, социальном неравенстве в ауле. В стихотворениях «Жылкышы», «Доля
писателей, получивших русское образование, - все это существенно бедняка», «Мамбету» и других акын рассказывал картину тяжкой
влияло на развитие казахского народного творчества. Немало песен жизни бедняков, пастухов, зависимых от баев. Нелегкий труд
певцов-импровизаторов и сказителей сохранилось в народной памяти чабана показан акыном ярко и реалистично. Голодный бедняк
и даже было записано. Акыны Бактыбай, Марабай, Оске, Кемпирбай, Калкабай около Узун-Агача. Просит хлеба на пикетах У почтовых
и другие в своих песнях раскрыли отдельные стороны жизни и быта передач, От куска не будет сыт, Отбирает голод стыд. Босоногий и
казахов в XIX в. Некоторые из них записывали свои произведения. без шапки На снегу голодный спит. Как не сжалится над ним. Время
Но эти акыны не поднялись до постановки больших общественных черное, тугое, Труд и пот, пролитый им, Ничего в степях не
проблем, а в их творчестве явно видно влияние стоит. Среди акынов наиболее видным был поэт Шортамбай Канаев.
патриархально-феодальной идеологии и религии ислама. Большое Его стихи написаны на народном языке и более или менее свободны
место в устной литературе второй половины XIX в. занимали от арабских и персидских оборотов. В некоторых произведениях он
лирические песни акынов (сал, сере) и айтысы - состязания в изобразил представителей царской администрации и
импровизации песен. Айтыс проводился публично, перед народом, феодально-байской верхушки, связанной с торговлей и
являвшимся и слушателем и критиком. Песни сочиняли экспромтом и ростовщичеством, как насильников, которые готовы бросить в
исполняли их сами акыны. Мастерское исполнение, меткие «тюрьму, словно в вырытую могилу», любого ; сочувственно говорил
выражения, находчивость, поэтический талант акынов увлекали о казахской бедности, лишенной земли, терпящей нужду в кабале у
слушателей, вызывали восхищение у одних, ненависть у других. баев. Насилие, беззаконие, произвол баев, биев, «испорченных
Песни айтысов были отличны от песен, имевших готовый текст. временем», и волостных управителей, как выражался Шортамбай,
Умение быстро, в стихотворной форме найти ответ, доказательство «стали неразлучным несчастьем бедных». Он показывал общественное
своей правоты, дать отпор противнику, найти его слабости, неравенства, угнетение народа, хищнический облик новых богатеев.
привести в замешательство - это замечательное искусство было Но осуждение гнета и произвола Шортамбай ввел с
присуще только большим талантам, имевшим большой опыт и навыки а клерикально-консервативных позиций, идеализируя и защищая
импровизации. В XIX в. почти все акыны вступали в публичные прошлое, патриархальщину, воспевая средневековые ханские
состязания. Самые искусные, даровитые акыны острословы Орынбай, порядки. Идеал поэта был узок, его мировоззрение весьма
Шоже, Суюмбай, Биржан, Джамбул, Мйкот, Асет и другие получили ограниченно и пронизано религиозными догмами ислама, творчества
народное признание. Успешно выступали в айтысах акыны-женщины - во многом пессимистично.
Сара, Аксулу, Манат, Болык, Рысжан. В состязаниях, где они 5Шортамбай выступал против новых порядков, утверждавшихся в
участвовали, часто ставились вопросы раскрепощения женщин. Казахстане; он одинаково осуждал и колониальный гнет, и
3Тематика, художественные формы песен-состязаний были весьма проникновение капитализма в Казахстан, не делал различия между
разнообразны. Так, например, в айтысах Майкота с Кулмамбетом царизмом и русским народом, не виде того, что наряду с усилением
раскрывался быт и труд казахского народа, в айтысе Биржана и гнета в Казахстане происходили прогрессивные изменения в
Сары - свобода личности. Песни-состязания Джамбула с Сарыбасом экономике и культуре. Наиболее сильно консервативные тенденции
воспевали подвиги батыров. В некоторых айтысах акыны осуждали проявились в произведениях акына Мурата Монке-улы. Идеализируя
злоупотребления царской администрации. Особо выделяются по своим ханскую власть и прежних биев-родоуправителей, он мечтал о
идейным и художественным качествам айтысы Джамбула с акыном возвращении к прошлому, отрицательно оценивал проникновение в
Кулмамбетом и Сарыбасом. В этих айтысах Джамбул стремился казахский аул новых экономических явлений и правопорядков,
показать нужды народа, воспевал батыров, боровшихся за интересы всячески защищал основы родного быта, выражал сожаления по
народа. Одно из важных особенностей айтысов состояла в том, что поводу того, что не именитые люди прошлого, а «безродные
состязавшиеся акыны изобличали злоупотребления, жадность, выскочки» баи, имеющие деньги, управляют народом. Сознавая свое
скупость баев, волостных управителей рода, к которому бессилие перед проникновением нового, Мурат Монке-улы призывал к
принадлежал его соперник. В конечном счете заклейменными вере в судьбу, рок, к строгому соблюдению религиозных обрядов.
оказывались баи и должностные лица обоих сторон. Большое Таким образом идейные позиции Шортамбая Канаева и Мурата
распространение получил айтыс Биржана и Сары, отличающийся Монке-улы были отсталыми, консервативными, отражавшими
высоким поэтическим мастерством, богатством и образностью патриархальную идеологию. Вместе с тем нельзя не отметить, что
языка.Оба акына прославляли освобождение женщины, поэтический Шортамбай и Мурат Монке-улы во многом способствовали становлению
талант, справедливость, человечность.Разумеется, не все айтысы казахской литературы. Они мастерски использовали издавна
являлись высокохудожественными, многие из них носили локальный бытовавшие формы стиха, стремились к реалистичности,
характер. Айтысы Кудери, Калыбая и других, пропагандирующие конкретности в психологических характеристиках, немало сделали
религиозные идеи, превозносили пророка ; они очень невысоки и по для развития казахского литературного языка. Некоторые рассказы,
своему художественному уровню. Для их айтысов характерно общие для многих народов Востока, переводили на казахский язык
восхваление своего рода. Жанр айтыса оказал положительное И. Алтынсарин, А Кунанбаев, творчески используя их в свои
влияние на развитие казахского устного творчества. Он еще более произведениях. По своему содержанию эпические поэмы,
отточил, углубил и развил импровизаторское искусство и переведенные на казахский язык, написаны с различных идейных
поэтическое мастерство акынов. Отдельные образцы айтысов, хотя и позиций . Такие поэмы, как «Сал-сал», «Заркум», «Сейтбатал»,
были во многом проникнуты патриархально-феодальной идеологией, «Жум-жума», проповедовали религиозные догмы ислама, прославляли
касались существенных вопросов общественной жизни казахов В захватнические войны арабских халифов, силой оружия навязывавших
конце XIX и в начале XX в. наряду с акынами-импровизаторами в народом ислам. Иные эпические поэмы, сказки написаны по образцам
айтысах принимали участие и поэты - представители письменной классической литературы восточных народов. Так например, поэмы
литературы. Они состязались в сочинении стихов, посылая письма «Шакир и Шакрат», «Мунлык и Зарлык», «Шахмаран», «Кер-оглы»,
друг другу. Идейная борьба в литературе. Киса (поэма), хикая «Абильхарис» и другие воспевали благородные человеческие чувства
(рассказ). Во второй половине XIX идейная борьба в казахской - честность, верность в любви, дружбу, образованность, мужество
литературе определилась более ясно, чем ранее. Чокан Валиханов, и храбрость, разоблачали и осуждали злодеяния, насилия,
Ибрагим Алтынсарин, Абай Кунанбаев и их последователи боролись с лицемерия, предательство, измену. Эпические поэмы, повествующие
реакционными течениями, мусульманским фанатизмом за все новое и об интересных, увлекательных приключениях героев, имели
передовое в жизни казахского общества . популярность в народе. Значительное влияние на создание
4Призывы к труду, знанию, осуждение лени, безынициативности, казахских эпических поэм этого времени имела литература
гнета и произвола, борьба против отживших обычаев и обрядов, татарского, азербайджанского и таджикского народов. Многие
защита свободы личности, особенно свободы женщин. - все это казахские эпические поэмы, приключенческие сказки переведенные
составляло основную тематику и идейно - художественное или оригинальные, были собраны и опубликованы в качестве
содержание литературы. В противоположность консервативным, образцов казахской литературы русскими и казахскими учеными.
«Казахская литература» | Литература казахская.ppt
http://900igr.net/kartinki/literatura/Literatura-kazakhskaja/Kazakhskaja-literatura.html
cсылка на страницу

Писатели

другие презентации о писателях

«Связи в литературе» - Выступление Тютчева в защиту «Войны и мира» (стихотворение «Когда дряхлеющие силы...»). Вопросы для обобщения и итогового контроля. 4. Творческое взаимодействие художников: отзывы, высказывания, оценки.). Роль фольклорной стилизации в сатирических сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина. 3. Роль литературных имен и названий в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

«Казахская литература» - Тематика, художественные формы песен-состязаний были весьма разнообразны. Голодный бедняк Калкабай около Узун-Агача. Босоногий и без шапки На снегу голодный спит. Киса (поэма), хикая (рассказ). Устное творчество и литература Казахстана второй половины XIX века. Песни-состязания Джамбула с Сарыбасом воспевали подвиги батыров.

«Литература казахского народа» - Имя Асана Кайгы широко известно в казахской степи. Отрар X—XII вв. был крупнейшим экономическим и культурным центром на юге Казахстана. Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут). Неизвестна точная дата и место смерти Асана Кайгы. Отсюда можно считать, что Асан Кайгы жил в пределах XV века. Коныр – музыка Коркута.

«Писатели и физическая культура» - Гипотеза: Ясная Поляна. Цель: Выяснить, какую роль в жизни писателей XIX века играла физическая культура. Л.Н. Толстой.1903г. На прогулке по аллее. Физкультура в жизни русских писателей xix века.

«Родина в литературе» - Являются традиционными поэтизмами и сочетаются с определениями-эпитетами. Снова обратимся к поэзии В.А.Жуковского: Существительные, обозначающие детали сельского пейзажа. Место рождения человека, место упокоения отцов. Поэзия якутских писателей. Поэзия начала XIX века. Задачи: Изучить традиционную лексику темы «Родина» в российской литературе.

«Справочная литература» - Владимир Иванович Даль. Орфографический словарь. Толковый словарь. А кк зовусь я ? Допустим Федька –карапуз Не знает, как писать «Арбуз». . Справочная литература. А вот и ,я. Книжная выставка «Суем свой нос в любой вопрос». Оформление: Цели: Словари и энциклопедии- содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях.

Урок

Литература

177 тем
Картинки
Презентация: Литература казахская | Тема: Писатели | Урок: Литература | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Писатели > Литература казахская.ppt