История философии
<<  Рационалистические направления неклассической философии 19 -20 веков Философия эпохи Возрождения и Нового времени К.филос  >>
Философия эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения
Содержание понятий
Содержание понятий
Зарождение
Зарождение
Итальянское Возрождение
Итальянское Возрождение
Предпосылки развития
Предпосылки развития
Укрепление
Укрепление
Новые элементы в мировоззрении
Новые элементы в мировоззрении
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
Черты философии эпохи Возрождения
Черты философии эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
Микеланджело
Микеланджело
Рембрандт
Рембрандт
Характерные черты
Характерные черты
Основные направления
Основные направления
Николай Коперник
Николай Коперник
Николо Макиавлели
Николо Макиавлели
Гуманизм
Гуманизм
Данте Алигьери
Данте Алигьери
Франческо Петрарка
Франческо Петрарка
Лоренцо Валла
Лоренцо Валла
Неоплатонизм
Неоплатонизм
Основные положения
Основные положения
Николай Кузанский
Николай Кузанский
Идея и материя
Идея и материя
Бесконечность
Бесконечность
Джованни Пико делла Мирандола
Джованни Пико делла Мирандола
Натурфилософия
Натурфилософия
Андреа Везали
Андреа Везали
Картина мироздания
Картина мироздания
Джордано Бруно
Джордано Бруно
Галилео Галилей
Галилео Галилей
Политическая философия
Политическая философия
Николо Макиавелли
Николо Макиавелли
Социалисты-утописты
Социалисты-утописты
Томас Мор
Томас Мор
Томмазо Кампанелла
Томмазо Кампанелла
Реформация
Реформация
Общение между Богом и народом
Общение между Богом и народом
Дополнительная литература
Дополнительная литература

Презентация: «Черты философии эпохи Возрождения». Автор: . Файл: «Черты философии эпохи Возрождения.ppt». Размер zip-архива: 1537 КБ.

Черты философии эпохи Возрождения

содержание презентации «Черты философии эпохи Возрождения.ppt»
СлайдТекст
1 Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения

ФИЛОСОФИЯ эпохи Возрождения

Лекция

2 Содержание понятий

Содержание понятий

Вопросы контроля

Раскройте содержание понятий и перечислите основные черты 1 вариант 2 вариант

Основные черты средневековой христианской философии Схоластика Фома Аквинский

Догматы христианства Арабская философия Реалисты и номиналисты

3 Зарождение

Зарождение

Гуманизм Зарождение: 12 – 13 века Ранний: 14 – н. 15 века Развитой: 40 – 90 гг. 15 века Направления: гражданский; неоплатонизм; концепция Леона Батисты Альберти Упадок: 16 – н. 17 века

Периодизация

4 Итальянское Возрождение

Итальянское Возрождение

Итальянское Возрождение 14 век- треченто 15 век- кватроченто 16 век- чинквеченто 17 век– сенченто

Периодизация

5 Предпосылки развития

Предпосылки развития

Совершенствование орудий труда и производственных отношений Кризис феодализма Развитие ремесла и торговли Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и церкви

6 Укрепление

Укрепление

Предпосылки развития

Укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти Повышение уровня образованности в Европе в целом Великие географические открытия Научно-технические открытия

7 Новые элементы в мировоззрении

Новые элементы в мировоззрении

Средневековье

Возрождение

8 Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Набросок

9 Черты философии эпохи Возрождения
10 Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи

Тайная вечеря

11 Микеланджело

Микеланджело

Сотворение Адама

12 Рембрандт

Рембрандт

Автопортрет

13 Характерные черты

Характерные черты

Антропоцентризм и гуманизм Оппозиционность к церкви и церковной идеологии Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию Научно-материалистичекое понимание окружающего мира Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству Торжество индивидуализма Распространение идеи равенства

14 Основные направления

Основные направления

Гуманистическое: 14 – 15 века (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) – воспевание человека Неоплатоничекое: сер. 15 – 16 века (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс) – развитие учения Платона, познание природы, космоса и человека с точки зрения идеализма

15 Николай Коперник

Николай Коперник

Основные направления

Натурфилософское: 16 – нач. 17 века (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей) – опора на научные открытия (астрономия) Реформационное: 16 – 17 века (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский) – пересмотр церковной идеологии и взаимоотношений между верующими и Церковью

16 Николо Макиавлели

Николо Макиавлели

Основные направления

Политическое: 15 – 17 века (Николо Макиавлели) – проблемы управления государством, поведение правителей Утопически-социалистическое: 15 – 17 века (Томас Мор, Томмазо Кампанелла) – идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, регулирование со стороны государства

17 Гуманизм

Гуманизм

Особенности: 14 – сер. 15 вв. Италия По жанру сливалась с литературой, изложение идей в иносказательной и художественных формах Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла Основные черты: Антицерковная и антисхоластическая направленность Стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека Антропоцентризм Жизнеутверждающий характер и оптимизм

18 Данте Алигьери

Данте Алигьери

Гуманизм

Данте Алигьери (1265 - 1321): «Божественная комедия» Воспевает христианство, но высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения Восхваляет человека Отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания Признаёт за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом Верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу

19 Франческо Петрарка

Франческо Петрарка

Гуманизм

Франческо Петрарка (1304 - 1374): «Книга песен» Человеческая жизнь даётся один раз и уникальна Человек должен жить не для Бога, а для самого себя Человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно Человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал Загробной жизни, скорее всего, не существует, и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить Внешний облик и внутренний мир человека прекрасны

20 Лоренцо Валла

Лоренцо Валла

Гуманизм

Лоренцо Валла (1507 - 1557): Трактат «О наслаждении как об истинном благе» Ниспровержение церковных авторитетов Критика схоластики за искусственность, надуманность и неистинность Человек ставился в центр мироздания Вера в возможности человеческого разума Аскетизм и самоотрешение отвергались Призыв к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира Сторонник равенства мужчины и женщины Высшее благо – наслаждение (удовлетворение материальных и моральных запросов человека)

21 Неоплатонизм

Неоплатонизм

Идеалистическое направление, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в 15 веке.

22 Основные положения

Основные положения

Неоплатонизм

Основные положения: Противопоставляли сложившийся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона Предложили новую картину мира, в которой уменьшилась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей Не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный Призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления

23 Николай Кузанский

Николай Кузанский

Неоплатонизм

Николай Кузанский (1401 – 1464 годы) Не существует разницы между Богом и его творением (мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же) «Единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение) относятся как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум Был выведен закон совпадения противоположностей: так как противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (сущность и существование неразрывны и бытие едино) Едины идея и материя

24 Идея и материя

Идея и материя

Неоплатонизм

Николай Кузанский (1401 – 1464 годы) Едины идея и материя Реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире)

25 Бесконечность

Бесконечность

Неоплатонизм

Николай Кузанский (1401 – 1464 годы) Бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нём углов станет кругом и т.д.) Бесконечность Вселенной, всего мира ведёт к бесконечности познания Невозможно достичь абсолютного знания, увеличение знаний приведёт только к учёности, но не истинному знанию («учёному незнанию»)

26 Джованни Пико делла Мирандола

Джованни Пико делла Мирандола

Неоплатонизм

Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494 годы) Возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью («четвёртым миром» космоса наряду с элементарным, небесным и ангельским) Признать за человеком полную свободу выбора Объединить все философские учения и найти «золотую середину» путём их согласования

27 Натурфилософия

Натурфилософия

16 – 17 века Основные черты: Обоснование материалистического взгляда на мир Стремление отделить философию от теологии Формирование научного мировоззрения, свободного от теологии Выдвижение новой картины мира (в которой Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной) Утверждение, что мир познаваем, и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению)

28 Андреа Везали

Андреа Везали

Натурфилософия

Андреа Везали (1514 - 1564) Материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека Опровергнул взгляды, господствовавшие в медицине со времен Галена (130 – 200 годы) – древнеримского врача, описывавшего строение человека, опираясь на исследования животных Анатомические эксперименты: книга «О строении человеческого тела», анатомия человека

29 Картина мироздания

Картина мироздания

Натурфилософия

Николай Коперник (1473 – 1543) Новая картина мироздания: Земля не является центром Вселенной (опровержение геоцентризм) Солнце – центр по отношению к Земле (теоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца Все космические тела двигаются по собственной траектории Космос бесконечен Процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла

30 Джордано Бруно

Джордано Бруно

Натурфилософия

Джордано Бруно (1548 - 1600) Солнце – центр по отношению к Земле, но не центр Вселенной Вселенная не имеет центра и бесконечна Вселенная состоит из галактик Звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетарные системы Число миров во Вселенной бесконечно Все небесные тела и все, что имеется на них, обладают свойством движения Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – единое целое

31 Галилео Галилей

Галилео Галилей

Натурфилософия

Галилео Галилей (1564 - 1642) Изобрёл телескоп Доказал, что небесные тела движутся и по траектории, и вокруг своей оси Обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт на Луне Открыл спутники вокруг других планет Доказал множественность миров Метод научного исследования Заключался в наблюдении Выдвижении гипотезы Расчётах воплощения гипотезы на практике Опытной проверке гипотезы на практике

32 Политическая философия

Политическая философия

Николо Макиавелли (1469 - 1527) Особенности: Изучение реально существующих политических систем, государств, методов влияния на людей, приёмов политической борьбы Стала руководством к действию для многих политиков (современников и последующих эпох)

33 Николо Макиавелли

Николо Макиавелли

Политическая философия

Николо Макиавелли (1469 - 1527) Основные положения: Человек обладает изначально злой природой Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать свои эгоистические интересы Для обуздания низменной природы человека, его эгоизма создаётся особая организация – государство

34 Социалисты-утописты

Социалисты-утописты

Особенности: Основное внимание сосредоточено на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость Проекты идеального государства были сильно оторваны от жизни и практически неосуществимы. Именно поэтому данное направление получило название социально-утопическое

35 Томас Мор

Томас Мор

Социалисты-утописты

Томас Мор (1478 - 1535) «Утопия» Основные положения: Не существует частной собственности Все граждане участвуют в производительном труде (6 часов, использование рабского труда) Труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности Равномерное распределение общественного продукта От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам Трудовая семья Избрание всех должностных лиц Равноправие (мужчин и женщин) Веротерпимость

36 Томмазо Кампанелла

Томмазо Кампанелла

Социалисты-утописты

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) «Город Солнца» Основные положения: Отсутствует частная собственность Все граждане участвуют в производственном труде Равномерное распределение общественного продукта Труд совмещается с одновременным обучением Жёсткая регламентация совместной жизни людей Общественное воспитание Пожизненный избираемый правитель – Метафизик, владеющий всей полнотой знаний и всеми профессиями

37 Реформация

Реформация

Цели: Реформирование католицизма Демократизация церкви Установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими Основные направления: Бюргерское: М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин Народное: Т. Мюнцер

38 Общение между Богом и народом

Общение между Богом и народом

Реформация

М. Лютер: (1483 - 1546): Общение между Богом и народом должно происходить напрямую, без посредников Церковь должная стать ближе к людям Необходимо уменьшить влияние церкви на политику Необходимо освободить все сферы общественной жизни от влияния церкви Необходимо запретить индульгенции

39 Дополнительная литература

Дополнительная литература

В.В. Ильин. История философии. – СПб.: Питер, 2006. История этических учений. – М.: Гардарики, 2003. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-4. - СПб., 1994. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1-4. - М., 1995. Рассел Б. История западной философии. - М., 1993 и другие издания. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978

«Черты философии эпохи Возрождения»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/cherty-filosofii-epokhi-vozrozhdenija-66004.html
cсылка на страницу

История философии

17 презентаций об истории философии
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > История философии > Черты философии эпохи Возрождения