Наука
<<  История и методология науки Методология научного исследования  >>
История и методология науки
История и методология науки
Наука в европейской истории
Наука в европейской истории
Вопросы:
Вопросы:
Проблема возникновения науки
Проблема возникновения науки
Фалес VII-VI вв
Фалес VII-VI вв
Все из воды и в воду все разлагается
Все из воды и в воду все разлагается
Анаксимандр (VII – VI вв
Анаксимандр (VII – VI вв
Пифагорейская школа (VI-V вв
Пифагорейская школа (VI-V вв
« У пифагорейцев мы найдем, что одни углы посвящены одним богам,
« У пифагорейцев мы найдем, что одни углы посвящены одним богам,
Атомистическая школа (VI-Vвв
Атомистическая школа (VI-Vвв
«Великий мирострой» Демокрита
«Великий мирострой» Демокрита
Алкмеон Кротонский – представитель пифагорейской медицины
Алкмеон Кротонский – представитель пифагорейской медицины
Гиппократ (460 – 377 гг
Гиппократ (460 – 377 гг
Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств
Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств
Критикует представления о божественном происхождении болезней, полагая
Критикует представления о божественном происхождении болезней, полагая
Философские проблемы науки досократического периода Античности:
Философские проблемы науки досократического периода Античности:
Сократический период Античной философии (V-IV вв
Сократический период Античной философии (V-IV вв
Аристотель (384 – 322 гг
Аристотель (384 – 322 гг
Философия:
Философия:
Логика – методологический инструмент всех наук «Органон»
Логика – методологический инструмент всех наук «Органон»
Наука универсальна, но возникает через индукцию, опирающуюся на данные
Наука универсальна, но возникает через индукцию, опирающуюся на данные
Философские проблемы науки в творчестве Аристотеля
Философские проблемы науки в творчестве Аристотеля
2. Наука и философия в эпоху Средневековья
2. Наука и философия в эпоху Средневековья
Продолжение научных программ Античности (IIIв
Продолжение научных программ Античности (IIIв
Неоплатонизм, раннее христианство
Неоплатонизм, раннее христианство
Средние века
Средние века
Брунетто Латини «Tresor» 1260г
Брунетто Латини «Tresor» 1260г
Классификация наук Доминика Гундиссалина (XII в.) и «De divisione
Классификация наук Доминика Гундиссалина (XII в.) и «De divisione
Средневековая алхимия
Средневековая алхимия
Раймунд Луллий (1235-1315) – «Завещание, излагающее в двух книгах
Раймунд Луллий (1235-1315) – «Завещание, излагающее в двух книгах
"Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать
"Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать
Значение алхимии в европейской науке:
Значение алхимии в европейской науке:
Философские проблемы науки в эпоху Средневековья
Философские проблемы науки в эпоху Средневековья

Презентация: «История и методология науки». Автор: . Файл: «История и методология науки.ppt». Размер zip-архива: 1104 КБ.

История и методология науки

содержание презентации «История и методология науки.ppt»
СлайдТекст
1 История и методология науки

История и методология науки

Макиенко Марина Алексеевна

1

2 Наука в европейской истории

Наука в европейской истории

2

3 Вопросы:

Вопросы:

Наука и философия в эпоху Античности. Наука и философия в эпоху Средневековья.

3

4 Проблема возникновения науки

Проблема возникновения науки

Наука - опыт практической деятельности - зародилась ок. двух миллионов лет назад, наука - доказательный вид знания , отличающегося от мифологического мышления – VI в. до н.э., наука – специфическая форма знания, социально-духовное образование – XVI – XVII вв.н.э. наука - соединение исследовательских программ и программ высшего образования – XIX в.

4

5 Фалес VII-VI вв

Фалес VII-VI вв

до н.э.

Проблема первоначала – вода. Доказал теоремы: вертикальные углы равны; треугольники с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней, равны; углы при основании равнобедренного треугольника равны; диаметр делит круг пополам; угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым.

5

6 Все из воды и в воду все разлагается

Все из воды и в воду все разлагается

Заключает он об этом из того, что, во-первых, начало всех животных сперма, а она влажная; так и все вещи, вероятно, берут свое начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают. В-третьих, из того, что сам огонь Солнца водными испарениями питается равно как и сам космос. Все образуется из воды путем ее затвердевания и испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. Фрагменты ранних греческих философов.

6

7 Анаксимандр (VII – VI вв

Анаксимандр (VII – VI вв

до н.э.)

Первоначало – апейрон «О природе» - проблема становления Космоса - от момента его возникновения до происхождения живых существ и человека.

Солнце

Земля

Луна

Звезды

Земля

Система мира по Анаксимандру

7

8 Пифагорейская школа (VI-V вв

Пифагорейская школа (VI-V вв

до.н.э.)

Пифагор – число, единица. отношения чисел как символы некоторой божественной реальности

8

9 « У пифагорейцев мы найдем, что одни углы посвящены одним богам,

« У пифагорейцев мы найдем, что одни углы посвящены одним богам,

другие - другим. Так, например, поступил Филолай, посвятивший одним богам угол треугольника, другим - (угол) четырехугольника и иные (углы) иным (богам), и приписавший один и тот же (угол) нескольким богам, и одному и тому же богу несколько углов соответственно различным силам, (находящимся) в нем». Прокл Предисловие к «Началам» Евклида

9

10 Атомистическая школа (VI-Vвв

Атомистическая школа (VI-Vвв

до н.э.)

Демокрит Левкипп Атомы – мельчайшие частицы, из которых состоит материя

10

11 «Великий мирострой» Демокрита

«Великий мирострой» Демокрита

1) существуют атомы любых форм и размеров (в том числе размером с целый мир); 2) все направления и все точки в Великой Пустоте равноправны; 3) атомы двигаются в Великой Пустоте в любых направлениях с любыми скоростями

11

12 Алкмеон Кротонский – представитель пифагорейской медицины

Алкмеон Кротонский – представитель пифагорейской медицины

Сущее – результат гармонического слияния противоположностей. Здоровье – равновесие влажного, сухого, теплого, холодного, горького, сладкого. Болезнь – преобладание какой – либо силы.

12

13 Гиппократ (460 – 377 гг

Гиппократ (460 – 377 гг

до н.э.)

«Поэтому должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство».

13

14 Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств

Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко ниже теперь всех искусств. И, по моему мнению, причиной такого падения служит больше всего то, что в государствах одной лишь медицинской профессии не определено никакого другого наказания, кроме бесчестия, но это последнее ничуть не задевает тех, от которых оно неотделимо. мне кажется, что эти последние весьма похожи на тех лиц, которых выпускают на сцену в трагедиях, ибо как те принимают наружный вид, носят одежду и маску актера, не будучи, однако, актерами, так точно и врачи; по званию их много, на деле же - как нельзя менее. Гиппократ

14

15 Критикует представления о божественном происхождении болезней, полагая

Критикует представления о божественном происхождении болезней, полагая

что любое природное явление имеет естественную причину (погода, климат, вода); объединяет наблюдения, практические рекомендации в теорию - создает множество трактатов.

15

16 Философские проблемы науки досократического периода Античности:

Философские проблемы науки досократического периода Античности:

Причины становления иного, по сравнению с мифологическим, способа объяснения мира. Дифференциация научного, мифологического, религиозного знания. Определение нового подхода к знанию: наблюдение, обобщение, доказательство. Обучение знаниям.

16

17 Сократический период Античной философии (V-IV вв

Сократический период Античной философии (V-IV вв

до н.э.)

Сократ Платон Аристотель

17

18 Аристотель (384 – 322 гг

Аристотель (384 – 322 гг

до н.э.)

труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон: Категории; Об истолковании; Первая аналитика и Вторая аналитика; Топика. естественнонаучные труды: О возникновении и уничтожении; О небе; Физика; История животных; О частях животных, О душе. тексты под названием Метафизика, представляющим собой цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли; труды по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику, Эвдемова этика,

18

19 Философия:

Философия:

Теоретическая (исследование изменяющегося бытия - физика и естествознание, включая науку о человеке; исследование бытия абстрактных математических объектов - различные разделы математики; первая философия, исследование бытия как такового -метафизика; Практическая (деятельность человека, устройство государства, мораль); Поэтическая (творчество, искусство, этика)

19

20 Логика – методологический инструмент всех наук «Органон»

Логика – методологический инструмент всех наук «Органон»

изучает: 1) основные виды бытия; 2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении; 3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной. Формы мышления соответствуют формам бытия.

20

21 Наука универсальна, но возникает через индукцию, опирающуюся на данные

Наука универсальна, но возникает через индукцию, опирающуюся на данные

чувственного восприятия об индивидуальной сущности и ее индивидуальных свойствах; предпосылки науки самоочевидны и не нуждаются в доказательствах; первое в обосновании всякой истинной науки - обнаружение необходимых связей, которые не являются просто случайными и выражаются в необходимых суждениях; далее из очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждения может быть выведено последующее знание; в завершении - дедукция, или вывод т.е. способ с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному; предмет науки – индивидуальные предметы.

21

22 Философские проблемы науки в творчестве Аристотеля

Философские проблемы науки в творчестве Аристотеля

Процесс познания мира человеком. Истинность умозаключений. Корреляция умозаключений и действительности. Предмет науки, классификация наук. Определение базовых понятий – движение, изменение, причинность.

22

23 2. Наука и философия в эпоху Средневековья

2. Наука и философия в эпоху Средневековья

23

24 Продолжение научных программ Античности (IIIв

Продолжение научных программ Античности (IIIв

до н.э.-IIIв.н.э.)

геометрия Евклида, механика Архимеда, астрономия Птолемея

24

25 Неоплатонизм, раннее христианство

Неоплатонизм, раннее христианство

Тертуллиан (155/165 —220/240) «Верую, ибо абсурдно» Демонстрация несовместимости положений религии с научным знанием.

25

26 Средние века

Средние века

Вопросы истины – в ведении религии; Научное знание представлено в форме комментариев к текстам Аристотеля; Тенденция к систематизации, классификации, компиляции; Две принципиально разные картины мира: верующего христианина и натурфилософа. Первая удостоверяется откровением вторая — естественным разумом, базирующимся на опыте и пользующимся индукцией.

26

27 Брунетто Латини «Tresor» 1260г

Брунетто Латини «Tresor» 1260г

Содержание: 1. Введение в философию, предисловие; библейская история, восточная, троянская и римская, история с различными экскурсами (история Франции, Англии и др.)- 2. История святых и церковная история, космография. 3. География. 4. О животных (бестиарий); рыбы. 5. О змеях и других животных. 6. Этика Аристотеля. 7. Моральная философия. 8. Риторика. 9. Политика

27

28 Классификация наук Доминика Гундиссалина (XII в.) и «De divisione

Классификация наук Доминика Гундиссалина (XII в.) и «De divisione

philosophiae».

Естественная наука; математика; божественная наука (теология); грамматика; поэтика; риторика; логика; медицина; арифметика; музыка; геометрия; оптика (de aspectibus); астрология; астрономия; наука о весах (de ponderibus); механические искусства (de ingeniis).

28

29 Средневековая алхимия

Средневековая алхимия

Арабский « аль-кимия» восходит к греческому ch?m?ia, от ch?? - лью, отливаю, - связь алхимии с искусством плавки и литья металлов; Chemia – Египет.- связывает алхимию с местом, где возникло это искусство. Египет – «черная земля». задачи алхимии: Освобождение духа от телесной оболочки; Превращение ("трансмутация") неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества – «философского камня».

29

30 Раймунд Луллий (1235-1315) – «Завещание, излагающее в двух книгах

Раймунд Луллий (1235-1315) – «Завещание, излагающее в двух книгах

всеобщее химическое искусство», Арнальдо де Виланова (1250-1313?) – «О ядах», Альберт Великий (около 1193-1280) – «О металлах и минералах», «Книга об алхимии», Роджер Бэкон (около 1214 - около 1292) – «Могущество алхимии», «Зеркало алхимии».

30

31 "Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать

"Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать

некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения". 3 стадии приготовления эликсира из "первичной субстанции"– нигредо (чёрная стадия), альбедо (белая, в результате которой получается малый эликсир, способный превращать металлы в серебро) рубедо (красная, продуктом которой и является великий эликсир – магистерий). Р.Бэкон

31

32 Значение алхимии в европейской науке:

Значение алхимии в европейской науке:

Открытие или усовершенствование способов получения практически ценных соединений и смесей (минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, металлических сплавов, кислот, щелочей, солей, лекарственных препаратов), создание или улучшение приемов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение новых лабораторных приборов (например, печей для длительного нагревания, перегонных кубов), натурфилософские обобщения (идея генезиса металлов, основанная на материальном единстве мира ).

32

33 Философские проблемы науки в эпоху Средневековья

Философские проблемы науки в эпоху Средневековья

Соотношение религии и науки, веры и знания; Социальная детерминированность научного знания (идеи Аристотеля в Средневековой науке, церковь и наука); Язык науки (натурфилософские тексты Средневековья, символический способ фиксации знаний в алхимии), Становление эмпирических методов исследования.

33

«История и методология науки»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/istorija-i-metodologija-nauki-132768.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Наука > История и методология науки