Институты Скачать
презентацию
<<  Карельский пединститут МИЭФ  >>
1930-2005
1930-2005
1930-2005
1930-2005
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Вехи большого пути
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел социологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел археологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел этнологии
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел искусств
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел языка
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел литературы
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Отдел истории
Автор
Автор
Автор
Автор
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Валериан Михайлович Васильев
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Ювенология
Картинки из презентации «Марийский научно-исследовательский институт» к уроку обществознания на тему «Институты»

Автор: Ягуар. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока обществознания, скачайте бесплатно презентацию «Марийский научно-исследовательский институт.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 2421 КБ.

Скачать презентацию

Марийский научно-исследовательский институт

содержание презентации «Марийский научно-исследовательский институт.ppt»
Сл Текст Сл Текст
11930-2005. Государственное научное учреждение при 7марийской народной музыки». В 1970-е и особенно в начале 1980-х
правительстве Республики Марий Эл «Марийский гг. после выхода в свет справочника «Художники Марийской АССР»
научно-иссследовательский институт языка, литературы и (1978) весьма ответственные задачи стояли и в области изучения и
истории" им. В.М.Васильева. обобщения многих явлений профессионального изобразительного
2Вехи большого пути. Торжественное открытие института искусства в творчестве отдельных художников. С начала 1980-х гг.
состоялось 1 октября 1930 года на первом расширенном заседании изучение изобразительного искусства в республике приобрело
Ученого совета. 25 октября 1930 года Мароблисполком утвердил особую актуальность. Это обусловлено было возрастающей ролью
Устав института, согласно которому задачами института стало культуры и искусства в решении важнейших задач эстетического
изучение естественных богатств, экономики, культуры и быта воспитания и художественного образования, в сохранении
Маробласти. Сталинские репрессии конца 30-х годов коснулись и национальных традиций. Ситуация существенно изменилась лишь
работников МарНИИ, был репрессирован первый директор института тогда, когда был образован Марийский научно исследовательский
В.А.Мухин. В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники институт социалистической культуры (МарНИИЯЛИ). Практическую
института ушли на фронт. Не вернулись с войны Ефремов Г.З., работу исследователи проводили под знаком бережного отношения к
Каликеев М.М., Лашманов П.И., Першуткин П.Г. В августе 1941 года национальной культуре, в частности к прогрессивному прошлому,
МарНИИСК временно был закрыт. В августе 1943 года, когда под знаком сохранения лучших традиций народного наследия и его
фашистской Германии был нанесен сокрушительный удар, тщательного изучения. С образованием института глубокому и
возобновилась деятельность института. В структуру секторов были тщательному исследованию подвергнуто было и народное
внесены некоторые коррективы. Сектора института, в которых декоративное искусство мари. Причем, особое внимание было
работало 11 человек, стали называться: языка, литературы и уделено изучению народной вышивки. В последующие годы было
фольклора, искусства, истории и этнографии. МарНИИ является начато исследование, связанное с раскрытием основ
координационным центром научно-исследовательской работы в орнаментального искусства в вышивке и резьбе (Соловьева Г.И.),
республике. Он поддерживает тесную связь с головными научными принципами декора народной одежды (Молотова Т.Л.). Подводя итоги
учреждениями Академии наук СССР, обменивается изданиями с за 75-летний период, можно отметить, что институтом проделана
Венгерской Академией наук, Будапештским университетом. Академией значительная работа по изучению почти всех видов и жанров
наук Финляндии, Финно-угорским обществом, Туркуским искусства, имеющих жизнь в республике. Начало систематического
университетом. Институт располагает уникальной научной собирания материалов по национальному искусству, его
библиотекой, рукописным фондом, фонотекой. Ежегодно проводит исследование и теоретическое осмысление, основание музеев,
различного рода экспедиции в районах республики и за ее первые попытки, например, возрождения музыкальной хоровой
пределами. В первые годы работы не хватало квалифицированных культуры, национального театра, появление по этому поводу
кадров, и неоценимую поддержку институту оказывали научные различных публикаций в местной периодической печати, относится в
центры Казани, Москвы, Ленинграда и Горького. Уже в первые годы основном к 1920-1930 гг. В целом, основные принципы исследований
своей работы (1930-1931) институт провел 35 научных экспедиций. тех лет сводились к констатации фактов, описательности без
Первая научная сессия, на которой обсуждались проблемы обобщений, к любовному восхищению «стариной». Устное народное
экономики, здравоохранения, культуры состоялась 25-28 января творчество, в частности музыкальный фольклор, воспринимались как
1931 года. С 1932 по 1937 годы было опубликовано 5 монографий, 2 памятники старины. В 1937 году выходит в свет I том марийских
сборника статей и десятки статей в различных изданиях страны. В народных песен «Марий муро» под редакцией В.М.Васильева. Он
1937 году была проведена первая языковедческая конференция. В представлял собой часть антологии марийских народных песен с
настоящее время МарНИИЯЛИ исследует широчайший спектр проблем расположением песен по жанрам, что явилось новым явлением в
гуманитарных наук, прежде всего, по марийской и финно-угорской исследовании этого вида творчества марийцев. В деле собирания,
тематике. Критериями определения направлений исследований обработки и популяризации марийской народной музыки значительное
являются их актуальность и социальная значимость. Главная задача место и по праву принадлежит Я.А.Эшпаю, представителю старшего
института – сохранение и развитие исторического наследия, поколения марийских композиторов, ученых-музыковедов. Из изданий
традиций и культуры марийского народа и народов населяющих 1940-х годов, вызвавших оживленный интерес, следует выделить
Республику Марий Эл. Институт становится известным не только в «Национальные музыкальные инструменты марийцев» Я.А.Эшпая
средневолжском регионе, но и в СССР, и за рубежом. Начинается (1940). В 60-е годы изучение марийской музыкальной культуры
сотрудничество с учеными финно-угорских республик страны, с составляло одну из актуальных задач. Монография О.К.Егоровой
учеными Финляндии и Венгрии. К 1980 году институтом опубликовано «Национальные традиции в опере Э.Сапаева «Акпатыр» (1974)
более 200 научных изданий, а в 1981 году институт награждается является для марийского музыкального искусствоведения ценным и
орденом «Знак Почета». В июле 1983 года институту присвоено обстоятельным исследованием первой марийской оперы. А
звание В.М.Васильева. 4 августа 1930 года Президиум Марийского результатом многолетней исследовательской деятельности по
областного исполнительного комитета Советов рабочих, изучению марийского драматического театра явилась опубликованная
крестьянских и красноармейских депутатов принял постановление об монография «марийский драматический театр» (1979). Эта книга –
организации Марийского научно-исследовательского института. 16 первая попытка систематизации материалов и документов по истории
сентября того же года постановление было утверждено Марийского государственного театра им. М. Шкетана. Именно
Нижегородским крайисполкомом. В институте было создано три песенный фольклор обратил на себя внимание. Песня у марийцев
отдела: экономики, природы, культуры и быта. Разместился он в занимала чуть ли не главное место в музыкальном и поэтическом
здании бывшего лесного музея. Директором МарНИИ был назначен творчестве, она была организующей в обрядовых действиях, на
Мухин В.А. В этом же году МарНИИ был преобразован в Институт праздниках и в трудовой деятельности. ЭШПАЙ (Ишпайкин) Яков
социалистической культуры с секторами языка, литературы, Андреевич (1890—1963) Композитор, кандидат искусствоведения.
искусства и истории. С этого времени основным в работе института Заслуженный деятель искусств Марийской АССР.
стало гуманитарное направление. Многопрофильность института и 8Отдел языка. Отдел языка, несмотря на малочисленный состав
недостаток квалифицированных кадров затрудняли организацию его сотрудников, с самого начала своего существования занимался
работы, поэтому в феврале 1937 года постановлением Президиума весьма актуальными проблемами марийского языкознания как
Мароблисполкома он был преобразован в институт социалистической фундаментального, так и прикладного характера. По инициативе
культуры с секторами: языка, литературы, искусства, истории. В отдела языка МарНИИЯЛИ проводил немало интересных совещаний и
50-70-е годы институт достиг значительных успехов в разработке конференций по вопросам языка. Первая марийская научная языковая
проблем гуманитарных наук. Вышли в свет коллективные конференция была проведена 8-12 января 1937 года. Конференция
исследования по истории, литературе, составлены русско-марийский была очень представительной. В ее работе приняли участие ученые
и орфографический словари, грамматика марийского языка. В этот Москвы, Ленинграда, такие, как Н.Ф.Яковлев, М.П.Чхаидзе. На ней
период проводятся ежегодные научные экспедиции по всем рассматривались проблемы развития марийского литературного языка
направлениям работы института. Сотрудники института принимают в обоих вариантах: лугово-восточном и горномарийском. Доклады
участие в работе региональных, всесоюзных и международных касались алфавита, орфографии, падежей, языковой культуры. Отдел
конференций. и некоторые сотрудники отдела по возможности старались
3Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы поддерживать связи с зарубежными учеными. Связи начались
Истории. Отделы. В настоящее время МарНИИ осуществляет довольно давно и связаны прежде всего интересом зарубежных
научно-исследовательские работы в соответствии с ученых родственных народов к марийскому языку. Четыре раза в
государственными планами экономического и социального развития Марийскую республику приезжал профессор университета г. Тарту
Республики Марий Эл, проводит комплексное изучение марийского Алхониеми Алхо. В первый приезд, в мае 1981 года он с этнографом
языка, литературы, фольклора, истории, археологии, этнографии, Илдико Лехтинен посетил село Ронга Советского района, где
народного творчества, общих и частных вопросов произвел запись диалектологического материала на магнитную
финно-угроведения, современных социальных проблем и процессов. ленту. В последние годы марийским языком заинтересовались ученые
Для ведения работы по данным направлениям в институте созданы Токийского университета (Япония) профессор Казуто Мацумуро и
отделы. преподаватель Такаси Танака. Языковеды Японии ищут общее и
4Отдел социологии. До начала 70-х гг. в республике не отличительное в японском и финно-угорском языках, в том числе и
проводились целенаправленные социологические исследования, но в марийском в плане общего языкознания. 27-29 декабря 1953 года
жизнь диктовала настоятельную потребность изучения перемен в прошла Научная сессия по вопросам развития марийского языка, где
жизни населения республики. С этой целью в 1977 году на базе ставился вопрос о создании единого литературного языка для мари
сектора экономики был создан отдел социологии, который стал в на основе лугово-восточного литературного языка. А 29-30 мая
последующие годы центром социологических исследований в 1970 года поведена Научная сессия, посвященная 200-летию
республике. Комплексное социологическое исследование проблем марийской письменности. Сотрудники отдела по возможности
быта, культуры, национальных традиций, атеизма и верований стремились принимать участие в работе Международных конгрессов и
населения республики «Как живешь, товарищ?» проводилось в 1973 и конференций. На первом Международном конгрессе финно-угроведов,
1985 гг. под руководством первого заведующего отделом социологии проходившем в Будапеште в сентябре 1960 года, приняли участие
доктора философских наук Соловьева Виктора Степановича. По И.С.Галкин и Н.И.Исанбаев. В первой Всероссийской конференции
итогам этих исследований были выпущены научно-статистические финно-угроведов, проведенной в г. Йошкар-Оле в ноябре 1994 года,
бюллетени «Образ жизни населения Марийской АССР». В 70-90 гг. приняли участие все сотрудники отдела языка. В настоящее время
исследовательская работа в отделе социологии Марийского отдел языка МарНИИ все свои силы направил на скорейшее
научно-исследовательского института развернулась в основном по завершение составления и подготовки к изданию «Толкового словаря
следующим направлениям: проблемы быта, культуры, национальных марийского языка». Отдел языка марийского
традиций, атеизма и верований населения республики; проблемы научно-исследовательского института языка, литературы и истории
профессиональной ориентации, подготовки кадров и адаптации за свои 85 лет существования претерпел несколько преобразований.
молодых работников на производстве; межнациональные отношения; Первоначально в институте языковеды и литературоведы, в том
религиозное сознание населения республики; проблемы социально числе и фольклористы, входили в секцию языка и литературы. Так
незащищенных слоев населения (детей-инвалидов, неполных семей); назывался тогда отдел, занимавшийся изучением проблем марийского
актуальные проблемы социально-экономического и политического языка, литературы и устного народного творчества. Эта секция
развития республики. Начиная с 1992 года, разрабатывается главным образом работала путем привлечения ученых и педагогов
программа «Ваше мнение» по изучению актуальных проблем различных учреждений не только Йошкар-Олы, но и других городов
современной жизни жителей республики. Треть населения Марийской СССР, как то: Казани, Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), на
республики в 1985 году проживала в городе Йошкар-Оле, еще в 14 договорных началах, а так же аспирантов института. Первым
районных центрах и городах республики и более половины в штатным языковедом секции языка и литературы был известный всему
сельской местности. Из социологических исследований можно узнать миру марийский языковед широкого профиля Гурий Гаврилович
какой мебелью пользовались люди. Еще 20 лет назад, в 1985 году, Кармазин, который зачислен в штат МарНИИ 3 октября 1930 года.
среди предметов мебели были полати и лавки вдоль стен. Так же Этот день можно считать официальной датой начала работы
можно узнать, как всего за 12 лет изменился уровень образования нынешнего отдела языка МарНИИЯЛИ. Так будучи аспирантом
мужчин и женщин. Вот она эффективность образовательной политики! Ленинградского университета, Берецки Габор в июне 1954 года
Одним из важных направлений в работе на протяжении всей истории вместе с аспирантом В.А.Черняевым по плану МарНИИ ездили в
существования отдела были исследования по проблемам молодежи. диалектологическую экспедицию в Килемарский, Горномарийский
Материалы этих исследований нашли свое отражение в выступлении районы МАССР и Воскресенский район Горьковской (ныне
на конференциях, посвященных проблемам молодежи «Положение Нижегородский) области. Затем Г. Берецки, уже кандидат
молодежи в республиках Российской Федерации» (Казань, 1997), Филологических наук, несколько раз приезжал в МарНИИ. Летом 1958
«Ювенология как наука: проблемы становления и перспективы» года к языковедам МарНИИ приехал профессор Эрдеди Йожеф. Он
(Казань, 1999), а так же региональных и республиканских познакомился с библиотекой института, встречался с языковедами.
совещаниях и конференциях, проводимых Государственным комитетов Сотрудники сектора языка за работой над толковым словарем
по делам молодежи Республики Марий Эл. Среднемесячный доход марийского языка. Слева направо: Романова Р.С. – ст.лаборант,
горожанина в 1985 году был около 90 рублей, а селянина на треть Исанбаев Н.И. – зав. сектором языка, к.ф.н., Абрамова А.А. –
меньше. На основании таких исследований базировалась программа м.н.с., Барцева Л.И. – м.н.с. Ноябрь 1985 года. Участники VI
помощи селу. Все чаще в практику отдела социологии входит Международного конгресса финно-угроведов, г.Сыктывкар, 1985 год.
проведение социологических исследований по заказу различных За работой …, В.А. Мухин, М.П.Чхаидзе и М.Н.Янтемир. Ученые из
государственных (Министерство социальной защиты Республики Марий Финляндии И.Лехтинен и профессор А.Алхониеми в МарНИИ.
Эл, Министерство внутренних дел Республики Марий Эл) и Сотрудники МарНИИ за обсуждением словаря марийского языка. Слева
коммерческих организаций, рейтинговые исследования для направо: Китиков, Акцорин, Васинкин, Апакаев, Сануков, Исанбаев,
электронных средств массовой информации (телекомпания ГТРК Никитин. КАРМАЗИН Гурий Гаврилович - видный марийский языковед.
«Марий Эл», «Радио-М»). Начиная с 1997 года все шире развивается (1882-1938).
сотрудничество отдела социологии и Администрации и Президента 9Отдел литературы. В новый этап вступает исследование
Республики Марий Эл. Результаты этих исследований нашли литературного процесса в нашей республике в 60-е гг. такой
отражение на страницах республиканской периодической печати, в важный шаг был связан и именами К. Васина и А. Иванов. Так
журнале «Вестник Марий Эл» и в электронных средствах массовой благодаря, главным образом, их стараниям появилась в 1960-1963
информации. гг. объемная двухтомная книга «Очерки истории марийской
5Отдел археологии. Следует отметить еще одну сторону работы литературы». Эта книга была создана объединенными силами всех
Марийской археологической экспедиции – подготовку научных литераторов республики. В данном труде впервые был обобщен
кадров. Школу полевых исследований здесь прошли в дальнейшем многолетний опыт художественного творчества марийцев. Марийское
известные археологи В настоящее время в отделе археологии и литературоведение военного и послевоенного времени больше
экспериментальных исследований работают 1 доктор и 6 кандидатов внимания уделяло анализу творчества отдельных писателей. Так
наук. Встречая III тысячелетие, сотрудники отдела надеются на появляются публикации А. Асылбаева о творчестве С. Чавайна, М.
успешное решение поставленных перед отделом и собой лично задач. Шкетана, В. Юксерна, о произведениях А. Конакова, Дим. Орая.
К 70-м годам были обобщены результаты ежегодных полевых Отдел литературы МарНИИ существует с первых дней образования
исследований по каменному и бронзовому векам. В 70-е годы работы института. Первыми научными сотрудниками отдела литературы были
археологической экспедиции МарНИИ значительно расширяются. известные писатели Н.И.Тишин и Я.Я.Ялкаев (Яныш Ялкайн),
Разведочные работы, наряду со спасательными, всегда были профессиональным критиком был А.К.Деревяшкин (А.Айзенворт).
первоочередными. Начиная с 1974 года, экспедиция ежегодно Первые статьи, посвященные проблемам развития марийской
проводит разведки по районам республики. Вовремя раскопанные литературы были в достаточной степени политизированы, носили
поселения эпохи неолита в Юринском (Сутырские, Майданские, классовый характер. В них писалось в основном о партийности,
Удельно-Шумецкие), Килемарском (Дубовские, Отарские), народности литературы. К. К. Васин – кандидат филологических
Горномарийском (Ахмыловские, Руткинские) районах в настоящее наук, заслуженный деятель науки МАССР, писатель-литературовед.
время разрушенные или затопленные водохранилищем, дали обширные М.С.Калашников и А. Асылбаев.
материалы для реконструкции хозяйства и общества населения 10Отдел истории. Вопросы, связанные с проведением крестьянской
каменного и бронзового периодов. Никитин В.В., Архипов Г.А., реформы в марийском крае, стали предметом исследования
Соловьев Б.С. за работой, 1981 год. 40-летие Марийской В.П.Яковлевой. Изучению состояния крестьянского хозяйства,
археологической экспедиции, пос. Юрино, 1996 год. Сотрудники общественного движения в период империализма посвящены работы
отдела археологии, 2000 год. Сотрудники отдела археологии, 1993 А.С.Патрушева. В 1966 году к разработке темы «Развитие
год. Материалы таких древнемарийских некрополей, как Уржумский, промышленности и зарождение пролетариата в Марийском крае в
Младший Ахмыловский, Руткинский, Дубовский, Выжумский II и III, период империализма» приступил А.Н. Чимаев. А.С.Казимов. Древняя
Починовский составляют основной фонд по культуре марийского стоянка марийцев. К.Н. Сануков. Вопросам разложения и кризиса
народа I-II тыс. н.э. Погребение древнего вождя. Труден путь феодально-крепостнического строя и развития капиталистических
поиска. Разведочные маршруты и масштабные стационарные отношений в крае в конце ХVIII – первой половине ХIХ вв.
исследования в зоне водохранилища продолжены в 80-90-е годы. С посвятил свои исследования А.С.Казимов. В 1960 году работниками
1977 года выходит серийное издание «Археология и этнография сектора истории были созданы «Очерки истории Марийской АССР
Марийского края». Сотрудники отдела археологии активно принимают (1917-1960 гг.), а в 1965 году – «Очерки истории Марийской АССР
участие в различных конференциях, симпозиумах и совещаниях, о (с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической
чем свидетельствует география их публикаций в научных центрах революции)». В1960-1970-х гг. основное внимание было уделено
России (Екатеринбург, Ижевск, Иваново, Липецк, Ленинград, слабо изученным проблемам истории края дореволюционного периода.
Саранск, Саратов, Суздаль, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Уфа) и за Уточнялись представления о происхождении и этнической истории
ее пределами (Венгрия, Эстония, Финляндия). Сплошными маршрутами марийского народа. Исторические проблемы занимают существенное
пройдены все левобережные притоки Волги, в результате на карту место в исследованиях института с момента его основания. За 10
республики было нанесено более 1000 археологических памятников лет (1930-1940 гг.) деятельности МарНИИ усилиями его работников
разных периодов, среди которых есть уникальные, давшие удалось составить общую картину исторического прошлого
богатейшие коллекции по изучению материальной и духовной марийского народа, выделить наиболее значимые вехи в классовой
культуры марийцев и их далеких предков. В связи с борьбе местного населения, обзорно осветить участие трудящихся
подготовительными работами в зоне Чебоксарского водохранилища, края в революционной борьбе. В послевоенные годы больше внимания
вплоть до его затопления в 1981 гожу, Марийская археологическая стало уделяться изучению проблем социалистического строительства
экспедиция несколькими отрядами проводила ежегодные работы по в республике. В послевоенные годы обогатились представления о
изучению памятников, которым грозила неизбежная гибель. политической и социально-экономической истории Марийского края
Поисковые разведочные работы марийских археологов периодического феодализма. Существенную роль в этом сыграл
систематизированы в трех выпусках материалов к археологической профессор Н.В. Никольский, работавший в институте в 1946-1951
карте (1982), позднее в расширенном варианте с историческим гг. Он написал трехтомную «Историю марийского народа с
обобщением по каждому периоду в 2 томах Атласа археологических древнейших времен до начала ХХ века». В 80-е годы началась
памятников (1990; 1993). Разработанные сотрудниками отдела новые работа по написанию «Истории Марийской АССР» в 2-х томах. Во
методики по реставрации и консервации металлических предметов второй половине 90-х годов издана монография В.И.Рыбалки
вселяют надежду на то, что богатейшие коллекции, собранные «Побратимы: марийско-венгерское сотрудничество в 1971-1996 гг.».
археологами республики будут сохранены для потомков не только в Назрела необходимость создания энциклопедии Республики Марий Эл,
рисунках и фотографиях, а в натуральном виде. МарАЭ принадлежит исторического атласа по истории республики, что было бы
первенство в организации и проведении полевых семинаров по естественным продолжением изданного археологами МАрНИИ «Атласа
актуальным проблемам древности. Первый такой семинар состоялся в археологических памятников». Одной из задач историков является
1977 году на Майданских стоянках эпохи каменного века у п. Юрино подготовка новых учебников и методических программ по истории
по проблеме энеолита лесной полосы Восточной Европы. В работе родного края для общеобразовательных школ и других учебных
полевых семинаров принимали активное участие ученые различных заведений. Двигаться в науке можно только при должном внимании к
научных центров из многих городов России. В последнее истории самой науки. В этом смысле крайне необходимы
десятилетие, в связи с работами вновь созданного отдела по историографические работы, ибо они позволяют подвести
экспериментальным исследованиям, появилась возможность более определенные итоги исследований, выявить недостаточную
детально на достижениях в области физики, химии и технологии изученность темы и наметить наиболее актуальные проблемы
металлов ставить и решать задачи по технологии производства дальнейших научных разработок. Вопросы развития марийской школы,
изделий из черного и цветного металлов, определять их народного образования, периодической печати и национальной
химико-физические свойства и реконструировать древние процессы, литературы, деятельности марийской интеллигенции в конце ХIХ -
связанные с производством вооружения, бытовых и ювелирных начале ХХ вв. были объектом изучения В.Н.Аблинова. Проблемами
изделий. До 50-х годов ХХ в. археологические работы на истории советского периода занимался К.Н. Сануков. Он выступил
территории республики практически не проводились. Первая одним из организаторов подготовки биографических очерков о
археологическая экспедиция МарНИИ была организована в 1953 году видных партийных, советских, государственных и общественных
сотрудником сектора истории Р.В.Чубаровой в виде небольших деятелях. профессор Марийского Государственного университета
разведочных работ в Горномарийском и Юринском районах, В.С.Патрушев.
определивших перспективу археологического исследования на 11Автор. Таныгин Алексей, ученик 10-Г кадетского класса
ближайшие годы. Планомерное обследование территории Республики гимназии № 4 им. А.С.Пушкина. Все материалы предоставлены
Марий Эл и сопредельных областей началось с 1956 года в связи с архивом и библиотекой МарНИИЯЛИ.
созданием Марийской археологической экспедиции. За три полевых 12Валериан Михайлович Васильев. Васильев В.М. В 1913 году,
сезона были открыты сотни археологических объектов, часть из них выдержав дополнительные экзамены для семинаристов перед
была изучена раскопами (Архипов Г.А.), Халиков А.Х., 1960 г.). В комиссией при управлении Казанского учебного округа, Васильев
60-70-е годы широкими площадями были раскопаны десятки поселений поступил, наконец, в Казанский университет, на отделение
и стоянок эпохи камня и бронзы, древние и средневековые классических языков историко-филологического факультета и
могильники, селища и городища марийского населения. Находки из окончил его в 1918 году. В 1918 году коллегия казанского
Соринского могильника Юринского района РМЭ. Б.С.Соловьев – педагогического института избрала В.М.Васильева профессором
начальник экспедиции, К.И.Куликов – директор Удмуртского НИИЯЛИ, института по кафедре марийского языка на 1918-1919 учебный год с
И.С.Костерина – нач.отдела культуры Юринского района. правом переизбрания. В то же время от работал в Центральном
6Отдел этнологии. Изучением традиционных верований – одно из отделе мари при народном комиссариате национальностей редактором
важных составных частей духовной культуры марийцев – в1980-1995 изданий на марийском языке в подотделе печати и культуры.
годах начал заниматься Н.С. Попов. Он попытался раскрыть Поэтому сначала работал заведующим складом переводческой
основные истоки и проявления ранних форм религии (культ природы, комиссии, а в сентябре 1907 года получил место преподавателя
почитание семейно-родовых святынь и предков, аграрный культ), марийского языка в Казанской земской женской школе. Одновременно
проследить основные этапы христианизации марийцев и происшедшие с этим он занимался переводами различной литературы на марийский
вслед за этим перемены в религиозных воззрениях народа, в язык, составлял учебные книги для школ. В 1907 году В.М.Васильев
отношениях между представителями этноконфессиональных групп. составил и издал первый календарь на марийском языке. Наряду с
Т.Л. Молотова, И.А.Андреев, Г.А.Сепеев, Г.И.Соловьева жизненный редакционно-издательской деятельностью Валериан Михайлович
уклад марийцев изучали через материальную культуру. Совместная собирал материалы устного народного творчества: народные песни,
экспедиция этнографов МарНИИ и Госмузея этнографии народов СССР загадки, пословицы и т.д. В 1908 году он перевел на русский язык
( г. Ленинград) летом 1982 года. с. Еласы Горномарийского сборник марийских народных песен собранных А.Аатриевым. В 1911
района. Г.А.Сепеев, Е.Н.Котова и информатор. В 1928-1930 годах в году издал небольшой марийско-русский словарь под названием
МАО работала Антропологическая комплексная экспедиция. Этнографы «Черемисско-русский словарь», букварь и первую книгу для чтения
интересовались особенностями хозяйственных построек, одежды, на марийском языке. Статьи Васильева публиковались в «Известиях»
орудий труда, семейных обычаев и обрядов мари. Научная общества археологии, истории и этнографии при Казанском
деятельность сотрудников института начиналась в сложных университете. Здесь же он являлся главным переводчиком книг на
политических условиях. Традиционная культура, вызывающая марийский язык. Наряду с разносторонней редакционно-издательской
пристрастие, уважение местных краеведов, объявлялась пережитком деятельностью Васильев находил время заниматься и наукой. Ездил
прошлого. От ученых МарНИИ требовали, прежде всего, изучения в экспедиции в пределы Казанской, Вятской и Пермской губерний
актуальных для социалистического преобразования деревни для сбора диалектологического и фольклорного материала.
вопросов. В 30-е годы сотрудниками института были проведены пять Занимался преподавательской деятельностью. В 1926 году Васильев
комплексных экспедиций. Тематика научно-исследовательских работ получил назначение на должность научного сотрудника Центрального
связывалась с задачами культурной революции, выявлением причин областного краеведческого музея. В 1928-1930 годах Валериан
сохранения традиционных верований, обычаев, народных традиций в Михайлович учился в заочной аспирантуре Яфетического института
быту. В послевоенный период, вплоть до состоявшегося в г. Москве АН СССР (ныне институт языкознания АН РФ). В ноябре 1933 года
в 1951 году Всесоюзного этнографического совещания, этнографией Васильев вернулся в Йошкар-Олу, а с февраля 1934 года стал
марийцев занимались лишь языковеды, фольклористы и историки. доцентом Марийского педагогического института. Творческая
В.М.Васильевым была написана диссертация «Родство и свойство деятельность В.М.Васильева была сложна и многогранна. Более 60
марийского народа» (рукопись не сохранилась). Богатый материал о лет своей жизни ученый отдал изучению родного языка. Жизнь
свадебной обрядности марийцев собрал К.А. Смирнов. К.А. замечательного человека оборвалась в 1961 году. Валериан
Четкаревым были написаны статьи, посвященные этногенезу Михайлович Васильев является одним из выдающихся личностей
марийцев, влиянию христианских традиций на праздничную культуру своего народа. Он был человеком энциклопедического ума.
марийцев, изучению роли культуры русского народа в быту и Писатель, просветитель, педагог и ученый широкого профиля –
традициях мари. В результате этнографических поездок, изучения таким его знал марийский народ. Валериан Михайлович Васильев
архивных документов Г.А.Сепееву удалось проследить основные родился 1 января 1883 года в семье крестьянина деревни
этапы переселения марийцев и формирования восточно-марийской Сусады-Эбалак Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Янаульский
этнографической группы, раскрыть особенности ее традиционных район Башкирии). Первоначальное образование он получил в
занятий и материальной культуры. Комплексные исследования языка, начальном училище своей деревни. Затем учился в Уфимском
истории, археологии и этнографии позволили подготовить и двухклассном училище, которое окончил в 1895 году. Мальчику
провести в 1965 году научную сессию, посвященную проблемам очень хотелось продолжить свое образование, но вопреки желаниям
этногенеза и этнической истории. На сессии приняли участие отец устроил его писцом в волостное управление. Тогда ему было
ведущие археологи, антропологи, филологи страны, обращалось всего 12 лет. Так Валериан Васильев «вышел в люди», стал
внимание на историю формирования этнографических групп, уровень самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Но жажда к образованию
консолидации марийского этноса к моменту присоединения оказалась сильнее родительской воли, и, проработав писцом 3
Марийского края в состав России. Качественный скачек в развитии года, в 1888 году он без разрешения родителей уехал в город
этнографических исследований, как и всей научной деятельности в Бирск и поступил в инородческую учительскую школу. Четыре года
МарНИИ, произошел в середине 50-х – начале 60-х годов. занятий значительно расширили кругозор молодого человека. Он уже
Возобновились комплексные этнографические экспедиции. В конце был готов к самостоятельной учительской работе. После окончания
50-х годов в Марийском научно-исследовательском институте было учительской школы Васильев в 1902 году стал работать учителем в
решено подготовить коллективную монографию по этнографии народа. Музяковском национальном училище. Через год он получил
В качестве авторов были привлечены научный сотрудник отдела разрешение от окружного начальства для поступления в Казанскую
Поволжья Государственного музея этнографии народов СССР (г. духовную семинарию, где решил продолжить свое образование, и
Ленинград) Т.А. Крюкову, доцент кафедры этнографии Московского осенью 1903 года Валериан Михайлович становится учащимся этой
университета К.И.Козлова и казанский этнограф, профессор семинарии. В 1906 году он окончил ее по богословскому отделению.
Н.И.Воробьев. Этнографическое изучение марийского народа, Однако богословом Васильев не стал, он мечтал об университете. В
начавшееся с ХVII-ХIII веков, имеет богатые традиции. До пединституте Васильев проработал до февраля 1937 года, до
организации Марийского научно-исследовательского института перехода в Марийский научно-исследовательский институт на
исследовательской и собирательской работой в области этнографии должность старшего научного сотрудника. В 1939 году Васильев
в 20-х годах занимались члены Марийского областного общества вновь переходит в пединститут, а в 1944 году возвращается в
краеведения. В конце 80 – начале 90-х годов этнографы приступили МарНИИ на должность старшего научного сотрудника сектора языка и
к разработке новой темы – «Историко-культурные взаимосвязи письменности, где проработал до выхода на пенсию. За большие
марийского и соседних народов». Эта проблема затрагивалась и в заслуги в области марийского языкознания в декабре 1957 года
сборнике «Межэтнические связи населения Марийского края» (1991 В.М.Васильеву была присуждена ученая степень доктора
г.), подготовленном вместе с археологами. Проводилась подготовка филологических наук без защиты диссертации по совокупности
хрестоматийных сборников по истории семьи, семейных обрядов и работ. Так появился первый доктор наук по марийскому языку.
обычаев. О.А.Калинина составила сборники исторических Научные сотрудники МарНИИ: Смирнов, Васильев, Яковлев. В.М.
материалов, отражающих состояние и развитие праздничной Васильев, С.Г. Чавайн, Мендиаров и Ф.Е. Егоров. 1920-21 гг.
обрядности марийцев ХIХ – ХХ вв. Этнографы МарНИИ принимали Студенты Казанского университета. Васильев В.М. крайний справа в
активное участие в подготовке учебных пособий для школ. первом ряду. Васильев В.М. с семьей в 20-е годы. Васильев В.М.
Сотрудники отдела под руководством Г.А.Сепеева в 2000 году 1958 год.
опубликовали пособие на марийском языке для учащихся старших 13Ювенология. В третье тысячелетие наша республика, как и
классов «Этнография марийского народа». Исследуя народный Россия, вступает «постаревшей», так как снижение рождаемости,
костюм, хозяйственные занятия, орудия труда, постройки, жилища, начавшееся в 90-е годы, продолжается. Молодежь не тешит себя
утварь, средства передвижения, они стремились показать общие и иллюзиями о необходимости таланта, способностей личности. В то
особенные черты материально объектируемых явлений культуры в же время ценность образования растет. Подростки понимают, что
сравнении с культурой финно-угорских и поволжско-приуральских высшее образование дает более широкий выбор деятельности,
народов, увидеть тенденции трансформации народной культуры в ХIХ развивает способность приспосабливаться к жизни. Социология
– начале ХХ вв. Работы, посвященные материальной культуре молодежи – отрасль социологической науки, изучающая молодежь как
марийцев, нашли свое отражение в специальных сборниках серии социальную общность, особенности социализации и воспитания
«археология и этнография Марийского края». Большую помощь в вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности
сборе материалов оказывали студенты Марийского государственного и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений,
университета. Проводились экспедиции также сотрудниками особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных
Института этнографии АН СССР (Т.П. Федянович), Государственного планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность,
музея этнографии народов СССР (Е.Н. Котова, и выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
А.Ю.Заднепровская), Национального музея Финляндии (Илдико Накопленные знания по социологии молодежи привели исследователей
Лехтинен), Республиканского научно-краеведческого музея. В.М. к мысли о выделении отдельной области – «ювенологии» (или
Васильев, Т.Е. Евсеев, М.Н. Янтемир, Ф.Е. Егоров и др.на «юнологии»). Впервые об ювенологии заговорили зарубежные ученые
страницах областных журналов «Марий Эл», «Марий илыш», (1971 год, польский социолог Владислав Адамски). В России
«Марийское хозяйство», Туныктымо паша», в коллективных сборниках вплотную к этому вопросу подошли в 90-е годы прошлого столетия.
и монографиях в 1923-1930 годах опубликовали оригинальные Не остаются в стороне и исследователи Республики Марий Эл. В
этнографические работы по традиционной культуре, верованиям, 1997 году были проведены исследования «Социальный портрет
обычаям, праздникам, по проблемам этнической истории и призывника г. Йошкар-Олы», «Социальный портрет заключенных
этногенеза народа мари. Участники VI Международного конгресса Ново-Троицкой колонии». В 1998 году было проведено исследование
финно-угроведов. г. Сыктывкар 1985 год. Фольклористы «Отношение студенческой молодежи к изучению различных языков». В
слева-направо: Апанаев П.А. – с.н.с. МарНИИ, Тойдыбекова Л.Г. – 2000 году проведено подобное исследование учащихся школ
аспирантка Тартуского университета, Акцорин В.А. – с.н.с. республики. В 2001 году совместно с специалистами
МарНИИ, Китиков А.Е. – к.ф.н., с.н.с.МарНИИ. За работой …, В.А. наркологического диспасера и СПИД центра была проведена
Мухин, М.П.Чхаидзе и М.Н. Янтемир. В.А.Акцорин, зав сектором экспресс-оценка ситуации по употреблению наркотиков. Частично
фольклора МарНИИ, к.ф.н. ведет запись народных легенд в д. материалы исследований были опубликованы на научных конференциях
Большое Чигашево Медведевского района, 1983 год. в республике и за ее пределами. Как показали результаты опроса
7Отдел искусств. Исследование театрального искусства мари студенческой молодежи республики, общая направленность ее
началось только в 1960-е годы, когда специально вновь был политических интересов – демократическая. Большинство
организован сектор фольклора и искусства. Заведующая сектором респондентов отдают предпочтение демократическим реформам даже в
кандидат филологических наук М. А. Георгина опубликовала ряд условиях негативных последствий этих реформ. Приведенные данные
статей, освещавших различные стороны театральной жизни свидетельствуют об элементах кризиса идеалов и ценностей
республики. В деле собирания и популяризации марийского молодого поколения. Тревожным является значимость молодежи
народного музыкального творчества оказывал большую помощь А.И. факторов «связи, поддержка влиятельных лиц» и «умение устраивать
Искандаров. Им передано в научные фонды МарНИИ более 200 записей свои дела любым способом». Республика Марий Эл характеризуется
и «Библиография музыкальных произведений композиторов на темы многонациональным составом населения.
«Марийский научно-исследовательский институт» | Марийский научно-исследовательский институт.ppt
http://900igr.net/kartinki/obschestvoznanie/Marijskij-nauchno-issledovatelskij-institut/Marijskij-nauchno-issledovatelskij-institut.html
cсылка на страницу

Институты

другие презентации об институтах

«РГГУ» - С 1997 года – круглый стол «Моя профессия – менеджер». Награды наших студентов. Медиатека и отдел редких книг. НАПРАВЛЕНИЕ «Менеджмент» (бакалавриат). Кейс-ситуации. Технический исполнитель. Помощник менеджера. Профессиональная карьера выпускников. 7. Выпускная квалификационная работа. Новые информационные технологии в учебном процессе.

«Институт фундаментальной биологии и биотехнологии» - Магистр (2 года). Бакалавр ( 4 года). 2010. Кандидат наук. Телефон рабочий - (391)–244226, E-mail: nikgna@gmail.com. Специалист (5 лет). 020200.68 – Биология. НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАТУРА ( 2 года). Доктор наук. 020200.68.08 – Физиология растений. Институт фундаментальной биологии и биотехнологии.

«Институт востоковедения и международных отношений» - Кафедра тюркской филологии. Центр иранистики. И.Ф.Готвальд. Центр изучения исламской цивилизации. Институт востоковедения и международных отношений кфу. На сегодняшний день институт востоковедения и международных отношений кфу: Центр корееведения. Кафедра международных отношений и дипломатии. Кафедра филологии и культуры Дальнего Востока.

«Институт образования взрослых» - История ИОВ РАО. Дирекция ИОВ РАО. План мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ. Уставные виды деятельности ИОВ РАО. Перспективы исследований ИОВ РАО. 9 научно-исследовательских лабораторий 5 научно-исследовательских групп 19 экспериментальных площадок.

«Марийский научно-исследовательский институт» - Возобновились комплексные этнографические экспедиции. Четыре года занятий значительно расширили кругозор молодого человека. Летом 1958 года к языковедам МарНИИ приехал профессор Эрдеди Йожеф. ЭШПАЙ (Ишпайкин) Яков Андреевич (1890—1963) Композитор, кандидат искусствоведения. Отдел языка. Занимался преподавательской деятельностью.

«Институт довузовской подготовки» - Виды тестовых заданий. Каждый тест имеет свой вес. Подготовка к ЕГЭ» «Биология. Регистрация в системе. На рисунке представлена главная страница курса «Русский язык. После регистрации Вы можете приступить к работе. При прохождении теста слушатель отвечает на вопросы. Работа с главной страницей курса.

Урок

Обществознание

83 темы
Картинки
Презентация: Марийский научно-исследовательский институт | Тема: Институты | Урок: Обществознание | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по обществознанию > Институты > Марийский научно-исследовательский институт.ppt