История Pоссии
<<  Реализация мероприятий в МБОУ «Тургеневская СОШ» в рамках проведения Года российской истории 2012 год – Год российской истории  >>
Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы
Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы
Самоидентификация докладчика
Самоидентификация докладчика
Общий план доклада
Общий план доклада
Феноменология: российские циклы, паттерны динамики западников и
Феноменология: российские циклы, паттерны динамики западников и
Связь фокусов внимания: от социальной эволюции к ментальной динамике
Связь фокусов внимания: от социальной эволюции к ментальной динамике
Общество – это система или сфера конкуренции групп за позиции и
Общество – это система или сфера конкуренции групп за позиции и
Важные уточнения
Важные уточнения
Понятийная связь исторической, социальной и ментальной динамик
Понятийная связь исторической, социальной и ментальной динамик
Как соотносятся рутинные (ресурсные, управленческие) решения и
Как соотносятся рутинные (ресурсные, управленческие) решения и
Как связаны с решениями психические установки, культурные образцы и
Как связаны с решениями психические установки, культурные образцы и
Решение социально и, тем более, исторически значимо только тогда,
Решение социально и, тем более, исторически значимо только тогда,
Как совместить фреймы и практики, символы и идентичности
Как совместить фреймы и практики, символы и идентичности
Когда в ритуалах закрепляются установки (фреймы, символы, идентичности
Когда в ритуалах закрепляются установки (фреймы, символы, идентичности
Менталитет и национальный характер — гуманитарные фикции, идеологемы
Менталитет и национальный характер — гуманитарные фикции, идеологемы
Связь с социальными структурами
Связь с социальными структурами
Понятийное ядро – связь ключевых понятий в период стабильности
Понятийное ядро – связь ключевых понятий в период стабильности
Связь ключевых понятий в период кризисов (нестабильности)
Связь ключевых понятий в период кризисов (нестабильности)
Общие закономерности ментальной и социальной динамики 1
Общие закономерности ментальной и социальной динамики 1
Общие закономерности 2
Общие закономерности 2
Общие закономерности 3
Общие закономерности 3
Общие закономерности 4
Общие закономерности 4
Специфика российского менталитета 1
Специфика российского менталитета 1
Специфика российского менталитета 2
Специфика российского менталитета 2
Воспроизводящееся разнообразие российских габитусов
Воспроизводящееся разнообразие российских габитусов
Габитусы и «русский спор» (самобытники versus западники)
Габитусы и «русский спор» (самобытники versus западники)
В чем состоит российская специфика закономерностей социальной и
В чем состоит российская специфика закономерностей социальной и
Государственный успех, агрегирует: уровень геополитического могущества
Государственный успех, агрегирует: уровень геополитического могущества
Свобода - защищенность личности и собственности Государственный успех
Свобода - защищенность личности и собственности Государственный успех
Сквозная динамика российских циклов
Сквозная динамика российских циклов
Главные такты российских циклов
Главные такты российских циклов
Понятие геокультуры – прямая аналогия с геоэкономикой
Понятие геокультуры – прямая аналогия с геоэкономикой
Природа «главного русского спора» - социокультурного раскола
Природа «главного русского спора» - социокультурного раскола
Пока Россия сохраняет обширную территорию и большую армию с мощным
Пока Россия сохраняет обширную территорию и большую армию с мощным
«Закон В.С.Соловьева» - драма патриотизма в России (А
«Закон В.С.Соловьева» - драма патриотизма в России (А
1 шаг
1 шаг
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 1
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 1
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 2
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 2
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 3
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 3
Российское государство после тактов «Кризис» и «Либерализация» вновь
Российское государство после тактов «Кризис» и «Либерализация» вновь
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 5
Объяснение «закона В.С.Соловьева» 5
Что же происходит с западниками
Что же происходит с западниками
Общий паттерн: раскол, потеря признания, ренегатство или радикализм
Общий паттерн: раскол, потеря признания, ренегатство или радикализм
Объяснение систематических упадков западничества
Объяснение систематических упадков западничества
Внутренняя неустойчивость западников – институциональные основы
Внутренняя неустойчивость западников – институциональные основы
Западники оказываются весьма зависимыми
Западники оказываются весьма зависимыми
Западники – «люди модерна» (И
Западники – «люди модерна» (И
Значимость ближнего круга
Значимость ближнего круга
Отсюда и главные беды западников:
Отсюда и главные беды западников:
Как геокультурные процессы влияют на российские циклы
Как геокультурные процессы влияют на российские циклы
Рост западничества в элитах и образованном классе
Рост западничества в элитах и образованном классе
«Маятниковая колея» и удерживающие силы
«Маятниковая колея» и удерживающие силы
Это уже отдельный вопрос
Это уже отдельный вопрос
Перевал
Перевал
Книги и статьи проф
Книги и статьи проф

Презентация: «Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы российской истории». Автор: Розов Николай Сергеевич. Файл: «Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы российской истории.ppt». Размер zip-архива: 699 КБ.

Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы российской истории

содержание презентации «Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы российской истории.ppt»
СлайдТекст
1 Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы

Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы

российской истории

проф.Н.С.Розов www.nsu.ru/filf/rozov/

2 Самоидентификация докладчика

Самоидентификация докладчика

Социальный философ, макросоциолог, стажировался у С.П.Никанорова (строгие понятийные аппараты), И.Валлерстайна (макросоциология) В социологии - приверженец веберианства (Р.Коллинз, М.Манн, Т.Скочпол, Ч.Тилли) В методологии - логического эмпиризма (И.Лакатос, К.Гемпель) Теоретик Статус тезисов доклада: отчасти обобщения чужих результатов, отчасти - гипотезы

3 Общий план доклада

Общий план доклада

Основания: методология подхода и социальная онтология как связь масштабов (фокусов внимания): от социальной эволюции к ментальной динамике Понятийный аппарат: связь микро-макро + динамика Закономерности социальной и ментальной динамики Специфика российских институтов и менталитета Коротко о циклах в истории России Роль понятия геокультуры Особенности исторической динамики самобытничества и западничества Вклад геокультуры в динамику российских циклов Идея ПЕРЕВАЛА к новой логике исторического развития

4 Феноменология: российские циклы, паттерны динамики западников и

Феноменология: российские циклы, паттерны динамики западников и

самобытников

Социальный механизм российских циклов

Связь геокультуры с внутренней конфликтной динамикой

Связь социальных масштабов, структура ритмов истории, ключевые понятия, закономерности ментальной и социальной динамики

Включенность России в автономные динамики: экосоциальную, геополитическую, геоэкономическую и геокультурную

Специфика российского менталитета и соц.динамики

Включенность России в общемировые тренды (индустриализация, урбанизация и проч.)

5 Связь фокусов внимания: от социальной эволюции к ментальной динамике

Связь фокусов внимания: от социальной эволюции к ментальной динамике

Социальная эволюция – важны сдвиги в институтах, технологиях, типах менталитета и проч., отвлекаемся от конкретных обществ Историческая динамика – отвлекаемся от всей сложности социальных взаимодействий, оставляем центральные конфликты, процессы, значимые для изменений в данном обществе Социальная динамика – сложность взаимодействий групп, лидеров в данном обществе; отвлекаемся от внутренних ментальных причин Ментальная динамика – изучаем эти причины, компоненты (психические и культурные)

6 Общество – это система или сфера конкуренции групп за позиции и

Общество – это система или сфера конкуренции групп за позиции и

ресурсы?

Главный аргумент в пользу второй версии – избавление от иллюзий запрограммированной функциональности и «естественных» механизмов поддержания целостности и равновесия

7 Важные уточнения

Важные уточнения

Конкуренция всегда происходит в определенной институциональной среде, сложившейся в результате прежних витков конфликтов и конкуренции уровень сплочения, национальной солидарности в обществе, способности конкурирующих за позиции и ресурсы групп действовать согласованно, сообща – это переменная, меняющаяся от страны к стране, и от периода к периоду в одном социуме.

8 Понятийная связь исторической, социальной и ментальной динамик

Понятийная связь исторической, социальной и ментальной динамик

Историческая динамика – ритмы движения от одной стабильности (институциональной среды и процессов в ней) до другой. Переход через ОТВЕТЫ (Тойнби) как констелляции решений. Социальная динамика: Внутри инст.среды (поддержание равновесия, накопления дисбалансов, рутинные конфликты). Рутинные решения. (Не)выполнение решений, следствия. В переходах между периодами стабильности (кризисные взаимодействия, бифуркационные процессы). Институциональные решения

9 Как соотносятся рутинные (ресурсные, управленческие) решения и

Как соотносятся рутинные (ресурсные, управленческие) решения и

институциональные (бифуркационные) сдвиги?

В сложившейся инст. среде индивиды и группы занимают определенные позиции и принимают рутинные ресурсные и орг. решения. Любые решения имеют непреднамеренные следствия, которые накапливаются, часто приводят к дисбалансам и дисфункциям. Рано или поздно это проявляется в критическом уровне дискомфорта влиятельных групп – в вызове, за которым следует ответ – совокупность решений, новых стратегий и практик. Эти ответы могут быть неадекватными, то происходят конфликты, кризисы. Адекватные ответы приводят к новой стабильности – новой институциональной среде. Далее цикл повторяется – это базовые ритмы исторической динамики

10 Как связаны с решениями психические установки, культурные образцы и

Как связаны с решениями психические установки, культурные образцы и

социальные структуры?

Любые решения принимают и выполняют люди таким образом, каким их восприятием и поведением управляют установки Сами же установки формируются через интериоризацию культурных образцов и социальных структур При этом, все социальные структуры – результаты прежних решений и взаимодействий (ср. с теорией структурации Э.Гидденса)

11 Решение социально и, тем более, исторически значимо только тогда,

Решение социально и, тем более, исторически значимо только тогда,

когда многие люди в той или иной мере его выполняют, т.е. получают соответствующие внутренние управляющие установки. Откуда же берутся последние? Ритуалы – универсальные «машины» возбуждения эмоций, создания общих символов и образов реальности, «впечатывания» установок в психику и поведение участников (Дюркгейм, Уаллер, Гофман, Коллинз)

Что дает теория интерактивных ритуалов для понимания процессов принятия и выполнения решений?

12 Как совместить фреймы и практики, символы и идентичности

Как совместить фреймы и практики, символы и идентичности

Как комплексировать десятки и сотни разнородных установок, распределенные по тысячам и миллионам индивидов? Экспликация понятия «габитус» (смутного у П.Бурдье): Фреймы – схемы восприятия и понимания Символы – святыни, идеалы, ценности Идентичности – занятие позиции во фреймах и соотнесение себя с символами Поведенческие стереотипы – склонности и способности к определенным действиям, практикам, стратегиям Наиболее социально значимое поведение осуществляют сплоченные группы - с единством габитусов и высокой асабией (эмоциональной энергией, мерой страстности в следовании символам)

13 Когда в ритуалах закрепляются установки (фреймы, символы, идентичности

Когда в ритуалах закрепляются установки (фреймы, символы, идентичности

стереотипы)? – только если они эмоционально положительно подкрепляются, согласно теории Скиннера Что такое габитус? – это конгломерат установок как ментальное следствие цепочки прошлых ритуалов Что такое национальный менталитет?

Бихевиоризм в психологии и теория менталитета в культурологии – мост через концептуальную пропасть

14 Менталитет и национальный характер — гуманитарные фикции, идеологемы

Менталитет и национальный характер — гуманитарные фикции, идеологемы

или полезные конструктивные концепты?

Менталитет — устойчивое разнообразие габитусов наиболее распространенных в диахронном (продолжающемся во многих поколениях) сообществе Национальный характер — совокупность внешних проявлений национального менталитета, наблюдаемых свойств представителей соответствующей общности, как правило, в сравнении и по контрасту с другими национальными общностями. Национальный характер относится к национальному менталитету примерно как фенотип - к генотипу, как культурные артефакты — к ядерным культурным образцам (архетипам), как воспринимаемая непосредственно речь — к реконструируемым базовым структурам языка (по Ф.Соссюру).

15 Связь с социальными структурами

Связь с социальными структурами

Наибольшую асабию и наиболее устойчивые габитусы производят повторяющиеся и особо внушительные ритуалы Те и другие происходят всегда в рамках обеспечивающих сообществ и институтов Сами эти сообщества и институты – следствия прежних, ритуально подкрепленных, решений

16 Понятийное ядро – связь ключевых понятий в период стабильности

Понятийное ядро – связь ключевых понятий в период стабильности

В равновесной институциональной среде, благодаря устойчивости менталитета (разнообразия габитусов), происходят однотипные ритуалы, принимаются и выполняются рутинные решения, имеющие в основе единство фреймов, символов, идентичностей и поведенческих стереотипов Однако накопление дисбалансов рано или поздно прекращает стабильность

17 Связь ключевых понятий в период кризисов (нестабильности)

Связь ключевых понятий в период кризисов (нестабильности)

Накопление дисфункций приводит к дискомфорту, фрустрации – к новым драматическим ритуалам, рефреймингу, смене установок (символов и идентичностей), практик и стратегий, - к новым решениям - попыткам сохранить позиции, что часто ущемляет чужие интересы, - к эскалации конфликтов, разрушению, перестройке сообществ и институтов Национальный менталитет (разнообразие габитусов) отчасти сохраняется, отчасти меняется Рано или поздно, на том или ином уровне эффективности и сложности институтов, устанавливается новое равновесие

18 Общие закономерности ментальной и социальной динамики 1

Общие закономерности ментальной и социальной динамики 1

Принцип восприятия установок обеспечивающего сообщества. Принцип макрособытий в формировании поколенческого разнообразия габитусов. Среди ритуалов сензитивного периода обсуждения наиболее громких событий в стране и культурно значимых других странах поляризуют позиции, формируют основные фреймы, символы и идентичности юных участников обсуждений Принцип непреднамеренных следствий институциональных решений.

19 Общие закономерности 2

Общие закономерности 2

Принцип типовых причин вызова. Дискомфорт, как правило, вызывается либо ресурсной депривацией (лишением экономических благ, снижением уровня престижа, сокращением силового потенциала, ущемлением прав, ростом угроз и т.д.), либо явным противоречием между нормативными представлениями (о свободе, порядке, достатке, правах, защищенности и проч.) и воспринимаемой социальной действительностью. Принцип выбора ответа. Стратегии как ответы на вызовы социального и морального дискомфорта направлены на восполнение ресурсов и/или на борьбу с теми, кому приписывается вина за дискомфорт

20 Общие закономерности 3

Общие закономерности 3

Принцип выбора символов групповой солидарности. Символы, во-первых, выбираются из доступного и приемлемого для групповой идентичности «идейного меню», во-вторых, они должны оправдывать принимаемые групповые стратегии преодоления дискомфорта, в-третьих, они должны быть (казаться) выигрышными в идеологической борьбе с основными идейными оппонентами, конкурентами за ресурсы. Принцип ритуальной сакрализации символов. В ритуалах солидарности, в действиях по выполнению стратегий, особенно связанных с риском для жизни, свободы, благосостояния, групповые символы закономерно обретают особую эмоциональную значимость (качества святыни, идеала, ценности), становятся самостоятельным мотиватором.

21 Общие закономерности 4

Общие закономерности 4

Принцип трансформации идей и стратегий. Идеи и стратегии участников меняются путем проб и ошибок в том направлении, которое позволяет им занять более ресурсно выигрышную позицию в конфликтном взаимодействии и сложившейся институциональной среде, причем, с точки зрения наиболее значимых для них ресурсов, позиций и символов.

22 Специфика российского менталитета 1

Специфика российского менталитета 1

Фрейм свои/чужие . Российская специфика состоит в высоком уровне отвержения, непризнания чужого, в отказе за чужим в праве на достоинство или даже на существование, либо в полном игнорировании и пренебрежении чужим. Для россиян характерны жесткое разделение и противопоставление «высоких», «духовных» идеалов (святынь, ценностей) и «низкой», «шкурной» выгоды, наживы, слабая способность к их органичному и устойчивому объединению, склонность к полному принятию того или иного полюса и последующим радикальным разочарованиям В России ближний круг жестко ассоциирован с теплой, неформальной, демонстративно бескорыстной взаимоподдержкой, тогда как государство, напротив, — с формальным принуждением и всяческими уходами от этого принуждения

23 Специфика российского менталитета 2

Специфика российского менталитета 2

Высшая властная позиция в России всегда персонифицирована. Фрейм Россия/Запад характеризуется у россиян, с одной стороны, чрезмерной референтностью Запада (именно западные оценки остаются наиболее значимыми, вне зависимости от того, соглашаются с ними или яростно их отвергают), с другой стороны, неуверенностью в себе и обостренным чувством собственного достоинства. Это может выражаться как в полном отрицании национальных достоинств, так и в навязчивом их превознесении.

24 Воспроизводящееся разнообразие российских габитусов

Воспроизводящееся разнообразие российских габитусов

Гнездо отстраненных аутсайдеров: обыватель, внутренний эмигрант, равнодушный; Гнездо ловких инсайдеров: пользователь-охранитель и пользователь-реформатор; Гнездо честных государственников: службист-реформатор и службист-охранитель; Гнездо недовольных: реформатор-западник, радикал-западник и радикал-самобытник; Гнездо подвижников: подвижник-западник и подвижник-самобытник.

25 Габитусы и «русский спор» (самобытники versus западники)

Габитусы и «русский спор» (самобытники versus западники)

Наибольшая поляризация происходит в гнезде недовольных аутсайдеров, оппозиционной интеллигенции. Далее нас будут интересовать группы западников и почвенников-самобытников, которые в разных условиях принимают модусы охранительства, реформаторства и радикализма.

26 В чем состоит российская специфика закономерностей социальной и

В чем состоит российская специфика закономерностей социальной и

ментальной динамики?

Провал средних социальных форм: есть два главных полюса: семья и ближний круг друзей, иногда соседи и сослуживцы (горизонтальные отношения солидарности и взаимопомощи) государство (отношения борьбы за ренту, принуждения и бегства от принуждения). Незащищенность собственности, перманентность переделов. Государственные практики перераспределения (сдач-раздач), принуждения, экспроприации и коррупции. Переток ресурсов к государству как монополисту аппарата принуждения и источнику ренты Переток ресурсов к элитам, разложение государства, обеднение населения, спорадические кризисы. Вымывание приватизированных ресурсов за пределы страны и устрожение государственного контроля, тенденции к закрытию границ

27 Государственный успех, агрегирует: уровень геополитического могущества

Государственный успех, агрегирует: уровень геополитического могущества

престижа, уровень легитимности власти и стабильности политического режима, уровень экономического и эмоционального комфорта (удовлетворения материальных и социальных потребностей) влиятельных групп. Свобода агрегирует: уровень фактической независимости индивидов (подданных, граждан), защищенности от прямого принуждения и насилия; уровень защиты личных, гражданских и политических свобод, прав человека; уровень защиты собственности, свободы предпринимательства; уровень партиципаторности (участия населения в управлении обществом); уровень конституционализма (подчиненности власти законам)

В каких измерениях происходят циклы социально-политической истории России?

28 Свобода - защищенность личности и собственности Государственный успех

Свобода - защищенность личности и собственности Государственный успех

– внешний престиж и внутренняя стабильность

29 Сквозная динамика российских циклов

Сквозная динамика российских циклов

Стагнация и разложение

Авторитарный откат

Либерализация

Кризис

Успешная мобилизация

Распад государства

Гос.успех

Свобода

30 Главные такты российских циклов

Главные такты российских циклов

Кризис 1564,1601-05,1648,1662,1670,1682,1698,1730,1773,1812, 1825,1855,1905,19167-17, лето-осень 1917,1918,1920-21,1927-28, 1941-43,1989-91,1993, 1993-99

Стагнация и разложение 1575-1601,1633-50, 1671-98, 1725-73, 1833-54, 1894-05 1911-17, 1968-86, 2006-?

Авторитарный откат 1565-72,1619,1698,1730,1796-1801,1811-15, 1826-30,1848,1881-94,1907-11, лето 1917, январь 1918,1929-38,1948-53, 2003-2006

Либерализация 1613-19, 1730,1801-11,1825,,1861-68, 1881,1905, весна 1917, 1921-28, 1956-68,1986-93

Успешная мобилизация 1547-61,1650-70, 1698-1725, 1775-1805, 1812-31, 1874-81 1918-22,1929-41, 1943-62

Распад государства 1608, 1918,1991

Государственный успех (внешний престиж, внутренняя стабильность)

Свобода (защита прав и собственности)

31 Понятие геокультуры – прямая аналогия с геоэкономикой

Понятие геокультуры – прямая аналогия с геоэкономикой

Экономика – это совокупность процессов производства, обмена, распределения и потребления благ. Геоэкономика включает экономические процессы, пересекающие политические границы. Культура – совокупность процессов производства, распространения, использования и трансляции в поколениях образцов (языковых, смысловых, поведенческих, технических и проч.). Геокультура включает такие процессы, пересекающие политические границы. Основные геокультурные процессы – диффузия, заимствования, миссионерство, ученичество, паломничество, культурная экспансия, межкультурный обмен и т.д.

32 Природа «главного русского спора» - социокультурного раскола

Природа «главного русского спора» - социокультурного раскола

Почему в России воспроизводится раскол между западничеством и почвенничеством-державничеством, несмотря на многократную сокрушительную критику этой «ложной дилеммы»?

33 Пока Россия сохраняет обширную территорию и большую армию с мощным

Пока Россия сохраняет обширную территорию и большую армию с мощным

оружием, пока европейцы не признают Россию равноправной частью Европы, пока при этом будет продолжаться в России сугубо западная (изначально французская и немецкая, теперь отчасти американизированная) традиция науки и образования, до тех пор продлится и культурный раскол — идеологическое противостояние между западничеством и почвенничеством-великодержавием

34 «Закон В.С.Соловьева» - драма патриотизма в России (А

«Закон В.С.Соловьева» - драма патриотизма в России (А

Л,Янов)

Классический случай – XIX век: 1 шаг. Благородная оппозиционность первых славянофилов - «острие внутрь» – сделать Россию лучше 2 шаг . Историософский и геополитический реваншизм Тютчева, «византизм», призывы к «подморозке России» К.Леонтьева, антилиберализм и зреющий антисемитизм Ф.Достоевского, Н.Данилевского. Триада графа Уварова. 3 шаг. Сервилизм и державничество – «острие вовне» – обвинение Европы как исконного врага. Полицейская идеология Победоносцева и черносотенство Пуришкевича

35 1 шаг

1 шаг

1960-е гг.Оппозиционные к советскому официозу писатели-деревенщики (В.Шукшин, В.Распутин, В.Астафьев, Ф.Абрамов, А.Солженицын) 2 шаг. 1970-80-е гг. «Русская партия» с антисемитизмом и зреющим антизападничеством – попытки примкнуть к власти (И.Глазунов, В.Белов, В.Иванов, И.Шевцов, В.Кожинов) 3 шаг. 2000-е гг.– великодержавие, откровенное прислуживание власти, «разоблачительная» провокативная антизападная пропаганда (А.Дугин, А.Проханов, Н.Нарочницкая,С.Кургинян, М.Леонтьев, М.Шевченко и др.)

Деградация самобытничества-почвенничества во второй половине XX века

36 Объяснение «закона В.С.Соловьева» 1

Объяснение «закона В.С.Соловьева» 1

Первый период почвенничества в форме славянофильства (1840?50?е гг.) и «деревенской прозы» (конец 1950-х - начало 1960-х гг.) приходится после завершения «Успешной мобилизации», в такте «Стагнация» Государственное принуждение в эпохи «Николаевщины» и «Сталинщины» касалось многих слоев населения, среди них особо страдающей стороной было закрепощенное крестьянство. Защитниками его, а также угнетенной народной культуры, и выступали обладатели соотв. культурного капитала, первые почвенники в обоих случаях: славянофилы — в XIX и писатели-деревенщики — в XX вв.

37 Объяснение «закона В.С.Соловьева» 2

Объяснение «закона В.С.Соловьева» 2

По мере нарастания процессов делегитимации принудительного авторитарного государства растут протестные движения, Согласно принципам ментальной динамики, они выбирают символы из «доступного меню» , оправдывающие борьбу против авторитарного государства Таковыми оказываются не локалистские романтические идеи самобытничества, а идеи универсальные, антиавторитарные и антитрадиционалистские Это социализм и марксизм с 1860-х гг., демократические и либеральные идеи с 1970-х гг. Все они – западнические!

38 Объяснение «закона В.С.Соловьева» 3

Объяснение «закона В.С.Соловьева» 3

динамика конфликта идей приводит к тому, что почвенничество теперь поляризуется против западничества и против Европы, принципов свободы и демократии как главных символов оппонентов Для усиления аргументации оно вынуждено апеллировать уже не столько к исконным крестьянским ценностям, традициям, «народному духу» и т. п., сколько к мифологизированной великодержавной «истории побед», к религии и церкви, к государственничеству.

39 Российское государство после тактов «Кризис» и «Либерализация» вновь

Российское государство после тактов «Кризис» и «Либерализация» вновь

крепнет (реакция при Александре III, становление сталинизма, «вставание с колен» при В.Путине) и нуждается в новой идеологической легитимации. Любые освободительные идеи в этом отношении оказываются подрывными и отвергаются государственными лидерами и бюрократией (если не декларативно, то в политической практике)

Объяснение «закона В.С.Соловьева» 4

40 Объяснение «закона В.С.Соловьева» 5

Объяснение «закона В.С.Соловьева» 5

Избавленные от изначального протестного, антинасильственного пафоса почвеннические, «патриотические», великодержавные идеи становятся весьма привлекательными и инкорпорируются в официальную идеологию Таковы триада графа Уварова, великорусский шовинизм и «ампир» при Сталине, нынешние попытки пропагандировать И.Ильина, объединение и оправдание всей дореволюционной и советской внутренней и внешней политики как «Великой Судьбы Великой Империи». Антизападные и антилиберальные почвенники не могут устоять от заманчивой позиции признанных и подкармливаемых властью державных идеологов. Процесс деградации патриотизма на этом завершается.

41 Что же происходит с западниками

Что же происходит с западниками

7 плеяд

1. Фрондеры: Радищев и Новиков Репрессии, дискредитация при авторитарном откате 2. Декабристы, ранний Карамзин, Жуковский 3. Классические западники: Чаадаев, Грановский, Герцен, Белинский 4. «Освободители»: марксисты и либералы. Плеханов, Милюков, Керенский, Мартов, Ленин, Троцкий, Маяковский 5. «Шестидесятники»: И.Эренбург, ранний А.Зиновьев, В.Буковский, А.Галич, А.Сахаров, В. Аксенов, И.Бродский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко 6. «Перестройщики»: А.Сахаров, В.Коротич, Б.Березовский, Егор Яковлев, А.Н.Яковлев, А.Аганбегян, Г.Попов, Т.Заславская, Ю.Левада, В.Ядов, А.Ахиезер, Е.Ясин, Е.Гайдар, Г.Явлинский, Нынешняя 7-я плеяда. «Либералы и демократы». Всем известные люди (кого-то не упомянешь – обидятся)

42 Общий паттерн: раскол, потеря признания, ренегатство или радикализм

Общий паттерн: раскол, потеря признания, ренегатство или радикализм

ни одна плеяда не отличается единством, завидным общественным признанием и успешной политической судьбой. общими являются репрессии, изгнание, расколы, взаимное недоверие и отчуждение, драматические повороты в мировоззрении и политических практиках в случаях явного политического успеха, захвата власти в России (1917?18гг., 1991 г.) западники либо сдают позиции, уходят с политической сцены, либо сами соскальзывают к стереотипам «русской власти» — нетерпимости к политической конкуренции, практикам насилия, принуждения, экспроприации и передела ресурсов.

43 Объяснение систематических упадков западничества

Объяснение систематических упадков западничества

Институциональная среда в России расширяет нишу для западничества только в один период циклической динамики – при нарастании «Кризиса» и явной дискредитации авторитарной власти и режима. Каждая плеяда – это либо агенты фальшстарта «Либерализации» (фрондеры 1780-х гг., декабристы 1825 г.), терпящие жесткие репрессии Либо агенты социальной поддержки «Либерализации сверху» (1860-е, 1960-е), быстро свернутой Либо участники «Либерализации, ведущей к распаду гос-ва» (1917-18, 1989-91). Новый режим каждый раз через 10-12 лет становится откровенно авторитарным с антизападной пропагандой, изгнанием, подавлением и дискредитацией западников Итак, первая часть объяснения – непременное столкновение западников с режимом «русской власти», который распознает опасность либерализма и подавляет его

44 Внутренняя неустойчивость западников – институциональные основы

Внутренняя неустойчивость западников – институциональные основы

Кто является обеспечивающими сообществами для западников? Государственная власть. Большинство образованного класса, в том числе, западники, живут за счет казны – отсюда их (наши!) упования на «мудрую власть» Сами для себя (ритуалы моральной и интеллектуальной солидарности, от «разговоров на кухне» до салонов и социологических семинаров), отсюда «кружковщина» Западные коллеги как референтные группы, отсюда – надменность к «русской жизни» и склонность к эмиграции

45 Западники оказываются весьма зависимыми

Западники оказываются весьма зависимыми

От продвижения в гос. институтах: при подъеме протестность падает, они становятся реформаторами или вовсе охранителями, при опале, увольнении, репрессиях растет радикализм, ставка на революционное насилие. От принятия или непринятия на Западе. Непринятые в «свои» Западом западники довольно быстро превращаются в заядлых антизападников и патриотов-державников. Яркий пример – А.А.Зиновьев. «Принятые» зачастую преисполняются презрением и пренебрежением ко всему российскому

46 Западники – «люди модерна» (И

Западники – «люди модерна» (И

Г.Яковенко) или такие же носители российского менталитета?

Непризнание чужого. Именно так западники относятся к антизападникам, например, называя их краснокоричневыми, не желая вообще никак с ними соприкасаться. Для радикалов-западников таким же чужим является государство, власть, системные политики и чиновники. Противопоставление «высоких», «духовных» идеалов (святынь, ценностей) и «низкой», «шкурной» выгоды, наживы, Западники не хотят и не умеют сочетать свои «высокие» идеалы свободы, демократии, прав человека с «низкими и шкурными» интересов обывателей – большинства населения России

47 Значимость ближнего круга

Значимость ближнего круга

За пределами семьи у обычного западника имеется весьма высокий идеологический ценз на принятие в ближний круг. Отсюда постоянный поиск микроскопических различий в идеологии. Отсюда и большая отчужденность, расщепленность на огромное число фракций и группок, кружков в самом западничестве, неспособность создать широкое движение. Высшая властная позиция в России всегда персонифицирована, символ порядка крепко связан с сильной властью, - отсюда наивные надежды западников на приход мудрого просвещенного царя Фрейм Россия/Запад - чрезмерная референтность Запада + неуверенность в себе. Отсюда у западников отсутствие инициативы, лидерства, постоянная оглядка на Запад – «что скажет княгиня Марья Алексеевна»

48 Отсюда и главные беды западников:

Отсюда и главные беды западников:

Неспособность «держать удар» со стороны репрессивной власти, соскальзывание либо к бегству, эскапизму, либо к радикализму и ответному насилию, либо к ренегатству и сервильности. Наивные упования на власть, на «нового мудрого царя», неспособность и нежелание соединить свои «символы веры» с действительными заботами и чаяниями разных групп и слоев населения, «варение в собственном соку» и пренебрежение участием в низовых движениях самоорганизации, гипертрофированная фиксация на «идейной чистоте» и «размежевании» вместо поиска общих платформ для солидарного действия

49 Как геокультурные процессы влияют на российские циклы

Как геокультурные процессы влияют на российские циклы

Главные переменные: Актуально доминирующий тип идеологий на Западе, особенно, в ядре миросистемы, в стране-лидере: Универсалистские (Просвещение, социализм, демократия, либерализм) Локалистские (романтизм, расизм, социал-дарвинизм, цивилизационная несовместимость) Геополитика России: Союз с державой-лидером (Францией, Англией, США), источником идеологий Конфликт с державой-лидером, источником идеологий

50 Рост западничества в элитах и образованном классе

Рост западничества в элитах и образованном классе

Институциональные реформы, замедление стагнации, относительно успешная Либерализация 1760-1790 (Франция и Просвещение, масонство), 1801-1811 (Англия и ест.право), 1956-1968 (Франция и гуманизм)

Первоначальное принятие интеллектуалами локалистских идеологий, затем адаптация их, «драма патриотизма», рост великодержавия, внешнеполитические авантюры и гос. кризис 1810-е-1840-е (Пруссия и романтизм), 1890-1900-е – (общеевропейский расизм),1930-е (Германия и фашизм)

Правящая элита склоняется к самобытничеству, западники радикализуются. Нарастает конфликтность, Кризис государства 1840-1853 (Англия и либерализм), 1881-1905 (Англия, Германия и социализм), 1968-86 (США и демократия, права человека)

Дискредитация локалистских идей на официальном уровне. Естественный подъем универсалистских западнических идей, что встречает противодействие власти и Откат. Война с фашистской Германией, борьба с «космополитами», генетикой, кибернетикой в конце 1940-х гг.

Доминирует универсализм

Доминирует локализм

Союз России со страной – центром геокультурного престижа

Конфликт России со страной – источником идеологий

51 «Маятниковая колея» и удерживающие силы

«Маятниковая колея» и удерживающие силы

Гос.успех

Свобода

Триумф

Стагнация

Кризис

Авт.откат

Либерализация

Элиты преуспели благодаря принуждению, чужая свобода им не нужна, а своя ведет к безответственности и стагнации

Для восстановления порядка известны и доступны только практики принуждения

52 Это уже отдельный вопрос

Это уже отдельный вопрос

Он рассмотрен в книге «Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке» (в печати) www.nsu.ru/filf/rozov/publ/kol-per.htm

Каковы прагматические выводы для стратегий интеллектуальных сообществ в актуальной социально-политической ситуации?

53 Перевал

Перевал

Идея книги - ПЕРЕВАЛ к новой логике исторического развития

Стагнация

Авторитарный откат

Кризис

Либерализация

Распад государства

Защищенность личности и собственности Правила честной игры Конкурентность и отдача от усилий Общенациональная солидарность Подъем миросистемного статуса страны

Гос.успех

Свобода

54 Книги и статьи проф

Книги и статьи проф

Н.С.Розова см. на сайте: www.nsu.ru/filf/rozov/publ/

Благодарю за внимание! Можно вернуться к любому слайду

«Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы российской истории»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/zakonomernosti-mentalnoj-dinamiki-i-vklad-geokultury-v-tsikly-rossijskoj-istorii-86895.html
cсылка на страницу
Урок

История

150 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по истории > История Pоссии > Закономерности ментальной динамики и вклад геокультуры в циклы российской истории