Познание
<<  Психологические аспекты познания Методическая разработка образовательной области «Познание» Тема  >>
Тема 8 Культура и социальное познание
Тема 8 Культура и социальное познание
Проблема социального познания в современной психологии (1)
Проблема социального познания в современной психологии (1)
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (2)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в современной психологии (3)
Проблема социального познания в отечественной психологии
Проблема социального познания в отечественной психологии
Насколько Достоверно социальное познание
Насколько Достоверно социальное познание
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция
Кросс-культурные различия в атрибуции
Кросс-культурные различия в атрибуции
Ошибки атрибуции в разных культурах
Ошибки атрибуции в разных культурах
Атрибуция в учебной деятельности
Атрибуция в учебной деятельности
Другие исследования атрибуции
Другие исследования атрибуции
Социальные представления
Социальные представления
Ценностные представления
Ценностные представления
Представления о справедливости (1)
Представления о справедливости (1)
Представления о сПраведливости (2)
Представления о сПраведливости (2)
Социальные представления о «своих» и «чужих»
Социальные представления о «своих» и «чужих»
Другие социальные представления
Другие социальные представления
Понятие стереотипа
Понятие стереотипа
МежЭтнические стереотипы
МежЭтнические стереотипы
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Профессиональные стереотипы
Предрассудки и Межкультурная толерантность
Предрассудки и Межкультурная толерантность

Презентация на тему: «Тема 8 Культура и социальное познание». Автор: Булат. Файл: «Тема 8 Культура и социальное познание.pptx». Размер zip-архива: 569 КБ.

Тема 8 Культура и социальное познание

содержание презентации «Тема 8 Культура и социальное познание.pptx»
СлайдТекст
1 Тема 8 Культура и социальное познание

Тема 8 Культура и социальное познание

Социальное познание Кросс-культурные особенности атрибуции Социальные представления в разных культурах Внутригрупповые и межгрупповые стереотипы

Казанский университет

2 Проблема социального познания в современной психологии (1)

Проблема социального познания в современной психологии (1)

Люди во всех культурах с раннего возраста познают окружающую их природ- ную и социальную действительность. Это познание осуществляется как минимум в двух формах: обыденное познание (стихийное, неспециализированное) и систе- матизированное познание (организованное, специальное). Результатом этого познания становится не только картина мира, складывающа- яся в сознании отдельного индивида, но и целостный образ мира, типичный для данной культуры и существующий в ней в течение длительного времени. Так же, как социокультурные установки и ценности, этот образ стихийно передается в культуре от одного поколения другому. Социальное познание является частью общего процесса познания и связано с формированием у людей представлений и знаний о социальной действительнос- ти. Поскольку же она конструируется и воспроизводится самими людьми, то соци- альное познание невозможно оторвать от социального поведения. Таким образом, люди в процессе социального познания познают то, что сами же и создают. Значит ли это, что, совершая социальные действия, они не знают, что творят, и могут познавать лишь post factum? И да, и нет. Проблема заключается в том, что в социальном познании совпада- ют субъект и объект познания. Поэтому социальное познание в систематизиро- ванном (научном) виде предполагает необходимость высокого уровня рефлексии и самоотстранения. Но на уровне обыденного познания люди оказываются во власти веками складывавшихся образов и стереотипов.

Казанский университет

3 Проблема социального познания в современной психологии (2)

Проблема социального познания в современной психологии (2)

РАктивное изучение процессов соци- ального познания началось в 50-ые г.г. ХХ в., хотя отдельные исследования в этой области проводились и раньше. На- пример, Жан Пиаже еще в конце 20-ых г.г. изучал особенности формирования нравственных представлений у детей, а Гордон Оллпорт в 30- ые г.г. впервые ис- пользовал понятие «образ мира». Различные зако- номерности социального познания бы- ли рассмотрены в 60-70-ые г.г. в рамках теорий социального на учения (Д.Роттер, А.Бандура), личност- ных конструктов (Дж.Келли), когнитивного согласия (Ч.Осгуд), когнитивного диссонанса (Л.Фестингер), каузальной атрибуции (Г.Келли, Ф.Хайдер и др.). Все эти теории объединяет то, что человек в них понимает- ся, прежде всего, как познающее существо, как наблюдатель или наивный исследователь.

Казанский университет

4 Проблема социального познания в современной психологии (3)

Проблема социального познания в современной психологии (3)

Более конкретно процесс, механизмы и продукты социального познания описаны в концепциях Сержа Московичи (S.Moskovichi) и Генри Таджфела (H.Tajfel). Теория первого получила название «тео- рия социальных представлений». Теорию второго часто называ- ют «теорией социаль- ной категоризации». В первой теории об- ращается внимание на проблему коллективных представ- лений, функционирующих в рамках культуры. На базе этих слабо рефлексируемых индивидами ментальных конструк-ций формируется система представлений личности. Вторая теория в большей степени связывает социаль- ное познание с понятийной структурой языка. Язык, по мнению Г.Таджфела, является основным средством кате- горизации (см. тему 5). Обе теории указывают на то, что процесс социального познания тесно связан с закономерностями функционирования групп людей и способствует формированию групповой идентичности.

Казанский университет

5 Проблема социального познания в отечественной психологии

Проблема социального познания в отечественной психологии

Проблемы познания человеком мира интересовали А.Н. Леонтьева, который первым из отечественных психологов ис-пользовал понятие «образ мира». Наиболее известны в этой области ра-боты Г.М.Андреевой (Психология социаль-ного познания, 1997 и др.). «Образ мира» любого человека очень сложно организован и включает в себя большое количество различных элемен-тов. Он зависит от уровня образования, образа жизни, индивидуальных психологических особеннос-тей, но, в то же время, имеет общие элементы у людей, соста- вляющих данную культуру. Отмеченная сложность «образа мира», в том числе социального, приводит к не-обходимости изучения его составных частей и различных психологических меха-низмов социального познания. Наибольший интерес психологов вызывает меж-личностное познание, связанное с каузальной атрибуцией и собственно социаль-ное познание, т.е. формирование у людей социальных представлений, являющих-ся результатом интерпретации действительности. Разновидностью последнего яв-ляется межгрупповое познание, для которого характерна стереотипизация.

Казанский университет

6 Насколько Достоверно социальное познание

Насколько Достоверно социальное познание

Итак, люди познают социальную реальность и формируют о ней различные представления. Эти представления могут быть научными) и обыденными. Кроме того, они складываются на протяжении длительного исторического времени и пе- редаются из поколения в поколение в систематизированном и стихийно. Если в познании природы оно происходит в рамках системы «субъект – об- ъект», то в социальном познании люди познают то, что сами же и создают, т.е. оно происходит в рамках системы «субъект – субъект». Очевидно, что последнее сложнее: познающий самого себя субъект не может сохранять объективность. Еще одна сложность связана с вопросом о том, существует ли единственно возможная истина в социальном познании, т.е. является ли сама социальная действительность однозначной, или же она многозначна и допускает возмож- ность разных и одинаково правильных истолкований? Если верно последнее, то социальное познание представляет собой интерпре- тацию. Тогда правомерны разные трактовки и понимания одних и тех же фактов и событий. Все это относится и к научному познанию. Поэтому существует мно- жество научных теорий об одном и том же (например, теории личности). В рамках каждой развитой и диверсифицированной культуры формируются и существуют разные модели интерпретации социальной реальности. Некоторые из них могут быть общими для многих культур, а другие – специфичными. В «при- митивных» культурах, как правило, существует единственная модель интерпрета- ции, не оставляющая возможность отдельным людям иметь разные понимания.

Казанский университет

7 Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция

+

-

-

+

Никому из нас неизвестно с точностью, почему и зачем мы сами или кто-то из окружающих совершает то или иное действие. Поскольку такое знание невозможно, постольку люди вынуждены интерпретировать мотивы своего и чужого поведения. Это – и есть каузальная атрибуция. Этот термин (cause attribution – приписывание причины) был предложен Гарольдом Келли в 50-ые г.г. Позднее Фриц Хайдер и др. выделили два типа атрибуции; внутренний (дис- позиционный) и внешний (ситуационный). В первом случае причины происходящих событий видятся в действиях людей, во втором случае – в обстоятельствах. В 70-ые г.г. Ли Росс сформулировал по- нятие «фундаментальная ошибка атрибу- ции». Суть ее в том, что причину успеха люди чаще всего приписывают собствен- ным достоинствам, а неудачу — обстоя- тельствам.

Характер приписывания зависит от меры участия человека в обсу-ждаемом событии. Тип атрибуции будет различен в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем.

Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося люди склонны переходить от ситуационной атрибу- ции к личностной.

Я

Ситуация

Успех

Неудача

Казанский университет

8 Кросс-культурные различия в атрибуции

Кросс-культурные различия в атрибуции

Кросс-культурные исследования атрибуции тесно связаны с изучением локуса контроля, т.е. с типом возложения ответственности (интернальность – экстерналь- ность). Действительно, атрибуцию можно определить как приписывание ответст- венности за совершенные действия и их последствия. Первоначальные исследования (60-70-ые г.г.) показали, что все культуры могут быть в плане атрибуции разделены на три типа: Последующие исследования привели к трансформации этой модели. Выясни- лось, что и в западных, и в восточных культурах используются оба типа атрибуции, пoэтому можно говорить только об относительном преобладании одного из них.

J.G.Miller (1984) обнаружил, что индусы в отличие от американцев чаще выдают ситуационные атрибуции. M.Morris и K.Peng (1994) изучали у американцев и ки-тайцев атрибуцию действий массового убийцы. Американцы чаще приписывали его действиям диспозиционные (внутренние) причины, тогда как китайцы чаще искали ситуационные (внешние) объяснения.

Традиционные (примитивные) культуры

Восточные (коллективистические) культуры

Западные (индивидуалистические) культуры

Внешний тип атрибуции: по-иск причин событий в дейс-твиях различных природ-ных и внеприродных сил .

Внешний тип атрибуции: по-иск причин событий в сло- жившихся условиях и обсто-ятельствах.

Внутренний тип атрибуции: поиск причин событий в мотивах и устремлениях конкретных людей.

Казанский университет

9 Ошибки атрибуции в разных культурах

Ошибки атрибуции в разных культурах

В первоначальных исследованиях были получены данные о том, что «фунда- ментальная ошибка атрибуции» носит универсальный характер и наблюдается во всех культурах. Позже выяснилось, что это – не так. Она менее выражена в куль- турах, которые в большей степени ориентированы на внешний тип атрибуции. В ранних кросс-культурных исследованиях атрибуции было также введено по- нятие «конечная ошибка атрибуции». Оно обозначает склонность людей по-разно- му объяснять поведение членов своих и чужих групп в случаях успеха и неудачи. На первый взгляд, такая ошибка должна в большей мере быть характерной для коллективистических культур. Однако ис- следования показывают, что она существует во всех культурах. Во всех культурах по отношению к членам «своей» группы (in-группа) в ситуаци- ях успеха чаще используется внутренний тип атрибуции, а в ситуациях неудачи – внешний. По отношению к членам «чужой» группы (out-группа) чаще используется прямо противоположный подход.

В упомянутом исследовании М.Moрриca и К.Пенга диспозиционная (внутрен-няя) атрибуция американцев усилилась, когда убийца был обозначен как пред-ставитель out-группы. У китайцев, однако, в этом случае заметных изменений в атрибуции не произошло.

In-группа

Out-группа

Успех

Внутренний тип атрибуции

Внешний тип атрибуции

Неудача

Внешний тип атрибуции

Внутренний тип атрибуции

Казанский университет

10 Атрибуция в учебной деятельности

Атрибуция в учебной деятельности

В кросс-культурных исследованиях отдельно изучались особенности атрибуции учебных успехов и неудач. Были получены противоречивые результаты. Распространенное сегодня мнение заключается в том, что восточноазиатским культурам более свойственно приписывать учебные неудачи личности, а успехи – обстоятельствам. В западноевропейской и американской культурах более вы- ражена противоположная тенденция. Объяснение этому чаще всего дается с точ- ки зрения выраженности коллективистических и индивидуалистических устано- вок. Однако исследования в США показывают, что учебная атрибуция зависит не только от культурных, но и от социальных факторов.

Было обнаружено, что школьники из Гонконга приписывают и успехи и неудачи в обучении самому обучающему-ся, тогда как американ-ские школьники посту-пали так только при ат-рибуции успехов, а при атрибуции неудач ссы-лались на обстоятель-ства

Аналогичное исследо-вание с тайваньскими студентками показало, что и свои успехи, и не-удачи они склонны объ-яснять внешними при-чинами. Также они пос-тупают при атрибуции чужих успехов и неудач, а тех, кто приписывает успехи самому себе, не любят

В исследовании с учас-тием Г.Триандиса было выявлено, что японс-кие студенты чаще американских исполь-зуют внутреннюю атри-буцию при объяснении неудач и внешнюю при объяснении успехов. Это касается и само-атрибуции, и гетеро-атрибуции

Казанский университет

11 Другие исследования атрибуции

Другие исследования атрибуции

Shuster, Fosterlung, Weiner, 1989.

Испытуемые из Индии в отличие от немцев, англичан и бельгий-цев рассматривали безуспешные попытки таксиста найти работу как следствие внешних, неконтролируемых причин.

Forgas, Furnham, Frey, 1989.

По мнению англичан, для достижения успеха в жизни важны се-мейное воспитание , личные усилия и удача; немцы вместо удачи указывали на необходимость способностей; австралийцы указы-вали, в первую очередь, на личные усилия.

Al-Zharany, Kaplowitz, 1993.

В атрибуциях арабских студентов наблюдались более резкие рас-хождения при атрибуции действий представителей «своей» и «чу-жой» групп по сравнению с американскими студентами.

Edman, Kameoka, 1997.

Филиппинские женщины значительно чаще, чем американские, приписывали различным соматическим заболеваниям духовные и ментальные причины.

McGovan, McGovan, Omifade, 1997.

Американцы африканского происхождения приписывали неудачу (чужую) внутренним, стабильным, контролируемым факторам в отличие от жителей Западной Африки.

Na, Loftus, 1998.

Корейские студенты менее позитивно относились к закону, сни-сходительнее оценивали действия преступников и чаще исполь-зовали ситуативные атрибуции, нежели американские студенты того же возраста.

Позволяют ли приведенные примеры сделать обобщающие выводы о кросс-культурных различиях в атрибуции?

Казанский университет

12 Социальные представления

Социальные представления

Социальные представления – отдельные, но взаимосвязанные друг с другом компоненты целостного образа социальной действительности, являющиеся ре-зультатом ее коллективной интерпретации многими поколениями людей, образу-ющими данную культуру. Могут быть выделены социальные представления разного уровня: - представления о себе (Я-концепция), являющиеся продуктом самоатрибуции; - представления о других людях, формирующиеся на осно- ве атрибуции; - представления о группах и организациях (тес- но связаны со стереотипами); - представления о ситуациях взаимодейс- твия; - представления о социальных прави- лах, в соответствии с которыми осу- ществляются взаимодействия. Социальные представления всех уров- ней можно разделять на идеальные и реальные. Первые связаны с ожидания- ми людей, т.е. это – представления о том, что должно быть. Вторые – представления о том, что есть, точнее, о том, что кажется дейст- вительным данному человеку или группе.

Казанский университет

13 Ценностные представления

Ценностные представления

Ценностные представления являются разновидность социальных. Это пред- ставления о содержании и смысле различных ценностных категорий. Им соответ- ствуют в реальности не объекты (субъекты), не ситуации и не действия, а функ- ции (см. тему 8). Люди часто имеют одинаковые ценности, но вкладывают в них разный смысл. Ниже на схеме приведены некоторые широко распространенные трак- товки сущности свободы. Точно так же разный смысл может вкладываться в дру- гие ценности: добро, любовь, семья, благополучие, польза, статус, справедли- вость и др. Такие различия в трактовках имеются между группами людей внутри любой культуры. Но, в то же время, каждая культура создает определенную систему вза- имосвязанных смыслов. Исследования кросс-куль- турных различий в ценност- ных представлениях до сих пор являются крайне редки- ми за исключением представ- лений о справедливости.

Казанский университет

14 Представления о справедливости (1)

Представления о справедливости (1)

Справедливость – одна из важнейших категорий (ценностей) социальной жизни людей в любой культуре и характеризует оценку ими различных аспектов меж-личностных и межгрупповых взаимодействий как правильных или неправильных. Чаще всего в кросс-культурных исследованиях изучают особенности дистрибутив-вной и ретрибутивной справедливости (справедливость распределения и наказа-ния) в разных культурах.

Ретрибутивная справедливость Если процессы распределения охваты- вают группы людей, то наказание – ча- ще индивидуально. Поэтому принципы наказания отличаются и имеют форму континуумов: 1) строгость – мягкость, 2) объективность – субъективность, 3) опосредованность (закон) – непо- средственность (прямое возмездие) и др. Принципы баланса и равенства со- храняются. Кросс-культурные различия значитель- ны и зависят от уровня правового соз- нания, традиций, роли религии и др.

Дистрибутивная справедливость Считается, что существуют несколько ти- пов понимания справедливого распреде- ления: 1) ориентация на принцип равен- ства, 2) ориентация на статус, 3) ориен- тация на принцип баланса, 4) ориента- ция на защиту слабых. Первый принцип более распространен в коллективистических культурах со слабой иерархией, второй – в культурах с сильно выраженной иерархией, третий – в раз- вивающихся и индустриальных общест- вах, четвертый – в постиндустриальных.

Различия в выборе принципов справедливого распределения и наказания изучались во многих исследованиях (Лейнг, К., Стефан У. Социальная справедливость с точки зрения культуры // Психология и культура, 2003).

Казанский университет

15 Представления о сПраведливости (2)

Представления о сПраведливости (2)

Различия в выборе принципов справедливого распределения и наказания изу- чались в кросс-культурном исследовании с моим участием в 2007-2008 г.г. В нем участвовали студенты мужского и женского пола, говорящие на русском, испан- ском и английском, принадлежащие к разным расам и культурам. В других исследованиях (например, О.А.Аникеенок) были выявлены также неко- торые различия между русскими и татарами, сельскими и городскими жителями, возрастными группами (до 12-13 лет и старше).

Россия

Россия

Мексика

Мексика

Ямайка

Ямайка

Казанский университет

Наказание

Распределение

Наказание

Распределение

Наказание

Распределение

Ориентация на строгость наказаний Ориентация на опосредо- ванность на- казаний Ориентация на объектив-ность

Сохранение от-ношений и из-бежание кон-фликтов По способнос-тям Соблюдение равенства, но с учетом общих заслуг

Ориентация на строгость наказаний Склонность к прямому возмездию Выраженный субъекти-визм и под- держка «своих»

Сохранение от-ношений и из-бежание кон-фликтов Соблюдение равенства По вкладу (принцип балан-са)

Ориентация на мягкость наказаний Склонность к прямому возмездию Ориентация на объектив-ность

По вкладу (принцип баланса) Соблюдение равенства Сохранение от-ношений и из-бежание кон-фликтов

16 Социальные представления о «своих» и «чужих»

Социальные представления о «своих» и «чужих»

Соотношение «свой» – «чужой» носит универсальный характер. «Свой» – это представитель той группы (тех групп), к которой принадлежит данный человек. Со- ответственно, «чужой» является представителем не-своих групп. Такие представления начали активно изучаться после второй мировой войны (Piaget J., Weil A. The development in children of the idea of homeland and of relati- ons with other countries, 1951; Jahoda G. The development of children's ideas about country and nationality: the conceptual framework, 1961) Проведенные исследования показали, что во всех культурах «свой» лучше «чу- жого». Исключения встречаются редко, чаще всего в тех случаях, когда «чужой» в некоторых отношениях оказывается «своим» в других отношениях. Этот феномен связан с так называемым «предпочтением собственного Я», ко- торое характерно для отдельного индивида, особенно в индивидуалистических культурах. В дан- ном случае можно говорить о предпо- чтении собствен- ной группы. Оно на- правлено на выжиание группы в конкуренции с другими группами. Указанная в таблице закономерность свидетельствует о том, что люди в кол-лективистических культурах более склонны поддерживать и защищать членов своей группы и имеют о ней представление, лучшее, чем о других группах.

Индивидуалистические культуры

Сильное предпочтение Я – слабое предпочтение группы

Коллективистические культуры

Слабое предпочтение Я – сильное предпочтение группы

Казанский университет

17 Другие социальные представления

Другие социальные представления

Социаль -ная зрелость

Семья и поло-вые роли

Общест-во и го-судар-ство

Казанский университет

18 Понятие стереотипа

Понятие стереотипа

Понятие стереотипа впервые использовал в 20-ые г.г. XX века У.Липман. Пер- воначально оно использовалось только для обозначения типичных для какой-то культурной группы представлений о тех или иных особенностях другой группы. Сейчас под стереотипами имеют в виду: а) любые устойчивые в данной группе социальные представления, относящиеся, как к »чужим» группам, так и к своей (аутостереотипы), б) любые устойчивые в данной группе формы поведения в час- то повторяющихся ситуациях. Основными функциями стереотипов являются: а) облегчение процессов соци- ального познания путем определения групповой принадлежности людей и припи- сывания им свойств, присущих этой группе; б) облегчение процессов прогнози- рования поведения людей; в) различение «своих» и «чужих». Относительно стереотипов важнейшее значение имеют 2 вопроса:

Казанский университет

19 МежЭтнические стереотипы

МежЭтнические стереотипы

Эти стереотипы проявляют себя в виде первых ассоциаций, которые возника- ют у людей, когда они слышат названия знакомых им этнокультурных групп. Стереотипы межэтнического (межкультурного) восприятия относятся к числу на- более известных и наиболее изучаемых. Они формируются в каждой культуре по отношению к тем этносам и культурам, с которыми она находится в длительном историческом взаимодействии. Эти стереотипы, как и любые другие, представля- ют собой обобщенную оценку различных особенностей другой культурной группы и акцентируют внимание, прежде всего, на ее отличиях от своей группы. Стереотипы межэтнического восприятия содержат в себе не только позитивные, но и негативные компоненты («чужой» всегда хуже). Поэтому их функция заключа- ется не только в том, чтобы создавать более или менее адекватный образ другой группы, но и в том, чтобы подтверждать достоинства и преимущества своей. Межэтнические стереотипы так же, как любые другие, одновременно являются ожиданиями относительно поведения представителей различных групп.

В течение столетий сформировались взаимные стереотипы восприятия между русскими и татара- ми. Среди них тоже есть истинные и ложные, пози- тив ные и негативные, расплывчатые и четкие. Их проявления довольно трудно обнаружить, т.к. люди часто стараются их не афишировать. Почему?

Каковы Ваши собственные стереотипы межэтни-ческого восприятия? Как Вы их выражаете ?

Казанский университет

20 Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы

Понятие «гендер» используется для обозначения групп, возникающих на основе половой идентификации, а не на основе физиологической принадлежности. Пред-полагается, что в разных культурах сформировались примерно одинаковые об-разцы мужского и женского поведения, которым должны следовать представите-ли соответствующих половых групп. Это также предполагает формирование у них определенных психологических качеств (маскулинных и феминных), а также вза-имных ожиданий. Такие взаимные ожидания и приобретают форму стереотипов. В реальности многие муж- чины проявляют качества, традиционно считающиеся женскими, а женщины, напротив, проявляют «муж- ские» черты. Особенно это характерно для современ- ных культур в связи с раз-витием феминистского дви- жения. В результате наб-людаются рассогласования между реальным поведе-нием и сложившими стерео- типами (ожиданиями). Если эта тенденция будет сохраняться длительное время (десятилетия и столетия), следует ожидать посте- пенного изменения и стереотипов восприятия мужчинами и женщи- нами друг друга. Вместе с тем, в гендерных стереотипах есть очень устойчивый компонент, состоящий в убеждении, что своя группа лучше противоположно, и в гендерной солидарности.

Согласно Э.Маккоби, разделение культуры по гендерному признаку (гендерная сегрегация) происходит в раннем детстве по инициативе девочек

Казанский университет

21 Профессиональные стереотипы

Профессиональные стереотипы

1. Во всех технологи- 2. Обычно им при- чески развитых писываются общие культурах существу- психологические чер- ют профессиональипы во- ты, особенности по- сприятия людей, ведения и речи, ма- принадлежащих к неры. Эти стереоти- некоторым профес- пы неодинаковы в сиональным группам. разных культурах. 3. Стереотипы профессионального восприятия могут отличаться и внутри одной и той же культуры в разных группах людей. 4. Профессиональные стереотипы изменяются со временем, т.к. изменяются со- циальные, экономические и культурные условия взаимодействия людей. 5. Существуют также стереотипы восприятия различных социальных групп, полу- чающих специфические названия («олигарх», «новый русский», «бомж» и др.). 6. Сложившиеся профессиональные и социальные стереотипы оказывают силь- ное влияние на всю систему общественных связей и отношений, на оценку роли тех или иных групп в структуре общества, на престижность различных профессий. В современном информационном обществе стереотипы (не только профессиональные) формируются под влиянием средств массо- вой коммуникации, что порождает опасность манипулирования.

Существует ли у представителей других профессиональных групп стереотип восприятия психолога?

Бухгалтер

Учительница

Милиционер

Казанский университет

22 Предрассудки и Межкультурная толерантность

Предрассудки и Межкультурная толерантность

Предрассудками называют стереотипы, содержание которых не соответствует действительности, а выражает сложившееся отношение одной группы людей к другой. Их примерами могут быть распространенные во всех культурах выска- зывания следующего типа: Эти примеры показывают, что предрассудки характерны для любых типов межгрупповых взаимодействий: межэтнических, гендерных и социально-профессиональных. Предрассудки являются одной из важнейших причин интолерантности различных групп людей по отношению друг к другу. Однако их формирование, в свою очередь, связано с настороженностью и недоверием одних групп людей к другим, с их бессознатель-ным предпочтением своей группы. Межкультурной толерантностью называют терпимость по отношению к другим культурным группам и к их представителям, способность и готовность принять их (нужно отличать толерантность от симпатии). Межкультурная толерантность связана с толерантностью к неопределенности. Дело в том, что люди с высокой толерантностью к неопределенности, лучше при- способлены к социально- му и культурному много- образию

Мужчины – сволочи Женщины - дуры

Финны – флегматики Итальянцы - холерики

Чиновники – взяточники Предприниматели - хапуги

Повышение уровня межкультурной толерантности является важной социальной задачей для всех современных обществ, включая Россию

Казанский университет

«Тема 8 Культура и социальное познание»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/tema-8-kultura-i-sotsialnoe-poznanie-202307.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по философии > Познание > Тема 8 Культура и социальное познание