Литература 19 века Скачать
презентацию
<<  Литература 19-20 века 19 век  >>
Русская литература конца XIX - начала XX века
Русская литература конца XIX - начала XX века
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,
«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,
«Русская литература… всегда была совестью народа
«Русская литература… всегда была совестью народа
«Русская литература… всегда была совестью народа
«Русская литература… всегда была совестью народа
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь
Общая характеристика эпохи
Общая характеристика эпохи
Общая характеристика эпохи
Общая характеристика эпохи
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что
На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, понимавшего, что
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных
Художественная литература также не стояла в стороне от общественных
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге,
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге,
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге,
На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, человеке-демиурге,
Николай Александрович Бердяев
Николай Александрович Бердяев
Николай Александрович Бердяев
Николай Александрович Бердяев
Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее
Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее
Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной
Кризис исторических представлений выразился в утрате универсальной
Кардинально изменились картины художественных направлений и течений
Кардинально изменились картины художественных направлений и течений
Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное
Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически
В конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически
Темы и герои реалистической литературы
Темы и герои реалистической литературы
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
А. Куприн
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы
Жанры и стилевые особенности реалистической прозы
Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным
Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным
Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для
Литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим, для
Картинки из презентации «Русская литература XIX-XX веков» к уроку литературы на тему «Литература 19 века»

Автор: Татьяна. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока литературы, скачайте бесплатно презентацию «Русская литература XIX-XX веков.pptx» со всеми картинками в zip-архиве размером 432 КБ.

Скачать презентацию

Русская литература XIX-XX веков

содержание презентации «Русская литература XIX-XX веков.pptx»
Сл Текст Сл Текст
1Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и 12оказали сильнейшее влияние на развитие разных сфер русской
новаторство. культуры. Кое-кто из них проявил себя и в литературном
2«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем творчестве. Важным в русской философии того времени было
смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно обращение к гносеологической и этической проблематике. Многие
есть единственная школа народа, и она может быть единственною и мыслители фокусировали свое внимание на духовном мире личности,
достаточною школою… » В.Розанов. трактуя жизнь в таких близких литературе категориях, как жизнь и
3«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в судьба, совесть и любовь, прозрение и заблуждение. Общими
общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. усилиями они приводили человека к пониманию многообразия
Она воспитывала людей и стремилась к справедливому реального, практического и внутреннего, духовного опыта.
переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев. 13Кардинально изменились картины художественных направлений и
4Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову течений. Прежний плавный переход от одной стадии к другой, когда
жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь на определенном этапе литературы господствовало какое-нибудь
Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в одно направление, ушел в небытие. Теперь разные эстетические
меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. системы существовали одновременно. Параллельно друг с другом
5Общая характеристика эпохи. Первый вопрос, который возникает развивались реализм и модернизм - самые крупные литературные
при обращении к теме "Русская литература XX века" – с направления. Но при этом реализм представлял собой сложный
какого момента отсчитывать XX век. По календарю, с 1900 – 1901 комплекс нескольких "реализмов". Модернизм же
гг.? Но очевидно, что чисто хронологический рубеж, хотя и значим отличался крайней внутренней нестабильностью: различные течения
сам по себе, почти ничего не дает в смысле разграничения эпох. и группировки непрерывно трансформировались, возникали и
Первый рубеж нового века – революция 1905 года. Но революция распадались, объединялись и дифференцировались. Литература как
прошла, наступило некоторое затишье – вплоть до Первой мировой бы "разручеилась". Вот почему по отношению к искусству
войны. Об этом времени вспоминала Ахматова в "Поэме без начала XX века классификация явлений на основе "направлений
героя": А по набережной легендарной Приближался не и течений" носит заведомо условный, неабсолютный характер.
календарный, Настоящий двадцатый век… 14Специфическая примета культуры рубежа веков - деятельное
6На рубеже эпох иным стало мироощущение человека, взаимодействие разнообразных видов искусства. Расцвет переживает
понимавшего, что предшествующая эпоха ушла безвозвратно. в это время театральное искусство. Открытие в 1898 г.
Совершенно по-другому стали оцениваться социально-экономические Художественного театра в Москве стало событием большого
и общекультурные перспективы России. Новая эпоха определялась культурного значения. 14 октября 1898 г. на сцене театра
современниками как "пограничная". Становились историей "Эрмитаж" состоялось первое представление пьесы
прежние формы быта, труда, общественно-политической организации. А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович". В 1902 г. на
Радикально пересматривалась устоявшаяся, казавшаяся прежде средства крупнейшего российского мецената С.Т.Морозова было
неизменной, система духовных ценностей. Неудивительно, что грань выстроено известное в Москве здание Художественного театра
эпохи символизировало слово "Кризисность". Это (архитектор Ф.О. Шехтель). У истоков нового театра стояли
"модное" слово кочевало по страницам публицистических К.С.Станиславский и В.И. Немирович- Данченко. В своей речи,
и литературно-критических статей наравне с близкими по значению обращенной к труппе при открытии театра, Станиславский особенно
словами "возрождение", "перелом", подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с
"перепутье" и т. п. Иннокентий Анненский. жизнью Подлинное рождение Художественного, по-настоящему нового
7Художественная литература также не стояла в стороне от театра состоялось при осуществлении постановки чеховской
общественных страстей. Ее социальная ангажированность отчетливо "Чайки" в декабре 1898 г., которая с тех пор является
проявлялась в характерных заголовках произведений - "Без эмблемой театра. Современная драматургия Чехова и Горького
дороги", "На повороте" В. Вересаева, «Закат составила основу его репертуара в первые годы существования.
старого века» А. Амфитеатрова, "У последней черты" М. Принципы сценического искусства, выработанные Художественным
Арцыбашева. С другой стороны большая часть творческой элиты театром и являвшиеся частью общей борьбы за новый реализм,
ощущала свою эпоху как время небывалых свершений, где литературе оказали большое влияние на театральную жизнь России в целом.
уделялось значительное место в истории страны. Творчество словно 15В конце XIX - начале XX века русская литература стала
отходило на второй план, уступая место мировоззренческой и эстетически многослойной Реализм на рубеже веков оставался
общественной позиции автора, его связи и участию в. Михаил масштабным и влиятельным литературным направлением. Так, в эту
Арцебашев. эпоху жили и творили Толстой и Чехов. Самыми яркими дарованиями
8Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е
экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила годы в московском кружке "Среда", а в начале 1900-х
судьбу крестьянства, мечтавшего о "земле и воле". Эта составившие круг постоянных авторов издательства
ситуация обусловила появление в России нового революционного "Знание", фактическим руководителем был М. Горький. В
учения - марксизма, делавшего ставку на рост промышленного разные годы в него входили Л. Андреев, И. Бунин, В. Вересаев, Н.
производства и новый прогрессивный класс - пролетариат. В Гарин-Михайловский, А. Куприн, И. Шмелев и другие писатели.
политике это означало переход к организованной борьбе сплоченных Значительное влияние этой группы писателей объяснялось тем, что
масс, результатом которой должно было стать насильственное она в самой полной мере наследовала традиции русского
свержение государственного строя и установления диктатуры литературного наследия XIX века. Особенно важным для следующего
пролетариата. Прежние методы народников-просветителей и поколения реалистов оказался опыт А. Чехова. А.П. Чехов. Ялта.
народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм 1903 г.
предлагал кардинально иной, научный метод, досконально 16Темы и герои реалистической литературы. Тематический спектр
разработанный теоретически. Не случайно "Капитал" и произведений реалистов рубежа веков, несомненно, шире, в отличие
другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих от их предшественников. Для большинства писателей в это время
молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное нехарактерно тематическое постоянство. Быстрые перемены в России
"Царство Справедливости". заставляли их по иному подходить к тематике, вторгаться в ранее
9На рубеже XIX и XX веков мысль о человеке-бунтаре, заповедные пласты тем. Заметно обновилась в реализме и типология
человеке-демиурге, способном преобразовать эпоху и изменить ход характеров. Внешне писатели следовали традиции: в их
истории, отражается в философии марксизма. Наиболее ярко это произведениях можно было найти легко узнаваемые типы
предстает в творчество Максима Горького и его последователей, "маленького человека" или интеллигента, пережившего
настойчиво выдвигавших на первый план Человека с большой буквы, духовную драму. Характеры избавлялись от социологической
хозяина земли, бесстрашного революционера, бросающего вызов не усредненности, становились разнообразнее по психологическим
только общественной несправедливости, но и самому Творцу. особенностям и мироощущению. "Пестрота души" русского
Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя ("Фома человека - постоянный мотив прозы И. Бунина. Он одним из первых
Гордеев", "Мещане", "Мать") абсолютно и в реализме стал использовать в своих произведениях иностранный
бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и материал ("Братья", "Сны Чанга",
Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что "Господин из Сан-Франциско"). Это же самое стало
революционная деятельность во имя переустройства мира характерным и для М. Горького, Е. Замятина и других. Творчество
преобразует и обогащает внутренний мир человека. Иллюстрация к А. И. Куприна (1870-1938) необычайно широко по разнообразию
роману М. Горького "Фома Гордеев" Художники тематики и человеческих характеров. Герои его повестей и
Кукрыниксы. 1948-1949 гг. рассказов солдаты, рыбаки, шпионы, грузчики, конокрады,
10Николай Александрович Бердяев. Другая группа деятелей провинциальные музыканты, актеры, циркачи, телеграфисты.
культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для 17А. Куприн. Евгений Замятин. И.А. Бунин.
этого стало убийство Александра II 1 марта 1881 года и поражение 18Жанры и стилевые особенности реалистической прозы.
революции 1905 года. Философы и художники призывали к Значительно обновились в начале XX века жанровая система и
внутреннему совершенствованию человека. В национальных стилистика реалистической прозы. Главное место в жанровой
особенностях русского народа они искали способы преодоления иерархии заняли в это время наиболее мобильные рассказ и очерк.
кризиса позитивизма, чья философия получила распространение в Роман практически исчез из жанрового репертуара реализма,
начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути уступив место повести. Начиная с творчества А. Чехова, в
развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь реалистической прозе заметно выросла значимость формальной
мир. В это же время происходит невероятный, необычайно яркий организации текста. Некоторые приемы и элементы формы получили в
взлет русской религиозно-философской мысли. В 1909 году группа художественном строе произведения большую самостоятельность.
философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Так, например, разнообразнее использовалась художественная
Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила деталь. В то же время сюжет все чаще утрачивал значение главного
философско-публицистический сборник "Вехи", чья роль в композиционного средства и начинал играть подчиненную роль. В
интеллектуальной истории России XX века неоценима. период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три
"Вехи" и сегодня кажутся нам как бы присланными из литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые
будущего", - именно так скажет о них другой великий составили основу модернизма как литературного направления.
мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. « Вехи" 19Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был
раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько течений,
теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры отличных по своей эстетике и программным установкам (символизм,
в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но
они подвергли критике естественную слабость революционного пути, в целом по философско- эстетическим принципам модернистское
подчеркнув его опасность для русского народа. Однако слепота искусство противостояло реализму, особенно реалистическому
общества оказалась куда страшнее. искусству ХГХ в. Однако искусство модернизма по своей
11Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее
подтолкнув ее к неминуемой революции. Февраль 1917 года и культурное наследие и прежде всего вопло.щает в себе серебряный
последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому век русской культуры. Литературный процесс рубежа веков во
перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На многом определялся общим, для большинства крупных художников
протяжении конца XIX - начала XX века главным фоном стремлением к свободе от эстетической нормативности, к
литературного развития были трагические социальные противоречия, преодолению не только литературных штампов предшествующей эпохи,
а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближайшем
модернизации и революционного движения. Быстрыми темпами для них литературном окружении. Литературная школа (течение) и
происходили изменения в науке, менялись философские творческая индивидуальность - две ключевые категории
представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества
литературе искусства. Научные и философские взгляды в того или иного автора существенно знание ближайшего
определенные этапы истории культуры кардинально влияют на эстетического контекста - контекста литературного направления
творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в или группировки.
своих произведениях. 20Литературный процесс рубежа веков во многом определялся
12Кризис исторических представлений выразился в утрате общим, для большинства крупных художников стремлением к свободе
универсальной точки отсчета, того или иного мировоззренческого от эстетической нормативности, к преодолению не только
фундамента. Недаром великий немецкий философ и филолог Ф. Ницше литературных штампов предшествующей эпохи, но и новых
произнес свою ключевую фразу: "Бог умер". Она говорит художественных канонов, складывавшихся в ближайшем для них
об исчезновении прочной мировоззренческой опоры, обозначая литературном окружении. Литературная школа (течение) и
наступление эры релятивизма, когда кризис веры в единство творческая индивидуальность - две ключевые категории
миропорядка достигает своей кульминации. Этот кризис во многом литературного процесса начала XX века. Для понимания творчества
способствовал поискам русской философской мысли, переживавшей в того или иного автора существенно знание ближайшего
тот период небывалый расцвет. В. Соловьев, Л. Шестов, Н. эстетического контекста - контекста литературного направления
Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов и многие другие философы или группировки.
«Русская литература XIX-XX веков» | Русская литература XIX-XX веков.pptx
http://900igr.net/kartinki/literatura/Russkaja-literatura-XIX-XX-vekov/Russkaja-literatura-XIX-XX-vekov.html
cсылка на страницу

Литература 19 века

другие презентации о литературе 19 века

«Литература просвещения» - Самое большое и красивое здание в городе — Дворец Наук. Запись в тетради. Даниель Дефо — английский писатель, основоположник европейского романа. Даниель Дефо (1660-1731). Огромную роль играет искусство. В третьей высмеиваются наука и человеческий разум вообще. Народ Эльдорадо не знает притеснений, в стране нет тюрем.

«Романтизм в литературе и музыке» - Литература. Основная тема – тема свободы,одиночества, взаимоотношения человека и общества. Д.Г.Байрон, В.Гёте, В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Основной мотив – одиночество, скитальчество, драматизм и трагизм человеческой жизни. Традиции романтизма в литературе и музыке. Источники вдохновения в фолклоре и историческом прошлом.

«Русская литература XVIII века» - Ломоносов. Лишь в конце столетия на смену классицизму пришёл сентиментализм. Второй этап развития русской литературы XVIII века. А достойными подражания признавали образцы античного (то есть древнеримского и древнегреческого искусства). Русская литература XVIII века. Первый этап развития русской литературы XVIII века.

«Периоды древнерусской литературы» - Сказание о Кожемяке. Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Слово - образец торжественного красноречия. Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания. Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.

«Русская литература в 18 веке» - Державин занимал довольно высокие государственные должности. В 1808 г. - сочинения в четырех частях. В 1804 г. - вышел сборник Державина «Анакреонтические песни». В 1783 г. - переехал в Петербург для службы в Преображенском полку. Г. р. Державин. Н. м. Карамзин. М. в. Ломоносов. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом.

«Русская литература 19 века» - Русская литература в первой половине XIX века. Е.А. Баратынский Крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Н.В. Гоголь. В.А. Жуковский. Н.М. Карамзин. Великий русский критик. М.Ю. Лермонтов. А.С. Пушкин. К.Ф. Рылеев. А.Н. Островский. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах.

Урок

Литература

177 тем
Картинки
Презентация: Русская литература XIX-XX веков | Тема: Литература 19 века | Урок: Литература | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по литературе > Литература 19 века > Русская литература XIX-XX веков.pptx