Без темы
<<  Логор на Старом Сајмишту Лук от семи недуг  >>
Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук
Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук
Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил
Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил
Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими
Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими
Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания
Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания
Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол,
Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол,
Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с
Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с
Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в
Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в
В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом
В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом
В середине 1750 года в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер,
В середине 1750 года в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер,
Стихи эти верно характеризуют обстановку, в которой работал Ломоносов
Стихи эти верно характеризуют обстановку, в которой работал Ломоносов
Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав
Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав
Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и
Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и
Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов
Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов

Презентация: «Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук». Автор: Admin. Файл: «Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук.ppt». Размер zip-архива: 706 КБ.

Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук

содержание презентации «Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук.ppt»
СлайдТекст
1 Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук

Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук

Ему хотелось уйти из-под опеки постылой академической канцелярии, найти для себя самостоятельную деятельность, в которой могла бы проявить себя его кипучая натура. Еще до того как Ломоносову удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику — древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.

2 Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил

Несколько мозаичных работ привез в 1746 году из Рима граф Михаил

Илларионович Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов. Среди них была и мозаичная картина «Плачущий апостол Петр» работы неизвестного ватиканского мастера с оригинала Гвидо Рени, отличавшаяся богатством и разнообразием красочных оттенков при передаче розового хитона и голубого плаща апостола. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую «палитру» до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.

3 Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими

Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими

мозаичистами. Ломоносова-химика привлекала к себе задачка раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.

4 Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания

Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания

физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов — красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных. «Живописцы, — писал Ломоносов, — употребляют цветы главные, прочие чрез смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов ефирной материи для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?»

5 Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол,

Вводя в опытные плавки различные вещества для окраски стекол,

Ломоносов вовсе не ограничивался теми из них, которые применялись раньше в стеклоделии, но постоянно испытывал новые. Уже в первой серии опытов, записанной в «Лабораторном журнале» Ломоносова, впервые в качестве красителя была применена ртуть, «растворенная в крепкой водке», осаждаемая «животной щелочью», или, иными словами, азотнокислая ртуть, осаждаемая аммиаком. В результате было получено стекло «бледно-пурпурового цвета». Немало потрудился Ломоносов и для того, чтобы добиться пучения «золотого рубинового стекла», приготовлением которого славился известный немецкий химик-практик XVII века Иоганн Кункель. Считалось, что Кункель унес секрет его изготовления в могилу, так как оставленные им сведения были сбивчивы и не содержали главнейших технологических условий получения этого ценного стекла необычайно интенсивной окраски. Проделав не менее семидесяти опытных плавок с применением золотых соединений, тщательно изучив все способы введения золота в стекло в сочетании с различными компонентами (суриком, магнезией, оловянной известью, роговым ребром и т. д.), учитывая значение температуры плавки и роль последующего отжига, Ломоносов самостоятельно разработал всю методику получения «золотого рубина», оказывавшуюся не под силу его многим западноевропейским современникам.

6 Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с

Ломоносов всегда стремился связать свои теоретические изыскания с

живой и непосредственной практикой. Работа по изобретению цветных прозрачных и непрозрачных стекол была для него одним из средств обоснования теории цветов. Здесь сама химия приходила ему на помощь, так как точно установленные химические вещества, взятые в точно измеренных весовых пропорциях, определяли характер и интенсивность цвета, окрашивающего стеклянную массу. Проблема света и цвета получала здесь как бы идеальное разрешение.

7 Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в

Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в

феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик». Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей. «То что Вы, славнейший муж, исследовали относительно наведения разных цветов на стекла, достойно Вас. Наши химики считают особенно важным это открытие», — писал ему из Берлина Леонард Эйлер 30 марта 1754 года.

8 В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом

В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом

шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов, способ плавки и полученные результаты. Его план экспериментальных работ строго продуман; он ставит опыты последовательными сериями, постепенно усложняет состав смальты, доведя число компонентов до шести, вводит их в различных весовых соотношениях и в различных сочетаниях.Ломоносов устанавливает влияние температуры плавки на физические свойства готового стекла, изучает прозрачность получаемых стекол, их цвет в проходящем и отраженном свете. Все новые наблюдения, идеи и экспериментальные навыки, возникшие у Ломоносова в связи с его занятиями физической химией, находят здесь блестящее применение.

9 В середине 1750 года в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер,

В середине 1750 года в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер,

доставивший графу Воронцову мозаичный портрет Елизаветы Петровны работы известного мастера Аллессандро Кокки по оригиналу Людовика Каравака, находящийся в настоящее время в павильонном зале Эрмитажа. Портрет произвел сильное впечатление на Ломоносова умелым подбором красочных оттенков при передаче богатого наряда императрицы — серебряной парчи платья, синего муара ленты, алмазов и сапфиров ее драгоценного убора. Ломоносов посвятил этому портрету стихи, начинавшиеся словами: Фортуну вижу я в тебе или Венеру И древнего дивлюсь художества примеру... Но сам он уже приближался в то время к полной разгадке всех тайн этого древнего художества.

10 Стихи эти верно характеризуют обстановку, в которой работал Ломоносов

Стихи эти верно характеризуют обстановку, в которой работал Ломоносов

В маленькой и тесной лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висела серой пеленой минеральная пыль. Закопченные низкие своды лаборатории озарялись отблесками огней нескольких печей. Печи были разных типов, но все они нещадно чадили и дымили. Ломоносов проводил здесь целые дни, совершенно не щадя своего здоровья.Он беспокоится лишь о том, чтобы не пострадали полученные им мозаичные составы, которые, по его словам, в лаборатории «для дыму и всегдашней пыли делать и держать нельзя».В довершение всего ему на каждом шагу мешает канцелярия. «За безделицею принужден я много раз в Канцелярию бегать и подьячим кланяться, чево я, право, весьма стыжусь, а особливо имея таких, как Вы, патронов», — жалуется он И. И. Шувалову в письме 15 августа 1751 года.

11 Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав

Но Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав

в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д.

12 Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и

Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и

богаче по своим красочным возможностям итальянских. Но этого было недостаточно. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Пришлось ему отыскать и лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было.

13 Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов

Вне связи с вековыми традициями мозаичного искусства, Ломоносов

совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики — ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность. Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу — мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены.

«Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/lomonosovu-bylo-dushno-i-tesno-v-kholodnykh-stenakh-akademii-nauk-229494.html
cсылка на страницу
Урок

История

150 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по истории > Без темы > Ломоносову было душно и тесно в холодных стенах Академии наук