Санкт-Петербург
<<  История Санкт-Петербурга ИНГРИЯ Технопарк Санкт-Петербурга  >>
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы
Содержание:
Содержание:
Площадь Искусств
Площадь Искусств
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Манежная площадь
Манежная площадь
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Дворец Шувалова, Фонтанный дом, Екатерининский институт
Дворец Шувалова, Фонтанный дом, Екатерининский институт
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Мост Белинского, Цирк, Симеоновская церковь
Мост Белинского, Цирк, Симеоновская церковь
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Михайловский замок
Михайловский замок
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Пантелеймоновский мост, «Чижик-Пыжик»
Пантелеймоновский мост, «Чижик-Пыжик»
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Летний сад
Летний сад
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Марсово поле
Марсово поле
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Павловские казармы и Мраморный дворец
Павловские казармы и Мраморный дворец
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
 Миллионная улица
 Миллионная улица
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Музей-квартира А.С. Пушкина (наб
Музей-квартира А.С. Пушкина (наб
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Конюшенная площадь
Конюшенная площадь
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Конюшенные мосты, дом Адамини, Круглый рынок
Конюшенные мосты, дом Адамини, Круглый рынок
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Академическая капелла
Академическая капелла
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Дворцовая площадь
Дворцовая площадь
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга
Зимняя канавка
Зимняя канавка
Исторический центр Санкт Петербурга
Исторический центр Санкт Петербурга

Презентация на тему: «Исторический центр Санкт Петербурга». Автор: . Файл: «Исторический центр Санкт Петербурга.pps». Размер zip-архива: 2169 КБ.

Исторический центр Санкт Петербурга

содержание презентации «Исторический центр Санкт Петербурга.pps»
СлайдТекст
1 Исторический центр Санкт Петербурга

Исторический центр Санкт Петербурга

2 Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы

памятников. (англ. Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments) — первый в России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был включён в список памятников Всемирного наследия на 14-й сессии комитета Всемирного наследия — одновременно с 4 другими советскими памятниками (Московский Кремль и Красная площадь, Собор святой Софии и Киево-Печерская лавра, Кижский погост, Ичан-Кала). Подготовка документов для сессии проходила в авральном режиме под руководством Ю. А. Денисова. Поначалу обсуждалось внесение в перечень отдельных памятников истории и архитектуры, однако довольно быстро возобладало мнение, что «универсальная ценность культурного и природного ландшафта Большого Санкт-Петербурга, сформированного в исторически короткий срок гигантскими усилиями Российского государства, превосходит ценность его составных частей».

3 Содержание:

Содержание:

1. Площадь Искусств 2. Манежная площадь 3. Дворец Шувалова, Фонтанный дом, Екатерининский институт 4. Мост Белинского, Цирк, Симеоновская церковь 5. Михайловский замок. Михайловский сад 6. Пантелеймоновский мост, «Чижик-Пыжик» 7. Летний сад 8. Марсово поле 9. Павловские казармы и Мраморный дворец 10. Миллионная улица 11. Музей-квартира А.С. Пушкина (наб. Мойки, 12) 12. Конюшенная площадь 13. Конюшенные мосты, дом Адамини, Круглый рынок 14. Академическая капелла. Певческий мост 15. Дворцовая площадь. Государственный Эрмитаж 16. Зимняя канавка. Снова Миллионная улица

4 Площадь Искусств

Площадь Искусств

Прогулку по центральной, дворцовой части Петербурга мы начинаем на одной из самых красивых площадей Санкт-Петербурга можно отнести площадь Искусств. И это неудивительно, ведь её ансамбль разрабатывал великий итальянский зодчий Карл Росси. Прямоугольная в плане, площадь находится между Инженерной и Итальянской улицами. За свою историю она несколько раз меняла название. В период с 1834 по 1918 годы площадь именовалась Михайловской, по расположенному здесь великокняжескому Михайловскому дворцу. С приходом к власти большевиков Михайловская площадь стала площадью Лассаля, в честь немецкого социалиста. Но перед Великой Отечественной войной, в 1940 году ей было дано новое название – площадь Искусств. В центре площади находится памятник самому известному русскому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину. В столетие со дня смерти литератора, в 1937 году, было принято решение об установке монумента. Его первоначально предполагалось разместить на Стрелке Васильевского острова. Но два тура конкурса, прошедшие перед войной, не утвердили проект памятника. В 1949 году в результате дополнительного тура, конкурс выиграл проект архитектора Михаила Константиновича Аникушина. Над созданием плана памятника он трудился почти 10 лет. Торжественное открытие скульптуры состоялось 19 июня 1957 года. Аникушин запечатлел Пушкина в свободной позе, с высоко поднятой головой и вдохновлённым лицом. Пьедестал памятника выполнил Василий Александрович Петров. К широкому жесту Пушкина подходят многие его строки. Например, можно представить, как поэт обращается к своим слушателям со стихами из «Евгения Онегина»: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе...». Михаилу Константиновичу удалось не нарушить архитектурный облик площади Искусств, дополнив её четырёхметровой бронзовой скульптурой Пушкина. За созданный памятник Аникушин в 1958 году получил Ленинскую премию. В северной части площади Искусств, за памятником Пушкину находится Михайловский дворец. Осуществить мечту отца взялся его сын Николай II. 13 апреля 1895 года молодой император подписал Высочайший Указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского музея Императора Александра III»...

5 Исторический центр Санкт Петербурга
6 Манежная площадь

Манежная площадь

Манежная площадь находится на пересечении Итальянской и Караванной улиц. В правление Екатерины I эта территория была усажена огородами, на которых выращивали различные овощи, столовые и аптекарские травы. В 1714 году Петербургу от персидского шаха был подарен слон, которого поселили в Зверовой двор на современном Марсовом поле. Следующий «экзотический подарок» целый караван из 14 слонов из Персии принимали в столице в 1741 году. Их разместили в Слоновом дворе, находившемся между Симеоновским мостом и Невским проспектом. Животных купали прямо в Фонтанке, для этого им сделали деревянный спуск к воде. За слонами ухаживали персы, а место жительства «слоновых мастеров» стали называть Караван-сарай. Отсюда и возникло название Караванной улицы. Впоследствии Слоновый двор перевели на то место, где сегодня находится гостиница «Октябрьская» у Московского вокзала. При императрице Елизавете Петровне у сближения рек Мойки и Фонтанки по проекту Бартоломео Растрелли был построен Летний дворец, а при нём разбит регулярный парк в итальянском стиле. Неподалёку на месте нынешнего Михайловского манежа был устроен лабиринт, стенками которого служили кустарники. Павел I приказал разобрать Летний дворец и на его месте возвести Михайловский замок. Вместо лабиринта в 1798-1800 годах архитектором Винценцо Бренна были построены одноэтажные здания манежа и конюшни Михайловского замка. Построив Михайловский дворец, Карл Росси занялся благоустройством его ближайшей территории. Он объединил фасады манежа и конюшен, а скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский украсили его барельефами на военную тематику. В советское время здание манежа переоборудовали в Зимний стадион, где стали проводить различные спортивные соревнования и выставки...

7 Исторический центр Санкт Петербурга
8 Дворец Шувалова, Фонтанный дом, Екатерининский институт

Дворец Шувалова, Фонтанный дом, Екатерининский институт

До конца XVIII века место у Фонтанки, где сейчас стоит дом №21, оставалось пустым. В конце 1780-х годах для графа Ивана Илларионовича Воронцова неизвестным архитектором была построена левая часть современного здания. Существует предположение, что в роли зодчего выступил Джакомо Кваренги, и возможно, сегодня именно его творением мы можем любоваться. В 1799 году особняк был выкуплен обер-егермейстером Дмитрием Львовичем Нарышкиным. Уже в XIX веке в 1821-1822 годах по проекту архитектора, имя которого также не сохранилось, к дому был пристроен правый флигель. Некоторые историки считают, что зодчим второй части здания был итальянец Карл Росси. В правой стороне особняка на втором этаже был устроен бальный зал, украшенный белыми колоннами и плафоном, расписанным художником Иваном Карловичем Скотти. Проходившие в нём балы и концерты посещали многие известные поэты и литераторы – Гавриил Державин, Александр Пушкин, Иван Крылов, а также члены императорской фамилии. Своим гостям Нарышкины показывали устроенную в особняке картинную галерею и «музеум». Среди владельцев дворца был племянник Дмитрия Львовича Нарышкина – Лев Нарышкин, а после него в 1840-х годах дом перешёл к дочери последнего - графине Софье Львовне Шуваловой...

9 Исторический центр Санкт Петербурга
10 Мост Белинского, Цирк, Симеоновская церковь

Мост Белинского, Цирк, Симеоновская церковь

Рядом с мостом Белинского, около Шереметевского дворца стоит дом №32, ранее он принадлежал полковнику и графу Григорию Кушелеву-Безбородко. Интересно, что именно в него Михаил Юрьевич Лермонтов поселяет своего героя Григория Печорина. Прочтём цитату из романа: «Тут сани Печорина остановились у богатого подъезда с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящей обделкой». Видимо не случайно, Лермонтов размещает своего героя в доме этого богатого и известного в Петербурге человека. Вспомним ещё одно имя, связанное с русской литературой XIX века. Великий критик Виссарион Григорьевич Белинский жил здесь на Фонтанке в домах №17 и 40. В его честь были названы мост и улица, к истории которых, мы сейчас и обратимся. Улицу и площадь Белинского связывает мост через Фонтанку, также носящий сейчас имя великого критика. Впервые мост на этом месте появился в 1733 году, он был деревянный. В то время мост называли Симеоновским по расположенной рядом церкви святых Симеона и Анны. Для соединения берегов Фонтанки в конце XVIII века было сооружено семь однотипных каменных мостов с характерными гранитными башнями и разводным средним пролетом. Этот облик сохраняют сейчас только мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост. Симеоновский мост был самым первым. К сожалению, имя архитектора «фонтанных мостов» точно неизвестно, но существует предположение, что им мог быть французский инженер Ж. Перронэ. В 1858-1859 годах башни с Симеоновского моста убрали, а деревянный разводной пролёт заменили гранитным. В 1890 году для расширения проезжей части тротуары вынесли за консоли. Тогда же появилась кованная решётка. Непосредственно работами по установке мостов руководил сначала участник русско-турецкой войны 1768-1774 годов генерал Фёдор Баур, затем полковник Карл Фёдорович Модерах. Через год после появления трамвая в Петербурге, в 1908 году на Симеоновском мосту были проложены трамвайные рельсы. 6 октября 1923 года мост переименовали в честь Белинского. Длина современного моста Белинского составляет 56 метров, а ширина 19 метров.

11 Исторический центр Санкт Петербурга
12 Михайловский замок

Михайловский замок

Михайловский сад

Инженерный или Михайловский замок строился для императора Павла, самой загадочной и неоднозначной фигуры на российском престоле. Принято считать, что Павел был мнительным и неуравновешенным человеком. Причиной формирования такого характера во многом стали сложные отношения с матерью – Екатериной II. После дворцового переворота 1762 года и воцарения Екатерины, Павел был лишён права на престол. Императрица фактически отобрала у него внука Александра Павловича (будущего Александра I), которого она и воспитывала как своего преемника. Сам же Павел жил в пригородных дворцах, в основном, в Гатчине, находясь под пристальным вниманием приближённых императрицы. Взойдя на престол, Павел отменил многие законы, принятые Екатериной II, и начал проводить политику, во многом противоположную екатерининской. У многих решительная политика нового императора вызывала недовольство. Павел опасался за свою жизнь, поэтому приказал построить для него укреплённый замок, до сих пор единственный в северной столице. Зимний дворец был не только не безопасен для императора, но и напоминал Павлу о заговорах и переворотах. К тому же новый император был поклонником средневековой рыцарской культуры, он был магистром Мальтийского ордена, при нем в России получил приют гонимый в Европе Иезуитский орден. В 1797-1801 годах на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, где и родился Павел, прибывший из Италии архитектор Винченцо Бренна строит замок. Традиционно соавтором Бренны в проекте Михайловского замка называют Василия Баженова, но документальных подтверждений этому нет...

13 Исторический центр Санкт Петербурга
14 Пантелеймоновский мост, «Чижик-Пыжик»

Пантелеймоновский мост, «Чижик-Пыжик»

1-й Инженерный мост кажется ничем не примечательным, но, заглянув с него на поверхность Фонтанки можно увидеть маленькое чудо - один из самых необычных современных памятников Петербурга. Это «Чижик-пыжик». Идея создания этого памятника родилась у грузинского художника Ризо Габриадзе. Бронзовую птичку на гранитном основании выполнил архитектор В.Б. Бухаев. Открытие скульптуры 12 ноября 1994 года было приурочено к фестивалю юмора «Золотой Остап». Прообразом памятника стал герой из известного четверостишья: «Чижик-пыжик, где ты был...». Кто же такой чижик-пыжик? В XIX веке на Фонтанке находилось училище Правоведения, воспитанники которого носили чёрно-жёлтые мундиры и пыжиковые шляпы. Иногда в свободное время курсанты посещали близлежащий трактир в доме купца Нефёдова, под номером 14. Так появился образ Чижика-пыжика. Но и после закрытия училища Правоведения небольшое стихотворение о Чижике продолжает бытовать в городском фольклоре. Скульптура является самым маленьким памятником в Петербурге, её высота всего 11 сантиметров, а вес 5 килограмм. Бронзовая птичка быстро завоевала популярность и любовь горожан. Хорошей приметой считается закинуть монету на постамент памятника. Со временем появилась и ещё одна традиция, правда, свадебная. Жених должен закрепить бокал на верёвке и спустить вниз, чтобы чокнуться с клювом Чижика. Счастье непременно поселится в доме молодожёнов. За день у Чижика накапливается неплохой гонорар. Но за ним постоянно охотятся горожане. Надо отметить, что и самого Чижика-Пыжика со времени его установки воровали семь раз. Сегодня скульптура прочно прикреплена к постаменту, так что украсть её можно будет только вместе с частью гранитной набережной...

15 Исторический центр Санкт Петербурга
16 Летний сад

Летний сад

Кто только не восхищался красотой и величием Летнего сада. Мы можем зайти в него со стороны Мойки. Свои строки ему посвящали многие литераторы: Пётр Вяземский, Дмитрий Мережковский, Анна Ахматова, Всеволод Азаров, Самуил Маршак и многие другие. Вспомним, как онегинский гувернер у Пушкина «слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». И Гоголь в своём произведении «Невский проспект» также отдаёт должные похвалы саду, восхищаясь им: «Нет ничего лучше Летнего сада!». Знакомство с Летним садом начнём с дворца Петра I. Сейчас здесь находится небольшой музей. Двухэтажный дворец на берегу Фонтанки построен в 1710-1714 годах архитектором Доменико Трезини. Здание украшено барельефами на тему побед России в Северной войне скульптором Андреасом Шлютером. Планировка этажей одинаковая, на каждом расположено по 6 залов и кухне, а также комнаты для денщиков или фрейлин. Покои первого этажа предназначались для Петра, второго – для его жены Екатерины. После смерти Петра I во дворце жили члены императорской фамилии и придворные. Во время правления Екатерины I здесь часто заседал Верховный Тайный совет. В середине XVIII века в здании находились мастерские дворцовых белошвеек. В конце того же столетия и начале следующего для петербургских сановников в доме была обустроена дача. Впоследствии в Летнем дворце проходили различные выставки, и только в 1934 году в нём открылся историко-бытовой мемориальный музей, посвящённый эпохе Петра I...

17 Исторический центр Санкт Петербурга
18 Марсово поле

Марсово поле

Территория современного Марсового поля в XVIII веке была покрыта болотом и кустарниками. Для осушения местности в 1711 году стали строить Лебяжий и Красный каналы. С южной стороны этого участка вытекали две реки: Мья (будущая Мойка) и Кривуша (нынешний канал Грибоедова). Эту территорию петербуржцы окрестили Большим лугом. На нём стали проводить смотры войск, парады и праздники в честь побед в Северной войне. На Большом луге пускали фейерверки или как их называли «потешные огни». Отчего у этой местности появилось новое название – Потешное поле. В западной части луга около Невы в 1712 году был построен Питейный двор, который впоследствии перестроили в Почтовый. На следующий год на Большом лугу устроили Зверовой двор, в котором жили различные животные и птицы. В начале 1720-х годов XVIII века здесь стоял павильон, внутри которого находился подарок Петру I от голштинского герцога Карла Фридриха. Это был Готторпский глобус с изображениями карты Земли и звёздного неба. Сегодня он размещается в башне Кунсткамеры. Для императрицы Екатерины I на месте современного Михайловского замка был выстроен Летний дворец, отчего Большой луг стали называть Царицыным лугом. В 1750 году в северной стороне луга у Невы был построен первый в России Оперный театр. Но он простоял здесь недолго, его разобрали в начале 1770-х годов. В правление Елизаветы Петровны Большой луг преобразовали в сад: проложили дорожки и посадили кусты, в центр луга поместили фонтан...

19 Исторический центр Санкт Петербурга
20 Павловские казармы и Мраморный дворец

Павловские казармы и Мраморный дворец

Обратим внимание на северо-западную часть Марсова поля. Протяженное желтое здание с портиками – так называемые Павловские казармы. В XVIII веке здесь стояло два дома. Один из них принадлежал в начале лейб-медику императрицы Елизаветы, затем фельдмаршалу Степану Фёдоровичу Апраксину, и последним его владельцем был Алексей Григорьевич Разумовский. Во втором здании жил муж дочери Петра I Анны герцог Голштинский. Затем здесь жила другая дочь царя – Елизавета. Именно в стенах этого дома возникли замыслы дворцового переворота, и возведение на престол Елизаветы Петровны. После её воцарения и переезда в Зимний дворец, оба здания перешли в казну. В 1770 году дома снесли, а на их месте появилось здание ломбарда архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. По проекту зодчего Василия Петровича Стасова в 1817-1821 годах на месте ломбарда и прилегающего к нему участка возводится здание для лейб-гвардии Павловского полка. Фасад казарм украшен тремя портиками из дорических колонн. После революции здание отошло к управлению «Электроток», которое потом стало называться «Ленэнерго». После реформирования организации «Ленэнерго» в здании располагается компания ОАО «ТГК-1», поставляющая тепловую энергию в Санкт-Петербург, Карелию и Мурманскую область. В XVIII веке на месте современного Мраморного дворца находился Питейный двор, впоследствии переделанный под Почтовый. Расположенную рядом со двором набережную называли Почтовой. На галерее почтамта по голландской традиции выходило 12 музыкантов, которые сообщали горожанам о наступлении полудня. Возле Почтового двора находился Зверовой двор, где обитали львы, тигры, слон, обезьяны. Почтовый двор вскоре переехал, а на освободившемся месте соорудили здание Манежа. Но и оно просуществовало здесь недолго, сгорев из-за пожара...

21 Исторический центр Санкт Петербурга
22  Миллионная улица

 Миллионная улица

Миллионная улица

Пройдёмся по одной из самых старых улиц Петербурга – Миллионной. У неё было множество разных названий. В первой половине XVIII века на её территории находилась немецкая слобода, поэтому улицу окрестили как Большая Немецкая. Затем её стали именовать Луговой, по расположенному рядом Большому Лугу, ныне Марсову полю. С 1720-х годов улицу стали заселять богатые и знатные семьи, желавшие жить ближе к императорскому дворцу. Появившиеся новые дорогие каменные дома дали повод к переименованию улицы в Миллионную или Большую Миллионную улицу. В XIX веке употреблялось и название Троицкая улица, по располагавшейся здесь церкви Святой Троицы. В советское время улица носила имя народовольца Степана Халтурина, организовавшего взрыв в Зимнем дворце в 1880 году. Прогуляемся по Миллионной улице и вспомним некоторых хозяев её домов. Начнём наш путь с дома №1. В петровское время архитектором Доменико Трезини здесь в еловой роще была устроена галерея. При Елизавете Петровне рощу вырубили, а вместо галереи Франческо Бартоломео Растрелли построил двухэтажный деревянный Оперный дом. В 1755 году здесь играла первая русская опера Александра Петровича Сумарокова на музыку итальянского композитора Франческо Арайя «Цефал и Прокрис». В 1773 году Оперный театр закрыли, а участок, на котором он находился, отошёл к действительному тайному советнику Ивану Ивановичу Бецкому. По мнению некоторых историков, на нём построили два дома: один со стороны Дворцовой набережной, а другой на Миллионной улице. Архитектором первого здания стал Жан Батист Вален-Деламот, а авторство второго приписывают Юрию Фельтену или Василию Баженову, а также Ивану Старову. Две боковые башни дома на Миллионной улице связывал висячий сад. В 1830-е годы зодчий Василий Стасов для нового хозяина, принца Петра Григорьевича Ольденбургского, объединил обе постройки, но при этом уничтожил сад. В советское время в здании находилась часть отделов наркомата народного просвещения Северной области. В 1921 году здесь открыли Центральный педагогический музей. На месте соседнего здания №3 в конце XVIII века находился дом богатого купца Фридриха Иоганна Гротена. В 1796 году Екатерина II купила этот дом для фельдмаршала Николая Ивановича Салтыкова. Она также поручила ему на воспитание своих внуков – Александра, будущего императора Александра I, и Константина. В дальнейшем домом владели наследники Салтыкова. Под руководством архитектора Геральда Эрнестовича Боссе в 1843-1844 годах здание перестроено. В 1881 году Карл Иванович Лоренцен расширил здание со стороны Миллионной улицы. После революции в бывшем особняке Салтыковых обосновался Институт внешкольного образования. В 1925 году здесь разместился Коммунистический политико-просветительный институт имени Н.К. Крупской, переименованный впоследствии в Университет культуры и искусств.

23 Исторический центр Санкт Петербурга
24 Музей-квартира А.С. Пушкина (наб

Музей-квартира А.С. Пушкина (наб

Мойки, 12)

Наша экскурсия подошла к пожалуй, самому известному зданию на набережной реки Мойки, дому №12. В нём прошли последние месяцы и дни жизни Александра Сергеевича Пушкина. Кто как не он, великолепно отражал в своих стихотворениях красоту и величие Петербурга. Участок, на котором стоит дом, в начале 1700-х годов принадлежал архитектору Доменико Трезини. Затем он перешёл в собственность к кабинет-секретарю Ивану Антоновичу Черкасову, который в 1729 году построил себе здесь одноэтажный дом. Здание имело высокий цокольный этаж для защиты от наводнений. В 1740-х годах дом перестроили в голландском стиле. А в 1762 году дом Черкасовых был выкуплен казной и впоследствии подарен императрицей Екатериной II двоюродному брату своего фаворита Григорию Орлову обер-гофмаршалу Григорию Никитичу Орлову. В конце XVIII века дом достался графине Екатерине Петровне Шуваловой. В начале следующего столетия здание приобрёл купец первой гильдии Алексей Жадимеровский, кардинально поменявшего его облик. В 1806 году у этого дома появился новый хозяин – княгиня Александра Николаевна Волконская. Свою юность провёл здесь её сын будущий декабрист – Сергей Григорьевич Волконский. Пушкин поселился в доме №12 в сентябре 1836 года, и занял в нём 11 комнат. Несмотря на большое количество помещений, места в доме не хватало, ведь у Пушкиных было 4 маленьких ребёнка, за которыми присматривали няньки и гувернантки. Для Александра Сергеевича эта была шестая съёмная квартира в Петербурге. В своей последней квартире Пушкин продолжил работу над «Историей Петра Великого», готовил к печати очередной том «Современника» и закончил повесть о «Капитанской дочке». Жизнь поэта была прервана дуэлью, состоявшейся на Чёрной речке 27 января 1837 года. После рокового выстрела Дантеса, Пушкина доставили домой в 6 часов вечера. Узнав о ранении поэта, его друзья приехали на Мойку. Среди них были: Александр Иванович Тургенев, Василий Андреевич Жуковский, братья Вяземские, доктор Владимир Иванович Даль...

25 Исторический центр Санкт Петербурга
26 Конюшенная площадь

Конюшенная площадь

Здание Конюшенного ведомства было построено в начале 1720-х годов на левом берегу Мойки зодчим Николаем Фридрихом Гербелем. Главный фасад дома был обращён к Мойке, центральный корпус завершался барабаном, наверху которого была фигура скачущего коня. В здании ведомства находились конюшни, амбары, сараи и мастерские. От главного корпуса тянется два длинных двухэтажных крыла. С южной стороны новой постройки была обустроена площадь, получившая название Конюшенная. В то время нынешние Большая и Малая Конюшенные улицы соединяли площадь с Невским проспектом. В 1740-х годах с восточной части Конюшенной площади был прорыт одноимённый канал, соединивший Мойку и реку Кривушу (современный канал Грибоедова). В 1817-1823 годах архитектор Василий Петрович Стасов перестроил здание двора. Главный корпус он обратил лицом к Конюшенной площади. По велению императрицы Анны Иоанновны для служащих Конюшенного ведомства была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Исследователи предполагают, что её строительством руководил Доменико Трезини...

27 Исторический центр Санкт Петербурга
28 Конюшенные мосты, дом Адамини, Круглый рынок

Конюшенные мосты, дом Адамини, Круглый рынок

Мы находимся на Ново-Конюшенном мосту, у того места, где от реки Мойки берет начало канал Грибоедова, бывшая речка Кривуша. Первый мост появился на этом месте в 1880-х годах для удобства при строительстве храма. В 1907 году храм возвели, а устроенный рядом мост стали именовать мостом храма Вознесения Господня. После революции официального названия у моста не было, горожане нарекли его просто «мост-перекрытие». Современный железобетонный и одноарочный мост построили в 1966-1967 годах по проекту инженеров Ю.Л. Юркова, Л.Н. Соболева и архитектора Льва Носкова. Изящная решётка с растительным орнаментом напоминает ограду Михайловского сада. В мае 1975 года мосту дали новое имя в честь Игнатия Гриневицкого, убившего императора Александра II в 1881 году. В 1998 году мост переименовали в Ново-Конюшенный мост по образу названий расположенных рядом Большого и Мало- Конюшенных мостов. С Ново-Конюшенного моста можно продолжить движение в сторону Мойки и посмотреть на переброшенный через нее довольно примечательный Мало- Конюшенный мост. Затем завершим обход Конюшенного двора вдоль Мойки...

29 Исторический центр Санкт Петербурга
30 Академическая капелла

Академическая капелла

Певческий мост

На месте дома №20 по набережной Мойки, сегодня занимаемой Академической капеллой, в 30-х годах XVIII века находился двухэтажный деревянный дом лекаря Христиана Паульсена. За его домом в сторону Большой Конюшенной улицы были разбиты сады и огороды. В мае 1773 года архитектор Юрий Фельтен купил этот дом с прилегающим к нему участком. В это время зодчий руководит возведением здания Старого Эрмитажа и ломбарда на Марсовом поле. От нового дома Фельтену было удобно добираться до этих объектов. В середине 1770-х годов архитектор сосредоточил своё внимание на постройке здания для Императорской Академии художеств, поэтому вскоре он продаёт свой дом на Мойке и переезжает на Васильевский остров. В бывшем особняке Фельтена какое-то время жили Неплюевы, затем Нарышкины, в 1808 году дом выкупает казна и размещает там придворных певчих. Хор Государевых певчих дьяков появился ещё во времена Ивана III в 1479 году в Москве. Солистов отбирали по всей стране, поэтому хор славился своими замечательными голосами. Он выступал на освящении Успенского собора в Москве, на праздновании взятия Ниеншанца в 1703 году и закладке Петропавловской крепости. Из Москвы певческий хор переехал в новую столицу России, в Петербург. Сам Пётр I иногда пел в этом хоре, исполняя партию баса. Будущие музыканты жили и учились при Капелле. Юным дарованиям преподавали православное и итальянское пение, а также науки и языки. При Елизавете Петровне хор стали называть «Капелией придворных певчих», на европейский манер. В это же время увеличилось количество певчих, если в 1711 году их было 11 человек, то в 1764 году – 72. При Екатерине II в Капеллу были приглашены итальянские композиторы: Бальтазор Галуппи, Джованни Панзиэлло, Джузеппе Сарти, Доменико Чимарозо. В 1885 году педагог, композитор и дирижёр Николай Андреевич Римский-Корсаков организовал при Капелле Придворный оркестр, ставший первым государственным симфоническим оркестром. В начале XIX века архитектором Карлом Ивановичем Росси проводилась реконструкция Дворцовой площади, поэтому ряд построек на Мойке был разрушен. Певческий дом стал просматриваться с обновлённой площади. А в 1830-х годах к нему пристроили парадный зал и установили ограду по рисунку архитектора Вилерса. Деревья, оставшиеся от Фельтенского сада, вырубили и на их месте построили доходные дома. Проходные арки новых строений выходили на Большую Конюшенную улицу. Архитектором Людовиком Иосифовичем Шарлеманем к зданию был пристроен концертный зал. Но помещения Певческого дома мало удовлетворяли потребности музыкантов: не хватало жилых комнат, залов для пения и в 1886-1889 годах здание перестраивается зодчим Леонтием Николаевичем Бенуа. Он спроектировал не только внешний облик здания, но и интерьеры. Удачным в исполнении стал концертный зал Капеллы. Бенуа планировал установить в нём орган, но эта задумка так и не была им осуществлена. Лишь в 1927 году из голландской церкви на Невском проспекте в зал Капеллы был перенесён орган...

31 Исторический центр Санкт Петербурга
32 Дворцовая площадь

Дворцовая площадь

Государственный Эрмитаж

Наше путешествие подошло к главной площади Петербурга – Дворцовой. На ней традиционно проходят торжественные парады, городские праздники и концерты. Своё название она получила от прилегающего к ней Зимнего дворца. Современная Дворцовая площадь первоначально была частью Адмиралтейского луга. В 1765 году архитектор Андрей Васильевич Квасов придал площади полуциркульное обрамление. В 1779-1784 годах зодчим Юрием Матвеевичем Фельтеном по периметру площади были построены четыре здания. Современный архитектурный ансамбль Дворцовой площади разработал Карл Росси в 1819-1829 годах. С юга он ограничил площадь зданиями, в которых располагались Главный штаб, Военное министерство, а также Министерство финансов и Министерство иностранных дел. Здания имеют общий фасад протяжённостью в 580 метров. Дома соединяет триумфальная арка, увенчанная скульптурой в виде колесницы. В повозке изображена крылатая фигура Победы, умело управляющая шестью лошадьми. Авторами этой скульптурной композиции являются Степан Пименов и Василий Демут-Малиновкий. Великолепная арка создана как памятник победы в войне с Наполеоном. Низ арки декорирован воинскими доспехами. После революции в здании Главного штаба располагался Наркомат Иностранных дел, а позднее – штаб Ленинградского Военного округа. Дальняя половина здания Главного штаба от Невского проспекта в 1993 году была передана Эрмитажу. С востока площадь граничит со зданием штаба Гвардейского корпуса, построенного по проекту архитектора Александра Брюллова в 1837-1843 годах. Один фасад штаба обращён к Дворцовой площади, другой к набережной реки Мойки. В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна архитектора Огюста Монферрана. Высота «александрийского столпа», как его назвал Пушкин, 47,5 метров, что превышает высоту Вандомской колонны, установленной в честь Наполеона. Памятник посвящён победе России в Отечественной войне 1812 года. Колонна увенчана фигурой ангела, выполненной зодчим Борисом Орловским. Колонна выполнена из цельного красного гранита и стоит только за счет собственной силы тяжести, для большей устойчивости ее диаметр незаметно уменьшается от основания к вершине. Лицо ангела напоминает лицо императора Александра I...

33 Исторический центр Санкт Петербурга
34 Зимняя канавка

Зимняя канавка

Снова Миллионная улица.

Зимняя канавка соединяет Неву с Мойкой. Канал прорыт в 1718-1719 годах строителем Василием Озеровым, он проходил вдоль Третьего Зимнего дворца Петра I, который как мы помним, находился там, где сейчас стоит Эрмитажный театр. Пожалуй, это самый короткий канал в Петербурге, длина Зимней канавки составляет 228 метров, а ширина около 20 метров. В 1783-1787 годах на месте дворца Петра I было построено классическое трехэтажное здание Эрмитажного театра, автором которого стал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги. Театр было соединен со Старым Эрмитажем мостиком-галереей через Зимнюю канавку, что придало венецианский дух. По легенде, в городе распространился слух, что эта постройка обречена рухнуть. Тогда Екатерина II приказала устроить в галерее пир, точно рассчитанная конструкция, конечно, выдержала это испытание. За галереей виден еще один мост через канавку по линии Дворцовой набережной – Эрмитажный. Это первый каменный мост в Петербурге, он построен в 1766 г. По сюжету оперы Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама", в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает помешавшийся на трёх картах Герман. Отсюда происходит второе популярное название этого моста - "Мостик Лизы"...

35 Исторический центр Санкт Петербурга
«Исторический центр Санкт Петербурга»
http://900igr.net/prezentacija/geografija/istoricheskij-tsentr-sankt-peterburga-76846.html
cсылка на страницу

Санкт-Петербург

15 презентаций о Санкт-Петербурге
Урок

География

196 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по географии > Санкт-Петербург > Исторический центр Санкт Петербурга