Религия Скачать
презентацию
<<  О друзьях и дружбе Урок Религия  >>
Триадология
Триадология
Арианство
Арианство
Арианство
Арианство
Св. Афанасий Великий
Св. Афанасий Великий
Св. Афанасий Великий
Св. Афанасий Великий
Особенность эпохи
Особенность эпохи
Особенность эпохи
Особенность эпохи
Свт. Григорий Нисский
Свт. Григорий Нисский
Свт. Григорий Нисский
Свт. Григорий Нисский
Новоникейское богословие
Новоникейское богословие
Новоникейское богословие
Новоникейское богословие
Значение терминов
Значение терминов
Термин «сущность»
Термин «сущность»
Термин «природа»
Термин «природа»
Термин «природа»
Термин «природа»
Термин «ипостась»
Термин «ипостась»
Проблема соотношения понятий «ипостась» и «сущность»
Проблема соотношения понятий «ипостась» и «сущность»
Термин «лицо»
Термин «лицо»
Свт. Василий Великий
Свт. Василий Великий
Древнегреческая мысль
Древнегреческая мысль
Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии
Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии
Формула «una substantia, tres personae»
Формула «una substantia, tres personae»
Речения
Речения
Недоразумение
Недоразумение
Различное понимание термина «единосущие»
Различное понимание термина «единосущие»
Проблема «омоусиос» и «омиусиос»
Проблема «омоусиос» и «омиусиос»
Формирование ясной терминологии
Формирование ясной терминологии
Картинки из презентации «Введение в богословие» к уроку религии и этики на тему «Религия»

Автор: Емельянов Н. Н.. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока религии и этики, скачайте бесплатно презентацию «Введение в богословие.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 178 КБ.

Скачать презентацию

Введение в богословие

содержание презентации «Введение в богословие.ppt»
Сл Текст Сл Текст
1Триадология. Тема лекции: Терминологическая проблема 1312–22, PG, t. 42, 429–432 ) они объяснили ипостась, как более
троичного богословия IV века. точное, чем pr?swpon, наименование «существенных и действительно
2Арианство. Александрийский пресвитер Арий (256, Ливия? – существующих свойств лиц».
336, Константинополь). 1. Богом в собственном смысле слова 14Термин «лицо». «Древнегреческая мысль оставалась связанной
является лишь Отец: Сын отличен от Него по Своей Сущности . 2. основополагающим законом, установленном ею самой для себя и
Сын сотворен по воле Отца «из ничего» . 3. Сын сотворен как гласившим, что в конечном счете бытие составляет единство,
высшее орудие для создания мира и как посредник в отношениях несмотря на разнообразие существующих предметов, поскольку
между Богом и абсолютно чуждой Ему тварью. 4. Святой Дух реально существующие предметы в конце концов восходят в своем
сотворен непосредственно Сыном и в свою очередь является для бытии обратно к своему необходимому соотношению и «родству» с
Сына инструментом в деле творения вселенной . «единым» бытием и поскольку, следовательно, всякое «различие»
3Св. Афанасий Великий. Архиепископ Александрийский (ок. или «элементы» должны рассматриваться как тенденция к
298—373) , секретарь, а затем преемник епископа Александра. «не-бытию», порча или «упадок» бытия… Даже Бог не может
Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. отстраниться от этого онтологического единства и свободно стать
К 350 году он остался единственным православным неарианским перед миром «лицом к лицу» в диалоге с ним». Иоанн Зизиулас,
епископом в восточной половине Римской империи. митр. Личностность и бытие // Богословский сборник. М., 2002.
4Особенность эпохи. Церковный историк Сократ Схоластик († Вып. 10. С. 24–25.
после 439) сравнивает богословские споры этой эпохи с 152. Проблема соотношения восточной и западной троичной
«междоусобной войной», которая «нисколько не отличалась от терминологии (essentia, substantia, persona). Греческому слову
ночного сражения, потому что обе стороны не понимали, за что усия — «сущность» от глагола «быть» () — в латинском языке
бранят одна другую». Сократ Схоластик. Церковная история I, 23. должно соответствовать слово essentia, также производное от
5Особенность эпохи. Свт. Григорий Нисский отмечает с горькой глагола «быть» (esse). Слову ипостасис в латинском языке должно
иронией: «Все полно таких людей, которые рассуждают о соответствовать – substantia, так как оба слова образованы от
непостижимых предметах, улицы, рынки, площади, перекрестки; глагола «стоять под», «лежать в основе», «существовать
спросишь, сколько нужно заплатить оболов, - философствуют о самостоятельно» (= subsistere или substare). Однако, уже начиная
рожденном и нерожденном; хочешь узнать о цене на хлеб — с Тертуллиана (Adversus Praxeam, cap. II, PL, t. 2, 157 B, C),
отвечают: Отец больше Сына; справишься, готова ли баня, — словом substantia (субстанция) на Западе стало обозначаться
говорят: Сын произошел из ничего». Свт. Григорий Нисский. Contra понятие, отвечающее греческому усия. В этом же смысле термин
usurarios. PG, t. 45, 556. «субстанция» использовал Марий Викторин (ок. 300–387), известный
6Новоникейское богословие. Победа православия в тринитарных в свое время римский философ и богослов, оказавший значительное
спорах была невозможна не только без создания строгой и точной влияние на все последующее латинское богословие. Блж. Августин в
терминологии, но и без колоссальных усилий, необходимых для трактате «О Троице» (400–415) прямо говорит, что «в нашем, то
того, чтобы это богословие было воспринято широкими церковными есть латинском, языке слово сущность (essentia) обычно
массами. Эта победа была достигнута благодаря подвигу Великих понимается не иначе, как субстанция (substantia)» «О Троице».
Каппадокийцев, представителей «новоникейского» богословия: свт. Lib. VII, cap. VI, 7 (PL, t. 42, 939).
Василия Великого (329–379), его брата свт. Григория Нисского 162. Проблема соотношения восточной и западной троичной
(ок. 335 – ок. 394) и друга свт. Василия свт. Григория терминологии (essentia, substantia, persona). В латинском
Назианзина (329–389), получившего в Церкви почетное именование троичном богословии прочно утвердилась формула «una substantia,
Богослова. Миниатюра из Гомилий Григория Богослова. 880-886 гг. tres personae» (одна субстанция, три Лица). Эта формула восходит
(Parisin. gr. 510. Fol. 71v). к Тертуллиану и постепенно становится к IV в. настолько
71. Значение терминов «сущность», «природа», «ипостась» и авторитетной, что всякое отступление от нее воспринимается как
«лицо» в троичном богословии IV века. Внецерковные влияния. свидетельство неправоверия. Таким образом, все восточное
8Термин «сущность». Аристотель использовал понятие «сущности» богословие находится у западных под постоянным подозрением.
(усия) в разном смысле: «Называют главным образом, прежде всего Греческая формула «три ипостаси» дает в латинском переводе «три
и в собственном смысле «усиями» то, что не может быть сказано ни субстанции», что воспринимается на Западе как свидетельство
о каком (другом) индивиде, и то, что не находится ни в каком тритеизма и арианских убеждений всех восточных. Каппадокийцы
(другом) индивиде, например «этот человек, эта лошадь». прекрасно понимали, что проблема обоснования действительного
Вторичными «усиями» называют виды, в которых первые «усии» различия и самостоятельности, то есть субстанциональности, Лиц
существуют с соответствующими родами; таким образом «этот является основной для латинского богословия.
человек» есть человек по виду, а животное по роду» Аристотель. 172. Проблема соотношения восточной и западной троичной
Категории V, 1, 2, 11–19. терминологии (essentia, substantia, persona). По словам свт.
9Термин «природа» также имел несколько значений и мог Григория Богослова, «когда благочестиво употребляем речения:
по-разному пониматься не только в контексте тринитарных споров одна сущность и три Ипостаси, из которых первое означает
IV столетия, но и гораздо позже. Например, Боэций (480–523) естество (природу) Божества, а последнее — личные свойства Трех
предлагает четыре определения природы. Преп. Иоанн Дамаскин (t¦j t?n tri?n „di?thtaj), и когда римляне, одинаково с нами
(VIII в.) допускает двоякое понимание этого термина. В самом разумея, по бедности своего языка и по недостатку наименований,
широком смысле термин «природа» указывает на все, что существует не могут различать сущности от Ипостаси и потому заменяют слово:
объективно, независимо от человеческого сознания. Например, Ипостаси, словом: Лица (t¦ pr?swpa), дабы не подать мысли, что
преп. Анастасий Синаит (VII в.) определяет природу как «истинное они признают три сущности: тогда что из сего выходит? Нечто
существование вещи… все то, что существует истинным образом, а весьма достойное смеха и сожаления. …произошло то, что в
не то, что изрекается как плод воображения… истинную реальность речении: три Лица, открыт савеллианизм, а в речении: три
существующих (вещей), или же воосуществленность их» Ипостаси — арианизм». Григорий Богослов, свт. Слово 21 //
(Путеводитель // ЖМП, 1993. № 7. С. 74). В более узком смысле Творения. Т. I. С. 326.
понятие «природа» могло сближаться с понятием «сущность», если 182. Проблема соотношения восточной и западной троичной
оно понималось как видовое понятие, общее для вещей одного рода терминологии (essentia, substantia, persona). Недоразумение не
или вида, обладающих одинаковыми качественными характеристиками. было окончательно устранено даже после победы каппадокийского
10Термин «ипостась». происходит от глагола — «существовать богословия на Востоке. Блж. Августин по-прежнему не понимает
самостоятельно» — и в разговорном языке мог обозначать все разницу между греческими терминами «сущность» и «ипостась».
реально существующее (как и понятие «природа»). впервые в Столетие спустя в трактате «Против Евтихия и Нестория» (512) о
нехристианской философии у Плотина термин «ипостась» как недостаточности латинской терминологии говорил Боэций (ок.
«определенное бытие» ( ) отличается от термина «сущность» как 480—523). «Вся та огромная богословская работа по этому вопросу,
«бытия вообще» ( ), но при этом точного разграничения между ними которая выполнена была Восточною Церковью со времени Оригена,
проведено не было. все споры и треволнения, пережитые ею в этой области, прошли
11Проблема соотношения понятий «ипостась» и «сущность». В бесследно для Запада, который не имел нужды, да и не мог по
целом, в богословии того времени у старшего поколения никейцев недостатку своего философского развития принимать в них
слово «ипостась» значило почти то же, что и усия. Христианские участие». Спасский А.А., проф. История догматических движений в
авторы IV столетия использовали термин «сущность» главным эпоху Вселенских Соборов. С. 81.
образом в значении аристотелевой первой усии. Такое 193.1. Различное понимание термина «единосущие». В зависимости
отождествление терминов находим у свт. Афанасия Великого в от определения соотношения в троичном богословии понятий
«Послании к африканским епископам» (369 или 370 г.): «Ипостась сущность и ипостась, термин «единосущие» () может приобретать
есть сущность и не иное что означает, как самое существо ( — различное значение Если понятия сущность и ипостась
букв. «самое сущее»)… ипостась и сущность есть бытие ( — букв. отождествляются, и пониматются как конкретное, единичное бытие,
«существование»)» Афанасий Великий, свт. Творения. Т. III. С. то единосущие означает совместное обладание одной и той же
280. На невозможности различения этих греческих терминов единичной сущностью. Такое понимание отвечает богословию свт.
настаивает блж. Иероним Стридонский в письме к папе Дамасу (376 Афанасия Великого. Напротив, строгое различение сущности (как
г.): «…школа светских наук не знает иного значения слова «общего», видового признака, совокупности существенных свойств)
ипостась, как только сущность (tota saecularium litterarum от ипостаси (как «частного», индивидуального бытия) приводит к
schola nihil aliud hypostasim, nisi usian novit)» Epist. 15, PL, пониманию единосущия как равенства или одинаковости видовых
22, col. 457 a. признаков, существенных свойств. В этом смысле единосущны друг
12Термин «лицо». Изначально не имел философского характера. другу отдельные человеческие ипостаси: Павел, Силуан, Тимофей,
Слово «» могло означать маску актера (личину), роль или внешнюю каждый из которых обладает сущностью, отвечающей единому
форму. Оно указывало на случайные признаки, которые не могут видовому понятию «человек». В таком понимании термин
определять существа самой вещи. Не случайно этот термин был «единосущие» ближе всего к учению Великих Каппадокийцев.
использован модалистами, для которых Троица — это Единый Бог, 203.2. Проблема «омоусиос» и «омиусиос». Каково бы ни было
меняющий свои Лица, в которых Он обращается к Своему творению. понимание «единосущия», православные всегда отвергали
13Термин «лицо». Свт. Василий Великий настаивает на том, что допустимость термина «подобосущие» (). Дело в том, что еще
употребление термина «лицо» невозможно без соотнесения его с Аристотель в «Метафизике» (V, 15) определил точное значение
понятием «ипостаси»: «А утверждающие, что сущность и ипостась — слова «»: «тождественны те предметы, у которых одно существо,
одно и то же, принуждены исповедовать только разные Лица и, подобны те, у которых одно качество, равны те, у которых одно
уклоняясь от выражения: три Ипостаси, не избегают погрешности количество». Именно поэтому свт. Афанасий утверждает, что
Савеллия». Василий Великий, свт. Письмо 236, к Амфилохию По «подобное сказуется подобным в отношении не к сущностям, но к
мысли свт. Василия, признание «трех Лиц» недостаточно без внешнему виду и к качествам, о сущностях же должно быть сказуемо
исповедания «трех Ипостасей». Таким образом, термин «просопон» не подобие, но тождество» Афанасий Великий, свт. Творения. Т.
требовал уточнения, придания ему значения конкретного III. С. 162. Свт. Василий Великий также указывает на
самодостаточного бытия, т. е. характеристики онтологической, а некорректность термина «подобосущие», поскольку «подобным и
не случайной, внешней или описательной, т. е. указывающей не на неподобным называется что-либо относительно к качествам, а
бытие само по себе, а его отношения и проявления во вне. Эта Божество свободно от качественности» Василий Великий, свт.
проблема осознавалась не только православными. «Непригодность и Письмо 8. К кесарийским монахам // Творения. СПб. Т. III. С. 16.
недостаточность этого термина для выражения богословских понятий 21Проблема. Формирование ясной терминологии, отвечающей четкой
сознали уже омиусиане. В памятной записке Василия Анкирского богословской концепции.
(сохранившейся в сочинениях Епифания Кипрского: Panarion, 73,
«Введение в богословие» | Введение в богословие.ppt
http://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Vvedenie-v-bogoslovie/Vvedenie-v-bogoslovie.html
cсылка на страницу

Религия

другие презентации о религии

«Учебник по религии» - Читаем рассказ. Традиции. Знакомство с основами этики. Электронное сопровождение к уроку. Деятельность учителя. Основы мировых религиозных культур. Концептуальные основы. Общие уроки. Поученье в пример. Структура урока. Основы светской этики. Строение учебников. Ребята. Светское государство. Интегративное качество личности ребенка.

«Паломничество» - Паломничества в буддизме. Паломничество в иудаизме. Паломничества и святыни. Паломничества в христианстве. Реликвия. Паломничества на Урале. Паломничества в исламе. Село Меркушино. Синквейн. Что такое паломничества. Паломничество.

«Введение в богословие» - Триадология. Проблема соотношения понятий «ипостась» и «сущность». Термин «лицо». Св. Афанасий Великий. Недоразумение. Речения. Проблема «омоусиос» и «омиусиос». Значение терминов. Различное понимание термина «единосущие». Формирование ясной терминологии. Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии.

«Взаимодействие религии и морали» - Нравственные категории. Религия оказывала огромное влияние на жизнь общества. Мораль и религия. Религия. Действие нравственных норм. Бог в нас самих. Религия всегда сосуществовала со светскими элементами культуры. Люди в обществе связаны разнообразными отношениями. Вера в Бога. Мораль охватывает все проявления добра и зла.

«Учебник «История религий»» - История религий под редакцией А.Н. Сахарова. В УМК входят: программа; рабочая программа; книга для учителя; рабочая тетрадь. Иллюстративный ряд учебного пособия. История христианства. Развитие УМК «История религий». Обсуждение учебного пособия «История религий» в Казани. Методический аппарат учебного пособия «История религий».

«Заповеди религий» - Ислам. Заповеди Христианства. Золотое правило нравственности. Гора Синай. Заповеди блаженства. Заповеди ислама. Нравственные заповеди в религиях мира. Талмуд. Священное писание Буддизма. Заповеди Буддизма. Древнейшие времена. Мухаммед. Новый Завет. Заповеди иудаизма. Коран. Любите друг друга. Скрижали.

Урок

Религия и этика

22 темы
Картинки
Презентация: Введение в богословие | Тема: Религия | Урок: Религия и этика | Вид: Картинки
900igr.net > Презентации по религии и этике > Религия > Введение в богословие.ppt