Познание
<<  Наблюдение – метод чувственного познания природы Генезис научного познания  >>
Генезис научного познания
Генезис научного познания
Структура лекции
Структура лекции
I. Состояние "преднауки" и развитая наука
I. Состояние "преднауки" и развитая наука
Зарождающаяся наука
Зарождающаяся наука
Способ построения знаний
Способ построения знаний
Если на этапе преднауки
Если на этапе преднауки
При таком методе исходные идеальные объекты
При таком методе исходные идеальные объекты
По мере эволюции математики числа
По мере эволюции математики числа
Этот способ построения знаний
Этот способ построения знаний
Здесь кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле
Здесь кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле
Возникает потребность в особой форме практики
Возникает потребность в особой форме практики
Проблема предпосылок собственно научного способа исследования
Проблема предпосылок собственно научного способа исследования
Переход к науке в собственном смысле слова
Переход к науке в собственном смысле слова
Для перехода к собственно научной стадии
Для перехода к собственно научной стадии
Полученные в таких культурах знания о закономерных связях мира
Полученные в таких культурах знания о закономерных связях мира
II
II
Нормы поведения и деятельности
Нормы поведения и деятельности
Производство и трансляция знаний в культуре Древнего Египта и Вавилона
Производство и трансляция знаний в культуре Древнего Египта и Вавилона
Греческий полис принимал социально значимые решения
Греческий полис принимал социально значимые решения
Именно в греческой математике
Именно в греческой математике
Разработка в античной философии
Разработка в античной философии
III
III
В эпоху становления науки Нового времени
В эпоху становления науки Нового времени
Природа в этой системе представлений
Природа в этой системе представлений
Но у древних греков такого понимания не было
Но у древних греков такого понимания не было
Природа для древнего грека не была обезличенным неодушевленным
Природа для древнего грека не была обезличенным неодушевленным
Уже в культуре Возрождения
Уже в культуре Возрождения
Именно это новое отношение к природе
Именно это новое отношение к природе
Формирование новых смыслов категорий "пространство" и "время"
Формирование новых смыслов категорий "пространство" и "время"
Очевидное требование воспроизводимости эксперимента
Очевидное требование воспроизводимости эксперимента
Такое понимание пронизывало
Такое понимание пронизывало
Новые представления о пространстве
Новые представления о пространстве
Роль социальных факторов:
Роль социальных факторов:
Эвристическая программа Галилея:
Эвристическая программа Галилея:
Теоретическое естествознание
Теоретическое естествознание
Еще одним важным этапом становления современной науки
Еще одним важным этапом становления современной науки

Презентация: «Генезис научного познания». Автор: Olga. Файл: «Генезис научного познания.ppt». Размер zip-архива: 353 КБ.

Генезис научного познания

содержание презентации «Генезис научного познания.ppt»
СлайдТекст
1 Генезис научного познания

Генезис научного познания

Александр Сунгуров Курс «Логика и методология науки», Лекция 3

2 Структура лекции

Структура лекции

I. Состояние "преднауки" и развитая наука II.Духовная революция Античности III. Идея экспериментального естествознания.

3 I. Состояние "преднауки" и развитая наука

I. Состояние "преднауки" и развитая наука

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая - науку в собственном смысле слова.

4 Зарождающаяся наука

Зарождающаяся наука

Изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов

5 Способ построения знаний

Способ построения знаний

Путем абстрагирования и схематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом в науке формируется новый способ построения знаний.

6 Если на этапе преднауки

Если на этапе преднауки

как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними), выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает строить фундамент новой системы знания как бы "сверху" по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.

7 При таком методе исходные идеальные объекты

При таком методе исходные идеальные объекты

черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. Эти объекты погружаются в особую "сеть отношений", структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой "сеткой отношений" способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.

8 По мере эволюции математики числа

По мере эволюции математики числа

Так, например, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое исследование, в ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты. Появление отрицательных и мнимых чисел

9 Этот способ построения знаний

Этот способ построения знаний

Утверждается не только в математике. В естествознании он известен как метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом Благодаря новому методу построения знаний наука получает возможность изучить не только те предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменения объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация.

10 Здесь кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле

Здесь кончается этап преднауки и начинается наука в собственном смысле

В ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Меняется и категориальный статус знаний - они могут соотноситься уже не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а поэтому строятся в категориях возможного и необходимого. Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности "самой по себе", и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов.

11 Возникает потребность в особой форме практики

Возникает потребность в особой форме практики

которая обслуживает развивающееся естествознание. Такой формой практики становится научный эксперимент.

12 Проблема предпосылок собственно научного способа исследования

Проблема предпосылок собственно научного способа исследования

Эти предпосылки складываются в культуре в виде определенных установок мышления, позволяющих возникнуть научному методу. Их формирование является результатом длительного развития цивилизации. Культуры традиционных обществ (Древнего Китая, Индии, Древнего Египта и Вавилона) не создавали таких предпосылок. Хотя в них возникло множество конкретных видов научного знания и рецептур решения задач, все эти знания и рецептуры не выходили за рамки преднауки.

13 Переход к науке в собственном смысле слова

Переход к науке в собственном смысле слова

Был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания Главным процессом здесь принято считать становление эксперимента как метода изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания.

14 Для перехода к собственно научной стадии

Для перехода к собственно научной стадии

Необходим был особый способ мышления (видения мира), который допускал бы взгляд на существующие ситуации бытия, включая ситуации социального общения и деятельности, как на одно из возможных проявлений сущности (законов) мира, которая способна реализоваться в различных формах, в том числе весьма отличных от уже осуществившихся. Такой способ мышления не мог утвердиться, например, в культуре кастовых и деспотических обществ Востока эпохи первых городских цивилизаций (где начиналась преднаука). Доминирование в культурах этих обществ канонизированных стилей мышления и традиций, ориентированных прежде всего на воспроизведение существующих форм и способов деятельности, накладывало серьезные ограничения на прогностические возможности познания, мешая ему выйти за рамки сложившихся стереотипов социального опыта.

15 Полученные в таких культурах знания о закономерных связях мира

Полученные в таких культурах знания о закономерных связях мира

Как правило, сращивались с представлениями об их прошлой (традиция) либо сегодняшней, наличной практической реализации. Зачатки научных знаний вырабатывались и излагались в восточных культурах главным образом как предписания для практики и не обрели еще статуса знаний о естественных процессах, развертывающихся в соответствии с объективными законами.

16 II

II

Духовная революция Античности

Демократия античной Греции Стала цивилизацией, создавшей предпосылки для первого шага по пути к собственно науке. Именно здесь происходит мутация традиционных культур и здесь социальная жизнь наполняется динамизмом, которого не знали земледельческие цивилизации Востока с их застойно-патриархальным круговоротом жизни. Хозяйственная и политическая жизнь античного полиса была пронизана духом состязательности, все конкурировали между собой, проявляя активность и инициативу, что неизбежно стимулировало инновации в различных сферах деятельности.

17 Нормы поведения и деятельности

Нормы поведения и деятельности

определившие облик социальной действительности, вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп и утверждались во многом через борьбу мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании. Социальный климат полиса снимал с нормативов деятельности ореол нерушимого сверхчеловеческого установления и формировал отношение к ним как к изобретению людей, которое подлежит обсуждению и улучшению по мере необходимости. На этой основе складывались представления о множестве возможных форм действительности, о возможности других, более совершенных форм по сравнению с уже реализовавшимися. Это видение можно обозначить как идею "вариабельного бытия", которая получила свое рациональное оформление и развитие в античной философии. Оно стимулировало разработку целого спектра философских систем, конкурирующих между собой, вводящих различные концепции мироздания и различные идеалы социального устройства.

18 Производство и трансляция знаний в культуре Древнего Египта и Вавилона

Производство и трансляция знаний в культуре Древнего Египта и Вавилона

закреплялись за кастой жрецов и чиновников и носили авторитарный характер. Обоснование знания путем демонстрации доказательства не превратилось в восточных культурах в идеал построения и трансляции знаний, что наложило серьезные ограничения на процесс превращения "эмпирической математики" в теоретическую науку.

19 Греческий полис принимал социально значимые решения

Греческий полис принимал социально значимые решения

В противоположность восточным обществам, пропуская их через фильтр конкурирующих предложений и мнений на народном собрании. Преимущество одного мнения перед другим выявлялось через доказательство, в ходе которого ссылки на авторитет, особое социальное положение индивида, предлагающего предписание для будущей деятельности, не считались серьезной аргументацией. Диалог велся между равноправными гражданами, и единственным критерием была обоснованность предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснованного мнения был перенесен античной философией и на научные знания

20 Именно в греческой математике

Именно в греческой математике

Мы встречаем изложение знаний в виде теорем: "дано - требуется доказать - доказательство". Но в древнеегипетской и вавилонской математике такая форма не была принята, Здесь мы находим только нормативные рецепты решения задач, излагаемые по схеме: «Делай так!», «Смотри, ты сделал правильно!».

21 Разработка в античной философии

Разработка в античной философии

Методов постижения и развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отражение мира сквозь призму социальной практики полиса. Первые шаги к осознанию и развитию диалектики как метода были связаны с анализом столкновения в споре противоположных мнений (типичная ситуация выработки нормативов деятельности на народном собрании). Что же касается логики, то ее разработка в античной философии началась с поиска критериев правильного рассуждения в ораторском искусстве и выработанные здесь нормативы логического следования были затем применены к научному рассуждению.

22 III

III

Идея экспериментального естествознания

Сама идея экспериментального исследования неявно предполагала наличие в культуре особых представлений о природе, о деятельности и познающем субъекте, представлений, которые не были свойственны античной культуре, но сформировались значительно позднее, в культуре Нового времени. Идея экспериментального исследования полагала субъекта в качестве активного начала, противостоящего природной материи, изменяющего ее вещи путем силового давления на них. Природный объект познается в эксперименте потому, что он поставлен в искусственно вызванные условия и только благодаря этому проявляет для субъекта свои невидимые сущностные связи.

23 В эпоху становления науки Нового времени

В эпоху становления науки Нового времени

В европейской культуре бытовало широко распространенное сравнение эксперимента с пыткой природы, Посредством которой исследователь должен выведать у природы ее сокровенные тайны

24 Природа в этой системе представлений

Природа в этой системе представлений

Воспринимается как особая композиция качественно различных вещей, которая обладает свойством однородности. Она предстает как поле действия законосообразных связей, в которых как бы растворяются неповторимые индивидуальности вещей. Все эти понимания природы выражались в культуре Нового времени категорией "натура".

25 Но у древних греков такого понимания не было

Но у древних греков такого понимания не было

У них универсалия "природа" выражалась в категориях "фюзис" и "космос". "Фюзис" обозначал особую, качественно отличную специфику каждой вещи и каждой сущности, воплощенной в вещах. Это представление ориентировало человека на постижение вещи как качества, как оформленной материи, с учетом ее назначения, цели и функции. Космос воспринимался в этой системе мировоззренческих ориентаций как особая самоцельная сущность со своей природой. В нем каждое отдельное "физически сущее" имеет определенное место и назначение, а весь Космос выступает в качестве совершенной завершенности.

26 Природа для древнего грека не была обезличенным неодушевленным

Природа для древнего грека не была обезличенным неодушевленным

веществом

Она представлялась живым организмом, в котором отдельные части - вещи - имеют свои назначения и функции. Поэтому античному мыслителю была чужда идея постижения мира путем насильственного препарирования его частей и их изучения в несвободных, несвойственных их естественному бытию обстоятельствах. В его представлениях такой способ исследования мог только нарушить гармонию Космоса, но не в состоянии был обнаружить эту гармонию. Поэтому постижение Космоса, задающего цели всему "физически сущему", может быть достигнуто только в умозрительном созерцании, которое расценивалось как главный способ поиска истины.

27 Уже в культуре Возрождения

Уже в культуре Возрождения

Начинает просматриваться новая система ценностных ориентаций. С одной стороны, утверждается, в противовес средневековому мировоззрению, новая система гуманистических идей, связанная с концепцией человека как активно противостоящего природе в качестве мыслящего и деятельного начала. С другой стороны, утверждается интерес к познанию природы, которая рассматривается как поле приложения человеческих сил

28 Именно это новое отношение к природе

Именно это новое отношение к природе

Было закреплено в категории "натура", Что послужило предпосылкой для выработки принципиально нового способа познания мира: Возникает идея о возможности ставить природе теоретические вопросы и Получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.

29 Формирование новых смыслов категорий "пространство" и "время"

Формирование новых смыслов категорий "пространство" и "время"

Также было необходимо для становления метода эксперимента. Средневековые представления о пространстве как качественной системе мест и о времени как последовательности качественно отличных друг от друга временных моментов, наполненных скрытым символическим смыслом, были препятствием на этом пути.

30 Очевидное требование воспроизводимости эксперимента

Очевидное требование воспроизводимости эксперимента

означает, что все временные и пространственные точки должны быть одинаковы в физическом смысле, т.е. в них законы природы должны действовать одинаковым образом. Иначе говоря, пространство и время здесь полагаются однородными. Однако в средневековой культуре человек вовсе не мыслил пространство и время как однородные, а полагал, что различные пространственные места и различные моменты времени обладают разной природой, имеют разный смысл и значение

31 Такое понимание пронизывало

Такое понимание пронизывало

все сферы средневековой культуры - обыденное мышление, художественное восприятие мира, религиозно-теологические и философские концепции, средневековую физику и космологию и т.п. Оно было естественным выражением системы социальных отношений людей данной эпохи, образа их жизнедеятельности. В частности, в науке этой эпохи она нашла свое выражение в представлениях о качественном различии пространства земного и небесного

32 Новые представления о пространстве

Новые представления о пространстве

Возникали и развивались в эпоху Возрождения в самых разных областях культуры: в философии (концепция бесконечности пространства Вселенной у Д. Бруно), в науке (система Коперника, которая рассматривала Землю как планету, вращающуюся вокруг Солнца, и тем самым уже стирала резкую грань между земной и небесной сферами), в области изобразительных искусств, где возникает концепция живописи как "окна в мир" и где доминирующей формой пространственной организации изображаемого становится линейная перспектива однородного эвклидова пространства.

33 Роль социальных факторов:

Роль социальных факторов:

Влияние на общественное сознание великих географических открытий, Усиливающаяся миграция населения в эпоху первоначального накопления, когда разорившиеся крестьяне сгонялись с земли, Разрушение традиционных корпоративных связей и размывание средневекового уклада жизни, основанного на жесткой социальной иерархии

34 Эвристическая программа Галилея:

Эвристическая программа Галилея:

исследовать закономерности движения природных объектов, в том числе и небесных тел, анализируя поведение механических устройств (в частности, орудий Венецианского арсенала). Ее истоки лежали в предыдущем культурном перевороте, когда были преодолены прежние представления о неоднородном пространстве мироздания, санкционировавшие противопоставление небесной и земной сфер. Позже Ньютон использовал аналогию между вращением Луны вокруг Земли и движением шара внутри полой сферы. Итогом стал закон всемирного тяготения

35 Теоретическое естествознание

Теоретическое естествознание

Возникшее в эту историческую эпоху, завершило долгий процесс становления науки в собственном смысле этого слова. Превратившись в одну из важнейших ценностей цивилизации, наука сформировала внутренние механизмы порождения знаний, которые обеспечили ей систематические прорывы в новые предметные области.

36 Еще одним важным этапом становления современной науки

Еще одним важным этапом становления современной науки

Стало изобретение книгопечатания Ранее можно было сжечь ученого и его рукописи, и тем пресечь распространение его идей С появлением печатного станка это стало практически невозможно Поэтому В.Вернадский именно с этого момента ведет отсчет современной науке.

«Генезис научного познания»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/genezis-nauchnogo-poznanija-86048.html
cсылка на страницу

Познание

20 презентаций о познании
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Познание > Генезис научного познания