Сознание
<<  Формирование основ толерантного сознания и поведения, как основного фактора улучшения психологического климата Формирование установок толерантного сознания у школьников средствами муниципального сетевого проекта «Мы разные, но мы вместе» ормированустантолерантного сознания у школьников через социокультурное взаимодействие  >>
Сущность и особенности эстетического сознания и эстетической
Сущность и особенности эстетического сознания и эстетической
План: 1. Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности
План: 1. Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности
Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности
Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к
Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к
Еще в первобытном обществе зарождаются нравственность, эстетические
Еще в первобытном обществе зарождаются нравственность, эстетические
Практическая деятельность людей влияет на разные формы общественного
Практическая деятельность людей влияет на разные формы общественного
Эстетическое сознание – одна из форм общественного сознания,
Эстетическое сознание – одна из форм общественного сознания,
Понимание причин формирования эстетического сознания, эстетических
Понимание причин формирования эстетического сознания, эстетических
Эстетическое – всеобщее понятие эстетики, объединяющее
Эстетическое – всеобщее понятие эстетики, объединяющее
Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и
Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и
Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства
Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства
Каким образом у первобытного человека зарождается эстетическая
Каким образом у первобытного человека зарождается эстетическая
Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе
Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе
Одновременно с формированием эстетического чувства складывается и
Одновременно с формированием эстетического чувства складывается и
Объект эстетического отношения – любой объект, доступный
Объект эстетического отношения – любой объект, доступный
Эстетическая деятельность формируется на основе чувственно-образного
Эстетическая деятельность формируется на основе чувственно-образного
С появлением человека его мысли, чувства и опыт потребовали средств
С появлением человека его мысли, чувства и опыт потребовали средств
Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства
Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства
Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и
Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и
Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее
Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее
Дизайн — результат безграничного расширения сферы прикладного
Дизайн — результат безграничного расширения сферы прикладного
Структура эстетического сознания Эстетическое сознание формируется в
Структура эстетического сознания Эстетическое сознание формируется в
Эстетическое отношение выступает как форма и результат общественной
Эстетическое отношение выступает как форма и результат общественной
Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное
Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное
Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального
Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального
Эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических
Эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических
Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают
Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают
Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать
Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать
2. Эстетический идеал
2. Эстетический идеал
Главная особенность эстетического идеала состоит в том, что идеал
Главная особенность эстетического идеала состоит в том, что идеал
В эпоху античности идеалом прекрасного являлся свободный, гармонически
В эпоху античности идеалом прекрасного являлся свободный, гармонически
В феодально-христианских эстетических идеалах мы видим уже антиномию
В феодально-христианских эстетических идеалах мы видим уже антиномию
В эстетических идеалах Возрождения мы снова видим единство и гармонию
В эстетических идеалах Возрождения мы снова видим единство и гармонию
Эстетический идеал классицизма крайне противоречив
Эстетический идеал классицизма крайне противоречив
В XVIII веке в эпоху Просвещения молодая прогрессивная буржуазия
В XVIII веке в эпоху Просвещения молодая прогрессивная буржуазия
Новый эстетический идеал деятелей эпохи Просвещения (Свифт, Филдинг,
Новый эстетический идеал деятелей эпохи Просвещения (Свифт, Филдинг,
Выработка у каждого человека эстетического идеала – это длительный и
Выработка у каждого человека эстетического идеала – это длительный и
3. Основные категории эстетики
3. Основные категории эстетики
Прекрасное и безобразное
Прекрасное и безобразное
Прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено
Прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено
Безобразное — категория эстетики, противоположная прекрасному,
Безобразное — категория эстетики, противоположная прекрасному,
В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия
В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия
Возвышенное и низменное
Возвышенное и низменное
Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве
Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве
Низменное — эстетическая категория, характеризующая эстетическую
Низменное — эстетическая категория, характеризующая эстетическую
Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям
Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям
Ярким примером низменного являются известные сказочные персонажи:
Ярким примером низменного являются известные сказочные персонажи:
Трагическое и комическое
Трагическое и комическое
Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно
Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно
Комическое (от гр
Комическое (от гр
Комическое, как правило, вызывает смех
Комическое, как правило, вызывает смех
Категории эстетики позволяют органически соединить возможности и
Категории эстетики позволяют органически соединить возможности и

Презентация на тему: «Дизайн как вид эстетической деятельности ppt». Автор: . Файл: «Дизайн как вид эстетической деятельности ppt.ppt». Размер zip-архива: 2743 КБ.

Дизайн как вид эстетической деятельности ppt

содержание презентации «Дизайн как вид эстетической деятельности ppt.ppt»
СлайдТекст
1 Сущность и особенности эстетического сознания и эстетической

Сущность и особенности эстетического сознания и эстетической

деятельности. Основные эстетические категории.

2 План: 1. Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности

План: 1. Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности

Формы выражения эстетического сознания и эстетической деятельности. 2. Эстетический идеал. 3. Основные категории эстетики.

3 Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности

Сущность эстетического сознания и эстетической деятельности

Формы выражения эстетического сознания и эстетической деятельности. Считается общепринятым, что эстетическое сознание обусловлено социальной практикой. Практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, которая предполагает освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляет всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа.

4 Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к

Деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к

окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Разнообразие видов деятельности порождает различные формы общественного сознания. Общественное сознание – духовная сторона исторического процесса – представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой.

5 Еще в первобытном обществе зарождаются нравственность, эстетические

Еще в первобытном обществе зарождаются нравственность, эстетические

чувства, религиозные представления, затем – политическое и правовое сознание, наука и идеология.

6 Практическая деятельность людей влияет на разные формы общественного

Практическая деятельность людей влияет на разные формы общественного

сознания через личные или общественные интересы и потребности. Формы общественного сознания, в том числе, эстетическое сознание определяется различными видами практической деятельности, различными сторонами общественного бытия.

7 Эстетическое сознание – одна из форм общественного сознания,

Эстетическое сознание – одна из форм общественного сознания,

отражающая окружающий мир, разностороннюю деятельность человека, продукты его деятельности, произведения искусства в чувственно представимых и оцениваемых в суждениях, вкусах, образах.

8 Понимание причин формирования эстетического сознания, эстетических

Понимание причин формирования эстетического сознания, эстетических

потребностей и интересов позволяет объяснить возникновение эстетического отношения человека к действительности, разнообразной эстетической деятельности. Эстетическая деятельность – понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированные эстетической потребностью.

9 Эстетическое – всеобщее понятие эстетики, объединяющее

Эстетическое – всеобщее понятие эстетики, объединяющее

объективно-эстетическое в природе, обществе, в результатах практической деятельности, а также эстетическую деятельность и эстетическое сознание.

10 Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и

Наиболее ранние продукты трудовой деятельности (орудия труда и

предметы быта), украшенные, например, орнаментом, а также многочисленные художественные изображения животных были обнаружены при раскопках поселений людей первобытного общества и в пещерах ориньяко-солютрейского периода верхнего палеолита.

11 Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства

Наличие красивых предметов и простейших произведений искусства

свидетельствует о зарождении эстетического чувства еще у первобытного человека.

12 Каким образом у первобытного человека зарождается эстетическая

Каким образом у первобытного человека зарождается эстетическая

способность? Эстетическая способность – способность человека к самостоятельной оценке представляемых им событий на основе индивидуального опыта и способность выделять себя из окружающего мира, воспринимая мир как целостность. Раскопки древнейших поселений людей показывают, что в первобытном обществе были созданы орудия труда и предметы быта, имеющие симметричную и пропорциональную форму. Причины возникновения таких предметов лежат в самом их изготовлении и назначении (пропорциональная форма делала каменные рубила, топоры и т.п. наиболее целесообразными).

13 Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе

Сознательное оформление предметов возникает потому, что в процессе

разнообразной практической деятельности формируются новые, присущие только человеку эстетические чувства.

14 Одновременно с формированием эстетического чувства складывается и

Одновременно с формированием эстетического чувства складывается и

эстетическая потребность создавать и воспринимать совершенные предметы, вызывающие духовное наслаждение. Осознание, понимание этой потребности вызывает особый эстетический интерес, который порождает отношение к предмету как объекту эстетического отношения.

15 Объект эстетического отношения – любой объект, доступный

Объект эстетического отношения – любой объект, доступный

непосредственному восприятию. Объекты эстетического отношения делятся на три группы: 1) природные объекты и явления; 2) продукты деятельности человека; 3) художественные произведения.

16 Эстетическая деятельность формируется на основе чувственно-образного

Эстетическая деятельность формируется на основе чувственно-образного

мышления. Основными принципами эстетического освоения действительности принято считать целостность и универсальность. 1. Целостность – завершенность, взаимозависимость элементов системы, эстетически значимое свойство объекта эстетического отношения. Принцип эстетической целостности в процессе преобразования предметного мира выражается в требовании рассматривать предмет многосторонне, раскрывать его многомерность. 2. Принцип универсальности заключается в том, что эстетическая деятельность пронизывает все сферы деятельности человека, так или иначе проявляется в каждой.

17 С появлением человека его мысли, чувства и опыт потребовали средств

С появлением человека его мысли, чувства и опыт потребовали средств

для их передачи. Необходимость в этом породила общественную потребность в искусстве. Искусство составляет ядро эстетической деятельности. Здесь деятельность человека не только полностью проникается общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического. Однако к художественному творчеству не сводятся все формы эстетической деятельности человека.

18 Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства

Сфера эстетического освоения мира гораздо шире искусства

Основными видами эстетической деятельности являются: эстетическое преобразование окружающей человека предметной среды, формирование прекрасного человека и искусство.

19 Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и

Эстетическая деятельность шире художественной и охватывает и труд, и

быт, и культуру. Так, парковая культура, не являясь собственно искусством, развивается под его влиянием: стили парков следуют за стилями художественных направлений — существуют парки Ренессанса, барокко, классицизма, романтизма.

20 Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее

Международный семинар дизайнеров (Бельгия, 1964) дал следующее

определение: «Дизайн — это творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя».

21 Дизайн — результат безграничного расширения сферы прикладного

Дизайн — результат безграничного расширения сферы прикладного

искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной.

22 Структура эстетического сознания Эстетическое сознание формируется в

Структура эстетического сознания Эстетическое сознание формируется в

процессе эстетической деятельности как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности в единстве её существенных определений и чувственного своеобразия.

23 Эстетическое отношение выступает как форма и результат общественной

Эстетическое отношение выступает как форма и результат общественной

деятельности. В эстетическом отношении происходит постоянное соотнесение чувственных явлений повседневной жизни с существенными отношениями, с тем общим, непреходящим, что лежит в основе чувственного многообразия бытия. Это соотнесение характеризует эстетическое сознание во всех его компонентах: потребностях, вкусах, оценках, чувствах, идеалах, взглядах и теориях.

24 Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное

Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное

представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

25 Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального

Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального

существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве. Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким должен быть окружающий мир и каким должен быть социальный мир личности, происходит сопоставление этих миров.

26 Эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических

Эстетический вкус – способность адекватного освоения эстетических

качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Эстетический вкус исторически конкретен и непосредственно связан с эстетическим идеалом. Эстетический вкус как бы пронизывает и эстетическую деятельность человека, и его эстетическое сознание.

27 Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают

Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают

при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы; стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.

28 Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать

Эстетические чувства в обыденной жизни помогают нам воспринимать

окружающую действительность как близкую нам. Эстетические чувства делают бытие многоцветным.

29 2. Эстетический идеал

2. Эстетический идеал

Любой идеал – это прежде всего отражение объективной действительности. Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

30 Главная особенность эстетического идеала состоит в том, что идеал

Главная особенность эстетического идеала состоит в том, что идеал

вовсе не обязательно служит отражением того, что есть в действительности. Идеал отражает то, что должно быть. Эстетические идеалы всегда носят исторический и социальный характер.

31 В эпоху античности идеалом прекрасного являлся свободный, гармонически

В эпоху античности идеалом прекрасного являлся свободный, гармонически

развитый человек. Это прежде всего свобода физического развития, находящаяся в органической целостности с духовной гармонией.

32 В феодально-христианских эстетических идеалах мы видим уже антиномию

В феодально-христианских эстетических идеалах мы видим уже антиномию

свободы физической и духовной деятельности человека. Здесь не остается и следа той гармонической уравновешенности физического и духовного. Свобода духа, достигаемая в молитвенном созерцании Бога, оказывается зависимостью, поскольку это “свобода” духовной деятельности, опирается на религиозно-мистическое мироощущение и на церковные каноны, а не на познание подлинных закономерностей развития мира и общества.

33 В эстетических идеалах Возрождения мы снова видим единство и гармонию

В эстетических идеалах Возрождения мы снова видим единство и гармонию

высшей степени свободы физической и духовной деятельности. Причем духовная деятельность Ренессанса – это уже подлинно творческая деятельность, деятельность художника.

34 Эстетический идеал классицизма крайне противоречив

Эстетический идеал классицизма крайне противоречив

Мы видим здесь зарождающийся подход к пониманию индивидуальной свободы как деятельности, опирающейся на познание общественной необходимости. Но сама эта общественная необходимость в представлениях классицистов персонифицирована в личности одного человека – абсолютного монарха, чья деятельность свободна от всяких регламентаций и руководствуется только волей Бога.

35 В XVIII веке в эпоху Просвещения молодая прогрессивная буржуазия

В XVIII веке в эпоху Просвещения молодая прогрессивная буржуазия

выдвинула новые эстетические идеалы, являвшиеся в определенной степени синтезом возрожденческих и классицистских идеалов. Снова свободный человек выступает как эстетический идеал социума, но этот идеал очень далек от наивного индивидуализма и анархического свободолюбия героев Возрождения, хотя и апеллирует к ним. “Свобода” и “равенство” буржуа отнюдь не абсолютны и не всеобщи. Это свобода и равенство людей, обладающих определенным капиталом.

36 Новый эстетический идеал деятелей эпохи Просвещения (Свифт, Филдинг,

Новый эстетический идеал деятелей эпохи Просвещения (Свифт, Филдинг,

Руссо, Дидро, Бомарше и др.) приземлен, размельчен и переведен в сферу бытовой деятельности. Сила духа заменяется ловкостью и изобретательностью, глубина ума и неистовство страстей – суммой буржуазных добродетелей.

37 Выработка у каждого человека эстетического идеала – это длительный и

Выработка у каждого человека эстетического идеала – это длительный и

сложный процесс. Искусство является мощным инструментом, посредством которого концентрированный эстетический опыт человечества в целом передаётся личности. Именно искусство помогает личности образно оформить и сделать своим внутренним достоянием общественный идеал.

38 3. Основные категории эстетики

3. Основные категории эстетики

Категории - фундаментальные понятия науки, которые составляют основу той или иной науки, являются ее теоретическим фундаментом.

39 Прекрасное и безобразное

Прекрасное и безобразное

Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т. д.

40 Прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено

Прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено

объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.

41 Безобразное — категория эстетики, противоположная прекрасному,

Безобразное — категория эстетики, противоположная прекрасному,

выражающая негативную эстетическую ценность. Как подсказывает этимология самого слова безобразное — значит безобразное, лишенное образа, меры, порядка, другими словами — хаос.

42 В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия

В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия

и зла. В средневековой философии безобразное трактовалось как следствие и форма проявления греховности. Прекрасный ангел Люцифер, выступив против Бога, превратился в безобразного Сатану. Человек (Адам и Ева), нарушив запрет Бога, — является творцом всего безобразного в мире.

43 Возвышенное и низменное

Возвышенное и низменное

Возвышенное качественно определяется как прекрасное, только это качество проявляется как чрезмерно прекрасное, в высшей мере прекрасное, как безмерно прекрасное. Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, ощущение гармоничной востребованности. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность, но одновременно возвышает его как духовное существо.

44 Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве

Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве

Ярким примером являются знаменитые египетские пирамиды. Утверждая величие сына Бога — фараона, они подавляли человеческую личность, которая на фоне грандиозной усыпальницы превращалась в ничего не значимую песчинку.

45 Низменное — эстетическая категория, характеризующая эстетическую

Низменное — эстетическая категория, характеризующая эстетическую

ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таящее в себе угрозу для общества и личности. Низменное — это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Образ низменного представляется как подземное царство: Аид, Ад и т. д.

46 Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям

Низменному в большей степени, чем другим эстетическим категориям

присуща этическая оценка: оно напрямую связывается с силами зла. Как низменное обычно воспринимаются и характеризуются черты характера и поступки людей: подлость, обман, разврат и т. д. С низменным напрямую связана сфера несвободы человека, его зависимости от стихийных природных и общественных сил, социальная и психологическая или психофизиологическая зависимость (от алкоголя, наркотиков и т. д.).

47 Ярким примером низменного являются известные сказочные персонажи:

Ярким примером низменного являются известные сказочные персонажи:

Баба-Яга, Кащей Бессмертный. Низменную страсть к накопительству, жадность — в безобразных и злых образах Плюшкина и Гобсека раскрыли великие писатели Гоголь и Бальзак.

48 Трагическое и комическое

Трагическое и комическое

Трагическое — категория эстетики, отражающая острейшие жизненные противоречия (коллизии), ситуации и обстоятельства, развертывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей.

49 Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно

Трагическое родственно прекрасному и возвышенному в том, что оно

неотделимо от идеи достоинства и величия человека, проявляющихся как в свободном действии человека, так и в страданиях, которые сопровождают эти действия в сталкивании с силами необходимости.

50 Комическое (от гр

Комическое (от гр

komikos — веселый, смешной) — категория эстетики, отражающая социально-значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиций эстетического идеала. По мнению большинства исследователей, сущность комического в противоречии.

51 Комическое, как правило, вызывает смех

Комическое, как правило, вызывает смех

В комедийном смехе заложено глубокое критическое начало. Однако комедийный смех не действует как всеобщее слепое беспощадное отрицание, то есть разрушение. В нем заложен глубоко утверждающий потенциал, поскольку комедийный смех базируется на определенном эстетическом идеале. Комедийный смех стремится искоренить недостатки, разрушить существующую несправедливость и создать новую, принципиально отличную систему отношений.

52 Категории эстетики позволяют органически соединить возможности и

Категории эстетики позволяют органически соединить возможности и

интересы свободной творческой индивидуальности художника с программами, идущими из глубин конкретно-исторического этноса. В этой связи категории эстетики дают художнику методологическое обеспечение для целенаправленного построения собственной жизни как специфического философско-эстетического и художественного произведения.

«Дизайн как вид эстетической деятельности ppt»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/dizajn-kak-vid-esteticheskoj-dejatelnosti-ppt-203769.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Сознание > Дизайн как вид эстетической деятельности ppt