Русская культура 17 века
<<  Культура России в 17 веке Ярославль в XVII веке  >>
Культура России 17 век
Культура России 17 век
В России в XVII веке начинается новая культурно-историческая эпоха
В России в XVII веке начинается новая культурно-историческая эпоха
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей
Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей
В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище
В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище
Основатели Славяно – греко – латинской академии братья Лихуды
Основатели Славяно – греко – латинской академии братья Лихуды
Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась на практические
Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась на практические
Просвещение
Просвещение
«Грамматика» Смотрицкого
«Грамматика» Смотрицкого
«Букварь» Бурцева К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие
«Букварь» Бурцева К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие
Литература
Литература
Литература
Литература
Иван Фуников «Послание дворянина к дворянину» (1608)
Иван Фуников «Послание дворянина к дворянину» (1608)
Литература
Литература
Театр основан при Алексее Михайловиче
Театр основан при Алексее Михайловиче
Театр
Театр
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Теремной дворец в Московском Кремле
Теремной дворец в Московском Кремле
Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери)
Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери)
Новоиерусалимский монастырь близ Москвы
Новоиерусалимский монастырь близ Москвы
Палаты Аверкия Кириллова в Москве
Палаты Аверкия Кириллова в Москве
Церковь Николы в Хамовниках Церковь Николы была построена в 1679-1682
Церковь Николы в Хамовниках Церковь Николы была построена в 1679-1682
Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе
Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе
Церковь Покрова Богородицы в Филях
Церковь Покрова Богородицы в Филях
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Преображенский храм на о.Кижи
Преображенский храм на о.Кижи
Архитектура
Архитектура
Архитектура Ростовский Кремль
Архитектура Ростовский Кремль
Архитектура Новодевичий монастырь
Архитектура Новодевичий монастырь
Живопись
Живопись
Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер
Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер
Появилась портретная живопись – создавались парсуны
Появилась портретная живопись – создавались парсуны
Живопись
Живопись
Патриарх Никон
Патриарх Никон
Царевна Софья
Царевна Софья
Матвеев Артамон Сергеевич
Матвеев Артамон Сергеевич
Иконопись
Иконопись
Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись
Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись
Влияние церковного канона сохранилось
Влияние церковного канона сохранилось
"Насаждение древа государства Российского" По живописным приемам и
"Насаждение древа государства Российского" По живописным приемам и
Иконопись
Иконопись
Письменность
Письменность
6.Домашний быт русских царей
6.Домашний быт русских царей
6.Домашний быт русских царей
6.Домашний быт русских царей
Боярский торг
Боярский торг
7.Быт дворян
7.Быт дворян
8.Быт горожан
8.Быт горожан
9.Быт и обычаи крестьян
9.Быт и обычаи крестьян
9.Быт и обычаи крестьян
9.Быт и обычаи крестьян
Вывод:
Вывод:

Презентация на тему: «Культура России 17 век». Автор: . Файл: «Культура России 17 век.ppt». Размер zip-архива: 8971 КБ.

Культура России 17 век

содержание презентации «Культура России 17 век.ppt»
СлайдТекст
1 Культура России 17 век

Культура России 17 век

Учитель истории МОУ «ЛСОШ № 2» С.В.Зверева

2 В России в XVII веке начинается новая культурно-историческая эпоха

В России в XVII веке начинается новая культурно-историческая эпоха

В России возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла. Город отделялся от деревни. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. С другой стороны, Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи. Но в целом, Россия жила еще патриархальной жизнью, во многом была заметна отсталость от Европы.

3 Просвещение

Просвещение

В XVII веке среди дворян и посадских людей значительно выросло число грамотных людей. В начальных школах обучение велось буквослагательным методом, а учебными пособиями служили церковные книги.

4 Просвещение

Просвещение

Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и культурный деятель. Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".

5 Просвещение

Просвещение

1621г. – в Немецкой слободе была открыта одна их первых школ, где изучались иностранные языки – латинский и немецкий. В октябре 1685г. в Заиконоспасском монастыре открылась академия, дававшая так же и светское образование.

1694г. – издание букваря Кариона Истомина, снабженного ысокохудожественными гравюрами.

6 Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей

Для обучения членов царской семьи приглашали известных просветителей

Церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Полоцка. Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений. «Вертоград многоцветный» (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических». К 1670 составил «Венец веры католической».

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680),

7 В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище

В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище

ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Инициаторами создания Академии были Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр Медведев. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии.

8 Основатели Славяно – греко – латинской академии братья Лихуды

Основатели Славяно – греко – латинской академии братья Лихуды

Скульптур В.Клыков

9 Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась на практические

Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась на практические

нужды - медицину, добычу соли. С освоением Сибири появились рукописные карты. В 1678 г. появилась 1-я печатная история- «Синопсис». Технические новинки доставлялись из-за границы. В стране начинается применение водяных двигателей. В 1615 г. была изготовлена 1-я нарезная пушка.

Карта Сибири. 17 век.

10 Просвещение

Просвещение

Оживление торгово-промышленной деятельности

Рост грамотности среди дворян и посадских людей

Домашнее обучение

Расширение числа учебных заведений

Рост государственного аппарата

Появление и распространение учебных пособий

1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев) 1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий) 1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель) 1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

11 «Грамматика» Смотрицкого

«Грамматика» Смотрицкого

Мелетий Смотрицкий (в миру — Максим Герасимович Смотрицкий, — православный архиепископ Полоцка; писатель.

12 «Букварь» Бурцева К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие

«Букварь» Бурцева К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие

учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро распускались.

13 Литература

Литература

Новые жанры

Произведения о Смуте Одним из самых популярных произведений о Смуте было «Сказание» Авраамия Палицына. Авраамий подробно описывает многомесячную осаду Троицы-Сергиева посада.

Сатирические повести Злой пародией на судебные порядки была «Повесть о Ерше Ершовиче». Герои ее – рыбы Ростовского озера жалуются на «злаго человека» Ерша Щетинника.

Автобиографии Протопоп Аввакум – основоположник автобиографического жанра. «Житие», написанное им, рассказывает о мытарствах многострадального человека.

14 Литература

Литература

Повести

Летописи

Автобиографическая

Сказания

Биографическая

Публицистика

Сатирическая

Стихосложение

Симеон Полоцкий 1629-1680

15 Иван Фуников «Послание дворянина к дворянину» (1608)

Иван Фуников «Послание дворянина к дворянину» (1608)

Первое стихотворное послание в русской литературе. Автор в прибауточном стиле описывает свое разорение от «тульских воров» (по-видимому, имеется в виду восстание Болотникова). Становление новой идеологии в «Повести о начале царствующего града Москвы» — вымышленная история об убийстве детьми боярина Кучки князя Даниила, считающегося родоначальником московских князей (ок. 1650).

16 Литература

Литература

Публицистика

Биографическая повесть

Сатирическая повесть

«Словеса дней» И.Хворостинина

«Повесть об Улиане Осоргиной»

«О Шемякином суде»

«Описание Московского государства» Г.Котошихина

Автобиографическая повесть

«Повесть о Фоме и Ереме»

«Политика» Ю.Крижанича

«Житие» протопопа Аввакума

«Повесть о Ерше Ершовиче»

17 Театр основан при Алексее Михайловиче

Театр основан при Алексее Михайловиче

«Комедийная хоромина»

Указ, в котором поручалось найти за границей людей, умеющих «сыграть комедии».

В театре играли иностранные актёры.

1672 г

18 Театр

Театр

«Артаксерксово действо» была написана Грегори по личному приказанию царя.

«Артаксерксово действо» - первая пьеса русского театра.

Сюжет пьесы – библейская история любви персидского царя Артаксеркса.

В 1675г. на русской театральной сцене впервые был показан балет.

19 Архитектура

Архитектура

Русское зодчество в XVII веке

Московская школа

Ярославская школа

Московское барокко

Строгановская школа

Церковь Ильи Пророка

Церковь Николы в Пыжах

Церковь покрова в филях

Казанская церковь в Устюжне

20 Архитектура

Архитектура

Церковные здания в XVII веке стали больше украшаться декоративными орнаментами , чем раньше.

В XVII веке завершается постройка ансамбля светских зданий на Красной площади.

В Кремле был возведен трехэтажный каменный Теремной дворец (1635 – 1636).

Деревянный дворец царя Алексея, построенный в XVII веке, называли «Восьмым чудом света».

21 Архитектура

Архитектура

Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов. Современники говорили, что это знатное узорочье. Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре стало распространение так называемого нарышкинского барокко – стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красному кирпичу.

22 Теремной дворец в Московском Кремле

Теремной дворец в Московском Кремле

В 1635 году царь Михаил Федорович начал сооружение дворца, получившего впоследствии название Теремного. Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. В 1636 году строительство Теремного дворца было закончено. Эти, как свидетельствовал летописец, "зело пречудные палаты" венчали золоченая кровля и стоящий на кровле Теремок. В большой комнате Теремка играли царевичи и заседали бояре. Для забавы русских престолонаследников в 1836 году к Теремку пристроили круглую смотровую башенку с разноцветными стеклами.

23 Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери)

Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери)

По заказу купца Григория Никитникова в 1635-1653 годах в глухом Грузинском переулке Москвы был возведен один из самых красивых храмов города – церковь Святой Троицы. Здание богато украсили русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Подклет храма использовался для хозяйственных нужд, там был устроен склад товаров. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.

24 Новоиерусалимский монастырь близ Москвы

Новоиерусалимский монастырь близ Москвы

Новоиерусалимский монастырь близ Москвы был основан в 1656 году патриархом Никоном (в миру Никита Минов) как личная подмосковная резиденция и одновременно новый центр русского православия. В соответствии с никоновской программой создания "русского Иерусалима", главное здание обители – Воскресенский собор (1656-1658 годы) – было скопировано с иерусалимского храма Гроба Господня, монастырский холм получил название Сион, холмы к востоку и северу от него – Елеон и Фавор, древняя Зиновьева Пустошь была переименована в Капернаум, река Истра – в Иордан. Со временем монастырь стал крупным духовно-религиозным и культурным центром Русского государства.

25 Палаты Аверкия Кириллова в Москве

Палаты Аверкия Кириллова в Москве

По старинной легенде, хозяином палат на берегу реки Москвы был один из самых жестоких опричников царя Иоанн IV Грозного Малюта Скуратов – думный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. В действительности же, построенное значительно позже, в 1657 году, двухъярусное сооружение, украшенное цветными изразцами и белокаменной отделкой, принадлежало думному дьяку Аверкию Кириллову. Первоначально палаты соединялись переходом с домовой церковью, при которой и был похоронен Аверкий Кириллов, убитый во время Стрелецкого бунта 1698 года.

26 Церковь Николы в Хамовниках Церковь Николы была построена в 1679-1682

Церковь Николы в Хамовниках Церковь Николы была построена в 1679-1682

годах в старинной московской слободе Хамовники (хамовниками в древности называли ткачей). Красно-зеленая окраска внешней отделки на фоне белых стен делала храм особенно ярким и живописным.

27 Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе

Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе

Церковь Дмитрия "На крови" была построена в 1683-1692 годах в восточной части угличского кремля. Нарядный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней был возведен в память об убийстве в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия Иоанновича – сына царя Иоанна IV Грозного.

28 Церковь Покрова Богородицы в Филях

Церковь Покрова Богородицы в Филях

В числе имений, подаренных царем Алексеем Михайловичем боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное московское село Фили. Возведенная здесь в 1690-1693 годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название "нарышкинское барокко". В Филях любил бывать царевич Петр Алексеевич, будущий царь Петр I. На одной из икон храма портрет будущего царя.

29 Архитектура

Архитектура

Дворец царя в с.Коломенском - «восьмое чудо света» (1667-1668)

Церковь Вознесения в с.Коломенском (1532)

30 Архитектура

Архитектура

Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов

До середины XVII в. в церковном зодчестве – шатровый стиль

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве (1644-1645 )

Успенский собор в Кремле взят за образец для подражания

31 Архитектура

Архитектура

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Иосифо-Волоколамский монастырь

32 Архитектура

Архитектура

В конце XVII в. возникает новый стиль нарышкинское (московское) барокко

Церковь Покрова в Филях (1690-1695)

Нарядность, элегантность, строгая симметричность

33 Преображенский храм на о.Кижи

Преображенский храм на о.Кижи

Теремной дворец Московского Кремля

34 Архитектура

Архитектура

Царские терема

Кижи

35 Архитектура Ростовский Кремль

Архитектура Ростовский Кремль

36 Архитектура Новодевичий монастырь

Архитектура Новодевичий монастырь

37 Живопись

Живопись

38 Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер

Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер

(1626-1686) С 1664 года Ушаков – иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он писал портреты, парсуны, миниатюры, фрески. Под руководством Ушакова были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата.

39 Появилась портретная живопись – создавались парсуны

Появилась портретная живопись – создавались парсуны

Наталья Кирилловна Нарышкина

40 Живопись

Живопись

Парсуны портреты, написанные в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками

Князь М.В. Скопин-Шуйский.

Иван IV Грозный

41 Патриарх Никон

Патриарх Никон

42 Царевна Софья

Царевна Софья

43 Матвеев Артамон Сергеевич

Матвеев Артамон Сергеевич

44 Иконопись

Иконопись

Художники стремились показать как можно деталей, не оставить не пяди свободного места.

Художники пытались приземлить образы святых и вписать в их обстановку больше повседневной жизни.

Самым известным иконописцем того времени был Симон Ушаков, он был любимцем царя Алексея Михайловича.

45 Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись

Основным видом живописи продолжала оставаться иконопись

Выдающимся мастером был Симон Ушаков, который стал придавать лику Христа человеческие черты. Наиболее известными его творениями были «Троица» и «Спас Нерукотворный».

С.Ушаков. Троица

46 Влияние церковного канона сохранилось

Влияние церковного канона сохранилось

Но даже в иконописи уделяется пристальное внимание выразительности и индивидуальности черт личности.

Симон Ушаков (1626-1686 гг.) Мастер Оружейной палаты

Спас Нерукотворный. Икона

47 "Насаждение древа государства Российского" По живописным приемам и

"Насаждение древа государства Российского" По живописным приемам и

композиционному построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668 году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.

48 Иконопись

Иконопись

49 Письменность

Письменность

Исключительно талантливым писателем того времени был Аввакум. Язык его сочинений был удивительно прост, но в то же время выразителен и динамичен.

В XVI веке говорить о смерти отрешенно было запрещено законом, но уже в XVII веке это было разрешено.

В деловых документах XVII века появляются зарисовки бытовых поступков.

50 6.Домашний быт русских царей

6.Домашний быт русских царей

В 17 в. изменился царский быт. Охрана царя доходила до 2000 человек. Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня. Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота.

В.Шварц. Сцена из жизни русских царей.

51 6.Домашний быт русских царей

6.Домашний быт русских царей

Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции- Коломенское и Измайловское. В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей.

Престольная палата в Теремном дворце московского Кремля.

52 Боярский торг

Боярский торг

53 7.Быт дворян

7.Быт дворян

Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри. Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.

54 8.Быт горожан

8.Быт горожан

Быт горожан был более скромным. Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки. Основой мебели были столы, лавки, сундуки. Основным украшением считался красный угол с иконами. В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома, но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане.

А.Маковский. Гостеприимство.

55 9.Быт и обычаи крестьян

9.Быт и обычаи крестьян

Крестьянская изба. Музей деревянного зодчества в Суздале.

Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай. Избы топились по черному, печи были редкостью. Для освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее. Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды.

56 9.Быт и обычаи крестьян

9.Быт и обычаи крестьян

Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15, а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С 17 в. венчание в церкви стало обязательным. Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.

А.Корзухин. Девичник.

57 Вывод:

Вывод:

С переходом от Средневековья к Новому времени культура стала более свободной: искусство стало приобретать индивидуальные черты, постепенно исчезли рамки, в которые были загнаны творческие люди властью и церковью. Культура становится светской.

«Культура России 17 век»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/kultura-rossii-17-vek-126104.html
cсылка на страницу
Урок

История

150 тем
Слайды