Познание
<<  Теории исторического развития и методы исторического познания Интерес к познанию – надежная основа обучения  >>
Теория познания
Теория познания
План
План
Дефиниция и проблемы
Дефиниция и проблемы
СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Античный подход)
СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Античный подход)
Платон: узники пещеры
Платон: узники пещеры
Платон: узники пещеры
Платон: узники пещеры
Ортодоксальный подход к вопросам познания
Ортодоксальный подход к вопросам познания
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)
Проблема методов познания
Проблема методов познания
ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)
ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)
ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)
ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)
Индуктивный метод
Индуктивный метод
Дедуктивный метод
Дедуктивный метод
Цели индукции и дедукции
Цели индукции и дедукции
Агностицизм
Агностицизм
Проблема истины
Проблема истины
Характеристики истины
Характеристики истины
Критерии истины:
Критерии истины:
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ (продолжение)
КРИТЕРИИ ИСТИНЫ (продолжение)
Заключение
Заключение

Презентация: «Теория познания». Автор: 1. Файл: «Теория познания.ppt». Размер zip-архива: 244 КБ.

Теория познания

содержание презентации «Теория познания.ppt»
СлайдТекст
1 Теория познания

Теория познания

Кафедра Психологии Преподаватель Шендерецка А.П. к.ф.н., доцент

Лекция 8

2 План

План

Проблема субъекта и объекта познания Проблема методов познания Проблема истины и ее критериев

3 Дефиниция и проблемы

Дефиниция и проблемы

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются природа знания и его возможности, отношение сознания к реальности. В гносеологии можно выделить три основные проблемы: определение роли субъекта и объекта в познании, формулировка методологии познания, определение критерия истинности знания.

4 СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Античный подход)

СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (Античный подход)

Роль субъекта сводилась лишь к созерцанию объектов и их объяснению. Концепция Платона («Теория воспоминания») является примером подобных отношений.

5 Платон: узники пещеры

Платон: узники пещеры

6 Платон: узники пещеры

Платон: узники пещеры

7 Ортодоксальный подход к вопросам познания

Ортодоксальный подход к вопросам познания

С точки зрения религиозной средневековой философии процесс познания, как и все в мире зависит от Божьего промысла. В самом ортодоксальном варианте человек должен ждать, когда на него снизойдет мистическое озарение и Бог даст ему истину.

8 ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)

Второй подход к проблеме отношений объекта и субъекта в познании сложился в эпоху Нового времени. Объектом познания становился не столько объективный мир, сколько само сознание. Разум, законы его развития, логические категории сознания стали для философов Нового времени объектом исследования. Таким образом, объект и субъект познания совпадали. Природа оставалась все такой же непостижимой, несмотря на исследования в области физики, астрономии, механики. Очень часто законы логики, свойственные человеческому сознанию объявлялись философами законами Вселенной.

9 ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ (продолжение)

Третий подход к проблеме отношений субъекта и объекта возник в начале XIX века и очень четко был сформулирован К.Марксом в его работе «Тезисы о Фейербахе»: «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача теперь состоит в том, чтобы изменить его». Отношения между субъектом и объектом познания понимаются как взаимодействие.

10 Проблема методов познания

Проблема методов познания

Методы познания – это способы воспроизведения действительности в нашем сознании, т.е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности.

11 ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов: предельно общие методы, т.е. те, что выходят за рамки науки (анализ, синтез, умозаключение, диалектика и др.); общенаучные методы (наблюдение, эксперимент, аксиоматические методы, моделирование и др.); частнонаучные методы (физические, химические, биологические и т.д.).

12 ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)

ПРОБЛЕМА МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ (продолжение)

По функциональному назначению и способам применения методы в философии подразделялись на эмпирический (опытный) метод и рациональный (теоретический) метод. Идеал научности эмпирики усматривают в опытном естествознании – механике, физике, химии, т.е. там, где возможны наблюдение и эксперимент. В рамках рационализма математическое знание считается прообразом и реальным основанием всей науки. Используются логические методы познания такие как: утверждение, гипотезы, теории, аксиомы и т.п.

13 Индуктивный метод

Индуктивный метод

Индукция – вид рациональной интерпретации фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать явления природы и общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия. Шаги индуктивного метода (Ф.Бэкон): определение «частных аксиом» (сбор конкретных данных, обозначение и определение). выведение «средних аксиом» на базе частных (описание и некоторое обобщение конкретных данных). переход к «наиболее общим аксиомам». т.е. создание общих суждений, выводимых из опыта и обобщений.

14 Дедуктивный метод

Дедуктивный метод

Дедукция – это процесс логического вывода, представляющий собою переход от посылок к заключениям на основе правил логики. Шаги дедуктивного метода: А) Истинным является все то, что самоочевидно; Б) Каждую вещь надо делить на простые составляющие; В) В познании мыслью следует идти от простого к сложному; Г) Знание должно быть полным.

15 Цели индукции и дедукции

Цели индукции и дедукции

Индуктивный метод в ходе познания обращает внимание на внешнее знание (знание фактов, обобщений). Дедуктивный метод нацелен на умопостигаемые, внутренние процессы, составляющие суть предметов.

16 Агностицизм

Агностицизм

Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос о достоверности полученного знания об окружающем мире (Д.Юм, Дж.Беркли). Причины агностицизма: Разрыв опыта и теории. Стремление отыскать абсолютную, никогда не меняющуюся истину. Невозможность отыскания таковой и приводит к разочарованию в знании и науке.

17 Проблема истины

Проблема истины

Классическое определение истины: «знание, соответствующее действительности» (Аристотель). Марксистская концепция истины: «истина есть соответствующее отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания».

18 Характеристики истины

Характеристики истины

Объективность. Объективная истина – это знание, содержание которого не зависит от нашего к нему отношения; Абсолютность. Абсолютная истина - знание, полностью исчерпывающее представление о предмете и неопровержимое при дальнейшем развитии познания Относительность. Относительная истина – это неполное знание об объекте. Конкретность. Конкретность истины предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных его свойств, связей, тенденций его развития.

19 Критерии истины:

Критерии истины:

Чаша познания

Практика. Предыдущее знание (например, аксиомы). Самоочевидность знания (Декарт). Верификация. (Верификация – понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки (Л.Витгенштейн)

20 КРИТЕРИИ ИСТИНЫ (продолжение)

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ (продолжение)

Конвенция - соглашение считать знание истинным (Пуанкаре) Прагматизм (полезность). Истинным называется то, что приносит пользу обществу. Конвергентность. Стремление сблизить все методы познания с одним, ведущим к цели; сведение всех теоретических систем к одной системе, доказавшей свою пригодность (Макс Планк, Макс Хартман). Факт конвергенции представляет собою серьезную гарантию реальной истинности познания.

21 Заключение

Заключение

Возможности познания определяются единством объекта и субъекта. Познание начинается с непосредственного воздействия объектов на чувственные способности человека. Любые знания нуждаются в проверке, в том критерии, который мог бы отделить истину от заблуждений. Но какие бы критерии не выдвигались, все они оказываются не абсолютными, но только относительными.

«Теория познания»
http://900igr.net/prezentacija/filosofija/teorija-poznanija-201510.html
cсылка на страницу
Урок

Философия

20 тем
Слайды