Без темы
<<  Теория литературы в школьном изучении Теория нормализации  >>
Теория морали
Теория морали
Свойства морали
Свойства морали
Предельно обобщенное требование морали одно: ДЕЛАЙ ДОБРО
Предельно обобщенное требование морали одно: ДЕЛАЙ ДОБРО
Моральные требования имеют всепроницающий характер: нет такой сферы,
Моральные требования имеют всепроницающий характер: нет такой сферы,
Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это
Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это
Личностная форма – это требования, обращенные личностью к самой себе
Личностная форма – это требования, обращенные личностью к самой себе
Антиномии в морали
Антиномии в морали
Первая антиномия
Первая антиномия
«Есть только две вещи достойные уважения: звездное небо над нами и
«Есть только две вещи достойные уважения: звездное небо над нами и
Вторая антиномия
Вторая антиномия
Третья антиномия
Третья антиномия
Четвертая антиномия
Четвертая антиномия
Итак, моральны те общественные правила, которые способствуют
Итак, моральны те общественные правила, которые способствуют
Пятая антимония
Пятая антимония
Чтобы быть моральным, человек обязан стать свободным
Чтобы быть моральным, человек обязан стать свободным
Структура морали
Структура морали
Понятийная структура морального сознания
Понятийная структура морального сознания
Теория морали
Теория морали
Честь - понятие для обозначения нравственного статуса личности как
Честь - понятие для обозначения нравственного статуса личности как
Структура морального сознания
Структура морального сознания
Функции морали
Функции морали
Познавательная функция
Познавательная функция

Презентация на тему: «Теория морали». Автор: user. Файл: «Теория морали.pptx». Размер zip-архива: 1153 КБ.

Теория морали

содержание презентации «Теория морали.pptx»
СлайдТекст
1 Теория морали

Теория морали

2 Свойства морали

Свойства морали

Императивность (от лат. imperative-повелевать) – свойство морали требовать определенного поведения. Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни они носят обобщенный характер.

3 Предельно обобщенное требование морали одно: ДЕЛАЙ ДОБРО

Предельно обобщенное требование морали одно: ДЕЛАЙ ДОБРО

4 Моральные требования имеют всепроницающий характер: нет такой сферы,

Моральные требования имеют всепроницающий характер: нет такой сферы,

где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке.

5 Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это

Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это

неинституциональная регуляция. В морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида.

6 Личностная форма – это требования, обращенные личностью к самой себе

Личностная форма – это требования, обращенные личностью к самой себе

Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека.

7 Антиномии в морали

Антиномии в морали

Антиномия (в логике) - это такое противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо. Антиномии в морали - это противоречивые свойства морали, наличие каждого из которых можно подкрепить логическими аргументами.

8 Первая антиномия

Первая антиномия

В рассуждении о морали возникает тогда, когда мы задаемся вопросом об авторе нравственных правил. Во-первых, общество требует от личности соответствующего поведения. Однако само общество может быть плохо устроено, и руководствоваться совершенно аморальными принципами. Во-вторых, человек сам выступает для себя моральным автори­тетом, руководствуется собственными суждениями по поводу добра и зла. В-третьих, источником нравственных правил может считаться Господь Бог. Получается, что с одной стороны, моральные правила исходят от личности, общества или Бога, и в этом смысле субъективны. С другой стороны, моральный закон существует так, как будто он не имеет автора, он исходит от каждого и в то же время ниоткуда, не опирается ни на чей авторитет. Итак, моральный закон существует как объективный, но действует благодаря субъективной убежденности личности, общества или иного субъекта. В то же время из всех субъективных убеждений личности к морали относятся те, которые могут претендовать на объективный статус.

9 «Есть только две вещи достойные уважения: звездное небо над нами и

«Есть только две вещи достойные уважения: звездное небо над нами и

моральный закон в нас». Иммануил Кант

10 Вторая антиномия

Вторая антиномия

Возникает тогда, когда знакомишься с нравами разных времен, разных народов, классов, сословии, коллективов. С одной стороны, наблюдается бесчисленное множество представлений людей о добре и должном, отражающих исторические условия, образ жизни и групповые интересы. У всех есть «своя мораль». С другой стороны, каждая историческая система нравственности считает «свою мораль» всеобщей, общечеловеческой, моральные правила формулируются как универсальные. Всеобщность нравственного требования подразумевает, что если некое правило заявлено как моральное, субъект обязуется исполнять его по отношению ко всем без исключения людям; «свою мораль» реализовать как универсальную, а не требовать ее соблюдения от других. Итак, моральные правила являются исторически многообразными и всеобщими одновременно. Общечеловеческое начало внутренне присуще всем историческим системам нравственности, но не существует отдельно от них.

11 Третья антиномия

Третья антиномия

Возникает при анализе мотивов нравственных действии, попытке понять, что же движет человеком, поступающим нравственно. С одной стороны, человеком в морали движет практическая целесообразность. Добропорядочное поведение облегчает нам сосуществование с другими людьми. С другой стороны, на практике известно, что добродетель далеко не всегда приносит успех в житейских делах. Скорее наоборот, излишняя щепетильность мешает добиваться своей цели, а для преуспевания бывает целесообразно нарушать нравственные правила. Итак, от морали есть польза, но руководствоваться ею нельзя. В то же время, от морали нет конкретной пользы, но сама она является источником специфического морального удовлетворения. Антиномия практической целесообразности и незаинтересованности морального мотива разрешается так, что польза от морали заключается в создания нового, нематериального, небиологического, чисто человеческого стимула в жизни.

12 Четвертая антиномия

Четвертая антиномия

Обнаруживается между общественной и личной стороной морали. С одной стороны, общество через систему воспитания сообщает индивиду систему нравственных представлений, тем самым ограничивая его индивидуальность. Мораль выступает как общепризнанный стандарт поведения; морален тот, кто не нарушает нравственные правила. Из таких людей и состоит большая часть общества, все мы, в общем-то, хорошие люди. С другой стороны, высокоморальная личность не повторяет, а превосходит нравы своей социальной среды. Ее сознание отрицает существующие нравы, приподымаясь над повседневностью и групповыми интересами. Высокоморальный человек, принимает во внимание интересы человечества в целом. Кроме того, предъявляет повышенные требования в первую очередь к себе, а не к другим.

13 Итак, моральны те общественные правила, которые способствуют

Итак, моральны те общественные правила, которые способствуют

возвышению личности, и те правила личности, которые возвышаются до общечеловеческого идеала.

14 Пятая антимония

Пятая антимония

Обнаруживается тогда, когда мы решаем вопрос о детерминации в морали, то есть о причине нравственных действий. С одной стороны, причиной нравственного поведения выступают различные факторы (природные, социальные, физиологические и т.п.). С другой стороны, на практике моральный человек способен поступать вопреки обстоятельствам, логике, общественному мнению, своим привычкам, вопреки любой причине, т.е. совершенно свободно. Итак, свобода выступает как подлинная причина нравственных поступков, мораль суть саморегуляции личности и общества по закону свободы.

15 Чтобы быть моральным, человек обязан стать свободным

Чтобы быть моральным, человек обязан стать свободным

Чтобы быть свободным, человек должен быть моральным.

16 Структура морали

Структура морали

Моральное сознание Нравственная деятельность Нравственные отношения

17 Понятийная структура морального сознания

Понятийная структура морального сознания

Добро-понятие, обозначающее положительную моральную ценность Долг-понятие, выражающее императивность морали, ее повелительный характер Совесть-понятие, обозначающее внутренние переживание личностью морального требования

18 Теория морали
19 Честь - понятие для обозначения нравственного статуса личности как

Честь - понятие для обозначения нравственного статуса личности как

представителя социальной группы Достоинство - понятие для обозначения нравственной самоценности личности Моральные чувства – любовь, сострадание, стыд и т.д.

20 Структура морального сознания

Структура морального сознания

Норма (не убивай, не кради...) элементарная форма нравственного требования, прямое указание по поводу поведения.

Нравственное качество, или добродетель (мужество, милосердие...) - требование к душевному складу личности, а не только к поведению.

Нравственный принцип (коллективизм, патриотизм, альтруизм...) - требование, сформулированное в понятийной форме. . Принцип - идея, цементирующая нормы и качества в специфическую целостность.

Нравственный идеал - стратегическая цель нравственного развития, выступающая как требование. Идеал имеет духовный характер, это представление об идеальном должном положении вещей, которое не дается извне, а порождается из духовной структуры личности.

Высшие моральные ценности (добро, свобода, смысл жизни, счастье) - понятия, организующие моральную жизнь в целом; обобщенные мировоззренческие идеи, делающие моральное поведение возможным.

21 Функции морали

Функции морали

Гуманизирующая функция. Гуманистическая задача морали - сделать мир подобающим человеку и человека - достойным своего имени. Регулятивная функция. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть ее - в саморегуляции личности и саморегуляции социальной среды в целом. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль содержит такие важные для человека ориентиры, как представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого, гуманного. Они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.

22 Познавательная функция

Познавательная функция

Моральное сознание отражает мир в категориях добра и зла, тем самым оценивая происходящее. Это не объективно-научное исследование мира, как он есть, это постижение человеческого смысла явлений. Нравственный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни. Воспитательная функция. Нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями.

«Теория морали»
http://900igr.net/prezentacija/ekonomika/teorija-morali-181114.html
cсылка на страницу
Урок

Экономика

125 тем
Слайды