Мораль
<<  Мораль Право и мораль  >>
Мораль
Мораль
Сформулируйте цели урока
Сформулируйте цели урока
Мораль
Мораль
Вспомните, что такое мораль
Вспомните, что такое мораль
Мораль
Мораль
Концепции происхождения морали
Концепции происхождения морали
Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с
Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с
Развитие норм морали
Развитие норм морали
http://www
http://www
Социокультурный подход
Социокультурный подход
Этика (греч
Этика (греч
Мораль
Мораль
Чем отличается нравственность от морали
Чем отличается нравственность от морали
Мораль
Мораль
Структура морали Нравственные категории – понятия морали, которые
Структура морали Нравственные категории – понятия морали, которые
В структуре морали принято различать образующие ее элементы
В структуре морали принято различать образующие ее элементы
Категории долга в морали отводится важная роль
Категории долга в морали отводится важная роль
Нравственная культура личности -
Нравственная культура личности -
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Этапы формирования нравственной культуры личности
Этапы формирования нравственной культуры личности
Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с
Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с
Мораль
Мораль
Функции морали
Функции морали
1. Регулятивная функция
1. Регулятивная функция
3. Познавательная (гносеологическая) функция
3. Познавательная (гносеологическая) функция
6. Мотивационная функция
6. Мотивационная функция
Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее
Религия
Религия
убеждение в реальном существовании сверхъестественного, в том, что
убеждение в реальном существовании сверхъестественного, в том, что
Религия
Религия
Религия
Религия
Религия
Религия
Буддизм
Буддизм
Религия
Религия
Мораль
Мораль
Религия
Религия
Религия
Религия
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу
Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу
Два мира есть у человека - Один, который нас творил
Два мира есть у человека - Один, который нас творил
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное
Согласны ли вы с высказыванием:
Согласны ли вы с высказыванием:

Презентация: «Мораль». Автор: User. Файл: «Мораль.pptx». Размер zip-архива: 316 КБ.

Мораль

содержание презентации «Мораль.pptx»
СлайдТекст
1 Мораль

Мораль

Религия.

10 класс, базовый уровень

2 Сформулируйте цели урока

Сформулируйте цели урока

Подумайте над вопросом, почему мораль и религия, возникнув в древности, актуальны до сих пор.

3 Мораль

Мораль

Религия

Древнейшие регуляторы отношений

4 Вспомните, что такое мораль

Вспомните, что такое мораль

5 Мораль

Мораль

Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей

Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействий.

Мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

6 Концепции происхождения морали

Концепции происхождения морали

7 Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с

Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с

правом, политикой и отражает различные социально - экономические интересы людей

Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития

8 Развитие норм морали

Развитие норм морали

Табу

Обычай

Традиции

Моральные правила

Какой концепции соответствует схема?

9 http://www

http://www

abccba.ru/abc39.php

Исторический подход. Никаких абсолютных, общечеловеческих норм морали нет. Мораль, господствующая в обществе, зависит от материальных условий жизни общества, от развития общественно-исторической практики. В каждом историческом типе общества устанавливается своя система морали. Человеческие представления о добре и зле меняются в ходе истории. Принцип «не прелюбодействуй» не мог появиться в первобытном обществе, где существовал групповой брак. Он мог быть выдвинут лишь там и тогда, где и когда возникла моногамная семья. В рабовладельческом обществе раб не считался за человека. Его можно было истязать, убить. Сейчас убийство любого человека противоречит нормам морали. Однако вместе с общественным прогрессом развивается и нравственная культура. Писатель и философ X. Борхес отмечает, что о «неизбежном моральном прогрессе» свидетельствует уже хотя бы то, что ныне люди, совершая какую-либо жестокость, вынуждены при этом как-то оправдываться, тогда как в прошлом правители могли пролить море крови, даже и не помышляя ни о каких оправданиях: «Возможно, люди сейчас поступают дурно, но при этом они хотя бы испытывают потребность убедить других — и, главное, самих себя, — что действуют правильно. Мы вступили в лучший этап развития — этап лжи и лицемерия». Лишь постепенно в ходе исторического развития вырабатываются и получают все более широкое признание общечеловеческие нормы морали. Так объясняет природу нравственности, например, марксизм. Однако исторический подход не объясняет, почему принципы нравственности приоритетны и самоценны. Более того, с позиций этого подхода оказывается, что они играют лишь служебную, инструментальную роль: нравственность подчинена задачам прогресса, т. е. вместо того, чтобы состояние общества и направление его развития оценивать с точки зрения нравственности, этот подход требует, наоборот, чтобы нравственность приспосабливалась к состоянию общества и задачам его развития.

10 Социокультурный подход

Социокультурный подход

Нравственность составляет коренное условие подлинно человеческого существования. Моральные принципы образуют культурную среду, в которой становится возможным совершенствование человека и человеческого образа жизни. Они заложены не в генетической, а в социальной памяти человечества. Они не заданы «от природы», а вырабатываются, развиваются и передаются от поколения к поколению через культуру (а не через гены). Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам нравственности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» — специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается. Современная этика, критически анализируя различные подходы к решению вопроса о происхождении и сущности морали, считает, что она возникает в процессе становления человека как родового существа, является его духовной сущностью, определяется требованиями жизни, а не навязывается извне. Причем ее отдельные элементы возникли и формировались не одновременно. Сначала возникает практика нравственных отношений. Это период первобытного общества, когда собственно нравственная регуляция была объединена с другими формами регуляции — утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д. Следующим этапом развития морали является групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе. И, наконец, на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации. Это относится к периоду разложения родового строя и возникновению рабовладельческого общества. Человечество в ранние эпохи смогло выжить и создать цивилизацию благодаря утверждению моральных норм, которые представляют собой самостоятельный социальный феномен, определивший переход от инстинкта к разуму. Мораль возникает по мере осознания человеком себя как личности, когда он начинает отделять себя от других членов рода и регулирует отношения «человек — коллектив — общество». Возникнув в процессе становления человека как родового существа, мораль становится его духовной сущностью. Она определяется требованиями жизни, а не устанавливается извне, формирует необходимые требования к поведению личности в интересах ее самой и всего общества. По своему происхождению и содержанию мораль изначально социальна.

11 Этика (греч

Этика (греч

ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика – одна из древн. теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого об-ва. Для обозначения учения о нравственности термин «Э.» был введен Аристотелем. Как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе. социальной практики людей, Э, возникает в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, т. е. с зарождением классового об-ва.

12 Мораль

Мораль

Мораль

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

Явление культурно-историческое, классовое

Связана со всеми сферами общественной жизни

Предмет изучения этики

Форма общественного сознания

13 Чем отличается нравственность от морали

Чем отличается нравственность от морали

14 Мораль

Мораль

Нравственность

Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

Принципы реального практического поведения людей степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

Мир должного

Мир сущего

15 Структура морали Нравственные категории – понятия морали, которые

Структура морали Нравственные категории – понятия морали, которые

носят всеобщий характер. (Добро, Зло, Честь, Совесть, Счастье, Справедливость и т.д.) Принципы морали носят основополагающий характер, формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества. (принцип справедливости , гуманизма и т.д.) Нормы морали – формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях, которые фиксируются в заповедях и предписаниях.

16 В структуре морали принято различать образующие ее элементы

В структуре морали принято различать образующие ее элементы

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирую­щие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на осно­ве принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть при­сущие данному обществу, социальной группе нравы. В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного обще­принятого порядка, а находят идейное обоснование в представ­лениях человека о должном или недолжном поведении как во­обще, так и в конкретной жизненной ситуации. Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.). Моральные принципы — одна из форм выражения нравст­венных требований, в наиболее общем виде раскрывающая со­держание нравственности, существующей в том или ином об­ществе. Если моральная норма предписывает, какие конкретно по­ступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направ­ление деятельности. К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как гуманизм — признание человека выс­шей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражаю­щаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающему­ся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпоч­тения собственных интересов интересам всех других. Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высо­кие моральные качества. Нравственный идеал по-разному понимался в разное вре­мя, в различных обществах и учениях. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает ко­нечную цель самовоспитания. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требо­ваниях высшей справедливости, гуманизма. http://www.vuzlib.su/beta3/html/1/15506/15511/

17 Категории долга в морали отводится важная роль

Категории долга в морали отводится важная роль

Это своеобразная точка пересечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Выбор между «я хочу» и «я должен» определяет нравственную зрелость и уровень самосознания личности.

18 Нравственная культура личности -

Нравственная культура личности -

Степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества

19 Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:

Общая культура Социальные интересы Цели жизни и деятельности Степень нравственных переживаний, сопереживания Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности …

20 Этапы формирования нравственной культуры личности

Этапы формирования нравственной культуры личности

Формируемая нравственность

На чем основана

Главный мотив нравственного поведения

Для кого характерна

Элементарная

Послушание и подражание

Страх, боязнь наказания «Что со мной сделают?»

Дети Инфантильные взрослые

Конвенциональ-ная

Общественное мнение

Стыд, честь «Что обо мне подумают?»

Взрослые люди

Автономная

Саморегуляция

Совесть «Что я сам о себе подумаю?»

21 Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с

Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с

ними. Библейская заповедь («золотое правило морали»)

22 Мораль

Мораль

Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева) Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

23 Функции морали

Функции морали

Познавательная. Учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей. Воспитательная. Обуславливает выработку определенных стереотипов поведения у каждого из индивидов. Это позволяет преобразовать нормы этики в стойкую привычку. Ценностно-ориентирующая. Мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция не несет в себе какого-либо практического значения, однако дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Вполне вероятно, что индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос. Регулятивная. Моральные нормы позволяют контролировать как поступки отдельного индивида, так и поведение общества в целом. Люди не регулируют поведение друг друга, за них это делают нравственные нормы.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/103447/funktsii-i-struktura-morali

24 1. Регулятивная функция

1. Регулятивная функция

Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет). 2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения..

25 3. Познавательная (гносеологическая) функция

3. Познавательная (гносеологическая) функция

Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения. 4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения. 5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

26 6. Мотивационная функция

6. Мотивационная функция

Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности. 7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

27 Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее

Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее

поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.

28 Религия

Религия

Имеет определенную структуру

Посредством системы культовых действий организует повседневную жизнь.

Формирует мировозрение, заставляет человека задуматься над смыслом существования.

Религия – универсальный культурный механизм регуляции человеческой жизни

29 убеждение в реальном существовании сверхъестественного, в том, что

убеждение в реальном существовании сверхъестественного, в том, что

источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог.

Совокупность ритуалов и обрядов, связанных с почитанием конкретного божества или сверхъестественных существ.

30 Религия

Религия

ЦЕРКОВЬ – [от греч. kyriake (oik?a)— божий дом] - особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа. СЕКТЫ- ЗАМКНУТЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ, ОТОШЕДШИЕ ОТ ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ЦЕРКВИ.

31 Религия

Религия

В сфере духовной культуры религии принадлежит особое место.

Религиозное мировозрение разделяет все сущее на мир земной и небесный и признает бессмертие души. Релегия предполагает наличие мистической связи между человеком и богом, поклонение богу и взаимодействие человека со сверхестественными силами. Главный вопрос: «почему человек верит?» Раньше это обьясняли невежеством, страхом. А сейчас на этапе постиндустриального общества. Возможно все дело в социальных функциях религии.

32 Религия

Религия

Роль религии в жизни общества.

Место и значение релегии определяется функциями

Регулятивная функция.

Воспитательная

Мировоззренческая

Компенсаторная (терапевтическая)

Коммуникативная

Интеграционная

Культурная.

33 Буддизм

Буддизм

Христианство

Ислам

Мировые

Родоплемен-ные (примитив-ные верования)

Национально- государствен-ные (иудаизм, индуизм и др.)

Католичество , православие, протестантизм

Суннизм, шиизм

34 Религия

Религия

Мировые религии

Буддизм

Христианство

Ислам

Признаки мировых религий: огромное число последователей во всем мире эгалитарность (проповедует равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп) пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания) космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходят за пределы наций и государств

35 Мораль
36 Религия

Религия

Пронцип свободы совести

Принцип свободы совести

Свобода совести – право человека самостоятельно формировать свое мировоззрение и открыто выражать его в социальных взаимодействиях, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом. Это право человека на духовную автономию. В обществах с преобладающим религиозным мировоззрением свобода совести могла выражаться лишь в свободе вероисповедования

37 Религия

Религия

Правовые гарантии принципа свободы совести

Принцип отделения религиозных организаций от государства.

Все религии признаются равноправными. Государство нейтрально в вопросах веры.

Светский характер государства. Запрещена любая форма религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.

38 Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу

культуры человечества. Теология – совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога. Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.

39 Два мира есть у человека - Один, который нас творил

Два мира есть у человека - Один, который нас творил

Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.

Какую проблему поднимает автор строк?

40 «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное

небо над нами и нравственный закон внутри нас»

Прав ли философ?

И. Кант

41 Согласны ли вы с высказыванием:

Согласны ли вы с высказыванием:

Какие качества для вас имеют большую ценность, качества гражданина или качества человека?

«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же». К.Тосси

«Мораль»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/moral-88950.html
cсылка на страницу

Мораль

6 презентаций о морали
Урок

Философия

20 тем
Слайды