Без темы
<<  Основы стрельбы из стрелкового оружия Основы теории потребительского поведения  >>
Стержневой курс
Стержневой курс
Общая структура стержневого курса (I – IV, V – VI)
Общая структура стержневого курса (I – IV, V – VI)
Структура курса «Основы теологии»
Структура курса «Основы теологии»
10 сентября - Вводное занятие
10 сентября - Вводное занятие
Начала богословия откровение предание богопознание
Начала богословия откровение предание богопознание
Начала богословия
Начала богословия
Нетварный мир
Нетварный мир
Откровение
Откровение
1 Евр 1:1-2
1 Евр 1:1-2
Предание
Предание
1 Кор 15:1-5
1 Кор 15:1-5
Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял
Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял
«Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие
«Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие
«Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или
«Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или
«Предание есть не что иное, как живое Евангелие, проповеданное в
«Предание есть не что иное, как живое Евангелие, проповеданное в
«Традиция (Предание) – это живая вера мертвых; традиционализм – это
«Традиция (Предание) – это живая вера мертвых; традиционализм – это
Божественное откровение Предание
Божественное откровение Предание
«Господь научил, — пишет Василий Великий, — Апостолы проповедали,
«Господь научил, — пишет Василий Великий, — Апостолы проповедали,
«Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь
«Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь
Естественное откровение
Естественное откровение
…невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через
…невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через
«При помощи вращения небесных сфер Бог начертал на небе письмена (
«При помощи вращения небесных сфер Бог начертал на небе письмена (
«Из мирового порядка и стройности сотворенного или из дел как по
«Из мирового порядка и стройности сотворенного или из дел как по
«Книга моя — это природа сотворенных вещей (
«Книга моя — это природа сотворенных вещей (
Письмена открытой книги природы
Письмена открытой книги природы
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет
«…богодухновенный апостол пишет нам: Теперь мы видим как в зеркале,
«…богодухновенный апостол пишет нам: Теперь мы видим как в зеркале,
«…В действительности, божественная и человеческая добродетель одна и
«…В действительности, божественная и человеческая добродетель одна и
«достигнув некоторой степени душевной чистоты, человек в образе
«достигнув некоторой степени душевной чистоты, человек в образе
Zwei Dinge erf
Zwei Dinge erf
I. Акты богословского познания
I. Акты богословского познания
I. Акты богословского познания
I. Акты богословского познания
Познание – спасение
Познание – спасение
??????
??????
Ступени познания и совершенства
Ступени познания и совершенства
?? ???
?? ???
??????
??????
?? ???
?? ???
«Естественное украшение (
«Естественное украшение (
«Итак, поскольку природа (
«Итак, поскольку природа (
Ii
Ii
Богословский метод устанавливает соответствие между богословским
Богословский метод устанавливает соответствие между богословским
1. Метод субальтернации
1. Метод субальтернации
2. Метод отнесенности
2. Метод отнесенности
3. Метод герменевтического соотнесения
3. Метод герменевтического соотнесения
4. Метод корреляции
4. Метод корреляции
5. Трансцендентальный метод
5. Трансцендентальный метод
Три разновидности богословского метода: метод библейской герменевтики
Три разновидности богословского метода: метод библейской герменевтики
I. Развитие богословия
I. Развитие богословия
????? (-
????? (-
Михайлов П.Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник
Михайлов П.Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник
1 Кор 15:1-5
1 Кор 15:1-5
Постановка проблемы
Постановка проблемы
«Догматы не образовались постепенно в сознании человеческом, а сразу
«Догматы не образовались постепенно в сознании человеческом, а сразу
Пределом возможного догматического развития Соловьев считал «догмат
Пределом возможного догматического развития Соловьев считал «догмат
«История догматов имеет своим предметом изложение той глубинной работы
«История догматов имеет своим предметом изложение той глубинной работы
«Вероучение
«Вероучение
«…может быть, кто-нибудь скажет, что в Церкви Христовой не должно быть
«…может быть, кто-нибудь скажет, что в Церкви Христовой не должно быть
… То есть пусть оно (учение христианской религии — christianae
… То есть пусть оно (учение христианской религии — christianae
… Церковь же Христова, рачительная и осторожная блюстительница
… Церковь же Христова, рачительная и осторожная блюстительница
«…лучше и полезнее оставаться простыми и малознающими и приближаться к
«…лучше и полезнее оставаться простыми и малознающими и приближаться к
«А я прошу возложивших упование на Христа ни о чем более не заботиться
«А я прошу возложивших упование на Христа ни о чем более не заботиться
«То понятие о Боге (
«То понятие о Боге (
Структура богословия
Структура богословия
??????
??????
Икономия – теология
Икономия – теология
Универсум богословского знания
Универсум богословского знания
догматическая Бог – мир – – Церковь анагогическая / аскетическая –
догматическая Бог – мир – – Церковь анагогическая / аскетическая –
Типы построения богословского текста / учения
Типы построения богословского текста / учения
Бог – мир – Церковь
Бог – мир – Церковь
???? ?
???? ?
(1–4) о Пресвятой Троице в двух членах и непостижимость Троицы (5–6)
(1–4) о Пресвятой Троице в двух членах и непостижимость Троицы (5–6)
Этика – физика – теология
Этика – физика – теология
св
св
Богословские науки
Богословские науки
Классификация церковно-научных дисциплин в немецком протестантизме XIX
Классификация церковно-научных дисциплин в немецком протестантизме XIX
Классификация церковно-научных дисциплин в католицизме XIX-XX вв
Классификация церковно-научных дисциплин в католицизме XIX-XX вв
Наброски классификации церковно-научных дисциплин в православии
Наброски классификации церковно-научных дисциплин в православии
Опорная библиография
Опорная библиография
Богословие и цивилизация
Богословие и цивилизация
Положение богословия в системе научного знания
Положение богословия в системе научного знания
I Богословие и философия
I Богословие и философия
??????
??????
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (
Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (
Стержневой курс
Стержневой курс
В ожидании их в Афинах Павел (51 г.) возмутился духом при виде этого
В ожидании их в Афинах Павел (51 г.) возмутился духом при виде этого
…твое дарованіе можетъ сд
…твое дарованіе можетъ сд
Иоанн Дамаскин о философии
Иоанн Дамаскин о философии
Средние века
Средние века
III богословие и современность
III богословие и современность

Презентация на тему: «Основы теологии». Автор: Sony. Файл: «Основы теологии.ppt». Размер zip-архива: 168 КБ.

Основы теологии

содержание презентации «Основы теологии.ppt»
СлайдТекст
1 Стержневой курс

Стержневой курс

Третий семестр: «Основы теологии»

место в Стержневом курсе и в образовании на БФ цель, задачи, структура тематика, отчетность связь с написанием курсовых и квалификационных работ

2 Общая структура стержневого курса (I – IV, V – VI)

Общая структура стержневого курса (I – IV, V – VI)

1. История богословского образования 2. История теологии 3. Основы теологии 4. Введение в теологию 5. Методика научного исследования 6. Междисциплинарные проблемы в теологии

3 Структура курса «Основы теологии»

Структура курса «Основы теологии»

1. Вводное занятие 2. Основания богословия: Откровение и Предание. Феномен откровения. Типы откровения: Божественное откровение и естественное откровение. Богословский источник: богодухновенность, авторитет 3. Акты богословского познания. Богословский метод: проблема интерпретации, роль исследователя в богословии. Церковность и конфессиональность богословской науки 4. Развитие богословской науки: проблема догматического развития в богословии и в богословской науке. Структура богословской науки: ее направления и деление на дисциплины. Место богословия в системе научного знания 5. Богословие и цивилизация: Богословие и философия, богословие и культура. Богословие и современность: Значение богословия для Церкви и современного общества. Примеры конкретных научных проектов в различных областях научно-богословского знания 6. Конференция БФ ПСТГУ 7. Зачет

4 10 сентября - Вводное занятие

10 сентября - Вводное занятие

«Основы теологии»: место в Стержневом курсе и в образовании на БФ; цель, задачи, структура; тематика, отчетность. Связь с написанием курсовых и квалификационных работ.Обсуждение идеи и правил составления реферата 17 сентября - Основания богословия: Откровение и Предание. Феномен откровения. Типы откровения: Божественное откровение и естественное откровение. Богословский источник. Особенности богословских источников: богодухновенность, авторитет 15 октября - Акты богословского познания. Богословский метод: проблема интерпретации, роль исследователя в богословии. Церковность и конфессиональность богословской науки 22 октября - Развитие богословской науки: проблема догматического развития в богословии и в богословской науке. Структура богословской науки: ее направления и деление на дисциплины. Место богословия в системе научного знания 5 ноября - Богословие и цивилизация: Богословие и философия, богословие и культура. Богословие и современность: Значение богословия для Церкви и современного общества. Примеры конкретных научных проектов в различных областях научно-богословского знания 19 ноября - Конференция БФ ПСТГУ 17 декабря - ЗАЧЕТ

5 Начала богословия откровение предание богопознание

Начала богословия откровение предание богопознание

6 Начала богословия

Начала богословия

Откровение. Типы откровения. Предание. Предание и Писание. Писание. Литургия. Богопознание в традиции в чувственной сотворенной природе. Познание Бога через самопознание.

7 Нетварный мир

Нетварный мир

? ???? умопостигаемое ?? ????? чувственное ?? ???????

8 Откровение

Откровение

Божественное естественное физическая природа мира духовная природа разумных существ

9 1 Евр 1:1-2

1 Евр 1:1-2

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

10 Предание

Предание

Писание Литургия предание-традиция (апостольское, отеческое и проч.)

11 1 Кор 15:1-5

1 Кор 15:1-5

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть] (? ??? ??????????, ?? ? ??? ????????, ??' ?? ??? ???????, ???? ???? ????????????? ???? ?? ????????, ????? ?? ?? ???? ???????????. ???????? ??? ???? ?? ???????, ? ??? ?????????), что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

12 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял

Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял

???????? ??? ???? ?? ???????, ? ??? ?????????

13 «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие

«Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие

и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды»

Св. Филарет. Пространный христианский катехизис (о св. предании и св. писании)

14 «Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или

«Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или

произнесенными словами, литургическими изображениями или же иными символами, если все то – различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину… Оно не есть Истина, но сообщение Духа Истины, вне Которого нельзя познать Истину… Итак, мы можем дать точное определение Преданию, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви – жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей сиянии, а не в естественном свете человеческого разума»

В.Н. Лосский. «Предание и предания»

15 «Предание есть не что иное, как живое Евангелие, проповеданное в

«Предание есть не что иное, как живое Евангелие, проповеданное в

Церкви со всем тем, что оно в себя включает… Церковь, Писание и Предание совпадают и существуют вместе»

Й.А. Мёлер. «Единство в Церкви, или принцип соборности…»

16 «Традиция (Предание) – это живая вера мертвых; традиционализм – это

«Традиция (Предание) – это живая вера мертвых; традиционализм – это

мертвая вера живых»

Ярослав Пеликан. Христианская традиция. История развития вероучения. Возникновение кафолической традиции (100 – 600). Т. 1. М., 2007.

17 Божественное откровение Предание

Божественное откровение Предание

Писание Литургия предание-традиция (апостольское, отеческое и проч.)

18 «Господь научил, — пишет Василий Великий, — Апостолы проповедали,

«Господь научил, — пишет Василий Великий, — Апостолы проповедали,

Святые Отцы сохранили, мученики засвидетельствовали»

Св. Василий. Слово 24

19 «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь

«Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь

подтверждает наше учение»

Св. Ириней. Против ересей 4. 18

20 Естественное откровение

Естественное откровение

Природа душа сотворенного мира человеческая («открытая книга») («зеркало»)

21 …невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через

…невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через

рассматривание творений видимы… …?? ??? ?????? ????? ??? ??????? ?????? ???? ????????? ???????? ?????????, ? ?? ?????? ????? ??????? ??? ???????…

Рим 1:20

22 «При помощи вращения небесных сфер Бог начертал на небе письмена (

«При помощи вращения небесных сфер Бог начертал на небе письмена (

???????) для тех, кто умеет читать божественные знаки (?? ?????? ??? ????)»

Ориген. На Быт 3.20

23 «Из мирового порядка и стройности сотворенного или из дел как по

«Из мирового порядка и стройности сотворенного или из дел как по

буквам можно уразуметь Творца» ...??? ??????? ????? ???????? ??? ??? ?????? ??? ???????? ??? ?????? ???????? ??? ??????? ??????????? ??? ??????

Афанасий. На язычников 34-37

24 «Книга моя — это природа сотворенных вещей (

«Книга моя — это природа сотворенных вещей (

? ???? ??????? ? ????? ??? ????????? ????), и она всегда под рукой, когда я хочу прочитать божественные мысли (???? ?????? ??? ????)»

Прп. Антоний (по Евагрию)

25 Письмена открытой книги природы

Письмена открытой книги природы

???? ????????? ????????

26 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет

совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится… теперь мы видим как бы в зеркале, гадательно, тогда же лицем к лицу

1 Кор 13:9-10, 12

27 «…богодухновенный апостол пишет нам: Теперь мы видим как в зеркале,

«…богодухновенный апостол пишет нам: Теперь мы видим как в зеркале,

узнавая в его отражении себя и одновременно усматривая в присущем нам божественном [образе] творческую первопричину, как она есть… Ибо таковы по нашей немощи наши представления об истине, что наше воображение усматривает видимое через отражение в воде или в прозрачных и блестящих предметах».

Климент Александрийский. Строматы 1. 19. 94

28 «…В действительности, божественная и человеческая добродетель одна и

«…В действительности, божественная и человеческая добродетель одна и

та же, так что душа, когда прилагает усилия увидеть самое себя как в зеркале (????? ?? ????????), видит и божественный разум, и если оказывается достойной такого взаимообщения, то в самой себе видит и находит некий неизреченный путь такого обожествления»

Григорий Неокесарийский (об Оригене). Похвальное слово 11

29 «достигнув некоторой степени душевной чистоты, человек в образе

«достигнув некоторой степени душевной чистоты, человек в образе

усматривает первообраз: Божество или отблески Божества, которые суть чистота, святость, простота; в них виден сам Бог»

Григорий Нисский. О блаженствах 6

30 Zwei Dinge erf

Zwei Dinge erf

llen das Gem?t mit immer neuer und zunehmender Bewunderung und Ehrfurcht, je ?fter und anhaltender sich das Nachdenken damit besch?ftigt: Der bestirnte Himmel ?ber mir, und das moralische Gesetz in mir

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне

И. Кант. Критика практического разума. Заключение

31 I. Акты богословского познания

I. Акты богословского познания

Ii. Богословский метод

32 I. Акты богословского познания

I. Акты богословского познания

1. Познание и совершенство 2. Ступени познания

33 Познание – спасение

Познание – спасение

Ведь все Божественное, явленное нам, познается только путем сопричастности. А каково оно в своем начале и основании - это выше ума, выше всякой сущности к познания. Так что, когда мы называем Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом сверхсущественную Сокровенность, мы имеем в виду не что другое, как исходящие из Нее в нашу среду силы, боготворящие, создающие сущности, производящие жизнь и дарующие премудрость

????? ??? ?? ????, ??? ??? ???? ??????????, ???? ???????? ?????? ??????????. ???? ??, ????? ???? ???? ???? ??? ??????? ????? ??? ???????, ???? ???? ???? ??? ????? ?????? ??? ??????. ????, ?? ??? ?????????? ?????????? ???? ? ???? ? ?????? ? ??? ? ????? ???????????, ????? ?????? ??????? ? ??? ??? ???? ?? ????? ??????????? ???????? ?????????? ? ??????????? ? ????????? ? ?????????? Corpus Areopagiticum. De Divinis nominibus II. 7

34 ??????

??????

? ??? ???? ?? ? ????, ?? ?? ????? ???? ?? ??? ??· ? ??? ??? ??? ??? ???? ???? ????? ?? ?????, ???' ? ? ??? ?? ???. ????? ??? ??? ??? ??? ???? ?? ? ????? ???? ?? ????? ??? ? ???? ?? ??· ??? ?? ??? ??? ???? ???? ?? ????? ???? ?? ??? ????? ??? ???? ????? ???? ????? ??? ???? ???? ?? ?? De mystica thologia III

Ибо по мере нашего вос хождения вверх речи вследствие сокращения умозрений сокращаются. Так что и ныне, входя в сущий выше ума сумрак, мы обретаем не малословие, но совершенную бессловесность и неразумение. А оттуда, сверху, до пределов нисходя, слово по мере нисхождения соответствующим образом распространяется. Но теперь, восходя от нижнего к высшему, по мере восхождения оно сокращается и после полного восхождения будет вовсе беззвучным и все соединится с невыразимым

35 Ступени познания и совершенства

Ступени познания и совершенства

????????? ???????? ????????

36 ?? ???

?? ???

????? - ???????? ??? - ?????????? ?? - ?????

37 ??????

??????

? ???? ?????

38 ?? ???

?? ???

?? ??????? ???????, ????? ?? ??????, ???? ???????, ?? ???????????, ?? ???????????· ?? ? ?? ???????????, ?????????, ?? ????? ??????????

Расширивший сердце свое через очищение уразумеет глаголы Божии: практические, софистические и теологические, ибо все евангельское учение делится на три части –– на этику, физику и богословие Origenes. Exp. in Prov. // PG. T. 17. Col. 220-221

39 «Естественное украшение (

«Естественное украшение (

?????) для разумных существ — это разум (?????), украшение же разуму — ясное понимание (???????) разумных существ в соответствии с [их] логосом (???? ??? ?????), а украшение пониманию — истинное обладание (????) по причине совершенства (???? ??? ??????) вместе с логосом [и самими] разумными существами, в свою очередь украшением этому обладанию становится неложное созерцание (??????? ??????), завершением которому служит достижение мудрости (?????), как обретение более ясного понимания, подобное в действительности разуму, достигшему совершенства в естестве (????? ?????????? ???? ????? ????????????), что и есть чистый ум (???? ???????), стяжавший немыслимое состояние благодаря соединению с Первопричиной…» Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium, Prol.

40 «Итак, поскольку природа (

«Итак, поскольку природа (

?????) сотворенных существ содержит в себе духовные логосы Премудрости и способы должного поведения (??????? ?????? ???????), естественным образом (???????) посеянные в ней Творцом, постольку всякий ум, разумеется, украшенный добродетелью и ведением (????? ??? ??????)… имеет в своем подчинении все творение… Любомудрый ум, достигший совершенства в делании и созерцании, может быть весь прославлен как мыслью, так и жизнью (???? ????? ??? ???? ??????? ?? ??? ??????? ???????????)» Quaestiones ad Thalassium, 51

41 Ii

Ii

Богословский метод

1. Метод субальтернации 2. Метод отнесенности 3. Метод герменевтического соотнесения 4. Метод корреляции 5. Трансцендентальный метод

42 Богословский метод устанавливает соответствие между богословским

Богословский метод устанавливает соответствие между богословским

высказыванием и его предметом; он осуществляет соединение различных, порой весьма далеко друг от друга отстоящих богословских высказываний, утверждений, концепций; богословских предметов, локусов и дискурсов; богословского знания, опыта и его применения, обеспечивая их нерушимую связь и нерастрожимость

43 1. Метод субальтернации

1. Метод субальтернации

«Рациональная работа никогда не должна терять из виду контакт, как технический, так и духовный, со своими принципами и всякий раз возводить к ним свои выводы не только для того, чтобы соответствовать обоснованности в этих процедурах редукции и резолюции, из которых и состоит наука, но чтобы извлекать из них глубинный смысл и превыше-естественное значение в свете этих принципов» Chenu M.-D. Lа th?ologie comme science au XIII si?cle. Pairs, 1957. P. 77.

44 2. Метод отнесенности

2. Метод отнесенности

«…Моей идеей, моим вопросом… нужно признать идею отнесенности. Отнесенности всего к Царству Божьему как откровению и содержанию христианства. “Новая жизнь” начинается с этой отнесенности и в ней исполняется. Грех христиан ? это ограниченность кругозора, это нарушение, пресечение отнесенности, пресечение ее идолами и идолопоклонством. Причем глубина и новизна этого греха в том, что идолом тут становится нечто, в сущности своей выросшее из и для отнесенности: Церковь, богослужение, богословие, благочестие, сама… религия… Церковь есть „отнесенность“; только для того, чтобы мы знали, к чему все отнесено, что являет истину обо всем, чем мы по-настоящему живем, она и существует. И как только она становится одной из составных частей мира (Церковь, государство, культура, этика e tutti quanti), как только перестает „относить“, и это значит ? являть, этим явлением судить, обращать и претворять, она сама становится идолом. С этого начинается и к этому должно приводить любое „учение о Церкви“» Шмеман А., прот. Дневники. 1973–1983. М.: Русский путь, 2005. С. 372–373.

45 3. Метод герменевтического соотнесения

3. Метод герменевтического соотнесения

…научный богословский метод ? это «соотнесение культурно-исторического явления с нормой религиозного сознания, формализованной в рамках конкретной традиции… он может иметь применение как вовнутрь, так и вовне теологии» Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 93–101.

46 4. Метод корреляции

4. Метод корреляции

метод корреляции в трех значениях: логическая корреляция между религиозными символами и тем, что они обозначают; корреляция между понятиями человека и Божества; корреляция между экзистенциальной озабоченностью человека и предметом его заботы Тиллих П. Систематическое богословие. СПб.: Алетейя, 1998. С. 70–76.

47 5. Трансцендентальный метод

5. Трансцендентальный метод

«трансцендентальный метод – это базовый паттерн операций, осуществляемых в любом познавательном начинании… «он есть нормативный паттерн повторяющихся и взаимосвязанных операций, приносящих кумулятивные и прогрессирующие результаты «операции: видение, слышание, осязание, обоняние, ощущение вкуса, воображение, понимание, концентрирование, формулирование, рефлексия, досмотр и взвешивание свидетельств, суждение, обдумывание, оценка, принятие решений, говорение, писание он соотносится с требованиями и возможностями самого человеческого сознания. Такая соотнесенность является одновременно фундирующей и универсально значимой, релевантной» Лонерган Б. Метод в теологии. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. С. 18, 29.

48 Три разновидности богословского метода: метод библейской герменевтики

Три разновидности богословского метода: метод библейской герменевтики

метод святоотеческой герменевтики метод церковно-исторической герменевтики. Три взаимосвязанных операции: структурно-семантический анализ, выявляющий знаки и их взаимодействие с исследователем экзегетический анализ (истолкование) собственно богословское соотнесение (выявление сотериологического смысла)

49 I. Развитие богословия

I. Развитие богословия

Ii. Структура богословия

50 ????? (-

????? (-

?) / Doctrina / учение Церкви

51 Михайлов П.Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник

Михайлов П.Б. Проблема развития в богословии и догматике // Вестник

ПСТГУ I: Богословие. Философия (2013). Вып. 6 (50). С. 9–23

52 1 Кор 15:1-5

1 Кор 15:1-5

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

53 Постановка проблемы

Постановка проблемы

Newman J. H. An Essay on the Development of Christian Doctrine. London, 1845 Harnack A. von. Das Wesen des Christentums. Berlin, 1900 Loisy A. L’?glise et l’?glise. Paris, 1902 - «Хотя догматы божественны по своему происхождению и сути, они являются человеческими по своей структуре и строению... Разум непрестанно задает вере вопросы; традиционные формулировки подлежат постоянной работе по их интерпретации»

54 «Догматы не образовались постепенно в сознании человеческом, а сразу

«Догматы не образовались постепенно в сознании человеческом, а сразу

все даны человеческому сознанию отвне ? в предании Христовом и апостольском»

Катанский А. Л. Об историческом изложении догматов // Христианское чтение. 1871. № 5

55 Пределом возможного догматического развития Соловьев считал «догмат

Пределом возможного догматического развития Соловьев считал «догмат

Христа, во плоти пришедшего, умершего и воскресшего. В этом догмате… заключаются и все прочие истины этого Откровения, которые и выводятся из него по мере надобности учительною властью Церкви»

Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви (в связи с вопросом о соединении Церквей) М., 1886

56 «История догматов имеет своим предметом изложение той глубинной работы

«История догматов имеет своим предметом изложение той глубинной работы

христианской мысли с первоначальными данными Откровения, благодаря которой она все полнее овладевает ими, их проясняет, обосновывает, развивает и сводит в согласованную, гармоничную и продуманную систему, не изменяя при этом их сущности… ? и не подменяя вероучительной основы»

Tixeront J. Histoire des dogmes dans l’Antiquit? chr?tienne. Paris, 19158.

57 «Вероучение

«Вероучение

это то, во что верят, чему учат и что исповедуют» «Даже догмат о Троице не оставался совершенно неизменным после его принятия и уяснения... Это значит, что, развиваясь от того, во что верили, к тому, чему учили, и, возможно, даже к тому, что исповедовали, вероучение постепенно становилось частью сокровищницы веры»

Pelikan J. The Christian Tradition: A History оf the Development of Doctrine. Chicago, 1971–1989. Vol. 1–5. Рус. пер.: Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. М., 2007. Т. 1; М., 2009. Т. 2

58 «…может быть, кто-нибудь скажет, что в Церкви Христовой не должно быть

«…может быть, кто-нибудь скажет, что в Церкви Христовой не должно быть

никакого преуспеяния религии (profectus habebitur religionis)? — Всеконечно должно быть и притом весьма большо … Только преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры (profectus sit ille fidei, non permutatio). Преуспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершенствуется в самом себе, а перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, чем оно есть. Итак, пусть возрастают и в высшей степени преуспевают, по годам и векам, разумение, ведение, мудрость (intellegentia, scientia, sapientia) как каждого, так и всех, как одного человека, так и всей Церкви, но только в своем роде (genere), то есть в одном и том же учении (in eodem scilicet dogmate), в одном и том же смысле (sensu), в одном и том же понятии (sententia) Vincentius Lerinens. Communitorium 23 (Викентий Лиринский. Памятные записки // О Священном Предании Церкви. СПб., 2000. С. 76–80)

59 … То есть пусть оно (учение христианской религии — christianae

… То есть пусть оно (учение христианской религии — christianae

religionis dogma) с годами укрепляется, со временем расширяется, с веком возвышается; но при этом оно должно оставаться неповрежденным и неиспорченным… сверх этого да не будет в нем никакой перемены (permutationis), да не утрачивает оно никакого качества (proprietatis), да не терпит оно никакой разности в определении (definitionis) … украшать, улучшать, усовершать с течением времени древние догматы (illa caelestis philosophiae dogmata) небесного любомудрия позволительно; но изменять, уродовать, искажать их непозволительно. Пусть их истолковывают, поясняют, точнее определяют: это позволительно; но их полнота, цельность, качество (plenitudinem, integritatem, proprietatem) должны оставаться неизменными: это необходимо

60 … Церковь же Христова, рачительная и осторожная блюстительница

… Церковь же Христова, рачительная и осторожная блюстительница

вверенных ей для хранения догматов, никогда ничего в них не изменяет, ничего от них не убавляет, ничего к ним не прибавляет, необходимого не отсекает, излишнего не прибавляет, своего не теряет, чужого не присваивает, но со всем тщанием заботится единственно о том, чтобы, рассуждая о древнем верно и мудро, если что в старину предначертано и основано, то искусно довершать и отделывать, если что изъяснено уже и истолковано, то укреплять, подтверждать, если что подтверждено уже и определено, то сохранять»

61 «…лучше и полезнее оставаться простыми и малознающими и приближаться к

«…лучше и полезнее оставаться простыми и малознающими и приближаться к

Богу посредством любви, нежели считая себя много знающими и очень опытными оказываться хулителями своего Бога, сочиняя себе другого Бога Отца… гораздо лучше, если кто-либо ничего не зная, не постигая ни одной причины, почему какая-либо из сотворенных вещей создана, верует в Бога и пребывает в любви к нему, чем, надмеваясь таким знанием, отпадает от любви, которая животворит человека; лучше если он не гонится ни за каким другим знанием, кроме знания Иисуса Христа Сына Божия, распятого за нас (cр. 1 Кор 15), чем через хитрые вопросы и тонкие речи впадать в нечестие» Irenaeus. Adv. haereses II 26. 1

62 «А я прошу возложивших упование на Христа ни о чем более не заботиться

«А я прошу возложивших упование на Христа ни о чем более не заботиться

кроме древней веры (??????); но как веруем, так и креститься, как крестимся, так и славословить (??????????). Достаточно для нас исповедовать те имена, которые прияли мы из священного Писания, и избегать в этом нововведения (??????????), потому что спасение наше не в изобретении именований, но в здравом исповедании Божества, в Которое мы уверовали (o? ??? ?? ?? ????????? ??? ??????????? ? ??????? ????, ???' ?? ?? ????? ???? ??? ???????? ??? ?? ????????????? ????????)» Basilius. Письмо к комиту Магнениану (Ер. 175)

63 «То понятие о Боге (

«То понятие о Боге (

?????? ???? ????), которое я приобрел с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне (??????????), потому с раскрытием разума (?? ?? ??? ????? ???????????) не менял я одного на другое, но усовершенствовал ими преподанные мне начала (??? ????????????… ????? ?????????). Как возрастающее семя, хотя из малого делается большим, однако же само в себе остается тем же (????? ?? ????? ?????), не изменяясь в роде, но усовершаясь через возрастание (???' ??????? ????????????). Так, думаю, и во мне тот же разум возрастал по мере моего преспеяния (??? ????? ????? ??? ??? ???????? ????????) и не заменен теперешним бывший в начале» Basilius Caesariensis. Epistula 233. 3

64 Структура богословия

Структура богословия

I. Построение богословского текста ii. Система богословских дисциплин

65 ??????

??????

? (Троица, Бог в Своем существе и Лицах) ??? (божественное домостроительство, космология, христология, экклезиология, эсхатология)

66 Икономия – теология

Икономия – теология

Gregorius Nazianzenus. Oratio 45. 4 ????? ??? ???? ???? ????????????? ?????. ???? ??? ???? ????? ??????, ??? ?? ???????? ?? ??????????? ????, ???' ?????????. ???? ?? ???? ????, ???? ??????, ??? ????, ??? ????? ????????? Ср. Orat. 28. 1 …????, ???? ??? ????????? ??? ????????? ??????, ????????????? ??? ????? ??? ??????, ??? ??? ????, ??? ?? ?????? ?? ?????, ???? ?? ? ?????, ???? ??? ??? ????????, ??? ?? ?????????, ?? ?? ???????… Ср. Orat. 29. 18 ?? ??? ????????? ??????? ?? ???????… ?? ?? ??????????? ?? ???????… ??? ????????, ??? ??? ?????? ?????, ??? ?? ????? ??????????

67 Универсум богословского знания

Универсум богословского знания

???????? триадология (христология) (пневматология)

????????? космология христология экклезиология эсхатология

68 догматическая Бог – мир – – Церковь анагогическая / аскетическая –

догматическая Бог – мир – – Церковь анагогическая / аскетическая –

теология – физика – этика

69 Типы построения богословского текста / учения

Типы построения богословского текста / учения

Дедуктивный метод ???? ?? ????????? ?? ?????

Индуктивный метод ???????? ?????????? ?????

70 Бог – мир – Церковь

Бог – мир – Церковь

(1–14) ???? ???? (15–25) ???? ??????? (26–42) ???? ???????? (43–81) ???? ?????????? (82–98) ???? ????? ???? (99–100) ???? ??????????

Joannes Damascenus. Expositio fidei

71 ???? ?

???? ?

? ??????? ??????????????· ??? ?? ??? ??????' ?? ?????????????? ??? ?????????, ??? ????, ??? ???????????? ????????. ?? ?? ???????, ?????? ????????? ??????????????· ? ?? ?????, ?? ??? ????????????

Все изложение составлено в трех книгах, из которых первая содержит то, с чего более всего подобает христианам всегда начинать свое изложение –– с Бога, с троической единицы, просвещающей нас сначала; вторая –– повествует о составе и установлении человеческих предметов; третья, наконец, собственно обнимает предметы, связанные с добродетелью и пороком Joannes Damascenus. Sacra parallela // PG T. 95. Col. 1041

72 (1–4) о Пресвятой Троице в двух членах и непостижимость Троицы (5–6)

(1–4) о Пресвятой Троице в двух членах и непостижимость Троицы (5–6)

человек и грехопадение (7–8) теодицея (9–14) природы во Христе (15–17) необходимость Боговоплощения (18–32) предыстория и смысл Боговоплощения (33–36) таинство Крещения (37) таинство Причастия (38–40) изложение веры (??????) и условия ее принятия

Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna

73 Этика – физика – теология

Этика – физика – теология

????????????? ???? ????? ??? ??????? ???? ??????? ?? ????????? ??? ??????? ??? ?????????? ???????? Евагрий. Practicus Prol. 1 ????? ??? ????????? ?????· ??????? ?? ????????· ????? ?? ???????? ?????? ??? ?????? ?????? Евагрий. Practicus 84

74 св

св

Григорий Нисский «О надписании псалмов»

5-я (Пс 106-150) - соединение с Богом 4-я (Пс 89-105) - презрение ко всему земному и просвещению божественным светом 3-я (Пс 72-88) - созерцание небесного 2-я (Пс 41-71) - жажда Бога 1-я часть (Пс 1-40) - отвращение от порока и обращению к добродетели

75 Богословские науки

Богословские науки

Экзегетические практические исторические систематические

76 Классификация церковно-научных дисциплин в немецком протестантизме XIX

Классификация церковно-научных дисциплин в немецком протестантизме XIX

в.

библейская Т. систематическая Т. историческая Т. практическая Т.

философская Т. историческая Т. практическая Т.

77 Классификация церковно-научных дисциплин в католицизме XIX-XX вв

Классификация церковно-научных дисциплин в католицизме XIX-XX вв

Позитивная теология спекулятивная теология практическая теология

78 Наброски классификации церковно-научных дисциплин в православии

Наброски классификации церковно-научных дисциплин в православии

ср. Евагрий Понтийский «Если ты богослов, то будешь молиться истинно; и если истинно молишься, то ты богослов» научное богословие опытное богословие

79 Опорная библиография

Опорная библиография

Наследие Святых Отцов в XX веке. Итоги исследований / сост., ред. П.Б. Михайлов. М.: ПСТГУ, 2010, 2013? Pelikan J. Historical Theology. Continuity and change in Christian doctrine. London, 1971 Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine. Vol. I–V. Chicago, 1971–1983 (рус. пер. Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. I–II. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2007, 2009) McGrath A.E. Historical Theology. An Introduction to the History of Christian Thought. Oxford: Blackwell, 1998 F?dou M. Les P?res de l’Eglise et la th?ologie chr?tienne. Paris, 2013

80 Богословие и цивилизация

Богословие и цивилизация

I богословие и философия ii богословие и культура iii богословие и современность

81 Положение богословия в системе научного знания

Положение богословия в системе научного знания

Телеологический характер богословского знания. Ценностная проблематика богословского знания. Богословская рецепция современной науки. Богословская проблематика в небогословском научном знании. Богословие в Университете. Богословие и история Богословие и филология. Богословие и социология. Кризис современного гуманитарного знания и современного университета, как следствие утраты оценочной функции богословия

82 I Богословие и философия

I Богословие и философия

83 ??????

??????

?? ??? ???? ????? ? ??? ??? ??? ???? ??? ????? ???? ??? ??? ??? ??, ???? ?? ?? ??? ??? ?? ???? ? Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно Кол 2:8-9

84 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (

Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости (

?????); а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (??????), для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу (???????) и Божию премудрость (??????); потому что немудрое (?????) Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков 1 Кор 1:22-25

85 Стержневой курс
86 В ожидании их в Афинах Павел (51 г.) возмутился духом при виде этого

В ожидании их в Афинах Павел (51 г.) возмутился духом при виде этого

города, полного идолов. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: `что хочет сказать этот суеслов?', а другие: `кажется, он проповедует о чужих божествах', потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

Деян 17:16-34

87 …твое дарованіе можетъ сд

…твое дарованіе можетъ сд

лать тебя совершеннымъ римскимъ юристомъ и эллинскимъ философомъ т?хъ школъ, которыя считаются знаменитыми. Но я желалъ бы, чтобы ты воспользовался всею силою своего прирожденнаго дарованія въ посл?дней ц?ли для христіанства; ради этого я хот?лъ бы, чтобы ты по возможности взялъ и изъ философіи Эллиновъ то, что можетъ служить для христіанства какъ бы общеобразовательными науками или пропедевтикой, и изъ геометріи и астрономіи то, что можетъ быть полезнымъ для изъясненія священныхъ писаній, чтобы то, что сыны философовъ утверждаютъ относительно геометріи, музыки, грамматики и риторики и астрономіи, какъ вспомогательныхъ для философіи, ни могли сказать и о самой философіи по отношенію къ христіанству. Можетъ быть, на н?что въ такомъ род? намекаетъ написанное въ книг? Исходъ отъ лица Божія, чтобы повел?но было сынамъ Израилевымъ просить у сос?дей и у живущихъ съ ними сосуды серебряные и золотые и одежды (Исх. 11, 2; 12, 35), чтобы, обобравши Египтянъ, они получили матеріалъ для изготовленія взятаго на служеніе Богу. Ориген. Письмо к Григорию Чудотворцу 1-2

88 Иоанн Дамаскин о философии

Иоанн Дамаскин о философии

Философия есть познание сущего как такового Ф. есть познание вещей божественных и человеческих, т.е. видимого и невидимого Ф. есть помышление о смерти произвольной и естественной… Ф. есть уподобление Богу… Ф. есть искусство искусств и наука наук Ф. есть любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Поэтому истинная ф. есть любовь к Богу

89 Средние века

Средние века

philosophia ancilla theologiae НОВОЕ ВРЕМЯ – ПРОСВЕЩЕНИЕ спор факультетов XIX-XXI Конфессиональная философия

90 III богословие и современность

III богословие и современность

Проблема актуальности богословских исследований. Запрос Церкви на богословские исследования. Актуальность и значимость гуманитарного знания в современном обществе. Кризис современного гуманитарного знания. Значение научного изучения религии для современного общества. Богословская проблематика научного изучения религии. Значение богословия для современного общества

«Основы теологии»
http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/osnovy-teologii-98267.html
cсылка на страницу
Урок

Без урока

1 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по > Без темы > Основы теологии