Русская философия
<<  История развития русской философии Христианская философия: общие идеи  >>
История русской философии
История русской философии
Русский интуитивизм
Русский интуитивизм
Органический идеал-реализм
Органический идеал-реализм
Основные сочинения
Основные сочинения
Гносеология
Гносеология
Интуитивизм
Интуитивизм
Три вида интуиции
Три вида интуиции
Онтология
Онтология
Субстанциальный деятель
Субстанциальный деятель
Деятель
Деятель
Иерархический персонализм
Иерархический персонализм
Координация
Координация
Предмет знания
Предмет знания
Металогическое единство
Металогическое единство
Живое знание
Живое знание
Онтология «Непостижимое»
Онтология «Непостижимое»
Непостижимое постигается посредством его непостижения
Непостижимое постигается посредством его непостижения
Онтология Критика детерминизма
Онтология Критика детерминизма
Борьба добра и зла
Борьба добра и зла
Социальная философия
Социальная философия
Соборность
Соборность
Вопросы
Вопросы

Презентация на тему: «Русская идея в истории философии». Автор: Николай Бирюков / Nikolai Biryukov. Файл: «Русская идея в истории философии.ppt». Размер zip-архива: 279 КБ.

Русская идея в истории философии

содержание презентации «Русская идея в истории философии.ppt»
СлайдТекст
1 История русской философии

История русской философии

Лекция 13 Русский интуитивизм

Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии

2 Русский интуитивизм

Русский интуитивизм

Н. О. Лосский (1870-1965) С. Л. Франк (1877?1950)

3 Органический идеал-реализм

Органический идеал-реализм

Русский интуитивизм

Н. О. Лосский: органический идеал-реализм Гносеология (интуитивизм) Интенциональность сознания Гносеологическая координация Три вида интуиции Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей Мир как органическое целое С. Л. Франк Гносеология (интуитивизм) Металогическое единство «Живое знание» Онтология «Непостижимое» Критика детерминизма Этика: Вековечная борьба добра и зла Социальная философия «Ересь утопизма» Соборность как основа социальности

4 Основные сочинения

Основные сочинения

Н. О. Лосский (1870-1965) Органический идеал-реализм

Основные сочинения

Обоснование интуитивизма (1906) Мир как органическое целое (1917) Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938) Бог и мировое зло: Основы теодицеи (1941) Условия абсолютного добра: Основы этики (1949) История русской философии (1951)

5 Гносеология

Гносеология

Гносеология (интуитивизм) Интенциональность сознания

Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен «попасть», чтобы стать «осознанным», а скорее средоточию лучей, направленных на участки бытия и их освещающих.

В этой направленности на предмет (интенциональности) и заключается сущность познавательного акта.

В познавательном акте, таким образом, наличествует сам предмет (в своей подлинности), а не его «копия», «отражение», «субъективное преломление» и т.п.

Субъект имеет не опосредованное, а непосредственное (интуитивное) знание предмета.

6 Интуитивизм

Интуитивизм

Гносеология (интуитивизм) Гносеологическая координация

То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию возможной, есть гносеологическая координация.

Именно гносеологическая координация, а не гносеологическая субординация субъекта – предмету или предмета – субъекту составляет основной закон познания.

При этом сама гносеологическая координация есть лишь частный (гносеологический) аспект имманентности друг другу всех индивидуальных субстанций («субстанциальных деятелей»).

Универсальность взаимодействия «единосущных» субстанциальных деятелей, образующих мир как органическое целое, составляет онтологическую основу интуитивизма.

7 Три вида интуиции

Три вида интуиции

Гносеология (интуитивизм) Три вида интуиции

Мистическая интуиция постигает Абсолютное.

Интуитивный характер познавательного акта в более чистом виде обнаруживается в случаях, когда предметом является идеальное бытие: мир идей, чужое «я», в предельных случаях – Абсолютное.

Интеллектуальная интуиция постигает мир идей.

Чувственная интуиция постигает материальные качества вещей.

8 Онтология

Онтология

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей

Всеблагий, всемогущий и вездесущий Бог сотворил мир как систему сущностей, величайшее значение которой в том, что она состоит из сущностей, способных творить с Его всемилостивейшей помощью высочайшее благо – божественную полноту жизни. Только личности способны к этому; поэтому Бог творит только личности.

9 Субстанциальный деятель

Субстанциальный деятель

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей

Каждый субстанциальный деятель может развиваться и подниматься на всё более высокие ступени бытия, отчасти творчески вырабатывая, отчасти подражательно усваивая всё более сложные типы жизни.

10 Деятель

Деятель

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей

Так человеческое “я” есть деятель, который, может быть, биллионы лет назад вёл жизнь протона, потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода, затем, усложнив ещё более своё тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды, далее перешёл к жизни одноклеточного животного и – после ряда перевоплощений, или, лучше [сказать], выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз – стал человеческим “я”.

11 Иерархический персонализм

Иерархический персонализм

Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое

… Созерцание других сущностей такими, какими они являются сами по себе, возможно потому, что мир есть некое органическое целое, а познающий субъект, индивидуальное человеческое я – некое сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.

12 Координация

Координация

Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое

Не зависящая от времени и пространства координация есть не что иное, как связь сверхвременных и сверхпространственных деятелей друг с другом, благодаря которой всё, что переживает один деятель как своё прояснение, существует не только для него, но и для других деятелей всего мира.

13 Предмет знания

Предмет знания

С. Л. Франк (1877?1950)

Основные сочинения

Предмет знания: Об основах и пределах отвлечённого знания (1915) Душа человека: Опыт введения в философскую психологию (1918) Смысл жизни (1926) Духовные основы общества: Введение в социальную философию (1930) Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии (1939)

14 Металогическое единство

Металогическое единство

Гносеология (интуитивизм) «Металогическое единство»

Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с каким-то не-А.

Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, что оба они являются членами некоего объемлющего единства, которое должно мыслиться сверхопределённым, «трансцендентным».

Это искомое единство не вмещается в рамки логической системы именно потому, что оно само есть условие возможности системы.

Как таковое оно «мета-логично», точнее – оно есть «металогическое единство» или «Всеединство».

15 Живое знание

Живое знание

Гносеология (интуитивизм) «Живое знание»

Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего их «металогического единства».

Сознание не противостоит бытию, но включено в бытие (сознанию противостоит лишь «предметный мир» – область «объективируемого», но подлинное бытие не знает раздвоения на субъект и предмет).

Следует отличать эмпирическое «предметное» знание действительности и идеальное «абстрактное» знание логических связей между элементами действительности от «живого знания».

Идеальное знание приводит в систему данные опыта, но это единство рационально и статично и есть лишь «бледный намёк» на металогическое всеединство, открывающееся в «живом знании».

16 Онтология «Непостижимое»

Онтология «Непостижимое»

Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной бездной непостижимого.

Следует отличать «непостижимое для нас» (кантовская «вещь в себе») от «Непостижимого в его самобытии».

Считать эту исконную таинственность бытия следствием нашей ограниченной способности восприятия – значит упростить проблему, низвести тайну на уровень неразрешимой шарады.

Тогда, под предлогом «непостижимости» абсолютного бытия, рассудок выхолостит всё глубинное из предметного мира и вгонит его в прокрустово ложе своих категорий.

17 Непостижимое постигается посредством его непостижения

Непостижимое постигается посредством его непостижения

Онтология «Непостижимое»

«Непостижимое постигается посредством его непостижения».

Николай Кузанский

18 Онтология Критика детерминизма

Онтология Критика детерминизма

Непостижимое есть не только то, что было, есть и будет, оно есть скорее источник бытия; оно больше, чем бытие: оно есть потенциальность, или свобода.

Свобода есть наиболее явное проявление Непостижимого в мире самосознания.

Детерминизм означает «определённость одной определённости другой определённостью»,

но если глубина личности есть внутреннее обнаружение Непостижимого, то мы получаем «определённость определённости неопределённостью», т.е. свободу воли.

19 Борьба добра и зла

Борьба добра и зла

Этика Вековечная борьба добра и зла

Свобода воли делает эмпирически реальным метафизически невозможное – ограниченность силы всемогущего (Божественный Свет не смог просветить душу Иуды).

Зло нельзя объяснить; его и не нужно объяснять: «объяснить зло» значило бы «оправдать зло», но допустимо только такое толкование зла, которое является его обличением, а не оправданием.

Поэтому нет никаких гарантий для торжества начал добра и разума: борьба между добром и злом вековечна, более того – имеет смысл совершенно независимо от веры в конечную победу над злом.

Спасение мира возможно лишь силой божественной благодати, но это отнюдь не снимает обязанности совершенствования мира – создания в нём таких условий, при которых зло свелось бы к минимуму.

20 Социальная философия

Социальная философия

Социальная философия «Ересь утопизма»

Однако, возможное «совершенствование» мира в наше время подменяется стремлением к метафизически невозможному силами человеческими «спасению» мира.

Так возникает «ересь утопизма» – стремление «спасти мир» установлением некоего идеального, принудительно осуществляемого порядка.

Но спасти мир принуждением невозможно, и так как попытки построить идеальный мир наталкиваются на сопротивление человеческой природы, приходится прибегать к жестоким мерам.

В результате вместо положительного построения нового мира на практике лишь разрушается старый мир.

21 Соборность

Соборность

Социальная философия Соборность как основа социальности

Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной слитности индивидуальных “я” во всеобъемлющем “мы”.

“Мы” не есть просто множественное число от “я” (в своём основном и первичном смысле “я” вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единство “я” и “ты” (“вы”).

“Мы” есть, следовательно, некая первичная категория социального бытия (столь же первичная как и “я”), в которой преодолевается вечная противопоставленность “я” и “ты”.

Соборное “мы” есть непосредственное отражение Всеединства в социальной жизни.

22 Вопросы

Вопросы

«Русская идея в истории философии»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/russkaja-ideja-v-istorii-filosofii-64851.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Русская философия > Русская идея в истории философии