Познание
<<  Физика и познание мира Биология как наука Методы научного познания  >>
Научное познание как философско-методологическая проблема
Научное познание как философско-методологическая проблема
Общие представления о природе познания
Общие представления о природе познания
Термин «знание»
Термин «знание»
Три смысла термина «знание»
Три смысла термина «знание»
Три смысла термина «знание»
Три смысла термина «знание»
Три смысла термина «знание»
Три смысла термина «знание»
Знание & Познание
Знание & Познание
Общие представления о природе познания
Общие представления о природе познания
Особенности научного познания, или критерии научности
Особенности научного познания, или критерии научности
Особенности научного познания, или критерии научности
Особенности научного познания, или критерии научности
Особенности научного познания, или критерии научности
Особенности научного познания, или критерии научности
Общие представления о природе познания
Общие представления о природе познания
Общие представления о природе познания
Общие представления о природе познания
Общие представления о природе познания
Общие представления о природе познания
Роль контекста в познании
Роль контекста в познании
Роль контекста в познании
Роль контекста в познании
Классификация основных подходов к познанию
Классификация основных подходов к познанию
Основные выводы современной философии познания
Основные выводы современной философии познания
Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика античности
Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика античности
Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика Средневековья
Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика Средневековья
Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика эпохи Нового
Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика эпохи Нового
Ценностно-мировоззренческие трансформации Нового Времени
Ценностно-мировоззренческие трансформации Нового Времени
Становление научного познания в эпоху Нового времени
Становление научного познания в эпоху Нового времени
Становление научного познания в эпоху Нового времени
Становление научного познания в эпоху Нового времени
Становление научного познания в эпоху Нового времени
Становление научного познания в эпоху Нового времени
Репрезентативная модель познания
Репрезентативная модель познания
Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель
Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель
Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель
Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель
Диалоговая эпистемология
Диалоговая эпистемология
Диалоговая эпистемология
Диалоговая эпистемология
Эволюционная эпистемология
Эволюционная эпистемология
Эволюционная эпистемология
Эволюционная эпистемология
Эволюционная эпистемология
Эволюционная эпистемология
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «Научное познание как философско-методологическая проблема». Автор: Chernikoff. Файл: «Научное познание как философско-методологическая проблема.ppt». Размер zip-архива: 742 КБ.

Научное познание как философско-методологическая проблема

содержание презентации «Научное познание как философско-методологическая проблема.ppt»
СлайдТекст
1 Научное познание как философско-методологическая проблема

Научное познание как философско-методологическая проблема

Черникова Дарья Васильевна, к.филос.н.

2 Общие представления о природе познания

Общие представления о природе познания

Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

3 Термин «знание»

Термин «знание»

В самом общем смысле под знаниями подразумевают совокупность суждений о действительности, которые различаются по степени их общности, глубине ее раскрытия и степени достоверности полученных заключений.

4 Три смысла термина «знание»

Три смысла термина «знание»

Во-первых, можно говорить о знании в чисто практическом смысле, как способности что-то сделать, умении изготовить какую-либо вещь или совершить определенное действие. Умение, ставшее повторяемым и привычным, превращается в навык.

5 Три смысла термина «знание»

Три смысла термина «знание»

Во-вторых, термин «знание» часто отождествляют со смыслом, который имеют в виду при характеристике научного знания. Важнейшей характеристикой такого знания является ценностная установка, которой руководствуется каждый ученый, и которая состоит в поиске объективной истины.

6 Три смысла термина «знание»

Три смысла термина «знание»

В-третьих, иногда знанием называют мнение, веру и убеждение, где значительную роль играет субъективный фактор. Мнения выражают отношение субъекта к действительности. Вера представляет собой субъективную оценку какого-либо факта, утверждения, предположения, догадки и т.п. Убеждения включают в свой состав рационально-логическую часть, основанную на фактах и логических заключениях, психологическую, связанную с чувствами и эмоциями, нравственную, мировоззренческую и другие.

7 Знание & Познание

Знание & Познание

В каком бы смысле, однако, ни рассматривалось знание, его следует отличать от процесса его познания. Если знание представляет результат изучения действительности, то познание есть процесс его поиска и исследования.

8 Общие представления о природе познания

Общие представления о природе познания

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

9 Особенности научного познания, или критерии научности

Особенности научного познания, или критерии научности

Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

10 Особенности научного познания, или критерии научности

Особенности научного познания, или критерии научности

Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

11 Особенности научного познания, или критерии научности

Особенности научного познания, или критерии научности

Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п.

12 Общие представления о природе познания

Общие представления о природе познания

С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: а) Субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п. в конечном счете - общество в целом. б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

13 Общие представления о природе познания

Общие представления о природе познания

в) Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов. г) Свой специфический, именно для них язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

14 Общие представления о природе познания

Общие представления о природе познания

В общем плане познание определяется как деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире, человеке, обществе. Изучение (познание) познания осуществляет теория познания – гносеология, являющаяся метафилософской областью. Центральная проблема гносеологии – вопрос о тождестве мышления и бытия: тождественно ли Мышление Бытию? Гносеология исследует природу когнитивных процессов. Эпистемология – теория научного познания. Когнитивный (от лат. cognito – знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию.

15 Роль контекста в познании

Роль контекста в познании

Утко-кролик Л.Витгенштейна Отдельное слово вовсе не обязательно должно обозначать один и тот же объект, оно может иметь множество значений, определяемых контекстом.

16 Роль контекста в познании

Роль контекста в познании

17 Классификация основных подходов к познанию

Классификация основных подходов к познанию

В вопросах научного познания современная западная философия предлагает два основных подхода: Один (более распространенный) обозначается как фундаменталистская форма эпистемологии – претензия на познание независимой от сознания реальности; Второй, только возникающий, назван концепцией исторического конструирования – мы не знаем и не можем знать независимую от сознания реальность, как таковую, но знаем лишь эмпирическую реальность, которую мы конструируем в результате взаимодействия с непознаваемым внешним миром.

18 Основные выводы современной философии познания

Основные выводы современной философии познания

Познание является продуктом историческим и культурно-социальным, оно всегда определенным образом онтологически обосновано. Существует зависимость трактовки знания от того, как понимается собственно процесс познания. В различных когнитивных практиках или , если речь идет о научном познании, в различных эпистемологических схемах, смысловая нагрузка понятий «познание», «знание», «субъект», «объект», «истина» исторически и социально обусловлена.

19 Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика античности

Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика античности

В античной философии формируется первая модель познания, которую обозначают как созерцательная модель познания. В созерцательной модели познание понимается как отражение объекта субъектом, как копирование объекта. Познавательная установка античности – созерцание. В эпистеме античности познание трактуется как приобщение к Логосу – мировому Закону через размышление и нравственное бытие. Знание является информационной копией объекта. Субъект познания определяется как обезличенный разум, у Платона это душа. Объект понимается как фрагмент действительности.

20 Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика Средневековья

Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика Средневековья

В средневековой культуре формируется новая когнитивная практика – герменевтическая. Здесь разум получает основания в особой человеческой деятельности, кредо которой выражено Августином «верь, чтобы понимать». Познание становится истолкованием. Знание в герменевтической модели есть интерпретация. В понимании субъекта и объекта во многом воспроизводится античная традиция. Субъектом познания является душа человека. Так, в томизме, познание есть обогащение души субстанциальными формами познаваемых предметов. Объект «растворен» в субъекте. В средневековой схоластике субъект воспроизводит онтологические параметры материальных вещей. Ведущее познавательное отношение «субъектно-субъектное».

21 Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика эпохи Нового

Эволюция когнитивных практик: Когнитивная практика эпохи Нового

времени

Начиная с Нового времени (16 в.) познание характеризуется так называемой репрезентативной моделью. Репрезентация (representation фр.- представление). Познание как представление это изменение вектора мышления: не от объекта к субъекту, а от субъекта к объекту. В этом состояла суть переворота в гносеологии, совершенного И. Кантом. Он изменил схему познания, поставив в центр человека, понимаемого как некий абстрактный индивид, мыслящее существо, получающее знания о мире, обладающее способностью рационального познания.

22 Ценностно-мировоззренческие трансформации Нового Времени

Ценностно-мировоззренческие трансформации Нового Времени

Экспериментальное естествознание Нового времени стало возможным в результате трех основных процессов: Формирование объекта науки; Формирование субъекта познавательной деятельности; Формирование нового метода познания.

23 Становление научного познания в эпоху Нового времени

Становление научного познания в эпоху Нового времени

1. Объектом науки Нового времени становится природа, понимаемая как пустое пространство, заполненное веществом. Разрушение гармоничного космоса античности явилось тем пусковым процессом, в ходе которого произошла десакрализация природы, превращение ее в «унылую штуку». Вещь лишилась качества и смысла, она перестала быть символом, тайной. По отношению к «обездушенной» природе стало возможным другое взаимодействие - испытание, опыт.

24 Становление научного познания в эпоху Нового времени

Становление научного познания в эпоху Нового времени

2. Становление субъекта науки - это процесс становления человека, способного доверять собственной интеллектуальной интуиции, способного противопоставить догматам вероучения и авторитарному знанию самостоятельное интеллектуальное творчество. Особую роль на этом пути становления субъекта научной деятельности, человека способного доверять собственной интеллектуальной интуиции и называемого self-made-man, сыграла эпоха Реформации.

25 Становление научного познания в эпоху Нового времени

Становление научного познания в эпоху Нового времени

3. Опыт, понимаемый как измерение, эксперимент стал тем методом, который позволил «читать» вторую книгу – книгу Природы. Знать – это знать, как измерить. Экспериментальный метод был основан на системе идеалов и ценностей, задающих новое отношение к природе. Научное мышление, сформировавшееся в эпоху Нового времени и являющееся важнейшей ценностью современной культуры, в отличие от мышления античности возникало и развивалось в рамках репрезентативной модели познания.

26 Репрезентативная модель познания

Репрезентативная модель познания

Познание как представление это изменение вектора мышления: не от объекта к субъекту, а от субъекта к объекту. В этом состояла суть переворота в гносеологии, совершенного И. Кантом. Однако, в культурно-социальном плане и исторически он стал возможен, благодаря ценностно-мировоззренческим трансформациям Нового времени. Суть этих трансформаций, как отмечал М. Хайдеггер, в том, что человек сам от себя и для себя начинает задавать меру сущему. В репрезентативной модели знание становится представлением. Субъектом познания является мыслящий индивид.

27 Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель

Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель

Познание трактуется не как отражение типа фотографирования, копирования субъектом объекта, и не как репрезентация, а как проективно-конструктивная деятельность. Этот процесс есть своего рода челночное движение - от субъекта к объекту и обратно, в ходе которого первоначальная теоретическая модель проецируется на объективную реальность, сопоставляется с ней, преобразуется и вновь проецируется. Так осуществляется «доводка» теоретической модели. Знание как представление, но представление, которое не только субъективно конструируется, но постоянно в проективной практической деятельности проверяется и подправляется. Субъект это все человеческое общество, с его общественным строем, с совокупным общественным сознанием. Объект – это часть, «фрагмент» самой объективной реальности, вступившая во взаимодействие с субъектом.

28 Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель

Деятельностно-практическая или проективно-конструктивная модель

Эта эпистемологическая модель является наиболее распространенной в современном естественнонаучном познании. Наиболее распространенной, но не единственной. Начиная со второй половины ХХ в., теория знания как ментального представления, была поставлена под сомнение. В современном естествознании актуализированы такие эпистемологические схемы, которые обозначаются как диалоговая эпистемология и эволюционная эпистемология.

29 Диалоговая эпистемология

Диалоговая эпистемология

Герменевтическая модель познания

Диалоговая эпистемология является, как известно, практикой гуманитарного познания. М.М. Бахтин отмечал различие естественнонаучного и гуманитарного: «Точные науки - это монологичная форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может оставаться субъектом, став безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим». Познание как понимание – герменевтическая модель познания.

30 Диалоговая эпистемология

Диалоговая эпистемология

Герменевтическая модель познания

Познавательная ситуация второй половины ХХ в. характеризовалась стиранием грани между естественнонаучным и гуманитарным знанием. Эпистемологическая ситуация, возникшая в связи с изучением человекоразмерных объектов, получила дальнейшее развитие в контексте холистического мировидения, в котором человек не часть, а микрокосм. Центральной в холистическом мировидении является идея целостности мира и человека, включенности человека в саму ткань природных процессов. Наряду с еще сохраняющейся дисциплинарной организацией знания, идет активное формирование междисциплинарного знания, в котором науки объединяются для решения конкретной проблемы. Это новое знание является содружеством естественнонаучного и гуманитарного подходов, местом, где устанавливается новое отношение человека к природе - отношение диалога.

31 Эволюционная эпистемология

Эволюционная эпистемология

Эволюционная эпистемология представляет эпистемологическую схему, в которой познание понимается как целостный физиологически-ментальный процесс. «Теория познания, которая исходит из трактовки человека как продукта биологической и социальной эволюции». Целью эволюционной эпистемологии является исследование биологических предпосылок познания и объяснение его особенностей на основе современных эволюционных воззрений. Эволюционная эпистемология обратилась к исследованию реальных процессов познания. Основоположником считается К. Лоренц, нобелевский лауреат по медицине и физиологии.

32 Эволюционная эпистемология

Эволюционная эпистемология

Эволюционная эпистемология дает ответ на проблему поставленную Кантом – откуда приходят априорные формы познания? Ядро кантовского априоризма в том, что человек подходит к явлениям с определенными формами созерцания и мышления, с помощью которых упорядочивает эти явления. В эволюционной эпистемологии разум в процессе приобретения знаний следует определенному заранее заданному шаблону мышления. Согласно априоризму, разум отнюдь не «чистая доска», человек приходит к явлениям с определенными формами созерцания и мышления, с помощью которых упорядочивает явления. Понимая познание как естественно-исторический процесс, мы вписываем когнитивный опыт в эволюционный процесс.

33 Эволюционная эпистемология

Эволюционная эпистемология

В постнеклассической науке происходит скрещивание «субъект-объект-средство». Меняются и онтологические представления, в частности о существовании. В классической науке существовать, это быть наблюдаемым, измеряемым. В неклассической, существование означает соответствие теории: «существовать - это быть значением квантифицированной переменной». В постнеклассической науке существование задается опять по–новому. И.Пригожин отмечает, что «существовать не означает отвергать время и видеть себя в статичной Вселенной. Быть может, мы вправе сказать, что существовать – значит быть частью Вселенной, претерпевающей процесс «конструирования», в которую мы погружены. Существовать – это участвовать».

34 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«Научное познание как философско-методологическая проблема»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/nauchnoe-poznanie-kak-filosofsko-metodologicheskaja-problema-156291.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Познание > Научное познание как философско-методологическая проблема