Философия человека
<<  Бытие человека Философия человека  >>
Философия человека
Философия человека
Антропологией называется учение о человеке
Антропологией называется учение о человеке
Древнегреческий философ-киник Диоген ходил днём по многолюдной улице с
Древнегреческий философ-киник Диоген ходил днём по многолюдной улице с
Главные вопросы философии, согласно И. Канту: Что Я могу знать
Главные вопросы философии, согласно И. Канту: Что Я могу знать
Ф. М. Достоевский: «Человек есть тайна
Ф. М. Достоевский: «Человек есть тайна
Основоположник софистики Протагор утверждал, что «человек есть мера
Основоположник софистики Протагор утверждал, что «человек есть мера
В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего
В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего
Природное и социальное в человеке
Природное и социальное в человеке
Сущность человека
Сущность человека
Хорошо это или плохо, что человек не только биологическое существо
Хорошо это или плохо, что человек не только биологическое существо
Основные этапы развития человека
Основные этапы развития человека
Дарвин: человек вершина биологической эволюции, выделился из животного
Дарвин: человек вершина биологической эволюции, выделился из животного
Поиск сущности человека в истории философии
Поиск сущности человека в истории философии
Платон однажды дал следующее определение человека: «Человек – двуногое
Платон однажды дал следующее определение человека: «Человек – двуногое
Аристотель: «Человек – политическое животное»
Аристотель: «Человек – политическое животное»
Средние века: человек – религиозное существо
Средние века: человек – религиозное существо
Философия человека
Философия человека
Грехопадение Адама и Евы показало несовершенство человеческой природы,
Грехопадение Адама и Евы показало несовершенство человеческой природы,
Изменение воззрений на человека в эпоху Возрождения
Изменение воззрений на человека в эпоху Возрождения
Витрувианский человек – эмблема антропоцентризма
Витрувианский человек – эмблема антропоцентризма
В новое время большинство мыслителей считали сущностным свойством
В новое время большинство мыслителей считали сущностным свойством
Людвиг Фейербах не сводил отличия человека от животных только к разуму
Людвиг Фейербах не сводил отличия человека от животных только к разуму
Орудийная теория сущности человека
Орудийная теория сущности человека
Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими
Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими
Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в
Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в
Символическая теория Эрнста Кассирера
Символическая теория Эрнста Кассирера
Психоанализ о сущности человека
Психоанализ о сущности человека
Человек как нравственное существо
Человек как нравственное существо
Спор о природе человека среди последователей Конфуция
Спор о природе человека среди последователей Конфуция
Пико делла Мирандола (1463 - 1494)
Пико делла Мирандола (1463 - 1494)
Из «Речи о достоинстве человека»
Из «Речи о достоинстве человека»
В статье «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр противопоставляет два
В статье «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр противопоставляет два
СМЫСЛ ЖИЗНИ - результат определения главных жизненных целей индивида,
СМЫСЛ ЖИЗНИ - результат определения главных жизненных целей индивида,
Свобода и ответственность личности
Свобода и ответственность личности
Детерминация свободы человека
Детерминация свободы человека

Презентация: «Философия человека». Автор: михаил. Файл: «Философия человека.ppt». Размер zip-архива: 4077 КБ.

Философия человека

содержание презентации «Философия человека.ppt»
СлайдТекст
1 Философия человека

Философия человека

Антропология

Автор слайдов: кандидат философских наук Грачёв Михаил Вячеславович

2 Антропологией называется учение о человеке

Антропологией называется учение о человеке

Выделяют биологическую антропологию, изучающую человека как биологический организм, а также социально-философскую антропологию. Недостаточность биологической антропологии заключается в том, что она может лишь показать отличие организма человека от организмов других животных. Но биологическая антропология не в состоянии ответить на самый главный вопрос антропологии: «В чём сущность человека?», «Что такое человек?». На эти вопросы может ответить лишь социально-философская антропология.

3 Древнегреческий философ-киник Диоген ходил днём по многолюдной улице с

Древнегреческий философ-киник Диоген ходил днём по многолюдной улице с

зажжённым фонарём и на удивлённые вопросы прохожих отвечал: «ИЩУ ЧЕЛОВЕКА». Подобно Диогену философия с глубокой древности пытается разыскать сущность человека.

4 Главные вопросы философии, согласно И. Канту: Что Я могу знать

Главные вопросы философии, согласно И. Канту: Что Я могу знать

Что Я должен делать? На что Я смею надеяться? ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? Первые три вопроса могут быть сведены к последнему, так как Я = Человек. Человек одновременно феномен (вещь для нас) и ноумен (вещь в себе).

И. Кант

5 Ф. М. Достоевский: «Человек есть тайна

Ф. М. Достоевский: «Человек есть тайна

Её надо разгадать и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

6 Основоположник софистики Протагор утверждал, что «человек есть мера

Основоположник софистики Протагор утверждал, что «человек есть мера

всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Человек – антиномичное существо, исполненное противоречий. Он природен и одновременно вырывается из рамок природы. Человек – единственное гуманное существо на земле, но одновременно и одно из самых жестоких.

Протагор

7 В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего

В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего

» (Софокл, трагедия «Царь Эдип»). «Я связь времён повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь – я раб – я червь – Я Бог» (Г. Р. Державин).

8 Природное и социальное в человеке

Природное и социальное в человеке

С одной стороны, человек обладает всеми признаками животного организма, но его нельзя признать обычным животным. Человеческая природа не сводима к биологической, а как бы надстраивается над ней. Человек – биосоциальное существо. И. Г. Гердер: «Человек – вольноотпущенник природы»

9 Сущность человека

Сущность человека

Общество (духовная культура)

Материя (природа)

10 Хорошо это или плохо, что человек не только биологическое существо

Хорошо это или плохо, что человек не только биологическое существо

Если бы человек остался лишь биологическим существом, ничего из нас окружающего не было бы. Мы жили бы подобно гориллам и шимпанзе. Сохранился ли бы человек как вид вообще? Наиболее вероятная картина происхождения человека – он изначально был слаб и компенсировал искусственными орудиями свои недостатки.

11 Основные этапы развития человека

Основные этапы развития человека

Монголоиды

Африканцы

Евразийцы

Верхняя пещера (40 тыс. лет назад)

Боскоп (40 тыс. лет назад)

Кроманьонец (40 тыс. лет назад)

Неандерталец (150–35 тыс. лет назад) Европа, Африка, Средний и Ближний Восток

Человек с реки Соло (150–35 тыс. лет назад)

Родезийский человек (150–35 тыс. лет назад)

Питекантроп (500 тыс. лет назад)

Австралопитек (2–5 млн. лет назад)

12 Дарвин: человек вершина биологической эволюции, выделился из животного

Дарвин: человек вершина биологической эволюции, выделился из животного

царства. Он – на вершине пирамиды существ, покоритель природы. Противоположная точка зрения представлена «философами жизни» (Шопенгауэр, Ницше). У человека ослаблена воля к жизни, он способен на самоубийство, жертвует жизнью ради несуществующего (идеалов). Может и изначально инстинкты были ослаблены? Человеческий младенец нуждается в длительном уходе, он не самостоятелен. Животные без обучения различают ядовитые и съедобные растения, человек этого не может. «Философы жизни» считают человека не вершиной развития живого, а его тупиковой ветвью, бракованным продуктом эволюции.

13 Поиск сущности человека в истории философии

Поиск сущности человека в истории философии

У человека много свойств, отличающих его от животных (читать газеты, следить за курсом доллара, шить одежду и т. д.). Проблема заключается в том, что следует найти одно главное, существенное свойство, которое и будет являться сущностью человека, определяющей все прочие отличия человека от животных. Предлагалось много вариантов такого существенного отличия.

14 Платон однажды дал следующее определение человека: «Человек – двуногое

Платон однажды дал следующее определение человека: «Человек – двуногое

существо без перьев». Диоген решил опровергнуть Платона. Он ощипал петуха и предъявил его Платону, заявив ему: «Вот человек по твоему определению» Платон скорректировал определение и оно стало звучать так: «Человек – двуногое существо без перьев и с плоскими ногтями». Главная ошибка Платона состоит в том, что он пошёл по пути перечисления анатомических признаков человеческого организма.

15 Аристотель: «Человек – политическое животное»

Аристотель: «Человек – политическое животное»

Только человек живёт в разумном (политическом) сообществе с себе подобными. Вне общества может жить или бог или животное. Человек же всегда общественен (социален)

16 Средние века: человек – религиозное существо

Средние века: человек – религиозное существо

Только у него есть религия. Неверующие – не люди, даже если напоминают их по виду. Человек – единственная из тварей, созданная по образу и подобию Божию, то есть имеющая разум и свободу воли. Человек – высшее из земных созданий Бога, но всё же тварь. Это промежуточное существо между ангелами и зверями.

17 Философия человека
18 Грехопадение Адама и Евы показало несовершенство человеческой природы,

Грехопадение Адама и Евы показало несовершенство человеческой природы,

её склонность от блага стремиться к злу. За первородный грех наших прародителей было наказано всё человечество.

19 Изменение воззрений на человека в эпоху Возрождения

Изменение воззрений на человека в эпоху Возрождения

Антропоцентризм.

В средние века понимание человека было двойственным. С одной стороны, человек - высшее создание Бога, единственное существо, сотворённое «по образу и подобию Божию». Но с другой стороны, человек, как и всё прочее в мире, являлся тварью и эта тварная, греховная природа человека обусловливала непреодолимую пропасть между ним и Богом-Творцом. В эпоху Возрождения гуманисты делают акцент не на том, что отличает человека от Бога, а на том, что сближает их - творческих способностях. По мнению многих гуманистов Возрождения, именно посредством творчества человек может уподобиться Богу. Возникает представление о человеке как «земном Боге», своей деятельностью завершающего творение мира. Гуманисты Возрождения верили в поистине безграничные возможности человека. Гуманизм означал стремление к освобождению личности, к формированию условий для наибольшей реализации всех её возможностей. Происходит отвержение средневекового аскетизма и реабилитация чувственности, права человека на наслаждение, всех проявлений жизненности. На первый план выдвигается ценность личных заслуг, а не знатности или принадлежности к какой-либо корпорации. Таким образом, философия Возрождения характеризуется антропоцентризмом, признанием человека высшей ценностью мироздания и стремлением решать все философские и мировоззренческие проблемы, ориентируясь на человека.

20 Витрувианский человек – эмблема антропоцентризма

Витрувианский человек – эмблема антропоцентризма

21 В новое время большинство мыслителей считали сущностным свойством

В новое время большинство мыслителей считали сущностным свойством

человека разум

Блез Паскаль: Человек находится между двумя безднами – космической бездной и бездной микромира. Он не может их полностью постичь. Человек бессилен перед природой; человек – «мыслящий тростник». Он как тростинка слаб, природе достаточно сильного порыва ветра, чтобы уничтожить его. Но и умирая, человек будет возвышаться над природой, поскольку природа будет действовать как слепая, не сознающая сила, а человек будет сознавать и тем самым даже в гибели одержит победу над природой.

Блез Паскаль

22 Людвиг Фейербах не сводил отличия человека от животных только к разуму

Людвиг Фейербах не сводил отличия человека от животных только к разуму

Антропологический принцип в философии Фейербаха гласит: человек – высший предмет философии. Человек с точки зрения Фейербаха природен, биологичен по своему происхождению. Сущность человека проявляется в общении, взаимоотношении между людьми, когда есть Ты и Я. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» подверг эти взгляды критике. Маркс утверждал, что человек существо не природное, а социальное, общественное. Природное – лишь предпосылка становления человека. «Сущность человека есть совокупность общественных отношений, в которые включён человек». Человеческие качества формируются через труд, воспитание. А затем человек сам может изменять социокультурную среду. Общественные отношения включают весь опыт исторического развития, становления человека. С изменением общественных отношений изменится и человек.

23 Орудийная теория сущности человека

Орудийная теория сущности человека

Эта теория утверждает, что человек отличается от других живых существ тем, что только он целенаправленно изготовляет орудия и опосредует ими свою деятельность.

Б. Франклин: «Человек есть животное, изготовляющее орудия».

24 Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими

Животные могут действовать лишь данными им от природы биологическими

органами. Лишь изредка животные используют в качестве орудий какие-либо объекты (камни, палки). Человек же действует с помощью специально создаваемых орудий Деятельность животных инстинктивна, а у человека протекает на сознательном уровне.

25 Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в

Немецкий философ-марксист Фридрих Энгельс в работе «Роль труда в

процессе превращения обезьяны в человека» развил орудийную (трудовую) теорию. Вся деятельность человека орудийна. Благодаря орудиям человек начал не просто приспособляться к окружающей среде, как это делают животные, а изменять её, преобразовывать. Орудийная деятельность способствовала развитию мышления, сознания и речи.

«Человека создал труд» (Ф. Энгельс)

26 Символическая теория Эрнста Кассирера

Символическая теория Эрнста Кассирера

Философ-неокантианец Э. Кассирер развил своё понимание сущности человека в работе «Философия символических форм». Человечество выработало культурную надстройку над инстинктами. У человека развилась система символов как надприродной реальности. Человек размещён одновременно в физическом (наряду с другими живыми существами) и в символическом универсуме. Даже природная реальность обладает символическим значением. Человек – символическое животное. Мир человека для Кассирера является символической вселенной, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность. Язык, миф, искусство, религия, наука – ступени символического. Социокультурная реальность знаменует собой процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает способность создавать свой идеальный мир.

Эрнст Кассирер (1874 – 1945)

27 Психоанализ о сущности человека

Психоанализ о сущности человека

Человек считается тем существом, которое может вести борьбу со своим бессознательным (природным началом). Человек создает социокультурную реальность для выживания и эта реальность направлена на борьбу с природой внешней (создание благоприятных и безопасных условий жизни) и внутренней (укрощение инстинктов). Человек – единственное существо, могущее подавлять свои инстинкты. Человеку тяжело перенести природное состояние; общество ограждает от природы; но и социокультурное состояние сковывает человека, тяготит его. Отсюда амбивалентность (двойственность) отношения к социуму и культуре. Бессознательное стремится избавиться от контроля со стороны культурных норм. Результатом этого являются неврозы. Совесть является главным отличием человека от животных. Человек – совестливое существо.

З. Фрейд (1856 – 1939).

28 Человек как нравственное существо

Человек как нравственное существо

А. Н. Радищев: «Человек есть единое существо на земле, ведающее худое и доброе». В. С. Соловьёв: Человека от животных отличает наличие нравственности. Есть три главных нравственных чувства, которых животные лишены, – стыд, жалость и благоговение.

29 Спор о природе человека среди последователей Конфуция

Спор о природе человека среди последователей Конфуция

Гао-цзы: природа человека этически не определена, нейтральна. «Природа человека не делает разницы между добрым и недобрым, подобно тому как вода в своём течении не делает разницы между востоком и западом… Куда направят воды, туда они и текут». Мэн-цзы: природа человека добра; подобно тому как вода всегда течёт вниз, так и человек всегда стремится к добру. У всех людей есть нравственные чувства: сострадание, стыд, чувство правды и неправды и др. Зло человека так же противоестественно как движение воды вверх. Злым человека делают неблагоприятные обстоятельства (голод, несчастья). Сюнь-цзы:человек по природе зол; он изначально рождается с алчностью, желанием собственной выгоды, наживы. Именно это заставляет людей враждовать между собой. Чтобы преодолеть злое начало в человеке и исправить его природу, необходимы длительное воспитание и мудрые законы.

30 Пико делла Мирандола (1463 - 1494)

Пико делла Мирандола (1463 - 1494)

Существует также точка зрения, утверждающая, что своеобразие человека заключается в том, что у него нет никакой изначально данной сущности, которую он сам формирует в течение жизни (Мирандола, Ж. П. Сартр) Человек, согласно Мирандоле, является «существом неопределённого образа», которое может стать чем угодно в соответствии со своими желаниями. В отличие от животных у человека нет изначальной сущности, которой он обязан следовать. Человек является «свободным и славным мастером», творящим свою судьбу и завершающим начатое Богом творение мира. Человек поставлен Богом в центр мира (антропоцентризм). Человек не стеснён никакими пределами. Он может возвыситься до божественного величия и тогда ему должны будут завидовать сами ангелы. Однако человек может и пасть до скотского, животного уровня. Человеку открыты все возможности. Главное - прилагать усилия к реализации заложенных Богом в каждой душе начал.

31 Из «Речи о достоинстве человека»

Из «Речи о достоинстве человека»

“Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. Лишь человеку дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, чем он хочет. Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают всё то, чем будут владеть потом. Лишь человеку Бог дал зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нём свои плоды”.

32 В статье «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр противопоставляет два

В статье «Экзистенциализм - это гуманизм» Сартр противопоставляет два

подхода: эссенциальный и экзистенциальный. Эссенциальный подход исходит из того, что сущность предшествует существованию, а экзистенциальный подход утверждает, что, наоборот, существование предшествует сущности. Сартр полностью поддерживает экзистенциальный подход и критикует как эссенциалистские распространённые учения о сущности человека (христианское учение, натурализм и марксизм). Человек в качестве экзистенции в отличие от объектов живой и неживой природы не имеет изначальной сущности, а создаёт её сам в процессе существования. Каждый поступок человека – это акт творения им своей собственной сущности, которое не прекращается вплоть до смерти человека. О сущности человека можно судить по имеющемуся у него «проекту бытия», то есть по тому, кем он видит себя в будущем, к чему он стремится. Сартр выступал за признание полной, радикальной свободы человека, сопряжённой с абсолютной ответственностью каждого за всё происходящее в мире.

Жан-Поль Сартр (1905 – 1980)

33 СМЫСЛ ЖИЗНИ - результат определения главных жизненных целей индивида,

СМЫСЛ ЖИЗНИ - результат определения главных жизненных целей индивида,

которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый человек определяет те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям и свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом жизни.

Смысл жизни

34 Свобода и ответственность личности

Свобода и ответственность личности

Свобода и ответственность личности

– Свобода от эксплуатации; – равноправные экономические отношения; – свобода экономического действия и т.П.

– Набор гражданских прав, который обес- печивает нормальную жизнедеятельность человека; – справедливое национально-государствен- ное устройство; – всеобщее избирательное право и т.П.

– Свобода как способность человека дей- ствовать в результате познания законо- мерностей природного и социального мира

– Свобода выбора мировоззрения; – свобода выбора вероисповедания; – свобода выбора идеологии; – свобода духовной пропаганды и т.П.

Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами

35 Детерминация свободы человека

Детерминация свободы человека

Свобода личности

Определяется

Связаны со свободой общества: – с господством людей над силами природы, что характеризуется уровнем развития производитель- ных сил; – с господством людей над своими собственными отношениями, что определяется характером произ- водственных отношений

Связаны с индивидуальными качествами личности: – приспособление человека к соци- ально-экономическим условиям; – приспособление к социальным нормам; – успешное усвоение ролевых функций и т.п.

«Философия человека»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/filosofija-cheloveka-218131.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды