Золотой век
<<  Развитие женского образования в России “Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”  >>
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Божественный Микеланджело
Божественный Микеланджело
Скульптор Живописец Архитектор Поэт Мыслитель
Скульптор Живописец Архитектор Поэт Мыслитель
Джорджо Вазари
Джорджо Вазари
Пьета
Пьета
«Пьета»1499г
«Пьета»1499г
«Пьета» - «Оплакивание Христа»
«Пьета» - «Оплакивание Христа»
Пьета
Пьета
Давид
Давид
Площадь Сеньории во Флоренции
Площадь Сеньории во Флоренции
«Давид» мрамор h=5,17м
«Давид» мрамор h=5,17м
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
«Давид» 
«Давид» 
История создания
История создания
Скорчившийся мальчик
Скорчившийся мальчик
«Скорчившийся мальчик» 1530-1534 h=54см
«Скорчившийся мальчик» 1530-1534 h=54см
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Скорчившийся мальчик
Скорчившийся мальчик
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Гробница папы ЮлияII «Моисей»
Гробница папы ЮлияII «Моисей»
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Моисей занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II
Моисей занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II
Римская базилика Сан – Пьетро – ин - Винколи
Римская базилика Сан – Пьетро – ин - Винколи
«Моисей» Микеланджело
«Моисей» Микеланджело
Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре
Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре
Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре
Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре
Сикстинская капелла
Сикстинская капелла
Потолок Сикстинской капеллы
Потолок Сикстинской капеллы
Сикстинская Капелла
Сикстинская Капелла
Потолок Сикстинской капеллы
Потолок Сикстинской капеллы
Сотворение Адама Свод Сикстинской капеллы Фреска 1511г
Сотворение Адама Свод Сикстинской капеллы Фреска 1511г
The iconic image of the Hand of God giving life to Adam
The iconic image of the Hand of God giving life to Adam
Сотворение Адама
Сотворение Адама
Сотворение Адама
Сотворение Адама
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
The Libyan Sybil, Sistine Chapel, accomplished
The Libyan Sybil, Sistine Chapel, accomplished
A Ignudo Sistine Chapel
A Ignudo Sistine Chapel
Маркиза Пескара Портрет работы Себастьяно дель Пьомбо Портрет маркизы
Маркиза Пескара Портрет работы Себастьяно дель Пьомбо Портрет маркизы
На этом о. Иския выросла Виттория в семье своего будущего тестя и
На этом о. Иския выросла Виттория в семье своего будущего тестя и
Великое чувство…
Великое чувство…
Сонет №60 И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что
Сонет №60 И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Цитата
Цитата
Картина XIX века Виттория Пескара и Микеланджело у скульптуры «Моисея»
Картина XIX века Виттория Пескара и Микеланджело у скульптуры «Моисея»
Собор Св
Собор Св
Площадь Св
Площадь Св
Ансамбль площади Св
Ансамбль площади Св
Капитолийский дворец и музеи Архитектор – Микеланджело
Капитолийский дворец и музеи Архитектор – Микеланджело
Купол собора Св
Купол собора Св
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
История собора Св
История собора Св
в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело
в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело
Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница
Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Золотой век Ренессанса
Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница
Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница
Словарь
Словарь
Базилика Максенция
Базилика Максенция
Базилика (базилика)
Базилика (базилика)
Конклав (происходит от лат
Конклав (происходит от лат
Галерея Уффици во Флоренции
Галерея Уффици во Флоренции
Галерея Уффици во Флоренции
Галерея Уффици во Флоренции
Галерея Уффици
Галерея Уффици
Итоги урока
Итоги урока

Презентация: «Золотой век Ренессанса». Автор: Марина. Файл: «Золотой век Ренессанса.ppt». Размер zip-архива: 4429 КБ.

Золотой век Ренессанса

содержание презентации «Золотой век Ренессанса.ppt»
СлайдТекст
1 Золотой век Ренессанса

Золотой век Ренессанса

Тема 5. Эпоха Возрождения в искусстве

Урок 31

Подготовила М.В.Коновалова, учитель истории, обществознания, МХК школы Наталии Нестеровой, 06.05.10

2 Божественный Микеланджело

Божественный Микеланджело

3 Скульптор Живописец Архитектор Поэт Мыслитель

Скульптор Живописец Архитектор Поэт Мыслитель

6 марта 1475 – 18 февраля 1564 (88 лет)

4 Джорджо Вазари

Джорджо Вазари

«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.» Т. V. М., 1971.

«Искусства достигли в нём такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.»

5 Пьета

Пьета

6 «Пьета»1499г

«Пьета»1499г

h=174см. Собор Св.Петра. Ватикан

7 «Пьета» - «Оплакивание Христа»

«Пьета» - «Оплакивание Христа»

— первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили об её авторстве). Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

8 Пьета

Пьета

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета. Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

9 Давид

Давид

10 Площадь Сеньории во Флоренции

Площадь Сеньории во Флоренции

11 «Давид» мрамор h=5,17м

«Давид» мрамор h=5,17м

Академия Флоренция

12 Золотой век Ренессанса
13 «Давид» 

«Давид» 

Давид»

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор 5-метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее (terribilit?). Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

14 История создания

История создания

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке. После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

15 Скорчившийся мальчик

Скорчившийся мальчик

16 «Скорчившийся мальчик» 1530-1534 h=54см

«Скорчившийся мальчик» 1530-1534 h=54см

Эрмитаж С-Пб.

17 Золотой век Ренессанса
18 Золотой век Ренессанса
19 Скорчившийся мальчик

Скорчившийся мальчик

— единственная скульптура Микеланджело в России. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Первоначально скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 году.

20 Золотой век Ренессанса
21 Гробница папы ЮлияII «Моисей»

Гробница папы ЮлияII «Моисей»

22 Золотой век Ренессанса
23 Моисей занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II

Моисей занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II

в римской базилике Сан-Пьетро-и-Винколи.

24 Римская базилика Сан – Пьетро – ин - Винколи

Римская базилика Сан – Пьетро – ин - Винколи

Рим

25 «Моисей» Микеланджело

«Моисей» Микеланджело

Считается, что это первая скульптура, для восприятия которой значим временной аспект. Обходя статую, зритель вместо с ростом напряжения образа чувствует, как неумолимо нарастает движение фигуры, выявляется скрытый в ней динамический заряд. Со времени своего создания «Моисей» воспринимался как одно из великих свершений человеческого гения, «быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике». Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.

26 Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

27 Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре

(итал. Museo dell'Opera di Santa Maria del Fiore) — музей во Флоренции, открытый 3 мая 1891 года. В музее выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии. Расположен позади апсиды собора Санта-Мария-дель-Фьоре во дворце, который уже использовался Донателло и Брунеллески, как мастерская при строительстве собора. Первый камень в здание будущего музея был заложен 8 сентября 1296 года, само здание, по решению Флорентийской республики предназначалось для администрации строительства собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Сегодня в музее также располагаются реставрационные мастерские.

28 Сикстинская капелла

Сикстинская капелла

29 Потолок Сикстинской капеллы

Потолок Сикстинской капеллы

По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд».

30 Сикстинская Капелла

Сикстинская Капелла

Рим

(итал. Cappella Sistina) в Риме - бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен, которые расписывали в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другие мастера по заказу Сикста IV. В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папы Юлия II. А в 1536—1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд», по заказу папы Павла III. С конца XV века, в Капелле проходят Конклавы, первым Конклавом, прошедшим в Капелле был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI.

31 Потолок Сикстинской капеллы

Потолок Сикстинской капеллы

32 Сотворение Адама Свод Сикстинской капеллы Фреска 1511г

Сотворение Адама Свод Сикстинской капеллы Фреска 1511г

Рим Ватикан

33 The iconic image of the Hand of God giving life to Adam

The iconic image of the Hand of God giving life to Adam

34 Сотворение Адама

Сотворение Адама

(итал. La creazione di Adamo) — фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Является четвертой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт.1:27)

35 Сотворение Адама

Сотворение Адама

«Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей красной туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, но момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания

36 Золотой век Ренессанса
37 Золотой век Ренессанса
38 Золотой век Ренессанса
39 The Libyan Sybil, Sistine Chapel, accomplished

The Libyan Sybil, Sistine Chapel, accomplished

40 A Ignudo Sistine Chapel

A Ignudo Sistine Chapel

41 Маркиза Пескара Портрет работы Себастьяно дель Пьомбо Портрет маркизы

Маркиза Пескара Портрет работы Себастьяно дель Пьомбо Портрет маркизы

Виттории Колонны (1490/92 – 1547)

42 На этом о. Иския выросла Виттория в семье своего будущего тестя и

На этом о. Иския выросла Виттория в семье своего будущего тестя и

прожила многие годы

43 Великое чувство…

Великое чувство…

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Достаточно скоро «первое, естественное, пламенное влечение художника было введено маркизой Пескара с мягкой властностью в рамки сдержанного поклонения, какое единственно приличествовало ее роли светской инокини, её скорби по умершему от ран супругу и её философии загробного воссоединения с ним». Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Для неё художником написано «Распятие», дошедшее до нас в поздних копиях. Идеи религиозного обновления (см. Реформация в Италии), волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».[10]

44 Сонет №60 И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что

Сонет №60 И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что

мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит. Жду ль радости, тревога ль сердце давит, Мудрейшая, благая донна, — вам Обязан всем я, и тяжел мне срам, Что вас мой дар не так, как должно, славит. Не власть Любви, не ваша красота, Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений В злосчастии моем несут вину, — Затем, что смерть с пощадою слита У вас на сердце, — но мой жалкий гений Извлечь, любя, способен смерть одну. Микеланджело

45 Золотой век Ренессанса
46 Цитата

Цитата

Друг и биограф художника Кондиви пишет: «Особенно велика была любовь, которую он питал к маркизе Пескара, влюбившись в ее божественный дух и получив от нее безумную ответную любовь. До сих пор хранит он множество ее писем, исполненных самого чистого и сладчайшего чувства… Сам он написал для нее множество сонетов, талантливых и исполненных сладостной тоски. Много раз покидала она Витербо и другие места, куда ездила для развлечения или чтобы провести лето, и приезжала в Рим только ради того, чтобы повидать Микеланджело. А он, со своей стороны, любил ее так, что, как он мне говорил, его огорчает одно: когда он пришел посмотреть на нее, уже неживую, то поцеловал только ее руку, а не в лоб или в лицо. Из-за этой смерти он долгое время оставался растерянным и как бы обезумевшим»

47 Картина XIX века Виттория Пескара и Микеланджело у скульптуры «Моисея»

Картина XIX века Виттория Пескара и Микеланджело у скульптуры «Моисея»

48 Собор Св

Собор Св

Петра Рим

49 Площадь Св

Площадь Св

Петра

50 Ансамбль площади Св

Ансамбль площади Св

Петра

51 Капитолийский дворец и музеи Архитектор – Микеланджело

Капитолийский дворец и музеи Архитектор – Микеланджело

52 Купол собора Св

Купол собора Св

Петра

53 Золотой век Ренессанса
54 Золотой век Ренессанса
55 История собора Св

История собора Св

Петра

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него, кстати, остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, и туда перенесли останки св. Петра, принявшего в 66 г. мученическую кончину в цирке Нерона. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

56 в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело

в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

57 Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница

Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница

дно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы — напоминает поток лавы (поток мысли).

58 Золотой век Ренессанса
59 Золотой век Ренессанса
60 Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница

Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница

дно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы — напоминает поток лавы (поток мысли). Уникальная по форме монументальная лестница, ведущая в библиотеку, возведённая по проекту Микеланджело, представляет собой сложное сооружение, делающее подъём в библиотеку длиннее и выше, чем в действительности. Каждая деталь в библиотеке — окна, потолок, пол и скамьи в читальном зале — продумана Микеланджело, постаравшимся создать в ней практичную учебную атмосферу для мирян.

61 Словарь

Словарь

62 Базилика Максенция

Базилика Максенция

63 Базилика (базилика)

Базилика (базилика)

(греч. ???????? — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов. Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, греч. hapsidos — свод, арка), увенчанной полукуполом. Входом в базилику является поперечный объём — нартекс — притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство.

64 Конклав (происходит от лат

Конклав (происходит от лат

con claudere (закрывать вместе), хотя часто считается, что происходит от лат. cum clave (под ключом)) — собрание кардиналов, созываемое после смерти папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение.

65 Галерея Уффици во Флоренции

Галерея Уффици во Флоренции

66 Галерея Уффици во Флоренции

Галерея Уффици во Флоренции

История Уффици начинается в июле 1559 г., когда правитель Флоренции Козимо I Медичи замышляет объединить все административные службы города в общем просторном дворце. Для реализации проекта был приглашен мастер Джорджо Вазари, который и начал работу в 1560 г. Однако в 1574 г. Вазари умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. С 1575 г. в здании Уффици началось формирование музея — его основу составила семейная коллекции Медичи. После заката династии Медичи коллекция продолжала пополняться. Сейчас она включает множество шедевров таких итальянских мастеров, как Джотто, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Уччелло, фра Филиппо Липпи, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа и др. Здесь также немало образцов античного, французского, испанского, немецкого, голландского и фламандского искусства.

67 Галерея Уффици

Галерея Уффици

(итал. Galleria degli Uffizi, буквально — «галерея канцелярий») — дворец во Флоренции, построенный в 1560—1581 гг. и сейчас являющийся одним из самых крупных и значимых музеев европейского изобразительного искусства.

68 Итоги урока

Итоги урока

«Золотой век Ренессанса»
http://900igr.net/prezentacija/istorija/zolotoj-vek-renessansa-132591.html
cсылка на страницу

Золотой век

15 презентаций о Золотом веке
Урок

История

150 тем
Слайды
900igr.net > Презентации по истории > Золотой век > Золотой век Ренессанса