Без темы
<<  Анализ лирического произведения Анализ лирического произведения А.С.Пушкина «Зимний вечер»  >>
Анализ лирического произведения
Анализ лирического произведения
Цель урока:
Цель урока:
План анализа лирического произведения
План анализа лирического произведения
Анализ лирического произведения
Анализ лирического произведения
Мужская рифма
Мужская рифма
Женская рифма
Женская рифма
Дактилическая рифма
Дактилическая рифма
Тема любви (любовная лирика) Тема природы (пейзажная лирика) Тема
Тема любви (любовная лирика) Тема природы (пейзажная лирика) Тема
Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви
Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви
Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие
Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле,
Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле,
Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга
Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического
Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического
Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине,
Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине,
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей
Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей
Анализ лирического произведения
Анализ лирического произведения
ПАРНАЯ - (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние
ПАРНАЯ - (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние
ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с
ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с
КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с
КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с
Поэтическая лексика
Поэтическая лексика
ЭПИТЕТ Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум
ЭПИТЕТ Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум
СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным
СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным
ИРОНИЯ
ИРОНИЯ
ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении
ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении
ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца;
ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре
МЕТАФОРА [греч
МЕТАФОРА [греч
Поэтическая фонетика
Поэтическая фонетика
АНАФОРА [греч
АНАФОРА [греч
АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных
АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных
АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых
АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых
Анализ лирического произведения
Анализ лирического произведения
Хорей
Хорей
Ямб
Ямб
Дактиль
Дактиль
Амфибрахий
Амфибрахий
Анапест
Анапест
Список используемых ресурсов
Список используемых ресурсов

Презентация на тему: «Анализ лирического произведения». Автор: ASER. Файл: «Анализ лирического произведения.pptx». Размер zip-архива: 137 КБ.

Анализ лирического произведения

содержание презентации «Анализ лирического произведения.pptx»
СлайдТекст
1 Анализ лирического произведения

Анализ лирического произведения

Учитель русского языка и литературы СОШ №159, г.Ташкент Чиркова Марина Владимировна

2 Цель урока:

Цель урока:

Познакомить с особенностями анализа лирического произведения Познакомить с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.

3 План анализа лирического произведения

План анализа лирического произведения

Автор и дата. История создания. Тема. Главные образы или картины, созданные в стихотворении. Средства поэтического языка Поэтическая Фонетика Стихотворный размер. Рифма, рифмовка. Мое отношение.

4 Анализ лирического произведения
5 Мужская рифма

Мужская рифма

И море, и буря качали наш челн; Я, сонный, был предан всей прихоти волн. Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. Ф. И. Тютчев.

6 Женская рифма

Женская рифма

Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют, Как под сумрачным их светом Нивы дремлющие зреют. Ф. И. Тютчев.

7 Дактилическая рифма

Дактилическая рифма

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов. Тучи

8 Тема любви (любовная лирика) Тема природы (пейзажная лирика) Тема

Тема любви (любовная лирика) Тема природы (пейзажная лирика) Тема

назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Тема дружбы Тема одиночества Тема родины (патриотическая лирика) Тема народа ТЕМА - ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

9 Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви

Тема любви (любовная лирика) Поэтические произведения о проблеме любви

о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства. А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."

10 Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие

Тема природы (пейзажная лирика) Поэтические произведения, описывающие

картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы С. А. Есенин "Береза"

11 Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические

Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика) Лирические

произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

12 Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические

Тема поисков жизненного смысла (философская лирика) Лирические

произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."

13 Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле,

Тема свободы (вольнолюбивая лирика) Поэтические произведения о воле,

духовной свободе личности А. Н. Радищев ода "Вольность"

14 Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга

Тема дружбы Лирические произведения о дружбе, создание образа друга

поэта; возможно прямое к нему обращение А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

15 Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического

Тема одиночества Поэтические произведения об одиночестве лирического

героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми М. Ю. Лермонтов "Парус"

16 Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине,

Тема родины (патриотическая лирика) Лирические произведения о Родине,

ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества А. А. Блок "Россия"

17 Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей

Тема народа Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей

из народа Н. А. Некрасов "Железная дорога"

18 Анализ лирического произведения
19 ПАРНАЯ - (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние

ПАРНАЯ - (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние

строчки: Пружина чести — наш кумир, И вот на чем вертится мир

20 ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с

ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с

четвертой и т. д.: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье

21 КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с

КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с

четвертой, а вторая с третьей: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в эти каторжные норы Доходит мой свободный глас.

22 Поэтическая лексика

Поэтическая лексика

ЭПИТЕТ - художественное определение; СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого; ИРОНИЯ - скрытая насмешка; ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление; ЛИТОТА - художественное преуменьшение; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать; МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

23 ЭПИТЕТ Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум

ЭПИТЕТ Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно смешанный шум

.. (Н.А.Некрасов) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвёл? Когда? Какой весною? И долго ль цвёл? И сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? (А.С.Пушкин)

24 СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным

СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным

с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете. И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. (Лермонтов) В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное. Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п. И погнувшись изба, Как старушка, стоит. (Кольцов)

25 ИРОНИЯ

ИРОНИЯ

Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор: А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что ты не оставлен моей милостью...

26 ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении

ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении

предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова: Вихрь полуночный - летит богатырь! Тьма от чела его, с посвиста пыль! Молнии от взоров бегут впереди, Дубы грядою лежат позади. Ступит на горы - горы трещат; Ляжет на воды - бездны кипят; Граду коснется - град упадает, Башни рукою за облак кидает.

27 ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца;

ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца;

его от земли не видать (малорослого). Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки! (Крылов)

28 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре

В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением. Идет седая чародейка, Косматым машет рукавом; И снег, и мразь, и иней сыплет, И воды претворяет в льды. От хладного ее дыханья Природы взор оцепенел...

29 МЕТАФОРА [греч

МЕТАФОРА [греч

metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель. Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой.

30 Поэтическая фонетика

Поэтическая фонетика

Аллитерация – повторение согласных звуков; Ассонанс – повторение гласных звуков; Анафора - единоначалия;

31 АНАФОРА [греч

АНАФОРА [греч

anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой! (А.К.Толстой)

32 АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных

АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных

или одинаковых согласных звуков Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума... (С.Есенин)

33 АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых

АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых

гласных звуков Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела... (Б.Пастернак)

34 Анализ лирического произведения
35 Хорей

Хорей

Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов.

Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя…

А.С. Пушкин

36 Ямб

Ямб

Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов.

Мой дядя самых честных правил…

А.С. Пушкин

37 Дактиль

Дактиль

Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а два других – безударные.

Тучки небесные, вечные странники

М.Ю.Лермонтов

38 Амфибрахий

Амфибрахий

Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два других – безударные.

Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи…

Н.А.Некрасов

39 Анапест

Анапест

Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два других – безударные.

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта!

А.Блок

40 Список используемых ресурсов

Список используемых ресурсов

http://www.ladyagata.ru/index/plan_analiza_liricheskogo_proizvedenija/0-125 http://literatura5.narod.ru/epitheton.html http://www.stihi.ru/uchebnik/rech2.html

«Анализ лирического произведения»
http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/analiz-liricheskogo-proizvedenija-157808.html
cсылка на страницу

Без темы

23685 презентаций
Урок

Без урока

1 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по > Без темы > Анализ лирического произведения