Церковный раскол
<<  Церковный раскол Церковные облачения  >>
Церковный раскол
Церковный раскол
В 1653 г. Никон был избран патриархом и рьяно взялся за проведение
В 1653 г. Никон был избран патриархом и рьяно взялся за проведение
При активной поддержке царя Никон начал настаивать на исправлении
При активной поддержке царя Никон начал настаивать на исправлении
Никон вводил троеперстное крещение вместо двуперстного, велел
Никон вводил троеперстное крещение вместо двуперстного, велел
На раскольников начали обрушиваться преследования, от них требовали
На раскольников начали обрушиваться преследования, от них требовали
Одной из фанатичных последовательниц раскола стала боярыня Феодосья
Одной из фанатичных последовательниц раскола стала боярыня Феодосья
Спор о вере с Никитой Пустосвятом
Спор о вере с Никитой Пустосвятом
Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг
Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг
Вскоре отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем начали
Вскоре отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем начали
Однако и после осуждения патриарха Никона (см
Однако и после осуждения патриарха Никона (см
Торговый и Новоторговый уставы
Торговый и Новоторговый уставы
Также значительным влиянием на политику в последние годы правления
Также значительным влиянием на политику в последние годы правления
Алексей Михайлович получил в истории прозвище «Тишайший» за
Алексей Михайлович получил в истории прозвище «Тишайший» за
Московские резиденции Алексея Михайловича: Коломенское и Измайлово
Московские резиденции Алексея Михайловича: Коломенское и Измайлово
Фёдор Алексеевич (1676 – 1682)
Фёдор Алексеевич (1676 – 1682)
Уничтожение местничества – 1682 г
Уничтожение местничества – 1682 г

Презентация на тему: «Церковный раскол». Автор: . Файл: «Церковный раскол.ppt». Размер zip-архива: 2916 КБ.

Церковный раскол

содержание презентации «Церковный раскол.ppt»
СлайдТекст
1 Церковный раскол

Церковный раскол

Значительные изменения произошли в 17 в. в русской православной церкви, приведшие к её расколу. Авторитет церкви и её служителей к середине 17 в. стал падать вследствие общих тенденций к обмирщению и низких нравственных качеств ряда священников, чей образ жизни явственно расходился с проповедуемыми идеалами. Так, чтобы сократить время службы священники приказывали исполнять несколько песнопений и молитв одновременно (многогласие), что ряд деятелей церкви считал неприемлемым. В 1640-е гг. в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия», ставивший своей задачей восстановление прежних, правильных норм осуществления богослужения. В этот кружок входили будущие противники Никон и протопоп Аввакум.

Казанский собор в Москве, в котором служил Аввакум

Андреевский монастырь в Москве, в котором собирались члены «Кружка»

2 В 1653 г. Никон был избран патриархом и рьяно взялся за проведение

В 1653 г. Никон был избран патриархом и рьяно взялся за проведение

церковной реформы. Реформа шла по 2 направлениям: 1. Усиление патриаршеской власти, утверждение верховенства власти патриарха над царской. 2. Исправление богослужебных книг и обрядов по греческим образцам. Алексей Михайлович вначале полностью доверял Никону и называл его «собинным (личным, особым) другом». Никон использовал в качестве прецедента то влияние, которое имел при Михаиле Фёдоровиче патриарх Филарет, претендуя на звание как минимум соправителя царя. Никон говорил: «Яко же месяц емлет себе свет от солнца, токожде и царь емлет венчание от архиерея». Во время торжественных обрядов царь вёл под уздцы лошадь с восседающим на ней патриархом (иллюстр. вверху). Никон заставил Алексея Михайловича покаяться за убийство Иваном Грозным митрополита Филиппа и встать на колени перед его гробом (иллюстр. внизу).

3 При активной поддержке царя Никон начал настаивать на исправлении

При активной поддержке царя Никон начал настаивать на исправлении

богослужебных книг и обрядов по греческим образцам. Все члены «Кружка ревнителей» считали необходимым унифицировать обряды и тексты, но разногласия начались по поводу того, что должно быть взято за образец. Никон предлагал греческие (идущие от Византии) образцы, а Аввакум и его сторонники – сложившиеся на Руси. Это послужило основанием для церковного раскола. Противники реформ считали, что у греков ничего заимствовать нельзя, поскольку они нарушили чистоту православия, за что и были отданы под власть турок. Аввакум и его сторонники считали Русь единственной страной, сохранившей верность православию, поэтому полагали необходимым считать нормой уже утвердившиеся в России обряды и тексты.

Никон предлагает церковную реформу

4 Никон вводил троеперстное крещение вместо двуперстного, велел

Никон вводил троеперстное крещение вместо двуперстного, велел

произносить слово «аллилуйя» не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя против Солнца (с Запада на Восток) Также был изменён текст богослужебных книг: вместо «Исус» следовало писать «Иисус», вместо «видевшие» - «узревшие» и т. п. Предлагаемые Никоном исправления были лишь формальными, не затрагивающими основ веры, но Аввакум и его сторонники считали любое изменение сложившихся норм богоотступничеством: «Иже что, кто хотя малое переменит, да будет проклят». Они выражали готовность «умереть за единый аз» (т.е. за одну букву). Сторонников Аввакума и всех, кто не принимал реформ Никона, стали называть раскольниками и старообрядцами. Раскол стал многоплановым и противоречивым движением, в котором принимали участие все слои русского общества. В нём сильно проявлялись тенденции социального протеста, облечённые в религиозную форму. Раскольники были консерваторами, выступавшими против любых заимствований с Запада, так как это, по их мнению, угрожало чистоте веры.

Никон

Аввакум

5 На раскольников начали обрушиваться преследования, от них требовали

На раскольников начали обрушиваться преследования, от них требовали

принятия никоновских реформ. Протопоп Аввакум был сослан в Сибирь, затем вновь привезён в Москву, но опять отказался отречься от своих взглядов. Был сослан в заполярный острог Пустозерск, откуда ему удавалось передавать написанные в подземной тюрьме послания. В 1682 г. Аввакум и ряд его сподвижников был сожжён на костре в Пустозерске (см. иллюстр.).

Памятник в Пустозерске

Крутицкое подворье в Москве, где содержался под стражей Аввакум

6 Одной из фанатичных последовательниц раскола стала боярыня Феодосья

Одной из фанатичных последовательниц раскола стала боярыня Феодосья

Морозова, соратница Аввакума. Она была родственницей одного из Морозовых, пользовавшегося влиянием при дворе Алексея Михайловича. Морозова навещала Аввакума в заточении (см. старообрядческую икону), жертвовала деньги на содержание и деятельность старообрядцев. После отказа отречься от старообрядчества Морозова со своей сестрой были сосланы в Боровский монастырь (недалеко от Калуги) и там скончалась в заточении.

7 Спор о вере с Никитой Пустосвятом

Спор о вере с Никитой Пустосвятом

На картине В. Г. Перова представлен один из эпизодов раскола, произошедший летом 1682 г. При дворе царевны Софьи Алексеевны был проведён диспут между церковными иерархами и одним из предводителей раскола Никитой Пустосвятом. Сама Софья присутствовала на этом споре. Дело доходило до взаимных оскорблений и рукоприкладства спорящих сторон. После спора Никита Пустосвят был арестован и через несколько дней казнён.

8 Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг

Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг

Раскольники активно сопротивлялись реформам Никона и это часто перерастало в сопротивление царской власти, поддерживавшей эти реформы. Раскольники бежали в глухие места и основывали там скиты, раскольники часто практиковали коллективное самосожжение, из-за нежелания жить в «антихристовом» мире. Самым мощным раскольничьим восстанием было восстание монахов Соловецкого монастыря, продолжавшееся 8 лет. Монахи отказались признавать новые богослужебные книги и принимать царских наместников. Блокада и осада монастыря продолжалась так долго из-за того, что монастырь был хорошо укреплённым сооружением. К тому же монахи располагали большими запасами продовольствия и оружия. Несколько попыток штурма были отбиты восставшими. Царским войскам удалось проникнуть в монастырь лишь после того, как перебежчик указал тайный ход в крепость. Большинство сопротивлявшихся монахов были перебиты.

9 Вскоре отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем начали

Вскоре отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем начали

ухудшаться. Царь не мог смириться с претензиями патриарха на верховную власть, видя в этом ограничение принципа самодержавия. Между царём и патриархом стали происходить разногласия по конкретным вопросам. После одной из «обид», нанесённых царём, Никон в 1658 г. объявил о том, что слагает с себя сан патриарха, и удалился в Новоиерусалимский монастырь (на фото вверху). В 1666 г. был созван церковный собор, на котором Никон официально был лишён патриаршего сана и как простой монах сослан в один из северных монастырей. Т. о., царская власть одержала победу над церковной; это стало шагом на пути полного подчинения церкви государству.

10 Однако и после осуждения патриарха Никона (см

Однако и после осуждения патриарха Никона (см

картину) все его реформы обрядов и богослужебных книг остались в силе. Преследования старообрядцев продолжались.

11 Торговый и Новоторговый уставы

Торговый и Новоторговый уставы

В годы царствования Алексея Михайловича укреплялись экономические и политические связи с европейскими государствами. Широко привлекались приглашаемые из стран Европы специалисты в военном и инженерном деле, создавались «полки нового строя». Для регулирования торговых отношений с другими странами был разработан сначала Торговый (1653 г.), а затем и новоторговый (1667 г.) уставы, носившие протекционистский характер в отношении российских купцов. Большую роль в их разработке сыграл Алексей Ордин-Нащокин, известный государственный деятель 17 в. Торговый устав устанавливал единую пошлину в размере 5% от цены продаваемого товара (с иностранных купцов – 8%). Иностранцев склоняли продавать товар российским купцам на границе и не везти его далее во внутренние уезды.

А. Л. Ордин-Нащокин,

Новоторговый устав

12 Также значительным влиянием на политику в последние годы правления

Также значительным влиянием на политику в последние годы правления

Алексея Михайловича пользовался боярин Артамон Матвеев. Он управлял малороссийским и посольским приказами. Матвеев был одним из первых «западников», ценил общение с иностранцами, старался устроить дом на европейский манер. По его инициативе при царском дворе иностранная труппа дала первое на Руси театральное представление. После смерти Алексея Михайловича был сослан.

13 Алексей Михайлович получил в истории прозвище «Тишайший» за

Алексей Михайлович получил в истории прозвище «Тишайший» за

религиозность, незлобивость и мягкость характера (если дело не шло о прерогативах его власти). Основным увлечением Алексея Михайловича была соколиная охота, которой он уделял много времени. С соколиной охотой связаны такие топонимы Москвы как «Сокольники», «Ширяево поле» (в честь любимого сокола по кличке Ширяй). При непосредственном участии Алексея Михайловича была составлена книга «Урядник соколиного пути», досконально регламентирующая все аспекты соколиной охоты и содержания соколов.

Алексей Михайлович на охоте

«Урядник соколиного пути»,

14 Московские резиденции Алексея Михайловича: Коломенское и Измайлово

Московские резиденции Алексея Михайловича: Коломенское и Измайлово

15 Фёдор Алексеевич (1676 – 1682)

Фёдор Алексеевич (1676 – 1682)

После смерти Алексея Михайловича на престол вступает его старший сын Фёдор Алексеевич, рождённый от первой жены Алексея Михайловича – Милославской. Фёдор был очень слаб и болезнен, прожил всего 21 год. По меркам своего времени был достаточно образован, наставником Фёдора являлся известный просветитель Симеон Полоцкий. Фёдор способствовал созданию Славяно-греко-латинской Академии – первого высшего учебного заведения в России. При Фёдоре Алексеевиче была проведена перепись населения, несколько изменена система подворного налогообложения. Была упорядочена приказная система путём сокращения числа приказов. На Фёдора Алексеевича оказывали подавляющее влияние его властолюбивая сестра Софья Алексеевна и Апраксины – родственники жены.

Симеон Полоцкий

16 Уничтожение местничества – 1682 г

Уничтожение местничества – 1682 г

В начале 1682 г. было принято решение об отмене местничества, бывшего препятствием на пути эффективного управления государственными и военными делами. Из решения боярской думы: «Да погибнет в огни оное, Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное, и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовек!». Все разрядные книги (в которых было записано, кто, когда под чьим началом служил) были сожжены (см. рисунок вверху). Бездетный Фёдор Алексеевич скончался в мае 1682 г. После его смерти начинается острая борьба за власть между родами Милославских и Нарышкиных.

Продолжение

Фёдор Алексеевич (парсуна) М. М. Апраксина – жена Фёдора Алексеевича

«Церковный раскол»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/tserkovnyj-raskol-160685.html
cсылка на страницу
Урок

История

150 тем
Слайды