Информационные системы
<<  Лекция №2 Спецификация функциональных требований к информационным системам Учебные вопросы: 1. Процессные потоковые модели Разработка системы бизнес-планирования для управления коммерческой недвижимостью ООО «Финансовая компания «ИНТЕЛЛЕКТ - КАПИТАЛ» на основе информационной технологии Project Expert  >>
Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и
Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и
Причины неудачных проектов
Причины неудачных проектов
Отсутствие моделей при разработке ПО
Отсутствие моделей при разработке ПО
Лучшие практики разработки ПО
Лучшие практики разработки ПО
Что такое визуальное моделирование
Что такое визуальное моделирование
Основные понятия визуального моделирования
Основные понятия визуального моделирования
Case-средства
Case-средства
Визуальные модели представляют архитектуру программных систем
Визуальные модели представляют архитектуру программных систем
Визуальные модели являются средством коммуникации
Визуальные модели являются средством коммуникации
Визуальные модели – основа многократного использования кода
Визуальные модели – основа многократного использования кода
ООП – основные понятия
ООП – основные понятия
ООАП – основные понятия
ООАП – основные понятия
Классификация проектов по сложности
Классификация проектов по сложности
Классификация проектов по типу приложений
Классификация проектов по типу приложений
Использование языка UML в проектах по отраслевой принадлежности
Использование языка UML в проектах по отраслевой принадлежности
Взаимосвязь нотации, методологии и инструментальных средств
Взаимосвязь нотации, методологии и инструментальных средств
Графические нотации моделирования, используемые в России
Графические нотации моделирования, используемые в России
Пример визуальной модели в нотации IDEF
Пример визуальной модели в нотации IDEF
Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств
«Война методов» конца 1980 гг
«Война методов» конца 1980 гг
Популярные графические нотации визуального моделирования (конец 80-х
Популярные графические нотации визуального моделирования (конец 80-х
Язык UML и современные технологии
Язык UML и современные технологии
Основные разработчики языка UML (Three amigos)
Основные разработчики языка UML (Three amigos)
История развития языка UML
История развития языка UML
Основные разработчики языка UML 2
Основные разработчики языка UML 2
Определение языка UML
Определение языка UML
Назначение языка UML
Назначение языка UML
Особенности изображения графического элементов диаграмм языка UML
Особенности изображения графического элементов диаграмм языка UML
Особенности изображения диаграмм в нотации UML
Особенности изображения диаграмм в нотации UML
Общие рекомендации по изображению диаграмм в нотации языка UML
Общие рекомендации по изображению диаграмм в нотации языка UML
Противоречивость и адекватность моделей в нотации UML
Противоречивость и адекватность моделей в нотации UML
Классификаторы – основные элементы языка UML
Классификаторы – основные элементы языка UML

Презентация: «Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и бизнес-процессов Лекция 1 Базовые принципы и понятия технологии разработки объектно-ориентированных информационных систем на основе UML 2». Автор: Леоненков. Файл: «Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и бизнес-процессов Лекция 1 Базовые принципы и понятия технологии разработки объектно-ориентированных информационных систем на основе UML 2.ppt». Размер zip-архива: 1138 КБ.

Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и бизнес-процессов Лекция 1 Базовые принципы и понятия технологии разработки объектно-ориентированных информационных систем на основе UML 2

содержание презентации «Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и бизнес-процессов Лекция 1 Базовые принципы и понятия технологии разработки объектно-ориентированных информационных систем на основе UML 2.ppt»
СлайдТекст
1 Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и

Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и

бизнес-процессов Лекция 1 Базовые принципы и понятия технологии разработки объектно-ориентированных информационных систем на основе UML 2

Автор: Леоненков Александр Васильевич кандидат технических наук, старший научный сотрудник

2 Причины неудачных проектов

Причины неудачных проектов

Недостаточно адекватное управление требованиями Несогласованность требований, проектных решений и реализации Жесткая архитектура ПО Нарастающая сложность ПО Неточная и противоречивая коммуникация Недостаточное тестирование Субъективное отношение к приоритетам отдельных артефактов проекта Игнорирование рисков и отсутствие процедур управления рисками Бесконтрольное внесение изменений в артефакты проекта Недостаточное использование CASE-средств и средств поддержки отдельных этапов проекта

3 Отсутствие моделей при разработке ПО

Отсутствие моделей при разработке ПО

Не позволяет справиться с растущей сложностью разрабатываемых программных систем Не позволяет эффективно управлять разработкой в условиях изменяющихся требований Создает барьеры непонимания: аналитик не понимает руководителя проекта, разработчик – аналитика, тестировщик – разработчика и пр. Не позволяет обеспечить контроль изменений в процессе выполнения работ Не позволяет избежать субъективности в оценке качества разрабатываемых продуктов Модель (model) — абстракция физической системы, рассматриваемая с определенной точки зрения и представленная на некотором языке или в графической форме

4 Лучшие практики разработки ПО

Лучшие практики разработки ПО

Использование визуальных моделей при разработке ПО Итеративная разработка ПО Управление требованиями Управление изменениями и конфигурацией артефактов ПО Использование компонентных архитектур Непрерывное тестирование и верификация качества ПО Использование паттернов проектирования Использование CASE-средств и RAD-средств Управление рисками: Технологическими рисками Связанными с требованиями Связанными с квалификацией персонала проекта Политическими рисками

5 Что такое визуальное моделирование

Что такое визуальное моделирование

Визуальное моделирование есть моделирование с использованием некоторой графической нотации

На входе – Неструктурированная информация

На выходе – Модели ПО и бизнес-процессов

6 Основные понятия визуального моделирования

Основные понятия визуального моделирования

Нотация – система условных обозначений для графического представления визуальных моделей Семантика – система правил и соглашений, определяющая смысл и интерпретацию конструкций некоторого языка Методология – совокупность принципов моделирования и подходов к логической организации методов и средств разработки моделей CASE (Computer Aided Software Engineering) – методология разработка программного обеспечения, основанная на комплексном использовании компьютеров не только для написания исходного кода, но и для анализа и моделирования соответствующей предметной области CASE-средства (CASE-tools) – программное обеспечение, которое предназначено для разработки визуальных моделей программных систем и генерации исходного кода или схемы базы данных на некотором языке

7 Case-средства

Case-средства

Разработка визуальных моделей сложных систем, в виду значительного объема решаемых задач, должно опираться на специальные средства программной поддержки

1-е поколение: генерация схем БД (Oracle Designer 2000, ERwin) 2-е поколение: генерация программного кода (Borland Together Designer 2005) 3-е поколение: прямая и обратная кодогенерация (IBM Rational Rose 2002/2003, Borland Together Developer 2005, Sparx Enterprise Architect) 4-е поколение: синхронизация программного кода и моделей (IBM Rational Software Architect 6/7, Borland Together Architect 2006, Borland Development Studio 2006)

8 Визуальные модели представляют архитектуру программных систем

Визуальные модели представляют архитектуру программных систем

Визуальная модель системы не должна зависеть от языка ее реализации!

Бизнес-логика (C++, Java)

Интерфейсы пользователя (Delphi, Visual Basic, Java)

Базы данных (SQL)

9 Визуальные модели являются средством коммуникации

Визуальные модели являются средством коммуникации

Визуальные модели описывают бизнес-процессы

Визуальные модели используются для проектирования и разработки программных систем

Графическая нотация (язык UML)

Артефакты БП

Артефакты ПО

Бизнес-аналитики, системные аналитики, архитекторы, CIO, MIS, CPO

Программисты, тестировщики, менеджеры проектов

10 Визуальные модели – основа многократного использования кода

Визуальные модели – основа многократного использования кода

Моделирование охватывает существенные (основные, релевантные) аспекты структуры и поведения системы

Многократно используемые компоненты (Reusable Components)

Интернет порталы

ERP Системы

Базы данных

11 ООП – основные понятия

ООП – основные понятия

Объектно-ориентированное программирование (Object-Oriented Programming) — совокупность принципов, технологии и инструментальных средств для создания программных систем, в основу которых закладывается архитектура взаимодействия объектов Абстракция — характеристика сущности, которая отличает ее от других сущностей Наследование — принцип, в соответствии с которым знание о более общей категории разрешается применять для более частной категории Инкапсуляция — сокрытие отдельных деталей внутреннего устройства классов от внешних по отношению к нему объектов или пользователей Полиморфизм — свойство элементов модели с одинаковыми именами иметь различное поведение

12 ООАП – основные понятия

ООАП – основные понятия

Объектно-ориентированный анализ и проектирование (Object-Oriented Analysis/Design) — технология разработки программных систем, в основу которых положена объектно-ориентированная методология представления предметной области в виде объектов, являющихся экземплярами соответствующих классов Предметная область (domain) – часть реального мира, которая имеет существенное значение или непосредственное отношение к процессу функционирования программы Диаграмма (diagram) — графическое представление совокупности элементов модели в форме связного графа, вершинам и ребрам (дугам) которого приписывается определенная семантика Нотация канонических диаграмм является основным средством разработки моделей на языке UML

13 Классификация проектов по сложности

Классификация проектов по сложности

Использование языка UML обязательно!

Высокая техническая сложность Встроенные системы реального времени Распределенные высоконадежные системы Высокопроизводительные системы

Низкая сложность управления - Малый масштаб - Неформальные заказы - Один пользователь - “Продукты”

Высокая сложность управления - Большой масштаб - Контрактные заказы - Много пользователей - «Проекты»

Использование языка UML не обязательно

Низкая техническая сложность - Использование макроязыков или 4GL - Реинжиниринг приложений баз данных - Разработка учетно-расчетных приложений

14 Классификация проектов по типу приложений

Классификация проектов по типу приложений

Моно пользовательские приложения

Встроенные Системы мониторинга

Web- приложения

ERP & MES Системы

Проекты для использования внутри компании (IIT-проекты)

Проекты в интересах внешнего заказчика, аутсорсинг (EIT-проекты)

Проекты разработки «коробочных» Приложений (ISV-проекты)

Использование языка UML обязательно!

15 Использование языка UML в проектах по отраслевой принадлежности

Использование языка UML в проектах по отраслевой принадлежности

Банки и инвестиционные фонды Связь и телекоммуникации Нефтегазовая промышленность Страховые фонды Энергетика Машиностроение Торговля Фармацевтическая промышленность Оборонная промышленность Федеральная таможенная служба Учебные заведения

Средний проект по разработке ПО: 5-10 человек 10-15 месяцев 10-15 внешних интерфейсов Незначительная неопределенность и риски

16 Взаимосвязь нотации, методологии и инструментальных средств

Взаимосвязь нотации, методологии и инструментальных средств

17 Графические нотации моделирования, используемые в России

Графические нотации моделирования, используемые в России

UML (Unified Modeling Language) – отраслевой стандарт OMG, поддерживают более 50 CASE-средств, основной инструмент IBM Rational Rose/ IBM RSA (IBM Rational Software) IDEF – семейство нотаций, стандарт МО США, рекомендован Правительством РФ для применения в государственных учреждениях, основной инструмент AllFusion Pricess Modeller (Computer Associations) ARIS (ARchitecture of Integrated Information Systems) – методология и нотация для профессионального моделирования бизнес-процессов, инструмент ARIS Toolset (IDS Scheer AG)

18 Пример визуальной модели в нотации IDEF

Пример визуальной модели в нотации IDEF

IDEF не объектно-ориентированная нотация!

Стрелки - объекты

19 Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Best Practices

Нотация – UML 1.х

Методология - RUP

Средство – IBM Rational Rose

+ Дополнительная интеграция с линейкой продуктов IBM rational

20 Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Варианты

Нотация – UML 1.х

Нотация – UML 1.х

Методология ARIS House of Business Engineering (HOBE)

Методология MSF (Microsoft Solutions Framework)

Средство ARIS Toolset

Средство MS Visual Studio/.NET

21 Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Взаимосвязь нотации UML, методологии и инструментальных средств

Варианты

Нотация – UML 2.х

Нотация - UML 2.х

Средство Borland Together Architect 2006

Методология ALM (Application Lifecycle Management)

Методология RUP

Средство IBM Rational Software Architect

22 «Война методов» конца 1980 гг

«Война методов» конца 1980 гг

Booch

Booch method

23 Популярные графические нотации визуального моделирования (конец 80-х

Популярные графические нотации визуального моделирования (конец 80-х

гг.)

ERD (Entity-Relationship Diagrams) – диаграммы «сущность-связь» DFD (Data Flow Diagrams) – диаграммы потоков данных, обеспечивающих анализ требований и функциональное проектирование информационных систем STD (State Transition Diagram) – диаграммы перехода состояний для проектирования систем реального времени SADT (Structured Analysis and Design Technique) – технология структурного анализа и проектирования ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing) – интегрированное компьютерное производство FDD (Functional Decomposition Diagrams) – диаграммы функциональной декомпозиции Структурные карты Джексона и Константайна – проектирование межмодульных взаимодействий и внутренней структуры объектов

24 Язык UML и современные технологии

Язык UML и современные технологии

25 Основные разработчики языка UML (Three amigos)

Основные разработчики языка UML (Three amigos)

OMG (Object Management Group) — название консорциума, созданного в 1989 году для разработки индустриальных стандартов с их последующим использованием в процессе создания масштабируемых неоднородных распределенных объектных сред. В настоящее время входит более 800 софтверных компаний Официальный сайт: www.omg.org

Dr. James Rumbaugh Джеймс Рамбо (Джим Румбах)

Dr. Ivar Jacobson Айвар Джекобсон (Ивар Якобсон)

Grady Booch Гради Буч

26 История развития языка UML

История развития языка UML

Спецификация языка UML 2.1.2: Суперструктура: 07-11-02.pdf – 736 стр. Инфраструктура: 07-02-04.pdf – 218 стр. Object Constrain Language v.2.0: 2005-06-06.pdf – 185 стр. Diagram Interchange: 03-07-03.pdf – 34 стр. Model Driven Architecture 03-06-01.pdf – 62 стр.

27 Основные разработчики языка UML 2

Основные разработчики языка UML 2

Cris Kobryn Birger Moller-Pedersen James Odell Gunnar Overgaard Karin Palmkvist Guus Ramackers Jim Rumbaugh Bran Selic Thomas Weigert Larry Williams

Don Baisley Morgan Bjorkander Conrad Bock Steve Cook Philippe Desfray Nathan Dykman Anders Ek David Frankel Eran Gery Oystein Haugen Sridhar Iyengar

28 Определение языка UML

Определение языка UML

UML = нотация + семантика !

Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования для описания, визуализации и документирования объектно-ориентированных систем в процессе их анализа и проектирования Язык UML предоставляет стандартный способ написания проектной документации на системы, включая концептуальные аспекты, такие как бизнес процессы и функции системы, а также конкретные аспекты, такие как выражения языков программирования, схемы баз данных и повторно используемые компоненты ПО

Язык UML не является методологией Язык UML не является процессом Язык UML не является языком программирования Язык UML не является формальным языком

29 Назначение языка UML

Назначение языка UML

Предоставить разработчикам легко воспринимаемый и выразительный язык визуального моделирования, специально предназначенный для разработки и документирования моделей сложных систем различного целевого назначения Снабдить исходные понятия языка UML возможностью расширения и специализации для более точного представления моделей систем в конкретной предметной области Графическое представление моделей в нотации UML не должно зависеть от конкретных языков программирования и инструментальных средств проектирования Описание языка UML должно включать в себя семантический базис для понимания общих особенностей ООАП Способствовать распространению объектных технологий и поощрять развитие рынка программных инструментальных средств Интегрировать в себя новейшие и наилучшие достижения практики ООАП

30 Особенности изображения графического элементов диаграмм языка UML

Особенности изображения графического элементов диаграмм языка UML

31 Особенности изображения диаграмм в нотации UML

Особенности изображения диаграмм в нотации UML

Графические узлы на плоскости, которые изображаются с помощью геометрических фигур и могут иметь различную высоту и ширину с целью размещения внутри этих фигур других конструкций языка UML Пути, которые представляют собой последовательности из отрезков линий, соединяющих отдельные графические узлы Значки или пиктограммы. Значок представляет собой графическую фигуру фиксированного размера и формы, которая не может увеличивать свои размеры, чтобы разместить внутри себя дополнительные символы. Строки текста. Служат для представления различных видов информации в некоторой грамматической форме.

32 Общие рекомендации по изображению диаграмм в нотации языка UML

Общие рекомендации по изображению диаграмм в нотации языка UML

Каждая диаграмма должна служить законченным представлением соответствующего фрагмента моделируемой предметной области Все сущности на диаграмме модели должны быть одного концептуального уровня Вся информация о сущностях должна быть явно представлена на диаграммах Диаграммы не должны содержать противоречивой информации Диаграммы не следует перегружать текстовой информацией Каждая диаграмма должна быть само достаточной для правильной интерпретации всех ее элементов и понимания семантики всех используемых графических символов

33 Противоречивость и адекватность моделей в нотации UML

Противоречивость и адекватность моделей в нотации UML

Модель, соответствующая правилам нотации или семантики языка UML называется непротиворечивой (well-formed model) Модель, нарушающая правила нотации или семантики языка UML называется противоречивой (ill-formed model) Здесь могут быть использованы формальные критерии – соответствие спецификации языка UML! Модель, достаточно полно и правильно отражающая предметную область или решаемую проблему называется адекватной Модель, не достаточно полно или неправильно отражающая предметную область или решаемую проблему называется не адекватной Здесь могут быть использованы только неформальные критерии – субъективное мнение экспертов! Моя модель – это не ваша модель, а ваша модель – не моя…

34 Классификаторы – основные элементы языка UML

Классификаторы – основные элементы языка UML

Прямоугольник – основной символ для графического изображения классификатора

«Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и бизнес-процессов Лекция 1 Базовые принципы и понятия технологии разработки объектно-ориентированных информационных систем на основе UML 2»
http://900igr.net/prezentacija/informatika/uchebnyj-kurs-jazyk-uml-v-analize-i-proektirovanii-programmnykh-sistem-i-biznes-protsessov-lektsija-1-bazovye-printsipy-i-ponjatija-tekhnologii-razrabotki-obektno-orientirovannykh-informatsionnykh-sistem-na-osnove-uml-2-177904.html
cсылка на страницу

Информационные системы

22 презентации об информационных системах
Урок

Информатика

130 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по информатике > Информационные системы > Учебный курс Язык UML в анализе и проектировании программных систем и бизнес-процессов Лекция 1 Базовые принципы и понятия технологии разработки объектно-ориентированных информационных систем на основе UML 2