Сознание
<<  Социальный контроль и массовое сознание Образ семьи в общественном сознании жителей Беларуси: социологический анализ  >>
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Былички – это область суеверий, далекая от положительного знания
Былички – это область суеверий, далекая от положительного знания
Предисловие
Предисловие
Цели и задачи исследования
Цели и задачи исследования
Методы исследования: - интервьюирование свидетелей или участников
Методы исследования: - интервьюирование свидетелей или участников
Актуальность исследования обусловлена важностью анализа состояния
Актуальность исследования обусловлена важностью анализа состояния
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Происхождение термина
Происхождение термина
2. Специфика жанра В силу своей жанровой специфики (повествование о
2. Специфика жанра В силу своей жанровой специфики (повествование о
3. Источники, собранные в городе Сердобске и районе
3. Источники, собранные в городе Сердобске и районе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Источники 1.« - Говорят, что наверху пожарной башни иногда появляется
Источники 1.« - Говорят, что наверху пожарной башни иногда появляется
2. «Там, где сейчас кирпичный дом купили, раньше была станция детская,
2. «Там, где сейчас кирпичный дом купили, раньше была станция детская,
3. «Помню-помню, когда я была маленькая, у меня был маленький
3. «Помню-помню, когда я была маленькая, у меня был маленький
4. «Дело связано с квартирой
4. «Дело связано с квартирой
5. «Да, я видела бабая
5. «Да, я видела бабая
6. « Ну, не знаю, расскажу, наверное, про себя…я как-то раз, зимой,
6. « Ну, не знаю, расскажу, наверное, про себя…я как-то раз, зимой,
7. На Лысой горе есть множество тропинок, некоторые относительно
7. На Лысой горе есть множество тропинок, некоторые относительно
8. «Это было с моим дедом
8. «Это было с моим дедом
9. И сейчас в нашем (Сердобском лесу) могут заблудиться
9. И сейчас в нашем (Сердобском лесу) могут заблудиться
10
10
11
11
12
12
13
13
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
4. Классификация быличек Сердобского района Традиционно былички
4. Классификация быличек Сердобского района Традиционно былички
Имя
Имя
Собранные тексты, безусловно, относятся к области устной народной
Собранные тексты, безусловно, относятся к области устной народной
5.Доказательства принадлежности собранного материала к быличкам, одной
5.Доказательства принадлежности собранного материала к быличкам, одной
5. Для былички характерны черты неосознанной художественной передачи
5. Для былички характерны черты неосознанной художественной передачи
6. Функционирование в литературе
6. Функционирование в литературе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
Таким образом, БЫЛИЧКИ (бывальщины) — вид устной несказочной прозы:
Таким образом, БЫЛИЧКИ (бывальщины) — вид устной несказочной прозы:
Литература Айвазян С., Якимова О. Указатель сюжетов русских быличек и
Литература Айвазян С., Якимова О. Указатель сюжетов русских быличек и
спаСИБО За внимание
спаСИБО За внимание

Презентация: «Почему мы спим ночью детская». Автор: . Файл: «Почему мы спим ночью детская.ppt». Размер zip-архива: 9371 КБ.

Почему мы спим ночью детская

содержание презентации «Почему мы спим ночью детская.ppt»
СлайдТекст
1 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №10 г. Сердобска Пензенской области Былички как выражение религиозного сознания Подготовила: Котова Анастасия, Иллюстрации: Куликова Екатерина, Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Ушакова Н.С. 2013

2 Былички – это область суеверий, далекая от положительного знания

Былички – это область суеверий, далекая от положительного знания

Былички – это представления и понятия о сверхъестественных силах, о вмешательстве сверхъестественных существ в жизнь человека. Былички – это устные рассказы о встрече с «нечистой силой» героя повествования. Былички – это выражение религиозного сознания.

Лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть. (Русская народная пословица).

3 Предисловие

Предисловие

1. Происхождение термина 2. Специфика жанра 3. Источники, собранные в городе Сердобске и районе. 4. Классификация быличек Сердобска и Сердобского района. 5. Доказательства принадлежности собранного материала к быличкам, одной из областей устной народной прозы. 6. Функционирование в литературе 7. Примечания 8. Список использованной литературы.

4 Цели и задачи исследования

Цели и задачи исследования

Целью исследовательской работы стал сбор и анализ быличек Сердобского района, так как они позволяют с особого ракурса увидеть состояние современной духовной культуры сердобчан. Задачи: - собрать и проанализировать источники по данной теме; - рассмотреть русскую традицию рассказывать былички; - определение специфических черт этого культурного явления в Сердобском районе.

5 Методы исследования: - интервьюирование свидетелей или участников

Методы исследования: - интервьюирование свидетелей или участников

происходивших событий; - сбор исследуемого материала; - анализ источников по данной теме; - составление таблиц и диаграмм; - синхронное описание быличек, анализ их внутренней структуры и их внешние контекстуальные связи, - исследование значений различных фольклорных образов, связанных с традиционной мифологией пространства

6 Актуальность исследования обусловлена важностью анализа состояния

Актуальность исследования обусловлена важностью анализа состояния

современной духовной культуры сердобчан. Данная тема может быть рекомендована для использования в учебном процессе на уроках литературного краеведения.

7 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
8 Происхождение термина

Происхождение термина

Быличка — жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой».

9 2. Специфика жанра В силу своей жанровой специфики (повествование о

2. Специфика жанра В силу своей жанровой специфики (повествование о

сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

10 3. Источники, собранные в городе Сердобске и районе

3. Источники, собранные в городе Сердобске и районе

11 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
12 Источники 1.« - Говорят, что наверху пожарной башни иногда появляется

Источники 1.« - Говорят, что наверху пожарной башни иногда появляется

смотрящий, это может происходить и в яркий солнечный день, и в морозную полночь… После того как кто-то ево узрит и случаются разные горести народные…Все он зрит и нас готовит… » (Петрова Клавдия, род. в 1931 г. – запись №1)

13 2. «Там, где сейчас кирпичный дом купили, раньше была станция детская,

2. «Там, где сейчас кирпичный дом купили, раньше была станция детская,

туда все ребятишки бегали, а еще раньше, детский садик там был, там до сих пор бродит дух несчастной девушки. Некоторые ее видели. Она с темными волосами и в белой одежде. В общем, присутствие духа этой женщины чувствуется, когда она рядом находится. Сразу же промозглым холодом обдает с ног до головы… Особенно она недолюбливала тех, кто на втором этаже ее лишний раз беспокоил. Тогда она скидывала с полок всякие вещи и любила бумаги перемешать и сбросить вниз. Иногда по лестнице неожиданно слетал какой-нибудь предмет. Это было на самом деле. Пытались объяснить или успокоить сами себя, будто сквозняк это сделал. А старые люди говорят, что в этом доме дочь хозяина себе приют в мире ином не нашла, ведь грешница - руки на себя наложила». (Илюхина Мария, род. в 1938 г.- запись №2)

14 3. «Помню-помню, когда я была маленькая, у меня был маленький

3. «Помню-помню, когда я была маленькая, у меня был маленький

четырехколесный велосипед, там мигалка еще была. Вот. И так нажимаешь на кнопку, сильно достаточно надо нажать, а он начинает пищать. Там какая-то музыка звучала. Вот. Мы спим все ночью, я с мамой в комнате, бабушка с дедушкой в другой. В середине ночи, где-то в два-три часа, включается этот мой велосипед. Я просыпаюсь, а мама с силой пытается его отключить и не может. Я спрашиваю: «Мам, зачем ты его включила? Ведь все спят…». Она испуганно отвечает: «Нет, это бабайка включила…». С тех пор, я уже, знаете, верю, что он там ложки крадёт…». (Сергеева Марина, род.1970,- запись №3)

15 4. «Дело связано с квартирой

4. «Дело связано с квартирой

Она в старом двухэтажном доме. И я знала, что там были старые какие-то хозяева, и я знала, что надо умилостивить домового. Когда…я пришла в первый раз в эту квартиру, я налила в блюдечко молочка и во второе блюдечко поставила мёду, чайную ложечку. А на следующий день мы должны были ввозить вещи. Эти два блюдечка я поставила в уголок и сказала: «Домовой, домовой, приходи, покормись, на меня не сердись». И вот, представляешь, на следующий день я вошла. Ну, скажи, ведь кошек там нет, ну, мышей там нет – на блюдечках всё было пусто. Точно. Вот это быличка или нет?» (Утлова Екатерина, род. в 1952 г. – запись №4)

16 5. «Да, я видела бабая

5. «Да, я видела бабая

Мне тогда было лет 5-6. Я никогда не оставалась одна дома, уходила к бабушке, гуляла на улице. Заходила домой только с приходом родителей. Однажды зимой, часов в 6-7, когда уже смеркалось, я услышала какой-то шорох за шкафом, а потом увидела мохнатое серое существо, оно было довольно-таки высокого роста, коренастый. Оно внимательно и пристально смотрело на меня, а потом вдруг попятилось обратно и спряталось, хотя расстояние между стеной и шкафом довольно узкое. С тех пор страх остался на всю жизнь. А когда представилась возможность передать эту комнату соседям, то без малейшего сожаления это сделала». ( Михайлова Людмила, род.1963, - запись №5).

17 6. « Ну, не знаю, расскажу, наверное, про себя…я как-то раз, зимой,

6. « Ну, не знаю, расскажу, наверное, про себя…я как-то раз, зимой,

осталась одна дома. А-а-а…чё…а-а.…У меня была тарелка макарон, моя любимая еда. Свет горел – я темноты боялась, и везде у меня горел свет. Вот, который…в бабушкину комнату я дверь всё время закрывала, потому что я свет там не включала. В моей комнате горел телевизор, свет; в большой комнате тоже горел свет, в кухне. Я… в большой комнате смотрю телевизор и ем макароны. Тут, в комнате гаснет свет и телевизор. Мне стало страшно. А у меня ещё на кухне работает радио, чтобы слышать определенный звук, не прислушиваться, мало ли там какие-нибудь шорохи услышу, это то же страшно. Вот, и тут радио выключается, и полная тишина. Ну, телевизор тоже выключается в большой комнате. Полная тишина. Я в ужасе быстро одеваюсь, выбегаю на улицу. А стыдно признаться, что так перепугался. Думаю, если встречу маму с работы, а она спросит, что я делала, скажу, в окно ее увидела и выбежала встречать. Смотрю на окна – свет включился. Вхожу. Всё нормально. Макарон на тарелке уже нет, а вилка валяется на полу. Неожиданно включается телевизор, ну, так мигать начал… Я опять с криком на улицу. Потом вроде все утихло. Встречаю маму, говорю, я тебя увидела в окошко…э-э-э… то-то, се-то.… Ну, пошли домой. Заходим…моя тарелка… валяется на полу, вилка уже лежит в раковине. Каково меня удивление, я прохожу в комнату, а там свет горит, телевизор выключен. Ну, я рассказала маме, но она мне, конечно, не поверила. Э-э-э… рассказываю бабушке…ну, бабушка так к этому отнеслась…ну, как верующие. Потому что она знала, что там, может, бабайка ужинал… (Манина Марина, род.1960 –запись №6)

18 7. На Лысой горе есть множество тропинок, некоторые относительно

7. На Лысой горе есть множество тропинок, некоторые относительно

ровные, другие переплетаются между собой. Одни ведут прямой дороженькой, а иные и вроде прямо ведут, а устаешь – сил прямо-таки нет. Объясняют, что Дух горы не любит особо громогласных людей, поэтому и заставляет поднимающихся в гору особо не разглагольствовать, а, медленно поднимаясь, глубоко дышать сухим и горячим воздухом.(запись № 7)

19 8. «Это было с моим дедом

8. «Это было с моим дедом

Сам он мне рассказывал. Есть осенью праздник, когда в лес нельзя ходить. И вот так получилось, что и знал, что ни на ногой в лес, а сам в Мещерском лесу оказался. До сих пор не могу понять, ведь на луговине был, осенники собирал. Оказался в лесу. Смотрю, а вокруг все переливается, вгляделся получше, а там змеи ползут, да в таком количестве, что просвету не видно. Захолонуло внутру аж, ни взад ни вперед. Встал, будто столб вкопанный, боюсь вниз смотреть, только молитву повторяю и повторяю. Сколько стоял не помню, даже ноги перестал чуять, а потом упал, будто подкошенный. А вот дальше ничегошеньки не помню. На следующее утро нашли меня под овинником, еле-еле добудились. Целый год хвори да болезни одолевали. С той поры ни ногой в день змеиного праздника в лес. Сам не хожу, детей не допускал и тебе наказываю…(Кирилл Маркин, - запись №8)

20 9. И сейчас в нашем (Сердобском лесу) могут заблудиться

9. И сейчас в нашем (Сердобском лесу) могут заблудиться

Идут на родник за водой, и дорога широка, и тропинка протоптана, а человек ходит вокруг да около - нет дороги и все тут! «Леший кружит»,- объясняют старые люди.(Со слов бабушки Лубникова Алексея, запись №9)

21 10

10

Из рассказа моей бабушки Лапкиной Галины «Однажды мы с матерью пошли за грибами. Шли- шли , а грибов все нет. «Давай, пойдем вот к тому пню», и мы пошли. Идем, и вдруг чувствуем, что место не то. Я подошла поближе, а пень тот, да не тот». Решила повернуть в одну сторону, в другую. Идем, а перед нами, вдруг, совершенно незнакомый лес. Ведь в своем лесу места нами исхожены вдоль и поперек. Тут мы ничего ни узнаём. Мы попали в какое-то заколдованное место. Мы рванули опять назад, по пройденному пути. Назад бежим – впереди незнакомое болото. То есть, мы бежим точно назад, откуда мы заходили. Нет! Ничего нет! Нас водит, нас так начало водить и кружить, что мы в панике заметались! У мамы больные ноги, и я знаю, что если мы сейчас будем метаться, то мы никогда не выйдем. Надо было что-то делать. Я остановилась. И я начала громко, почти криком, истошно молиться. Все молитвы, которые я знала, я начала читать и креститься, и каяться, и плакать…И обнаружила, что на мне нет креста…нету креста... и на маме нет креста. Но только молитва, молитва, молитва, молитва…и мы решили.…Вдруг, нас осенило. Решили найти просвет по верхушкам деревьев. Мы зашли в такую чащу, что там…просто…одни верхушки деревьев. И мы пошли, пошли, и, вдруг, я увидела, вон там…где-то есть понижение. Может быть,…это старая высоковольтная просека. Мы пошли только наверх. На низ, на землю смотреть было нечего – сгущались сумерки. И мы смотрели на небо. Мы шли, молились и шли мы по небу. Просто смотрели на небо: где, может быть, мелькнет какое-нибудь понижение – просвет, где вот эта чаща, высокие сосны и березы, обнаружат прогалок, чтобы были кусты. Мы обнаружили этот прогалок, и пошли по старой-старой, заброшенной высоковольтной линии. Мы шли около часа и, наконец, мы вышли под углом… на нашу лесную дорогу. Оказывается эта старая-старая просека проходит под углом. Дело было уже вечером, шесть часов вечера. Уже сумерки. Молитвы… звучали в течение всего этого часа, когда мы шли. Вот так мы отводили лешего. И вышли». ( Круглова Е. В. – запись № )

22 11

11

«Это уже случилось с моей тетей…в знакомом-знакомом месте до пяти вечера, собрались выходить – они опять же не смогли найти выхода. Это всегда надо помнить в лесу: никогда не надо задерживаться до четырёх вечера – не найдешь прежний выход…в самом знакомом месте…Их стало водить, кружить. Они кружатся по одному месту, туда-сюда, никак не могут найти дорогу домой, вдруг, видят, за деревьями фигуру мужчины в дождевике. Мужчина незнакомый, странный какой-то. Они к нему: «Ой, помогите, спасите…», а он - от них. Он не подпускает их, держит на расстоянии. «Что вам надо?». Остановились. «А вы не подскажите, как нам найти дорогу?» - «Откуда заходили, туда и выходите», - говорит им мужик. И пропал. Тётя Нина схватила маму за руку и говорит: «Это – леший. Это был леший, срочно молись, зови Царицу Небесную». И они начали молиться. Они молились около часа.…И леший им сказал: «Откуда заходили, туда и выходите». И стали они искать те зарубки, по которым они заходили, но только с молитвой. И вот они ищут – ищут, ищут-ищут, кружатся и десять раз проходят мимо этого места. И, наконец, на какой-то раз они, вдруг, увидели эту надломленную ветку. И они пошли к этой ветке. Они пошли и вдруг мама кричит: «Нина, я ступила на ту тропинку, по которой заходили». И они пошли вперед. Вышли они из леса в десять часов ночи уже, уже было полностью темно. Ощупью по той тропинке, беспрестанно молясь. Вот оказывается как». (Карпова Елизавета – запись №)

23 12

12

« Рассказывала моя мама, что в Хопре водились сомы с человеческий рост. Днем ребятня на солнышке жарились да в реке купались, а вечером гнали подальше от воды и не дай-то Бог, кто в воду полезет, не поздоровится. Гнали из воды по вечерам и свой, и сосед, и чужой, и близ проходящий… А ребятишки думали, что их просто пугают, думали до тех пор, пока местные мужики не поймали сома-великана. Вшестером в село Секретарка принесли, стали брюхо рыбине вспарывать, а там башмачок детский… Долго потом ребята пуганные были. (Киткина Антонина, род.1939, запись №)

24 13

13

« За Софьино, что близ Куракино, есть озеро, там рыбаки изредка с русалками встречаются. Говорят, что так привораживают эти водяные змеи, что мужик из дома рвется и нет сил его удерживать. А если удержат, то нападает такая тоска, что на глазах худшеет… и Илюха тогда слег, и Василий не оклемался, красивый мужик был…(Першина Зинаида, род.1934, запись №)

25 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
26 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
27 4. Классификация быличек Сердобского района Традиционно былички

4. Классификация быличек Сердобского района Традиционно былички

классифицируются по мифологическим персонажам. например: -о духах природы (о лешем, водяном, полевом, русалках), -о домашних духах (о домовом, бабайке, овиннике), -о чёрте, -о волшебных кладах, -о мертвецах, -о привидениях, -о колдунах, -о нечистой силе.

28 Имя

Имя

Проценты

Леший

11%

Водяной

6%

Полевой

4%

Русалки

9%

Домовой

6%

Бабайка

6%

Барабашка (Тарабашка)

5%

Черт

0%

Волшебный клад

21%

Мертвецы

2%

Приведения

12%

Колдуны

18%

29 Собранные тексты, безусловно, относятся к области устной народной

Собранные тексты, безусловно, относятся к области устной народной

прозы с её соединением мирского и религиозного, христианского и языческого и художественной трактовкой жизненных тем. Можно с уверенностью сказать о принадлежности собранного материала к такому жанру устной прозы, как былички.

30 5.Доказательства принадлежности собранного материала к быличкам, одной

5.Доказательства принадлежности собранного материала к быличкам, одной

из областей устной народной прозы. 1. Быличка чаще всего рассказывает историю из жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще - с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком жанра является установка на реальность описываемых событий. 2. Добавляя к реальным фактам нечто свое, образное, фантазируя и сочиняя, рассказчики постепенно и сами начинали верить в то, что рассказывали. После нескольких повторений фантастический образ закреплялся, становился для импровизатора как бы реально случившимся фактом... 3. Выявления фактов достоверности произошедшего, т.е. рассказчик как бы отвечает на вопросы, что произошло, где, с кем и когда; в быличках названы конкретно те места, где происходили описываемые события (Мещерский лес, Хопер, Софьино). 4. Немаловажную роль имеет не только личность повествователя, но и ситуация, в которой былички были рассказаны.

31 5. Для былички характерны черты неосознанной художественной передачи

5. Для былички характерны черты неосознанной художественной передачи

события. 6. Имеются различные формы подкрепления истинности событий, такие как: «Это было на самом деле», «Вот оказывается как» и др.; 7. Наличие описательных звуков, обилие структур, указывающих на внезапность «встречи»: «вдруг», «тут», «вот». 8.Былички отличаются обращением к непонятному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. 9. Былички не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае. 10. Имеют, порой смутно выраженную, но подразумеваемую религиозную функцию; 11. Происходит «разоблачение» мифологического персонажа молитвой; 12. Художественная сила народных былички достигает своих пределов как раз на неуловимых стыках реального и фантастического В отличие от преданий быличка жила ровно столько, сколько минут ее рассказывали, но тот или иной сюжет или ход мог всплыть по любому поводу и в любом месте. Кочующие сюжеты теряли, однако, свою прелесть. Таким образом, перечисленные особенности собранного материала служат доказательством жанровой принадлежности к быличкам, одной из областейустной народной прозы.

32 6. Функционирование в литературе

6. Функционирование в литературе

Былички использовали в своём творчестве В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Блок, И.С. Тургенев, В.Г. Короленко и многие другие русские писатели.

33 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
34 Таким образом, БЫЛИЧКИ (бывальщины) — вид устной несказочной прозы:

Таким образом, БЫЛИЧКИ (бывальщины) — вид устной несказочной прозы:

сравнительно небольшого объема рассказы о разных сверхъестественных мифологических существах и связанных с ними фантастических событиях — о "хозяевах", "духах" природы (лешем, водяном, полевике, полуднице, русалках), о домашних "духах" (домовом, баннике, кикиморе), о чертях, мифических змеях, ведьмах, колдунах, оборотнях, мертвецах, проклятых людях, привидениях, о предзнаменованиях, о заклятых кладах. В быличках необычайное подается подчеркнуто как действительно происходившее, имевшее место в реальности: свидетелями и участниками событий, встреч с персонажами оказываются сами рассказчики либо их близкие и знакомые; места действия называются определенно и точно — это обычно знакомые поле, лес, река, кладбище, двор, баня. Былички являются средоточием русской народной демонологии.

Ценность быличек заключается в том, что в них отражена часть архаичного мировоззрения народа, так или иначе соотносимая с его жизненным опытом, традиционные этические и эстетические нормы отношения человека и природных явлений, реакция на различные феномены действительности сознания и подсознания, порождающих такое фантастическое, которое в массовой обыденной психологии выдаётся за реальное.

35 Литература Айвазян С., Якимова О. Указатель сюжетов русских быличек и

Литература Айвазян С., Якимова О. Указатель сюжетов русских быличек и

бывальщин о мифологических персонажах. 2. Гордеева Н. А. Указатель сюжетов быличек и бывальщин Омской области (1978/1984 гг.). 3. Ефимова Е. С. Основные мотивы русских быличек. Опыт классификации. 4. Зиновьев В. П. Указатель сюжетов сибирских быличек и бывальщин. 5. Зиновьев В. П. Быличка как жанр фольклора и ее современные судьбы // Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. - Новосибирск, 1987. - С. 381-383. 6. Мелетинский Е. М. Первобытные истоки словесного искусства. 7. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975. 7.Словарь литературоведческих терминов под. ред. С. П. Белокуровой. M., 2005.

36 спаСИБО За внимание

спаСИБО За внимание

«Почему мы спим ночью детская»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/pochemu-my-spim-nochju-detskaja-204816.html
cсылка на страницу

Сознание

6 презентаций о сознании
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Сознание > Почему мы спим ночью детская