Западная Азия
<<  Грузия Характеристика Грузии  >>
В8
В8
С3
С3
К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман,
К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман,
В8
В8
ЦВЕТОК Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже
ЦВЕТОК Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже
Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В
Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В
НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший,
НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший,
МОЛИТВА В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну
МОЛИТВА В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну
Желание Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо
Желание Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо
* * * Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как
* * * Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как
* * * Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой
* * * Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой
Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,
Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,
В8
В8
* * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день
* * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день
В8
В8
К.Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил
К.Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил
В8
В8
В8
В8
ЛАСТОЧКИ Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом,
ЛАСТОЧКИ Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом,
* * *
* * *
* * *
* * *
* * * Учись у них - у дуба, у березы
* * * Учись у них - у дуба, у березы
* * * Я не люблю иронии твоей
* * * Я не люблю иронии твоей
* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
Серебряный век
Серебряный век
Акцентный стих
Акцентный стих
Дольник
Дольник
Белый стих
Белый стих
ВЕРЛИБР (свободный стих)
ВЕРЛИБР (свободный стих)
Фабрика В соседнем доме окна жолты
Фабрика В соседнем доме окна жолты
С3
С3
В8
В8
С1
С1
В8
В8
В8
В8
В8
В8
В8
В8
В8
В8
На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем
На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем
В8
В8
В8
В8
XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им
XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им

Презентация на тему: «* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною». Автор: Даниил. Файл: «* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною.ppt». Размер zip-архива: 607 КБ.

* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною

содержание презентации «* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною.ppt»
СлайдТекст
1 В8

В8

Как называется прием противопоставления, использованный для характеристики эмоционального состояния: «мне грустно и легко»? В9. Какой троп использует автор в строчке «И сердце вновь горит и любит»? В10. Как называется вид рифмовки, который использует автор в стихотворении? В11. Как называется стилистический прием, состоящий в нарушении привычного порядка слов, например, постановке определяемого слова перед определением («печаль моя», «унынья моего»)? В12. Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении однотипных гласных (печаль моя светла; печаль моя полна тобою…» В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение. С3. Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви? С4. В каких произведениях русских поэтов использование образов природы помогает передать внутренние переживания человека?

* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

А.С.Пушкин

2 С3

С3

Каковы функции пейзажной зарисовки , которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви? При помощи пейзажа в стихотворении А.С.Пушкина создается эмоциональный фон, на котором изображаются переживания лирического героя. Зарисовкой ночной природы предваряются грустные и одновременно светлые размышления героя о любви, о возлюбленной, которая, по-видимому, отдалена от него пространством или временем. Герой наблюдает, как опустилась мгла на горную реку Арагву, слушает шум реки и отдается воспоминаниям. Обращает на себя внимание рифма мгла-светла: она словно подчеркивает, что сквозь ночную тьму пробиваются слабые проблески света (может быть, блики от воды) – и именно поэтому выбрано слово мгла, а не тьма. Шум Арагвы нарушает ночную тишину – и тем самым вновь направляет внимание читателя на сочетание противоположных явлений. Аналогичное сочетание противоположностей характеризует и чувства героя: ему «грустно и легко», его печаль «светла». Итак, автор, используя в палитре короткой пейзажной зарисовки разнородные краски, показал, что воспоминанию о любви присущи сложные, смешанные чувства: как тишина ночи заполнена звуками горного потока, так и уныние побеждается радостью непреходящего чувства («сердце вновь горит и любит»).

3 К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман,

К ЧААДАЕВУ Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! А.С.ПУШКИН

В8. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощенные в данном стихотворении? В9. Назовите лирический жанр, отличающийся настроением грусти, светлой печали, черты которого отразились в первой части стихотворения. В10. К какому лирическому жанру принадлежит все стихотворение в целом? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в 1-8 строках (цифры укажите в порядке возрастания): 1)сравнение 2)литота 3)оксюморон 4) эпитет 5)метафора. В12. В начале и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна. Как называется такой композиционный прием?

4 В8

В8

Какой пространственный мотив А.С.пушкин делает символом прорыва тюремной неволи? В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует обращение. В10. Как называется развернутое, пространное высказывание одного из героев? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)антитеза 2)синтаксический параллелизм 3)риторическое восклицание 4) инверсия 5)метафора. В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!...»

А.С.Пушкин

5 ЦВЕТОК Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже

ЦВЕТОК Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже

мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свиданья, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? А.С.ПУШКИН

В8. К какому роду литературы принадлежит это стихотворение? В9. В словаре Даля это слово толкуется так: «неблагоухающий, неблаговонный, безароматный, недушистый». Выпишите из стихотворения слово с таким значением. В10. Стихотворение начинается со слова «цветок» и им же заканчивается. Как называется такой тип композиции? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в последней строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)эпитет 2)синтаксический параллелизм 3)риторический вопрос 4) сравнение 5)метафора. В12. В стихотворении много пар слов, «сталкивающихся» друг с другом: засохший – цвел, цвел – сорван, свиданье – разлука. Как называется такой прием?

6 Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В

Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В

глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

7 НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший,

НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший,

чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

В8. Какое средство художественной выразительности использует М.Ю.Лермонтов: «бедняк иссохший, чуть живой» ? В9. Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении «врата», «глад»? В10. Определите характер рифмовки в стихотворении. В11. В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием? В12. Во второй и третьей строфах найдите два глагола-синонима, помогающих передать основную мысль стихотворения.

8 МОЛИТВА В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну

МОЛИТВА В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну

молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко... М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

В8. Какое средство поэтического синтаксиса применил М.Ю.Лермонтов, единообразно начав две строчки : «И верится, и плачется, И так легко, легко...»? В8-1. С каким литературным направлением первой половины XIX века связано творчество Лермонтова? В9. Как называется фонетическое созвучие концов стихотворных строк? В9-1. Выпишите из 2-й строфы все эпитеты в той форме и последовательности, в которой они приведены в тексте. В10. Определите характер рифмовки в стихотворении. В10-1. Каким художественным приемом поэт открывает стихотворение (первая строка) и неоднократно повторяет его (строчки 2, 3-4, 5-6, 7-8)? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в первой строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)гипербола 2)метафора 3)инверсия 4)эпитет 5)аллегория В11-1. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)ассонанс 2)метафора 3)анафора 4)эпитет 5)повтор В12. Определите стихотворный размер.

9 Желание Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо

Желание Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо

мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля, Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах. На древней стене их наследственный щит И заржавленный меч их висит. Я стал бы летать над мечом и щитом И смахнул бы я пыль с них крылом; И арфы шотландской струну бы задел, И по сводам бы звук полетел; Внимаем одним, и одним пробужден, Как раздался, так смолкнул бы он. Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы. Меж мной и холмами отчизны моей Расстилаются волны морей. Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов; Я здесь был рожден, но нездешний душой... О! Зачем я не ворон степной?.. М.Ю.Лермонтов М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

B8 К какому роду литературы относится это произведение? B9 В этом стихотворении противопоставлены «здесь» и «нездешняя душа» лирического героя, край его предков и место, где он вынужден жить. Как называется в литературоведении такое противопоставление, контраст? B10 Выпишите из третьей и четвертой строфы стихотворения три слова, обозначающие «предметы», которые являются для героя символами предков и к которым он стремится всей душой. B11 Как называется повторение одного и того же слова в начале соседних поэтических строк? B12 Из приведенного ниже перечня выберите три названия стихотворных размеров (метров), которые не встречаются в стихотворении М.Ю.Лермонтова. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания). 1)хорей 2) ямб 3) дактиль 4) амфибрахий 5) анапест C3 Какую роль в этом стихотворении играет кольцевая композиция? C4 Какие еще стихотворения, известные вам, могли бы носить название «Желание» и как они перекликаются со стихотворением М.Ю. Лермонтова?

10 * * * Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как

* * * Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как

бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И, новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный - всё храм, Кумир поверженный - всё бог! М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

В8. К какому роду литературы относится это произведение? В9. Выпишите из стихотворения слово, которое имеет такие значения: «статуя божества, идол; предмет восхищения, поклонения». В10. Две последние строки стихотворения устроены похоже с синтаксической точки зрения, созданы по одной модели. Как называется такое сходное расположение элементов речи в смежных частях текста? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в первой строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)анафора 2)инверсия 3)символ 4)эпитет 5)сравнение В11. Здесь встречается ряд противопоставленных образов и мотивов (сейчас – тогда, разлука – соединение, храм оставленный – храм). Как называется намеренное сталкивание контрастных элементов? В12. Как называется нарушение «естественного» порядка слов, с которым мы неоднократно встречаемся в этом стих-ии (расстались мы, душу радует мою, кумир поверженный) и т.п.?

11 * * * Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой

* * * Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой

отрадный, как мечта. Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста. Сквозь дымку легкую заметил я невольно И девственных ланит, и шеи белизну. Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!.. И создал я тогда в моем воображенье По легким признакам красавицу мою; И с той поры бесплотное виденье Ношу в душе моей, ласкаю и люблю. И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

В8. В стихотворении дается изображение облика героини. Каким термином обозначается такого рода описание? В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует восклицание. В10. Какой троп использует поэт: «Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!..» В10-1. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в первой строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)гипербола 2)метафора 3)сравнение 4)архаизмы 5)метонимия В12. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

12 Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Весенняя гроза Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит... Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит... С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Все вторит весело громам... Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила! Ф.И.ТЮТЧЕВ

В8. Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности. В8-1. Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения? В9. Как называется прием, использованный Тютчевым для создания настроения и ритмического рисунка стихотворения: «В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный...»? В9-1. Как называются образные определения предметов и явлений, с которыми мы встречаемся, например, в словосочетаниях раскаты молодые, поток проворный, Громокипящий кубок? В10. Определите размер, которым написано стихотворение. В10-1. Выпишите из стихотворения слово со значением «жемчуг, жемчужины». В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1) анафора 2) метафора 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись В11-1. В первой строфе звуки подобраны так, чтобы мы услышали грохотание грома. Как называется такой прием? В12. К какому роду литературы относится это произведение? В12-1. Определите размер стихотворения.

13 В8

В8

Стихотворение заканчивается двумя вопросами, ответ на которые не предполагается. Как называются вопросы такого типа? В9. Как называется прием контрастного соположения образов, использованный Тютчевым в начале стихотворения (Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит)? В10. Как называется повтор одинаковых слов в начале поэтических строк (см. в последней строфе блестят – блестит; или – или)? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в первых 4-х строках второй строфы (цифры укажите в порядке возрастания): 1) анафора 2) градация 3) риторический вопрос 4) эпитет 5) риторическое обращение В12. Определите размер, которым написано стихотворение.

* * * Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась... Душа, душа, спала и ты... Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает, и целует, И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. Ф.И.ТЮТЧЕВ

14 * * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день

* * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день

стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф.И.ТЮТЧЕВ

15 В8

В8

Определите тематическую принадлежности лирики Тютчева. В9. Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении «Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья» ? В10. Как называют фонетическое созвучие концов стихотворных строк? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во втором четверостишии (цифры укажите в порядке возрастания): 1)эпитет 2)анафора 3)повтор 4)сравнение 5)аллитерацтя В12. Каким термином в литературоведении называют средства художественной выразительности, являющиеся образными определениями («умильная, таинственная прелесть», «томный, легкий шелест»)?

Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье — и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья! Ф.И.ТЮТЧЕВ

16 К.Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил

К.Б. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил

время золотое - И сердцу стало так тепло... Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,- Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот - слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне... Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Ф.И.ТЮТЧЕВ

В8. Вторая и третья строфы построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием? В9. Как называется средство иносказательной выразительности, дважды использованное поэтом в первой строфе («отжившее сердце», «время золотое»)» ? В10. Как называется условный герой, чьи чувства и переживания передаются в стихотворении? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в 4-й и 5-й строфах (цифры укажите в порядке возрастания): 1)гипербола 2)анафора 3)эпитет 4)сравнение 5)эпифора В12. Определите размер стихотворения.

17 В8

В8

В лирике Тютчева проявились все основные признаки романтизма, но многие его стих-я, как и данное, содержат приметы ораторского-декламационного стиля, выработанного другим лит. направлением. Назовите это направление. В9. Стихотворение начинается и заканчивается императивом «молчи». Как называется подобная композиция? В10. На протяжении всего стихотворения используется один и тот же тип рифмовки. Назовите его. В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)метафора 2)анафора 3) эпифора 4)звукопись 5) афоризм В12. Вторая строфа начинается с серии вопросов, не предполагающих ответов. Как называется такой тип вопроса?

Silentium Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои- Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими - и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи. Лишь жить в себе самом умей- Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью - и молчи!... Ф.И.ТЮТЧЕВ

18 В8

В8

Для поэтики Фета характерно изображение «переходных» состояний и явлений. Выпишите номер строчки (порядковое числительное в именительном падеже), в которой вечер представлен как «пограничное время» дня и ночи. В9. укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует аллитерацию. В10. Предметы и явления изображаются поэтом не в их целостности, а как фрагменты, обрывки, детали. Каким термином принято обозначать такую художественную манеру письма? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)эпитет 2)сравнение 3)олицетворение 4)синекдоха 5)параллелизм В12. Какой способ рифмовки использует поэт?

ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем. А.А.ФЕТ

19 ЛАСТОЧКИ Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом,

ЛАСТОЧКИ Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила – И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла. И снова то же дерзновенье И та же темная струя, - Не таково ли вдохновенье И человеческого я? Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть? А.А.ФЕТ

В8. В стихотворении можно выделить две соотнесенные друг с другом смысловые части: одна связана с образом ласточки, другая – с образом лирического Я. Каким термином можно обозначить взаиморасположение и взаимосвязь частей и образов стихотворения? В9. Выпишите из текста устаревшее словосочетание, обозначающее человека как слабое, обреченное на гибель, тленное существо. В10. В стих-ии дважды возникает образ «стихии чуждой»: это и вода, грозящая схватить ласточкук, и все то «запредельное», к чему стремится душа поэта. Как называются подобные иносказательные, многозначные образы, обладающие повышенной смысловой емкостью? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в первой строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)гипербола 2)анафора 3)инверсия 4)эпитет 5)звукопись В12. Выпишите метафору, которой обозначена поверхность воды.

20 * * *

* * *

В8. Как одним понятием можно обозначить искусство, которым владеет фетовский «избранный певец»? В9. В словосочетании «сладость тайных мук» поэт соединяет два противоположные и, казалось бы, несовместимые переживания. Каким термином обозначается такое соединение несоединимого? В10. Какой стилистический прием, состоящий в повторе начальных элементов смежных синтаксических конструкций, несколько раз используется поэтом в стихотворении? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1) анафора 2)инверсия 3) эпитет 4) олицетворение 5) оксюморон В12. Определите вид рифмовки. В12-1. Определите размер.

Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! А.А.ФЕТ

21 * * *

* * *

В8. Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя. В9. Назовите художественный прием, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность. В10. как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад…»)? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)гипербола 2)анафора 3)олицетворение 4)эпитет 5)звукопись В12. Определите размер.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! А.А.ФЕТ

22 * * * Учись у них - у дуба, у березы

* * * Учись у них - у дуба, у березы

Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. А.А.ФЕТ

В8. Выпишите из текста слово, которым римляне обозначали божество, духа-покровителя, силу, благоприятствующую человеку. В9. Это стих-е о деревьях обращено к человеку (возможно, самому себе). В каждой строфе есть глагол, выражающий призыв (требование, приказ, просьбу) к этому ты. Выпишите эти глаголы в порядке следования в тексте. В10. В стих-ии контрастно сталкиваются зима (с мотивами холода, смерти) и весна (с мотивами тепла, жизни). Как называется подобное противопоставление? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)олицетворение 2) антитеза 3) метафора 4)лексический повтор 5)гипербола В11-1. Почти все образы здесь наделены человеческими чертами (деревья могут плакать, метель – злиться, ветер – быть сердитым). Что это за прием? В12. Укажите размер, которым написано стихотворение.

23 * * * Я не люблю иронии твоей

* * * Я не люблю иронии твоей

Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим — Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты — Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны... Н.А.НЕКРАСОВ

В8. Стихотворение входит в состав известного любовного цикла Н.А.Некрасова. Как называется этот цикл? В9. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует аллитерацию. В10. Чтобы подчеркнуть степень накала чувств перед неизбежной разлукой героев, автор дважды использует метафорическую образную модель с глаголом температурной семантики. Какой это глагол? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. во второй строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)синекдоха 2) гипербола 3) метафора 4)восклицание 5)инверсия В12. Назовите изобразительное средство: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны... В12. Укажите размер, которым написано стихотворение.

24 * * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
25 * * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
26 * * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною
27 Серебряный век

Серебряный век

28 Акцентный стих

Акцентный стих

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы: Весом та чара полтора пуда, Мерой-то чара полтора ведра. АКЦЕНТНЫЙ СТИХ – разновидность тонического стиха, в котором урегулировано только количество ударение в строке: Мне бы Памятник при жизни Полагается по чину. Заложил бы динамиту – Ну-ка, Дрызнь! Ср.: РЭП

29 Дольник

Дольник

Дольник (от русск. доля, часть) — один из видов тонического стихосложения: трёхсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.. НастоЯщую нЕжность не спУтаешь - - / - - / - - / - - Ни с чЕм, и онА тихА - / - - / - / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь - - / - / - - / - - Мне плЕчи и грУдь в мехА - / - - / - /

30 Белый стих

Белый стих

Нерифмованный стих, но, в отличие от верлибра, обладающий стихотворным размером (белый ямб, белый анапест) В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…

31 ВЕРЛИБР (свободный стих)

ВЕРЛИБР (свободный стих)

Стихи без рифмы и без метра (ритма), расчлененные на стихотворные строки Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй.

32 Фабрика В соседнем доме окна жолты

Фабрика В соседнем доме окна жолты

По вечерам – по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене – а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. А.А.Блок, 1903

В8. «Недвижный кто-то, черный кто-то», - так условно А. Блок обозначил злую силу, подчиняющую себе людей, собравшихся у ворот фабрики, видимо, надеющихся получить работу. Как называется предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления; предмет или слово, заключающее в себе переносное значение? В9. Как называются слова, выражения, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи, характеризующиеся оттенком упрощения, грубоватости, используемые как экспрессивные элементы? В10. Выпишите номера трех средств выразительности, которые А.А Блок использует в первой строфе: 1) гипербола 2) повтор 3) олицетворение 4)неологизм 5)эпитет В11. Выпишите из списка название термина, с помощью которого можно охарактеризовать особенности композиции стихотворения А.А. Блока «Фабрика» 1)анафора 2) параллелизм 3) антитеза В12. Каким размером написано стихотворение А.А. Блока «Фабрика»? В12. Назовите тип рифмы, использованный в нечетных строках стихотворения.

33 С3

С3

В чем необычность звучания социальной темы в стихотворении А. А. Блока «Фабрика»? C4 Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чем их произведения можно сопоставить с данным стихотворением Блока?

Фабрика В соседнем доме окна жолты. По вечерам – по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене – а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в желтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. А.А.Блок, 1903

34 В8

В8

К какому литературному течению принадлежит ранняя лирика Ахматовой? В9. Каким термином называются вещные подробности, помогающие передать эмоциональное состояние героини ? В10. Как называется воспроизведение внутренней жизни персонажа, передача различных душевных движений? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в последней строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)психологизм 2)эпитет 3) афоризм 4)символ 5)инверсия В12. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? В12. Назовите тип рифмовки, использованный в стихотворении.

ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. А.Ахматова

35 С1

С1

Как в стих-и передается драматизм чувств лирической героини? С2. В каких стих-ях нашли отражения сложные отношения между мужчиной и женщиной и в чем эти пр-ния созвучны стихотворению Ахматовой?

Сжала руки под тёмной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?" - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру." Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". (1911) А.Ахматова

36 В8

В8

«Стихи о Петербурге» – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому и идейному принципу. Как называется такое художественное единство? В9. Укажите номер строфы (порядковое числительное в им. падеже), в которой поэт использует риторическое восклицание. В10. Как называется пейзаж, воссоздающий специфику городской среды? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в последней строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1) эпитет 2) оксюморон 3) сравнение 4)противопоставление 5)инверсия В12. Какой стихотворный размер использован в стихотворении?

1 Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра. Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь... Ах! своей столицей новой Недоволен государь. 2 Сердце бьется ровно, мерно. Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда. Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной, И в руке твоей навеки Нераскрытый веер мой. Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг, когда над Летним садом Месяц розовый воскрес, - Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий. Вся любовь утолена. Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера, - Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра. А.Ахматова

37 В8

В8

На протяжении всего стихотворения стихи соотносятся с целой серией явлений. При помощи какого тропа делает это автор ? В9. В каждой из трех строф одна из строчек начинается словосочетанием «моим стихам». Как называется такой синтаксический приём? В10. Все стихотворение представляет собой развернутое высказывание лирической героини. Каким термином обозначается этот тип речи? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в первых 2-х строфах (цифры укажите в порядке возрастания): 1)вводные конструкции 2) гипербола 3) аллитерация 4)антитеза 5)градация В12. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? В12. Какой вид рифмы использован в нечетных строках стихотворения?

* * * Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. М.И.Цветаева

38 В8

В8

К какому литературному течению принадлежит ранняя лирика Мандельштама? В9. Укажите номер строфы, в которой поэт использует обращение. В10. Как называется сборник стихотворений, в котором был опубликован Notre Dame ? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в первой строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)сравнение 2)олицетворение 3) тавтология 4)метафора 5)параллелизм В12. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? В12. Назовите тип рифмовки, использованный в стихотворении.

Notre Dame Где римский судия судил чужой народ — Стоит базилика, и — радостный и первый — Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам... О.Мандельштам

39 В8

В8

Какой тип рифмовки использован в стихотворении? В9. «Витийствуя», «сей» – как называются подобные устаревшие слова? В10. «Список кораблей» получает в первой строфе образные характеристики «длинный выводок» и «поезд журавлиный». Какой тип тропа использовал поэт? В11. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. В третьей строфе (цифры укажите в порядке возрастания): 1)анафора 2) гипербола 3) афоризм 4)синтаксический параллелизм 5)инверсия В12. Какой стихотворный размер использован в стихотворении?

* * * Бессонница . Гомер . Тугие паруса . Я список кораблей прочел до середины : Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер - всё движется любовью. Кого же слушать мне ? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью. О.Э Мандельштам

40 В8

В8

Каким повторяющимся словом в стихотворении передаётся эмоционально напряжённый прилив вдохновения? В9. Какое словосочетание используется в стихотворении в роли гиперболы? В10. Какой приём усиления звуковой выразительности используется поэтом на протяжении всего стихотворения? В11. Можно ли композицию стихотворения считать кольцевой? В12. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в первых 2-х строфах (цифры укажите в порядке возрастания): 1)сравнение 2) гипербола 3) аллегория 4) градация 5) метафора В13. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? В14. Какой тип рифмовки использован в стихотворении?

* * * Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Б.Л.Пастернак

41 На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем

На весь его недолгий роздых Мы целый дом ему сдаем

Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем. Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух, Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух. Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой. Б.Л.Пастернак (1956) С3. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры? С4. Традицию каких поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными?

ИЮЛЬ По дому бродит привиденье. Весь день шаги над головой. На чердаке мелькают тени. По дому бродит домовой. Везде болтается некстати, Мешается во все дела, В халате крадется к кровати, Срывает скатерть со стола. Ног у порога не обтерши, Вбегает в вихре сквозняка И с занавеской, как с танцоршей, Взвивается до потолка. Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник? Да это наш жилец приезжий, Наш летний дачник-отпускник.

42 В8

В8

Каким приемом, создающим стилистику внутреннего размышления, начинается вторая строфа? В9. Какая по счету строка является аллюзией на лермонтовское стихотворение? В10. Первое двустишие в чуть измененном виде повторяется в финальных строчках стих-я. Как называется такая композиция? В11. Назовите номер строфы, в которой в состав метафоры, передающей внутреннее состояние лирического героя, входит диалектное слово. В12. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в первых 2-х строфах (цифры укажите в порядке возрастания): 1)сравнение 2) гипербола 3) аллегория 4) градация 5) метафора В13. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? В14. Какой вид рифмовки использован в стихотворении?

* * * Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем. С.А.Есенин (1916)

43 В8

В8

Каким приемом, создающим стилистику внутреннего размышления, начинается вторая строфа? В9. Какая по счету строка является аллюзией на лермонтовское стихотворение? В10. Первое двустишие в чуть измененном виде повторяется в финальных строчках стих-я. Как называется такая композиция? В11. Назовите номер строфы, в которой в состав метафоры, передающей внутреннее состояние лирического героя, входит диалектное слово. В12. Из данного перечня выберите три названия художественных средств и приемов, исп. в первых 2-х строфах (цифры укажите в порядке возрастания): 1)сравнение 2) гипербола 3) аллегория 4) градация 5) метафора В13. Какой стихотворный размер использован в стихотворении? В14. Какой вид рифмовки использован в стихотворении?

* * * Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник - Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком... Скажите так... что роща золотая Отговорила милым языком. С.А.Есенин

44 XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им

XI И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им

бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. XII Плывет. Куда ж нам плыть? . . . .

ОСЕНЬ (отрывок) Октябрь уж наступил — уж роща отряхает X И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.

«* * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною»
http://900igr.net/prezentacija/geografija/-na-kholmakh-gruzii-lezhit-nochnaja-mgla-shumit-aragva-predo-mnoju-97411.html
cсылка на страницу

Западная Азия

21 презентация о Западной Азии
Урок

География

196 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по географии > Западная Азия > * * * На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною