Без темы
<<  МИФИЧЕСКИЙ концерт Мифы  >>
Мифтахетдин А
Мифтахетдин А
Баш?орттарым, у
Баш?орттарым, у
А?мулла (ысын исеме - Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы)
А?мулла (ысын исеме - Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы)
Тормош юлы
Тормош юлы
Ситт? й
Ситт? й
Мей?с йыл
Мей?с йыл
Многие исследователи ошибочно указывают местом рождения Акмуллы
Многие исследователи ошибочно указывают местом рождения Акмуллы
Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего
Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего
Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень
Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень
Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами
Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами
Тюркский мир знает немало выдающихся и великих поэтов, чье творчество
Тюркский мир знает немало выдающихся и великих поэтов, чье творчество

Презентация на тему: «Мифтахетдин А?мулла». Автор: Лилия. Файл: «Мифтахетдин А?мулла.ppt». Размер zip-архива: 3619 КБ.

Мифтахетдин А?мулла

содержание презентации «Мифтахетдин А?мулла.ppt»
СлайдТекст
1 Мифтахетдин А

Мифтахетдин А

мулла

2 Баш?орттарым, у

Баш?орттарым, у

ыу к?р?к!

Баш?орттарым, у?ыу к?р?к, у?ыу к?р?к! Арабы??а на?андар к?п, у?ыу ?ир?к. А??ыра айыу?ан Уралда?ы ?ур??андай, Эй, ту?андар, на?анлы?тан ?ур?ыу к?р?к! Илтифат ит: у?ыу?алыр ш?раф?тт?р, Я?иллект?н кил? ятыр ?ур аф?тт?р. У?ы?андар к?кт? осор, ?ыу?а й???р, Ю?тыр унда ??ли?лек, к?рам?тт?р. У?ы?ан?а был донъяла ж?л?л булыр, Харам тиг?н к?п ш?й??р х?л?л булыр. Ыры?, д??л?т шишм??ен асам ти???, ?илем-??н?р бер??н-бер ?м?л булыр. Алты?а бер?е ?ушып, ?ан ун булмай, С???тте ал?а бороп, т?н к?н булмай. Белемлелек — ары?ландан к?сл? батыр, Шу?а атланмай, ?ине? т?ш?? ?ис ?н булмай.

3 А?мулла (ысын исеме - Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы)

А?мулла (ысын исеме - Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдин улы)

(1831—1895) — к?ренекле баш?орт ??м татар ша?иры, м??риф?тсе. Баш?орт ши?ри?тен? тос ?л?ш индерг?н, милл?тте? XIX быуатта?ы и? ата?лы ??? о?та?ы тип ?анала. Баш?орт мен?н бер р?тт?н, баш?а т?рки халы?тар – ?а?а?тар, уй?ыр?ар, ?ара?алпа?тар ?а уны ?? тип к?р?.

4 Тормош юлы

Тормош юлы

Мифтахетдин А?мулла 1831 йылды? 11 декабренд? Б?л?б?й ?й??ене? Ту??анбай ауылында (х??ерге Баш?ортостанды? Ми?к? районында) мулла ?аил??енд? тыуа. Тыу?ан ауылында башлан?ыс белем ала, к?рше М?н??езтама? ??м ?н?с ауылдарына й?р?п м??р?с?л? у?ый, ?у?ыра? Ст?рлебаш м??р?с??ен? ш?керт булып бара. Ст?рлебашта ул м?ш??р ша?ир, суфыйлы? тарафдары Ш?мсетдин З?ки??н ?аба? ала.

5 Ситт? й

Ситт? й

р?п, А?мулла м???ллим булып к?н к?р?, балта о?та?ы булып эшл?й, ??енд? с?с?н ??л?тен аса. Тыу?ан ауылына ?айт?ас та, ата йортонда о?а? т??еп ята алмай – уны й?н? алы? юлдар са?ыра. Ата?ыны? я?шы атын алып, ел ?у??ан я??а юл?а сы?а. Ошо к?нд?н А?мулла тормошон юлда ?тк?р?… Махсус йы?азлан?ан арба?ына китап-?улъя?ма, яйланма ?орамалдарын тей?п, баш?орт ауылдары буйлап ил ги??. Атын егеп, А?и?ел, Яйы?, Уй, Мей?с йыл?а буй?арын урата, ?а?а?стан далаларына ла барып ет?. Я?ын-й?йен ауылдан ауыл?а, й?йл????н й?йл??г? к?сеп, с?с?н ?йтешт?ренд? ?атнаша, ши?ыр?арын халы??а у?ый, ??н?рселек ит?, балалар?ы у?ыр?а-я?ыр?а ?йр?т?.

6 Мей?с йыл

Мей?с йыл

а?ы ???ненд?ге ??л?йм?н ауылында ?ун?анда, Са?ира исемле ?ы??а юлы?а. Уны димл?п алып, о?а? юлдарын урта?лашыр ипт?ш таба. К?п йылдар былар ик?? ил ги??. Ни??й?т, Са?ира к?скен тормоштан йонсой башлай. Бер к?н А?мулланы? арба?ы й?н? Мей?с ???нен? кил?. Тыу?ан ауылына инеп, Са?ира: «ирем, кисер, б?т?н юл урап й?р?р ?м?лем ю?. Тыу?ан ауылымда ?алам”,- ти. А?мулла асыуланып тормай – мулла алдында тала? ?ылып, ?атынын айырып ауылында ?алдыра.

7 Многие исследователи ошибочно указывают местом рождения Акмуллы

Многие исследователи ошибочно указывают местом рождения Акмуллы

Уфимскую губернию. Уфимская губерния образовалась в 1865 году путем разделения Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, когда Акмулле было 34 года. Также ошибочно некоторые указывают местом рождения Зильдияровскую волость. В 30-е годы XIX века башкирской волости под таким именем не существовало. В 1864 году в Оренбургской губернии провели административно-территориальное деление губернии на новые волости. Во время этого деления все башкирские волости, образованные по родоплеменному признаку, были заменены образованными по территориальному признаку. И деревня Туксанбаево вместе с восемью другими деревнями была включена в состав вновь образованной Зильдияровской волости. Эти преобразования произошли когда Акмулле было уже 33 года.

8 Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего

Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего

времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость. Поэт в своем творчестве проповедовал просветительские идеи, утверждал извечное стремление человека к свету, прогрессу.

9 Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень

Дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень

велико по объему. В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками Акмуллы, вошло более трех тысяч строк. Однако, многие произведения поэта (сэсэна) или еще не найдены, или, возможно, к сожалению, совсем утрачены. Этому есть свои объективные причины. Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям. В 1892 году элегия "Памяти Шихабутдина Маджани" была издана отдельной книгой в Казани. Эта маленькая книга, к сожалению, оказалась первым и последним прижизненным изданием произведений поэта.

10 Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами

Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами

"Мои башкиры!". Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: " Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои". Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в условиях Башкирии и Казахстана. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он еще не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества. Вообще в философских взглядах Акмуллы "центральное место занимает вопрос о месте знаний в жизни общества. Занимая позиции идеализма в понимании законов общественного развития, просветители считали, что социальное бесправие трудового народа можно устранить путем просвещения". В стихотворении Акмуллы "Назидания" проявились "необыкновенная проницательность поэта, его умение глубоко заглянуть в человеческую душу, его понимание законов жизни и бытия, божественных установлений на земле, которым должен следовать каждый человек".

11 Тюркский мир знает немало выдающихся и великих поэтов, чье творчество

Тюркский мир знает немало выдающихся и великих поэтов, чье творчество

стало всеобщим достоянием человечества. Мифтахетдин Акмулла - один из таких поэтов. Он меньше их всех известен в мире нетюркских народов. Причина - долгое забвение поэта; то, что ведущие переводчики обходили его своим вниманием. Жизнь и судьба поэта, долгие десятилетия оставались тайной за семью печатями. Только в последнее время сделана попытка воссоздать пеструю и сложную биографию поэта. Мы горды тем, что Мифтахетдин Акмулла широко известен не только в нашей Республике Башкортостан, в Российской Федерации, но и в странах СНГ. Везде, где прошел жизненный путь Акмулла - все его считают своим земляком. Такое признание он заслужил за свое глубокое уважение ко всем народам, за его интернационализм, за его прогрессивные идеи, за его творчество.

«Мифтахетдин А?мулла»
http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/miftakhetdin-amulla-216872.html
cсылка на страницу

Без темы

23687 презентаций
Урок

Без урока

1 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по > Без темы > Мифтахетдин А?мулла