Казахстан
<<  Пидемиология бруцеллёза в евразийском регионе и Казахстане Валюта Казахстана  >>
Балетное искусство Казахстана
Балетное искусство Казахстана
Его первый коллектив составили певцы Казахского театра драмы, студенты
Его первый коллектив составили певцы Казахского театра драмы, студенты
Из Ташкента приезжает профессиональная танцовщица Екатерина Лифанова
Из Ташкента приезжает профессиональная танцовщица Екатерина Лифанова
Родилась 1912 года в Алма-Ате
Родилась 1912 года в Алма-Ате
17 января 1934 г. была поставлена музыкальная драма Б. Майлина и И
17 января 1934 г. была поставлена музыкальная драма Б. Майлина и И
А.Александров внес огромный вклад в создание Казахского
А.Александров внес огромный вклад в создание Казахского
А.Александров также поставил танцевальные номера в спектаклях "Жалбыр"
А.Александров также поставил танцевальные номера в спектаклях "Жалбыр"
Конец XIX – начало XX века
Конец XIX – начало XX века
Три четверти века - большой срок, и то, как сложилась судьба театра,
Три четверти века - большой срок, и то, как сложилась судьба театра,
1938 год - появление балетной труппы
1938 год - появление балетной труппы
Народный артист Республики Казахстан, профессор искусствоведения,
Народный артист Республики Казахстан, профессор искусствоведения,
- Говорят, казахских танцев не было
- Говорят, казахских танцев не было
"Гак-Ку" - четвертая постановка Аюханова на тему "Кыз-Жибек"
"Гак-Ку" - четвертая постановка Аюханова на тему "Кыз-Жибек"
Булат Аюханов не только артист, хореограф, педагог, он издал три
Булат Аюханов не только артист, хореограф, педагог, он издал три
Сегодня это один из самых молодых музыкальных театров страны, носитель
Сегодня это один из самых молодых музыкальных театров страны, носитель

Презентация на тему: «Балетное искусство Казахстана». Автор: О.А. Файл: «Балетное искусство Казахстана.ppt». Размер zip-архива: 1071 КБ.

Балетное искусство Казахстана

содержание презентации «Балетное искусство Казахстана.ppt»
СлайдТекст
1 Балетное искусство Казахстана

Балетное искусство Казахстана

2 Его первый коллектив составили певцы Казахского театра драмы, студенты

Его первый коллектив составили певцы Казахского театра драмы, студенты

музыкально-драматического техникума, певцы и танцоры из кружка художественной самодеятельности Казахского педагогического института. Казахский театр оперы и балета был создан из музыкальной студии, поэтому там была организована и балетная группа. С1933 г. по инициативе С.М.Кирова в хореогра­фическом училище Ленинграда начинает обучаться танцу талантливая молодежь Казахстана.

Казахское хореографическое искусство начало формироваться с танцевальных фрагментов в драматических и оперных спектаклях. В начале 30-х годов был создан профессиональный театр и древние казахские танцы наполнились новым содержанием. Музыкальная студия, открытая при драматическом театре в 1933 г., была преобразована в Казахский музыкальный театр в 1934 г. (с 1936 г. — объединенный казахско-русский театр).

Балетная труппа Казахского музыкально-драматического театра. В центре — балетмейстер А.А. Александров. 1934 г.

3 Из Ташкента приезжает профессиональная танцовщица Екатерина Лифанова

Из Ташкента приезжает профессиональная танцовщица Екатерина Лифанова

В музыкальную студию переходит артистка драматического театра Шара Жиенкулова.

Здесь под руководством М.П. Арцибашевои получали уроки балета А.Едизова, Х.Жиенкулова, Ш. Аукенова, В.Карамысова, М.Ходжибекова, С.Абсалямова, У.Мустагалиева, Е.Рамазанов, С.Жанибеков, М.Утегенов, Х.Мусабеков, И.Култаев.

В музыкальной студии под руководством режиссера Ж.Шанина начинается подготовка музыкальной пьесы М.Ауэзова "Айман-Шолпан".

4 Родилась 1912 года в Алма-Ате

Родилась 1912 года в Алма-Ате

Казахская советская танцовщица, педагог. В 1929-1930 гг. училась на историческом факультете КазПИ, затем работала в Казахском драматическом театре. Первая роль - Пулиш по пьесе Б.Майлина "Майдан" ("Битва").

Исполняла роли Енлик, Карагоз ("Енлик - Кебек", "Карагоз" М.О.Ауэзова) и др. С 1934 г. работала в музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета). Здесь она исполняла народные танцы в музыкальной драме "Айман - Шолпан" Ауэзова, в операх "Кыз Жибек", "Жалбыр" и "Ер Таргын" Е.Г. Брусиловского. Жиенкулова танцевала партию Мамыр в первом казахском национальном балете "Калкаман - Мамыр" (1938). Сыграла роль Балым в кинофильме "Амангельды". Совместно с балетмейстером Л.А.Жуковым осуществила постановку балета И.Н.Надирова "К?ктем" ("Весна", 1940).В 1940-1962 гг. Жиенкулова работала в Казахской филармонии; в 1962-1966 гг. была руководителем ансамбля песни и танца КазССР. В 1966-1975 гг. Жиенкулова работала директором Алматинского хореографического училища. Ее ученицы: народная артистка КазССР Г.Талпакова; заслуженные артистки КазССР К.Карабалинова, Б.Байжуманова и др.

5 17 января 1934 г. была поставлена музыкальная драма Б. Майлина и И

17 января 1934 г. была поставлена музыкальная драма Б. Майлина и И

Коцыка "Шуга". С этого дня музыкальная студия Казахского драматического театра преобразована в музыкальный театр. В подготовке этого спектакля большую помощь оказал Александр Артемьевич Александров, приехавший из Москвы. В "Шуге" первый раз танцевала Шара Жиенкулова, которая вскоре становится ведущей солисткой балетной труппы. В ее репертуар вошли все сольные танцы в национальных операх. Особенно ярко проявился талант танцовщицы в спектакле музыкального театра "Кыз Жибек". Этому музыкально-драматическому спектаклю в искусстве Казахстана принадлежит особое место. Он является основой национальной оперы и его "золотым фондом". Постановщики спектакля "Кыз Жибек" решили ставить не просто танцы, а танцевальные сцены, которые, как и в предыдущих спектаклях, были бы тесно связаны с общей тематикой и структурой музыкальной пьесы. Поэтому танцы в "Кыз Жибек" явились яркими эмоциональными сценами, развивающими действие.

6 А.Александров внес огромный вклад в создание Казахского

А.Александров внес огромный вклад в создание Казахского

хореографического училища. С 1934 г. он — художественный руководитель и учитель школы балета. 1 сентября 1934 г. 32 ученика из детского дома, у которых были способности к танцам, начали обучаться танцевальному искусству. В самом начале занятий возникли трудности из-за нехватки учебных кабинетов, отсутствия специальной обуви, одежды и учебной программы, незнания учащимися русского языка. Но постепенно эти трудности стали преодолеваться. По расписанию проводились уроки классического и характерного танцев, ритмики и фортепьяно. Среди учащихся выделились наиболее талантливые: Даурен Абиров, Магзум Манасов, Абилхай Сатенов, Гульбахрам Ахимбекова и Асия Сулейменова. В репертуар учащихся балетного отдела вошли "Вальс" из первого акта балета "Спящая красавица" и "Казахский марш" А. Затаевича.

7 А.Александров также поставил танцевальные номера в спектаклях "Жалбыр"

А.Александров также поставил танцевальные номера в спектаклях "Жалбыр"

и "Ер Таргын". В них появляются калмыцкие, персидские танцы и новые формы казахских танцев. В 1936 г. в дни Декады литературы и искусства Казахстана в Москве в филиале Большого театра были показаны музыкально-драматические спектакли с 20-ю казахскими танцами "Кыз Жибек" и "Жалбыр". Древние народные танцы, обработанные для сцены, понравились зрителям. Они дали возможность знакомиться с искусством других народов, обменяться опытом, обогатили содержание национального искусства, развивая хореографическое искусство.

8 Конец XIX – начало XX века

Конец XIX – начало XX века

Бытовые обрядовые танцы - Танцевальная культура носит прикладной характер, не является самостоятельным видом искусства 1917 – 1934 гг.Появление народных танцев в драматических спектаклях для оживления действия - Этап связан с творчеством А.Ардобуса, А.Александрова. Постановка народных танцев на профессиональной сцене, в том числе и казахских танцев. Введение народных танцев в балетные спектакли 1934 – 1941 гг.Становление классической хореографии - Творчество А.В.Селезнева. Обучение балету переводится на профессиональную основу. Хореографическое училище начинает выпускать свои профессиональные кадры 1941 – 1945 гг. Приезд в Казахстан балетной труппы Большого театра - Творчество Г.С.Улановой. Репертуар театра обогащается спектаклями мирового классического наследия 1945 – 1958 гг. Становление национальной педагогики хореографии - Педагогическая деятельность Д.Абирова и Ш.Жиенкуловой. Педагогика хореографии в Казахстане получает первые национальные профессиональные кадры

9 Три четверти века - большой срок, и то, как сложилась судьба театра,

Три четверти века - большой срок, и то, как сложилась судьба театра,

ри четверти века - большой срок, и то, как сложилась судьба театра, то, чего он достиг, зависит от труда и таланта нескольких поколений композиторов, педагогов, артистов, балетмейстеров, музыкантов. Поэтому следует сделать небольшой экскурс в прошлое, чтобы вспомнить некоторые даты и имена.

1934 год - открытие театра музыкальным спектаклем "Айман - Шолпан" на либретто Мухтара Ауэзова. 1936 год - Декада казахской литературы и искусства в Москве. С большим успехом прошла опера "Кыз-Жибек" с Куляш Байсеитовой в главной роли. Певица получила почетное звание "Народная артистка СССР".

10 1938 год - появление балетной труппы

1938 год - появление балетной труппы

938 год - появление балетной труппы. Первым спектаклем было "Лебединое озеро" Петра Чайковского, за тем - "Конек-Горбунок", "Раймонда". Поставлен также первый казахский балет "Калкаман и Мамыр" на музыку Василия Великанова. 1941 год - закончилось строительство нового здания. Театру было присвоено почетное звание "Академический". Началась Великая Отечественная война. 1942 год - в Алма-Ату было эвакуировано много деятелей культуры и искусства со всего Советского Союза. Тогда в нашем театре работала Галина Уланова, которая осуществила постановку балета "Жизель". Она выступала также в балетах "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан". В связи с этим спектаклем стоит вспомнить великолепную танцовщицу, красавицу Нурсулу Топалову - исполнительницу народных танцев, которая самостоятельно освоила пальцевую технику балета. В балете Асафьева "Бахчисарайский фонтан", где Уланова исполнила партию Марии, Топалова танцевала Зарему. 1944 год - рождение казахской оперы "Абай" Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, либретто Мухтара Ауэзова. 1945 год - к 100-летию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева Театру оперы и балета было присвоено его имя. 2000 год - завершилась генеральная реконструкция ГАТОБ им. Абая. Говоря о казахстанском балете, нельзя не вспомнить Александра Александрова, благодаря которому открылось балетное отделение музыкально-хореографической школы в Алма-Ате, и Александра Селезнева, сменившего его на посту директора училища и воспитавшего многих звезд казахстанского балета, таких как народные и заслуженные артисты КазССР: Заурбек Райбаев, Булат Аюханов, Сара Кушербаева, Инесса Манская, Сания Тулусанова, Гани Акжанов, Эдуард Мальбеков, Рамазан Бапов и другие.

11 Народный артист Республики Казахстан, профессор искусствоведения,

Народный артист Республики Казахстан, профессор искусствоведения,

академик Международной академии информатизации, лауреат Государственной премии и Независимой премии "Платиновый Тарлан"

Регалий и званий у него множество, перечислять все - места не хватит, но все-таки самая высокая степень признания - любовь зрителей, и она не замедлила проявиться: как только маэстро вышел на сцену, зал взорвался рукоплесканиями.

12 - Говорят, казахских танцев не было

- Говорят, казахских танцев не было

Им некогда было танцевать, они кочевали. Возможно, но все обряды несут театральное действие. Оттуда же, из детства, всплывают в памяти обрывки легенды. Существует, по меньшей мере, 16 оригинальных версий "Кыз-Жибек", на их основе были созданы опера и фильм.

- История Кыз-Жибек - очень благодарная тема. Романтичная, танцевальная, сердечная, где есть нежность, женственность, человечность и теплота. Ее можно развивать в любом жанре. Лично меня она греет потому, что ее так спела Куляш Байсеитова. В своем балете я использовал отрывок записи с ее голосом, и каждый второй зритель прослезился. Музыка - это плоть балета. Слово рождает музыку, музыка рождает движение. Вот моя философия.

13 "Гак-Ку" - четвертая постановка Аюханова на тему "Кыз-Жибек"

"Гак-Ку" - четвертая постановка Аюханова на тему "Кыз-Жибек"

"К этому балету я шел 40 лет, все то время, что существовал наш коллектив, - признался на открытии вечера именитый хореограф - поставлен он по мотивам эпоса "Кыз-Жибек", 500-летие которого в прошлом году отмечали под эгидой ЮНЕСКО".

Возрождение древней легенды Первая постановка была осуществлена в 1967 году, когда после окончания ГИТИСа молодой режиссер вернулся домой и начал создавать ансамбль "Молодой балет Алма-Аты", через семь лет последовала вторая постановка, а еще через девять лет - третья.

Все они назывались "Кыз-Жибек", в основу спектакля была положена одноименная опера Евгения Брусиловского. Но Аюханов мечтал создать оригинальный балет. Сочинить к нему музыку было предложено Аиде Исаковой. Пианистка, педагог, талантливый композитор, она уже на протяжении многих лет сотрудничает с коллективом.

14 Булат Аюханов не только артист, хореограф, педагог, он издал три

Булат Аюханов не только артист, хореограф, педагог, он издал три

замечательные книги - остроумные, полные доброй иронии к себе и другим. Его наблюдения, так же как народные пословицы и поговорки, дают заряд бодрости и заставляют иногда посмеяться, иногда задуматься и посмотреть на себя со стороны. Меня мама с детства так настраивала: "Чем быть плохим танцором, уж лучше хорошо улицы подметать". Нескромно? Но скромность украшает только могилу.

Люди нашей профессии умирают дважды. Один раз - когда покидают сцену, второй - когда идут своей дорогой в вечность. Сцена способна возвращать силы, уверенность и даже молодость. Скрыть вдохновенный танец так же невозможно, как запретить светить солнцу! Балет - это семь нот и семь чувств радуги. Классический балет на пальцах приподнимает нас над жизнью, над прозой. Он воздушный и необъяснимый.

15 Сегодня это один из самых молодых музыкальных театров страны, носитель

Сегодня это один из самых молодых музыкальных театров страны, носитель

егодня это один из самых молодых музыкальных театров страны, носитель традиций казахской и мировой музыкальной культуры, осмысливающий классическое наследие и реализующий духовные запросы обновляющегося казахстанского общества.

Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой начал свою историю с памятного 2000 года, когда в целях дальнейшего развития города Астаны как политического и культурного центра страны по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в январе 2000 года был создан театр оперы и балета «Ак-Орда». В связи с объявлением 2000 года «Годом поддержки культуры», а также в целях увековечивания памяти выдающейся казахской певицы Куляш Байсеитовой, Указом Президента Республики Казахстан в июле 2000 года театр оперы и балета г. Астаны переименован в Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой.

«Балетное искусство Казахстана»
http://900igr.net/prezentacija/geografija/baletnoe-iskusstvo-kazakhstana-112205.html
cсылка на страницу
Урок

География

196 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по географии > Казахстан > Балетное искусство Казахстана