Без темы
<<  Особенности создания презентаций Особенности страны восходящего солнца  >>
Особенности стихосложения
Особенности стихосложения
Немного истории
Немного истории
Силлабическое стихосложение (от гр
Силлабическое стихосложение (от гр
Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_
Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_
Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_
Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_
Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения,
Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения,
Окончания стихотворной строки
Окончания стихотворной строки
Основные виды рифмовок:
Основные виды рифмовок:
Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц
Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц
Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на
Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на
Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные
Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные

Презентация: «Особенности стихосложения». Автор: 1. Файл: «Особенности стихосложения.pptx». Размер zip-архива: 335 КБ.

Особенности стихосложения

содержание презентации «Особенности стихосложения.pptx»
СлайдТекст
1 Особенности стихосложения

Особенности стихосложения

Определение стихотворных размеров

Урок-практикум №1 интерпритация стихотворного текста

2 Немного истории

Немного истории

В истории русского стиха можно выделить несколько разных эпох, когда стихосложение ориентировалось на какую-либо определенную систему. Русский народный стих – тонический Ранний литературный стих (xvii – нач.xviii в.) – силлабический или виршевый Классический (от В. Тредиаковского и М.Ломоносова до к.xixв) –силлабо-тонический В стихе xx века сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический (акцентный) стих Современная эпоха породила весьма сложные словесно-ритмические построения, включающие в себя творчески переосмысленный опыт прошлых систем

3 Силлабическое стихосложение (от гр

Силлабическое стихосложение (от гр

«слог») -система стихосложения, преобладавшая в России в xvii –н.xviii вв. в творчестве Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Антиоха Кантемира. В основе – одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине строки перед паузой и на последнем слоге в стихе: «Расколы и ереси / науки суть дети; Больше врет, кому далось / больше разумети; Приходит в безбожие, кто / над книгой тает»,- Критон с четками в руках / ворчит и вздыхает. А. Кантемир « К уму своему»

Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется стихом и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Длину строк можно измерить словами, слогами или группами слогов – стопами. В связи с этим различают тоническую, силлабическую, силлабо-тоническую системы стихосложения.

Силлабо - тоническое стихосложение( от гр. «слог, ударение») - система стихосложения, появившаяся в результате реформ Тредиаковского и Ломоносова в 1735 – 1739 гг. В основе - чередование в строке ударных и и безударных слогов- метр. Повторяющееся сочетание ударных и безударных – стопа. Стопы, в которых на один ударный слог приходится один безударный слог, называются двусложными: Буря мглою небо кроет… А.С. Пушкин трехсложные – один ударный и два безударных: В полном разгаре страда деревенская… Н. Некрасов. Тоническое стихосложение( от гр. «ударение») - система стихосложения, основанная на более-менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями.(былина): Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный-стольный Киев – град, Вы постойте-тко за церквы ты за Божии, Вы поберегите –тко князя Владимира И со той Опраксой королевичной! «Илья Муромец и Калин-царь»

4 Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_

Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_

орей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/

На данном уроке мы рассмотрим стихотворные примеры и образцы основных метров в силлабо – тонике. Их пять:

Хорей: Горные вершины Спят во тьме ночной… М. Лермонтов Ямб: Люби, Адель, Мою свирель. А.Пушкин Дактиль: Кубок янтарный Полон давно… А. Пушкин Амфибрахий: О, буйные ветры, Скорее, скорей! Ф. Тютчев Анапест: Так и рвется душа Из груди молодой! А. Кольцов

5 Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_

Хорей: _/ _ Ямб: _ _/ Дактиль: _/_ _ Амфибрахий: _ _/_

орей: __/ __ Ямб: __ __/ Дактиль: __/__ __ Амфибрахий: __ __/__ Анапест: __ __ __/ Он у каменной башни стоял под стеной; И я помню, на нем был кафтан дорогой… (Я. Полонский) анапест Средь шумного бала, случайно, В тревогах мирской суеты… (А. Толстой) амфибрахий Слыхали ль вы за рощей в час ночной Певца любви, певца своей печали? (А. Пушкин) ямб

Задание: определите стихотворные размеры

Мой костер в тумане светит, Искры гаснут на лету… (Я. Полонский) хорей К чему бесплотной тени Две розы, две слезы? (К. Павлова) ямб Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит… (М. Лермонтов) хорей Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал… (Н. Некрасов) дактиль Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною… (М. Лермонтов) дактиль Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? (Н. Некрасов) анапест

6 Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения,

Иногда поэты предпочитают чередование размеров внутри стихотворения,

поскольку стихи одного метра, но разных размеров – разностопные стихи – звучат весьма необычно. Например: Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки – баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. М. Лермонтов (разностопный-трех и четырех –стопный хорей)

Особая категория – вольные стихи (чаще всего – вольные ямбы), в которых стихи разной длины чередуются неупорядоченно. Вольным ямбом с чередованием стопности от шести до одного обычно писали басни, комедии и драмы, реже – лирические стихи. Например: Навозну кучу разрывая, Петух нашел Жемчужное Зерно И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая!...» И. Крылов ( В этом примере первый стих написан четырехстопным ямбом, второй – пятистопным, третий – четырехстопный, четвертый – трехстопным ямбом)

Мы рассмотрели основные силлабо-тонические размеры. Однако стихотворение далеко не всегда состоит из равностопных стихов.

7 Окончания стихотворной строки

Окончания стихотворной строки

Для названия окончания стихотворной строки, считая с последнего ударного слога, в стиховедении существует специальный термин – КЛАУЗУЛА. Созвучие клаузул в стихотворении называется РИФМОЙ. Их четыре типа:

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на третьем от конца стиха слоге (обозначается – А,А,-): Клятвы, днем глубоко затаенные, И еще,-еще глаза влюбленные… В. Брюсов ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – с ударением на четвертом и далее от конца стиха слоге ( обозначается –А,,А,,-): Ветки, темным балдахином свешивающиеся, Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся В. Брюсов

МУЖСКАЯ – с ударением на последний слог в стихе (обозначается – аа-): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал… А. Пушкин ЖЕНСКАЯ – с ударением на предпоследний слог в стихе (обозначается – АА-): Оставил он свое селенье, Лесов и нив уединенье… А. Пушкин

06.12.2015

7

8 Основные виды рифмовок:

Основные виды рифмовок:

Строки, связанные рифмой, не всегда оказываются рядом.

ПАРНАЯ (СМЕЖНАЯ) – рифмуются две соседние строки:аа Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда… А. Пушкин ПЕРЕКРЕСТНАЯ – стихи рифмуются через строчку: АбАб Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог… А. Пушкин КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) – смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами: АббА Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой, Того, чьей волей роковой Над морем город основался А. Пушкин

9 Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц

Определим особенности построения стихотворения А. Фета « Месяц

зеркальный»: Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине. СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: АББА __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ __ __/__ Стихотворение написано пятистопным дактилем. Все рифмы женские. Опоясывающая рифмовка.

Определим особенности построения стихотворения А. Пушкина «На холмах Грузии…»: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою… СХЕМА СТИХОТВОРЕНИЯ: аБаБ __ __/__ __/__ __ __ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/ __ __ __ __/ __ __ __/__ __ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ __/__ __/__ __/__ __/ __ Стихотворение написано разностопным ямбом. 1 и 3 строка соединены мужской рифмой, 2 и 4 – женской. Рифмовка перекрестная.

Вывод: определяя особенности силлабо-тонического построения стихотворения, мы должны будем выяснить: 1.Каким метром написано стихотворение; 2.Каким размером; 3.Тип рифмы; 4. Особенности рифмовки.

10 Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на

Домашнее задание: 1. Выучить стиховедческие термины, изученные на

уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф.

1-й вариант В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар» Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…» Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе»

2-й вариант Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар» Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…» 3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе»

11 Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные

Домашнее задание:ответы 1. Выучить стиховедческие термины, изученные

на уроке 2. Дать характеристику приведенным ниже отрывкам 3. Инд. Задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве поэтов начала 19 века - Батюшков К.Н., Кюхельбекер В., Рылеев К.Ф.

1-й вариант В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямб Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямб Вот она, суровая жестокость, Где весь смысл – страдания людей! Режет серп тяжелые колосья Как под горло режут лебедей. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей

2-й вариант Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. А. Пушкин «Анчар» - четырехстопный ямб Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Н.Некрасов «Вчерашний день…» - разностопный ямб 3. Наше поле издавна знакомо С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп. С. Есенин «Песнь о хлебе» - пятистопный хорей

«Особенности стихосложения»
http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/osobennosti-stikhoslozhenija-247291.html
cсылка на страницу
Урок

Без урока

1 тема
Слайды
900igr.net > Презентации по > Без темы > Особенности стихосложения