История психологии Скачать
презентацию
<<  История становления психологии Развитие педагогической психологии  >>
Арабо-язычная средневековая психологическая мысль
Арабо-язычная средневековая психологическая мысль
Культура арабо-язычных народов
Культура арабо-язычных народов
Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
Самобытная культура
Самобытная культура
Возрастная периодизация развития человека
Возрастная периодизация развития человека
Общие идейно-теоретические основы
Общие идейно-теоретические основы
Антропологическое и психологическое учение
Антропологическое и психологическое учение
Антропологическое и психологическое учение
Антропологическое и психологическое учение
Особое внимание
Особое внимание
Научные труды
Научные труды
Направления научной деятельности Ибн Сины
Направления научной деятельности Ибн Сины
Ибн Сина
Ибн Сина
Источники развития
Источники развития
Философско-психологическое учение
Философско-психологическое учение
Философско-психологическое учение
Философско-психологическое учение
Психологические воззрения Ибн Рушда
Психологические воззрения Ибн Рушда
Психологические воззрения Ибн Рушда
Психологические воззрения Ибн Рушда
Аристотель
Аристотель
Ибн Рушд
Ибн Рушд
Утверждение о богоподобии человека
Утверждение о богоподобии человека
Психологические воззрения Альгазена
Психологические воззрения Альгазена
Словарь терминов
Словарь терминов
Вопросы для самопроверки
Вопросы для самопроверки
Темы курсовых работ и рефератов
Темы курсовых работ и рефератов
Список литературы
Список литературы
Картинки из презентации «Средневековая психология» к уроку психологии на тему «История психологии»

Автор: Гульнара. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока психологии, скачайте бесплатно презентацию «Средневековая психология.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 226 КБ.

Скачать презентацию

Средневековая психология

содержание презентации «Средневековая психология.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Лекция 5. "Арабо-язычная средневековая психологическая 12материальности. В его учении сочетаются естественно-научная
мысль" концепция психофизиологических функций и
2План: 1. Культура арабо-язычных народов в период философско-метафизическая теория души. Он разделял эти части
Средневековья 2. Общие идейно-теоретические основы арабо-язычной своего учения, говоря о двух несовпадающих точках зрения на душу
перипатетики 3. Антропологическое и психологическое учение - медицинской (естественно-научной) и философской, каждая из
Ибн-Сины 4. Психологические воззрения Ибн-Рушда 5. которых имеет собственную логику развития. Философское учение о
Психологические воззрения Альгазена. душе определялось им как зона разграничения науки и религии, где
3Культура арабо-язычных народов в период средневековья. В достигается их согласование, а за ее пределами - поле свободного
средние века наблюдался активный выход арабских племен на арену исследования. Тем самым делалась попытка оградить
исторического процесса. Они распространились на огромные естественно-научное знание о душе от вмешательства религии.
территории - от Аравийского полуострова до берегов Атлантики, с 13Ибн Сина творчески осмыслил и развил психогуморальные идеи
одной стороны, и до Индонезии - с другой. Образуется ряд Галена, философско-психологическое учение Аристотеля и Платона о
арабских народностей, создавших свои государства. Более того, в душе. И если в своей медицинской концепции души он являлся
средние века арабоязычный Восток начинает играть вновь передовую сторонником Галена и Аристотеля, то, давая ее философскую
роль в развитии мировой истории. На определенном отрезке трактовку, он был близок к Платону и неоплатонизму. Огромна роль
времени, пока сложившиеся феодальные отношения не стали тормозом Ибн Сины в распространении в арабском мире идей античной научной
общественного развития, Восток, и прежде всего арабо-язычные и философской мысли. Из арабских мыслителей своим духовным
страны, стали носителем передовой философско-психологической наставником Ибн Сина считал Аль Фараби. Важным общенаучным
мысли. Они первыми восприняли и продолжили изучение Аристотеля, основанием учения Ибн Сины являлись также достижения восточных
обеспечив его преемственное исследование и перенеся позже его натуралистов, прежде всего, в области медицины. Исходным
идеи на почву европейской культуры. философским постулатом Ибн Сины было признание вечности материи,
4Самобытная культура, которая сложилась в XVII-XVIII вв. в ее роли как первоосновы вещей. Ибн Сина не являлся чистым
этих странах, являлась синтезом ценностей, созданных арабами и материалистом, но его мировоззрение по своей общей
народами, завоеванными ими. Интенсивные торговые связи, направленности может быть охарактеризовано как
осуществляемые арабоязычными странами, связывали их с другими материалистическое.
культурами и способствовали распространению на их территориях 14Психологические воззрения ибн рушда. Ибн Рушд (Ибн Рушд
научных достижений Греции, Рима, Индии, Китая. В феодальном Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198)
арабском мире интенсивно развивались ремесла, торговля, известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного
мореходство; высокого уровня достигла техника земледелия; знания, последний из крупных оригинальных представителей
возникали крупные богатейшие города, превратившиеся в очаги арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины. Ибн
культуры, образования, науки. В страны арабского халифата Рушд жил в Испании в период Кордовского халифата. Не порывая с
стекалась научная литература со всего цивилизованного мира. Есть мусульманской религией, развивал материалистические элементы
сведения, что во время правления династии Аббасидов (XVIII-XVII философии Аристотеля. Говорил о вечности и несотворимости
вв.) в Багдад прибывали караваны, навьюченные книгами на всех материи, отрицал бессмертие индивидуальной души и загробный мир.
известных языках. Все это способствовало тому, что на Востоке Критиковал мистические идеи Альгазена. Велико его влияние на
получают дальнейшее развитие ростки точного знания, зародившиеся философскую мысль западной Европы. Аверроэс считается автором
в эллинистический период и возникает ряд новых идей в области самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля, которые
психологии. В арабском мире господствовала мусульманская помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую
религия. Но социально-экономические запросы, потребности трактовку Аристотелевского учения о душе, о ее высшей
развивающейся культуры требовали изучения работ способности - разуме (нусе). Это было материалистическое
"неверных", что и обусловливало рост научных объяснение души, связанной с телом.
представлений о мире, природе и человеке. 15Аристотель говорил о "пассивном" и
5В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация "активном" уме как о материи и форме, возможности и
развития человека, Выделяется 4 основных возрастных периода. действительности. "Пассивный" ум под действием
Возраст "роста" ("юность"), включающий "активного" приобретает форму; в нем актуализируется
младенчество, детство, подростковый возраст, период отрочества и потенциально данное. Соответственно Аристотель делит душу на две
полового созревания, юношество. Он охватывает период от рождения части - чувственную, возникающую, развивающуюся и исчезающую
человека до 30 лет. Возраст "остановки роста" вместе с развитием и смертью тела и разумную, бессмертную.
("молодость") - от 30 до 40 лет. Возраст Это противоречие, заложенное в трудах Аристотеля, пытались
"понижения при сохранении части сил" разрешить многие его последователи. Так, Александр Афродизийский
("зрелости") - от 40 до 60 лет. Возраст "упадка (конец II - начало III в.) считал, что "пассивный" ум
при ослаблении сил" ("старость") - от 60 лет до индивидуален и преходящ, неотделим от других, более простых
конца жизни. способностей души и развивается под влиянием внешнего
6Общие идейно-теоретические основы арабо-язычной Божественного разума. Но божество у него носит условный
перипатетики. Под влиянием освоения и творческого переосмысления характер. Соответственно личное бессмертие им отвергается, он
Аристотеля в арабоязычной культуре сложились два наиболее ярких утверждает, что с уничтожением тела исчезает и душа. Иное
философских учения - Ибн Сины (Авиценна) и Ибн Рушда мнение высказывал Фелисий. Он считал, что
(Аверроэса). В них были сконцентрированы и получили "потенциальный" и "актуальный" ум составляют
интегрированное выражение главные достижения ученых арабского одну божественную субстанцию, отличную от всех других
мира в разных областях знания, преимущественно в естественных психических способностей. Она временно проявляется в теле и
науках. Обобщив труды астрономов, географов, химиков, врачей сохраняется после его гибели. Тем самым доказывалось
Востока, накопленные наукой данные опытного познания, Ибн Сина и индивидуальное бессмертие души.
Ибн Рушд создали учения, в основе которых лежали следующие 16Ибн Рушд дал свое решение этого вопроса, создав, таким
постулаты: Природа вечна (со-вечна) божеству и ее законы не образом, учение - аверроизм. Он считал, что и
меняются произвольно. Душа обусловлена деятельностью тела. "потенциальный", и "активный" ум - одна
Индивидуальная душа не обладает бессмертием. Психические субстанция, существующая вне индивида. Важнейшим же свойством
качества человека детерминированы естественными причинами, души является чувствительность, благодаря которой она
условиями жизни, воспитания. воспринимает "нус". Подобно солнцу, действующему на
7Антропологическое и психологическое учение ибн сины. Ибн зрение, "нус" освещает индивидуальные души. И в них
Сина (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах), или Авиценна (980-1037) - проявляется ум - и потенциальный, и актуальный. С исчезновением
наиболее выдающийся ученый, один из самых ярких перипатетиков тела и соответствующих ему психических способностей
Средней Азии. Его отец, Ибн Сина-Абдаллах - начальник сбора (чувствительность), то, что было приобретено божественным умом в
налогов в одном из районов Бухары, являвшейся в конце 1 в. одним итоге его актуализации в данной душе, не исчезает бесследно, а
из крупнейших культурных центров Востока. В детстве Хусейна поглощается им и существует как момент универсального разума,
обучали Корану, адабу (грамматика, стилистика, поэтика) и к свойственного человеческому роду. Это - некое божественное
10-ти годам он достиг совершенства в этих областях. Началось его истечение, эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким
знакомство с точными науками: арифметикой, алгеброй, логикой. Но образом, отвергается идея индивидуального бессмертия души.
скоро его учитель признался, что ему уже нечему учить мальчика, 17С Кораном было несовместимо также вытекающее из учения Ибн
полностью освоившего школьную программу, и предложил ему Рушда утверждение о богоподобии человека. Человек, способный
продолжать образование самостоятельно. воспринимать божественный разум, соотносился тем самым с высшими
8Особое внимание в дальнейшем Ибн Сина обращал на изучение духовными сущностями. Наконец, наличие универсального
естественных наук. Есть сведения о том, что уже в раннем всеобщего разума приводило к гуманистическому выводу о равенстве
возрасте Ибн Сина начал заниматься медицинской практикой, людей по интеллектуальным способностям. Эта идея противоречила
бесплатно помогая нуждающимся в его помощи людям. В 17 лет он духу феодального общества с присущими ему принципами сословного
уже снискал славу как искусный врач и даже был приглашен ко строения. Много идей высказал мыслитель и по частным
двору правителя Бухары Нуха ибн-Мансура, которого он вылечил, вопросам психологического знания. В частности, исследуя
что не удавалось сделать ранее никому. За это он получил право зрительное восприятие, Аверроэс показал, что чувствительным
пользоваться редчайшим собранием книг в эмирской библиотеке, что аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
имело большое значение в его образовании и расширении знаний. В Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догм религии,
это время он освоил метафизику, изучил труды Абу-Насра Фараби, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания
впервые заявил о себе как об оригинально мыслящем ученом, истины с помощью разума. Пример тому - аподейктическое
вступив в письменную дискуссию с Беруни. К 18-ти годам он толкование священных тестов, направленное, по сути, на раскрытие
закончил свое образование. "С тех пор у меня ничего не противоречий в религиозных догматах.
прибавилось", - напишет он позже в своей автобиографии. 18Психологические воззрения альгазена. Ибн Аль-Хайсам, или
9Первые научные труды Ибн Сина пишет в 1000-1001 гг.: по Альгазен (965-1038) - арабский ученый, создатель
просьбе соседа он подготовил книгу, в которой были изложены психофизиологического учения о зрении. В своем труде
главные разделы философских наук "Ал-Хикмат "Оптика" Альгазен рассматривает глаз как тончайший
ал-арудийя". Своему другу он посвятил другой, не дошедший оптический прибор, математически и экспериментально обосновывает
до нас, философский труд "Получаемое и достигаемое" в законы отражения и преломления света, определяя их в качестве
20 томах. В начале века в Бухаре произошел дворцовый причины возникновения чувственного образа. Он вскрывает роль
переворот, старая династия пала. Это заставило Ибо Сину покинуть умственных актов как важной предпосылки осуществления акта
город. Начинаются его странствия. В поисках удобного места для восприятия, позволяющей воспринимать форму и объем предметов,
работы и спасаясь от преследований, он переезжает из одного находить в них сходство и различия. Предметом его
города Средней Азии и Ирана в другой. В Гурганже он встречает исследования были многие феномены зрительного восприятия:
Абу-Убейда Джузджани, который, став учеником Ибн Сины, бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст, мышечные
сопровождал его в течение всей жизни и записал его движения глаз и другое. Впервые он ставит вопрос о
автобиографию. В Гурганже Ибн Сина пишет книгу "Каноны длительности психических актов, утверждая, что между
врачебной науки" и другие свои труды. В 1014-1023 гг. он раздражением зрительного органа и субъективным ощущением
создает многотомную философскую энциклопедию "Китаб существует определенный промежуток времени, необходимый для
аш-шиф" ("Книга исцеления"). Непосильный передачи возбуждения по нервам. Таким образом,
труд, скитания, преследования подорвали здоровье ученого, и он прогрессивная арабоязычная культура вернула в культуру Европы
умер в 1037 г. в г. Хамадане, где и поныне сохраняется его античные интеллектуальные ценности, существенно их обогатив. Она
могила. привнесла новые антропологические идеи, наносящие серьезный удар
10Направления научной деятельности Ибн Сины. Ибн Сина- по идеологии феодального общества. Работы арабоязычных
ученый-энциклопедист. Он работал в разных областях знания и мыслителей формировали интерес к человеку и его психическому
создал около 450 работ, из которых до нас дошло около 240. миру, утверждали в европейской научной мысли идеалы опытного
Необыкновенно широка сфера его научных интересов, включающая познания.
философию, медицину, логику, психологию, физику, астрономию, 19Словарь терминов. Аверроизм Перипатетики Пневма Суфизм
математику, музыковедение, химию, этику, филологию, языкознание. Фатализм.
Главные области его научной деятельности - философия и медицина. 20Вопросы для самопроверки. Какие подходы в понимании человека
Основные философские труды Ибн Сины - "Книга формируются в арабоязычной культуре? Проанализируйте основные
исцеления", "Указания и наставления", "Книга постулаты учений арабских мыслителей Какие идеи лежали в
знания". Философия Ибн Сины по праву считается вершиной основании учения Ибн Сины? Охарактеризуйте основные
теоретической мысли стран Востока в раннем средневековье. психологические идеи Ибн Сины Как решал Ибн Рушд проблему
Религии он противопоставил научное познание, основанное на "активного" и "пассивного" ума? Кто из
опыте, логических доказательствах. арабских мыслителей специально занимался проблемой зрительного
11Ибн Сина - один из величайших ученых-медиков в истории восприятия?
человечества. Им создано около 50 трудов в этой области. В его 21Темы курсовых работ и рефератов. Причины расцвета
главном медицинском трактате "Канон врачебной науки" аристотелизма на рабском Востоке Восточный перипатетизм как
(1012-1024 гг.) и других трудах дается анатомическое описание философско-психологическое учение Аль Фараби как "второй
человека, содержится характеристика его телесной структуры, Аристотель" - жизнь и творчество Идейно-теоретические
рассматриваются проблемы нервных и психических болезней и их основания арабоязычной философии и психологии Биография и
лечения. Особенно важным является рассмотрение им взаимосвязи психологическое наследие Ибн Сины Ибн Рушд как основоположник
между патологическими отклонениями в функционировании организма аверроизма Вклад в развитие психологического знания Ибн
и психическими состояниями больного. Книга Ибн Сины была Аль-Хайсама.
чрезвычайно популярна в Европе. В XII в. она была переведена с 22Список литературы. Аль Фараби. Существо вопроса // Антология
арабского языка на латынь, в XV в. напечатана. По числу мировой философии: В 4-х т. М., 1969. Завадовский Ю.Н. Абу Али
последующих переизданий она может соперничать с Библией (40 раз Ибн Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980. Ибн Габирол.
переиздавалась полностью, много раз - в выдержках). Главным Жемчужная россыпь // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о
объектом медицины Ибн Сина считает тело человека, а главными его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Ибн Габирол. Человек и
задачами - исследование причин его здоровья и нездоровья. его судьба // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его
Материальные причины состояния тела - "заложенные" в жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Ибн Рушд // Избранные
нем "основы" (элементы, соки, пневма). Действенные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV
причины - факторы, поддерживающие жизнь организма: воздух, пища, вв. М., 1961. Ибн Сина. Избранное. М,. 1980. Ибн Сина. Избранные
вода, состояние жилища, половые и возрастные различия, сфера философские произведения. М., 1980. Ибн Сина. Канон врачебной
профессиональных занятий, привычки, время сна и бодрствования, науки. Ч.1. М., 1994. Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина.
душевный покой. Избранные философские произведения. М., 1980. Ренан Э. Аверроэс
12Особенности и источники развития научного мировоззрения Ибн и аверроизм / Пер. с франц. Киев, 1903. Сагадеев А.В. Ибн Рушд
Сины. Ибн Сина - сторонник опытного познания, (Аверроэс). М., 1973. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М.
естествоиспытатель, последовательный борец с астрологией и 1985. Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители
суевериями, видный арабский перипатетик. Он широко развернул прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.,
опытное исследование психофизиологических явлений, исходя из 1991. Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., 1969. Шидфар Б.Я. Ибн
идей отсутствия бессмертия индивидуальной души, ее Сина. М., 1981.
«Средневековая психология» | Средневековая психология.ppt
http://900igr.net/kartinki/psikhologija/Srednevekovaja-psikhologija/Srednevekovaja-psikhologija.html
cсылка на страницу

История психологии

другие презентации об истории психологии

«История психологии как науки» - Неопозитивизм. Основные понятия темы. Задачи истории психологии. Периоды развития науки. Предмет истории психологии. Предрефлексивный уровень. Творческий диалог с прошлым. Творческие задания. Историческая рефлексия ученого. Личностно-психологические факторы. Теория Т.Куна. Периоды в исследовании истории психологии.

«История становления психологии» - Мышление. Первые представления о душе. Психологическое учение о душе. Классы аффектов. Теория Демокрита. Эпикур. Внешнее и внутреннее мышление. Ряд представлений о природе. Восточная философская мысль. Формирование характера. Проблема чувств. Стадии нарастания аффективного состояния. Психологические идеи античности.

«История развития психологии» - Дух времени. Методы истории психологии. Историческое прошлое. Принцип детерминизма. Изучение научных школ. Теория великих людей. Темы курса. Внутренняя история. Формирование двух направлений. Тенденция к размыванию границ. Реальные закономерности. Психология акта. Антикваризм. Движение психологии. История психологии.

«Психология как наука» - В. Келер. ХХ век. – Американский психолог, основатель гуманистической психологии. – Американский психолог и педагог, представитель когнитивной психологии. Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Стержень гуманистической идеи – оптимистический взгляд на природу человека. (1875-1961) швейцарский психолог, психиатр, культуролог, основатель аналитической психологии.

«Развитие педагогической психологии» - Этап преимущественно умозрительных, логических построений. Разработка теоретических основ педагогической психологии. К.Д. Ушинский. С.Л. Рубинштейн. А. Бинет. Развитие специальных педагогических систем. Дж. Селли. История становления педагогической психологии. С.Т. Шацкий. П.Ф. Каптерев. Творческая активность ученика.

«Средневековая психология» - Психологические воззрения Альгазена. Антропологическое и психологическое учение. Утверждение о богоподобии человека. Источники развития. Ибн Сина. Особое внимание. Философско-психологическое учение. Психологические воззрения Ибн Рушда. Аристотель. Направления научной деятельности Ибн Сины. Общие идейно-теоретические основы.

Урок

Психология

41 тема
Картинки
Презентация: Средневековая психология | Тема: История психологии | Урок: Психология | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по психологии > История психологии > Средневековая психология.ppt