Культура Китая
<<  Первый властелин единого Китая Релігія та культура стародавнього китаю  >>
Китайская философия
Китайская философия
Религия Китая
Религия Китая
«Ши-цзин»: размышления о причинах зла в мире
«Ши-цзин»: размышления о причинах зла в мире
КОНФУЦИЙ (Кун Фу-цзы) 551 – 479 до Р.Х
КОНФУЦИЙ (Кун Фу-цзы) 551 – 479 до Р.Х
«Беседы и высказывания» («Лунь юй)
«Беседы и высказывания» («Лунь юй)
Пять постоянств праведного человека Жэнь — «человеческое начало»,
Пять постоянств праведного человека Жэнь — «человеческое начало»,
Ли — «обычай», «обряд», «ритуал»
Ли — «обычай», «обряд», «ритуал»
Высказывания «Благородный муж боится трех вещей: веления неба, великих
Высказывания «Благородный муж боится трех вещей: веления неба, великих
Мэн-цзы усилил учение о Небе и учил о прирожденной доброте человека
Мэн-цзы усилил учение о Небе и учил о прирожденной доброте человека
ДАОСИЗМ «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»)
ДАОСИЗМ «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»)
Дао
Дао
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все
Человек и общество
Человек и общество
«Настоящий человек предается недеянию, великий мудрец ничего не
«Настоящий человек предается недеянию, великий мудрец ничего не
МОИЗМ Мо-цзы (480 – 400 до Р.Х.)
МОИЗМ Мо-цзы (480 – 400 до Р.Х.)
Высказывания
Высказывания
Легизм
Легизм
В противовес конфуцианскому призыву к нравственности призывали к
В противовес конфуцианскому призыву к нравственности призывали к
Индийская философия
Индийская философия
Религии Индии
Религии Индии
Богов более трех тысяч
Богов более трех тысяч
Араньяки («Лесные книги») отличались умозрительностью,
Араньяки («Лесные книги») отличались умозрительностью,
Атман — в «Ригведе» он означает дыхание как жизненную силу
Атман — в «Ригведе» он означает дыхание как жизненную силу
«Кто знает: «Я есть Брахман», тот становится всем
«Кто знает: «Я есть Брахман», тот становится всем
Астика - санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта
Астика - санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта
Санкхья
Санкхья
Тело и даже ум — не главное в человеке
Тело и даже ум — не главное в человеке
Йога
Йога
Три пути: 1. Джняна-йога (путь познания) 2. Бхакти-йога (приобщение к
Три пути: 1. Джняна-йога (путь познания) 2. Бхакти-йога (приобщение к
Восемь ступеней освобождения Я: 1. Яма (обуздание)
Восемь ступеней освобождения Я: 1. Яма (обуздание)
Ньяя-вайшешика
Ньяя-вайшешика
Миманса
Миманса
Веданта
Веданта
Буддизм
Буддизм
Четыре благородные истины: 1. Жизнь в мире полна страданий
Четыре благородные истины: 1. Жизнь в мире полна страданий
Колесо бытия
Колесо бытия
Нирвана – бытие без страданий
Нирвана – бытие без страданий
Восьмеричный путь
Восьмеричный путь

Презентация: «Китайская философия». Автор: USER. Файл: «Китайская философия.ppt». Размер zip-архива: 476 КБ.

Китайская философия

содержание презентации «Китайская философия.ppt»
СлайдТекст
1 Китайская философия

Китайская философия

2 Религия Китая

Религия Китая

Отсутствие жречества. Религиозные обряды выполнялись светскими главами – царями, чиновниками, главами семейств. Почтительное отношение к властям и родителям. Культ предков. Высший объект почитания - небо. «Книга песен» (Ши-цзин), «Книга истории» (Шу-цзин), «Книга перемен» (И-цзин), «Книга обрядов» (Ли-цзинь), летопись Чунь-цю. Мир первоначально находился в хаотическом состоянии. Две силы – небесная (Ян) и земная (Инь) стали приводить хаос в порядок. Космическое яйцо, внутри которого зародился человек Пань-Гу. Он раскалывает хаос на небо и землю. Из частей умершего Пань-Гу возникает космос: из дыхания – ветер и облака, из глаз – Солнце и Луна, из крови – реки и т.п. Люди – из паразитов.

3 «Ши-цзин»: размышления о причинах зла в мире

«Ши-цзин»: размышления о причинах зла в мире

Если Небо всемогуще, и человек от него полностью зависит, то и зло – от Неба. Но от Неба может исходить лишь добро, значит зло – от человека, и Небо не всемогуще. «Дао» («путь») - безличный мировой закон, и космический, и нравственный. В нравственной области он связан с такими понятиями, как «ли» (почтительность, ритуал), «сяо» (почитание родителей), «ди» (почитание старшего брата).

4 КОНФУЦИЙ (Кун Фу-цзы) 551 – 479 до Р.Х

КОНФУЦИЙ (Кун Фу-цзы) 551 – 479 до Р.Х

5 «Беседы и высказывания» («Лунь юй)

«Беседы и высказывания» («Лунь юй)

Неукоснительное следование традиции. Культ предков. В древности люди были лучше. «Исправление имен». Забота о живых людях. Золотое правило нравственности: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». «Благородный муж» (цзюнь-цзы) – «низкий человек». Воздерживался от суждений о сверхъестественном. Высшая мироуправляющая сила – безмолвное Небо. Ниспосылаемое им предопределение должно быть познано человеком. Только в этом случае человек сможет стать благородным мужем.

6 Пять постоянств праведного человека Жэнь — «человеческое начало»,

Пять постоянств праведного человека Жэнь — «человеческое начало»,

«любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Человек есть то, что он сам из себя делает. Следовать Жэнь - значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. И — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды».

7 Ли — «обычай», «обряд», «ритуал»

Ли — «обычай», «обряд», «ритуал»

Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Синь — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие.

8 Высказывания «Благородный муж боится трех вещей: веления неба, великих

Высказывания «Благородный муж боится трех вещей: веления неба, великих

людей и слов совершенномудрых». «Не смотри на то, что чуждо ритуалу. Не внемли тому, что чуждо ритуалу. Не говори того, что чуждо ритуалу. Не делай ничего, что чуждо ритуалу». «Я подражаю старине, а не сочиняю, верю в старину и люблю ее» «Правитель [всегда должен быть] правителем, слуга — слугой, отец — отцом, сын — сыном». «Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем». «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек — о выгоде».

9 Мэн-цзы усилил учение о Небе и учил о прирожденной доброте человека

Мэн-цзы усилил учение о Небе и учил о прирожденной доброте человека

Стремление человека к добру естественно. Ведь всем присущи сострадание, стыд, стремление к справедливости, чувство уважения, правды и неправды. Недоброта неестественна и проявляется при внешних причинах – голоде и т.п. Лучшее служение Небу – это служение справедливости. Сюнь-цзы. Зло - естественно. Ведь все люди стремятся к наживе. Если бы человек был от природы добр, не нужны были бы ни воспитание, ни законы. Учит о природе. В природе все постоянно повторяется. А небо – неизменно. Следовательно, Небо не влияет на людей. Человек сам зависит от себя.

10 ДАОСИЗМ «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»)

ДАОСИЗМ «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»)

Лао-цзы (конец VII – нач. VI вв.)

11 Дао

Дао

«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Безымянное дао есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей» (1). Дао бестелесно и лишено формы, а в применении неисчерпаемо. Оно является праотцем всего сущего. «Смотрю на него и не вижу, а потому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым… Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию» (14). «Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует самому себе» (25).

12 Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все

существа. Все существа носят в себе инь и ян» (42). «Дао рождает [вещи], дэ вскармливает их» (54).

13 Человек и общество

Человек и общество

Этический идеал даосов – совершенномудрый (Шен-жень) Знающие не говорят, говорящие не знают. Тот, кто достиг совершенства, сам собой становится беспристрастным. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (17). «Когда правительство деятельно, народ становится несчастным» (58).

14 «Настоящий человек предается недеянию, великий мудрец ничего не

«Настоящий человек предается недеянию, великий мудрец ничего не

создает, лишь наблюдает за небом и землей. В них, небе и земле, заключен священный ум». «Дао совершенномудрого – это деяние без борьбы». «Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен; человек с низшим дэ не оставляет [намерения] совершать добрые дела, поэтому он не добродетелен» (38).

15 МОИЗМ Мо-цзы (480 – 400 до Р.Х.)

МОИЗМ Мо-цзы (480 – 400 до Р.Х.)

Трактаты «Мэн-цзы» и «Хань Фэй-цзы». Ритуал не способствует душевному развитию. В отличие от Конфуция считал, что надо любить всех, а не только ближних или чиновников. Небо любит всех. Всеобщая любовь - к взаимной выгоде. Справедливость – это то, что полезно. Но полезность не в личном плане, а для всего общества. Отрицание фатализма. Люди сами определяют свои действия.

16 Высказывания

Высказывания

Те, кто утверждает веру в судьбу, тем самым приносят горе простолюдинам. Кто усерден [в труде], тот имеет возможность жить, а кто не усерден в труде, тот не имеет возможности жить. Нет ничего лучше, чем взять за образец небо. Беспорядки возникают оттого, что люди не любят друг друга.

17 Легизм

Легизм

Легизм (школа законников, фа-цзя). Шан Ян (390–338 до н. э.) — автор канона «Книга правителя области Шан». Значительный вклад в учение внёс Хань Фэй (288–233 до н. э.). Правитель должен иметь способность «видеть глазами Поднебесной», «рассуждать разумом Поднебесной». Подобно Небу, он не может быть к кому-нибудь особо благосклонным. Небо допускает стихийные бедствия – правитель должен использовать наказания. Заимствования: Из даосизма: природа значимее культуры. Из моизма: утилитаристский подход к человеческим ценностям.

18 В противовес конфуцианскому призыву к нравственности призывали к

В противовес конфуцианскому призыву к нравственности призывали к

верховенству закона. Совесть заменили страхом. Государство – это бездушный механизм, возглавляемый деспотом-правителем. Высшая цель правителя –объединение Китая. Необходимо упразднить философию. Идеал законников был реализован в империи Цинь в 221-207 гг. до Р.Х. Сожжены множество книг, 460 философов были живыми закопаны в землю.

19 Индийская философия

Индийская философия

20 Религии Индии

Религии Индии

Веды (ср. рус. «ведать» — знать). III тысячелетие до Р.Х. Собственно Веды – самхиты, т.е. сборники гимнов в честь различных богов: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Брахманы – толкования к самхитам. Араньяки (лесные книги) Упанишады (сидеть около).

21 Богов более трех тысяч

Богов более трех тысяч

Дев? отвечают за явления природы, демоны (асуры) олицетворяют стихийные бедствия. Боги, которые отвечали за все мироздание: Агни заведовал землей, Индра – воздухом, а Сурья – небом. Переселение душ – сансара согласно нравственному закону – дхарме. Закон возмездия - карма. Исполнение закона приводило к вселению в тело брахмана, т.е. человека, принадлежавшего к высшей касте, а если брахман жил достойно, то наступала мокша – освобождение от переселения души. Брахма (Брахм?н). В брахманизме почитаются Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель).

22 Араньяки («Лесные книги») отличались умозрительностью,

Араньяки («Лесные книги») отличались умозрительностью,

созерцательностью. Упанишады («сидеть около»). Много поучений и наставлений. Присутствуют начальные философские представления. Помимо бога Брахм?на говорится и о бр?хмане – безличном субстанциальном начале всего сущего. «Мундака-упанишада»: «Постине, Брахман – это бессмертное, Брахман – впереди, Брахман – позади, справа и слева, он простирается вверх и вниз; поистине, Брахман – это все, величайшее».

23 Атман — в «Ригведе» он означает дыхание как жизненную силу

Атман — в «Ригведе» он означает дыхание как жизненную силу

В «Атхарваведе» Атман понимается как личное «я», являющееся отражением Брахмана в человеке. Впоследствии Атман отождествляется с человеческим сознанием, точнее – самосознанием. В Упанишадах Атман понимается как духовная сердцевина, коренящаяся во всех сознающих существах, внутреннее «я». Атман как личное божественное творческое начало и атман – человеческий индивид. Совпадение Атмана и атмана, Атмана и Брахмана: «Поистине, этот Атман – Брахман», — сказано в «Брихадараньяке-Упанишаде».

24 «Кто знает: «Я есть Брахман», тот становится всем

«Кто знает: «Я есть Брахман», тот становится всем

И даже боги не могут помешать ему в этом, ибо он становится их атманом». «Бхагаватгита» —VI часть эпоса «Махабхарата». Подготовка к битве между пандавами и кауравами. К полководцу пандавов Арджуне обращается его возничий Кришна – воплощение бога Вишну. Он поднимает проблему действия: что лучше – действие или бездействие. Действовать нужно бесстрастно, не стремясь к плодам своих действий. В таком случае человек становится полностью свободным, не привязанным ни к чему и не зависящим ни от чего. Идеал - «должное действие, лишенное привязанности, совершенное бесстрастно, без отвращения, без желания плодов» (XVIII, 23).

25 Астика - санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта

Астика - санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта

Настика - джайнизм, буддизм и чарвака (локаята).

26 Санкхья

Санкхья

Основатель – Капила (V в. до Р.Х.). Цель – спасение от страдания. Две реальности – пракрити и пуруша. Пракрити - это природа, всё объективное. Пуруша – человек, духовное начало, Я. Я не подчинено пространству и времени и неподвержено страданию. Я – это не ум и не тело. Нужно очистить Я от всего наносного (йога).

27 Тело и даже ум — не главное в человеке

Тело и даже ум — не главное в человеке

Главное – Пуруша, наше подлинное «я». Он бессмертен и блажен, поскольку не совершает никаких действию. На него невозможно действовать. Поэтому ему не присущее страдание. Я не подчинено пространству и времени и неподвержено страданию. Я – это не ум и не тело. Нужно очистить Я от всего наносного (йога). Где нет страдания, там не может быть и наслаждения.

28 Йога

Йога

Основатель – Патанджали (II в. до Р.Х.). «Йога-сутра». Йога - теистическая санкхья, признает бытие Бога. Цель – прекращение всех функций ума. Пять ступеней функций ума: 1. Рассеянное состояние, 2. Притупленное состояние (как во сне), 3. Умиротворенное состояние. 4. Сосредоточение только на одном объекте. 5. Мышление прекращается; Я освобождено.

29 Три пути: 1. Джняна-йога (путь познания) 2. Бхакти-йога (приобщение к

Три пути: 1. Джняна-йога (путь познания) 2. Бхакти-йога (приобщение к

Богу) 3. Карма-йога (путь активного действия).

30 Восемь ступеней освобождения Я: 1. Яма (обуздание)

Восемь ступеней освобождения Я: 1. Яма (обуздание)

2. Нияма (культура этики). 3. Асана (положение). 4. Пранаяма (контроль над дыханием). 5. Пратьяхара (отделение чувств). 6. Дхарана (внимание). 7. Дхьяна (созерцание). 8. Самадхи (сосредоточенность).

31 Ньяя-вайшешика

Ньяя-вайшешика

Готама («Ньяя-сутра») (2 в. до Р.Х. – 2 в. по Р.Х.) Вклад в логику. Избавление от страдания. Сознание – случайное свойство Я. Освободиться от тела. Бог существует.

32 Миманса

Миманса

Основатель – Джаймини (1-3 в. до Р.Х.). Пурва-миманса (ранняя). Цель – защита ведийского ритуализма. Веды достоверны – это самоочевидно. Поэтому душа вечна. Но сознание ей не свойственно. Оно возникает при соединении с телом. Учение о богах противоречиво.

33 Веданта

Веданта

Бадараяна, «Брахма-сутра». Комментарии – Шанкара и Рамануджа. Единство всего. Всё есть Бог. Нет ничего, кроме Бога. Мир – видимость. Поэтому Бог – не творец. Для получения реального знания (что мир есть майя) нужен контроль над чувствами и умом.

34 Буддизм

Буддизм

Гаутама Сиддхартха (Будда (563-483 гг. до Р.Х.) «Типитака» («Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака»). Противостоит брахманизму. Не ставит вопросы о богах, мире, душе и теле. Главное – избавление от страданий.

35 Четыре благородные истины: 1. Жизнь в мире полна страданий

Четыре благородные истины: 1. Жизнь в мире полна страданий

2. Есть причина этих страданий (желание). 3. Можно прекратить страдания. 4. Есть путь, ведущий к прекращению страданий.

36 Колесо бытия

Колесо бытия

1. Страдание обусловлено рождением. 2. Рождение – стремлением к жизни. 3. Стремление к жизни – умственной привязанностью к объектам. 4. Привязанность – желанием вещей. 5. Желание – чувственным восприятием. 6. Чувственное восприятие – соприкосновением с объектами. 7. Соприкосновение – шестью органами познания. 8. Органы познания – эмбриональным развитием. 9. Эмбрион не может развиться без первоначального сознания. 10. Первоначально сознание обусловлено впечатлениями прошлой жизни. 11. Эти впечатления вызваны неведением истины.

37 Нирвана – бытие без страданий

Нирвана – бытие без страданий

Достигший нирваны – архат. Для достижения нирваны - «восьмеричный путь».

38 Восьмеричный путь

Восьмеричный путь

Правильные взгляды, Правильная решимость, Правильная речь, Правильное поведение, Правильный образ жизни, Правильное усилие, Правильная направленность мысли, Правильное сосредоточение.

«Китайская философия»
http://900igr.net/prezentacija/geografija/kitajskaja-filosofija-218023.html
cсылка на страницу
Урок

География

196 тем
Слайды