Русский быт
<<  Русский быт История русского костюма  >>
ПРОЕКТ «История русского костюма»
ПРОЕКТ «История русского костюма»
Проблемный вопрос
Проблемный вопрос
Актуальность
Актуальность
Объект и предмет исследования
Объект и предмет исследования
Гипотеза
Гипотеза
Цель
Цель
Задачи
Задачи
Методы
Методы
История
История
Русский народный костюм
Русский народный костюм
Верхняя одежда
Верхняя одежда
Сарафан
Сарафан
Рубаха
Рубаха
Пояс
Пояс
Женский головной убор
Женский головной убор
Мужской головной убор
Мужской головной убор
Передник
Передник
Украшения
Украшения
Обувь
Обувь
Знаки и символы русского вышивки
Знаки и символы русского вышивки
Цвета русской вышивки
Цвета русской вышивки
Орнамент русской вышивки
Орнамент русской вышивки
История русского костюма
История русского костюма
Вывод
Вывод
Список литературы
Список литературы
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание

Презентация на тему: «История русского костюма». Автор: Lena!!!. Файл: «История русского костюма.ppt». Размер zip-архива: 3598 КБ.

История русского костюма

содержание презентации «История русского костюма.ppt»
СлайдТекст
1 ПРОЕКТ «История русского костюма»

ПРОЕКТ «История русского костюма»

Моу сош №25

Выполнила: ученица 9а класса Куприянова Елена .

г.о.Саранск-2014

2 Проблемный вопрос

Проблемный вопрос

Что такое мода? Это искусство хорошо выглядеть? Быть всегда на пике современности? А может, следовать традициям своих предшественников и возможность брать у них что-то лучшее? Ведь не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое.

3 Актуальность

Актуальность

Помнить о традициях своего народа – дело святое. В каких бы проявлениях они себя не показывали. Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё: вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему будет интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм.

4 Объект и предмет исследования

Объект и предмет исследования

Объект: декоративно-прикладное искусство. Предмет: русский костюм.

5 Гипотеза

Гипотеза

Особенности культуры страны нашли отражение в русских костюмах.

6 Цель

Цель

Исследовать элементы русского костюма как исторический источник.

7 Задачи

Задачи

Познакомиться с материалом по теме. Установить, как русский народный костюм связан с обычаями и традициями нашего народа. Заинтересовать своих одноклассников историей русского костюма. Создать эскиз костюма в исконно русских традициях.

8 Методы

Методы

-Изучение литературы по теме -Словесный -Ознакомительно - ориентировочный -Словесно-наглядный -Систематизация -Обобщение -Практический

9 История

История

-Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. -На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.

10 Русский народный костюм

Русский народный костюм

-Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались только деталями, размером. Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. -Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

11 Верхняя одежда

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15 — 20 килограммов.

Верхняя одежда крестьянки

12 Сарафан

Сарафан

Праздничный сарафан

Сарафан – старинная русская одежда. Оказывается, в XIV–XVI веках сарафан был мужской одеждой. Хорошо знакомый нам сарафан – платье без рукавов, женщины стали носить в России лишь в XVII веке. В зависимости от материала, из которого был сшит, кроя и других особенностей, сарафан и по-разному называли – шторник, кумашник, клинник, пестряк, наколоточник, шубка, ферязь и др.

13 Рубаха

Рубаха

Рубаха девичья

Рубаха мужская

Мужская рубаха была до колен и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам. Рубаха, которая прилегает к телу, шилась с магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле.

14 Пояс

Пояс

Женские пояса-покромки

Был обязательной деталью костюма. Женщины носили тканый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом. Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчины справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

15 Женский головной убор

Женский головной убор

Девушка в кокошнике

Женские головные уборы были более разнообразными: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Они укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Манера завязывать платок под подбородком пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.

16 Мужской головной убор

Мужской головной убор

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Однорядка тафья и шапка

17 Передник

Передник

Передник

Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.

18 Украшения

Украшения

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники. Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.

19 Обувь

Обувь

Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги «на колечках» (гармошкой). Лапти плели из вязового или липового лыка. Сапоги считались обувью не повседневной, а праздничной. Их берегли и пользовались ими лишь несколько раз в год. Носили сапоги в основном мужчины. Валенки как зимняя обувь получили распространение в крестьянской среде к концу XIX в. До этого их носили лишь люди зажиточные.

Слева: лапти, посередине: сапоги, справа: валенки

20 Знаки и символы русского вышивки

Знаки и символы русского вышивки

Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье.

21 Цвета русской вышивки

Цвета русской вышивки

Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием.

Фрагмент рукава рубахи.

22 Орнамент русской вышивки

Орнамент русской вышивки

Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов.

Вологодский узор

23 История русского костюма
24 Вывод

Вывод

Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё: вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему всегда интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм. Таким образом, я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась и утверждаю, что особенности культуры страны находят отражение в русских костюмах.

25 Список литературы

Список литературы

1. Русский народный костюм: Государственный исторический музей. - М.: Сов. Россия", 1989. - 310 с. 2. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., 1978. - 142 с. 3. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998. - 400 с., ил. 4. http://vneshnii-oblik.ru 5. http://ru.wikipedia.org/

26 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

«История русского костюма»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/istorija-russkogo-kostjuma-89285.html
cсылка на страницу

Русский быт

11 презентаций о русском быте
Урок

История

150 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по истории > Русский быт > История русского костюма