Культура Японии
<<  Своеобразие японской поэзии и её влияние на искусство Художественная культура Японии в ХХ в.: основные тенденции развития  >>
«Вернём миру облик красоты
«Вернём миру облик красоты
Святослав Николаевич Рерих является одним из четырех Духовных Учителей
Святослав Николаевич Рерих является одним из четырех Духовных Учителей
Задача сегодняшнего дня – духовное пробуждение человечества
Задача сегодняшнего дня – духовное пробуждение человечества
Она стала уже в наши дни не только носителем, но и выразителем
Она стала уже в наши дни не только носителем, но и выразителем
Триптих «Распятое человечество»
Триптих «Распятое человечество»
Статья С.Н.Рериха «Распятое человечество»
Статья С.Н.Рериха «Распятое человечество»
На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого
На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого
На центральном панно изображены семь архангелов из Апокалипсиса,
На центральном панно изображены семь архангелов из Апокалипсиса,
На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком
На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком
Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество
Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество
Триптих «Ты не должен видеть этого пламени»
Триптих «Ты не должен видеть этого пламени»
Ты не должен видеть этого пламени
Ты не должен видеть этого пламени
Мы сами строим свои тюрьмы
Мы сами строим свои тюрьмы
Эти тени меня окружают
Эти тени меня окружают
«Скорбящая» или «Пиета»
«Скорбящая» или «Пиета»
«Скорбящая» или «Пиета»
«Скорбящая» или «Пиета»
Воззри, человечество
Воззри, человечество
Воззри, человечество
Воззри, человечество
И мы приближаемся
И мы приближаемся
Добрый самаритянин
Добрый самаритянин
Ближе к тебе, Мать-Земля
Ближе к тебе, Мать-Земля
Триумф Евы
Триумф Евы
Лейла и Меджнун
Лейла и Меджнун
Лейла и Меджнун
Лейла и Меджнун
«Тишина» или «Молчание»
«Тишина» или «Молчание»
Весна
Весна
Мои соседи
Мои соседи
Мои соседи
Мои соседи
Мои соседи
Мои соседи
Возвращение домой
Возвращение домой
«Глина приобретает форму» или «Дом гончара»
«Глина приобретает форму» или «Дом гончара»
Эти краски никогда не должны померкнуть
Эти краски никогда не должны померкнуть
Вечная жизнь
Вечная жизнь
Вечная жизнь
Вечная жизнь
Священная флейта I
Священная флейта I
Священная флейта III
Священная флейта III
Священная флейта IV
Священная флейта IV
Вестники
Вестники
Наперегонки
Наперегонки
Моя страна прекрасна
Моя страна прекрасна
Дочери моря
Дочери моря
Гирнар
Гирнар
Гирнар
Гирнар
«Дуссера
«Дуссера
Наггар
Наггар
Наггар
Наггар
Рисовые поля под снегом
Рисовые поля под снегом
Долина Кулу
Долина Кулу
Гепан
Гепан
Гепан
Гепан
Канченджанга на закате
Канченджанга на закате
Канченджанга на закате
Канченджанга на закате
Закат над Канченджангой
Закат над Канченджангой
Тайный час
Тайный час
Кочевники из Кама
Кочевники из Кама
Лакшми
Лакшми
Лакшамма
Лакшамма
Рошан Ваджифдар
Рошан Ваджифдар
Рошан Ваджифдар
Рошан Ваджифдар
Карма Дордже
Карма Дордже
Пандит Мору Рам
Пандит Мору Рам
Пандит Джавахарлал Неру
Пандит Джавахарлал Неру
Пандит Джавахарлал Неру
Пандит Джавахарлал Неру
Тогда он был Вице-Президентом Индии, а с 1962 по 1967 год Президентом
Тогда он был Вице-Президентом Индии, а с 1962 по 1967 год Президентом
Госпожа Девика Рани Рерих
Госпожа Девика Рани Рерих
Госпожа Девика Рани Рерих
Госпожа Девика Рани Рерих
Маленькие сёстры
Маленькие сёстры
Профессор Николай Рерих
Профессор Николай Рерих
Николай Константинович был моим главным учителем не только в искусстве
Николай Константинович был моим главным учителем не только в искусстве
Николай Константинович всегда ставил искусство жизни выше всякого
Николай Константинович всегда ставил искусство жизни выше всякого
Я иду одиноко
Я иду одиноко
Из выступления в обществе «Знание» (Москва) 30
Из выступления в обществе «Знание» (Москва) 30
Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)
Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)
Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)
Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)
«Мы все должны стремиться сделать себя лучше
«Мы все должны стремиться сделать себя лучше
Составители: К.Молчанова, А.Чубрик © Эстонское общество Рериха, 2003г
Составители: К.Молчанова, А.Чубрик © Эстонское общество Рериха, 2003г

Презентация: «Образ индии в творчестве рериха». Автор: Andrei Tshubrik. Файл: «Образ индии в творчестве рериха.pps». Размер zip-архива: 2922 КБ.

Образ индии в творчестве рериха

содержание презентации «Образ индии в творчестве рериха.pps»
СлайдТекст
1 «Вернём миру облик красоты

«Вернём миру облик красоты

» Н.К.Рерих ВЫСТАВКА КАРТИН СВЯТОСЛАВА РЕРИХА, НЕЗАКОННО УДЕРЖИВАЕМЫХ МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РФ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА Компьютерная презентация некоторых из этих картин с текстами самого С.Н.Рериха К столетию со дня рождения (1904-1993)

2 Святослав Николаевич Рерих является одним из четырех Духовных Учителей

Святослав Николаевич Рерих является одним из четырех Духовных Учителей

единого Духовного Организма, имя которому Рерих . Он стал художником, чтобы принять из рук Отца эстафету Красоты в служении миру. Мы забыли, что Красота – сила природная, а искусство – главное средство выражения красоты. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» – Ф.М.Достоевский. Уже в самом начале ХХ века Н.К.Рерих твердил, что забота о Красоте должна стать жизненным новым делом в исканиях будущей жизни, что стремление человека к красоте извечно. «Радостно то, что красота жизни есть, и дали её велики. Древняя истина: «победит красота». Эту победу можно злоумышленно отсрочить, но уничтожить нельзя» – Н.К.Рерих. «Земля обновлённая». Своим искусством Святослав Николаевич возвысил человека до вечной жизни в Космосе. Вспомним его картину «Вечная жизнь». Вспомним также, что он постоянно говорил в своих беседах со зрителями и слушателями на выставках, по радио, в официальных выступлениях и в частных беседах. Он призывал устремляться к Прекрасному, более совершенному каждый день, не гаснуть, а делать это сознательно и непрерывно.

3 Задача сегодняшнего дня – духовное пробуждение человечества

Задача сегодняшнего дня – духовное пробуждение человечества

Энергия творчества разлита во всей Вселенной. Людям заповедано думать, не как разрушать, а как созидать. Искусство должно входить в самую глубину жизни каждого человека, его веры и чувств. И каждый человек призван заниматься каким-нибудь видом искусства, потому что (ещё раз!) искусство является главным средством выражения Красоты. И о религии или вере человека Святослав Николаевич говорил тоже прекрасно: «Это чувства, которые поднимают нас над каждодневностью». Духовное завещание Рерихов всем нам: вернуть миру облик Красоты! Ведь идея народного просвещения владела Н.К.Рерихом с самого начала ХХ века. Он мечтал преобразовать свою художественно-промышленную школу в Свободную народную академию как художественно-просветительную организацию, где каждый мог бы свободно выбирать для учёбы любой вид искусства или сразу несколько. Помешали события 1917 года. Затем Н.К.Рерих стал воплощать эту идею в США и создал Институт объединённых искусств. Помешало гангстерское предательство. И вот в самом конце ХХ века снова Россия. Эту идею претворил, наконец, в жизнь уже младший сын Н.К.Рериха – художник, учёный и общественный деятель Святослав Николаевич Рерих вместе с Людмилой Васильевной Шапошниковой.

4 Она стала уже в наши дни не только носителем, но и выразителем

Она стала уже в наши дни не только носителем, но и выразителем

духовного завещания Рерихов всему человечеству – вернуть миру облик Красоты. Для этого Л.В.Шапошникова как учёная и заслужен-ный деятель искусств, философ и общественный деятель наметила великий подъём в мире Знания: в науке не будет больше разделений между духом и материей, духовное и физическое будут объединены! Космическое мышление и новая теория познания (синтез искусства, религии и науки) начинают входить в нашу жизнь. И долг каждого мыслить о переустройстве мира и цементировать пространство огнём своего сердца - своим устремлением к Прекрасному, путём самоусовершенствования Красотой.

С.Н.Рерих

Центр-музей им. Н.К.Рериха

Л.В.Шапошникова

5 Триптих «Распятое человечество»

Триптих «Распятое человечество»

«Куда идёт человечество?» или «Человечество, зашедшее в тупик» (справа), «Распятое человечество» (центральное полотно), «Освобождение» (слева). Этот триптих был разработан как большая роспись, но осуществить её не удалось. И картина осталась как большая, вполне законченная композиция, которая живёт своей жизнью.

6 Статья С.Н.Рериха «Распятое человечество»

Статья С.Н.Рериха «Распятое человечество»

из журнала «Пенфренд» XI, Январь 1966, № 6. Этот триптих был начат мною в 1939 году и завершен в первые годы Второй мировой войны. Тема была подсказана теми мировыми событиями, которые достигли своей кульминации в ужасной войне, длившейся шесть долгих лет. Каждый надеялся тогда, что эта война завершит все войны человечества. Но опять, по прошествии двадцати лет неспокойного мира, разрушительные силы конфликта снова выявляют свои уродливые формы. Мрачные облака человеческой самости, ненависти и алчности вновь покрыли мир своими грозными тенями, и тема Триптиха остаётся животрепещущей. Эта картина состоит из трёх внутренне связанных тем. К центральному панно «Распятое человечество» с правой стороны прилегает панно, названное «Куда идёт человечество?», и с левой стороны – панно «Освобождение».

7 На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого

На правом панно изображено человечество, зашедшее в тупик глубокого

узкого ущелья с угрожающе нависшими скалами. Бесконечный поток людей вьётся по этому ущелью. Отчаявшаяся группа сидит у пропасти. Темные скалы приобрели грозные очер-тания. Атмосфера безнадёжности пронизывает всю эту сцену. Вверху штормовое небо и тёмное нависающее облако человеческих очертаний плывёт над процессией людей.

Куда идёт человечество?

1939-1942. Холст, темпера. 153x92 см

8 На центральном панно изображены семь архангелов из Апокалипсиса,

На центральном панно изображены семь архангелов из Апокалипсиса,

выливающих семь огненных чаш божьего гнева на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и марширующих армий, освещённых зловещим отблеском разорения. Крестом по этой сцене выделяется гигантская фигура распятого человека. Две фигурки коленопреклонились у его ног, в то время как две фигуры справа являются свидетелями.

Распятое человечество

1939-1942. Холст, темпера. 153x92 см

9 На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком

На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком

вернее – человека со своими многими «я», только победа над которыми может укрепить торжество возрождения истины освобождения. Среди сплетающихся борющихся фигур, сомкнувшихся в неистовом бою, выделяется фигура, старающаяся подняться из бездны страшного хаоса борьбы. Одновременно над всем этим в сфере розового цвета видна фигура человека, окружённая крылатыми фигурами и лучами света – «освободившийся человек» – человек, который покорил свои безобразные «я» и поднялся на следующий, высший план озарения и бытия.

Освобождение

1939-1942. Холст, темпера. 153x92 см

10 Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество

Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество

периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживёт уродливые проявления своего «я» и не возвысится до новой и светоносной жизни, как «освободившийся человек», разорвав оковы своей низшей сущности.

11 Триптих «Ты не должен видеть этого пламени»

Триптих «Ты не должен видеть этого пламени»

(центральное полотно), «Мы сами строим свои тюрьмы» (слева) и «Эти тени меня окружают» (справа).

12 Ты не должен видеть этого пламени

Ты не должен видеть этого пламени

1968. Холст, темпера. 111,2x192,2 см

Заветная мечта каждой матери, чтобы её ребёнок избег бы ужаса конфликтов жизни, то есть – страшной войны, катастрофы, которую подготавливает себе человечество на протяжении тысячелетий своего существования. Это то, о чём мы должны постоянно помнить и постараться предотвратить.

13 Мы сами строим свои тюрьмы

Мы сами строим свои тюрьмы

1967. Холст, темпера. 111,2x192,2 см

Это предупреждение о том, что наши города, наша цивилизация не должны нам угрожать. Наши достижения должны помогать нашей жизни, а не быть орудием порабощения и вовлечения во внутренние конфликты. Во всём, что мы делаем, должны проявлять особую мудрость и чуткость.

14 Эти тени меня окружают

Эти тени меня окружают

1967. Холст, темпера. 111,2x192,2 см

Молодая женщина справа, озираясь, остановилась и подняла руку, как бы предупреждая кого-то о том, что, прежде чем спуститься по ступеням в открывающийся ей мир новых замечательных изобретений и решений нашей цивилизации, надо понять его правильно. Иначе он поработит и искалечит нас. Там изображены внизу три фигуры, которые как-то уже потеряли свой облик человечности и стали частью бездушного мира.

15 «Скорбящая» или «Пиета»

«Скорбящая» или «Пиета»

1960. Холст, темпера, масло. 111,3x212,5 см

16 «Скорбящая» или «Пиета»

«Скорбящая» или «Пиета»

Это общечеловеческая тема, где выдвигается герой – сын, который пожертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в его подвиге и таким образом тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И, может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдания самого героя. Это то, что повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, что не только один какой-то человек, один герой принимал в этом участие, но были и другие, очень близкие, которые его не только поддерживали, но которые и остро переживали этот героический поступок. Розовый луч, который пронизывает тьму, – это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме, всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и дает нам надежду.

17 Воззри, человечество

Воззри, человечество

1962. Холст, темпера. 111,3x242,8 см

18 Воззри, человечество

Воззри, человечество

Это апокалиптическое видение, где человечество в смятении около пропасти взирает на видение огня, который падает на город всечеловеческий. Всечеловеческий потому, что в нём строения, принадлежащие всем расам человечества. Это как бы служит предупреждением, что если человечество не одумается, не пойдёт правильными путями, то придёт момент, когда этот огонь падет и спалит города людей. Об этом упоминается во многих учениях и философиях Востока. Если человечество в прошлом пострадало от потопа, то в будущем оно может пострадать от огня.

19 И мы приближаемся

И мы приближаемся

1967. Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Это трансгималайский сюжет. Трансгималайское ледниковое озеро, где ладья скользит по нефритовой глади озера к сверкающим вершинам, которые открываются в правой части картины перед плывущими. От тёмных скал, утёсов и ущелий они плывут к Свету навстречу прекрасным вершинам.

20 Добрый самаритянин

Добрый самаритянин

1943. Холст, масло. 91x155 см

Картина из моей серии на библейские темы.

21 Ближе к тебе, Мать-Земля

Ближе к тебе, Мать-Земля

1968. Холст, темпера. 111,3x242,8 см

Современные хиппи, осколки пресыщенного общества, тоже ищущие иногда новых решений, новых подходов к жизни, исходные корни земли, противопоставлены в этой картине женщине земли, которая со своим ребёнком и плодами в корзинке является олицетворение жизни. Она не ищет эти корни, потому что она сама является этим основным корнем. Многие из хиппи – ищущие, но большинство из них идёт ложными путями, которые их ни к чему не приведут.

22 Триумф Евы

Триумф Евы

1964. Холст, темпера. 111,3x242,8 см

Современная Ева, от которой Адам устремляется прочь. Её распущенность и веселье противоречат основам жизни.

23 Лейла и Меджнун

Лейла и Меджнун

1947. Холст, темпера. 122x139 см

24 Лейла и Меджнун

Лейла и Меджнун

Старинная персидская легенда, распространённая по всей Азии. Поэма о великой любви. Лейла, дочь царя, полюбила пастуха и просила отца выдать её за него. Царь согласился, но при условии, что этот пастух оросит пустыню. И вот долгие, долгие годы Меджнун работал в пустыне, провёл в ней воду, оросил и умер. В красном небе я хотел отобразить как бы силу этой эмоции.

25 «Тишина» или «Молчание»

«Тишина» или «Молчание»

1964. Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Это юг Индии, Керала, где после заката солнца девушка отдыхает и вся природы застыла в каком-то ожидании.

26 Весна

Весна

1961. Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Пробуждение природы на юге Индии, в тех местах, где мы живём.

27 Мои соседи

Мои соседи

1961. Холст, темпера. 60,7x91 см

28 Мои соседи

Мои соседи

1961. Холст, темпера. 60,7x91 см

29 Мои соседи

Мои соседи

(Серия картин, объединённых одним названием). Сценки из жизни Индии. Я назвал их «Мои соседи». Это всё деревенские люди, с которыми у меня близкий контакт и которых люблю. Хотелось показать вам красивые стороны их жизни. В течение столетий выработался там свой, особый стиль и подход к жизни. На выставке есть также портреты тех простых людей, которые меня окружают, с которыми я дружу и которых люблю. Так что в основе моих чувств к Индии лежит не только знание этой страны, но и дружба её людей, как самое дорогое и близкое мне. «Мои соседи» - это люди, живущие вместе со мной на Земле. Это и мы с вами.

30 Возвращение домой

Возвращение домой

1954. Холст, темпера. 91x184 см

Сценка из жизни деревенских жителей, возвращающихся в свою деревню с рынка, а, может быть, с праздника. Это весеннее время, когда весь лес покрывается листочками медного цвета, земля красная, от неё поднимается красная пыль, покрывает всё общим тоном, и в нём люди как бы тонут, и сами они как бы часть этого пейзажа.

31 «Глина приобретает форму» или «Дом гончара»

«Глина приобретает форму» или «Дом гончара»

1964. Холст, темпера. 111,3x192,2 см

32 Эти краски никогда не должны померкнуть

Эти краски никогда не должны померкнуть

1964. Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Тоже из жизни Южной Индии. Красильщицы ярких тканей развешивают их для сушки. Идея картины заключается в том, чтобы эти яркие краски Индии никогда не ушли из обихода Индии.

33 Вечная жизнь

Вечная жизнь

1954. Холст, темпера. 91x154 см

34 Вечная жизнь

Вечная жизнь

Это как бы цикл вечно обновляющейся жизни и характерная для Южной Индии сцена жизни там, где я живу. На переднем плане вы видите типичную женщину южного племени – мать с ребёнком. Далее, миловидная девушка несёт плоды, может быть, для этого ребенка. Позади процессия людей, работающих в поле на ярко красной земле юга Индии. Всё это – исконная вечная жизнь, которую можно увидеть там, в этих местах. Вы видите яркий закат после дождя, когда земля прямо горит и становится красной, бледно-изумрудная зелень светится как бирюза. Чёрно-лиловые валуны.

35 Священная флейта I

Священная флейта I

1946. Холст, темпера. 92x139 см

Это древняя легенда Индии, связанная с Богом Кришной. Кришна или наш Лель. Индийское слово «лиля» и русское «лель» – синонимы. Его флейту вы можете слышать по всей Индии. Она звучит до сих пор и объединяет всё сущее.

36 Священная флейта III

Священная флейта III

1955. Холст, темпера. 91x154 см

На эту тему у меня написана целая серия картин, из которых здесь на выставке вы видите несколько.

37 Священная флейта IV

Священная флейта IV

1968. Холст, темпера. 91x124 см

Мальчик играет на флейте, к нему подходит буйвол. Яркий контраст от этого удивительно оранжевого тона дерева. Называется оно бугенвили. И при ярком солнце получаются бесподобные контрасты.

38 Вестники

Вестники

1963. Холст, темпера. 91x155 см

На этой картине вы видите трёх попугайчиков. Попугай в Индии – символ вести, так же как у нас ласточка. Очень часто в древней скульптуре Индии вы встречаете изображение женщины с шепчущим ей что-то на ухо попугаем или сидящим у неё на плече. В данном случае женщина услышала свист стремительного полёта, с которым они летят. Я хотел подчеркнуть внезапность вести.

39 Наперегонки

Наперегонки

1958. Холст, темпера. 60x90,5 см

40 Моя страна прекрасна

Моя страна прекрасна

1974. Холст, темпера, масло. 111,3x136,6 см

Здесь изображена работница с плантации эфироносов.

41 Дочери моря

Дочери моря

1946. Холст, темпера. 112x180 см

Это рыбачки. Они сами выходят в море, ловят рыбу, носят по базарам, сушат. Очень независимые энергичные женщины, сильные. Тела их как бы напоминают и повторяют эту стихию моря. И они издавна зовутся в Индии «Дочери моря».

42 Гирнар

Гирнар

1944. Холст, темпера. 92x138 см

43 Гирнар

Гирнар

В Западной Индии есть полуостров Катьявара. Это очень древнее место называется Гирнар. Там остались памятники со времён Ашоки. Тогда это было буддийское место, но теперь – священное место джайнов. На скалах всюду там храмы – или на вершинах, или с боку.

На всех этих скалах вырезаны прекрасные лестницы – ровные широкие ступени. По ним очень легко пройти туда. Вырезаны иногда очень глубоко в горе, иногда снаружи. Они идут на бесконечное количество километров, спускаются, опять поднимаются. Население там живёт в долинах. Во впадинах очень густые леса. И это единственное место в Индии, где сохранились дикие львы. Для тех мест типичны также розовые равнины, уходящие далеко в какую-то туманную беспредельность. В данном случае я хотел передать всё то, что вы здесь видите. И время это уже к закату, когда появляются богатые тени.

44 «Дуссера

«Дуссера

Кулу» или «Боги приходят»

1944. Холст, масло. 122x154 см

Это яркая праздничная процессия в нашей долине Кулу. Вид против нашего дома. Это местные люди в своих праздничных нарядах, ярких, красочных. У них там 362 божества. И вот во время больших празднеств они устраивают такие процессии, несут переносный алтарь.

45 Наггар

Наггар

1944. Картон, темпера. 29x43 см

46 Наггар

Наггар

Кулу

1938. Холст, масло. 60,7x91 см

47 Рисовые поля под снегом

Рисовые поля под снегом

1931. Холст, темпера, масло. 60x45 см

48 Долина Кулу

Долина Кулу

Долина Кулу, если представляете себе по карте, лежит далеко на севере Индии (в Пенджабе) и в древности она была частью большого государства или царства Кулут, объединявшего несколько долин в течение довольно длительного времени. Это древнейшее место известно более двух тысяч лет. Следы древней ведической культуры мы там могли найти повсюду, потом это место стало буддийским, и в седьмом веке китайский путешественник Юн-Цанг нашел там двадцать буддийских центров, от которых сейчас ничего не осталось. Долина Кулу очень богатая. Там никогда не было голода. Люди снимают по три урожая в год. Богатейшая растительность – от субтропиков до тропиков и все зоны имеют свои ботанические пояса. Также много прекрасных, красивых птиц, бабочек …

49 Гепан

Гепан

Холст, темпера, масло. 61x91 см

50 Гепан

Гепан

Это название горы в Западных Гималаях, где мы живём. Она замыкает долину. Имеет две вершины, как на Алтае Белуха. И Николай Константинович всегда стремился выразить многое в сравнении этих вершин. Один из основных заветов Николая Константиновича, о котором мы должны постоянно помнить, - это нравственное самоусовер-шенствование. И тема гор для этого выбрана им не случайно. Тот, кто был на вершинах, возвращается оттуда уже другим человеком. Только человек, который жил в горах, может понимать игру красок, игру света и тени. И для художника большое счастье увидеть всё это.

51 Канченджанга на закате

Канченджанга на закате

1954. Холст, темпера. 77x154 см

Это восточный массив в Гималаях, гряда недалеко от Дарджилинга. Вторая в мире по высоте вершина. Вы видите типичный эффект заката солнца после дождей, яркие отражающиеся краски. Я хотел передать сказочность страны.

52 Канченджанга на закате

Канченджанга на закате

1952. Холст, темпера. 91x151,8 см

Я писал это место часто. Здесь хотел передать эту замечательную контрастность вечернего света. Высота восемь с половиной – девять тысяч метров. Очень глубокие долины. Клубящиеся облака, туман, а над ним сияющие вершины.

53 Закат над Канченджангой

Закат над Канченджангой

1954. Холст, темпера. 77,2x154 см

Тот же мотив, другое время – после захода солнца уже. Когда этот массив погружается в тишину, постепенно поднимаются тени, туманы снизу, облака и медленно гаснет небо и разливается эта тишина.

54 Тайный час

Тайный час

1955. Холст, темпера. 92x154 см

Это Канченджанга с востока, со стороны Бутана. Первый луч, который осветил эту гору. В долине ещё темнота, ночь. Плывут облака. И вдруг зажигается вершина. Это потому тайный час, что в этот момент люди занимаются медитированием. Если это не молитва, то концентрация мысли, посылка её в пространство.

55 Кочевники из Кама

Кочевники из Кама

1974. Холст, темпера. 111,3x192,2 см

Каждое проявление внешней жизни их притягивает и изумляет, потому что они изолированы среди скал. Может быть, там, куда они смотрят, проходит караван.

56 Лакшми

Лакшми

1974. Холст, темпера, масло. 35,4x50,6 см

57 Лакшамма

Лакшамма

1974. Холст, темпера, масло. 49x35 см

58 Рошан Ваджифдар

Рошан Ваджифдар

1956. Холст, темпера, масло. 52x58 см

Это один из этюдов, написанных мною с известной индийской танцовщицы. Он был мною сделан для передачи определённых и красивых линий движения, твёрдых и в то же время мягких.

59 Рошан Ваджифдар

Рошан Ваджифдар

1956. Холст, масло. 195x112 см

Портрет в полный рост.

60 Карма Дордже

Карма Дордже

1974. Холст, темпера, масло. 121,4x91 см

Это портрет очень интересного и большого йога Тибета.

61 Пандит Мору Рам

Пандит Мору Рам

1973. Холст, масло. 124x91 см

Священнослужитель в наших местах – в долине Кулу.

62 Пандит Джавахарлал Неру

Пандит Джавахарлал Неру

1942. Холст, масло. 75,9x60,7 см

63 Пандит Джавахарлал Неру

Пандит Джавахарлал Неру

Премьер-Министр Индии, первый – после установления независимости Индии в 1947 году. Он у нас жил тогда (1942), и у меня было много времени с ним общаться. Я написал тогда с него целую серию этюдов и портретов. Здесь вы видите характерную позу Дж. Неру. Лицо его кажется простым, но его трудно передать. Он был не только большим вождём своего народа, но и замечательным человеком. Он ко всем относился дружелюбно и всегда старался сделать самое лучшее для всех. Конечно, ему было очень трудно. Это были трудные времена. Он не смог осуществить всё, о чём мечтал, к чему стремился и подходил по-новому. Может быть, влияние Ганди в этом тоже сказалось, но он искал новые пути и, конечно, олицетворял новую Индию.

64 Тогда он был Вице-Президентом Индии, а с 1962 по 1967 год Президентом

Тогда он был Вице-Президентом Индии, а с 1962 по 1967 год Президентом

Республики Индии. Это один из самых больших философов современности, человек гигантской эрудиции и в то же время исключительной человечности. Они дружили с Джавахарлалом Неру, часто беседовали на волновавшие их темы и проблемы установления связей между Индией и Советским Союзом и поддерживали идеи Николая Константиновича. Счастье страны, когда её два лидера действительно являются исключительно большими людьми.

Д-р Сарвапалли Радхакришнан

1958. Холст, темпера, масло. 124x91 см

65 Госпожа Девика Рани Рерих

Госпожа Девика Рани Рерих

1946. Холст, масло. 136,6x91 см

Первый портрет моей жены. Писал его осенью в долине Кулу на фоне дерева лагестрёмия, которое цветёт в это время.

66 Госпожа Девика Рани Рерих

Госпожа Девика Рани Рерих

1951. Холст, масло. 121,4x91 см

Другой портрет моей жены – на фоне кораллового дерева, когда оно цветёт весной. Цветы кораллового тона.

67 Маленькие сёстры

Маленькие сёстры

1937. Холст, темпера, масло. 155,8x92 см

Дети из нашей долины Кулу. Маленькая девочка со своей сестричкой. Так они ходят, так одеваются. Изображены на фоне цветов, которые там растут. Очень типичная девочка тех мест.

68 Профессор Николай Рерих

Профессор Николай Рерих

1942. Холст, масло. 91x152 см

Этот портрет написан за несколько лет до его смерти у нас дома в Кулу. Это один из моих многих портретов Николая Константиновича.

69 Николай Константинович был моим главным учителем не только в искусстве

Николай Константинович был моим главным учителем не только в искусстве

но во всей жизни, подавал замеча-тельный пример устремления к самому прекрасному, к самому возвышенному. Он был тем совершенным чело-веком, о котором говорили и Платон, и Конфуций, и все великие философы мира.

Профессор Николай Рерих

1944. Холст, масло. 140x122 см

70 Николай Константинович всегда ставил искусство жизни выше всякого

Николай Константинович всегда ставил искусство жизни выше всякого

другого искусства. То есть он был не только великим художником. Он был, прежде всего, великим художником жизни. Вся его собственная жизнь свидетельствует о том, каким огромным было то полотно, на котором он писал замечательную картину своей жизни! Её яркие краски он черпал в самом себе, в изучении и знании всевозможнейших систем философии и в достижениях Востока. Я бы сказал, что Николай Константинович был олицетворением достижений многих людей, собранных воедино. И трудно иногда представить себе, чтобы один человек сделал столько, сколько он сделал! Часто меня спрашивают: как же это он смог? И единственно правильный ответ заключается в том, что Николай Константинович никогда не терял времени. Он всё время работал. Каждое мгновение его жизни было созидательно. Он всегда говорил, что не нужно отдыхать, а нужно только переходить от одной работы к другой. И тем самым организм освежается, работает с полной отдачей. Но, кроме того у него не было никогда так называемой светской жизни. То есть он, по возможности, никогда не ходил в гости, никогда не терял времени на ненужные разговоры или пустые занятия…

71 Я иду одиноко

Я иду одиноко

1967. 30,5x46 см

72 Из выступления в обществе «Знание» (Москва) 30

Из выступления в обществе «Знание» (Москва) 30

10.1984

«Жизнь нашей семьи – это была жизнь в труде. Все мы так или иначе трудились, но все работали всегда вместе. Все мы вчетвером составляли одно единое целое, и все мы помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое и тоже, может быть, собрать и дать другим».

Ю.Н.Рерих

Е.И.Рерих

Н.К.Рерих

С.Н.Рерих

73 Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)

Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)

26-й школы, членами клуба имени Рабиндраната Тагора 8 июня 1978 г.: «Я очень счастлив, что вы, мои молодые друзья, интересуетесь Индией и направляете свое внимание к этой прекрасной стране. Вы будете проводить в жизнь дело, которое волновало нас, - именно дело сближения двух великих стран. Народы Индии очень интересны, духовно богаты, неповторимы. Вся Индия является богатейшим конгломератом всевозможных рас и культур. Куда бы вы ни поехали, везде найдёте нечто своё, особое, отличное от других, но всюду высокий уровень культуры. Вот это духовное богатство, которое мы находим в Индии, нас всех, и меня тоже, особенно притягивало к этой стране. В Индии что интересно: куда бы вы ни поехали, особенно в деревне, в местах отдаленных от городов, вы найдёте особую утончённость. Эта утончённость – какое-то необычное качество, которое, очевидно, передаётся столетиями из поколения в поколение, которое живёт в них всегда. Эпос Индии – богатейший тому пример. Он живёт в народе и сказался на нём.

74 Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)

Из выступления перед учениками 19-го интерната (Москва)

Я всегда замечал в жителях самых отдалённых деревень именно особую утончённость восприятия. И это есть то, что, может быть, будет служить залогом развития новых рас. Мы все, современники, стоим на рубеже новых образований, новых решений будущего. И когда смотришь на этот богатейший народный портрет Индии, то начинаешь чувствовать, что именно они могут очень много дать другим. Они могут, может быть, как-то возвысить других людей, дать какое-то новое переживание, новое чувство, новое восприятие. И это то, ч то я чувствую, где бы я ни был в Индии. Индия тем и замечательная страна, что в ней ещё живы корни древней культуры. Может быть, это единственная страна, где вы чувствуете, как из всех уголков смотрят на вас древние пейзажи, древние мысли, красивые храмы страны. Всё это говорит о высокой, очень высокой культуре, очень высокой мысли».

75 «Мы все должны стремиться сделать себя лучше

«Мы все должны стремиться сделать себя лучше

Это наша задача, и это самая сложная, самая насущная и в то же время самая интересная задача!» Из выступления в Госмузее искусства народов Востока (Москва) 8 ноября 1982 г.: «Так что будем работать над собой. Главным образом нам нужно работать над собой – не над другими!». Из выступления в Институте международных отношений 29 октября 1984г.: «Лучший дар, который мы можем принести человечеству, - это стать лучшими людьми. Поэтому наше стремление стать лучше – более прекрасным человеком – самое практичное». Будем всегда стремиться к Прекрасному! С.Н.Рерих

Из беседы с друзьями 10 июня 1978г. в гостинице «Россия» (Москва):

76 Составители: К.Молчанова, А.Чубрик © Эстонское общество Рериха, 2003г

Составители: К.Молчанова, А.Чубрик © Эстонское общество Рериха, 2003г

www.roerich.ee

«Образ индии в творчестве рериха»
http://900igr.net/prezentacija/geografija/obraz-indii-v-tvorchestve-rerikha-257811.html
cсылка на страницу
Урок

География

196 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по географии > Культура Японии > Образ индии в творчестве рериха