Философия
<<  Философия Философия  >>
Философия
Философия
МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ http://www
МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ http://www
Почта:
Почта:
Философия как квинтэссенция человеческого духа
Философия как квинтэссенция человеческого духа
Мировоззренческие проблемы
Мировоззренческие проблемы
Роль мировоззрения в жизни человека
Роль мировоззрения в жизни человека
Понятие мировоззрения
Понятие мировоззрения
Типы мировоззрения
Типы мировоззрения
Основные черты философского мировоззрения
Основные черты философского мировоззрения
Основные черты философского мировоззрения
Основные черты философского мировоззрения
Философия
Философия
Критичность философского знания
Критичность философского знания
Рефлексивность философии
Рефлексивность философии
Гуманистичность философии
Гуманистичность философии
Основной вопрос философии
Основной вопрос философии
?
?
Что первично
Что первично
Познаваем ли мир
Познаваем ли мир
Философские дисциплины
Философские дисциплины
Основные функции философии
Основные функции философии
Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязь с
Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязь с
Философия политики
Философия политики
Определение философии (дефиниция)
Определение философии (дефиниция)
Ранняя греческая натурфилософия
Ранняя греческая натурфилософия
Милетская школа
Милетская школа
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Милетская школа Проблема первоначала (архе)
Гераклит
Гераклит
Гераклит
Гераклит
Элейская школа
Элейская школа
Парменид
Парменид
Зенон
Зенон
Апория «Ахилл и черепаха»
Апория «Ахилл и черепаха»
Античный атомизм
Античный атомизм
Свойства атомов
Свойства атомов
Необходимость и случайность Эпикур
Необходимость и случайность Эпикур
СОКРАТ (469-399 г. до н.э.)
СОКРАТ (469-399 г. до н.э.)
Ирония майевтика индукция дефиниция
Ирония майевтика индукция дефиниция
Платон Корни платоновского идеализма
Платон Корни платоновского идеализма
Обоснование идеализма
Обоснование идеализма
Виды знания
Виды знания
? «Аргумент третьего человека»
? «Аргумент третьего человека»
Государство Платона
Государство Платона
Идеальное государство
Идеальное государство
А р и с т о т е л ь
А р и с т о т е л ь
Основные сочинения
Основные сочинения
Критика платоновской теории идей
Критика платоновской теории идей
Основа метафизики
Основа метафизики
Учение о материи и форме (гилеморфизм) всякая реально существующая
Учение о материи и форме (гилеморфизм) всякая реально существующая
Возможность и действительность
Возможность и действительность
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины
Форма всех форм = бог = «вечный двигатель» = демиург = нус
Форма всех форм = бог = «вечный двигатель» = демиург = нус
Гносеология
Гносеология
Логика – орудие науки
Логика – орудие науки
Логика Формы мышления
Логика Формы мышления
Законы логики
Законы логики
Социальная философия
Социальная философия
Основные черты античной философии
Основные черты античной философии
Средневековая философия
Средневековая философия
Основные черты апологетики
Основные черты апологетики
Средневековая философия Патристика
Средневековая философия Патристика
Схоластика ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Схоластика ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Развитие философии в эпоху возрождения
Развитие философии в эпоху возрождения
Особенности Ренессанса
Особенности Ренессанса
Философия нового времени
Философия нового времени
ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) Обоснование эмпиризма
ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) Обоснование эмпиризма
Учение о «призраках» («идолах») разума
Учение о «призраках» («идолах») разума
Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)
Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)
РЕНЭ ДЕКАРТ (1596-1650) Дуалистический рационализм
РЕНЭ ДЕКАРТ (1596-1650) Дуалистический рационализм
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»
Джордж Беркли (1685-1753)
Джордж Беркли (1685-1753)
Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств
Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств
Бог
Бог
Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений
Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений
Субъективный идеализм Джорджа Беркли
Субъективный идеализм Джорджа Беркли
Трактат о человеческой природе (1739-1740) Опыты моральные и
Трактат о человеческой природе (1739-1740) Опыты моральные и
Самокритика эмпиризма
Самокритика эмпиризма
Субъективность причинности
Субъективность причинности
Иммануил Кант (1724-1804)
Иммануил Кант (1724-1804)
Трансцендентальная эстетика и аналитика
Трансцендентальная эстетика и аналитика
?
?
Трансцендентальная аналитика Общий вывод
Трансцендентальная аналитика Общий вывод
Идеи чистого разума
Идеи чистого разума
Категорический императив
Категорический императив
Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия
Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия
Гегель Абсолютный идеализм
Гегель Абсолютный идеализм
Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики
Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики
Конец классической немецкой философии
Конец классической немецкой философии
Людвиг Фейербах Антропологический материализм
Людвиг Фейербах Антропологический материализм
Антропологический принцип в философии
Антропологический принцип в философии
Философия религии
Философия религии
Карл Маркс Исторический материализм
Карл Маркс Исторический материализм
Понятие отчуждения
Понятие отчуждения
Материалистическое понимание истории История как объективно
Материалистическое понимание истории История как объективно
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Философия». Автор: SMOLMI. Файл: «Философия.pptx». Размер zip-архива: 3267 КБ.

Философия

содержание презентации «Философия.pptx»
СлайдТекст
1 Философия

Философия

СМИРНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА Доцент кафедры философии, кандидат философских наук

2 МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ http://www

МАТЕРИАЛЫ К КУРСУ http://www

smirnovaom.com/ Для скачивания материалов и использования тестов при подготовке необходима регистрация (фамилия имя в качестве логина, имени пользователя, пароля)

3 Почта:

Почта:

student.philosophie@gmail.com Обратная связь на сайте

3

4 Философия как квинтэссенция человеческого духа

Философия как квинтэссенция человеческого духа

5 Мировоззренческие проблемы

Мировоззренческие проблемы

Место человека в мире Сущность мира и человека Подлинное и неподлинное существование Смысл жизни и смерти Что доступно человеческому познанию Поиск достойных путей в жизни

6 Роль мировоззрения в жизни человека

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение: важнейшая часть внутреннего мира человека система главных ориентиров его жизни мощный защитный механизм бытия

7 Понятие мировоззрения

Понятие мировоззрения

Система взглядов, веровании и убеждений человека, выражающая его понимание мира и своего места (назначения) в нем, позволяющая ему осознанно выбирать жизненные цели, пути и средства их достижения

8 Типы мировоззрения

Типы мировоззрения

Социально –исторические: архаическое (анимизм и др.), Мифологическое, религиозное, научное, философское экзистенциально-личностное: стихийное, догматическое, рефлексивное

9 Основные черты философского мировоззрения

Основные черты философского мировоззрения

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ -последовательное проведение в мировоззренческом вопрошании исходных принципов СИСТЕМАТИЧНОСТЬ -взаимосогласованное решение комплекса мировоззренческих вопросов

10 Основные черты философского мировоззрения

Основные черты философского мировоззрения

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - обобщенный характер (не ответы на конкретные вопросы, а общие правила поиска ответов) КРИТИЧНОСТЬ - открытость для конструктивного пересмотра любых положений, включая исходные принципы

11 Философия
12 Критичность философского знания

Критичность философского знания

Философ должен постоянно терзать себя каверзными вопросами, вносить во все здоровый скептицизм, ничего не принимать на веру. Выдвигать и одновременно критически «пытать» выдвигаемое - такова самая общая установка философии как интеллектуальной деятельности. Философия, порывающая с критицизмом, рано или поздно вырождается в костную и догматичную теорию, в идеологию.

13 Рефлексивность философии

Рефлексивность философии

Рефлексия - это деятельность мышления, направленного самого себя. Рефлексия -бесконечна Рефлексия дает философии ее самосознание Рефлексия оживляет, наличное, распредмечивает опредмеченное. Рефлексия - осознание субъектом своих собственных ментальных состояний и движений

14 Гуманистичность философии

Гуманистичность философии

Философия исследует мир, отображенный на человека, и человека отображенного на мир. Судьба человека - -центральный пункт всякого серьезного философствования. Протагор: человек есть мера всех вещей Философия занята гуманистическими инвестициями в человека, поощрением человеческого в человеке.

15 Основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии - вопрос об отношении духа к природе, мышления к бытию - категориально-рефлексивное выражение центральной проблемы мировоззрения.

16 ?

?

?

Основной вопрос философии

Человек

Мир

Что первично?

Познаваем ли мир?

Дух, мышление

Природа, бытие

17 Что первично

Что первично

Материя или сознание?

Материя

Сознание

Материя и сознание

Множество начал

Дуализм

Материализм

Плюрализм

Идеализм

18 Познаваем ли мир

Познаваем ли мир

Да

Нет

Гносеологический оптимизм

Агностицизм скептицизм

19 Философские дисциплины

Философские дисциплины

Теоретическая философия онтология, гносеология, логика, история философии, антропология... Практическая философия этика, эстетика, философия религии, политики...

20 Основные функции философии

Основные функции философии

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНАЯ - раскрепощение и творческое расширение сознания

21 Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязь с

Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязь с

философией

Наука - философия науки правосознание – философия права мораль – этика религия – философия религии политическая идеология – философия политики искусство - эстетика

22 Философия политики

Философия политики

Философия и право философия и искусство

Философия и наука

23 Определение философии (дефиниция)

Определение философии (дефиниция)

Философия есть учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных ориентирах бытия человека в мире.

24 Ранняя греческая натурфилософия

Ранняя греческая натурфилософия

Милетская школа: проблема единого первоначала Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор Гераклит: проблема изменчивости Элейская школа: иллюзорность изменчивости Парменид, Зенон

25 Милетская школа

Милетская школа

Фалес (ок. 640-562)

Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)

Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)

Милет

26 Милетская школа Проблема первоначала (архе)

Милетская школа Проблема первоначала (архе)

Философ

Первоначало

Фалес

Вода

Анаксимандр

Апейрон (беспредельное, неопределённое)

Анаксимен

Воздух

Анаксагор

Земля

27 Гераклит

Гераклит

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.

Эфес

Милет

28 Гераклит

Гераклит

Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

29 Элейская школа

Элейская школа

Парменид (род. 540/539)

Зенон (ок. 490 - 430)

Элея

Эфес

Милет

30 Парменид

Парменид

Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно Небытие немыслимо

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

Одно и то же – мысль и предмет мысли.

31 Зенон

Зенон

Апория (греч. ??????, затруднение, безвыходное положение;) понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.

32 Апория «Ахилл и черепаха»

Апория «Ахилл и черепаха»

33 Античный атомизм

Античный атомизм

Ранние атомисты (V-IV в. до н.э.)

Эпикурейцы (IV-I в. до н.э.)

Левкипп (500? - 440?)

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55)

Демокрит (ок. 460-370)

Эпикур (341-271)

34 Свойства атомов

Свойства атомов

Вечные Неделимые Неизменные Мельчайшие элементы материи Находятся в постоянном движении Движение происходит в пустоте Причина движения – столкновение атомов

35 Необходимость и случайность Эпикур

Необходимость и случайность Эпикур

Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке, И коль не могут путём отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испоконь века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля?

Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».

36 СОКРАТ (469-399 г. до н.э.)

СОКРАТ (469-399 г. до н.э.)

«Мир творение божества великого и всемогущего» Сократ. Предметом философии являлось изучение человека, его души и нравственности. Главной задачей познания – самопознание. Много внимания понятиям «благо», «счастье», «доблесть», «справедливость». «Познай самого себя» Сократ. «Я знаю, что ничего не знаю» Сократ.

37 Ирония майевтика индукция дефиниция

Ирония майевтика индукция дефиниция

Метод диалектики

38 Платон Корни платоновского идеализма

Платон Корни платоновского идеализма

Пифагор (VI в. до н.э.)

Сократ (469-399)

Платон (428/427-348/347)

39 Обоснование идеализма

Обоснование идеализма

Онтологическая аргументация

Гносеологическая аргументация

Аксиологическая аргументация

Идеи

Вещи

Простое, вечное, единое, самосущее, необходимое первично онтологически.

Простое, вневременное, общее, неизменное, сущностное первично логически (и онтологически).

Вечное, самосущее, совершенное, образцовое первично аксиологически (равно как логически и онтологически).

Составное, преходящее, множественное, зависимое, случайное вторично онтологически.

Сложное, временное, частное, изменчивое, акцидентальное вторично логически (и онтологически).

Преходящее, зависимое, ущербное, подражательное вторично аксиологически (равно как логически и онтологически.

40 Виды знания

Виды знания

Интеллектуальное мышление = умозрение, припоминание, анамнезис рассудок чувственное вера подобие

41 ? «Аргумент третьего человека»

? «Аргумент третьего человека»

Самокритика

42 Государство Платона

Государство Платона

Идеальный тип отрицательные типы: тимократия олигархия демократия тирания

43 Идеальное государство

Идеальное государство

Сословия добродетели работники умеренность воины храбрость правители мудрость

44 А р и с т о т е л ь

А р и с т о т е л ь

(384 - 322 до н. Э.)

45 Основные сочинения

Основные сочинения

Метафизика О душе Категории Первая аналитика Вторая аналитика Физика Никомахова этика Политика Поэтика

Аристотель (384-322)

46 Критика платоновской теории идей

Критика платоновской теории идей

Претензии общего характера Ненаучный характер основных понятий теории Понятие «причастности» Понятие «образца» Претензии формально-логического характера Противоречия между определением и применением понятия эйдоса Эйдосы неприродных вещей (вещей, созданных искусством) Эйдосы отрицаний Эйдосы преходящего Эйдосы отношений Проблема предицирования эйдосов и аргумент «третьего человека» Проблема эйдосов для эйдосов Претензии общефилософского характера Удвоение (умножение) действительности Отрыв сущности вещи от самой вещи Бесполезность эйдосов для объяснения мира становления

47 Основа метафизики

Основа метафизики

Единичное - то, что существует только "где-либо" и "теперь", оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время ("повсюду" и "всегда"), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

48 Учение о материи и форме (гилеморфизм) всякая реально существующая

Учение о материи и форме (гилеморфизм) всякая реально существующая

единичная вещь есть единство "материи" и "формы", причём "форма" - присущий самому веществу "вид", принимаемый им.

Гилеморфизм (греч. ???, материя, ?????, форма) – учение о форме и материи как основных принципах бытия (термин используется с конца XIX века).

Бронза – материя, цилиндр – форма

Серебро – материя, цилиндр – форма

Бронза – материя, куб – форма

Серебро – материя, куб – форма

49 Возможность и действительность

Возможность и действительность

Возможность (греч. ???????, лат. potentia) – 1) способность производить изменения, 2) способность изменяться (принимать [другую] форму).

Действительность (греч. ????????, лат. actus) – 1) движение (греч. ???????) как незавершённая деятельность, 2) энтелехия (греч. ??????????) как целевая завершённость.

Действительное предшествует возможному 1) по определению (по смыслу, ?????), 2) во времени (хотя и в специфическом смысле), 3) по существу (по субстанции).

50 УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины

УЧЕНИЕ О ПРИЧИНАХ Четыре причины

Формальная причина – вид (эйдос)

Действующая причина – горшечник

Целевая причина – назначение

Материальная причина – глина

51 Форма всех форм = бог = «вечный двигатель» = демиург = нус

Форма всех форм = бог = «вечный двигатель» = демиург = нус

Аристотель видел в материи только пассивное начало (возможность стать чем-либо). Вся активность приписывается остальным трём причинам, причём – «форме всех форм» – вечность и неизменность. Источник же всякого движения - неподвижное, но движущее начало – бог – «вечный двигатель» – демиург – нус.

52 Гносеология

Гносеология

Законы мышления =законы бытия

«Диалектическое» познание

«Мнение», получаемое из опыта

«Аподиктическое» познание

Высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно

53 Логика – орудие науки

Логика – орудие науки

Цель науки в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - силлогизмом.

54 Логика Формы мышления

Логика Формы мышления

Формы мышления

Понятие

Суждение

Умозаключение

Лошадь

Животное

Луна

Спутник

Лошадь

Животное

Луна

спутник Земли

Все животные

Нуждаются в пище

Лошади

Животные

След., лошади

Нуждаются в пище

55 Законы логики

Законы логики

~ [A ? (~A)]

A V (~A)

Законы мышления

Закон тождества

Закон [запрета] противоречия

Закон исключённого третьего

A ? A

Не могут быть одновременно истинными два противоположных высказывания об одном и том же предмете.

Логические выводы надёжны лишь при условии, что все понятия (термины) в пределах рассуждения имеют один и тот же смысл.

Из двух противоположных высказываний об одном и том же предмете одно непременно истинно.

56 Социальная философия

Социальная философия

Один

Монархия Аристократия Полития

Богатое меньшинство

Большинство

Число правящих

Правильные формы

Неправильные формы

Тирания

Олигархия

Демократия

57 Основные черты античной философии

Основные черты античной философии

Синкретичность космоцентричность развитие абстрактно-понятийного аппарата этика добродетелей, а не этика долга или ценностей функциональность

58 Средневековая философия

Средневековая философия

Гностицизм

Апологетика

Патристика

Схоластика

59 Основные черты апологетики

Основные черты апологетики

Теоцентризм

Креационизм

Провиденциализм

Эсхатологизм

60 Средневековая философия Патристика

Средневековая философия Патристика

Философия истории Смена цикличной парадигмы линейной История как мистическая драма

Философское осмысление христианской догматики Проблема триединства Бога Проблема Боговоплощения Проблема иконопочитания

Проблема теодицеи Зло как недостаток блага Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения Зло как злоупотребление свободой воли

61 Схоластика ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Схоластика ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Проблема веры и разума Проблема бытия Бога Онтологическое доказательство Космологические доказательства Телеологическое доказательство Проблема универсалий Реализм Номинализм Концептуализм

62 Развитие философии в эпоху возрождения

Развитие философии в эпоху возрождения

Философия итальянского гуманизма. Данте Алигьери (1265-1321) Франческо Петрарки (1304-1374) Джованни Боккаччо (1313-1375) Ренессансный пантеизм. Николай Кузанский (1401-1464) Философия ренессансного естествознания . Леонардо да Винчи (1452-1519) Николай Коперник (1473-1543) Политическая философия Никколо Макиавелли (1469-1527) Натуралистический пантеизм Джордано Бруно (1548-1600) Социальный утопизм Томас Мор (1478-1535) Томаззо Кампанелла (1568-1639)

63 Особенности Ренессанса

Особенности Ренессанса

Культура ренессанса привела к десакрализации космоса и представлению о вечности Вселенной. Начинают разрабатываться сенсуалистический, эмпирический и рационалистический методы познания. Природа начинает мыслиться как одушевленное целое, а материя не как абстрактное ничто, а нечто, внутри себя несущее форму, движение и жизнь. Обожествление человека взламывает средневековую иерархию бытия и включает человека в общий природный ряд. Аристотелевская статика заменяется динамической гармонией мира.

64 Философия нового времени

Философия нового времени

ЭМПИРИЗМ ("emperia" - "опыт", считает единственно истинным познание вещей через чувственное восприятие) Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) РАЦИОНАЛИЗМ ("ratio" - "рассудок", считающий, что истина познается лишь мышлением) Рене Декарта(1596-1650), Спиноза (1632-1677)

65 ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) Обоснование эмпиризма

ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626) Обоснование эмпиризма

Учение о «призраках» («идолах») разума Идолы рода Идолы пещеры Идолы площади (рынка) Идолы театра Природа научного познания Опыт как источник знания Опыт и эксперимент Знание – сила: опыты светоносные и плодоносные Индуктивная логика как орудие научного познания Таблицы сущности и присутствия Таблицы отклонения, или отсутствия в ближайшем Таблицы степеней, или сравнений Modus tollendo ponens

66 Учение о «призраках» («идолах») разума

Учение о «призраках» («идолах») разума

Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей

Идолы рода

Идолы пещеры

Идолы площади

Идолы театра

67 Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)

Индуктивная логика Приёмы «истинной индукции» (общий обзор)

Итак, следует совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнём, но разумом, который есть как бы божественный огонь.

Поэтому первое дело истинной индукции (в отношении открытия форм) есть отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые не встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа, или встречаются растущими в каком-либо примере, где данная природа убывает, или убывают, когда данная природа растёт.

Тогда после отбрасывания и исключения, сделанного должным образом (когда все легковесные мнения обратятся в дым), на втором месте (как бы на дне) останется положительная форма, твёрдая, истинная и хорошо определённая.

68 РЕНЭ ДЕКАРТ (1596-1650) Дуалистический рационализм

РЕНЭ ДЕКАРТ (1596-1650) Дуалистический рационализм

Гносеология Декарта Радикальное сомнение «Я мыслю, следовательно, существую» Идея Бога Естественный свет разума Метод достижения истины Онтология Декарта Дуализм духа и материи Субстанции и их атрибуты Отрицание пустого пространства и психики животных Проблема взаимодействия субстанций Естественный свет разума («врождённые идеи») «Шишковидная железа» Психофизический параллелизм Проблема взаимодействия субстанций в картезианстве: окказионализм А. Гейлинкса и Н. Мальбранша

69 Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»

Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи»

y = x2

Бог вложил в человеческую душу идею материальной субстанции и знание об основных законах, которым она подчинена.

70 Джордж Беркли (1685-1753)

Джордж Беркли (1685-1753)

Род. 12 марта 1685 г. в окрестностях замка Дайзерт близ Томастауна (Ирландия) Учёба в Дублинском университете (1700-1704) Работа в Дублинском университете (Тринити-колледж) (1707-1724) Поездки в Лондон Поездки в Италию (1713-1714, 1716-1720) Миссионерская работа в Америке (Ньюпорт, Род-Айленд) (1728-1731) Епископ клойнский (с 1734) Ум. 14 января 1753 г. в Оксфорде

71 Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств

Критика понятия материи как «носителя» чувственных качеств

Цвет

Звук

Вкус

72 Бог

Бог

Идея

Идея

Идея

Критика понятия материи как причины ощущений (идей)

Человек

Точка зрения Беркли

73 Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений

Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений

Esse est percipi.

Объект и ощущение – одно и то же. Бытие вещей состоит в их воспринимаемости.

74 Субъективный идеализм Джорджа Беркли

Субъективный идеализм Джорджа Беркли

Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств Критика понятия материи как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей как действующей причины ощущений как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума Радикальный номинализм Субъективный идеализм Вещи как комплексы ощущений «Носитель» идей – не материя, а дух Проблема непрерывности существования Проблема реальности нечувственного Два вида ментальных сущностей Бытие других сознаний Солипсизм

75 Трактат о человеческой природе (1739-1740) Опыты моральные и

Трактат о человеческой природе (1739-1740) Опыты моральные и

политические (1741-1742/1777) Исследование человеческого познания (1748/1751) Диалоги о естественной религии (1779)

Давид Юм (1711-1776)

76 Самокритика эмпиризма

Самокритика эмпиризма

Субъективный идеализм: гносеологическая версия Причины ощущений, а следовательно – и природа реальности, непознаваемы Гносеология Юма Два вида восприятий (перцепций) впечатления идеи Принципы ассоциации идей сходство смежность причинность Субъективность причинности

77 Субъективность причинности

Субъективность причинности

Умозаключение о наличии каузальной связи на основании последовательности во времени – результат логической ошибки.

«После» не значит «вследствие».

Post hoc non est propter hoc.

78 Иммануил Кант (1724-1804)

Иммануил Кант (1724-1804)

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746) «Докритический период»: приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770) «Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801) Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге

79 Трансцендентальная эстетика и аналитика

Трансцендентальная эстетика и аналитика

Возможность априорных синтетических суждений Трансцендентальная эстетика Априорные синтетические суждения в математике Синтетическая работа созерцания Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания Трансцендентальная аналитика Трансцендентальное единство апперцепции Дедукция чистых рассудочных понятий (категорий) Схематизм чистых рассудочных понятий Синтетические основоположения чистого рассудка

80 ?

?

Возможность априорных синтетических суждений

Апостериорные

Априорные

Все аналитические суждения априорны.

Аналитические

Апостериорные суждения синтетичны.

Возможны ли априорные синтетические суждения?

Синтетические

81 Трансцендентальная аналитика Общий вывод

Трансцендентальная аналитика Общий вывод

Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей.

82 Идеи чистого разума

Идеи чистого разума

Душа

Мир

Бог

Идеи (категории, расширенные до безусловного)

Абсолютное единство мыслящего субъекта

Абсолютное единство ряда условий явлений

Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще

Безусловное категорического синтеза в субъекте

Безусловное гипотетического синтеза в объекте

Безусловное разделительного синтеза в системе

83 Категорический императив

Категорический императив

Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон.

Нравственные предписания

Максимы

Императивы

Личные принципы поведения

Общезначимые предписания

Гипотетические императивы

Категорический императив

Условные принципы поведения

Безусловный принцип поведения

84 Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия

Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813, 1816) Энциклопедия

философских наук (1817)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Основные сочинения

85 Гегель Абсолютный идеализм

Гегель Абсолютный идеализм

Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта Действительность как процесс саморазвития Структура абсолютной реальности (система Гегеля) Логика (дух «в себе») Природа (инобытие духа) Дух («в себе и для себя») Диалектика (метод Гегеля) Соотношение между системой и методом Противоречие между системой и методом Панлогизм Гегеля и классический рационализм Принцип и законы диалектики Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания

86 Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики

Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики

Истинное развитие есть саморазвитие.

Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. «Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные. Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.

87 Конец классической немецкой философии

Конец классической немецкой философии

Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии Карл Маркс: исторический материализм Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Проблема социальной (исторической) закономерности Общественные классы как субъекты закономерной деятельности Понятие материального производства Структура социальной реальности: материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций

88 Людвиг Фейербах Антропологический материализм

Людвиг Фейербах Антропологический материализм

К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869)

89 Антропологический принцип в философии

Антропологический принцип в философии

Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца. Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

90 Философия религии

Философия религии

Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку». В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий. Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

91 Карл Маркс Исторический материализм

Карл Маркс Исторический материализм

Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология (1845-1846) Нищета философии (1847) Манифест Коммунистической партии (1848) К критике политической экономии (1859) Капитал (1867 и сл.)

92 Понятие отчуждения

Понятие отчуждения

Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.

93 Материалистическое понимание истории История как объективно

Материалистическое понимание истории История как объективно

детерминированный процесс

… Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.

94 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Философия»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/filosofija-92346.html
cсылка на страницу

Философия

14 презентаций о философии
Урок

Философия

20 тем
Слайды