Античная философия
<<  Шаблоны для фелофии Эпикурейцы и стоики  >>
Основы философии
Основы философии
Античный скептицизм
Античный скептицизм
Академический скепсис
Академический скепсис
Античный скептицизм
Античный скептицизм
Античный скептицизм
Античный скептицизм
Воздержание от суждений
Воздержание от суждений
Остановка
Остановка
Энесидем
Энесидем
Живые существа
Живые существа
Предпочтение
Предпочтение
Восприятие
Восприятие
Восприятия и суждения
Восприятия и суждения
Чувственное восприятие
Чувственное восприятие
Вещь
Вещь
Органы чувств
Органы чувств
Недостоверность чувственного восприятия
Недостоверность чувственного восприятия
Восприятие вещей
Восприятие вещей
Восприятие меняется в зависимости от условий
Восприятие меняется в зависимости от условий
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся
Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся
Недоказательность рассуждения
Недоказательность рассуждения
Троп разноречивости
Троп разноречивости
Сократ
Сократ
Эмпирик
Эмпирик
Вопросы
Вопросы

Презентация на тему: «Античный скептицизм». Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Файл: «Античный скептицизм.ppt». Размер zip-архива: 509 КБ.

Античный скептицизм

содержание презентации «Античный скептицизм.ppt»
СлайдТекст
1 Основы философии

Основы философии

Тема 7 Античный скептицизм

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии

2 Античный скептицизм

Античный скептицизм

Пирронизм Пиррон: воздержание от суждений Энесидем: недостоверность чувственного восприятия Зависимость восприятия от строения организма Зависимость восприятия от особенностей индивидов Различия в восприятии разными органами чувств Зависимость восприятия от внешних условий Агриппа: недоказательность рассуждения Троп дурной бесконечности (удаления в бесконечность) Троп произвольного допущения (предположения) Троп порочного круга (взаимодоказуемости) Секст Эмпирик: систематизация скептицизма Академический скепсис: истина и вероятность

3 Академический скепсис

Академический скепсис

Античный скептицизм

Пиррон ок. 365 - ок. 275

Академический скепсис

Тимон из Флиунта 325/20-235/30

Средняя Академия

Новая Академия

Старшие скептики

Младшие скептики

Аркесилай 315-241

Поздний пирронизм

Карнеад 214/13-129/28

Энесидем I в. до н.э. (?)

Агриппа I в. до н.э. - I в. н.э. (?)

Секст Эмпирик II в. н.э.

Клитомах 187/86-110/09

4 Античный скептицизм

Античный скептицизм

Рим

Синопа

Абдеры

Стагира

Питана

Элея

Афины

Эфес

Солы

Элида

Флиунт

Милет

Карфаген

Китий

Кносс

Кирена

Александрия

5 Античный скептицизм

Античный скептицизм

Основные сочинения

Секст Эмпирик. Против учёных Две книги против логиков Две книги против физиков Против этиков Против разных наук (6 книг) Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений

Секст Эмпирик (II в. н.э.)

6 Воздержание от суждений

Воздержание от суждений

Пиррон Воздержание от суждений

Каковы вещи по своей природе?

Природа вещей непостижима.

Как нам следует к ним относиться?

Поэтому к ним следует относиться равнодушно.

Что для нас из этого проистекает?

Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).

7 Остановка

Остановка

Пиррон Воздержание от суждений

Изост?ния (греч., ??????????) – равносильность (противоположных суждений).

Эпох? (греч., ?????) – остановка, прекращение, воздержание от суждения.

Атар?ксия (греч., ????????, от ??????, волнение, тревога) – невозмутимость, безмятежность.

Скептик (греч., ?????????), – склонный к рассмотрению, обдумыванию, размышлению.

Ни о чём нельзя сказать, что оно есть в большей степени одно, чем другое.

Нельзя отличить ложное суждение от истинного, так как у нас нет критерия истины.

8 Энесидем

Энесидем

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».

9 Живые существа

Живые существа

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.

10 Предпочтение

Предпочтение

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.

11 Восприятие

Восприятие

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.

12 Восприятия и суждения

Восприятия и суждения

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.

13 Чувственное восприятие

Чувственное восприятие

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Чувственное восприятие представляет собой процесс получения информации субъектом об объекте.

Первые пять тропов выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей субъектов.

Следующие четыре тропа выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей объектов.

14 Вещь

Вещь

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.

15 Органы чувств

Органы чувств

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.

16 Недостоверность чувственного восприятия

Недостоверность чувственного восприятия

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества.

17 Восприятие вещей

Восприятие вещей

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества. Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.

18 Восприятие меняется в зависимости от условий

Восприятие меняется в зависимости от условий

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества. Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.

Последний (десятый) троп подводит итог.

19 Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся

Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся

Энесидем Недостоверность чувственного восприятия

Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества. Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются. Всякая вещь воспринимается не сама по себе, а относительно других вещей, в том числе относительно воспринимающего.

20 Недоказательность рассуждения

Недоказательность рассуждения

Агриппа Недоказательность рассуждения

Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу. Троп удаления в бесконечность: всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности.

A > F

F > D

D > G

G > C

C > I

I > E

E > J

J > B

A > D

D > C

C > E

E > B

A > C

C > B

A > B

21 Троп разноречивости

Троп разноречивости

Агриппа Недоказательность рассуждения

Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу. Троп удаления в бесконечность: всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности. Троп относительности: все утверждения относятся не к вещам, каковы они сами по себе, а к вещам, каковы они по отношению к другим вещам и по отношению судящему. Троп предположения: избегая удаления в бесконечность, догматики исходят из положений, произвольно (т.е. без основания и доказательств) принимаемых за истинные. Троп взаимодоказуемости: всё, приводимое в доказательство, истинно лишь постольку, поскольку истинно то, что доказывается с его помощью.

22 Сократ

Сократ

Агриппа Троп порочного круга

Аристотель смертен

Платон смертен

Диоген смертен

Сократ смертен

Все люди смертны

Сократ – человек

Сократ смертен

23 Эмпирик

Эмпирик

Секст Эмпирик Систематизация скептицизма

Мы можем познавать либо с помощью чувств, либо с помощью разума.

Но, как показывают тропы старших скептиков, чувственное восприятие не содержат в себе критерия истины.

Как показывают тропы младших скептиков, логическое мышление также не содержат в себе критерия истины.

Следовательно, критерия истины нет вообще.

24 Вопросы

Вопросы

«Античный скептицизм»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/antichnyj-skeptitsizm-63970.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды